Как придумать и развивать интересных персонажей. Как создать интересного персонажа - андивионский научный альянс Как правильно создать персонажа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы уже придумали, то сегодня я хочу рассказать, как создать своего оригинального и неповторимого персонажа и дам несколько полезных рекомендаций которые ты будешь использовать для описания героя своей истории.

Должен сказать, ОЧЕНЬ долго собирался с мыслями и когда «родил» эту статью, то подумал: «Черт! Вот было бы такое руководство когда я только начинал рисовать, блин, как это было бы круто и не пришлось бы проходить через все эти ошибки!». Надеюсь ты простишь меня за такой горделивый порыв…

Однако, не только читай, но и используй эти знания на практике, всегда приятно порисовать немного в перерывах между писаниной, ведь в следующей статье цикла мы с тобой поговорим о написании сюжета, который понравиться твоим читателям... а это опять писанина…

Блок А: описание персонажа

Хочу или нужно?

Первый вопрос, который хочу задать – есть ли уже персонаж в твоей голове? Возможны две ситуации:

  • 1) Тебе «надо» придумать персонажа, чтобы ввести его в историю (к примеру главного злодея, или любовную пассию );
  • 2) Ты «хочешь» вписать в историю, личность которая уже давно крутиться в голове и которая, лично для тебя, является «супер-мега-классной».

Если ты это случай номер раз, то придумать персонажа для истории будет несколько сложнее и сразу я хотел бы дать немного нестандартный совет – остановись и подними себе настроение. Я имею ввиду посмотри фильм, поиграй в игры, прогуляйся, в общем сделай так что бы настроение у тебя поднялось, затем садись за работу и постарайся полюбить ту личность, созданием которой ты займешься в тот момент.

Из опыта могу сказать, что уставшим и недовольным, хорошего персонажа не придумаешь, все мысли будут направлены на «а ну его нафиг»... ничего не выйдет.

Еще одна рекомендация, если тебе «надо» создать персонажа, но ты не знаешь каким его сделать (нет образа в голове ), то нет ничего плохого что бы заимствовать основу у других авторов. Но запомни – это должна быть идея, «скелет», а не тотальное копирование. Возьми персонажа, убавь пару событий из жизни, добавь пару своих собственных, так сказать «подкрутить здесь, подкрутить там…».

Если же твой случай – это вариант номер два, тогда смело читай следующий пункт.

Характер и тип персонажа.

Я не буду приводить список всех типов персонажей, которые существуют (вроде герой, злодей, помощник, девушка глав героя и т.д. ) потому что хочу, чтобы личности, которые ты создаешь были уникальными и неповторимыми, живыми и настоящими.

Итак, теперь в обоих случаях у нас есть некая основа, образ в голове который мы дальше будет развивать. Первое с чего необходимо начать это с того что описать характер персонажа. Как это сделать? Проще простого – мы (ты да я, да мы с тобой = реальные люди ) проявляем свой характер в каждой жизненной ситуации, будь то серая повседневность или случай «из ряда вон», так же и придумываемые нами герои имеют свою линию поведения в тех или иных ситуациях.

Опиши как будет вести себя твой персонаж, когда ему хорошо, когда ему плохо, из-за чего вообще ему может быть хорошо или плохо, грустно или весело, помести его в обстоятельства полной неизвестности (к примеру, один в чужом городе / параллельной вселенной / открытом космосе ), как он себя поведет?

Опиши его мысли, чувства, эмоции, придумай хорошие и плохие привычки. Если герой положительный, то придумай ему отрицательные черты и привычки, которые он будет стремиться исправить, если персонаж злодей, пусть у него будет парочка положительных черт, (ну допустим пусть он любит котиков ), что бы показать что он как и все люди противоречив. Опиши манеру речи, как он общается с близкими, с незнакомцами, с вышестоящими, с нижестоящими, учитывай его культурную среду (фермер, рабочий, ученый и т.д. ).

Второстепенные герои обычно обладают какой-либо одной отличительной чертой и почти всегда придерживаются такой линии поведения, можешь не прописывать им подробный характер, но не заставляй делать не свойственные им вещи (весельчаку грустить, а умнику тупить ).

Не знаю есть ли зависимость внешности и характера как таковая, но на данном этапе не надо описывать как выглядит твой герой, только как он себя ведет и о чем в это время думает.

Придумывай ситуации до тех пор, пока в голове не сложиться отточенный образ и затем собери все свои почеркушки в один файлик.

Биометрия и биография

Вот после того как мы определились с поведением нашего героя, пора рассказать почему он себя так ведет, в чем заключается причина такого поведения.

Замечу, что для персонажа короткой истории, проделывать все ниже перечисленное не обязательно, это больше относиться именно к большим и развивающимся работам.

Сейчас пойдут вполне стандартные для гайдов по созданию персонажей пункты, обрати внимание что каждый пункт имеет свой особый смысл и наобум не делается:

Так, для начала определимся, кого мы «рожаем», мальчика или девочку? Ты наверняка уже в предыдущем пункте решил какого полу будет твой персонаж, но призываю подумать еще раз, возможно некоторые черты поведения не свойственны одному из полов.

Учитывай, что есть такое понятие как социальное воспитание и… как бы это сказать половая реакцию на это воспитание. К примеру, если девушка родилась и выросла в культурном обществе, то вести она себя будет в соответствии с правилами этого общества (что бы не прославиться «плохой» и иметь все шансы на успешное замужество... естественный отбор, все дела ), в тоже время парень может начать вести себя асоциально (из-за желания доменирования среди парней или ради девушки ), но если мы поменяем их местами, то можно будет сказать, что девушка «не нормальная», а парень «нюня».

Поэтому необходимо учитывать поведение персонажа и среду в которой он вырос перед тем как выбрать пол, а если у тебя получается перекос всех героев в одну и ту же сторону (все девушки или парни ), то и все герои истории у тебя однотипные, хороший «звоночек» что бы ввести контрастную личность и разбавить историю.

Кто-то верит, кто-то нет (я из первых ), что дата нашего рождения влияет на наш характер. Чисто с точки зрения практичности тебе тоже стоит в это верить, ведь так можно создать еще более продуманного героя.

На руках сейчас уже есть полное описание характера персонажа его пол и культурная среда в которой он вырос, теперь ты открываешь интернет и смотришь во все возможные гороскопы и ищешь похожее описание личности.

Как только вычисляешь знак зодиака, можешь пойти дальше и покопаться выбрав день месяца в соответствии с характером, или просто выбрать произвольную дату.

Зачем это все? Что бы ты сам поверил в своего персонажа, что бы он стал для тебя все равно что живым, что бы он имел личность и паттерны поведения в соответствии с реальной жизнью, а если поверишь ты, то поверят и твои фанаты, а тут и до массового обожания не далеко...

Теперь про возраст. Какой бы ты год рождения не выбрал стоит понимать, что с возрастом характер человека меняется. Смотри на это так, если человек в 42 года ведет такой же свободный образ жизни как в 16 лет, то с ним явно что-то не так. Возраст и культурная среда с каждым годом оказывают на нас влияние, и мы постоянно меняемся, в лучшую или худшую стороны.

Указать возраст важно еще и для выявления социального статуса персонажа. К примеру, в 16 лет человек школьник и поступать он будет соответственно как молодой и горячий, а не как мудрый старец, в 20 лет обычно люди уже студенты и ведут себя иначе, появляется ответственность за свою жизнь, хочется «взрослых» экспериментов, но и наказание в случае чего уже выше, а в 25 единица общества уже работает и ей не до «школьных» шалостей, себя бы прокормить

Если находятся в пределах нормы то особой роли не играют. Однако если же у нас комикс имеет карикатурную стилистику, то на эти два фактора стоит обратить отдельное внимание.

Если у персонажа карикатурно большой или маленький рост и вес, то лишь тогда это откладывает свой отпечаток на характер. К примеру, высокие люди заметны в толпе, им сложно играть в прядки =), низкие могут быть юркими, худые (вычурно) слабыми и больными, толстые весельчаками и медленными и т.д. (придумай свое )

Ну, тут очень деликатный вопрос, выбирай цвет в соответствии с характером личности или потому что тебе нравиться какой-то цвет... и все.

Цвет волос я бы сделал соответствующим характеру, а глаза под стать волосам, контрастными или наоборот схожими. В общем это все «вкусовщина» так что выбирай сам.

Сюда входят все размеры и изгибы тела. Какие? Ну для девушек это сокровенные «90-60-90», иже с ними размер чашек и одежды (если ты не специалист, то делай как нравиться ), для парней форма тела и размер мышц.

Тут стоит учитывать, что те или иные изгибы и размеры не берутся из ниоткуда и откладывают отпечаток на повседневное поведение персонажа. К примеру, мускулистые парни имеют такие мышцы не просто от природы, а потому что ходят в качалку или занимаются спортом, это может влиять на их выбор между фастфудом и здоровой едой. Девушка с большой грудью будет привлекать к себе внимание парней и она либо будет использоваться этим, либо это будет ее смущать.

Так что формы тела тоже делают твоего героя «живым».

Сюда так же стоит включить все шрамы и особенности организма. Каждый большой или маленький шрам обладает своей историей и реакцией персонажа на эту историю, положительно или отрицательно, с иронией или настальгией. То же и с особенностями тела, большой объем легких – дольше бегает, больше извилин мозга – умнее, нет пальца на правой руке – возможно он неуклюжий

Эх, очень важный пункт на мой взгляд, но в тоже время логика отступает на второй план если ты хочешь назвать своего героя каким-нибудь крутым именем и плевать тебе на то, что имя тоже влияет на жизнь человека.

Давай подвергнем себя здавому смыслу и определимся так: если действия происходят в нашем мире и в наше время, то ты лезешь в справочник и выбираешь имя в соответствии с характером; если в нашем мире, но в прошлом даешь имена в соответствии с той эпохой и местом, можно без характера, но со смыслом; если в действия разворачиваются в фантастическом или фентезийном мире, то тут уже у тебя полная свобода выбора.

Если у тебя затыки с придумыванием имени, то хорошую помощь окажут различного рода географический, астрологические, биологические и другие справочники – открываешь их, находишь алфавитный указатель и преобразуешь название мест, терминов и явлений в имена своих героев.

И моя самая любимая часть создания персонажа – это объединение всего описанного выше и создание из этого полноценную личность.

История, ну или биография персонажа эта та «смазка», которая позволит увязать одни черты характера с другими и сделать «оживить» героя твоей истории. В биографии так же стоит упомянуть и родителей и как они повлияли на персонажа, их личные качества, что-то наш объект мог перенять от них, от чего-то отказаться, что-то они могли заставлять его делать, как баловали, как наказывали т.д.

Если в поведении твоего героя есть какая-либо уникальная привычка или особенность, самое время для того что бы описать историю ее возникновения здесь, и сделать это как можно более ярко и запоминающимся для персонажа.

В общем и целом, имея подробно описанные черты из предыдущих пунктов ты уже готов создать «живую» и уникальную личность, аналогов которой пока нет. Можно провести небольшой тест, сделать все выше описанное для персонажа, затем взять одного из своих друзей и проделать те же самые шаги, а затем дать сравнить знакомым и сказать, что один из них придуман тобой, а другой настоящий человек. Вот и пусть думают кто есть кто, а ты и проверишь на сколько реального героя ты создал.

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Биография персонажа - это, по сути, очень краткое описание жизни вымышленного героя. Ее создают, чтобы вписать персонажа в сюжетную линию произведения и облегчить его чтение. Биография также позволяет избежать ошибок во время написания работы. Если вы озадачены тем, как написать биографию персонажа, или вообще в первые слышите о таком понятии, тогда эта статья для вас. В ней мы расскажем, как создать подробную биографию персонажа.

Шаги

Часть 1

Основы

    Создайте новый файл на компьютере или возьмите лист бумаги для заметок. Начните с имени. Оно должно соответствовать культуре или национальности (например, готических персонажей могут звать Арахна Вальдор или Хеллебор Натрикс). Если придумать имена никак не выходит, поищите подсказки в интернете.

    Подумайте о возрасте персонажа. Придумайте дату рождения, а если нужно, то и дату смерти.

    Придумайте его происхождение. Из какой страны родом ваш персонаж, и где он живет сейчас? Пережил ли он в прошлом какое-то потрясение - смерть близких, родителей, изнасилование, жестокое обращение, нелюбовь родителей, одиночество и необходимость самому заботиться о себе с юных лет или, можете, что-то еще худшее?

    Опишите вещи, которые дороги вашему герою. Подумайте о том, что ценит ваш персонаж. Это может быть охотничий нож, который достался в наследство от отца, или ужасного вида блузка - подарок любимого Или это даже не вещь, а любимая золотая рыбка? А что персонаж постоянно носит в карманах? Бальзам для губ, швейцарский армейский нож или блестящий камень-талисман? Отразите все это в биографии персонажа.

    Опишите внешность персонажа. Телосложение и стиль героя могут отражать его личность. Однако в некоторых случаях эти параметры могут комично не совпадать - все зависит от характера повествования.

    Часть 2

    Свяжите персонажа с другими героями произведения
    1. Подумайте, как события прошлого изменили жизнь персонажа. Трагедия или травма в прошлом - хороший пример определяющего события. Прошлое персонажа должно влиять на его личность соответствующим образом. Возможно, он стал молчаливым и нелюдимым готом или эмо? Или алкоголиком? А может, определенные события повлияли на его отношения в настоящем.

      Подумайте о родителях и остальной семье персонажа. Как родители относились к нему? Был ли он в своей семье изгоем или таким же, как все? Были ли у него братья или сестры? Если да, то насколько они ладили? Бушевали ли между ними ссоры или, напротив, царили мир и любовь?

      Сделайте персонажа интересным в контексте других героев произведения. Произведений, действующим лицом которых является лишь один персонаж, очень и очень мало, и вряд ли кто захочет читать историю с одинаковыми героями. Изобразите персонажей таким образом, чтобы кто-то из них был интровертом, а кто-то - экстравертом, или опишите в качестве главных героев всеми любимого чудака и президента класса.

      Опишите, как он относится к окружающим. Он милый? Надменный? Вредный? Загадочный? Повлияло ли на него тяжелое детство (если оно было таким) - например, вдруг он жестоко обращаться с животными? То, как ваш персонаж реагирует на других, может многое рассказать о нем читателям (к примеру: «Лора избегала ходить через парк, так как дети на игровой площадке раздражали ее», - звучит интереснее, чем просто: «Лора не любила детей»).

      Теперь подумайте о его ценностях в жизни. Что для персонажа важнее всего, во что он верит (например, «деньги превыше всего»)? Если вы хотите придать его личности глубину, наделите его противоречивыми ценностями. Например, для Боба нет ничего важнее, чем его тяжелобольной пес Немо. Это прекрасно, но недостаточно для истории. Но пусть для Боба не менее важны будут деньги. Теперь у нас есть завязка сюжета: Боб любит Немо, но его лечение слишком дорого обходится. Как поступит Боб? Он не может избавиться от Немо - и не может позволить себе и дальше платить ветеринару. Возможно, он устроится на вторую работу или начнет грабить людей, или прикинется слепым и будет в свободное время просить подаяния на улице.

    Часть 3

    Развивайте персонажа
    • Возможно, вам поможет, если вы сделаете черновой набросок внешности вашего персонажа. Так вы получите о нем большее представление.
    • Перечислите, что ваш персонаж больше всего любит - какая у него любимая еда, группа, книга, цвет, песня, марка одежды или машины и так далее.
    • Имена родителей, бывших возлюбленных, братьев и сестер также полезно записать, чтобы потом не пришлось постоянно просматривать написанное в поисках нужного имени.
    • Сделайте биографию как можно более подробной. Вы должны знать каждого своего персонажа, как своих друзей, даже если речь идет об отрицательных героях. Список их симпатий и антипатий должен быть очень длинным. Детально опишите их взгляды и эмоции - выделите не менее двух абзацев и для того, и для другого. Мы говорим о коротком рассказе. Если речь идет о романе, деталей должно быть куда больше.
    • Учитывайте общее поведение персонажа. К примеру, то, как он относится к близким друзьям и незнакомцам. Кто-то получает больше, чем другие? Почему? Не забывайте о симпатиях и антипатиях. Как описано в статье, ставьте персонажа в разные ситуации и описывайте то, как он реагирует на них. При этом учитывайте прошлое героя, быть может, поведенческие проблемы или его социальный статус. Например, персонаж не очень хорошо разбирается в машинах и оказывается в ситуации, когда автомобиль необходимо починить без помощи посторонних. Он начнет паниковать или, наоборот, будучи спокойным и собранным, возьмет быка за рога?

Как придумать персонажа? Этот вопрос задает себе чуть ли не каждый Автор, который стремится сделать свою работу как можно более интересной, красочной, правдоподобной. Ведь если герой не выглядит настоящим, то и вся работа воспринимается как фантастика или утопия.
Для того чтобы было удобнее, сначала рассмотрим создание главных персонажей, а затем второстепенных, которых некоторые Авторы обделяют своим вниманием.

Итак, создание главного героя - кропотливый процесс. Необходимо охватить все аспекты, все грани, ведь главный персонаж - никакая не пустышка, о которой никто бы не написал. Это, прежде всего, человек, хоть и придуманный, у него есть мысли, чувства, а также привычки и принципы. И часто Авторы представляют нам лишь малую толику того внутреннего мира.

Во-первых, читатели должны примерно представлять себе, как выглядит тот или иной персонаж. Ведь каждый Автор, как художник, рисует словом картинки, и читатели подсознательно представляют себе происходящее. Поэтому, нужно обязательно обозначить хотя бы силуэт - высокий герой или низкий, худощавый или полный, а может быть сутулый. Далеко не обязательно описывать каждый сантиметр тела, достаточно лишь описать основные внешние признаки: цвет волос и глаз, опять же, рост и телосложение. А чтобы придать герою индивидуальность во внешности (даже если персонаж - голубоглазый блондин атлетического телосложения, за которым бегают все девушки) может пара отличительных особенностей. Например, крупная родинка на шее, которая не может остаться без внимания, или же татуировка в виде дракона, или же шрам на щеке. Этим герой запомнится.

Во-вторых, нужно описать характер. Некорректно в работе, где повествование ведется от лица этого главного героя, писать что-то наподобие: "Я - умный, добрый, ласковый, храбрый...". Даже если персонаж называет себя умным или же трусливым, например, то делать он должен это по-другому. К примеру:

"Я наконец-то решил это сложное уравнение со степенями, тут же вскочив с места, и под восхищенные взгляды одноклассников положил решение на стол учителя. Он смотрел на меня с удивлением - никто в нашем классе не мог найти корни уравнения. Я был безумно горд, ведь теперь все знают, какой я, оказывается, умный!"

Но в таком случае не стоит забывать, что, рассказав таким образом об уме героя, Автор раскрывает и другие качества: в моем примере персонаж выглядит несколько хвастливым, можно даже представить, как он подходит к учительскому столу, гордо подняв голову. Если же работа написана от третьего лица или героя описывает другой персонаж, то применима та же самая концепция: "Поступок - оценка". Такие мелкие описания должны присутствовать во всем тексте, не только в мыслях персонажа, но и в его поведении, поступках - читатели ведь оценивают героя именно по этим критериям, относя его к более положительным или более отрицательным персонажам работы.

На этом стоит остановиться - отрицательные и положительные герои. Если Автор действительно не пишет утопическую работу, то следует помнить, что не бывает людей, которые хороши или плохи во всем. В этом и заключается индивидуальность - один человек храбрый, но немного глуповат, поэтому попадает в разные переделки; второй умный и хитрый, поэтому трусливо избегает опасности, заботясь только о себе самом; а третий умный и храбрый, но при этом донельзя злобный. Опять же, на все фантазия Автора, но у более положительных героев должна быть хотя бы одна вредная привычка (грызть ногти от волнения) или противная черта (хлопать дверью и хамить), несмотря на то, что такие герои скорее всего стремятся к совершенству, а у более отрицательных есть, например, тайное увлечение котятами, когда эгоистичный и самонадеянный подросток вдруг умиляется и начинает ухаживать за брошенным котенком.

Биография - не самая важная часть описания характера в работах маленького размера, но нужная часть в больших работах. Хотя бы упоминание, но обязано быть, так как именно в детстве закладываются основные принципы и "жизненные сценарии" (некие планы развития событий, шаблоны, передаваемые по наследству), а какое-нибудь важное событие - смерть родителей или предательство друга - может объяснить появление в характере таких черт, как недоверие, разочарование в жизни.

То же самое относится к поведению. Галантный молодой человек не станет хлопать дверью прямо перед носом у девушки, а пьяница не склонится в реверансе перед своим знакомым. Опять же, пример натянут, и в большинстве случаев Автор даже не задумывается, как именно говорят его персонажи, но расхождений быть не должно.

Таким образом, получилось несколько основных пунктов по созданию главного героя:
1. Описание внешности. Против штампов - некая "изюминка", придающая индивидуальность.
2. Описание характера. Против штампов - привычка или черта, диаметрально противоположная характеру (более плохому или более хорошему).
3. Речь и поведение персонажа.
Возможно, каждый Автор дополнит этот список еще каким-нибудь пунктом, который сделает его рассказ особенным - мой список служит каркасом, основой. От персонажа главного переходим к персонажу второстепенному.

Второстепенные герои - люди, которые окружают главного героя. Одноклассники, мимо пробегавшие знакомые, иногда даже родители. Второстепенные персонажи помогают создать атмосферу реальности работы, несмотря на то, что особо не влияют на главную сюжетную линию. Поэтому с их созданием все гораздо проще - иногда читатель даже не задумывается, а какой он, тот самый дядя Петя, который упоминался в пятой главе, в третьем абзаце.

Во-первых, если второстепенный герой все же фигурирует на протяжении всего рассказа (например, те же самые родители), то можно так же описать их силуэт, создать расплывчатый образ, чтобы читатель не забывал о том, кто же этот человек, и более полно представлял себе то, что хочет донести до него сам Автор. Сделать это можно такой ненавязчивой фразой:

"Я прошел мимо очень полной бабушки, сидящей на скамейке возле подъезда, и поздоровался с ней - она хмуро посмотрела на меня, но ничего не сказала, лишь что-то проворчав себе под нос" .
И читатель цепляется взглядом за эту "очень полную бабушку", запоминая ее.

Во-вторых, можно выделить какую-нибудь главную черту характера, которая поможет вспомнить персонажа через десять глав, если даже забыл имя. Например, храбрый дядя Ваня, в молодости победивший медведя; капризная тетя Вика, вечно недовольная окружающими.

В-третьих, речь и поведение играет большую роль даже у второстепенных героев. По тем же причинам, что и у главных персонажей, ведь если социальные качества и манеры различаются, герой становится ненастоящим.

Проще всего срисовать второстепенных персонажей со знакомых. По крайней мере, можно их с ними ассоциировать, чтобы сам Автор не забывал - кто есть кто. Второстепенные герои описываются главными героями или со стороны, а это похоже на мысли о ком-то из знакомых. Можно не прибегать к этому методу, но все же.

Следовательно, есть пара пунктов по созданию второстепенных героев:
1. Создание образа внешнего и внутреннего фразой.
2. Речь и поведение персонажа.
Повторюсь, это сделать гораздо проще, чем создать главного героя, который будет раскрывать все новые и новые грани своего внутреннего мира по ходу повествования.

Даже самый обычный герой или герой-штамп может приобрести индивидуальность при помощи Автора. Создать героя несложно, но к этому нужно отнестись как можно более серьезно. Надеюсь, моя статья поможет вам.

Героем художественного произведения может быть кто угодно - от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих - то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п.

Если ваша героиня отличается лишь бархатистой кожей и упругостью форм, то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.

Количество героев в художественном произведении

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле - всего два.

Считается, что три - оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж - нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два - уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три - в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, - это плохой знак.

Эмоции читателя

Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает:

Симпатию - одобрение и сочувствие;

Эмпатию - читатель легко представляет себя на месте литературного персонажа.

Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот - всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее:

Достоверность - они описаны так, что читатель словно воочию видит их;

Возможность подражать - привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Герои, вызывающие восхищение

В хорошем романе персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее - его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого «я» уже не хочется отпускать.

Обычный человек в роли персонажа

Многие считают, что идеальный герой - это простой человек. Поэтому в рукописях, приходящих в издательства, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше - персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением - они описывают себя и свои проблемы.

С кем вам хочется провести время?

Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов - с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком?

То-то и оно.

Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

Как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.)?

Если мы опишем прекрасную девушку стандартным путем - какого цвета у нее губы и волосы, - все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем, что он испытывает, глядя на героиню, то сцена заиграет совсем по-другому. Главное - сделать акцент на субъективном восприятии.

Тот же прием можно применять в сценах с королями и прочими значительными лицами: продемонстрируйте не властное сверкание очей, не благородную посадку головы, а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.


Есть разные подходы к созданию героя, алгоритмы, как сделать персонажа интересным для читателя. Когда мы готовили этот пост мы вспомнили Александра Молчанова, который писал в своем «Букваре сценариста», что к героя должны быть: тайна, недостаток, сокровище и цель. И если эти качества у героя есть - нам хочется быть на него похожими и - это хороший герой для фильма.

Или, к примеру, Джеймс Н. Фрай в книге «Как написать гениальный детектив» указывает, что герой детектива должен обладать следующими качествами: храбростью, профессионализмом, особым талантом, изобретательностью и умом; а кроме того, у него должна быть рана, он должен быть вне закона и совершать самоотверженные поступки.

Можно вспомнить и другие списки такого рода.

Однако во всех них есть ключевой порок: они нацелены на формализацию качеств главного героя произведения и они негибкие. При вгляде на такое перечисление хочется воскликнуть: «Что, все 62 героя в романе должны быть такими?» Не зажигает... Однако и без методики не обойтись, по крайней мере, если для вас структурированный подход к разработке произведения близок. (Как-нибудь подробно расскажем про карточки персонажей, которые мы используем...)

Ответ был найден на лекции Пола Брауна.
Он предложил что у героя должны быть пять ярких качеств. Этого количества достаточно, чтобы создать герою объем. Качества могут быть любые. Но, кагда вы ставите себе задачу придумать пять качеств для любого, даже второстепенного персонажа, вы волей-неволей этого персонажа конкретизируете и понимаете.
Пол Браун предлагает идти дальше. Любой персонаж интересен, когда у него есть «второе дно», когда он что-то скрывает. Человек никогда не предъявляет окружающим свое настоящее «Я», он прячет его под маской. Ну, и сценарный подход: всегда интересно за человеком следить, когда у него есть какая-то странность, удивительная яркая черта.

Значит у нас есть пять качеств:
- Качество 1;
- Качество 2;
- Маска (то, что персонаж предъявляет окружающим);
- Скрывает (это персонаж от всех прячет);
- Странность.

Система получается гибкая и определенная одновременно.

«Может ли у героя быть больше чем 5 ярких черт?» «Да. особенно у главных героев. Пять - это минимум, дающий глубину».
«Обязательно ли определяться с Маской, Странностью, Скрываемой чертой?» - «Нет... и да. В этом случае персонаж будет более психологически достоверен, а значит - интересен. А его Странность обеспечит что мы персонажа запомним».
«Влияют ли это черты на взаимодействие персонажей?» - «Да. Когда два персонажа общаются, они предъявляют друг-другу Маски; нервничают, когда им кажется, что задета их Скрываемая черта...»


Примеры из нашей разработки:
Персонаж 1:
Трезво себя оценивает, без лишних иллюзий. И вообще честен.
Глубокое не по возрасту понимание людей (мудрость не по годам). В т.ч. не дает ему ввязываться в авантюры.
Маска: послушный сын.
Скрывает: Категорически негативная оценка решений власти (отца).
Странность: При том, что он старше остальных подростков, он не берет командование на себя (в т.ч. потому, что в бою раздумчивость сделает его плохим командиром).

Персонаж 2:
Выполняет роль, поручения, ровно в установленных рамках.
Игнорирует жену (обязательно-дистантные отношения), но все время ссылается на семейный статус, наличие детей, когда чего-то не хочет делать.
Маска: внешне очень спокойный, рассудительный, серьезный.
Скрывает: сенситивно-чувствительный, что выбивал отец и достаточно рано выбил.
Странность: Ведет себя так, словно он сильно старше по возрасту (ходит неторопливо, говорит «правильно»).

Персонаж 3:
Яростный харизматик (железное следование закону – следствие самоограничений).
Красноречие.
Маска: закону все подвластны (поэтому так болезненно воспринял вариант «ты же король, обойди закон»).
Скрывает: Гуманизм по возможности (тщательно это скрывает, но ищет лазейки в законах).
Странность: Тонкая высокая чувствительность при внешней государственной жесткости.


Удачи в использовании подхода и - интересных вам персонажей!

Рассказать друзьям