Испанский соблазнитель Лопе де Вега: биография и произведения. Творчество лопе де веги и испанский ренессансный театр Жанр лопе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Известный испанский драматург Лопе де Вега, биография которого полна множества приключений, прожил долгую жизнь и добился успеха на литературном поприще. Он любил многих женщин (а они, в свою очередь, были ему преданы), занимался любимым делом, и не унывал, какие бы сложности ни преподносила ему жизнь.

Детство и юность писателя

Лопе де Вега родился в Мадриде 25 ноября 1562 года в состоятельной семье. Отец мальчика был выходцем из простой крестьянской семьи, но благодаря своим способностям смог стать состоятельным человеком. Поэтому ему удалось дать сыну качественное образование, и даже купить ему патент на дворянский титул.

Уже в детстве мальчик начал проявлять склонность к гуманитарным наукам. По словам самого автора, он начал писать и переводить тексты других писателей очень рано, с одиннадцати лет. Отец отправил сына на обучение в иезуитскую школу, после которой тот поступил в университет.

В университете будущий маститый испанский писатель учился в период с 1577 по 1581 год, но в результате ему так и не удалось его окончить.

Изгнание

В возрасте 21 года, т. е. в 1583 году, Лопе де Вега был участником похода на Вернувшись, он продолжил работать в качестве секретаря богатых аристократов, хотя к этому времени он уже был драматургом, известным на всю Испанию.

1588 год стал знаменательным в биографии писателя, ведь именно в этом году он был заключен в тюрьму, после чего его изгнали из Мадрида на 10 лет. Причиной его заточения стало оскорбление высокопоставленного дворянина. Писатель был вынужден уехать в Валенсию, куда взял с собой свою верную спутницу Исабель де Урбину, которая впоследствии стала его женой. В этом же году корифей средневековой испанской драматургии отправился в поход Непобедимой армады, а затем осел со своей дамой сердца.

Пребывая в Валенсии, Лопе де Вега почерпнул множество новых знаний у местных драматургов. В своих произведениях ему далось объединить воедино все те приемы, которыми он владел раньше с особенностями валенсийской драматургии. В результате он даже создал трактат в стихах, в котором изложил свои взгляды на прогрессирующую драматургическую систему.

Личная жизнь

Лопе де Вега, биография которого пестрит множеством значимых событий, был очень страстной натурой и отдавал свое сердце множеству женщин.

Елена Осорио

С этой женщиной писателя связывали длительные и серьезные отношения. Но и им пришел конец, поскольку дама вела меняя одного любовника за другим, и однажды в своих стихах взбешённый де Вега высмеял свою избранницу и ее семью, используя не самые приятные эпитеты. За «клевету» автора изгнали из Мадрида.

Исабель де Урбина

Вероятно, самой главной женщиной в жизни знаменитого драматурга стала его прелестная спутница Исабель де Урбина, которая, как отмечалось выше, добровольно покинула родной город и отправилась за любимым в изгнание. Но не все так просто складывалось, ведь она не являлась законной супругой писателя, а родители Исабель были ярыми противниками отношений до брака. Именно поэтому они начали против де Вега, который был закрыт, как только девушка стала его законной супругой. Исабель занимала важное место не только в жизни писателя, но и в его творчестве. Лопе де Вега о любви к ней писал в своих драмах, где Исабель выступала под именем Белисы. Но не суждено было этой паре прожить долгую и счастливую жизнь. В 1590 году Исабель скончалась, что стало одной из самых серьезных потерь для де Вега. К сожалению, детей от этого брака также не осталось, поскольку оба ребенка умерли в младенчестве.

Второй брак

Срок изгнания подходил к своем концу, и Лопе де Вега, драматургия которого только выиграла от ссылки, вернулся в родной Мадрид. Но непродолжительным оказалось его ликование по этому поводу, поскольку вскоре он опять оказался в зале суда в качестве обвиняемого по делу о сожительстве с вдовой, что было верхом неприличия в то время.

После судебного разбирательства отношения были прекращены, но писатель решил не оставаться холостяком надолго, и женился во второй раз в 1604 году. Но и этот брак не оказался счастливым: жена де Вега и его сын погибли.

Марта Неварес

Последней возлюбленной драматурга стала Марта Неварес, которая полностью посвятила себя писателю, и даже развелась с мужем ради него. Эти отношения были очень длительными, но, к сожалению, и в этот раз все закончилось весьма печально. Марта и Лопе де Вега прожили вместе полтора десятка лет, но после длительной болезни муза писателя скончалась, оставив его одного.

Церковь

Сохранилось достаточно мало информации, касающейся религиозных взглядов писателя, но неизменными остаются несколько фактов.

В 1609 году автору удалось получить титул «приближенного к инквизиции», который ограждал его от любых обвинений со стороны церкви. Кстати, это стало возможно не без помощи покровителя и наставника де Вега, герцога де Секка, у которого он работал секретарем.

В 1614 году писатель стал священником, а тринадцать лет спустя - доктором богословия. Такой высокий титул был им получен неспроста, а за написание драматического произведения, посвященного действующему Папе.

Старость

Лопе де Вега, произведения которого были удостоены самых высоких похвал, продолжал писать до преклонных лет. По разным данным, его творческое наследие насчитывает от 1500 до 2000 пьес, из которых до наших дней дошли не более 600. Последнюю комедию автор написал за год до смерти, а последнюю поэму - за несколько дней. Несколько последних лет писатель старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь и много времени проводил в молитвах. Он покинул мир 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха собралось множество коллег по творческому цеху и поклонников таланта.

Творчество

Писатель стал известен, в основном, благодаря своим драматическим произведениям, но, несмотря на это, внимания достойны и его поэмы, элегии и оды, в которые автор вложил весь свой талант и любовь к искусству. Де Вега стремился изобразить все важные особенности современной ему жизни, но он делал это в своей,
непринужденной манере.

Так, например, описывая исторические события, он не стремился детализировать конкретные факты, а увековечивал славу своей родины и ее народа. Ярким тому примером может послужить комедия «Знаменитые женщины Астурии», в которой писатель использовал даже соответствующий диалект, чтобы максимально натуралистично передать подвиг народа.

Тема испано-христианской монархии была излюбленной для Лопе де Вега. Произведения, в которых он изображает жителей Кастилии, полны как простых бытовых сцен, так и борьбы с мусульманами. Самыми яркими экземплярами, изобличающими исторические особенности этой области, являются «Король, брошенный в пропасть» и «Невинная кровь». В обеих драмах речь идет о королях, которые понесли кару за свои неправедные деяния.

Тематика

В своем творчестве автор затрагивает самые различные темы. Книги Лопе де Вега полны приключений, колорита и различных драматических положений. Так, в драме «Звезда Севильи» действующие лица вынуждены пройти множество испытаний, а автор только делает их жизнь более трагической, заставляя достигать вершины счастья и тут же падать в бездну боли и страданий.

Удивительно, но драматург не обошел вниманием и российскую историю. В одном из произведений Лопе де Вега, цитаты из которого использовались многими критиками, речь идет о Лжедмитрии. Пьеса «Великий князь Московский» повествует о жизни и судьбе царевича. Менее известными для широкого круга читателей, но все же достойными внимания, являются духовные и философские драмы.

Самым известным произведением писателя можно назвать пьесу «Собака на сене». Что касается названия произведения, то считается, что само выражение «собака на сене» можно трактовать как синоним человека, который сам не пользуется каким-либо благом, но не позволяет этого делать и другим. Комедия повествует об отношениях аристократки по имени Диана и ее секретаря Теодоро. Учитывая свое положение, Диана не может допустить своих отношений с секретарем, но и не позволяет ему стать счастливым с другой женщиной. Все эти интриги, в которых замешано и множество второстепенных персонажей, выливаются в комическую историю о сословных предрассудках.

Лопе де Вега значительно повлиял не только на испанскую драматургию, но и на развитие всей мировой литературы. Он сумел объединить в своем творчестве множество мотивов, создать неподражаемые образы и показать современную ему жизнь без прикрас. Именно поэтому его произведения до сих пор остаются популярными и востребованными.

Жизнь писателя, поэта и драматурга, написавшего две тысячи пьес, Лопе де Вега была полна любовных приключений и отчасти напоминала его произведения, в которых комедия переплеталась с трагедией. В историю выдающийся представитель золотого века Испании вошел как основатель испанского национального театра.

Детство и юность

Феликс Лопе де Вега и Карпио (полное имя писателя) родился 25 ноября 1562 года, в крупнейшем городе Испании – Мадриде. Его отец и мать, крестьяне по происхождению, перебрались в Мадрид, в котором глава семейства освоил золотошвейное ремесло. Скопив необходимую сумму денег, он купил патент на дворянское звание и сделал все возможное, чтобы сын получил лучшее образование.

С ранних лет Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам: ему легко давалось изучение языков и литературных творений писателей прошлого. Так, прозаик в возрасте 10 лет перевел поэму Клавдия Клавдиана «Похищение Прозерпины», а в 13 сочинил свою первую комедию «Истинный любовник». Сначала Феликс обучался в иезуитском колледже, а затем - в университете в Алькала и Королевской академии.

За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной Феликс был осужден на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это, Лопе вернулся в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. В 1588 году он принял участие в походе Непобедимой армады, после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.


Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590 год), маркиза Малвпика (1596 год) и герцога Лемосского (1598 год). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609-ом драматург получил звание добровольного слуги инквизиции, а в 1614-ом принял сан священника.

Литература и театр

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф довел это число до 1800. Стоит отметить, что на сегодняшний момент ученым известны названия только 800 пьес драматурга, поэтому многие считают, что число созданных писателем произведений завышено.


Недраматические произведения Френсиса, при первой публикации составившие 21 том, складываются из «Доротеи» (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений, а также огромного массива лирической поэзии и сочинений.

В творчестве Лопе традиционно выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная, своей непосредственностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями, а вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями.


В целом, различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие искусства. Так, в поэзии писатель обращался, прежде всего, к воображению и чувствам, а не к разуму.

Созидательная энергия Лопе дала ему силы, вопреки рассудочности века, утвердить новый тип пьесы, в которой трагедия переплетается с комедией, а граница между этими стилями размыта. Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.


Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи, в которой он жил. В одних его драмах главенствует исторический сюжет, а в других – вымышленный. В книгах создателя произведения «Овечий источник» любовь, в соответствии с традициями литературы XVI века, поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, а затем она предстала перед читателями в виде источника социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации.


Также у де Веги есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как «Изобретательная влюбленная», в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать избранника.

Более оригинальную комедию представляет собой «Собака на сене», в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики, касающейся классовых различий, которые теряют свою силу перед магией любви. Еще одна излюбленна тема Лопе – тема чести, которая является основополагающей в его широко известных пьесах «Овечий источник», «Лучший мэр – король» и «Перибаньес».


Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Религиозные пьесы поэта в большинстве своем либо носили библейский характер и иллюстрировали эпизоды Ветхого Завета, либо представляли собой «комедии о жизни святых».

Личная жизнь

В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с актрисой Еленой Осорио (история их любви нашла отражение в вершинном творении прозаика - диалогическом романе «Доротея»).

Интрижка с замужней дамой длилась пять лет, но в итоге ветреная артистка нашла себе нового, более богатого поклонника. Покинутый Лопе отомстил бывшей возлюбленной весьма оригинально: он написал пару злобных эпиграмм в адрес актрисы, которые незамедлительно собственноручно распространил среди труппы.


В ответ Елена подала на Феликса в суд за клевету, и в 1588 году писателя изгнали из столицы Испании. Через три месяца после оглашения приговора драматург женился на дочери придворного герольда Изабель де Урбине, а затем отправился в поход на борту корабля, входящего в состав Непобедимой армады.

После поражения Непобедимой армады поэт поступил на службу к герцогу Альбе и вместе с женой поселился в Валенсии. Скромная должность секретаря позволяла ему и обеспечивать семью, и работать над пьесами. Именно в этот период из - под его пера вышла комедия «Учитель танцев».

В 1595 году Лопе возвращается в Мадрид, оставив в Валенсии три дорогих ему могилы - жены и двух маленьких дочек. В столице Испании он устраивается на новую должность и знакомится с новой музой, актрисой Микаэлой де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Эту связь не мог прервать даже новый брак писателя с дочерью богатого торговца мясом Хуаной де Гуардо.

Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он стал доверенным лицом инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями - любимого сына Карлоса Феликса, жены, а затем и любовницы Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы - сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614-ом.

Уже будучи пожилым человеком, писатель встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия, Леонарда) и которой посвятил комедию «Валенсианская вдова», а также новеллы «Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть» и «Гусман Смелый».

Последние годы жизни Лопе - череда личных катастроф: в 1632-ом умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году похищают его дочь, а в морском походе погибает и сын. Стоит отметить, что, несмотря на трудности, творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Смерть

Лопе де Вега творил вплоть до своей смерти. Последнюю комедию автор написал за год до кончины, а последнюю поэму - за четыре дня. Пару последних лет прозаик старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь, проводя большую часть времени в молитвах.


Поэт умер 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха пришли как коллеги по творческому цеху, так и поклонники его таланта.

В 2010 году режиссер Андруча Уэддингтон снял фильм «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», в основе сюжета которого лежит история жизни Феликса. Кроме того, в разное время были экранизированы пьесы «Учитель танцев» (1952 год), «Собака на сене» (1977 год), «Дурочка» (2006 год).

Пьесы

  • 1594 – «Учитель танцев»
  • 1596 – «Командоры Кордовы»
  • 1598 – «Аркадия»
  • 1613 – «Дурочка»
  • 1612 – «Вифлеемские пастухи»
  • 1613 – «Овечий источник»
  • 1614 – «Периваньес и командор Оканьи»
  • 1618 – «Собака на сене»
  • 1619 – «Валенсианская вдова»
  • 1621 – «Приключения Дианы»
  • 1623 – «Звезда Севильи»
  • 1624 – «Девушка с кувшином»
  • 1631 – «Наказание – не мщение»

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562 – 1635) родился в Мадриде и получил первоначальное образование в иезуитской коллегии, а затем окончил университет. Состоял на службе у разных знатных лиц. Рано вступил в тесные сношения актерскими труппами. Был солдатом, участвовал в походе «Непобедимой Армады», был несколько раз женат, имел бесконечное количество любовных приключений, под 50 лет сделался сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Он умер, окруженный всеобщим почетом. Более ста поэтов сочинили на его смерть стихи.

В пять лет Лопе де Вега уже писал стихи, а в 12 сочинил комедию. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. По свидетельству самого Лопе де Веги, им было написано 1800 «комедий», 400 религиозных пьес и весьма большое количество интермедий. До нас дошел текст лишь 400 пьес Лопе де Веги и еще 250 известны лишь по названиям.

Размах драматургии Лопе де Веги необычайно широк. Он изображает людей всех сословий и званий в самых различных положениях, пишет пьесы бытового, исторического, легендарного, мифологического, пасторального содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итальянских новеллистов, из библии, исторических сочинений, рассказов путешественников, из бродячих анекдотов; он рисует современных и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, древних римлян, даже русских. Он обладает историческим чутьем и умело архаизирует при случае язык и изображение нравов.

Свои теоретические взгляды на драматургию Лопе де Вега изложил в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609), подводящему итоги тому, что поэт давно осуществлял на практике. Главная задача драматурга – угодить зрителю. Лопе де Вега рекомендует авторам выбирать сюжеты, в которых трагическое и комическое перемешаны между собой. Он доказывает, что можно нарушать единства места и времени. Лопе де Вега говорит о разделении пьесы на акты (или «хорнады»), число котрых он сокращает с 5 до 3, о ее построении, о значении экспозиции, о различных стилях, об эффектных окончаниях сцен.

Лопе де Вега стремился к созданию вполне современной, национальной драматургии.

У древних, а также у их итальянских подражателей Лопе де Вега учился искусству диалога, стройной композиции пьес и др. моментам драматургической техники. Лопе де Вега во многом следует традиции народного средневекового театра. Отсюда такие черты его драматургии, как стремительный ритм действия, смелая переброска его их одного места в другое, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты, красочность языка, общий импровизированный стиль.

Из всей массы написанного им можно выделить три группы пьес: пьесы «героические» (на сюжеты из национальной истории), комедии «плаща и шпаги» и пьесы, в которых выступает народ или отдельные его представители.

Пьесы «героические» изображают различные эпизоды из истории Испании - времен готских королей до арабского завоевания («Жизнь и смерть Вамбы»), борьбы с маврами («Девушка из Симанки», «Благородный Абенсерадж»), борьбы королей м непокорным феодалами («Еврейка из Толедо»), объединения испанской монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»). Проникнутые горячим патриотическим чувством, они обычно идеализируют родную старину.

Вторая группа пьес, комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма. Эти бытовые комедии Лопе де Веги, «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматургического наследия. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Лопе де Вега изобразил в них только дворянское общество, некоторые стороны его жизни – личные и семейные конфликты, порождаемые любовью. Широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т.д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным «амплуа»: «первый любовник», его соперники в любви, «дама», «борода», «забавник» и т.п.

Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокое, всепоглощающее чувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Эти пьесы полны жизнерадостности и оптимизма. Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием. Специальными носителями комического начала являются слуги. Слуга-забавник («грасьосо») Лопе де Веги сплошь и рядом оказывается умнее, находчивее своего господина, которого он выручает из беды.

Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».

В нескольких пьесах изображаются столкновения между крестьянами и феодалами. Социальная проблематика здесь выдвинута у Лопе де Веги с наибольшей остротой.

Лопе де Вега «Фуенте Овехуна» и «Звезда Севильи»

С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма "Звезда Севильи" ("La Estrella de Sevilla", 1623), в которой Лопе де Вега с особой трагической остротой поставил вопрос об этико-политической природе абсолютизма, вступающего в конфликт с принципами человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского короля Санчо IV (1284-1295).

Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы широкую социально-политическую обобщенность.

В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.

"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот "урок королям" занимает особое место в литературных трактовках государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости абсолютистскому понятию о власти.

Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" напечатана в 1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.

Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан на историческом факте - крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название которого служит заглавием пьесы. Восстание было вызвано жестокими притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.

Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.

Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является

единственным в драматургии эпохи Возрождения примером народно-революционной пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской демократии в ее борьбе с феодальными насилиями и злоупотреблениями. Сочетание в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа рыцарской знати - обусловливается социально-политической концепцией пьесы, общий смысл которой заключается в утверждении идеала "демократической монархии", опирающейся на городское сословие и сельскую демократию. Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу деспотического абсолютизма, осуждающего частные злоупотребления феодальной знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского

восстания.

Весьма показательна трактовка Лопе королевской власти, представленной в "Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и Исабелы Кастильской, с именами которых связывалось прежде всего представление о первой поре утверждения национального государства и обуздания феодальной анархии. Та легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую они учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его найти возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ коллектива, народа, массы и раскрыть основные социально-психологические черты этого образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение народа как героического субъекта истории. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако, связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах, также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и развращенности феодальных верхов.

1. В Исп. был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) + светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико → этот театр устойчив, сохранился во время Возрождения. Во время Возрождения театр развит только в Испании.

2. 2 начала в театре: средневековое народное + учено-гуманистическое (через Ит. из Античности, в особенности переводы Плавта и Теренция) → на этой основе новая драматическая система с преобладанием народного

· Хуан дель Энсина (н XVI): небольшие несложные пьесы, реалистическая основа в изображении народа. Сентиментальная манерность: неразделенная любовь → самоубийство. Нет личной трактовки образов и событий.

· Бартоломе де Торрес Наарро: светские пьесы 2х типов: острокомические сценки (слуги, солдаты) + пьесы из дворянской жизни с любовной тематикой (ех: «Комедия об Именее»). Применял параллельную интригу господ и слуг (→Лопе). По римскому образцу делит пьесы на 5 актов (хорнады).

· Лопе де Руэда (1/2 XVI): вывел театр на площадь – играли в селах и в городах, в ярмарочных балаганах и во дворцах. Два рода пьес: большие разработанные комедии + маленькие комические пьески типа фарсов («паос»). Образцы для него: комедии Ариосто + образы из произведений Плавта. Ех: пьеса «Оливки».

· Хуан де ла Куэва (2/2 XVI): в своей «Испанской поэтике» изложил принципы новой драматургии, он против античных сюжетов, единств места и времени, и за Исп. национальность. Сам это не всегда соблюдал. Но его заслуга – введение сюжетов нац. героических сказаний (ех: «Смерть короля дона Санчо»), недавних исторических событий (ех: «Осада и разграбление Рима»)

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635)

все элементы творчества были подготовлены (см. выше), но Л. придал народному творчеству художественное выражение

1. род. в Мадриде, первонач-е образ-е в иезуитской коллегии, потом универ. С юности на службе у знатных лиц, рано стал общаться с актерскими труппами, для которых писал пьесы. Был солдатом, много раз женат, много любовниц, был сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Под конец из-за гибели сына и похищения дочери стал предаваться аскетическим упражнениям и мистике. Крутые похороны, >100 поэтов написали ему на смерть стихи.

2. все жанры. Недраматические: поэмы, пасторали, эклоги, стихотворения, исторические сочинения. Драма: 1800 комедий (в то время – драма), 400 религиозных пьес, интермедии. Считался низшим видом литературы → дошли 400 пьес и 250 названий

· сюжеты: из испанских хроник и романсов, из ит. новеллистов (Боккаччо, Банделло), из библии, исторических сочинений, анекдотов → из всех слоев жизни. Любознательность – герои разных народов (даже о русском царе).



· «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609)- изложил теоретические взгляды на драматургию – стихотворное рассуждение. Подводит итоги творчества:

Цель – угождать зрителю

Не соблюдает античных норм, хотя признает превосходство античных авторов (Аристотеля), нужно соблюдать единство действия, но нарушать места и времени, т.к. нужно показать max.

За сюжеты, в которых перемешано комическое и трагическое, так, как в жизни

Делит пьесы на акты (хорнады), 5 →3, придает большое значение построению, узлу интриги, стилю в написании ролей, эффектному окончанию сцен, метрическим размерам, объему (маленький, чтобы не надоесть), приёмам (привлечь зрителя) → не столько борется с традициями, сколько развивает реально жизнеспособные

От Цицерона представление о театре как о «зеркале жизни»

Ориентируется на народ → стремительность действия, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты

3. пьесы → 3 группы:

· героические - на сюжеты из нац. истории времен готских королей, борьбы с маврами, борьбы королей с непокорными феодалами, объединения Исп. монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки. Патриотизм, идеализация старины, мощь Испании.

· «плаща и шпаги» - по дворянскому костюму. Это бытовые комедии, «комедии нравов». («Собака на сене», «Девушка с кувшином»). Здесь пьеса – «зеркало жизни». Показаны личные и семейные конфликты, порождаемые любовью → всё на игре чувств. Традиционные мотивы и условные приемы (ех: тайные свидания, серенады, дуэли). Параллельная интрига господ и слуг. Пьесы оптимистичны и остроумны. Движущая сила – случай, комизм – в результате недоразумений. Много гротескных персонажей

· о народе – мало, но выражают общественно-политические взгляды Лопе. По уму и нравственным качествам крестьянин = аристократу (ех: «Разумный в своем доме»). Социальная проблематика.

4. «Фуэнте Овехуна» (=овечий ключ)

· проникнута революционным пафосом, герой не один персонаж, а народная масса

· под влиянием насилия в крестьянской массе пробуждается общественное самосознание

· политическая проблематика трактуется в исторической перспективе (брак Фердинанда с Изабеллой = присоединение королевства Арагона к Кастилии = объединение Испании)

5. техника театра:

· ½ XVI – подмостки из досок, в селе - на открытом воздухе, в городе – во дворах зданий

· 2/2 XVI – спец. театральные здания (1е-1574). Занавеса нет, но костюмы роскошные

· придворный театр крут

сложная структура спектакля – до и после – танцы, песни

6. последователи Лопе:

· Тирсо де Молина (к XVI - н XVII)– монах и историограф. Всё, как у Лопе, только придумал жанр религиозно-философских драм. «Севильский озорник» – первая обработка легенды о Дон Жуане. Герой еще примитивен – покоряет не привлекательностью, а обманом или обещанием жениться. «Благочестивая Марта».

· Хуан Руис де Аларкон(к XVI - н XVII)–мало пьес, но тщательнее обработаны. «Ткач из Сеговии», «Сомнительная правда».

· Гильен де Кастро (к XVI - н XVII) – часто брал сюжеты из народных романсов «Юность Сида».



Рассказать друзьям