Как называлась улица, по которой прогуливался к.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Королевщинская средняя общеобразовательная школа.

Жарковского района Тверской области

Литературная игра

« По страницам любимых сказок»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Матвеева Наталья Юрьевна

П.Новоселки

2014

Формируются 2 команды. Они по очереди выбирают любой вопрос из любой темы и отвечают на него. За правильный ответ 2 балла, если не ответили можно передать слово другой команде. (вопросы скрыты и пронумерованы)

Можно сделать сектор «Приз», пропуск хода или другие комбинации (если закрасить в разные цвета)

Так выглядит табло для игроков.

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

ЗАЧИН СКАЗКИ

СКАЗОЧНЫЙ ОБЕД

ПИСЬМО ИЗ СКАЗКИ

ГЕРОИ СКАЗОК

СКАЗОЧНЫЙ КОНЦЕРТ

Вопросы для выбора игроков.

    Назовите тех. Кто с первыми лучами солнца превращается в камень. Если не успел спрятаться. (гномы)

    Это существо при помощи кузнеца сделало себе хирургическую операцию, что повлияло на его вокальные данные и способствовало осуществлению коварных замыслов. Назовите злодея. (волк из сказки «Волк и семеро козлят»)

    Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас? (клубок ниток)

    какое текстильное изделие, по замыслу его изготовителей, должно было стать тестом на профессиональную пригодность и интеллект, а послужило проверкой на честность? (платье для короля «Голый король»)

    В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлёкших за собой тяжкие испытания для обеих сторон? (Царевна-лягушка)

    В какой сказке говорится о концерте одного оригинального существа музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? (Бременские музыканты)

    Кто возглавлял экспедицию, целью которой был остров у побережья Танзании, пустыня в Южной и Северной Африке и возвышенность в экваториальной Гвинеи? (Доктор Айболит)

Набирается 2 команды по 3 игрока.

Игра со зрителями

1. В одной финской сказке упоминается три зверя: «тот, к кому прислушиваются», «тот, кому дивятся», «тот, за кем гоняются». Два последних – это лягушка и белка. Назовите первого зверя. (кукушка)

2. По легенде, над египетским городом Борса стоит медный столб с двумя животными. Когда к городу приближаются враги, баран поворачивается в их сторону, а что кричит другая фигура? (кукареку)

3. 2 года 8 месяцев и 27 дней ей угрожала смертная казнь. Будучи лишённой свободы, она родила троих детей и только после этого была помилована. Назовите её всемирно известное имя. (Шахразада)

Игру со зрителями можно провести в виде «Поля-чудес» (открывать по буквам)

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

Перед ним изба со светёлкой

С кирпичною белёною трубою,

С дубовыми тесовыми воротами

(Изба жадной старухи – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Остров на море лежит, град на острове стоит

С златоглавыми церквями, с теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, Княжество Гвидона – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой

(Терем семи богатырей – А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

В царских палатах. В княжьих чертогах. В высоком терему красовалась царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какая роскошь, а она никогда не улыбалась.

(Русская народная сказка «Царевна Несмеяна»)

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут.

(село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)

ЗАЧИН СКАЗКИ

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца – лубяная.

(русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»)

За горами, за лесами,

За широкими морями, против небе – на земле

Жил старик в одном селе.

(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Негде. В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве, Жил–был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Жил мельник. Жил он. Жил и умер, оставивши своим сыновьям в наследство мельницу, осла и кота.

(«Кот в сапогах»)

С каких слов начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

СКАЗОЧНЫЙ ОБЕД

Наварила манной каши и размазала по тарелке:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

(Лиса-журавль – русская народная сказка «Лиса и журавль»)

Испекла каравай – рыхлый да мягкий. Украсила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху- птицы летучие, снизу звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Усадили в уголок

Подносили пирожок

Рюмку полну наливали

На подносе подавали

От зелёного вина

Отрекалася она

Пирожок лишь разломила

И кусочек надкусила.

(Семь богатырей — царевну – А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Съешь моего ржаного пирожка.

— не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.

(печка- девочке – русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Ну, в корыто лей вино

И с вином мешай пшено.

(Иван – жар-птицам – П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Что жевали звери из сказки К.И. Чуковского до встречи с тараканом?

(Пряники)

ПИСЬМО ИЗ СКАЗКИ

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей

(Телеграмма от гиппопотама доктору Айболиту – К.И. Чуковский «Айболит»)

Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа. И сё , что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотой.

(зверь лесной. Чудо морское – девице. Купеческой дочери – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

В нашем городе строится замечательный дом Высота его – десять этажей. Ширина – 50 шагов. Длина- тоже. На стройке работаю 10 крокодилов. 10 жирафов, 10 обезьян и 10 круглых отличников.

(Корреспондент в газете преувеличивая всё в 10 раз жителям города – Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевский лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваю доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников…

(королевский указ. который пишет профессор под диктовку королевы – С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Какое письмо взамен настоящего послали царю Салтану ткачиха с поварихой.

(родила царица в ночь

Не то сына., не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверушку)

ГЕРОИ СКАЗОК

Княгиня – диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

На лазоревом платье — частые звезды. На голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)

Р уки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

Эта вовсе некрасива:

И бледна-то и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица – П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.

(Незнайка – Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длиной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой. Бело, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

СКАЗОЧНЫЙ КОНЦЕРТ

Козлятушки, ребятушки,

Отопритесь, отворитесь,

А, я, коза, во бору была

Ела траву шёлковую,

Пила воду студеную

(Коза – русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

И от тебя, лиса,

Нехитро, уйти.

(Колобок – русская народная сказа «Колобок»)

Хоть полсета обойдешь

Лучше дома не найдешь.

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята – С.В.Михалков «Три поросёнка»)

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо –

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса – А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Послушайте песню и скажите, кто её поёт.

(Черепаха Тортила — А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»))

Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли во городе»

(Белка – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Вопросы собиралась мною много лет назад, поэтому источники неизвестны.

Известно, что медведи наносят на деревья метки – царапают кору когтями или зубами, трутся спиной о стволы, оставляя на них клочья шерсти. Существует несколько трактовок причин подобного поведения зверей. Некоторые ученые считают, что чесанье о стволы деревьев помогает животным избавляться от клещей и блох, есть версия, что вытирая своей шкурой смолу с дерева, медведь тем самым спасается от комаров и гнуса. Другие исследователи полагают, что медведям необходимо стачивать отросшие когти после долгого зимнего сна, кроме того считается, что звери грызут кору в целях добывания сока деревьев и съедобного луба. Однако самым распространенным вариантом ответа на этот вопрос является версия, согласно которой животное таким образом помечает свой участок, то район, где оно чувствует себя хозяином.

Обычно медвежьи метки находятся рядом с просеками, тропами или дорогами, вдоль берегов и оврагов, то есть на путях, по которым и ходит сам хозяин тайги. Чаще всего косолапые метят хвойные деревья. По наблюдениям охотников, маркировка производится следующим образом: зверь обильно мочится на земле у корней дерева, после чего начинает интенсивно кататься и тереться о влажную землю. Как следует извалявшись, мишка встает на задние лапы и трется о ствол дерева сначала грудью, а потом всей спиной и затылком, при этом он задирает передние лапы над головой и обхватывает ими ствол, оставляя характерные следы (задиры). Часто звери делают так называемы закусы – вырывают зубами целые куски коры.

Интересно, что характер оставляемых меток отличается по географическому признаку. Медведи , обитающие в европейской части России предпочитают оставлять закусы, а для проживающих в азиатской части страны зверей более характерны задиры.

Маркировочная деятельность хозяев леса приходится в основном на период гона (весна – начало лета), когда каждый самец активно метит свой участок и охраняет его от вторжения чужаков. Позже животные в поисках корма разбредаются намного шире своих участков и относятся друг к другу уже боле терпимо. В местах, где много корма, например на берегах нерестовых рек, можно встретить до десятка мирно кормящихся медведей одновременно. Осенью места меток обычно зарастают травой, и сами метки не обновляются.

Есть у косолапых и еще один вид меток — чесальные деревья. Шерсть у бурых медведей меняется один раз в году, после зимней спячки. Поэтому по весне часто можно увидеть деревья с клочьями шерсти — это мишки «расчесывались» после выхода из берлоги, обычно у самцов такие чесальные деревья по совместиительству являются и территориально маркировочными.

Обновлено: 26/02/2013

Если не успеют спрятаться.


  • Приведите пример, когда точное исполнение работником условий трудового договора привело к сумасшествию работодателя.

  • Как называлась улица, по которой прогуливался К. И. Чуковский в 1921 году, когда написал свою знаменитую сказку о докторе Айболите?

  • Сколько всего раз выходил старик на берег моря в «сказке о золотой рыбке» А.С. Пушкина?

  • Какое событие сближает зайчика с сереньким козликом?

  • Это существо при помощи кузнеца сделало себе хирургическую операцию, что повлияло на его вокальные данные и способствовало осуществлению коварных замыслов. Назовите героя.

  • Почему Гассан Абдурахман ибн Хаттаб на 3733 год жизни носил только тапочки?

  • По мнению Алисы, от укуса – куксятся, от лука – лукавят, горчицы – огорчаются , а от чего, по её мнению, добреют?

  • Поляки называли её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

  • Кто возглавлял экспедицию, целью которой был остров у побережья Танзании, пустыня в Южной и Северной Африке и возвышенность в экваториальной Гвинеи?

  • Продолжите ряд: первый тюфяк, второй тюфяк…, двенадцатый тюфяк , первая пуховая перина, вторая пуховая перина…, двенадцатая пуховая перина…?

  • Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас?

  • Как звали хрупкую, но твёрдую по характеру девицу, которая отвергла трёх претендентов на её руку и всё-таки вышла замуж за знатного южанина?

  • Какое текстильное изделие , по замыслу его изготовителей, должно было стать тестом на профессиональную пригодность и интеллект, а послужило проверкой на честность?

  • В Древнем Египте в её образе представляли богиню плодородия, посылающую людям дожди , китайцы считали, что она падает с неба вместе с росой, а индусы почитали наравне с коровами. В мифах разных народов она является посланницей подземного мира и повелевает водой и дождем. Кем она становится в конце концов попав в русские сказки?

  • Что говорила царица, сидя перед волшебным зеркальцем?

  • С каких слов начинается «Сказка о царе Салтане»?

  • Как заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда?

  • Какое письмо взамен настоящего послали царю Салтану ткачиха с поварихой?

  • Кто провёл 28 лет на необитаемом острове?

  • Он потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. Кто это?

  • В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай , а лгать не мешай». Как она называется сейчас?

  • Он вывернул волка наизнанку, вытащил себя из болота за косичку парика, летал на ядре, побывал на Луне.

  • Кто пел песенку
  • Если я чешу в затылке , не беда.

    В голове моей опилки, да-да-да?

    26. Как зовут девочку, попавшую в зазеркалье?

    27. Как звали трёх поросят?

    28. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем , а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

    29. В какой сказке говорится про уникальное в своём роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, где победителя ждал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?

    30. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлёкший за собой тяжкие испытания для обеих сторон?

    31. В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников?

    32. Что является атрибутом феи?

    33. какие берега у молочной реки?

    34. Какой отравленный фрукт дала колдунья Белоснежке?

    35. Что жевали звери из сказки К. Чуковского до встречи с тараканом?

    36. На каком животном посоветовали ездить Дяде Стёпе в зоопарк?

    37. Какой царицей была роковая девица из пушкинского «Золотого петушка»?

    Ответы.


    1. гномы

    2. Сказка о попе и работнике его Балде

    3. Бармалеевская

    4. 6 раз: 1 сам и 5 раз его посылала старуха

    5. оба погибли

    6. волк из сказки «Волк и семеро козлят»

    7. у него были 2000-летние мозоли

    8. от сдобы

    9. Баба Яга

    10. доктор Айболит

    11. горошина

    12. клубок ниток

    13. Дюймовочка

    14. платье для короля («Голый король»)

    15. царевной (лягушка)

    16. Свет мой, зеркальце , скажи,
    Да всю правду доложи:

    Яль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?


    1. Тридевицы под окном
    Пряли поздно внчнрком…

    1. Сказка ложь, да в ней намёк,
    Добрым молодцам урок!

    1. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

    2. Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь,

    Не мышонка, не лягушку

    А неведому зверушку.

    21. Робинзон

    22. Гулливер

    23. Приключения барона Мюнхаузена

    24. Мюнхаузен

    25. Вини-пух

    27. Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф

    28. заячья избушка

    29. Сивка-Бурка

    30. Царевна-лягушка

    31. Бременские музыканты

    32. Волшебная палочка

    33 кисельные

    34. яблоко

    35. пряники

    Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 09.10.2017 19:07 Просмотров: 799

    «О детских писателях часто говорят: он и сам был ребёнком. О Чуковском это можно сказать с гораздо большим основанием, чем о любом другом авторе» (Л. Пантелеев «Седовласый ребёнок»).

    Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком: свою первую сказку «Крокодил» он написал в 1916 г.

    Затем появились другие его сказки, сделавшие его имя исключительно популярным. Сам он об этом писал так: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Муха-Цокотуха», вообще ничего не писал». На самом деле, Чуковский был журналистом, публицистом, переводчиком, литературоведом. Впрочем, давайте вкратце познакомимся с его биографией.

    Из биографии К.И. Чуковского (1882-1969)

    И.Е. Репин. Портрет поэта Корнея Ивановича Чуковского (1910)
    Настоящее имя Чуковского – Никола́й Васильевич Корнейчуко́в . Он родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 г. Матерью его была крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова, а отцом – Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Была у него старшая сестра Мария, но вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга», переехав в Баку. Мать Чуковского с детьми переехала в Одессу.
    Мальчик учился в одесской гимназии (одноклассником его был будущий писатель Борис Житков), но из пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения.
    С 1901 г. Чуковский начал публиковаться в «Одесских новостях», а в 1903 г. корреспондентом этой газеты отправился в Лондон, выучив самостоятельно английский язык.
    Вернувшись в 1904 г. в Одессу, был захвачен революцией 1905 г.
    В 1906 г. Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино под Петербургом), где познакомился и подружился с художником Ильёй Репиным, писателем Короленко и с Маяковским. Здесь Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) – название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович Чуковский вёл до последних дней своей жизни.

    К.И. Чуковский
    В 1907 г. Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена и с этого же времени стал писать критические литературоведческие статьи. Наиболее известные его книги о творчестве современников – «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский».
    В 1908 г. были опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, вошедшие в сборник «От Чехова до наших дней».
    В 1917 г. Чуковский начал писать литературоведческую работу о Некрасове, его любимом поэте, закончив её в 1926 г. Занимался биографией и творчеством других писателей XIX в. (Чехова, Достоевского, Слепцова).
    Но обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковский приостановил её.
    В 1930-е годы Чуковский занимался теорией художественного перевода и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).
    В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей, но опубликовать этот труд не удалось в связи с антирелигиозной позицией советской власти. Книга была опубликована в 1990 г.
    На даче в Переделкине, где Чуковский постоянно жил последние годы, он постоянно общался с окрестными детьми, читал стихи, приглашал на встречи известных людей: знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов.
    Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 г. Похоронен в Переделкине. В Переделкине действует его музей.

    Сказки К.И. Чуковского

    «Айболит» (1929)

    1929 г. – год публикации этой сказки в стихах, написана она была раньше. Сюжет этой любимой всеми детьми сказки предельно прост: доктор Айболит отправляется в Африку, на реку Лимпопо, чтобы лечить заболевших зверей. В пути ему помогают волки, кит и орлы. 10 дней самоотверженно работает Айболит и успешно вылечивает всех больных. Основные его лекарства – шоколад и гоголь-моголь.
    Доктор Айболит – воплощение доброты и сострадания к ближним.

    Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица,
    И жучок, и червячок,
    И медведица!

    Попадая в трудные обстоятельства, Айболит прежде всего думает не о себе, а о тех, к кому он спешит на помощь:

    Но вот перед ними море –
    Бушует, шумит на просторе.
    А в море высокая ходит волна.
    Сейчас Айболита проглотит она.
    «О, если я утону,
    Если пойду я ко дну,
    Что станется с ними, с больными,
    С моими зверями лесными?»

    Но тут выплывает кит:
    «Садись на меня, Айболит,
    И, как большой пароход,
    Тебя повезу я вперёд!»

    Сказка написана таким простым языком, каким обычно говорят дети, поэтому она так легко запоминается, дети легко выучивают её наизусть на слух после нескольких раз прочтения. Эмоциональность сказки, её доступность для детей и очевидное, но не навязчивое воспитательное значение делают эту сказку (и друие сказки писателя) любимым детским чтением.
    С 1938 г. по мотивам сказки «Айболит» начали сниматься фильмы. В 1966 г. вышел в свет музыкальный художественный фильм «Айболит-66» режиссёра Ролана Быкова. В 1973 г. Н. Червинская сняла кукольный мультфильм «Айболит и Бармалей» по мотивам сказки Чуковского. В 1984-1985 гг. режиссёр Д. Черкасский снял мультфильм в семи сериях о докторе Айболите по мотивам произведений Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце» и «Телефон».

    «Тараканище» (1921)

    Сказка хоть и детская, но и взрослым есть о чём задуматься после её прочтения. Дети узнают, что в одном зверином царстве спокойную и радостную жизнь зверей и насекомых внезапно разрушил злой таракан.

    Ехали медведи
    На велосипеде.
    А за ними кот
    Задом наперёд.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке.
    Волки на кобыле.
    Львы в автомобиле.
    Зайчики
    В трамвайчике.
    Жаба на метле... Едут и смеются,
    Пряники жуют.
    Вдруг из подворотни
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище!

    Идиллия нарушена:

    Он рычит, и кричит,
    И усами шевелит:
    «Погодите, не спешите,
    Я вас мигом проглочу!
    Проглочу, проглочу, не помилую».
    Звери задрожали,
    В обморок упали.
    Волки от испуга
    Скушали друг друга.
    Бедный крокодил
    Жабу проглотил.
    А слониха, вся дрожа,
    Так и села на ежа.
    Вот и стал Таракан победителем,
    И лесов и полей повелителем.
    Покорилися звери усатому.
    (Чтоб ему провалиться, проклятому!)

    Так они дрожали, пока Таракана не склевал воробей. Оказывается, у страха глаза велики, и так легко запугать глупых обитателей.

    «Взял и клюнул таракана. Вот и нету великана!»

    Иллюстрация В. Конашевича

    Вот была потом забота -
    За луной нырять в болото
    И гвоздями к небесам приколачивать!

    Взрослые же в этой сказке легко увидят тему власти и террора. Литературные критики давно указывали на прототипов сказки «Тараканище» – это Сталин и его приспешники. Возможно, это и так.

    «Мойдодыр» (1923) и «Федорино горе» (1926)

    Обе эти сказки объединяет общая тема – призыв к чистоте и аккуратности. Сам писатель о сказке «Мойдодыр» говорил так в письме А. Б. Халатову: «Чуждаюсь ли тенденции я в своих детских книгах. Нисколько! Например тенденция «Мойдодыра» – страстный призыв маленьких к чистоте, к умыванию. Думаю, что в стране, где еще так недавно про всякого чистящего зубы, говорили «гы, гы, видать, что жид!» эта тенденция стоит всех остальных. Я знаю сотни случаев, где «Мойдодыр» сыграл роль наркомздрава для маленьких».

    Повествование в сказке ведётся от лица мальчика. От него внезапно начинают убегать вещи. Появившийся говорящий умывальник Мойдодыр сообщает, что вещи сбежали из-за того, что он грязнуля.

    Утюги за сапогами,
    Сапоги за пирогами,
    Пироги за утюгами,
    Кочерга за кушаком...

    По приказу Мойдодыра щётки и мыло набрасываются на мальчика и начинают мыть его насильно. Мальчик вырывается и выбегает на улицу, однако за ним в погоню летит мочалка. Гуляющий по улице Крокодил проглатывает мочалку, после чего угрожает мальчику, что проглотит и его, если тот не умоется. Мальчик бежит умываться, и вещи возвращаются к нему. Заканчивается сказка гимном чистоте:

    Да здравствует мыло душистое,
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!
    Давайте же мыться, плескаться,
    Купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани,
    В реке, в ручейке, в океане, -
    И в ванне, и в бане,
    Всегда и везде -
    Вечная слава воде!

    Памятник Мойдодыру открылся в Москве в парке Сокольники 2 июля 2012 г. на Песочной аллее, рядом с детской площадкой. Автор памятника - петербургский скульптор Марчел Коробер

    А этот памятник Мойдодыру установлен в детском парке г. Новополоцка (Белоруссия)

    По сказке снято два мультфильма – в 1939 и 1954 гг.

    В сказке «Федорино горе» от бабушки Федоры сбежала вся посуда, кухонная утварь, столовые приборы и другие необходимые в хозяйстве вещи. Причина – неаккуратность и лень хозяйки. Посуде надоело быть немытой.
    Когда Федора осознала весь ужас своего существования без посуды, она раскялась в содеянном и решила догнать посуду и договориться с ней о возвращении.

    А за ними вдоль забора
    Скачет бабушка Федора:
    «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
    Воротитеся домой!»

    Посуда и сама уже чувствует, что сил у неё для дальнейшего путешествия совсем мало, а когда видит, что по пятам за ней идёт раскаявшаяся Федора, обещает исправиться и взяться за чистоту, то соглашается вернуться к хозяйке:

    И сказала скалка:
    «Мне Федору жалко».
    И сказала чашка:
    «Ах, она бедняжка!»
    И сказали блюдца:
    «Надо бы вернуться!»
    И сказали утюги:
    «Мы Федоре не враги!»

    Долго, долго целовала
    И ласкала их она,
    Поливала, умывала.
    Полоскала их она.

    Другие сказки Чуковского:

    «Путаница» (1914)
    «Крокодил» (1916)
    «Муха-цокотуха» (1924)
    «Телефон» (1924)
    «Бармалей» (1925)
    «Краденое солнце» (1927)
    «Топтыгин и Лиса» (1934)
    «Приключения Бибигона» (1945)

    Сказки К.И. Чуковского иллюстрировали многие художники: В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, М. Митурич и др.

    За что дети любят К.И. Чуковского

    К.И. Чуковский всегда подчеркивал, что сказка должна не только развлекать маленького читателя, но и учить его. Он так писал в 1956 г. о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или бесстрашный комар, или просто «деревяшечка в зыбочке», - вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких...».
    Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), и всё это на высоком литературном уровне, доступном детям.

    Писатель ввёл в свои сказки большой познавательный материал. В сказках он затрагивает темы морали, правила поведения. Сказочные образы помогают маленькому человеку учиться милосердию, воспитывают его нравственные качества, развивают творческие способности, воображение, любовь к художественному слову. Они учат их сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться счастью других. И всё это делается Чуковским ненавязчиво, легко, доступно для детского восприятия.

    Ехали медведи
    На велосипеде.А за ними кот
    Задом наперёд.

    А за ним комарики
    На воздушном шарике.

    А за ними раки
    На хромой собаке.

    Волки на кобыле.
    Львы в автомобиле.

    Зайчики в трамвайчике.

    Жаба на метле.

    Едут и смеются,
    Пряники жуют.

    Вдруг из подворотни
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище!

    Он рычит, и кричит,
    И усами шевелит:
    «Погодите, не спешите,
    Я вас мигом проглочу!
    Проглочу, проглочу, не помилую».

    Звери задрожали,
    В обморок упали.

    Волки от испуга
    Скушали друг друга.

    Бедный крокодил
    Жабу проглотил.

    А слониха, вся дрожа,
    Так и села на ежа.
    Только раки-забияки
    Не боятся бою-драки;
    Хоть и пятятся назад,
    Но усами шевелят
    И кричат великану усатому:

    «Не кричи и не рычи,
    Мы и сами усачи,
    Можем мы и сами
    Шевелить усами!»
    И назад ещё дальше попятились.

    И сказал Гиппопотам
    Крокодилам и китам:

    «Кто злодея не боится
    И с чудовищем сразится,
    Я тому богатырю
    Двух лягушек подарю
    И еловую шишку пожалую!»

    «Не боимся мы его,
    Великана твоего:
    Мы зубами,
    Мы клыками,
    Мы копытами его!»

    И весёлою гурьбой
    Звери кинулися в бой.

    Но, увидев усача
    (Ай-яй-яй!),
    Звери дали стрекача
    (Ай-яй-яй!).
    По лесам, по полям разбежалися:
    Тараканьих усов испугалися.

    И вскричал Гиппопотам:
    «Что за стыд, что за срам!
    Эй, быки и носороги,
    Выходите из берлоги
    И врага на рога поднимите-ка!»
    Но быки и носороги
    Отвечают из берлоги:
    «Мы врага бы
    На рога бы,
    Только шкура дорога,
    И рога нынче тоже не дёшевы».
    И сидят и дрожат под кусточками,
    За болотными прячутся кочками.

    Крокодилы в крапиву забилися,
    И в канаве слоны схоронилися.

    Только и слышно, как зубы стучат,
    Только и видно, как уши дрожат,

    А лихие обезьяны
    Подхватили чемоданы
    И скорее со всех ног
    Наутёк.

    И акула увильнула,
    Только хвостиком махнула.
    А за нею каракатица
    Так и пятится. Так и катится.

    Часть вторая

    Вот и стал таракан победителем,
    И лесов и полей повелителем.
    Покорилися звери усатому
    (Чтоб ему провалиться, проклятому!).
    А он между ними похаживает,
    Золочёное брюхо поглаживает:
    «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
    Я сегодня их за ужином скушаю!»

    Бедные, бедные звери!
    Воют, рыдают, ревут!
    В каждой берлоге
    И в каждой пещере
    Злого обжору клянут.

    Да и какая же мать
    Согласится отдать
    Своего дорогого ребёнка -

    Медвежонка, волчонка, слонёнка,
    Чтобы несытое чучело
    Бедную крошку замучило!

    Плачут они, убиваются,
    С малышами навеки прощаются.

    Но однажды поутру
    Прискакала кенгуру,
    Увидала усача,
    Закричала сгоряча:

    «Разве это великан?
    (Ха-ха ха!)

    Это просто таракан!
    (Ха-ха-ха!)

    Таракан, таракан, таракашечка,
    Жидконогая козявочка — букашечка.

    И не стыдно вам?
    Не обидно вам?
    Вы - зубастые,
    Вы - клыкастые,

    А малявочке поклонилися,
    А козявочке покорилися!»

    Испугались бегемоты,
    Зашептали: «Что ты, что ты!
    Уходи-ка ты отсюда!
    Как бы не было нам худа!»

    Только вдруг из-за кусточка,
    Из-за синего лесочка,
    Из далёких из полей
    Прилетает Воробей.
    Прыг да прыг
    Да чик-чирик,
    Чики-рики-чик-чирик!

    Взял и клюнул Таракана -
    Вот и нету великана.
    Поделом великану досталося,
    И усов от него не осталося.

    То-то рада, то-то рада
    Вся звериная семья,
    Прославляют, поздравляют
    Удалого Воробья!

    Ослы ему славу по нотам поют,
    Козлы бородою дорогу метут,
    Бараны, бараны
    Стучат в барабаны!

    Сычи-трубачи
    Трубят!

    Грачи с каланчи
    Кричат!

    Летучие мыши
    На крыше
    Платочками машут
    И пляшут.

    А слониха, а слониха
    Так отплясывает лихо,
    Что румяная луна
    В небе задрожала
    И на бедного слона
    Кубарем упала.



    Рассказать друзьям