Иоганн штраус биография. Иоганн Штраус: биография, интересные факты, творчество, видео

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вальсы Штрауса

«Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому Иоганн Штраус-сын. Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!

Историю Вальсов Иоганна Штрауса, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания Вальсов Штрауса

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

Уже в девятнадцатилетнем возрасте начинающий композитор преподал урок собственному отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой, в завершении концерта был исполнен один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не могло оставить без комментариев подобного рода выходку, и все газеты на утро писали, что пора бы старому поколению композиторов отойти в сторону перед молодыми дарованиями. Отец был в бешенстве.


Тем временем популярность молодого композитора лишь возрастала. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Штрауса. Благодаря обаянию публика обожала Иоганна, его появление за пультом дирижера сопровождалось изысканными высказываниями от лица Высшего Венского общества. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда. Каждый жест вызывал аплодисменты слушателей. Когда звучал последний завершающий аккорд, дирижер медленно опускал руку и словно по волшебству исчезал из зала. Он был великим мастером не только музыки, но и театральной инсценировки.

Мастерство сочинения вальсовых композиций было достигнуто уже в 1860 году. Данный период в жизни можно считать наиболее плодотворным. Один за другим композитор сочиняет шлягеры своего времени, такие как:

  • Песни любви;
  • Прощание с Петербургом;
  • На прекрасном голубом Дунае.

Благодаря вальсу , о композиторе стали говорить и писать, его произведения разлетались в миллионных тиражах, как в виде нотных экземпляров, так и на пластинках. Вся биография композитора напоминает изящное кружение в трехдольном ритме. Его вальсы – это его жизнь, его печали и радости, победы и неудачи. История сохранила каждый из них. Вальсы Штрауса – это бриллианты, сверкающие вне зависимости от мастерства дирижера. Сам автор обожал собственные сочинения, но были среди них те, которые особенно нравились Штраусу. Давайте познакомимся с данными произведениями и их историей поближе.



Произведение было написано в 1882 году. В этом же году композитор познакомился со своей будущей женой и творческой музой Адели Дойч. В последствие, для нее он сочинит еще одну композицию, носящую ее имя. Стоит отметить, что композитор первоначально задумывал написать это произведение с включением партии колоратурного сопрано.


Исполнено произведение было лишь через год на одном из благотворительных концертов того времени. Мероприятие проходило в здании театра «Ан дер Вин». Произведение приняли на «ура». Оно разошлось многомиллионным тиражом по всей Европе, и стало считаться одним из популярнейших сочинений автора.
Плавность ритма очерчивается линией контрабаса уже с первой ноты. Тема наполнена большим количеством украшений. Они являются изобразительным средством для полного отображения картин пробудившейся от долгой спячки природы. Все восстанавливается от зимнего сна, наступает великолепное время. Разумеется, данное произведение пришлось по вкусу многим: от любителей до настоящих ценителей профессионального музыкального языка.

«На прекрасном голубом Дунае»

Заказ на данный танец поступил от главного и известнейшего управляющего хоровым обществом в столице Австрии, ему потребовался именно хоровой вальс. Тогда место жительства творца находилось недалеко от берега этой величественной реки, поэтому над названием долго думать не пришлось. Премьера в столице Австрии прошла скромно. Штраус, привыкший к славе и всеобщему одобрению, лишь отшучивался, что самого вальса ему не жаль, а вот, что кода не добилась успеха, вот это его по-настоящему печалит.


Затем Штраус решил оркестровать данное произведение, чтобы кода не пропадала. Впервые оно было исполнено на Всемирной Парижской выставке. Публика ликовала, а вальс занял почетное место в списке. В последствие музыка станет символом Вены.

Музыка чарует и захватывает в собственный мир уже с первых тактов. Словно волшебное и переменчивое течение реки – мелодия композиции. Настроение нежное, но робкое, словно мелкая и волнующая водная рябь.

слушать «На прекрасном голубом Дунае»

«Сказки Венского леса»


Одно из самых сказочных и волшебных произведений в творчестве Иоганна Штрауса-сына. Необходимо отметить, что композиция получила звание самого длинного вальса, когда-либо написанного композитором.

Слушая произведение можно заметить, что сказочная и таинственная атмосфера, передана при помощи специальных музыкальных приемов. К ним можно отнести и невероятно приятное звучание инструмента цитра, и включение в мелодическую и тематическую линию фольклорных мотивов. Так, отчетливо прослеживаются характерные черты лендлера. Произведение завоевало сердца многих романтичных людей, которые верят в настоящее чудо.

слушать «Сказки Венского леса»

Один из самых знаменитых номеров оперетты. Бесконечно свежий и грациозный по характеру. Он словно является яркой иллюстрацией замысла театральной постановки. Примечательно, что одна из известнейших газет того времени опубликовала более чем хвалебную статью, касающуюся успеха данной композиции. В ней автор указал, на богатство музыкальных тем композитора, иронично прибавив, что такого музыкального воображения хватит на несколько молодых французских сочинителей.

Гармония вальса достаточно подвижна, она и создает особое настроению. При этом инструментовка создает эффект певучести и мелодичности. Невероятная красота скрывается за мелодической линией. Не запомнить это произведение невозможно.

слушать вальс из оперетты «Летучая мышь»

Интересные факты

  • За всю творческую карьеру композитором было сочинено практически 170 музыкальных произведений в данном жанре.
  • В течение двух дней запись на виниловых пластинках «Голубой Дунай» разошлась в тираже на 140 тысяч экземпляров. Любители музыки часами стояли в магазине, чтобы получить аудиозапись.
  • Все знают, что Вагнер был сложным человеком и плохо относился к творчеству других композиторов. Придирчивый до безумия Рихард обожал произведение Штрауса, которое носило название «Вино, женщины, песни». Порой, если оперный классик находился в зале, то он просил специально для него повторить данную композицию.
  • «Весенние голоса» - это любимое произведение Льва Николаевича Толстого. Писатель любил слушать вальсы Штрауса, но особенно часто ставил пластинку именно с этой композицией.
  • Произведение «Прощание с Петербургом» посвящено Ольге Смирницкой, с которой во время проживания в северной столице России у композитора был длительный роман. Штраус хотел жениться на девушке, но ее мать была против такого брака. Они долго переписывались, пока Штраус не узнал, что Ольга выходит замуж за композитора Антона Рубинштейна.
  • Фрагмент «Весенних голосов» можно услышать у легендарной группы Queen. В альбоме «A day at the Races».


  • Банковское образование сыграло собственную роль в организации концертов композитора. Чтобы не упускать выгодные предложения, гений композиции собрал несколько оркестровых коллективов и разучил с ними самые популярные произведения. Затем оркестры исполняли произведения в одно, и тоже время, в разных местах, и в итоге прибыль лишь приумножалась. Сам композитор успевал дирижировать лишь одно произведение, после чего уезжал на вечер в другом доме.
  • Вальс «Жизнь артиста» является своеобразной автобиографией композитора, в нем раскрывается упоение жизнью.
  • В Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполняли оркестранты в количестве двух тысяч человек.
  • В Европе вальс «Весенние голоса» является символом празднования Нового года .

, Австро-Венгрия

Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, Вена) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Избавиться от поклонников также трудно, как и вытереть пыль на рояле - тут же накапливается снова!

Штраус Иоганн (сын)

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz ). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Конец 1860-х - начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту \"Индиго и сорок разбойников\", хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.

1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Творчество

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Оперетты и другие театральные постановки

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
  • Жмурки (Blindekuh, 1878)
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
  • Симплициус (Simplicius. 1887)
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
  • Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно)
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)

Знаменитые вальсы

  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
  • Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Музыка Штрауса в кино

  • Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna , 1934) режиссёра Альфреда Хичкока. Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего.
  • Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
  • Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
  • Вальс \"Венская кровь\" (Wiener Blut) был использован в мультфильме \"Про мышонка Иоганна\", а также в саундтреке к фильму Гая Ричи \"Шерлок Холмс. Игра теней\" (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
  • Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР) рассказывает о пребывании Штрауса в России.

Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.

Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.

Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.

Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.

В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.

Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.

15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.

Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.

Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.

Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф , который к тому времени тоже стал дирижёром.

В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.

После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард ). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников» ). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь» . Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.

Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.

Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)

К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон» . Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.

Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.

Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе - офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.


На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.


Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более - императорского дворца.


После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».


Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» - символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна - это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».


После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.


После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.


Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.

После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.


Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и .

Произведения

  • 1867 - «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 - «Сказки Венского леса»
  • 1869 - «Вино, женщины и песни»
  • 1874 - «Летучая мышь»
  • 1877 - «Прекрасный май»
  • 1881 - «Поцелуй»
  • 1883 - «Весенние голоса»
  • 1885 - «Цыганский барон»
  • 1888 - «Императорский вальс»
  • 1892 - «Рыцарь Пасман»
  • 1897 - «Богиня Разума»

Иоганн Штраус (сын) – выдающийся австрийский композитор и дирижер. Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».

Иоганн Штраус -сын. (1825–1899) Strauss, Johann - отец (1804–1849)

Иоганн Штраус (сын) (Strauss, Johann) (1825–1899) родился 26 октября 1825 года в Вене. Иоганн-старший совсем не желал, чтобы сын пошел по его стопам, более того он запрещал ему заниматься музыкой. Несмотря ни на что юный Штраус начал тайно брать уроки скрипки и уже в 19 лет выступил на своем первом концерте в казино Dommayer, которое расположено в венском районе Хицинг. Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус отец все узнал и в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку. Любовь к музыке, однако, оказалась в Иоганне Штраусе сильнее страха отцовского гнева.

Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера. Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Доммайера в Хитцинге.
Публика была от Штрауса без ума. Вот как описано появление композитора за дирижерским пультом в одной из венских газет того времени:«Легкий поклон с одной стороны — и шквал оваций с другой.
Иоганн представил четыре вальса, две кадрили и три польки.

Иоганн Штраус - отец
Вскоре в местных газетах начали появляться статьи с кричащими названиями “Штраус против Штрауса: соперничество между отцом и сыном”. Иоганн-старший был вне себя от ярости — сын не повиновался его воле. К тому же, за свою музыкальную карьеру он ни разу не играл в фешенебельном казино Dommayer, в отличие от своего наследника. Ещё одним поводом для расстройства великого композитора стало назначение сына на почетную должность капельмейстера 2-го венского гражданского полка. Штраус-ст. являлся дирижером 1-го с 1834 года. И когда проходили военные парады, оба “соперника” стояли вместе, по одну сторону, что вызывало у многих недоумение. На протяжении пяти лет Штраусы “правили” танцевальным миром Вены бок о бок.

В 1849 году «Иоганн Штраус Второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным» — отец композитора умер. После смерти отца, Иоганн принял руководство оркестром своего родителя. С 1852 по 1965 год Штраус выступал на костюмированных балах и карнавалах в качестве дирижера. За этот период Иоганн женился. Его избранницей стала певица Генриетта Треффс (Henriette Treffz), известная как Джетти. Она стала не просто обожаемой супругой музыканта, но и его помощницей: делала приготовления к концертным турам, заключала театральные контракты и занималась корреспонденцией.

Фактически благодаря Генриетте Треффс Штраус начал сочинять оперетты. В 1871 году Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго», которая прошла с грандиозным успехом, получила всеобщее признание. Таким образом Штраус-сын вошел в историю музыки не только мастером классического венского вальса, но и создателем оперетт. Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь». Известно, что в основу сюжета положен реальный случай, имевший место в Париже. Эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель, чтобы написать партитуру.

5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Сначала «Летучая мышь» была холодно принята венской публикой, потому что боготворила Штрауса за вальсы. Однако в Берлине и Париже оперетты Штрауса имели огромный успех. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
8 апреля 1878 года Генриетта умерла от инфаркта. Иоганн был потрясен смертью любимой.
Однако одиночество стало для него невыносимым, и спустя всего 7 недель после смерти Джетти 52-летний композитор женился вновь. Его супруга, актриса и певица Анджелика “Лили” Диттрих (Angelika “Lili” Diettrich), была младше Штрауса на 30 лет. Они отличались не только возрастом, но и взглядами на жизнь. Лили так и не смогла понять маниакальную страсть Иоганна к его работе, его творчеству и в 1882 году бросила Штрауса ради режиссера.

Едва придя в себя от разрыва со второй женой, выдающийся музыкант с головой окунулся в новый роман. Молодая и привлекательная Адель Дойтч (Adele Deutsch) буквально околдовала Штрауса и вскоре переехала к нему жить, а в 1887 году влюбленная пара оформила отношения официально. Адель осталась с ним до конца его жизни.
"Цыганский барон"

В 1885 году он написал сразу же ставшую знаменитой оперетту «Цыганский барон»
Вальсы Штраус писать не перестал, но одновременно с ними создал множество прекрасных оперетт. Из шестнадцати написанных композитором произведений данного жанра лучшей, бесспорно, можно назвать именно «Летучую мышь».
Оперетта «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. Это произведение и по сей день неизменно присутствует в репертуаре многих оперных театров мира, пользуясь любовью и популярностью у самой широкой аудитории, благодаря чарующей музыке великого маэстро Иоганна Штрауса-сына.
К его семидесятилетию оперетту «Летучую мышь» поставили в Венской придворной опере.

В октябре 1894 года в Вене было организовано празднование, длившееся неделю, в честь 50-летия его дебюта. Штрауса засыпали цветами и письмами, которые пришли со всего мира. Иоганн был глубоко тронут таким почтением, и в своей речи он, прежде всего, отдал дань уважения своему отцу, гениальному композитору, а затем поведал о своем источнике вдохновения: “…это мой любимый город Вена, в земле которого сосредоточена вся моя сила, а в воздухе парят мелодии, которые впитывает мое сердце”.

За свою творческую карьеру Штраус сочинил более 170 вальсов (Blue Danube 1867, Tales from the Vienna Woods 1868, Perpetual Motion 1869, Roses from the South 1880, Emperor Waltz 1888), а также польки (Thunder and Lightning Polka, Tritsch Tratsch Polka, Figaro-Polka), марши (Russischer Marsch, Napoleon), балет (Aschenbrödel), оперу (Ritter Pásmán), оперетты и кадрили.

Кто мог тогда знать, что «Летучая мышь», это известнейшее произведение Штрауса, станет причиной его смерти? Четыре года спустя, 22 мая 1899 года, дирижируя увертюрой к ней, композитор простудился и заболел воспалением легких. 3 июня Иоганна Штрауса не стало. 73-летний музыкант умер от пневмонии на руках у своей любящей жены Адель.

26 июня 1921 года в Вене состоялось торжественное открытие золотого памятника Иоганна Штрауса, созданного скульптором Эдмундом Хеллмером (Edmund Hellmer). А в 1999 году Австрия отмечала годовщину смерти “Короля Вальса” — 100 лет со дня кончины. Кроме того, во многих фильмах использованы музыкальные произведения и мелодии Штрауса, а в основу некоторых картин легла судьба талантливого музыканта.



Рассказать друзьям