Испытание любовью базарова цитаты. Три испытания Базарова (любовь, дуэль, смерть)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Уроки французского» (1973) - это трогательная история о том, как школьная учительница Лидия Михайловна помогала своему воспитаннику пережить сложное для него время. Мальчик голодал, и эта молодая женщина всеми силами старалась найти способ накормить ребенка или хотя бы дать ему денег на еду. Но поскольку герой отвергал все ее попытки сделать это, учительнице пришлось пойти на отчаянный шаг: начать играть со своим воспитанником в азартную игру под название «пристенок».

Поскольку этот поступок, с точки зрения морали, в то время, как, впрочем, и сегодня, считался недопустимым, то, конечно, относиться к нему можно по-разному. Так, директор школы, в которой учился главный герой рассказа, назвал это действие учительницы преступлением, растлением и совращением. Но в моем представлении все выглядит совсем не так.

Да, Лидия Михайловна действительно играла со своим учеником на деньги, но делала она это лишь потому, что не нашла другого способа помочь мальчику. Женщина испробовала все возможные варианты: она приглашала героя к себе на ужин, но он убегал, она присылала ему посылку с едой, но он гордо возвращал ее обратно.

Между тем, учительница видела, что мальчик ходит в школу в «застиранном пиджачишке на обвислых плечах» и старых чирках, он выглядит очень худым, растрепанным и «диковатым». Она знала, что он играет с дворовыми ребятами в азартные игры лишь для того, чтобы купить себе «баночку молока». Лидия Михайловна просто не могла позволить смышленому и способному мальчику вот так пропадать одному.

Предложив своему воспитаннику поиграть в «пристенок», она нашла подход к ребенку и добилась того, чего хотела. Теперь мальчик стал брать у нее деньги, поскольку это не противоречило его понятиям о честности.

Мне кажется, важное значение в оценке поступка Лидии Михайловны имеет то, как именно играла учительница. Она делала это не без удовольствия, но отнюдь не ради денег или ради азарта. Наоборот, женщина даже сначала поддавалась своему ученику, пока тот не уличил ее в жульничестве.

Именно поэтому я считаю, что Лидия Михайловна своим поведением не нарушила никаких моральных норм, а, наоборот, ее поступок был очень нравственным. Женщина дала мальчику возможность продолжать учебу и жить нормально. Если бы не она, он либо вернулся бы домой, бросив школу, либо снова продолжил играть с дворовыми ребятами, подвергаясь постоянным избиениям.

Лидия Михайловна взяла на себя всю ответственность за совершенное ей «преступление» и даже после того, как директор уволил ее из школы, она все равно не перестала помогать своему любимому ученику. Вернувшись на родину, девушка послала мальчику посылку, в которой были яблоки и макароны.

В моих глазах этот поступок является еще одним доказательством искренних и чистых намерений учительницы. Думаю, сложно найти человека более благородного, чем Лидия Михайловна, и потому именно этой женщине посвящен рассказ «Уроки французского».

1. Какое впечатление оставил у вас рассказ? Что вам показалось особенно интересным, запомнилось, понравилось?

Рассказ оставил сильные впечатления, очень понравился главный герои и его учительница. Было интересно узнать, в какие игры были у школьников, в послевоенное время, какой жизнью они жили. Очень понравилось как учительница и главный герой играли в «замеряшки».

2. Какие эпизоды из него вам хотелось бы пересказать своим близким, друзьям? Какие мысли родились у вас в процессе чтения или после него, какие желания?

Хотел бы рассказать о том, как учительница помогала своему ученику не только изучить французский, но и не умереть от голода.

Было удивительно узнать, что есть такие учителя, готовые на все, чтобы помочь своим ученикам. Хотелось бы, чтобы у нас такие же были.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Вы, наверное, обратили внимание на то, что главный герой и рассказчик - одно и то же лицо. Что говорит он о себе, своей семье, жизни деревни, об отношениях людей? Как он относится к учёбе? Каков характер мальчика?

Главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. В деревне его любили и уважали за талант к наукам. За счет этого мальчик выживал, чтобы не умереть от голода, так как его мать не в силах была прокормить свою семью.

Когда он переехал в город на обучение, жизнь его значительно ухудшилась. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.

2. Как ему живётся в городе? Почему он тоскует? Почему не уехал с матерью, когда она сказала: «Собирайся. Хватит...»? Как переживает голод? Как пытается найти выход из своего трудного положения?

В городе ему живется голодно и одиноко. Там, где он жил на квартире, у него крали последние харчи и мальчик часто оставался голодным. Он тоскует по деревне, по простой и даже относительно сытной жизни там, ведь там можно было удить рыбу или собирать дары леса. Скучал по матери и родному дому. А не уехал он потому что упрям, добросовестен, честен. Он стойко переживает свой голод. И однажды соглашается сыграть на деньги, понимая, что это запрещено, но он видел в этом способ добывания себе на кусок хлеба.

3. Почему мальчик стал играть на деньги? Согласны ли вы с тем, что правила жизни и игры в этой группе подростков жестокие? Чем вы могли бы это доказать? Почему мальчик; рассказчик быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? Почему так жестоко с ним обошлись? Чего ему не простили? Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Что это за пара?

Он стал играть на деньги из-за голода. Правила подростков были очень жестокими, он несколько раз избивали героя, нападая кучей на одного.

Они не просто играли честно, а наоборот, пытались жульничать, страшно завидовали, если кто-то у них уводил «кассу».

Мальчик быстро разобрался, потому что был сообразительным, ловким и метким, этому он был научен, еще живя в деревне.

В случае с Вадимом и Птахой вскрывается огромное мужество мальчика, его смелость и храбрость. Ведь эти ребята были на несколько лет старше рассказчика и сильнее. Когда он решил было воспротивиться мнению авторитета и отстоять правду, его избили эти же мальчишки. Но рассказчик не пал духом, он не стал преклоняться перед сильнейшим и упорно добивался своей правды.

Вадик и Птаха типичные хулиганы, которые жили по принципу прав тот, кто сильнее. Их отношения держаться только на условиях взаимовыгодных (Птаха подыгрывал Вадику и сам оставался не в накладе).

4. Что поняла Лидия Михайловна и как пыталась помочь мальчику? Почему он боялся, что учительница поведёт его к директору? Почему мальчик снова пошёл к игрокам? Почему так закончился последний эпизод игры?

Лидия Михайловна увидела его избитым и оставила после уроков. Мальчик боялся, что она отведет его к директору и его могут выгнать из школы, чего ему бы совсем е хотелось. Герой честно рассказывает ей о том, что о играет на деньги и объясняет почему. Лидия Михайловна просит его так не делать, но мальчик не смог сдержать обещания, потому что не знал как по-другому он мог еще раздобыть деньги на существование. И его снова избивали, так как он вновь смог выиграть рубль.

5. Унижение. Каков смысл этого слова и какие ситуации унизительны для человека? Что такое чувство собственного достоинства? чувство чести? Как неиспорченный человек обычно реагирует на унижение?

Унижение - поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.

Ситуации могут быть разными, все зависит от человека и его моральных принципов.

Чувство собственного достоинства - благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Чем выше самооценка, тем спокойней человек реагирует на подобные выпады недоброжелателей.

6. Отношения мальчика с Лидией Михайловной. Почему он не хочет принимать посылку? Как чувствует себя в квартире учительницы? Почему?

В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. В ее квартире он забивается в угол и чувствует себя страшно стесненным. И хоть он голоден, ему кусок не идет в горло. Будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь.

7. Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги, не соблюдая правил игры? Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика? Знала ли она, что директор ей этого не простит? Что значат слова бесстрашие, душевная щедрость?

Видя, что все ее попытки помочь своему ученику ни к чему не приводят, следующий решительный шаг учителя - игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой - не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу. Она не побоялась этого, так как ее вело искренне желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок».

То, что директор ей этого не простит, она, возможно не знала, так как он появился совершенно не ожидано, она этого не предвидела. Но не могла не знать, что ее могут уволить. Но все же рискнула ради помощи своего способного ученика.

Бесстрашие - нравственно волевое качество личности, выражающее способности и умение человека подавлять страх, боязнь, панику.

Душевная щедрость - это моральное качество человека быть внимательным к другим людям и готовность разделить их проблемы, сопереживание, сострадание, готовности выслушать, понять, помочь.

8. Почему директор так отнёсся к поступку учительницы? Как это его характеризует? Как иначе он мог бы поступить? Какие неписаные правила нарушила учительница и во имя чего? А какие нарушил директор?

Директор, заставшего ее в самый раз¬гар игры с учеником на деньги, вся эта ситуация была однозначно отрицательна: «Это преступление. Растление. Совращение»,- кричит он, не намерева¬ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля¬ет смелость, честность, чувство собственного достоин¬ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва¬силий Андреевич не захотел увидеть этого. Хотя так же был педагогом и он не захотел до конца разобраться, что побудило учителя на такой шаг. Он показал себя как бессердечный, невнимательный человек.

ОБОБЩАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Почему рассказ так назван? Только ли французскому научила мальчика Лидия Михайловна? Как сейчас, став взрослым, он понимает прошлое, как оценивает то, что тогда случилось?

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна¬чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи¬тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро¬ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми¬хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Поступок Лидии Михайловны - это высшая педагогика, она прон¬зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш¬ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя.

2. Сравните правила игры у подростков и правила «игры» взрослых. Чью жестокость можно понять и объяснить и, может быть, простить? А чью - нет? Что думает об этом автор?

Жестокость детскую можно объяснить и даже простить - дети выживали как могли в послевоенное, голодное время. Для многих из них такой способ добычи денег становился способом пропитания.

У взрослых - наоборот. Здесь директор мог бы попытаться разобраться в ситуации, но он не захотел. Он судил поверхностно, не внимательно, показал свое равнодушие, как человек, как педагог. Ему нельзя этого простить.

Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.

3. Почему рассказ посвящён учительнице? В чём смысл авторского замечания: в начале рассказа - о вине перед учителями и родителями (с. 112)?

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

В начале рассказа автор пишет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

4. Присмотритесь к композиции рассказа. Попробуйте объяснить целесообразность такого размещения его частей, художественную значимость одной; двух из них. Какое звучание придают рассказанной истории несколько замечаний, по которым видно, что рассказчик - уже взрослый человек? Найдите эти замечания.

Композиция внешне довольно проста. Рассказ начинается с замечания автора «Странно…». Далее автор постепенно часть за частью ведет рассказ о случае из своей жизни. Завязка начинается с того момента, когда мальчик из деревни попадает в сложные условия жизни в городе. Кульминация – когда директор застает учителя играющего с учеником на деньги. Развязка - Лидия Михайловна уезжает из города. Авто последовательно рассказывает нам эту добрую и грустную историю. Каждая из частей имеет свою важную художественную значимость.

Одно из замечаний звучит в самом начале «Странно…»

"Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не было".

Так же его замечание перед кульминацией рассказа: «Знать бы нам, чем всё это закончится…»

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Какие иллюстрации вам хотелось бы нарисовать к рассказу В. Распутина? Опишите словами то, что кажется вам особенно значимым. К каким эпизодам вам хотелось бы видеть иллюстрации в учебнике?

Хотелось бы увидеть иллюстрации из сцен, когда мальчик играет на деньги с учительницей, или как герой противостоит Птахе и Вадику, Мальчик дома у Лидии Михайловны.

2. Найдите и рассмотрите иллюстрации к рассказу «Уроки французского» художников Б. Алимова, В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шапирко и др. Какие из них вам больше нравятся? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Больше всего понравились иллюстрации Гальдяева, Тризны и Шапирко.

Каждый из художников по-своему отразил видение главных героев. Для каждого важны детали, позы героев, их мимика не особо выразительно, но фигуры, жесты и общий план сразу наводит на мысли о том, что происходит в комнате.

3. Посмотрите телефильм «Уроки французского». Какие сцены из него произвели на вас наибольшее впечатление? Чем вы это можете объяснить? Есть ли расхождения между авторским текстом и сценарием? Чем вы могли бы это объяснить?

Филь произвел общее хорошее впечатление и смотреть его было интересно, особенно моменты, когда Лидия Михайловна пыталась помочь мальчику Вове, красиво сняты пейзажи. В финале произведения крупным планом показана посылка с яблоками. Режиссер фильма - Евгений Ташков (это киноповесть), расхождений здесь не много, только введены некоторые новые герои. Это обусловлено тем, что в кино главное диалоги и действие.

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…». Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

4.1 (82.22%) 9 votes

На этой странице искали:

  • почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником
  • сочинение на тему Уроки француского
  • Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки
  • отзыв уроки французского распутин
  • сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны

Формирование коммуникативно-речевых умений

учащихся на уроках литературы

Учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ№70 г.Кирова

Береснева Зинаида Викторовна

В работе представлен материал по организации речевой деятельности учащихся при работе над рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского», который включает в себя описание алгоритма уроков на тему «Формирование отношения к проблеме».

Все уроки нацелены на формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой основное умение направлено на создание текста как продукта речевой деятельности.

Предложенные мною уроки развития речи по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» с использованием выбранной мною модели «Формирование отношения к проблеме» дают основание считать, что в процессе работы над текстом художественного произведения формируются коммуникативно-речевые умения, которые можно объединить в несколько групп:

1 группа - умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например.

Делить текст на логически законченные части;

Составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;

Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;

Перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.

2 группа - умения, связанные с языковыми средствами:

Пользоваться фонетическим, лексическим синтетическим богатством языка;

Отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);

Отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи

3 группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами:

Совершенствовать собственный текст;

Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;

Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;

Организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);

Организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.

4 группа включает умения, связанные с пониманием речевого высказывания (текста):

Понимать тему текста и определять ее границы;

Догадываться по контексту о значении незнакомых слов;

Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

Умение прогнозировать содержание текста: тему, цель, дальнейшее продолжение текста по ключевым словам, заголовку;

Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании;

Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним и т.д.

5 группа умений связана с интерпретацией текста, то есть с творческим стремлением читателя истолковать смысл текста:

Умение формулировать свое отношение к прочитанному.

Выбранная мною модель «Формирование отношения к проблеме: право каждого «свое суждение иметь» применима при работе над текстами художественных произведений,изучаемых с 5 по 11 классы, а также при подготовке к ЕГЭ (написание эссе) при выполнении задания №25 - выразить свое отношение к проблеме.

Модель я решила построить в следующей последовательности.

Прочитав к уроку статью в учебнике В.Г.Распутина «Уроки доброты", дети должны были сформулировать мнение автора. Учащиеся на уроке рассуждают о том, что такое добрый человек, что значит уметь делать добро в понимании автора. Делают вывод о том, что Распутин своими воспоминаниями делает добро, рассказав об учительнице в своем рассказе. Автор побуждает учащихся к размышлениям.

2) Размышления учеников

Что такое добрый человек?

Вежливый даже тогда, когда с ним говорят грубо.

Умеющий помочь любому, даже тому, кто ему неприятен.

Понимающий других людей.

Терпеливый к их недостаткам. Принимающий их такими, какие они есть.

Внимательный, отзывчивый, милосердный по отношению к другим.

Доброжелательный. У доброго человека всегда улыбка на лице.

Способный всегда оказать помощь в трудную минуту.

Бескорыстный человек.

Скрашивающий мир своей улыбкой, вниманием и заботой.

Что значит уметь делать добро?

Перед тем как делать добро, нужно хорошо подумать о последствиях своего поступка для себя и окружающих.

Делать добро может только духовно богатый человек. Он сделает его тихо, получив при этом душевное наслаждение.

Чтобы делать добро, нужно быть душевным человеком, уметь прощать.

Делая добро другим, нужно осознавать то, что добро приходит и к тому, кто совершает добрые поступки.

Человек не должен просить что-то взамен на добро.

Он должен совершать добро совершенно бескорыстно, иначе это не будет называться добром.

Делать добро нужно только с душой. При этом ты получаешь приятное наслаждение.

Добро нужно делать так, чтобы тем, кому ты его делаешь, действительно стало лучше и они бы сказали простое слово «спасибо».

Помогая другим людям, нужно проявлять особое внимание и заботу, не извлекая при этом никакой выгоды.

Если человек совершил добро, не нужно кричать об этом на весь свет.

Лучше тихо порадоваться за счастье другого человека, которому ты помог.

Добро получается сделать тогда, когда ты его хочешь сделать с желанием.

Добро нужно делать искренне, от всего сердца.

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу, что герой рассказа Лидия Михайловна делает добро, которое не забывается учеником.

Встает проблемный вопрос о том, действительно ли она совершила добрый поступок, решившись играть с учеником на «деньги» в «пристенок».

Учащиеся включаются в дискуссию.

3) Мнения героев рассказа о поступке.

Мнение мальчика

Директора

Лидии Михайловны

Учащиеся включаются в работу над текстом, который заранее прочитан.

Отвечая на поставленные вопросы

Согласен (на) ли я с мнением учительницы о своём поступке

Согласен (на) ли я с мнением директора о поступке Лидии Михайловны

Поступок Лидии Михайловны.

«За» «Против»

Учащиеся дискуссируют.

Мальчик о поступках Лидии Михайловны

Герой рассказа «Уроки французского» был удивлен, что учительница играет с ним «на деньги». Ученик, по-моему, не понимал, что учительница схитрила.

Мальчику было стыдно принимать помощь от учительницы, даже когда он выигрывал, он чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался, что это честный выигрыш.

Мальчику казалось, что игра доставляет Лидии Михайловне удовольствие, так как он видел, как она веселела, смеялась, тормошила его.

Согласна ли я с мнением Лидии Михайловны о совершенном поступке?

Лидия Михайловна после всего случившегося так сказала о своем поступке: «Дурацкий случай. Тут виновата я.»

Я не согласна с тем, что Лидия Михайловна виновата.

У учительницы не было другого способа помочь бедному мальчику. Она решила предложить ему игру на деньги. Что тут плохого? Мальчик на честно выигранные деньги (так он считал) покупал молоко. Никто ему, кроме учительницы, не помог.

Лидия Михайловна поступила правильно. Ей не зачем было обвинять себя.

Я согласна с тем, что поступок Лидии Михайловны действительно, как она выразилась, «дурацкий».

Не нужно было ей с учеником играть на деньги. И тем более она жила одна в доме, а за стеной была расположена квартира директора.

Почему бы Лидии Михайловне не помочь мальчику по-другому?

Можно было отдать деньги матери мальчика, заранее предупредить ее, чтобы она не проговорилась сыну о помощи. От родной матери мальчик принял бы деньги.

Лидия Михайловна правильно оценила свой поступок. Он, действительно, необдуманный.

Разве лучше было бы, если мальчик голодал или постоянно ходил с синяками? Слова, сказанные учительницей, не продуманы. Скорее всего, она сказала это сгоряча.

Согласна ли я с мнением директора?

Директор школы Василий Андреевич посчитал поступок Лидии Михайловны «преступлением, растлением, совращением».

Я не согласна с таким мнением.

Во-первых, Лидия Михайловна не могла совершить преступление. Она просто хотела помочь мальчику.

Во-вторых, Лидия Михайловна бескорыстно помогала мальчику, при этом не думая о себе.

Добрая, заботливая учительница сделала так много для своего ученика. Разве это преступление?

Уволив с работы Лидию Михайловну, директор был не прав.

Я согласна с мнением директора. Лидия Михайловна совершила преступление. Некорректно играть в азартные игры с учеником педагогу.

Я не согласна с мнением директора. Лидия Михайловна поступила правильно. Учительница переживала за мальчика, а директор школы этого не понял. У учительницы не было другого выхода.

Я согласен с мнением директора школы. Учительница нарушила школьные правила. Знала о последствиях своего поступка. Она не должна была играть с учеником на деньги. Это не выход из положения.

Я не согласен с мнением директора.

Молодая учительница проявляла внимание к мальчику, помогла ему выжить в трудные послевоенные годы. А каким способом? Это не важно.

Благодаря Лидии Михайловне мальчик не голодал, продолжал учебу в школе.

Урок 2

4) Мнение читательской аудитории: родители, бабушка, одноклассники.

Получив к уроку домашнее задание, ученики высказывают мнения о поступке учительницы.

- Согласен(на) ли мама (папа, бабушка) с поступком Лидии Михайловны?

Мнения родителей о поступке Лидии Михайловны.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна поступила абсолютно правильно и педагогично. Лидия Михайловна, не уронив достоинство мальчика, уважая его гордость, нашла способ ему помочь, чтобы он не голодал.

А тот факт, что она не забыла ребенка даже тогда, когда её уволили, говорит о том, что она глубоко гуманный, ответственный и самоотверженный человек. Моя мама восхищается учительницей.

Папа считает, что Лидия Михайловна была не права в том, что она воспитывала в ученике мягкую добычу денег, пристрастие к азартным играм. Лидии Михайловне нужно было найти другой способ выхода из сложившейся ситуации.

Бабушка считает, что Лидия Михайловна с одной стороны поступила правильно, а с другой она совершила ошибку, играя с учеником на деньги.

Мама считает, что Лидия Михайловна «скрасила» детство школьника, уберегла его от сомнительной компании подростков, помогла выжить в те трудные послевоенные годы.

Лидия Михайловна, по мнению моей мамы, оказалась очень смелой женщиной. Она ради ребенка согласилась играть с ним в «пристенок» на деньги, зная, что её могут за это уволить. Это настоящий поступок!

Моя бабушка одобряет поступок Лидии Михайловны. Учительница защищала интересы ребенка и его здоровье, пусть и не педагогическим методом.

Моя мама согласна с поступком Лидии Михайловны. Поступок был очень этичный. Учительница чувствовала, что по-другому не может помочь этому ребенку.

Моя бабушка считает, что Лидия Михайловна поступила правильно. Она перепробовала все способы помочь мальчику, но безуспешно. Тогда Лидия Михайловна решилась на азартную игру, тем самым помогая мальчику выжить. Она совершила смелый поступок.

Мой папа считает, что Лидия Михайловна поступила благородно, но неправильно.

Нельзя играть на деньги с несовершеннолетним учеником. Нужно было найти другой способ помочь мальчику.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна могла бы обратиться за помощью к директору школы. Возможно, вместе они придумали бы другой способ помочь ребенку.

Мнения одноклассников

- Согласен(на) ли я с поступком Лидии Михайловны?

Согласна ли я с поступком Лидии Михайловны?

С поступком Лидии Михайловны я согласна. Во-первых, в районе, куда мальчик приехал с одной целью получить образование, у него не было ни родных, ни близких. Как было не помочь учительнице способному одинокому мальчику. Во-вторых, Лидии Михайловне нужно было отвлечь ученика от игры в “чику” с подростками, которые не раз избивали его.

В-третьих, кто, кроме нее, мог оказать ребенку помощь? Учительница была уверена, что мальчик на выигранные у нее деньги покупал молоко.

С моей точки зрения, учительница французского языка Лидия Михайловна поступила правильно, согласившись играть в “пристенок” на деньги со своим учеником.

Мне кажется, что Лидия Михайловна поступила благородно. Она играла с учеником не для интереса, а тем самым помогала ему.

Мальчик жил бедно. Денег на еду у него не хватало. В большинстве случаев он голодал. Для того учительница с ним и играла на деньги, чтобы он, выиграв их, смог купить молоко.

Когда Лидия Михайловна садила его за стол кушать, он отказывался, посылку от нее он не взял. Вот учительница и придумала игру на деньги.

Играя с учеником в “пристенок”, Лидия Михайловна была уверена, что он больше не пойдет играть с сомнительными подростками в “чику”. Сейчас мальчик был под присмотром. Значит, Лидия Михайловна все-таки поступила, на мой взгляд, правильно.

Лидия Михайловна не сделала ничего плохого. Она помогала своему ученику как могла. Так как мальчик отказывался от ее открытой помощи, она схитрила. Разве за это можно наказывать?

Я не считаю поступок Лидии Михайловны преступлением. Она совершала добро, каждый раз помогая мальчику выйти из трудного положения, избавляя его от голода. Она была уверена, что мальчик покупал на выигранные деньги молоко. Для него игра была единственным источником дохода. Лидия Михайловна совершила добрый поступок.

Урок 3

Учащиеся раскрывают своё отношение к поступку Лидии Михайловны, получив домашнее задание:

- Объясните смысл пословиц о добрых делах, опираясь на поступки Лидии Михайловны.

Доброе дело «делается» смело.

Доброе дело два века живет.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе начало не без конца.

Доброе дело делается смело

Мне понравилась пословица. Читая её, сразу вспоминаешь Лидию Михайловну. Учительница, когда помогала мальчику, играя с ним на деньги в «пристенок», совсем не задумывалась о последствиях своего поступка. А её ведь из–за этого уволили с работы. В те трудные времена, мне кажется, работу было не легко найти.

Учительница не думала о себе, о своей судьбе. Ей было важно помочь мальчику, который голодал. Лидия Михайловна совершила не просто добрый поступок. Я считаю, что она ещё и совершила смелый поступок. И это сможет сделать только мужественный человек.

Доброе дело без награды не останется

Как бы ты ни делал добро, в чём бы оно ни заключалось, в любом случае ты не останешься без награды за совершённое тобой добро.

В.Г.Распутин посвятил свой рассказ учительнице. Он запомнил на всё жизнь то добро, которое она для него сделала.

Доброе начало не без конца

Лидия Михайловна, совершив добрые дела, осталась наказанной. Поэтому я считаю, что добро не всегда имеет хороший конец.

Может быть, его нужно было делать как-то по-другому?

Доброе дело два века живёт

Лидия Михайловна, совершив добрый поступок, тихо радовалась за мальчика, не крича об этом на весь свет. Ученик надолго запомнил поступок своей учительницы. Я думаю, урок доброты, преподанный учительницей, останется в памяти мальчика, а он расскажет об этом другим. Добрые дела никогда не забываются.

Добрые дела остаются всегда в памяти любого человека. Главный герой рассказа навсегда запомнил доброту Лидии Михайловны. Такая бескорыстная помощь никогда не забывается. Доброта Лидии Михайловны побудила взрослого человека посвятить ей своё произведение. Уроки доброты, описанные в рассказе, останутся в душе читателей и будут жить века.

Доброе начало не без конца

Данная пословица применима к поступкам Лидии Михайловны, главного героя рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Учительница совершает ряд добрых дел. Она начинает свои добрые дела по следующего поступка: не рассказывает об игре мальчика на деньги, боясь, что его выгонят из школы. В следующий раз Лидия Михайловна, пригласив мальчика к себе домой, занимается с ними и предлагает поужинать. Потом учительница посылает мальчику посылку с макаронами и гематогеном. Но только тогда, когда мальчик не принимает эти добрые дела, она решается играть с ними на деньги, на которые мальчик покупает себе молоко. Когда Лидию Михайловну уволили с работы, и она уехала на Кубань, мальчик снова получил посылку от своей учительницы.

Добрым поступкам Лидии Михайловны нет конца.

На этом же уроке ученики рассуждают о том, как поступил бы современный учитель на месте Лидии Михайловны.

Как смог бы поступить современный учитель, оказавшись на месте Лидии Михайловны?

Современный учитель мог бы поступить по-разному в зависимости от характера.

Добрый учитель всегда бы протянул руку помощи ученику, который «голодал». Возможно, он бы поступил так же, как Лидия Михайловна, не думая о последствиях своего поступка.

Учитель, думающий о том, что его могут уволить, никогда бы не поступил так.

Мне кажется, современный учитель не отреагировал бы так хорошо, как это сделала Лидия Михайловна.

Сейчас, когда стали жить лучше, такой доброты уже нет.

Современный учитель наругал бы ученика, сообщил родителям, в лучшем случае поговорил по душам. Но такого поступка учитель бы не совершил. Он бы дорожил своей профессией и авторитетом.

Мне кажется,современный учитель не стал бы играть с учеником в азартную игру из-за боязни потерять работу.

Современный учитель поговорил бы с учеником по-доброму. Убедил, что играть на деньги опасно и неправильно. Помог бы найти другой способ заработать деньги.

Современный учитель, узнав об игре мальчика с подростками в «чику» на деньги, сразу увёл бы его к директору. И правильно! Играть на деньги в азартные игры нельзя.

Современный учитель увлёк бы мальчика интересными классными делами, чтобы он забыл о своих проблемах. Учитель нашёл бы другой способ помочь мальчику, которому было нечего кушать.

Выбранная мною модель работы над текстом рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» эффективна, так как в процессе работы над текстом художественного произведения учащиеся высказывают своё мнение, самостоятельно осмысливая произведение. Слушая чужие мнения, они познают сами себя. Тем самым ученики приобретают опыт разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыт познания и самопознания. Во время работы по данной модели у учащихся формируется умение участвовать в диалоге и дискуссии.

Обсуждая проблемы, поставленные в рассказе, учащиеся выходят за рамки школьной программы. Из-за нехватки времени, боязни сказать что-то лишнее, педагоги обходят стороной серьёзный и важный вопрос связи литературы с жизнью. Работая по данной модели, школьники высказывают своё мнение, учатся создавать связный текст (устный и письменный), опираясь не только на текст художественного произведения, но и на факты из жизни.

На уроках литературы учитель должен формировать у учащихся целостное представление о мире, готовить их к жизни, развивать коммуникативно-речевые умения. И в этом помогают уроки литературы, построенные по данной модели.

Литература

1 . Архипова Е.В.Основы методики развития речи учащихся. М.2004

2 . Ипполитова И. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкур­су. М. 1992

3. Кобелева Е.А. Основные компоненты формирования коммуникативной компетенции школьников в контексте современной языковой политики. Киров. 2007

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. 2002

5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях М.: Просвещение, 2012

В.Распутин Статья «Уроки доброты»

Рассказ «Уроки французского»

6. Аникина В. Русский фольклор Москва.»Художественная литература»,1985

  1. Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2017 г

    Основная образовательная программа

    В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции . Обучающиеся овладеют чтением как ...

  2. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Этих предложений . (Я), (К) Свободная работа с текстами художественных и публицистический произведений . Владение монологической и диалогической речью Никитина, Е. И. Русская речь . Развитие речи . 8 класс; Крундышев, А. А. Как работать над ...

  3. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 г. Аргун» (бывшая средняя школа №4)

    Пояснительная записка

    ... , что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой , языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения , которые представляют...

  4. 1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

    Документ

    В текстах использованных отрывков и художественных произведений . Обучая школьников различным речевым умениям , необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения ...

  5. Гидденс Э. Социология

    Документ

    ... отношением к отцу и матери, сохраняют свое значение и на позднейших этапах развития личности. Вполне вероятно, что процесс формирования ... по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство. Как

Я прочитала произведение В.Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик.

Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу.

Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. Он очень неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось.

В районе у мальчика была еще одна проблема – голод. Главный герой все время не доедал. Ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть. Они воровали у него еду. Денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. Молоко главному герою было необходимо пить от малокровия. Но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру «чику».

Сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. Владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. Ведь Вадик обычно выигрывал. На самом деле никакого азарта у главного героя не было. Он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. И однажды Вадик вместе с дружком его избил.

На следующий день его классная руководительница Лидия Михайловна увидела искровавленную физиономию мальчика и все поняла. После уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в «чику» не играть. Главный герой пообещал больше такого не делать, но со временем голод стал невыносимым, и мальчик опять отправился на свалку.

Сначала все шло нормально, но когда он взял кассу, его снова избили. Правда, уже не так сильно, но у него сильно была повреждена губа.

На следующий день Лидия Михайловна, как на зло, вызвала его к доске и снова все поняла. Дело в том, что был урок французского языка, а у мальчика и без того проблемы с произношением. С окровавленной губой вообще говорить было нереально. Тогда учительница назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у нее дома. Разумеется, она сделала это не только из-за ужасного произношения мальчика, но еще и для того, чтобы отвлечь его от «чики».

Дополнительные занятия проходили не очень хорошо. От этих уроков главный герой не особо продвинулся во французском, к тому же Лидия Михайловна все время просила, чтобы он у нее поужинал. При этих словах у мальчика пулей выскакивал всякий аппетит. В общем, учительница все время хотела накормить мальчика. Однажды она даже прислала ему посылку с макаронами, но мальчик все равно категорически отказывался от любой заботы.

Потом все как-то восстановилось: появились успехи во французском да и посылки с едой учительница больше не присылала. Но разумеется, Лидия Михайловна не оставила свои попытки помочь мальчику, и однажды она предложила ему сыграть вместе с ней в азартную игру на деньги.

Главный герой, конечно, удивился, потому что учительница такое предложила, тем не менее он стал с ней играть. И теперь каждый день после дополнительных занятий мальчик играл с Лидией Михайловной в эту азартную игру. Разумеется, она сделала это не потому что ей надоело быть учительницей и она впала в детство, просто таким образом она хотела, чтобы у мальчика появились деньги. И они появились, причем даже больше, чем от «чики». Мальчику, конечно, было неловко брать деньги от учительницы, но ее план работал.

Но кончилось это все довольно плачевно… Дело в том, что соседом Лидии Михайловны был директор школы Василий Андреевич. Однажды, когда мальчик вместе с учительницей громко спорили о счете в игре, в дверях появился директор. Он, разумеется, пришел на крик, но когда увидел то, что там происходило, чуть не упал в обморок. Для него это была неслыханная вещь. Чтобы учительница играла в азартную игру с учеником! Он сначала не поверил, но Лидия Михайловна совершенно спокойно сказала, что они играют в «пристенок». Разумеется. После этого у директора с учительницей состоялся разговор, и ее уволили.

Я считаю, что директор был прав. Это же, действительно, с первого взгляда выглядит ужасно. Это совращение малолетних. Но ведь учительница делала это для того, чтобы у мальчика появились деньги. Я считаю, что в этой ситуации Лидия Михайловна поступила правильно, взяв вину только на себя. Ведь если бы она рассказала директору все как есть, то в школе не оказалось бы ни ее, ни мальчика. Она сделала правильный поступок, взяв вину лишь на себя. Этим она обеспечила мальчику спокойную дальнейшую учебу в школе.



Рассказать друзьям