Ипполит курагин характеристика война и мир. Характеристика образа ипполита в трагедиях еврипида

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Ипполит главный герой одноименной трагедии. И., живущий в Трезене сын афинского царя Тесея, своим усердным почитанием Артемиды и пренебрежением, выказываемым к Афродите, вызвал гнев последней. По ее замыслу в него страстно влюбилась жена Тесея и мачеха И. Федра. Старая кормилица Федры решает во что бы то ни стало помочь ей. Против воли Федры она вызывается выступить посредницей их любви. Однако И. с ненавистью и презрением отвергает предложение кормилицы. Случайно слышавшая этот разговор Федра кончает жизнь самоубийством. Но, чтобы смыть со своего имени позорное пятно, а также чтобы наказать И. за его высокомерие, она оставляет для мужа письмо, в котором обвиняет в своей смерти якобы обесчестившего ее И. Возвратившийся из путешествия к оракулу Тесей находит письмо Федры и в гневе проклинает И., умоляя Посейдона, который обещал ему исполнить три его желания, чтобы И. не дожил до конца этого дня. И. отправляется в изгнание, но посланный Посейдоном из моря чудовищный бык наводит ужас на коней И., которые несутся в разные стороны, разбивая И. о камни. Тесей велит принести к себе умирающего сына. Явившаяся Артемида открывает Тесею истину, обвиняя его в поспешном решении, и обещает И. посмертные почести на земле.

Основной чертой образа И. является его благочестие. При этом главной добродетелью выступает его девственная чистота. И. не сомневается в своей добродетели и считает себя превосходящим ею всех людей. Однако оборотной стороной всецелой преданности Артемиде оказывается естественное пренебрежение, которое он проявляет к богине Афродите. И. решительно отвергает всякие попытки своего старого слуги уберечь его от заносчивости перед Афродитой. Он распространяет свою ненависть на всех женщин и гневно обрушивается на вовсе не заслужившую его упреков Федру. И. ненавидит женщин вовсе не из-за того, что порочным оказалось, с его точки зрения, поведение Федры, напротив, о поведении Федры он судит так в силу ненависти к женщинам. И именно это несправедливое отношение стало в конечном счете непосредственной причиной его гибели. В приступе гнева и негодования И. грозится нарушить данную им клятву молчать, не снисходя ни на какие просьбы кормилицы. Эти крики негодования слышит Федра и, готовясь умереть, готовит гибель и И.

Дополнительной характеристикой образа И. является подчеркнутая элитарность его образа жизни, которая также не могла получить однозначно положительной оценки со стороны даже вполне образованного и современного античного зрителя этой трагедии.

В этой трагедии главным антагонистом И. выступает Федра. В ее образе находит развитие та же тема — соотношение истинного благочестия и соблюдения чистоты. В этом смысле образы имеют параллельное развитие. Однако применительно к Федре тема развивается в положительном ключе: Федра сопротивляется страсти, чтобы не преступить традиционные нормы морали, и такое сопротивление не может вызвать ничего, кроме похвалы. Что касается И., то в его образе тема получает скорее отрицательную трактовку. В этом смысле образы Федры и И. противопоставляются друг другу.

Ипполит Курагин. Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал. Глупость его проявлялась в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся к сути обсуждаемой темы. Толстой называет его “покойным дураком”.

Слайд 12 из презентации «Семья Курагиных» . Размер архива с презентацией 278 КБ.

Литература 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Викторина «Отцы и дети»» - Участники-теоритики. Геройный мир романа. Вопросы, связанные со знанием философской, нравственной и эстетической позиции И.С.Тургенева. Бюро литературных находок. Интеллектуальная игра. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов. Внимательное отношение к художественной детали. Из жизни И.С.Тургенева. Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Узнайте себя.

«Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович» - 1838г. -за отличные успехи переводится в Царскосельский лицей. 1841г. -публикация в журнале «Библиотека для чтения» стихотворения «Лирика». 1889г.,март -резкое ухудшение здоровья писателя. Село Спас-Угол. 1848г. -повесть «Запутанное дело» публикуется в «Отечественных записках». 1876г. -возглавляет «Отечественные записки» в связи с болезнью Н.А. Некрасова. Биография. 1862-1864гг. -работа в некрасовском «Современнике».

«Стихи о временах года Пушкина» - О лете. Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком. «Зимняя дорога». Как поэт относился к тому или иному времени. Любимая пора Пушкина. Времена года в творчестве А.С. Пушкина. Как влияло то ли иное время года. Изучение творчества. Пушкинская лирика. «К сестре». В «Послании к Юдину» Пушкин пишет о зиме. Зима, похоже, радовала поэта больше других времен года. Об осени. Осенью поэту легче всего писать.

«Герои «Преступления и наказания»» - Лужин Пётр Петрович. «Домашняя проба пера». «Дебаты». Пульхерия Александровна Раскольникова. Эпиграф урока. Внимательно прочти текст! О ком он?. Катерина Ивановна. Дуня Раскольникова. Преступление и наказание. Свидригайлов Аркадий Иванович. Мармеладов. Конкурс капитанов. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Предложенные позиции. Разумихин. Софья Мармеладова. Лизавета. Алёна Ивановна.

«Краткая биография Н.В.Гоголя» - Стол. Дом Гоголя. Камин. Санкт-Петербург. Имение Яновщина-Васильевка. Родители. Учеба. Биография. Москва. Родительский дом. Николай Васильевич Гоголь. Первые произведения. Мать. Родители писателя.

«Гоголь «Петербургские повести»» - Портрет, казалось, был не кончен. Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя. Кто же такой «маленький» человек. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе. Этапы подготовительной работы. Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности. Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью. Образ Петербурга в повести «Невский проспект». Петербург Гоголя. Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Василий Курагин

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

Ипполит Курагин

"… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

"Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.



Рассказать друзьям