Как работают экспедиторы. Кто такие экспедиторы и каковы их обязанности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на то, что объявления с вакансиями на должность не пестрят особыми требованиями к образованию, справиться с этой работой может далеко не каждый. Вместо вузовского диплома здесь понадобятся довольно специфические навыки и способности. К примеру, запоминать новые маршруты, оперативно определять кратчайший путь следования, контролировать разгрузку-погрузку, и даже — взвешивать или пересчитывать товар. И если для «внутренних» экспедиторов (осуществляющих передвижение грузов в черте города, области или страны) этого может быть вполне достаточно, то специалисту-международнику, курсирующему за пределы государственной границы, не обойтись без более серьезной подготовки.

На месте штурмана

Если говорить о «внутренних» экспедиторах, то, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий, таким работникам достаточно иметь базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки («транспорт» или «логистика»). Знать основы делопроизводства, способы и методы обработки корреспонденции, адреса постоянных корреспондентов, структуру предприятия и его подразделений. Зачастую работодатели не обращают внимания на наличие дипломов, интересуясь навыками управления и техобслуживания, знанием города и опытом вождения. Кстати, о водительских «корочках». В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от . Но в последнее время растет спрос на экспедиторов-водителей с солидным водительским опытом.

Работать экспедитором невозможно без знания города и основных торговых точек. Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого товара, сроки его реализации и качество, действующие маркировки и штрих-коды. Помнить распорядок работы каждой торговой точки и время приема продукции. Не успеешь — могут возникнуть серьезные проблемы, особенно если имеешь дело с продуктами питания. Существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. А в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар! Экспедитор должен уметь заполнять накладные и другую документацию по товарообороту. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей.

Но работа экспедитора — не просто механическая: здесь не обойтись без умения общаться с людьми, проявлять гибкость характера и нестандартность мышления. Часто возникают ситуации, выход из которых под силу найти только настоящим дипломатам. Однажды экспедитор привез на заказ в магазин партию колбасы, но напрочь отказалась ее принимать. Что же делать? Возвращаться на склад — поздно, а в машине продукты за ночь обязательно испортились бы! Как ни пытался уговорить «приютить» товар хотя бы на ночь, она ни в какую не соглашалась. Тогда решил схитрить, сказав, что иначе покупаю эту колбасу (так как она очень-очень вкусная!), и прямо сейчас устрою вечернюю трапезу. Представьте: злополучный груз сразу же приобрел новых хозяев!

Пункт назначения

Международным экспедиторам, отправляющимся в загранкомандировки, не обойтись лишь смекалкой и дипломатичностью. Во-первых, потребуются знания основных транспортных маршрутов, во-вторых, придется туговато без знания иностранного языка. В-третьих, пригодится солидный водительский стаж, ведь зачастую перевозить грузы из одной точки земного шара в другую берется грузоперевозчик (экспедитор и водитель в одном лице), который возлагает на себя полную ответственность за сохранность груза.

Международные грузовые перевозки — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Все эти нюансы отнюдь не должны волновать владельца груза, так как полная ответственность за него ложится на плечи перевозчика. Быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. Помните: с этой минуты вы отвечаете за сохранность и транспорта, и перевозимого товара! Для осуществления международных перевозок обязательно нужно пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики.

Безусловно, в штате каждого транспортного предприятия трудятся , составляющие оптимальные маршруты перевозок. Но знания логистики на высшем уровне не помешают и профессиональному экспедитору. «Транспортный» диплом можно получить, к примеру, в Национальном транспортном университете, студенты которого изучают основы правоведения, транспортное, гражданское, трудовое и криминальное право, правила перевозок грузов и пассажиров, государственное регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Кроме этого, учатся организовывать перевозки и управлять ими, знакомятся с транспортной системой городов. Эффективны семинары и тренинги по логистической тематике, на которых можно ознакомиться с последними новинками отрасли, научиться качественно организовывать работу и завести нужные связи.

Заметим, что подготовка и формирование профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности — одно из основных направлений деятельности Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ). Сегодня это пока единственная организация, занимающаяся профподготовкой в области международного транспортного экспедирования с выдачей диплома Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Учебная программа составлена в соответствии с международными требованиями к данной профессии и включает минимальные стандарты требований к экспедиторам-международникам при перевозке грузов всеми возможными видами транспорта.

Слушатели курсов знакомятся с правовыми аспектами деятельности международного экспедитора, организацией деятельности украинских транспортно-экспедиторских компаний на мировом транспортном рынке, документами и формами стандарта FIATA. Уделяют внимание финансовым требованиям к экспедиторской деятельности, организации складирования и хранения грузов. Также изучают особенности международных перевозок разными видами транспорта: морским, авиационным, автомобильным, железнодорожным и речным. Не обойтись и без знания таможенных процедур и тарифов, обязанностей экспедитора по отношению к таможенной службе, различных международных конвенций и соглашений. Отдельная графа — страхование грузов и ответственности сторон. Ну и как можно осваивать транспортные магистрали мира без знания хотя бы общих сведений по географии!? Успешно прошедшие курс подготовки и сдавшие экзамены получают диплом FIATA, подтверждающий профкомпетентность экспедитора в любом из 150 государств-членов федерации.

Как видим, экспедирование грузов — одна из тех сфер деятельности, где вопреки расхожему мнению найдется место только для профессионалов. Деловые навыки, коммуникабельность и разносторонние знания — вот те качества, без которых невозможна эффективная работа современного профи по доставкам.

Экспедитор-международник должен знать…

  • общие сведения по географии;
  • правовые аспекты деятельности;
  • финансовые требования к деятельности;
  • особенности перевозки разными видами транспорта;
  • таможенные процедуры и тарифы;
  • международные конвенции и соглашения;
  • страхование грузов и ответственность сторон;
  • организацию складирования и хранения грузов.

Сопровождение грузов считается одним из самых востребованных видов хозяйственной деятельности. Каждый производитель хочет, чтобы его продукция дошла до потребителя в целости, поэтому нередко прибегает к услугам экспедитора.

Во время пути в пункт назначения специалист по логистике не только отвечает за сохранность грузов, но и выполняет множество других важных задач. Чем же занимается экспедитор? Что это за профессия и какие навыки необходимы людям, занимающимся перевозкой товаров?

Что означает слово «экспедитор»?

Понятие «экспедитор» – это производная от существительного «экспедиция», которое, в свою очередь, произошло от латинского глагола expedire «оснащать, снаряжать» . Под экспедицией понимают путешествие куда-либо с конкретной целью или со специальным заданием.

В отдельных хозяйственных сферах экспедицией называют рассылку товаров или корреспонденции. В транспортной области термин «экспедитор» имеет синоним «провайдер логистики» и указывает на человека или компанию, которая занимается доставкой продукции или сырья от производителя к потребителю.

Несмотря на то что само понятие появилось не так давно, на деле логистические услуги имеют долгую историю. До наших дней дошли письменные источники, согласно которым экспедиторы существовали уже в XI–XII столетиях. Серьезный толчок получила в эпоху промышленной революции.


Одним из первых современных экспедиторов была лондонская компания Томаса Мидоу, которая в 1836 году начала работу по сопровождению грузов в пределах Великобритании. Первыми международными экспедиторами считаются владельцы лондонских отелей, занимавшиеся перевозкой багажа своих постояльцев.

Кто такой экспедитор?

Экспедиторы – это должностные лица или организации, которые по поручению заказчика обеспечивают транспортировку грузов по назначению. Сопровождение осуществляется за счет клиента на основании договора, порядок составления которого регламентируется Гражданским Кодексом РФ.

Главным документом экспедитора выступает транспортная накладная, где зафиксирована информация о времени и месте отгрузки продукции, ее ассортименте, цене, пункте назначения. Подпись должностного лица на такой накладной свидетельствует о том, что груз правильно упакован и не имеет заметных дефектов.

После подписи документа экспедитор несет материальную ответственность за товар до момента его передачи грузополучателю.

Чем занимается экспедитор?

Непосредственные обязанности экспедитора включают в себя организацию доставки товаров согласно условиям, прописанным в договоре. Он разрабатывает маршрут и вбирает наиболее оптимальный способ перевозки, занимается поиском транспорта, обеспечивает его своевременную подачу на склад и оформляет документы, которые могут понадобиться в пути. После отправления от места погрузки экспедитор несет ответственность за продукцию в дороге, а после прибытия занимается ее выгрузкой и передачей грузополучателю.

Кроме того, что экспедитор отвечает за целостность грузов, нередко в его ведении находится исправное техническое состояние транспорта. В случае перевозки опасных или негабаритных грузов специалист обязан оформить согласования на перевозку, а также подобрать соответствующий автомобиль. Дополнительно экспедитор контролирует маркировку и пломбирование товаров, оформляет таможенные декларации (при международных перевозках), выполняет платежи транспортных сборов.

Какие навыки нужны экспедитору?

Для успешной деятельности экспедитор должен разбираться в нормативно-правовых документах, знать правила транспортировки, пожарной безопасности и охраны труда. Неотъемлемой составляющей профессии является знание видов подвижного состава, тарифов на перевозку, эксплуатационных возможностей различных видов транспорта.


Важным качеством в этой профессии выступает умение общаться с людьми, ведь в процессе работы экспедитору приходится договариваться с грузчиками и кладовщиками, своевременно становиться на погрузку и решать всевозможные проблемы в пути.

Обязанности экспедитора должен изучить каждый человек, которого интересует такая деятельность, а также лица, которые уже состоят на данной должности. Чтобы не иметь претензий со стороны начальства или клиентов, необходимо точно соответствовать всем правилам и требованиям, которые предъявляются к сотруднику на такой работе.

Информация об экспедиторах

Для каждого водителя, претендующего на должность и обязанности экспедитора, закрепляются определенные требования и стандарты, в которые входят возраст работника, стаж и, возможно, опыт на аналогичной должности. Обычно сложность и исключительность обязанностей определяется зарплатой и требованиями, которые предъявляются к конкретному сотруднику. При оформлении на работу обязательно человека заранее предупреждают о том, при каких условиях он должен работать, а также назначаются причины, определяющие вероятность увольнения работника.

Что делает экспедитор

Принимает все меры по обеспечению технически исправного состояния вверенного ему транспортного средства. При необходимости он должен сообщить в специальный раздел о том, что какие-либо функции выбыли из нормы или состоялась более неприятная ситуация, предусматривающая глобальную порчу объекта или другие издержки. В некоторых случаях к экспедитору предъявляется требование при необходимости самостоятельно производить мелкий ремонт транспортного средства, поэтому на данной должности у каждого работника квалификация может быть различной. Это предусматривают обязанности водителя-экспедитора.

Что обязан уметь данный сотрудник

Создавать безопасную обстановку и избегать сложных ситуаций в целях обеспечения полной сохранности не только транспортного средства, но и товара или пассажиров, которые экспедитор должен довезти до места назначения. Нельзя оставлять автомобиль и уходить, при этом не позаботившись о подключении страхующих устройств и сигнализации. Все двери транспортного средства блокируются не только во время выхода из автомобиля, но и при каждой остановке, отбытии на стоянку.

Дополнительные обязанности экспедитора

Экспедитор выполняет посильное поддержание технического состояния транспортного средства в идеальном виде, а при необходимости отслеживает неисправности и своевременно сообщает о них руководству или в специальный отдел, где осуществляется починка устройства. Использует транспортное средство согласно инструкции и не отклоняется от ее исполнения даже в тех ситуациях, когда есть вероятность, что можно отступить от правил.

Как работает экспедитор

Своевременно отправляет транспортное средство на прохождение планового технического осмотра и контролирует проведение минимального или осложненного сервисного обслуживания в специально отведенном сервисном центре или в любой фирме, которая предоставляет такие услуги. Это предусматривают обязанности водителя-экспедитора.

Самостоятельно поддерживает чистоту автомобиля в целом. Часто это помогает сохранить имидж фирмы в отличном состоянии. При необходимости сам осуществляет операции по мытью поверхности или внутренней части автомобиля, однако плановую очистку проходит в специальном центре или обращается к специалистам в отведенном разделе от собственной фирмы.

Экспедитор должен помнить, что чистота должна поддерживаться не только на поверхности транспортного средства или в его салоне, но и в части мотора и другой внутренней конструкции, поэтому иногда данный сотрудник должен сам помнить о необходимости прочистки мотора или замены масла в различных отсеках автомобиля. Для этого он также должен обратиться в специальный сервисный центр.

Основные предписания

После окончания рабочей смены экспедитор должен полностью закончить работу, то есть поставить автомобиль на отведенную для этого стоянку или прикатить в любое парковочное место. Нельзя оставлять автомобиль без присмотра. Перед тем как покинуть машину, следует поставить ее на сигнализацию, заблокировать все двери, а также желательно проверить исправность ее состояния и оценить возможность ездить на ней всю следующую смену. Это входит в функциональные обязанности экспедитора.

Принимает товар со специально отведенных помещений. Обычно для этого необходимо посещать специальные склады, что составляет основной маршрут и обязанности экспедитора. При приемке товара следует пользоваться специальными сопроводительными документами и самостоятельно проверять правильность отсчета продукции, сверять качество и количество продукции с ведомостью, только потом ставить свою подпись и везти продукцию до следующего места назначения.

Чего не должен забывать делать экспедитор

Контролировать целостность общих упаковок или исправность пакетиков на каждом товаре. При необходимости и при наличии возможности можно контролировать качество и все характеристики самого товара, а также проверять полную комплектацию в устройствах. Сверяется цена и соответствие продукции конкретным характеристикам для того, чтобы доставить конкретно те вещи, которые были заказаны. Это предусматривают должностные обязанности водителя-экспедитора.

Проверять качество и исправность работы грузчиков, то есть следить, чтобы погрузка и разгрузка товара происходили максимально бережно и аккуратно, а также проверять, чтобы продукция не падала, а переносилась и укладывалась правильно во избежание претензий к поставщику или самой фирме, изготовившей продукцию.

Если есть вопрос о том, что входит в обязанности экспедитора, следует обратить внимание на нижеследующую информацию. Он должен контролировать, чтобы при транспортировке груз был максимально правильно уложен, его расположение выгодно сказывалось на качестве и целостности товаров, а также проверять возможность упаковки выдержать возложенную нагрузку. При необходимости экспедитор, должностные обязанности которого довольно широки, должен подкорректировать работу грузчиков в процессе ее осуществления, что является очень ответственным мероприятием. Это предусматривают должностные обязанности водителя-экспедитора.

Что должен экспедитор

Заниматься оформлением всей необходимой документации, которая отражает процесс приема и сдачи товара, так как эти бумаги являются не только важной информацией для поставщиков и получателей, но и служат отчетным звеном для оказывания положительного влияния на деятельность экспедитора, доказывая правильность и своевременность его действий. Экспедитор является доверенным лицом и одновременно представителем предприятия, которое доверило ему поставку собственной или перекупочной продукции.

Перед выездом экспедитор тщательно прорабатывает, а при необходимости согласовывает маршрут с более старшими по должности сотрудниками. Он должен обеспечить максимально быструю и безопасную доставку товаров. Также важно учесть доступность дороги в плане ограждений или наличия пробок. Если есть руководитель или экспедитор работает в большой группе, он должен согласовать свое мнение по передвижению с непосредственным начальником.

Ведение путевых листов входит в обязанности экспедитора. Кроме необходимости правильно и своевременно доставить груз, он должен заполнять всю документацию и курировать процесс движения товаров. На него возлагается большая ответственность, однако при знании своих обязанностей и точном следовании им данный сотрудник сможет выполнять работу правильно.

Вы наверняка часто встречали понятие транспортно-экспедиционной компании. Если с «транспортно-» всё понятно, то что такое «-экспедиционная»? Кто такой экспедитор? Имеют ли право диспетчеры называть себя экспедиторами? Попытаемся ответить, используя законы Российской Федерации.

Экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется, в основном, тремя законами: это Федеральный закон №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» и глава №41 части 2 Гражданского кодекса РФ (документы доступны для скачивания в формате Microsoft Word).

Гражданский кодекс устанавливает в основном только само понятие транспортной экспедиции, вводит понятие договора транспортной экспедиции и указывает на презумпцию виновности экспедитора (то есть, не клиент доказывает вину экспедитора, а экспедитор обязан доказывать свою невиновность).

Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года определяет само понятие экспедитора - это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, даётся определение транспортно-экспедиционным услугам, под ними понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Кроме того, устанавливаются основные экспедиторские документы: это поручение экспедитору, экспедиторская расписка и, если оказываются складские услуги, складская расписка. Согласно Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются они в письменном виде. С полным списком экспедиторских документов и требованиями к их оформлению вы может ознакомиться, прочитав приказ Минтранса от 11 февраля 2008 года №23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" (документ в формате Microsoft Word).

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязанности экспедитора и клиента. В частности, статья 4, пункт 4 гласит: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности».

Что вытекает из данного утверждения? Если разбить по пунктам, то:

  • экспедитор обязан принимать груз;
  • экспедитор выдаёт экспедиторский документ (экспедиторская расписка);
  • экспедитор обязан предоставлять клиенту оригиналы договоров (например, договора перевозки груза, заключённого с транспортной компанией).

Разумеется, всего этого диспетчер, на погрузке не присутствующий, не делает. Следовательно, называться экспедитором он не может в соответствии с Федеральным законом и Постановление правительства. Но благодаря отмене лицензирования в сфере грузовых перевозок (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года) никто не проверяет соответствие названия действительно ведущейся деятельности. Впрочем, после принятия Федерального закона №272-ФЗ, диспетчеры стали чаще именовать себя в заявках и договорах с перевозчиками «клиентами» или «заказчиками».

В сфере автоперевозок практически отсутствует контроль со стороны государства, из-за чего и происходит подобная путаница в названиях и терминологии. В действительности, те услуги, которые оказывают диспетчеры — это агентские или информационные услуги, но никак не экспедиторские и тем более не услуги по перевозке груза. Помните об этом.

Резюмируя вышесказанное: экспедитором может называться физическое или юридическое лицо, которое осуществляет приём и сдачу груза, контролирует погрузочно-разгрузочные работы, ведёт подсчёт количества мест, осуществляет визуальный или иной контроль загружаемого товара, а также производит иные действия во исполнение договора транспортной экспедиции.

Кажется, что профессию экспедитора может освоить кто угодно. Что может быть проще – принять товар, доставить из точки А в точку Б в срок и сдать. Даже профильное образование для этого чаще всего не нужно. Тем не менее, мало кто сознательно хочет стать экспедитором. Денис Корнеев, руководитель структурного подразделения экспедиторской компании «Спецгрузавтотранс», рассказал Rjob о «подводных камнях» профессии, особенностях карьерного роста и зарплате, которая редко радует соискателей.

Без образования и опыта

Основная работа экспедитора – сопровождение товаров и грузов. Они должны быть доставлены получателю в целости и сохранности, вовремя и в соответствии с документами. Поэтому экспедитору предстоит оформлять документы о приёмке и выдаче товаров, вести учёт и заполнять принятые в компании формы статистической отчётности. Научиться этому просто, поэтому часто экспедиторами становятся люди с абсолютно любым образованием и даже без него.

В профессию люди приходят по-разному, различия лишь в том, был ли выбор сознательным или по обстоятельствам. Есть два пути: классический, когда вуз даёт основы профессии, теорию, а работа в экспедиторской компании – практику, и второй путь, когда экспедитором становятся поневоле – выбирают работу с минимальными требованиями к опыту и образованию. Это путь в профессию через так называемые «табуреточные диспетчерские». Смысл их работы заключается в том, чтобы в одном месте находить груз, в другом – транспорт, и зарабатывать на разнице цен. Сейчас подобный бизнес ушёл в прошлое, но смысл экспедирования многие далекие от профессии люди видят именно в этом – в посредничестве.

Но для трудоустройства в крупную компанию всё же необходимо получить диплом. Обычно бывает достаточно среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» или «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Высшее образование можно получить по специальности «Менеджмент» или «Технология транспортных процессов».

Водитель, грузчик и юрист в одном лице

В зависимости от специфики компании экспедитор может выполнять множество дополнительных функций. Обычно чем меньше компания, тем больше обязанностей возлагают на каждого сотрудника – он становится универсальным. Экспедитору приходится не только сопровождать грузы, но и самому сидеть за рулём, грузить и разгружать товары, составлять маршрут и организовывать хранение груза, а также отвечать за соблюдение юридических и таможенных правил транспортировки груза.

Если компания предлагает экспедиторскую услугу, то обязанность менеджера включает полный перечень действий клиентсткого менеджера – от приёма звонков, согласования условий и сроков перевозки до финального оформления документов и рекламаций. Если экспедитор работает в штате производственной или торговой компании, его функционал ограничен задачами, которые спускают сверху директор по доставке или , в зависимости от того, кому в компании подчинён экспедитор. Работа экспедитора требует большого багажа знаний из разных отраслей: географии, технологии перевозок, финансов. Поэтому стандартные требования к соискателям – это опыт или минимальные навыки работы с котировками ставок, оформлении документов, поиска свободного транспорта.

Усидчивый, но мобильный

Поскольку образование для экспедитора не так важно, на первый план выходят личностные качества: хорошая память и внимание, чтобы не допустить ошибки в документах и не потерять груз. По этой же причине важна аккуратность, ответственность и усидчивость.

Несмотря на это, работа экспедитора связана с . Сама суть профессии предполагает мобильность.

Большинство экспедиторских компаний предъявляют стандартные профессиональные требования к соискателям. Различия – в требованиях к личным качествам кандидата, которые зависят от персонального видения руководителя и особенностей коллектива. Иногда необходимы динамичные и активные сотрудники с более высокой оплатой при большем объёме работ, а иногда – вдумчивые и трудолюбивые, которые справятся с большими объёмами бумажной работы.

Материальная ответственность и неадекватные клиенты

К плюсам профессии экспедитора можно отнести разве что низкие требования к соискателям и постоянную новизну задач. Эту работу уж точно не назовёшь монотонной и скучной. Но плюсы чаще всего перекрываются главным минусом – . Если груз потеряется, если его украдут, или экспедитор неправильно оформит документы, то любую недостачу придётся компенсировать из своего кармана.

Основной стереотип заключается в том, что экспедиторы бесполезны, и их легко можно заменить программой типа Uber. В действительности, это не так, поскольку экспедиторы берут на себя ответственность за перевозку, а программа никогда не сможет этого сделать. Кроме того, экспедитор абсолютно зависим от клиента. Неважно, внутренний это клиент или внешний, в любом случае он всегда прав. Даже если этот клиент не всегда адекватен, что, к сожалению, также встречается в работе экспедитора.

Без карьерных и зарплатных перспектив

В профессии экспедитора нет карьерной лестницы, а потому и ощутимых перспектив. Как бы хорошо сотрудник не выполнял свои обязанности, ему не удастся получить повышение. Единственная возможность изменить положение – учиться и менять специализацию. Например, переквалифицироваться в логиста или . Кроме того, возможно горизонтальное карьерное развитие, когда, оставаясь логистом, сотрудник переходит в более крупную компанию.

Трудоустройство после экспедиторской компании обычно происходит либо в структурах логистических операторов, либо «инхаус» – в отделы логистики и управления транспортом торговых и производственных компаний.

Зарплату экспедитора тоже сложно отнести к плюсам профессии – она варьируется от 15 до 30 тысяч рублей в регионах и до 50-60 тысяч рублей в столицах. Исключение составляют разве что междугородные и международные перевозки, где может применяться надбавочный коэффициент.

Рядовой сотрудник экспедиторской компании в Москве и Санкт-Петербурге получает значительно больше, чем в регионах. Это объясняется минимальным входным барьером в профессию, доступную для большинства населения. Поэтому на уровень зарплат влияет в первую очередь географический признак, и только во вторую – отраслевой.

Низкие требования к соискателям и отсутствие перспектив во многом определяют круг тех, кто обычно приходит в профессию. Экспедиторами становятся студенты и начинающие сотрудники (например, логисты или товароведы), которым необходим опыт и практика. А их коллеги – нередко люди среднего возраста и , которым в силу возрастной дискриминации или отсутствия опыта работы приходится искать подработки. Но многих устраивает именно такой вариант трудоустройства. Сотрудники готовы за скромную зарплату долгие годы работать в компании, которая не требует от них ничего сверхъестественного – даже самого элементарного развития и обучения.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Рассказать друзьям