История Древней Греции. Архаический период

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Время, в которое Древняя Греция развивалась быстро и интенсивно, по хронологии принадлежит к VIII−VI вв. до н.э. Именно в этот период появились все условия, позволяющие культуре эллинов расцвести. Почти все сферы жизни подверглись значительным изменениям. На протяжении 300 лет античное общество переходило от деревенского образа жизни к городскому, патриархальный характер отношений сменялся рабовладельческим. Форма, по которой была организована жизнь общества, называлась городом-государством.

Благодаря стремительно развивающемуся сельскому хозяйству значительно расцвело ремесло. Прогрессивные сдвиги в экономике расширили рынок сбыта, из-за чего усилилась колонизация новых местностей.

Успехи, которых добилась духовная культура

Самые большие успехи были намечены в области духовной культуры.

Огромным успехом в культуре Греции архаической эпохи, оказавшим исключительное влияние на ее эволюционное развитие, стало изобретение алфавитного письма, основой которого стала финикийская письменность, однако отличавшееся простотой и доступностью. Благодаря этому письму была создана результативная образовательная система.

В это время формировались базовые этические общественные порядки и ценности, которые позволили объединить коллективистское чувство с утверждением индивидуальных и личностным прав. Воплощением совершенства для человека стало гармоничная связь души и тела. На этой в большой степени повлияли Олимпийские игры (начавшиеся в 776 г. до н.э.), проводившиеся раз четыре года, и в период которых не было никаких войн. Если человеку удавалось победить в играх три раза, ему устанавливали статую в роще, которая признавалась божественной, рядос с храмом Зевса.

Достижения в научной сфере и культуре творчества

В архаическую эпоху появились основы разных наук: философских, математических, астрономических, риторических наук. Одним из людей, положивших начало античной философии и науки, стал Пифагор, который представил науку в математической форме.

В этот период происходит и развитие архитектуры. Ритуальный храм, как божественный обитель, стал главным способом строительства. Наибольшей известностью пользуется храм Аполлона в Дельфах, а наибольшей распространенностью пользуется открытое помещение акрополь.

Появляются основные виды величественной скульптуры, которые шли в пользование как отдельные скульптуры, так и в качестве барельефов, которыми украшали храмы, и в качестве надмогильных памятников.

Наиболее распространенными выступали статуи обнаженного молодого человека атлетического телосложения и затянутой тканью девушки, и скульптуры, воспроизводящие мифологические сюжеты.

Развивается ковровый стиль или орентализирующий, художественное течение в сфере вазописи VII в. до н. э. Это стиль, при котором изображалась черная фигура, грифы, сфинксы и львы. Данный стиль переняли у ближневосточных стран, отличительной чертой его был «боязнь пустого места», который заключался в том, любой незанятый зазор непременно покрывали рисунком. Центром, в котором изготавливали керамику, являлся Коринф.

В поэзии тоже намечены положительные результаты. В этот период на творческом поприще господствовал поэт Гесиод. Написанные им поэмы «Каталог женщин», «Теогония», описывающую поколения богов, стали завершением творческих работ Гомера. Его творческая деятельность придала мифологии античности образцовый вид.

Помимо Гесиода известностью пользовались и и другие поэтические авторы. Нельзя не отметить Архилоха, который основал лирическую поэзию; в его работах полно страданий человека, которые он испытывал из-за проблем в личной жизни.

Необходимо выделить и лирические произведения поэтессы Древней Греции Сапфо, жившую на о. Лесбос, которая оставила своим потомкам превосходные труды, в которых она описывала заветные чувства женщины, наполненной страданиями, любовью и ревностью.

Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н. э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение. Около 800 г. до н. э. греки жили на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма. Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин, к 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления. Около 800 г. до н. э. греческое общество – простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики. В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция – страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента – чеканной монеты. Новый вид богатства – деньги – начинает соперничать со старым – земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.

В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.

Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в нее образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия стремилась полностью поставить под свой контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в до н. э. О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.

С этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.

За три века они создали множество колоний на берегах Средиземного моря Колонизация развивалась в трех основных направлениях западном (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция и далее восточное побережье Испании), северном (фракийское побережье Эгейского моря, район проливов ведущих из Средиземного моря в Черное, и его побережье) и юго-восточном (побережье Северной Африки и страны Леванта).

Современные исследователи считают, что главным ее стимулом был недостаток земли Греция страдала как от абсолютного аграрного перенаселения (увеличение населения вследствие общего эко комического подъема), так и от относительного (недостаток земли у беднейших крестьян вследствие концентрации земельной собственности в руках знати) К числу причин колонизации относят также политическую борьбу, которая обычно отражала главное социальное противоречие эпохи – борьбу за землю, в результате чего побежденные в гражданской войне часто были вынуждены покидать родину и переселяться за море Имели место и торговые мотивы стремление греков поставить под свой контроль торговые пути.

Пионерами греческой колонизации стали расположенные на о-ве Эвбея города Халкида и Эретрия – в VIII в до н. э., по-видимому, наиболее передовые города Греции, важнейшие центры металлургического производства В дальнейшем в колонизацию включились Коринф, Мегары, малоазийские города, особенно Милет.

Колонизация оказала огромное влияние на развитие древнегреческого общества, особенно в экономической сфере Невозможность наладить на новом месте нужные отрасли ремесла привела к тому, что очень скоро колонии установили теснейшие экономические связи со старыми центрами Балканского п-ова и Малой Азии Отсюда и в колонии, и к местному населению, соседствовавшему с ними, стали поступать изделия греческого ремесла особенно художественного, а также некоторые виды сельскохозяйственной продукции (лучшие сорта вин, оливковое масло и др.). Взамен колонии поставляли в Грецию зерно и другие продукты питания, а также сырье (лес, металл и т.д.) В результате греческое ремесло получило толчок к дальнейшему развитию, а сельское хозяйство стало приобретать товарный характер Таким образом, колонизация приглушала социальные конфликты в Греции, выведя за ее пределы массу безземельного населения и в то же время способствуя изменению социальной и экономической структуры греческого общества.

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в до н. э., вызвав ответное сопротивление В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати «Деньги в почете всеобщем Богатство смешало породы», – с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником Крестьян в борьбе со знатью Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами Около 675 – 600 гг. до н. э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика Она имела «агональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым – на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н. э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т. е единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати – эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н. э, и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени») В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления – совет (буле), возросло значение народного собрания.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н. э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н. э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них – реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н. э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению – область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки – клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры: суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина, строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан – спартиаты жили так, будто находились в военном лагере, запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром; ограничение контактов с внешним миром. Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления – коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, слепивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т.е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении – илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам – спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6-1/7 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа – периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса (строй фаланги) Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою рада отчизны своей» – эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип – кто лучше послужит полису.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов – покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте – древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры – применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор – колонн, поддерживавших несомые части – антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях – укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре – главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, а территория святилища становилась чем-то вроде музея.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура – вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла – к отливке скульптуры из бронзы. В VII – VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII – начале VI в. до н. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент я расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н. э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи – килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновение философии. Философия – принцициально новый подход к познанию мира, резко отличный от того, какой господствовал на Переднем Востоке и в Греции более раннего периода. Переход от религиозномифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества Постановка и формулировка проблем, опора на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его – вот то, что существенно отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. В современной научной литературе существует два основных взгляда на возникновение философии Согласно одному, рождение философии – производное от развития науки, количественное накопление позитивных знаний имело своим результатом качественный скачок. Согласно другому объяснению, ранняя греческая философия практически ничем, кроме способа выражения, не отличалась от стадиально более ранней мифологической системы познания мира. Однако в последние годы высказан взгляд, кажущийся наиболее правильным: философия родилась из социального опыта гражданина раннего полиса. Полис и отношения граждан в нем – вот та модель, по аналогии с которой греческие философы видели мир. Подтверждает этот вывод то обстоятельство, что возникновение философии в ее самой ранней форме – натурфилософии (т.е. философии, обращенной прежде всего к познанию самых общих закономерностей мира) – происходит в наиболее передовых малоазийских полисах. Именно с ними связана деятельность первых философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Натурфилософские учения о первоэлементах давали возможность построить общую картину мира и объяснить ее, не прибегая к помощи богов. Рождавшаяся философия была стихийно-материалистической, основное в творчестве первых ее представителей – поиски материальных первооснов всего сущего.

Основоположник ионийской натурфилософии Фалес считал такой первоосновой воду, находящуюся в беспрерывном движении. Превращения ее создавали и создают все вещи, в свою очередь снова превращающиеся в воду. Землю Фалес представлял в виде плоского диска, плавающего на поверхности первичной воды. Фалеса считали также основоположником математики, астрономии и ряда других конкретных наук. Сопоставляя записи о последовательно происходивших солнечных затмениях, он предсказал затмение солнца 597 (или 585) г. до н. э. и объяснял его тем, что Луна заслонила Солнце. По Анаксимандру, первооснова всего – апейрон, неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Материализму и диалектике ионийских натурфилософов противостояли пифагорейцы – последователи учения Пифагора, создавшего в Южной Италии религиозно-мистическое сообщество. Основой основ пифагорейцы считали математику, полагая, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив их материального содержания. Превращенное в абсолют абстрактное число мыслилось ими как основание нематериальной сущности мира.

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующей эпохи. Фиксация поэм Гомера, произведенная в Афинах при Писистрате, ознаменовала конец «эпического» периода. Эпос как отражение опыта всего общества в новых условиях должен был уступить первенство другим видам литературы. В эту эпоху, наполненную бурными социальными конфликтами, развиваются лирические жанры, отражающие переживания индивида. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские доблести и излагал нормы поведения воинов. И в позднейшие времена их пели во время походов, они пользовались популярностью также вне Спарты как гимн полисному патриотизму. Творчество Феогнида – поэта-аристократа, осознавшего гибель аристократического строя и страдавшего от этого, – пронизано ненавистью к низам и жаждой мести:

Крепко пятою топчи пустодушный народ, беспощадно
Острою палкой коли, тяжким ярмом придави!

Жизнь, полную невзгод и страданий, прожил один из первых поэтов-лириков – Архилох. Сын аристократа и рабыни, Архилох, гонимый нуждой, отправился с родного Пароса вместе с колонистами на Фасос, сражался с фракийцами, служил наемником, побывал в «прекрасной и счастливой» Италии, но нигде на нашел счастья:

В остром копье у меня замешен мой хлеб.
И в копье же – Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье.

В творчестве другого великого лирика – Алкея – отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с политическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучат радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни:

Дожди бушуют. Стужей великою
Несет от неба. Реки все скованы..
Прогоним зиму. Ярко пылающий
Огонь разложим. Щедро мне сладкого
Налей вина. Потом под щеку
Мягкую мне положи подушку.

«Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной!» – обращается поэт к своей великой современнице Сапфо.

В центре творчества Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и терзаемая муками ревности, или мать, нежно любящая своих детей. В поэзии Сапфо преобладают грустные мотивы, что придает ей своеобразное очарование:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться.

Поэзией красоты, любви и веселья называл свое творчество Анакреонт. Он не думал о политике, войнах, гражданских раздорах:

Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне,
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
Правилом ставит себе быть веселее в пиру.

Стихи Анакреонта, отмеченные печатью бесспорного таланта и чарующие своей формой, оказали огромное влияние на европейскую, в том числе и русскую, поэзию.

К концу эпохи архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов. Тогда же возникает и театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов.

Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.

Архитектура

В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:

Самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.

Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.

Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.


Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.

Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)


Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.


Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.

Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:


Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.


Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.


Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.

Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.


Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.


Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.

Живопись

Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.


прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия:

В этот период (VIII в. -- 480 г. до н. у греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. -- времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время: формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология. Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все -- и люди, и боги. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры -- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры -- спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские -- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года. В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности -- натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624--546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585--525 до н. э,) -- воздух, Анаксимандр (ок. 611--546до н. э.) -- анейрон (беспредельное). Пифагор (ок. 540--500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до н. э,), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540--480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытии. Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610-- ок.-580 до н. э.), Алкея (рубеж VII -- VI вв, до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1я пол. VI в, до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня; которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры -- обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры -- храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Этот процесс получил название Великой колонизации. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, и выступили посредниками между Грецией и другими странами. Постепенно греки вытесняют финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью.

Именно к этому периоду относится появление нового названия Греции - Эллада. Первоначально так назывался один из районов Фессалии, а затем и вся страна. Ионийцы и дорийцы, населявшие Грецию, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии называли себя эллинами, т.о. они стремились подчеркнуть свое отличие от остальных народов.

К рубежу 7-6 в до н.э. с развитием ремесла и торговли во многих греческих полисах появляется новый влиятельный социальный слой владельцев мастерских и купцов, он стал теснить от власти старую родовую аристократию, начинает нарождаться тимократия, т.е. власть богатства.

Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии и превращению крестьян в беднейший слой населения, росту социальной напряженности и классовой борьбе. На первом этапе борьба привела не к установлению демократических порядков (в их античном понимании), а к захвату власти диктаторами - тиранами. Причем тирании возникали в наиболее экономически развитых районах греческого мира. Везде, где старый земледельческий уклад переживал кризис, к власти приходили тираны, поддержанные наиболее обездоленными слоями населения. Тираны, сами часто происходившие из аристократической среды, выступали решительными противниками правления традиционной знати. Для того, чтобы найти опору в массах они заботились о том, чтобы дать разорившемуся населению возможность заработать. Многие тираны провозглашали программы общественных работ: строительство каналов, водопроводов, дорог. Они напрямую поддерживали торговлю, ремесло, сельское хозяйство как основу благосостояния и культуры. Именно в эпоху тиранов некоторые города-государства пережили период высшего расцвета - Коринф, Самос. Другие заложили основу своего будущего величия - Афины при тиране Писистрате, Сиракузы при Гелоне. Многие тираны были выдающимися личностями, они не только организовывали политическую и культурную жизнь полиса, но и сами занимались литературным творчеством, были меценатами и покровителями искусств.

В период архаики идет становление законодательства и судебной системы. В 621 г. до н.э. – в Афинах были приняты законы архонта (архонт - высшее должностное лицо в Греции) Дракон(т)а – «драконовские меры» - напоминавшие по своей жестокости табуальные запреты: очень многие нарушения карались смертью. Предусматривались денежные штрафы, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

В 594 г. до н.э. это законодательство было усовершенствовано архонтом Солоном - он ввел суд присяжных (гелиея), и даже самые бедные ремесленники получили право участвовать в народном собрании (экклесии) и быть членами гелиеи.

В эпоху архаики окончательно складываются религиозные представления греков. Грекам был свойственен политеизм (многобожие). Согласно представлениям греков внешний облик, жизнь и взаимоотношения богов такие же как у людей. Т.е. это не непорочные, нравственно возвышенные существа, а существа наделенные страстями даже больше чем люди, но свободные от всех человеческих скорбей, печалей. Жилищем бессмертных богов была гора Олимп.

Общеобязательных догматов греческая религия не имела, поэтому к богам, к мифам можно было относиться скептически, можно было рассказывать о богах забавные истории, смеяться над ними. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога (особенно покровителя полиса), нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание, вплоть до казни.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношений были весьма различны (возлияние (брызгание на землю или в огонь вина); жертвоприношение зерном, маслом, плодами, жертвенными животными). Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, религиозные пляски. Обряды совершались по строго установленному церемониалу.

Централизованного культа в Греции не было. Местные полисные и общинные культы были выражением политической раздробленности. Но некоторые культовые центры получили широкое общегреческое значение. Это – святилище Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине и др.

Ученые условно выделяют четыре религии древних греков:

1. религия Зевса;

2. религия Аполлона;

3. религия Диметры;

4. религия Диониса.

Религия Зевса - это религия природных сил. Главный бог Зевс - высшее божество, создатель людей и богов. В пантеон богов входят Гера - жена и сестра Зевса, братья Зевса: Аид - бог подземного царства, Посейдон - бог морей, сестра Зевса Диметра - богиня земли, дети Зевса: Афина - богиня мудрости, покровительница ремесла, Аполлон - покровитель образования, его сестра Артемида - богиня охоты, живой природы, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня, Дионис (Вакх) - бог вина и веселья. Зевсу поклонялись в дубовых рощах, храмы не строили.

Главным центром поклонения Зевсу была Олимпия (Пелопоннес) , где находился его оракул и регулярно происходили праздничные Олимпийские игры. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса установил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом. В Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма росла «олива священных венков», из ветвей которой плели венки победителям в Олимпийских играх. С 8 в. до н. э., когда святилище стало местом проведения Олимпийских игр; Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира».

Религия Аполлона.

В этой религии рождается такие понятия как храм, кумир и жрец. Центром религии Аполлона были город Дельфы у горного массива Парнас. Религиозное чувство, что Бог где-то рядом, рождает потребность стабилизировать это чувство. В результате возникает идея храма (место Бога). В Древней Греции храм строился для Бога, а сам культ мог совершаться рядом с храмом.

Желание видеть божество приводит к идее антропоморфного существа – прекрасного юноши. Появляется скульптурное изображение Бога – кумир. А в связи с этим возникает потребность заботиться о храме и о кумире, и появляется жречество, которое с усложнением их функций становится профессиональным и наследственным. Должность жреца была почетной, но не давала ни какой непосредственной власти, зачастую официальным культом руководили не жрецы, а гражданские должностные лица.

Центральной фигурой религии Аполлона является жрица Пифия - предсказательница судьбы, сидящая на треножнике Аполлона в Дельфах. В Греции не предпринималось ничего значительного без предварительного мнения об этом Дельфийского оракула. В Дельфах выполнялся обряд очищения от преступлений, в т.ч. и от убийства.

Религия Деметры.

Деметра - богиня плодородия - земледельческий культ-душа поспевающей Нивы. Ее культ связан с мифом о Персефоне. В связи с возвращением Персефоны из царства Аида, Деметра основала мистерии - таинства, т.к. они проходили в Элевсине, то они получили название элевсинские мистерии, они просуществовали 1000 лет до 395г. н.э. Первыми жрецами был царь и царица Элевсина, которые приютили Деметру, покинувшую Олимп. Основные торжества проходили весной и осенью. Во время весенних обрядов (малых мистерий) происходило посвящение кандидата в мисты (первая степень). Осенью были великие мистерии когда, устраивалось посвящение во вторую степень – в эпопты. Главное место в церемониях посвящения занимали очистительные обряды, омовения, пост. После торжественного шествия из Афин в Элевсин устраивались ночные богослужения в храме Деметры, во время которых разыгрывались мистерии - священная драма, рассказ мифа о Персефоне, демонстрировались священные символы богинь – хлебные колосья. Люди созерцали драму и переживали чувства, которые переживала Деметры (скорбь, страдание, радость). Люди доходили до крайней степени чувственности. Посвящение символизировало второе рождение. Затем совершалась еще одна драма - созерцание действа о посмертной судьбе человеческой души, либо душа посвященного попадала на острова блаженства, а душа человека, который не смог посвятиться, обрекалась на странствие и работу.

Религия Диониса.

В ее рамках оформились два культа: оргиастический и гражданский. На основе гражданского культа впоследствии возник театр. Оргиастический культ возник во Фракии и распространился по всей Греции в 7-6 в. до н.э. Идея культа - соединение с природой и обретения бессмертия. Культ осуществлялся в виде вакханалии, т.е. ритмичного танца под музыку на природе. Во время танца человек доходит до экстаза, душа покидает тело и человек растворяется в природе. Основные действующие лица - вакханки. Существовала сложная экипировка участниц - факел, тирс (посох увитый плющом, виноградными листьями и сосновой шишкой наверху), венок на голове. Одежда состояла из шкур, подвязанных змеями. Многие молодые матери - вакханки для полного сближения с природой кормили грудью - волчат, ланей. Т.к. масштабы этого культа были велики, а последствия разрушительны, то вынуждены были отвести специальное место и время (1 раз в год), и определить специальную профессиональную группу вакханок.

С культом Диониса связано орфическое движение. Орфей - мифический поэт, живший якобы еще до Гомера. Он и его ученик Мусей создали песни, объясняющие происхождение богов Важное место в орфической мифологии играл образ страдающего и воскресающего бога Загрея-Диониса, сына Зевса и Персефоны. Посланные богиней Герой титаны растерзали юного Загрея, но сердце его было спасено Афиной. Зевс испепелил титанов, из пепла сделал людей и оживил их сердцем Диониса. Т.о. в человеке соединилось два начала: титаническое - ложное и злое; дионисийское - светлое. Поэтому смысл жизни человека в развитии дионисийского начала и подавлении титанического. Т.к. человек - единство тела и души (душа закована в тело), то смысл жизни человека состоит в спасении бессмертной души человека из тела, если этого не удается, то душа переходит из одного тела в другое и нужно разорвать этот круг с помощью определенного образа жизни, определенных ритуалов, участия в орфических мистериях. Кроме того, из сердца Загрея-Диониса Зевс создал Диониса, который и вошел в гражданский культ (Великие Дионисии).

Важнейшие общественно-религиозные празднества.

Большую роль в жизни греков играли состязания («агон»).

Главными состязаниями были посвященные Зевсу Олимпийские игры, появившиеся в 776 г. до н.э. и проводившиеся в области Олимпия на Пелопоннесе один раз в 4 года. От первых Олимпийских игр велось летоисчисление Древней Греции (Олимпиада – единица летоисчисления до 394 г. н.э.). Игры длились 5 дней, на это время объявлялся священный мир. Состязались в беге, кулачной борьбе, ристании на колесницах и пятиборье (метание копья, диска, прыжки в длину, бег, кулачная борьба). Участниками были только мужчины и они выступали обнаженными, поэтому женщины не допускались на игры под страхом смертной казни. Но зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Наградой победителю была оливковая ветвь, победитель въезжал в родной город через пролом в стене, который делали для него.

Пифгитские игры (Пифиады)- вторые по значению общегреческие празднества в честь Аполлона в Дельфах. Спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся один раз в 8 или 4 года. Наградой в играх был лавровый венок.

Истмийские игры (Истмии) – общегреческие празднества в честь Посейдона в Истмии в Коринфе, проводившиеся один раз в 2 года. Гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания. Награда сосновый венок.

Немейские игры - общегреческие празднества в честь Зевса в Немее, проводившиеся зимой каждый второй и четвертый год Олимпиады. Спортивные и музыкальные состязания.

Пинафинеи великие – торжественные празднества в честь рождения Афины проводившиеся один раз в 5 лет.

Дионисии великие – ежегодные празднества в Афинах в честь Диониса. Состязания драматургов, поэтов, хоров.

Философия.

В период архаики зарождается философия, благодаря которой Греция вступила на путь рационалистического мышления. Этому способствовало то, что в Греции не было особой жреческой касты, не было устойчивых религиозных догматов, а это облегчило отделение философии и науки от религии. Знание восточной, в первую очередь вавилонской, математики, астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, регулярность и повторяемость природных явлений. Главным для первых философов стал поиск первооснов, первопричин всего существующего (натурфилософия). Греческие натурфилософы за первооснову выделяли: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, который все в себе содержит и всем управляет, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Пифагор – число.

Литература.

Греческий язык состоял из четырех диалектов: ионийского, аттического, дорийского и эолийского. Но все диалекты были знакомы каждому греку и служили для выражения различных родов поэзии. Например, ионийско-эолийский был основой эпоса, а дорийский основой хорового пения.

С Гомером ушла и его эпоха героев. Но у Гомера было много последователей и подражателей. Сюжеты древних мифов обрабатывались в стиле Гомера. Такие поэтические циклы получили называние киклические поэмы.

Новым в литературе стало творчество Гесиода (700г. до.н.э.). Он создал три новых эпических жанра: космогонический - о происхождении мира и Богов («Теогония»); генеалогический - о героинях древних мифов («Каталог женщин»); дидактический или назидательный – советы и наставления («Труды и дни» - советы земледельцам).

Гесиод рационалистически систематизирует греческую мифологию и является последним представителем эпического жанра.

Постепенно в 7 веке до н.э. основное место в литературе занимает лирика.

Древнегреческую лирику делят на два вида: мелическую (пелась в сопровождении различных инструментов) и декламационную (отошедшую от музыки). Основными жанрами Декламационной лирики стали элегия, ямб, эпиграмма и гнома.

Основным жанром была элегия (греч. «жалобная песня»). Предполагают, что она возникла из погребального плача. Это стихотворение средней длины, печального содержания, рассказанное от первого лица. Первоначально элегия имела преимущественно морально-политическое содержание, затем преобладающей стала любовная тематика. Основоположником элегии считают Каллина (первая половина 7 в. до н.э.), писавшего военно-героические элегии, близкие к эпосу. Наиболее известным автором военно-героических элегий был Тиртей (вторая половина 7 в. до н.э.). За героической элегией был закреплен ионийский диалект.

Другой более важный вид элегии – элегия личной судьбы. Первым представителем был Архилох (вторая половина 7 в. до н.э.), развивавший мотив наемника, то есть человека, служащего чужому делу.

Третья разновидность элегии – философско-политическая. Наиболее ярким представителем был афинский архонт Солон (ок. 640- ок. 559 г. до н.э.), выражавший в элегии свои политические мысли

Другим жанром лирики был ямб - стихотворение назидательной сатирической направленности. В Греции существовали культы осмеяния богов, победителей. Считалось, что смех отгоняет злых духов, очищает атмосферу. Высмеивалось все высокое. Существовало два вида ямба: личное осмеяние (инвектива) и осмеяние общественных отношений (сатирический ямб). Ямбы отличались большой вольностью, для них не было ограничений. Основоположником ямба считают Архилоха. Среди наиболее известных авторов ямбов Мимнерм, Гиппонакт (6 в. до н.э.), Феогнид (вторая половина 6 в. до н.э.).

Эпиграмма – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Первоначально это были посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи. Эпиграммы писались на твердом материале – камне, меди, памятниках.

Гнома (греч. «вывод, мысль, изречение ») – короткое стихотворное изречение мудрости (формулировка общепринятых положений) или поучительно-философские изречения). Например, «познай самого себя». Большинство гном приписывают семи полулегендарным греческим мудрецам.

Мелическая лирика имела два вида: монодия (монос – «один», одия – «песня») и хоровая лирика. Древние греки строго различали монодию (сугубо личное переживание, любовную лирику) и хоровую лирику (в ней не было любви, она была связана с общественными событиями, с коллективом). В мелической лирике поэт был и композитором. Текст создавался для определенной мелодии и был с нею неразрывно связан.

Ведущей темой монодийной лирики была любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (Са(п)фо (610-580г до н.э.), Алкей (рубеж 6-7в до н.э.)) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где ярко проявил свою индивидуальность Анакреон(т) (570-478 г. до н.э.). Монодийная лирика создавалась на эолийском диалекте.

Хоровая лирика связана с событиями в жизни полиса, праздниками. Важнейший жанр – парфений – хоровая песня в честь богинь, исполнявшаяся хором девушек. Пеан – гимн в честь Аполлона (главное содержание - победа солнца над мраком), исполнявшийся вооруженными юношами при нападении на врагов или после победы. Дифирамб - песня в честь Диониса, сопровождавшаяся бурным оргиастическим танцем. Наиболее крупными представителями хоровой лирики были Алкман (вторая половина 7 в. до н.э.), Симонид (ок. 556 – 468 г. до н.э.), Пиндар (518-438 до н.э.).

К 6 в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня (короткий, комический рассказ, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами басни обычно выступают животные, растения, вещи), родоначальником которой считают Эзопа (6 в. до н.э.). Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»)

В 8-6в до н.э. зарождается греческая историография и греческий театр, выросший из хоровых песен, молитв, исполняемых на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано Феспидом (рубеж 7-6 в. до н.э.), который выделил из хора действующее лицо - актера.

Изобразительное искусство.

В области изобразительного искусства период архаики отличается господством схематичности и рационализма. Человек изображается как человек вообще, как абстрактный член общества.

Сильна героическая монументальность, в том числе и в живописи, дошедшей до нас в виде росписи на вазах - вазописи. На древнейших вазах человек изображался крайне условно: комбинация простейших геометрических элементов. Раскраска условна: мужские фигуры даны в черном цвете, лица и руки женщин белого цвета, а фон красный. Вазопись этого периода относится к строгому стилю, т.к. художника интересовал смысл изображаемого, сущность, а не детали Во второй половине 6 в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной техники вазописи (впервые применил Андокид (амфора «Пирующий Геракл», «Геракл на Олимпе»).

Архитектура.

Архитектура архаического периода сохранилась плохо, т.к. постройки в основном возводились из дерева.

Предположительно около 8 в. до н.э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое направление отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. В ионийском стиле ценились легкость, изящество, прихотливость линий.

Сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки со всех сторон обнесенной колоннадой. Здание с одним рядом колонн по периметру называлось периптер (греч. «окрыленный»), с двойным рядом колонн - диптер.

Греческий храм был хранилищем казны и художественных сокровищ; местом поклонения богу и центром общественной жизни граждан полиса. Храм возвышался в центре акрополя (крепости) или на городской площади.

Именно в период архаики была создана продуманная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. В основе греческого зодчества уже в лежала определенная система соотношения, равновесия несущих и несомых частей здания - ордер (лат. «строй, порядок»).

Первым оформился дорический ордер. Каменное основание дорического храма (стереобат) обычно трехступенчатое, его верхняя ступенька (стилобат) служила постаментом храма. В наос (святилище), где находилась статуя бога, вел ход со стороны главного фасада. В некоторых храмах был еще опистодом - помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада. Наос освещался через двери или световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол колонны прорезали желобки (каннелюры), на высоте 1/3 ствол утолщался (утолщение называется энтазис). Капитель (верхняя часть колонны состояла из эхина (круглая каменная подушка) и абака (квадратная плита), на который опирались перекрытия (антаблемент). Антаблемент складывался из 3-х частей: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера гладкий; фриз состоит из квадратных плит (метопы) и прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками (триглифы). Антаблемент завершается гладким карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, образовывала треугольные фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Ионический ордер сложился к концу 7 в. до н.э. Капитель ионического ордера имела эхин из двух изящных завитков. Архитрав разделен тремя горизонтальными полосами, поэтому кажется легким, фриз идет по антаблементу сплошной лентой, карниз богато декорирован.

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: поле фронтона (тимпан) и триглифы - синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура.

Иногда дорические колонны заменяли мужскими фигурами – атлантами, а ионические колонны - женскими фигурами – кариатидами. Т.о., дорический стиль называют мужским, ионический - женским.

Скульптура.

Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпиадных игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Т.к. юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики, обнаженного юношеского тела. В период архаики появились скульптурные изображения юношей, т.н. курос. Руки его прижаты к туловищу, сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение - широкие плечи и узкие бедра. Специфическое «архаическое» выражение лица: углы губ приподняты («архаическая улыбка»), глаза широко раскрыты. Соблюдался принцип фронтальности - рассмотрение статуи только спереди. Раскраска была условной: борода - синяя или зеленая, а глаза - красные. До нашего времени дошло несколько десятков архаических Аполлонов (например, «Аполлон из Тенеи»). Курос связан с дорическим ским стилем, а с ионийским – изображение коры - задрапированной (в одежде) девушки. Их глаза- удлиненные, широко открыты, архаическая улыбка еле намечена. Раскрашивались: волосы -розовато-красные, брови и ресницы - черные, одежда яркая.


Похожая информация.




Рассказать друзьям