Иван билибин картины и иллюстрации. Иван Яковлевич Билибин: биография, иллюстрации и картины художника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Мир через культуру»

Исчезнувшая деревня

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Чтобы выразить боль этих жутких потерь.

Без печали и слез, будто так полагается,

Составляется акт, что с таких-то вот пор

Деревенька та "с данных учетных снимается"

И ее больше нет. Вот и весь разговор.

Асадов Эдуард

Россия всегда была аграрной страной, жила крепостью села, деревни, именно здесь учились по-настоящему работать, здесь складывались традиции, обычаи, основы народной жизни и мудрости. А сегодня многими с болью признается тот факт, что самая большая потеря России в 20 веке – это деревня. Так получилось, что многие села, благодаря которым жила страна в середине 20-го столетия, в 70-80-е годы стали «неперспективными». И жители, потерявшие всё: работу, перспективы, надежду на благополучную жизнь – начали покидать родные места.

Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают, уходят в небытие…. Как, когда и почему появилась деревня именно здесь, кто первым поселился на берегу этой реки? А почему через 200 лет деревни не стало? Попала в зону затопления или в деревне просто закрыли магазин и школу?

Причины исчезновения деревень могут быть разными. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть культуры, нравственности народа, изменяется исторический облик Родины.

Я была поражена тем, сколько деревень закончило своё существование только в Тарногском районе! 120 деревень, 49 хуторов, 5 посёлков исчезло с лица земли! А сколько таких районов в стране! Я мысленно представила, как на берегах рек и озёр в них некогда жили люди, пахали землю, растили детей, пасли скот. Теперь там ничего нет. А ведь эти деревни для многих людей были и будут оставаться малой родиной, тем особым уголком, где они родились, выросли, возмужали, научились дружить и любить , бороться с испытаниями, которые преподносит жизнь. Малая родина всегда является духовным стержнем человека, фундаментом, на котором он в дальнейшем будет строить свою жизнь.

Не все знают историю своей малой родины, историю близлежащих деревень. Хотелось бы, чтобы деревни не забывались, даже если они исчезли с лица земли много лет назад. Описывать историю деревень – интересное и полезное занятие, ведь в прошлом заложены корни нашей нравственности, духовного богатства. А возвращение к духовному прошлому – это признак душевного возрождения.

Деревни Александровской уже много лет нет на карте района, а на её месте простирается чистое поле. Несколько лет назад нашей семье здесь был выделен участок под сенокос. На участке мы обнаружили остатки брёвен, кирпичи, старую посуду. Заинтересовавшись находками, стали выяснять, откуда это всё взялось, и узнали, что здесь когда-то была деревня. Я впервые услышала об этом, потом кое-что узнала, но хотелось знать ещё больше: что за люди здесь жили, чем занимались, куда они пропали, почему не стало деревни. Так родилась тема исследовательской работы «Исчезнувшая деревня» (деревня Александровская Шевденицкого сельсовета Тарногского района).

В архивном отделе администрации Тарногского муниципального района мы узнали о том, что деревня Александровская Шевденицкого сельсовета была образована в 1623 году, и сейчас она входит в список исчезнувших населённых пунктов на территории Тарногского муниципального района по состоянию на 01.01.2010 года. Деревня Александровская располагалась среди лесов, на высоком холме, в 5 км на северо-запад от центральной усадьбы Шевденицкого сельсовета – деревни Слуда. В двух километрах от деревни протекала река Корюга. Нам удалось выяснить, что деревня Александровская своё название получила по своему первому жителю – Александру. Кроме официального, существовало второе название – Тырково, народ назвал деревню так по фамилии землемера Тыркова, когда-то проживавшего в этой деревне.

О жителях д. Александровская

Побеседовав с людьми, жившими когда-то в деревне , мы выяснили, что в 1940-1942-м годах здесь существовало 16 домов.

Дом №1. Мы не нашли точных сведений о жителях этого дома, но, возможно, здесь проживал одинокий мужчина Попов Яков. А в 60-е годы здесь жила семья приезжих: Мария Арсентьева, её сын Фёдор с женой Анной и дочь Дарья. О том, куда они позже уехали, сведений нет.

Дом №2. Почему-то этот дом был разделен на две части. В одной половине жила семья Поповых с тремя сыновьями: Александр Михайлович (участник Великой Отечественной войны), Николай Михайлович (погиб на войне) и Василий Михайлович. После войны хозяином стал Александр, который работал конюхом в колхозе. В 50-е годы вместе с ним проживала его жена Нина Петровна, их сын Михаил, брат Василий и их мать. В конце 60-х годов Александр Михайлович, его жена и сын перевезли весь дом в деревню Погоняевскую.

Во второй части этого дома жила Попова Павла Александровна с сыном и тремя дочерьми. Они одними из первых жителей уехали из деревни на целину (где-то в самом начале 60-х годов). С их отъездом деревня лишилась почтальона, так как одна из дочерей, Надежда, каждый день приносила газеты, журналы и письма из Тарноги.

Дом № 3. Хозяев обнаружить не удалось, но, возможно, в этом доме проживала семья приезжих: Данильченко Степан Иванович, его жена, сын и дочь. По воспоминаниям жителей деревни, он занимался установкой и обслуживанием тепловой электростанции, поэтому прожил в деревне несколько лет.

Дом № 4. Семья Поповых: Александр Филиппович, его жена Анна Михайловна и два сына, один из которых погиб на войне (Григорий). Второй сын (Александр) женился в начале 50-х годов, в семье родилось четверо детей (одна из них – дочь Татьяна Александровна), первая жена умерла где-то в начале 60-х годов. Александр Александрович женился второй раз , и они переехали в деревню Погоняевскую.

Дом № 5. Попов Николай Максимович, его жена Анна Николаевна, дочь Анастасия и сын. К 1960 году Анна Николаевна уже живёт одна, так как муж умер, а дети из деревни уехали. Вскоре она умирает, и дом стоит пустой.

Дом № 6. Глава семьи Щекин Иван Фёдорович погиб на войне, его жена Анна Феодосьевна остаётся с единственным сыном Евгением. После его женитьбы на Августе Пиминовне и рождении у него трёх сыновей (Ивана, Николая и Евгения) они все переезжают в деревню Хом в 1966 году.

Дом № 7. Глава семьи Гамилов Михаил Тимофеевич, его жена Анна Александровна, три сына: Протоген (погиб на войне), Александр, Иван. После смерти Михаила Тимофеевича в начале 50-х годов в доме живёт Иван Михайлович с женой Галиной Иринеевной и тремя детьми (Ниной, Анастасией, Михаилом). В 1967 году они переезжают в деревню Слуда.

Дом № 8. В нём проживала Шабанова Серафима Александровна, которая умерла в 1952-53 годах. Дом стал пустовать.

Дом № 9. Главой семьи был Шабанов Михаил Петрович. Вместе с женой Александрой Андреевной они воспитали 4-х дочерей и сына Тихона. Все дочери уехали из деревни, с родителями остался сын с женой Павлой Ивановной. До войны в семье родилось двое сыновей. Тихон Михайлович воевал, в 1942 году получил серьёзное ранение, долго лежал в госпитале, а потом был привезён в деревню умирать. Его выходила жена. Вместе с ней они вырастил четырёх сыновей (Петра, Василия, Михаила, Александра), два из которых родились после войны. После смерти Михаила Петровича в середине 40-х годов Александра Андреевна живёт в семье сына, в 67-м году они покупают землю и перевозят свой дом в деревню Погоняевскую.

Дом № 10. Ульяновский Пётр Кузьмович, его жена Ольга Ивановна, две дочери: Поликсения и Нина. В начале 50-х годов в доме остаётся только Ольга Ивановна, муж умирает, а дочери, видимо, уезжают.

Дом № 11. Здание конторы колхоза «Красный пахарь». Это был дом семьи неких Поповых, которых в 30-е годы раскулачили и выслали за пределы района, а дом передали колхозу.

Дом № 12. Глава семьи Попов Николай Максимович погиб на войне, его жена Серафима Евграфовна, два сына и две дочери. В родительском доме остался сын Вениамин , который в 60-е годы вместе с женой Лидией Дмитриевной, матерью и сыном Андреем переехали в деревню Кремлёво.

Дом № 13. Семья Попова Александра Елисеевича. Жена Екатерина Савватиевна, сын Фёдор Александрович (погиб на войне), дочь Мария Александровна. В 50-е годы умирают и Александр Елисеевич, и Екатерина Савватиевна, поэтому Мария Александровна одна жила в родительском доме.

Дом № 14. Попов Фёдор Афиногенович (погиб на войне), его жена Павла Александровна, сын и дочь. В родительском доме остался сын Рафаил, который женился и вместе с женой воспитывали 3 дочерей. В 1969 году переехали в деревню Погоняевскую, там родился сын и ещё две дочери.

Дом № 15. Попов Павел Филиппович был председателем колхоза «Красный пахарь». После смерти жены и гибели на фронте сына женился второй раз. В их семье было двое сыновей (Николай и Иван) и дочь Валентина.

Дом № 16. Шабанов Илья Алексеевич (погиб на войне), его жена Алевтина Савватиевна осталась с четырьмя детьми (сын и три дочери). Сын рано покидает родительский дом, потом уезжают две дочери. Алевтина Савватиевна вместе со старшей дочерью Марией покупают дом в деревне Погоняевской и переезжают туда.

Таким образом, побеседовав с бывшими жителями деревни Александровская, мы смогли установить почти всех, кто проживал там; смогли восстановить картину жизни деревни, узнать о проблемах людей.

Деятельность колхоза «Красный пахарь»

В далёкие довоенные годы и до 1950 года в этой деревне существовал целый колхоз «Красный Пахарь», самый богатый среди других колхозов, находящихся на территории Шевденицкого сельсовета. Колхоз был образован в 1930 году, его председателем стал Попов Павел Филиппович. В колхозе выстроили большую ферму, где держали коров и телят, также имелись конюшня, свинарник, курятник, овчарня и пасека. Заведовал пасекой Гамилов Михаил Тимофеевич , потом заведование перешло к его сыну. На пасеке было 20 ульев, мед колхозникам раздавали за трудодни. Молоко с фермы возили на лошади в колхоз «Долговицы», сдавали на маслозавод.

Великая Отечественная война очень сильно опустошила ряды мужчин деревни Александровская. В 1941 году на Великую Отечественную войну из колхоза «Красный Пахарь» ушло 19 человек, 12 из них домой уже никогда не вернулись.

Из рассказов людей, а также из официальных документов мы многое узнали о послевоенной жизни деревни и были поражены тем, сколько сил, и физических, и нравственных, нужно было иметь людям, чтобы не только выживать в эти трудные годы, но и работать в колхозе! В «Отчёте о работе колхоза за 1947 год» мы нашли сведения о составе колхоза на 01.01.1947 года: 14 дворов, наличного населения – 46 человек, трудоспособных (от 16 лет и старше) – 4 мужчины и 11 женщин, подростков (12-16 лет) – 3 человека. И эти люди за 1946 год вырастили и сдали государству 13 голов крупного рогатого скота, 14 овец и коз, 915 штук яиц, надоили 10918 литров молока, собрали 514, 8 кг мёда, посадили и убрали 19 га ржи, 14 га пшеницы, 10 га ячменя, 27 га овса, 5 га бобовых культур, 7 га льна, 3 га картофеля, а также скосили 20 га травы на сено. Соотнесение количества работавших человек и количества произведённой продукции просто поражает! А ведь у колхозников были и свои земельные участки, которые тоже требовали внимания, и свои хозяйства, и свои семьи.

В 1947 году на уборке колхозного урожая было занято 23 человека (трудоспособных – 12 человек, 2 подростка, 9 престарелых), 8 лошадей, трактор. Уборка продолжалась 35 дней. 8,6 га посадок убиралось вообще вручную. Всего колхозу принадлежало 426,49 га земли, из которых под пашни было занято 102,6 га, под сенокос 48,49 га, под пастбища 84,23 га, под огород 0,28 га. В течение года колхозники отработали 4143 трудодня. На один трудодень начислялось: или 1 рубль, или 2 кг зерна, или 0,004 кг овощей, или 1 кг сена, или 0,8 кг соломы, или 0,0003 кг мёда. Не слишком большая плата за тяжёлый крестьянский труд! Тем более, что в конце года из начисленных за трудодни 10842 рублей колхозникам было выдано только 6813 рублей, остальное осталось долгом.

В колхозе в этот период было два телятника, конюшня, овчарня, коровник, свинарник, птичник, в которых содержалось 43 головы крупного рогатого скота, в том числе 24 коровы, 6 свиней, из них 2 свиноматки, 28 голов овец, 18 лошадей, 30 голов птицы, 38 пчёлосемей. А ещё 7 зернохранилищ, 1 картофелехранилище, 1 силосная башня, 2 зерносушилки, работа на которых тоже требовала времени.

В 1947 году в деревне даже была построена своя тепловая электростанция, которая работала на дровах. В деревне устанавливалась очередь: от каждого хозяйства дежурили на электростанции, чтоб подбрасывать дрова. Это было, конечно, сопряжено с определёнными трудностями, но зато в каждом доме горела электрическая лампочка, чем могла гордиться не каждая деревня после войны. Был проведён телефон и радио, была своя электрическая мельница, своя кузница. В 1948 году колхоз купил собственный грузовой автомобиль, трактора приходили из Шевденицкой МТС. Но, к сожалению, в деревне не было ни школы, ни магазина, и это создавало определённые трудности. Кладбище находилось за 7км, в Долговицах, всех усопших возили туда на лошади.

К 1950 году поголовье крупного рогатого скота увеличилось до 52 голов, свиней до 15, овец до 40, лошадей до 23, птицы до 55.

Когда по указу нашего правительства началось укрупнение колхозов , то колхоз «Красный пахарь» присоединили к колхозу «Красные Шевденицы». Это произошла в 1950 году. Жизнь начала меняться не в лучшую сторону: тепловую электростанцию закрыли, а вместо неё протянули электрический кабель из д. Погоняевской. Там в это время построили на реке Кокшеньге электростанцию. Конюшню тоже закрыли, коней перегнали на центральную усадьбу – в д. Слуда. Контора колхоза также была перенесена в Слуду.

Причины исчезновения деревни Александровская

Изучив похозяйственные книги деревни Александровская, мы выяснили, что отток жителей начинается уже с конца 40-х – начала 50-х годов и усиливается в 1958-1960-м годах. В тех семьях, где во второй половине 40-х годов ещё числилось по 5-7 человек, к концу 50-х осталось по 1-2 человека. Старые хозяева умирали, молодежь уезжала учиться в города, юноши уходили в армию и потом уже не возвращались в свою деревню. Из таблицы (приложение 11) мы можем увидеть, как меняется количество населения в деревне.


Годы

Всего жителей

Мужского пола

Женского пола

1940-1942

65

29

36

1946-1948

54

20

34

1949-1951

58

25

33

1952-1954

53

21

32

1958-1960

45

15

30

После бесед со старожилами деревни нам стало понятно, почему люди начали покидать деревню. Объединение колхозов, отсутствие в деревне магазина, начальной школы, водопровода сыграло свою роль. Все эти жизненные трудности заставляли людей искать новое место жительства, поближе к магазинам, школе и месту работы. Это привело к тому, что люди стали перевозить свои дома в деревни Погоняевская, Хом, Слуда, а деревня Александровская просто перестала существовать. В настоящее время этой деревни уже нет на земле, последние жители выехали в деревню Погоняевская в 1970 году (Шабанов Тихон Михайлович со своей семьёй).

Заключение

Исчезновение деревень – проблема не только нашего района, это проблема всего нашего государства. За хорошей жизнью и удобствами молодежь уезжает в города.

Исчезает деревня. Жителей в ней с каждым годом всё меньше, а их возраст - всё старше. Пусто стало. Не слышно детей, беззаботно бегающих по деревенским улочкам. Не видно коров, медленно возвращающихся с пастбища домой. Цветочные луга зарастают чертополохом и бурьяном. Там, где раньше царила кипучая деятельность, - запустение и какая-то пугающая тишина.

Исчезает не просто деревня, исчезает неповторимый деревенский колорит. Он же в каждой деревне разный. Вместе с людьми умирает оригинальный сельский говор. По тому, как человек говорит, как он проговаривает слова, сразу определяли, откуда он родом. Навсегда уйдут в прошлое деревенские легенды и предания. Они никогда не записывались , а рассказывать их станет просто некому.

Очень грустно осознавать то, что маленькие, дружелюбные и очень гостеприимные деревеньки могут исчезнуть с лица Земли навсегда.

И если ещё в наших силах собрать материал об исчезнувших деревнях, о людях, живших там, об их быте, традициях и укладе жизни, значит, мы должны это сделать. Кому как не нам, потомкам, хранить память о наших предках и передавать наши знания следующим поколениям.

Зыкова Настя, 10-а класс, Тарногская средняя школа.

Руководитель Доросевич Наталия Геннадьевна, учительрусского языка и литературы

(Печатается в сокращении)

Подготовила Ирина Ширикова.

Фото для газеты: Зыкова Настя и фото из документа «Деревня Александровская».

В Свердловской области, на берегу речки Кырья, есть заброшенная деревня Растесс. В ней более шестидесяти лет нет ни единой живой души, дома обветшали, дворы давно заросли сорняками. Однако охотники и путешественники до сих пор стараются обходить ее стороной…

Ворота в Сибирь

После того как в конце XVI столетия пало Сибирское ханство, дорога за Урал оказалась открыта для предприимчивых русских людей, шедших на восток в поисках золота, серебра и пушнины. Борис Годунов, человек весьма расчетливый и не лишенный ума, понимал, какую выгоду может получить Московское государство от освоения новых земель.

Поэтому, будучи фактическим правителем при болезненном и самоустранившемся от власти царе Федоре Иоанновиче, он добился подписания царского указа, согласно которому было начато строительство удобной дороги для путешествия из Европы в Азию. Путь этот, по фамилии человека, предложившего, а затем и осуществившего его строительство, был назван Бабиновским трактом.

Артемий Бабинов, воплотивший в жизнь собственный проект, не только проложил от Соликамска трассу длиной в 260 верст, но и основал на всей ее протяженности населенные пункты, которые должны были обслуживать дорогу и осуществлять защиту путешествующих по ней людей.

Одним из таких поселений стал Растесский караул, позднее - деревня Растесс, название которой восходит к устаревшей форме слова «просека», поскольку первыми жителями поселения стали лесорубы, валившие лес для прокладки Бабиновского тракта. Затем их сменили служилые люди, поддерживавшие путь в надлежащем состоянии, несшие вооруженную охрану обозов, привечавшие на постой скитальцев.

Около полутора столетий тракт был главным путем в Сибирь, а деревня Растесс - одним из важнейших перевалочных пунктов на нем. Через нее проезжали гонцы с царскими указами, крестьяне, ищущие лучшей доли, научные экспедиции. Лишь после строительства Сибирско-Московского тракта значение старой дороги стало падать до тех пор, пока в 1763 году она не была официально закрыта.

Тем не менее деревня Растесс не опустела, а в девятнадцатом веке даже пережила новый расцвет - после того как в ее окрестностях обнаружили залежи золота и платины. Деревенские жители, по меркам того времени, стали достаточно состоятельными, а некоторые и вовсе разбогатели.

Сохранила деревня свое промышленное значение даже в советское время - до тех пор, пока в середине двадцатого века таинственным образом не опустела.

Растессная аномалия

Что именно произошло в 1950-х годах, неизвестно до сих пор. Не осталось ни свидетелей, которые могли бы поведать о случившемся, ни следов, способных пролить свет на загадочное исчезновение. Лишь несколько фактов - и еще большее количество домыслов.

Если говорить о фактах, то они таковы: однажды жители ближайшего населенного пункта, Кытлыма, находящегося в паре десятков километров от Растесса, поняли, что уже давным-давно не видели ни одного жителя соседней деревни, и даже не получали ни от кого из них весточки. Собравшись, местные мужики поехали на автомобилях выяснять, что случилось.

То, что они увидели у своих соседей, оставило сельчан в недоумении. Со стороны казалось, что в Растессе все было как обычно. Дома стояли нетронутые, скот и домашняя птица находились на своих местах - разве что некоторые животные выглядели явно оголодавшими.

Однако стоило подойти ближе, и становилось ясно: случилось нечто странное. Во всей деревне не нашлось ни единого человека. Более того, складывалось ощущение, что все жители поселка просто исчезли в мгновение ока. Окна в домах открыты, двери не заперты. На столах недоеденный обед (или ужин?).

На скамейке лежала раскрытая книжка с закладкой, словно ее читатель решил отвлечься на минутку - да так и не вернулся. Продолжив обыск деревни и ее окрестностей, люди наткнулись на еще одну загадку: оказалось, что на местном кладбище разрыты могилы. Однако ни единой подсказки, куда могли исчезнуть обитатели Растесса, так и не нашлось.

Только вернувшись в Кытлым, ничего не понимающие мужчины стали вспоминать, что в свое время посмеивались над чудаковатыми соседями, которым то русалки причудятся, то свет в небе, то нечисть какая-то, бродящая по соседнему лесу.

Эти воспоминания не только усиливали ореол таинственности всего случившегося, но и закрепили за Растессом дурную славу. Отныне желающих добровольно оказаться в опустевшей деревне с каждым годом становилось все меньше, несмотря на искушение присвоить себе оставленное бесхозным имущество.

Тем более что мнение о проклятии, нависшем над старинным поселением, впоследствии не раз подкреплялось множеством аномалий. По свидетельствам тех редких смельчаков, что все же доходили по остаткам старого Бабиновского тракта до Растесса, они видели среди деревьев странные огни, световые столбы, идущие в небо, а иногда, особенно в темное время суток, непонятно откуда доносился шепот, от которого леденела кровь.

Судьба зауральской деревни странным образом объединяет ее с исчезнувшей английской колонией Роанок, первой из основанных в Северной Америке. Заложенная в 1585 году, она всего лишь 15 лет спустя была обнаружена полностью обезлюдевшей.

При этом наблюдались те же «симптомы», что и в случае с Растессом: дома имели такой вид, словно люди решили отлучиться из них на минутку, да так и не смогли вернуться. Покинутые поселения в Северной Америке и Свердловской области объединяет и то, что тайна исчезновения людей по сей день не поддается разгадке.

Конечно, можно назвать великое множество версий, худо-бедно объясняющих произошедшее. От довольно реалистичных (следствие нападения индейцев или, в случае с Растессом, беглых заключенных) до мистических: похищение инопланетянами, открытие дверей в параллельное измерение, массовое помешательство, нападение чудовищ.

По одной из версий причиной, по которой опустела деревня, является вольное поселение заключенных (находившееся неподалеку), которые раскапывали могилы в надежде найти золото и грабили дома местных жителей, которые вынуждены были уходить на заработки в соседние поселения, откуда возвращались только на выходные.

Однако пока имеется слишком мало фактов, чтобы отдать предпочтение одной из гипотез. И потому совершенно неясно, станет ли когда-нибудь Растесс менее таинственным местом, чем сейчас.

Попытки исследования

В 2005 году была совершена первая экспедиция в Растесс путешественником-любителем. Из-за непродолжительности экспедиции и труднодоступности поселка собранного материала оказалось недостаточно для исследования истории этой местности.

В 2011-2014 годах Растесс неоднократно посещался пермскими джиперами, в рамках проходившего в том районе мероприятия «Евразия-Трофи». На текущий момент Растесс очень сильно зарос дикой травой, от построек остались редкие развалины деревянных срубов. В августе 2014 года на кладбище была обнаружена и выкопана еще одна надгробная чугунная плита конца XIX - начала ХХ века.

В июле 2015 года место посещалось командой квадроциклистов из Екатеринбурга на пути следования по историческому маршруту Бабиновской дороги из деревни Павда в Верхнуюю Косьву. Выяснилось, что место где находился Растесс, представляет сейчас собой заросшее поле с практически исчезнувшими остатками трех домов и единичным старым захоронением.

Что происходило с этими людьми после их исчезновения, остается только гадать, ибо точная природа силы, которая воздействовала на них, находится вне нашего понимания. Физические вихри, некие воронки, сдвиги времени и врата между измерениями - все это предлагалось для объяснения паранормальных феноменов, но на деле ни одна из этих теорий не представляется удовлетворительной.

Исчезнувшие смотрители маяка с острова Фланнан, потеря британского батальона в разгар Галлиполийской кампании и пропавшие защитники Панкина - только одна горсть примеров из тысячи, которые просто не способны осмыслить наши чересчур рациональные мозги. Но, может быть, самое жуткое исчезновение нашего времени - это внезапная миграция жителей целой эскимосской деревни с их привычного места обитания на берегу озера Анжикуни в 1930 году. До сих пор канадские власти не в силах разрешить эту загадку или связаться с членами племени или же их потомками. Все выглядит так, как будто племени вовсе никогда не существовало.

Загадка возникла в ноябре 1930-го, когда траппер - охотник за пушным зверем - по имени Джо Лабелль, доехав на своих снегоступах до эскимосской деревни, вдруг обнаружил знакомые домики-хижины опустевшими. Всего две недели назад, когда Лабелль был в деревне, это было шумное, кипящее жизнью поселение. Теперь же вместо дружеского приветствия его встретило гробовое молчание. Не найдя ни одной живой души, траппер с отчаяния стал искать ключи к разгадке этой ситуации. Но все тщетно. Каяки эскимосов были причалены на обычном месте; в их домах остались разные необходимые для поселенцев предметы, утварь, винтовки. На полках остывших очагов стояли обычные горшки с тушеным мясом карибу - традиционным блюдом племени. Все было так, как и раньше, за исключением людей. Похоже, что целое племя больше чем в две тысячи человек внезапно кануло в неизвестность посреди совершенно обычного во всех отношениях дня.

Но была и еще одна деталь: Лабелль увидел, к своему вящему удивлению, что из поселка не ведут никакие следы.

Почувствовав, как он описал позже, странную напряженность в животе и страх , опытный охотник бросился к ближайшему телеграфу и оповестил обо всем королевскую канадскую горную полицию. "Горцы" ничего похожего никогда не слышали. Немедленно была направлена целая экспедиция для обследования деревни, и по всему побережью озера Анжикуни начались поиски жителей. Второе мероприятие, как известно, провалилось, а группа, занимающаяся первой миссией, только углубила загадку.

Прибыв в покинутый поселок, полицейские обнаружили еще две особенности, каждая из которых настойчиво указывала на неестественность происшедшего. Начать с того, что эскимосы не взяли с собой ездовых собак, как изначально полагал Джо Лабелль. Были найдены обледенелые скелеты лаек хаски - по всему поселку глубоко под слоем снежных заносов. Привязанные, они умерли с голоду. Далее открылось самое невероятное - могилы племенных предков были вскрыты и тела их исчезли.

Обе эти подробности поставили власти в полный тупик. Ясно, что эскимосы не могли отправиться в путь, не использовав для этого один или другой транспорт: сани или каяки. Точно так же они не могли обречь своих четвероногих друзей на медленную и мучительную смерть. Если бы они и не взяли их с собой, то, по крайней мере, отвязали бы, предоставив самим добывать себе пищу. Вторая загадка - вскрытые могилы - могла смутить любого этнографа, знакомого с племенными обычаями, ибо пуще смерти эскимосы боятся нарушить покой мертвецов. Кроме того, земля тогда была промерзшая, стальной твердости, и разрыть ее без применения техники было совершенно невозможно. Как выразился тогда один из офицеров-"горцев", "все, что здесь произошло, физически просто невозможно". Шестьдесят пять лет спустя это утверждение никто не оспорил.

Озеро Ангикуни пользуется дурной славой и хранит множество загадок. В прошлом, более 80 лет назад, на берегу озера находилось эскимосское поселение. В один день, все жители, населявшие деревню, исчезли. Тайна произошедшего события так и осталась не разгаданной.

Мистика озера Ангикуни

Роковое происшествие случилось 12 ноября 1930 года. Местными рыбакам и охотниками была хорошо изучена территория, прилегающая к озеру. Несмотря на большое расстояние до ближайшего поселения и труднопроходимую местность, место притягивало людей своим богатством. В водах в изобилии водились форель и щука, а в окрестных лесах — большое количество пушных зверей.

Несмотря на возможное обогащение, не каждый отваживался вести промысел в этой местности. У местных жителей зона вокруг озера пользовалась дурной славой. Существовало поверье, что в этом месте обитают злые духи, периодически напоминающие о своем присутствии.

Тем не менее шел двадцатый век, вера в легенды и суеверия уходила в прошлое. Выносливые охотники вели свой промысел во всех самых отдаленных уголках Канады, в том числе и в окрестностях озера Ангикуни. Одним из них был Джо Лабелль, уже совершивший несколько удачных походов в эти края.

Каждый раз, возвращаясь с озера, он останавливался на отдых в местном рыбацком поселении, носящем название озера — Ангикуни. Обитатели деревни эскимосы-инуиты, отличались гостеприимством и были доброжелательны. Джо всегда удавалось найти место для сна и получить горячий обед.

В тот год, в ноябре ударили сильные морозы, охотника одолевала усталость и холод. Выбиваясь из последних сил, он целенаправленно шел к деревне на лыжах, по хорошо знакомой тропе. Увидев строения, он издали прокричал приветствие, оповещая жителей о своем присутствии. Его насторожил тот факт, что в ответ на приветствие он не услышал ни звука, даже собаки не лаяли.

Наконец, добравшись до деревни, Лабелль ввалился в ближайший дом. Внутри сохранялись следы активности людей. Из котелка на столе шел приятный мясной аромат, а в печи потрескивали дрова. Хозяина в доме не оказалось также как и собак во дворе. Путник решил, что хозяин ушел к соседу, и зашел в другой дом, потом в еще один…

Везде повторялась одна и та же картина. Во всей деревне не было, ни одного живого существа. Причем создавалось впечатление, что люди ушли совсем недавно, в спешке бросив свои дела. В некоторых домах на огне готовилась еда, в других ужин уже стоял на столе, в мастерской лежали недоделанные заготовки шкурок, и подготовленная выкройка куртки.

Самым удивительным было то, что жители не взяли с собой необходимые в снегах вещи. В домах остались не тронутыми: оружие, теплая одежда и провизия. Ни один человек в этих краях не отходил далеко от поселения налегке. Но, самым необъяснимым, казалось полное отсутствие следов вокруг домов. На свежем снеге, должны были сохраниться хоть какие-то признаки присутствия людей. Их не было.

Даже нечеловеческая усталость не заставила охотника остаться в покинутом поселении. Зрелище деревни призрака без единого жителя, повергло его в шок. Собрав в кулак последние силы, он преодолел несколько километров до местного отделения связи и сообщил о сложившейся ситуации в полицию.

Спустя несколько часов представители канадской полиции верхом добрались до поселения Ангикуни. По пути отряд пополнился тремя охотниками, находившимися в окрестностях озера. Это были Адманд Лоран с двумя сыновьями. Услышав от полицейских о случившемся, они сообщили, что в недавнем прошлом стали свидетелями непонятного явления.

Охотники сообщили, что двумя днями ранее, расположившись на отдых, наблюдали в небе странный объект, летящий по направлению к озеру. С их слов выходило, что светящийся объект во время полета менял очертания, принимая форму цилиндра и веретена. По заверениям охотников, ничего подобного они ранее не видели. Это было не похоже ни на облако, ни на северное сияние или другое природное проявление, которое им доводилось наблюдать.

Что удалось установить полицейским

Прибывшие представители закона сразу приступили к осмотру местности. Им удалось обнаружить детали, которые придали делу еще более зловещий и мистический оттенок. Оказалось, что кладбище, расположенное на краю деревни, было разорено.

Каждая из могил была вскрыта, а погребенные тела бесследно исчезли. Кто мог сделать такое варварское надругательство, оставалось загадкой. Проживающие в регионе инуиты, очень трепетно относились к своим захоронениям: ни один из них не осмелился бы нарушить покой кладбища. Вандализм не могло совершить и какое-либо животное. Могилы были раскопаны аккуратно, а надгробные плиты сложены в стороне ровными рядами.

В нескольких сотнях метров от поселения, полицейским удалось обнаружить еще одну загадочную находку. Под слоем снега, были погребены ездовые собаки. Предварительный осмотр показал, что животные скончались от голода. Этот факт не мог найти логического объяснения, так как в домах было большое количество припасов. Любой эскимос скорее ограничил бы в еде себя, чем позволил своим собакам умереть от голода.

Загадочная история получила мировую огласку и стала сенсацией года. Ведущие издания выдвигали самые разнообразные версии случившегося.

Официальная версия полиции, была призвана остановить нездоровый ажиотаж. Из нее следовало, что племя, проживающее в поселке, руководствуясь своими мотивами, перекочевало на другое место стоянки. Эта версия, естественно, не устраивала представителей прессы. Не раскрытыми оставались вопросы с брошенным снаряжением и продовольствием, отсутствием следов, а также умершими от голода собаками.

Как ни странно, самой правдоподобной версией случившегося – являлось предположение о похищение жителей инопланетянами. Только таким образом удавалось связать воедино свидетельства охотников о необычном летательном аппарате в небе над озером и бесследном исчезновением инуитов.

) - русский художник, график, театральный художник, участник объединения «Мир искусства », автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Кто не читал книжки сказок с его великолепными иллюстрациями? Работы мастера — это погружение в мир детства, сказки, былины. Он создал свой мир, так не похожий на окружающее, позволяющий уединиться в своей фантазии и отправиться вслед за героями в опасные и захватывающие путешествия.

В 1895-1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств .

В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене . Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру.

Будучи в Мюнхене, 22-летний Билибин знакомится с традицией европейской живописи:

В Старой пинакотеке — с творчеством классиков: Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Рафаэля.

В Новой Пинакотеке — с современными течениями, в частности с символизмом Арнольда Бёклина и Франца Штука

Увиденное было в высшей степени своевременно для начинающего художника. И именно в школе Ашбе Билибин научился своей фирменной линии и графическим приёмам. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, затем переводил на ватман,после чего колонковой кистью с обрезанным концом проводил по карандашному рисунку чёткий проволочный контур тушью.

На развитие Билибина, как книжного графика повлияли прочие западные книжные мастера: Уильям Морис, который одним из первых отразил стройную архитектуру книги-синтез литературы, графики и типографики, и его «Прекрасная книга»;

Графики Уолтер Крейн и Обри Бёрдслей;

Вдохновение изогнутой линией в стиле ар-нуво Чарльза Риккетса и Чарльза Шеннона;

Выразительная игра чёрно-белых пятен Феликса Валлотона; острота Томаса Гейне; Кружево линий Генриха Фогелера.

А также заметно влияние (как и в целом на представителей стиля модерн) японской гравюры 17-19 веков,откуда почерпнуты тона заливкой, контуры, изометрия пространства;древнерусской иконы и византийской живописи.

Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой , затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств .

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В.Васнецов Три богатыря

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства » становится активным его членом.

Групповой портрет художников общества «Мир искусства» Кустодиев

Вот что пишет о Билибине один из его соратников объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский:

» Он был забавный, остроумный собеседник (заикался, что придавало особую прелесть его шуткам) и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Происходил он из именитого петербургского купеческого рода и очень гордился принадлежавшими ему двумя портретами предков кисти самого Левицкого, одного — юного купчика, другого — бородатого купца с медалью. Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке…»

Так что с чувством юмора и харизмой порядок)

Сам Билибин по-молодости однажды заявил:

» Я,нижеподписавшийся,даю торжественное обещание,что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал-Семирадский,Репин(в молодости),Шишкин,Орловский,Бонна,Мейсонье и подобные.Если не исполню этого обещания,перейду в чужой стан,то пусть отсекут мою десницу и отправят её заспиртованную в Медицинскую Академию!»

Эпоха рубежа веков—> конец 19-начало 20 века—> Серебряный век русской культуры—> стиль модерн—> объединение и журнал «Мир искусства», к которому Билибин был приближён.

Данная приблизительная схема подводит нас к творческому методу художника. Билибин как нельзя кстати оказался в нужное время в нужном месте.

Русский модерн (европейские аналоги: «ар-нуво» во Франции, «сецессион» в Австрии, «югенд-стиль в Германии», «стиль орта» в Бельгии, «нью стайл» в Англии и т.д.) органично сочетает в себе поиск новых, современных форм с обращённостью к национальным культурным и историческим истокам. Характерными чертами модерна является эстетизация окружающей среды, декоративная детализация и орнаментарность, ориентация на массовость культуры, стиль наполнен поэтикой символизма.

Модерн оказал принципиальное влияние на искусство Билибина. Мастерство, которым обладал художник, сюжеты,которые он любил и использовал были целиком и полностью актуальны и современны в этот период по двум главенствующим причинам.

Во-первых, тяготение модерна (точнее одного из направлений, были и другие) к национальному эпосу, сказкам,былинам как к источникам тем и сюжетов, и формальное переосмысление наследия Древней Руси, языческого искусства и народного творчества.

И во-вторых, выход таких направлений искусства как книжная графика и сценография на совершенно новый эстетический высочайший уровень. Также, необходимо было синтезировать, создать ансамбль книги и театра. Этим занималось с 1898 г. объединение и журнал «Мир искусства».

Большинство из тех, кто родился в СССР, начинал постижение этого мира с русских сказок «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Белая уточка», «Царевна-лягушка». Почти каждый ребёнок знал так же сказки Александра Сергеевича Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».










Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым.

В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства — «эмоциональным».

Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.

В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает.

Сказки читали родители, бабушки с дедушками из детских книг с рисунками. И мы каждую сказку знали наизусть и каждую картинку в любимой книжке. Картинки из книг со сказками были одними из первых наших образов, которые мы впитывали по-детски естественно. Именно как в этих картинках, мы представляли себе потом Василису Прекрасную.

И большинство этих картинок принадлежало кисти Ивана Яковлевича Билибина. Представляете, какое влияние на наше мировоззрение, наше восприятие русских мифов-былин и сказок оказал этот художник? А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет.

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью , свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

«Строгая, чисто графическая дисциплина […], - подчеркивал художник, - обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой».

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х - 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е - 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина:

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Мечта художников конца XIX-начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел.

Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии . Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую , Олонецкую и Архангельскую губернии , куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич. Иллюстрации к народным сказкам Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта – исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора. Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства». Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок » в 1909 году в театре Зимина в Москве .

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.


Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века , как «Мир Искусства» , «Золотое Руно» , в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

В эмиграции

21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска . Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в



Рассказать друзьям