Когда был создан первый лифт. Лифт: история изобретения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любопытно, что облик современных городов во многом сформирован не только фантазией архитекторов, но и техническим устройством, всю ценность которого мы сознаем, только когда оно выходит из строя. Если бы лифт никогда не изобрели, вряд ли бы стали строить дома выше четырех-пяти этажей.

Очевидно, мы никогда не узнаем, кто и когда впервые понял, что тяжелый груз на высоту можно не только затащить или закатить, но и поднять с помощью немудреных приспособлений. А предположить, что представляли собой эти древнейшие прообразы подъемного механизма, получившего впоследствии название «лифт» (от англ. to lift «поднимать»), мы можем, обратившись к обычаям некоторых папуасских племен, которые до сих пор не затронуты цивилизацией машин. По свидетельствам этнографов, они погребают умерших на вершинах деревьев, используя для этого плетеные платформы, поднимаемые при помощи противовесов.

Предком лифта, как и прочих подъемных механизмов, является рычаг, известный людям с древнейших времен. Рычаг, похожий на колодезный журавль, а также системы тросов и противовесов использовали еще в Древнем Египте при строительстве пирамид. Первое упоминание о подобных приспособлениях относится примерно к 2600 г. до н. э. С их помощью поднимали каменные блоки весом до 100 кг.

В трактате «Десять книг об архитектуре» известного римского архитектора Витрувия упоминается подъемная машина, построенная греческим ученым Архимедом в 236 г. до н. э. А уже в I в. н. э. простейшие подъемники получили повсеместное распространение. Во время раскопок города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия, были обнаружены остатки агрегата, который поднимал приготовленные блюда из кухни в столовую на втором этаже. В Риме подъемные платформы доставляли на арену Колизея гладиаторов и животных. При императоре Нероне, увлекавшемся театральными постановками, такие платформы поднимали на сцену актеров и декорации. Примерно этим же временем датируют описание подъемника с кабиной, подвешенной на пеньковом тросе. Все такие механизмы приводились в движение мускульной силой животных или рабов.

К VI в. относится появление подъемника в Синайском монастыре в Египте. Это была плетеная клеть на нескольких тросах, приводимая в движение с помощью колеса, которое вращали ослы. В Китае и Индии подобные устройства использовали для подъема воды из реки, причем иногда в качестве движущей силы выступали люди, вращающие педали. В Европе первые лифты появились гораздо позже, в основном во дворцах и крупных монастырях, а также в шахтах и карьерах для подъема на поверхность добытых полезных ископаемых. Сохранившееся по сей день устройство во французском аббатстве Мон-Сен-Мишель было сооружено в XII в. Оно представляет собой деревянные салазки, на которых грузы поднимали по каменному пандусу с помощи лебедки.


Пока едет лифт

Короткий рассказ о концепции какого-либо нового продукта, проекта или сервиса называется презентацией для лифта (Elevator Pitch). Считается, что она должна быть достаточно краткой, чтобы ее можно было полностью рассказать за время поездки в лифте, т. е. должна занимать максимум 2 минуты. Разумеется, это относится исключительно к современным лифтам: самые первые, весьма медленные, напротив, располагали к многословию.

Лифт XV в. Иллюстрация из книги Конрада Кайзера «Военные укрепления».

Подъемник-пандус в аббатстве Мон-Сен-Мишель.

Практически все средневековые лифты за исключением рудничных, которые опускали и поднимали шахтеров, были грузовыми. Первый в европейской истории пассажирский лифт-платформа был сконструирован в 1743 г. в Версальском дворце. Устройство предназначалось для короля Людовика XV, чтобы он мог тайно навещать фаворитку, апартаменты которой располагались этажом выше. Впрочем, поскольку лифт двигался при помощи слуги, тайны все равно не получилось.

В России первый пассажирский лифт появился в 1795 г. Выдающийся изобретатель Иван Кулибин сконструировал в Зимнем дворце «самоподъемное кресло», которое медленно курсировало между первым этажом и царскими апартаментами. Специальные гайки, двигаясь по двум вертикально установленным ходовым винтам, поднимали и опускали площадку с сиденьем. Механизмом управлял один человек.

Через пять лет в качестве привода для лифта впервые была использована паровая машина. Это произошло на одной из угольных шахт Америки, владелец которой рассчитал, что подобная конструкция ускорит подъем угля на поверхность, а следовательно, увеличится эффективность производства. В течение последующих десятилетий паровые лифты появились на промышленных предприятиях сначала в Англии, затем и в других странах.

Существенным недостатком такого лифта было то, что для его функционирования требовалась постоянная работа паровой машины, к тому же он производил много шума. Эти обстоятельства не позволяли использовать паровые лифты в жилых зданиях. Отчасти проблема была решена в 1845 г., когда американец Уильям Томсон разработал лифт с гидравлическим приводом. Тут тоже не обошлось без паровой машины, которая поддерживала давление жидкости, но ее можно было разместить в отдалении, а воду к лифту подавать по трубопроводу. После того как английский инженер Уильям Армстронг изобрел гидравлический аккумулятор для увеличения и обеспечения постоянства водяного давления, пассажирские гидравлические лифты начали устанавливать в гостиницах и общественных зданиях, а затем и в респектабельных жилых домах.

Новомодный фаэтон. Гравюра XVIII в.

Спуск в соляную шахту в Величке, Польша. 1869 г.

Первое время лифт был далеко не самым надежным устройством иногда тросы обрывались, и кабина падала, из-за чего многие предпочитали ходить по лестнице пешком. Абсолютно безопасным его сделало изобретение американского инженера Элайши Грейвса Отиса, которого иногда ошибочно называют изобретателем лифта. В 1852 г. он предложил не крепить трос прямо к кабине, а использовать упругую стальную пластину-рессору вдоль стен шахты устанавливались зубчатые рельсы. Вес даже пустой платформы заставлял пружину выгибаться, и она свободно проходила между рельсами. При обрыве троса пружина, распрямившись, концами застревала в зубцах рельсов и предотвращала падение.

Отис назвал свое изобретение безопасным лифтом и вместе с сыновьями открыл небольшую компанию по производству подъемников (сейчас Otis Elevator Company является мировым лидером в производстве лифтового оборудования). В 1857 г. первый пассажирский лифт Otis Elevator был установлен в пятиэтажном универмаге на Бродвее.

Он брал «на борт» до пяти человек и вез их со скоростью 20 см в секунду. Через два года компания спроектировала винтовой лифт, работающий по тому же принципу, что и «самоподъемное кресло» Кулибина. Система эта оказалась слишком дорогой и неудобной, а подъем очень медленным, поэтому от проекта отказались.

Чертеж первого лифта Э. Отиса. 1861 г.

Лифты на палубе первого класса пассажирского лайнера «Олимпик». 1911 г.

Конкуренты тем временем не дремали. Во второй половине XIX в. в США началась эра небоскребов, и первое время подрядчики лифтам Отиса предпочитали гидравлические лифты без тросов поршень, ходивший в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такие лифты двигались намного быстрее паровых. Но, когда высотные дома перескочили за отметку 20 этажей, от подобной системы пришлось отказаться уж слишком глубокую яму для размещения гидроцилиндра приходилось выкапывать под фундаментом.

Спустя некоторое время был сконструирован гидравлический лифт с цилиндром, размещенным горизонтально: поршень тянул через систему блоков канат, поднимавший кабину. На Всемирной выставке 1867 г. в Париже был продемонстрирован разработанный инженером Леоном Эдду гидравлический лифт новой конструкции с использованием плунжера вместо поршня. Недоброжелатели пытались доказать непригодность подобных лифтов для высотных зданий, но на выставке 1878 г. Эдду представил плунжерный лифт с высотой подъема 128,5 м. Позднее лифт с подобным устройством был установлен на Эйфелевой башне.

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось противостояние паровых и гидравлических лифтов, если бы в 1880 г. компания немецкого инженера Вернера фон Сименса не соорудила в городе Мангейме первый в мире электрический лифт с реечным механизмом. На высоту 20 м он поднимался за 10 с. Однако для того, чтобы новинка захватила рынок, понадобилось почти десятилетие. В 1889 г. Otis Elevator Company одна из первых начала массовое производство электрических лифтов.

Дальнейшие усовершенствования касались в основном систем управления и автоматизации обслуживания лифта. Когда-то для его эксплуатации требовался целый штат персонала: управляющий паровой машиной инженер, лифтер в кабине, дежурные на этажах, закрывающие и открывающие двери шахты.

В. фон Сименс.

В начале XX в. уже обходились лифтером в кабине и одним электромехаником на несколько лифтов в здании. А в 1924 г. специалисты Otis Elevator Company создали систему вызова лифта нажатием кнопки на этаже, которая вместе с автоматическими дверями, изобретенными инженером Хауттоном в 1926 г., позволила полностью автоматизировать лифты и упростить их обслуживание.

Казалось, все возможное в этой области уже придумано и изобрести что-то принципиально новое невозможно, но в конце века произошел настоящий прорыв. В 1996 г. финская компания KONE начала производить лифты MonoSpace с безредукторным приводом EcoDisc, не требующие машинного помещения, а еще через несколько лет лифты MaxiSpace без противовеса.

Компании Otis Elevator и Schincller в конструкции своих лифтов сменили металлические тросы на полиуретановые ремни, что существенно снизило уровень шума. Скорость движения и максимальная грузоподъемность лифтов увеличиваются год от года. Возможно, через некоторое время у этого устройства появится совершенно новая функция: с начала XXI в. осуществляются работы по созданию космического лифта для доставки грузов на орбитальную станцию. Трудно поверить, что все началось с обычной корзины, которую подтягивали вверх с помощью переброшенной через балку веревки.

Дружно вверх

Самые большие лифты в мире разработала компания Mitsubishi Electric, установившая пять лифтов-вагонов в 41-этажном офисном небоскребе Umeda Hankyu Building в Осаке. В каждом лифте может свободно поместиться 80 человек а это почти как три школьных класса со своими классными руководителями. Общий вес, который способен поднять лифт, составляет 5250 кг! Лифты подойдут и тем, кто боится тесноты и духоты: потолки в них очень высокие, а стены стеклянные и позволяют при подъеме любоваться видами города.

Помимо кнопок с цифрами на каждой приборной панели в лифте есть кнопки экстренного вызова и удержания дверей.

Куда бы мы сегодня не пришли, будь то подъезд многоквартирного дома, офисное здание, учебное заведение, мы ищем лифт. От мысли, что придется несколько этажей пройти пешком, начинают дрожать коленки, как так?

Ведь люди когда-то жили без лифтов, но у них не было столько этажей в зданиях, правда? Но дела не всегда в количестве этажей. Например, Людовик XV, который жил в Версале, ленился подняться на следующий этаж к своей любовнице. Именно поэтому он и хотел приобрести лифт. Так что, мы пользуемся лифтом не тогда, когда чисто физически сложно дойти, а просто из удобства или лени.

Официально принято считать, что первый лифт был установлен в 1743 году у того самого Людовика. Если же мы обратимся к старинным источникам, то увидим информацию о пассажирском подъемнике, например, в Синайском монастыре, то же самое можно увидеть в источниках, которые рассказывают о древнем Риме.

В 1795 году Кулибин разработал винтовые подъемные и спускные кресла, так они тогда назывались. Это было сделано для здания Зимнего Дворца. Конечно, никакого механизма тогда ещё не было, использовалась сила рабов и слуг, иногда их место занимал тягловый скот. До тех пор, пока не изобрели паровую машину, всё продолжалось вот такими силами.

Очень важным моментом в истории современного лифта стал автоматический ловитель, это то самое устройство, которое останавливает лифт в случае, если обрывается трос. Изобретение принадлежит американцу, который был строительным рабочим, потом провел много времени на лесопилке, строил кареты, успел послужить на мебельной фабрике, изготавливал кровати.

Для того, чтобы отправлять доски на второй этаж, Отис придумал лифт. Этот человек прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину, которая похожа на рессоры. По бокам подъёмника мастер создал зубчатые рельсы, пружина выгибалась под весом пустой платформы и проходила между рельсами. А если канат отрывался, пружина распрямляется, и концы застревали в зубцах рельсов, падения не происходило.

Свое изобретения мужчина назвал "безопасным лифтом", он даже создал небольшую мастерскую, где изготавливал такие же конструкции. Наверное, вы слышали о такой фирме, как "Отис", они делают много разной техники, в мире эти машины очень популярны. В 1854 году компания даже придумала специальный трюк, который бы заманивал людей.

Заключался он в том, что в выставочном зале двигалась платформа, ее высота составляла 12 м. На вершине стоял помощник, который держал в руке длинный меч. На самой платформе вместе с бочками и ящиками стоял Отис, он был одет во фрак и цилиндр.

Итак, паровая машина подтягивает платформу вверх, ассистент в нужный момент обрывает канат мечом. Платформа летела вниз, через некоторое время останавливалась. Пятиэтажный магазин на Бродвее стал первым, где установили лифт компании "Отис". Конструкция могла поднять до 5 человек, двигалась она со скоростью 20 см в секунду.

В домах не выше 20 этажей применяли гидравлические лифты без каната, на тот момент, когда стали строить небоскребы, Отиса уже не было в живых. В 1859 году компания этого изобретателя установила в отеле "Пятая авеню" винтовой лифт, кабинка ходила словно гайка по винту. Система оказалась очень медленно и дорогой, поэтому лифты такого рода больше не производились.

А в отеле его даже заменили на другой. Что касается первого электрического пассажирского лифта, его создала немецкая фирма "Сименс и Гальске". Это случилось В 1880 году, конструкция поднималась на высоту 22 м за 11 секунд. Компания "Отис" создала первый электрический лифт в 1889 году, его установили в Нью-Йоркском небоскрёбе.

Кстати, самый высокий небоскреб в США имеет 106 лифтов, 16 лифтов двухэтажные, они одновременно принимают и высаживают людей сразу с двух этажей. Есть сегодня и экспресс лифты, которые за минуту и несколько секунд преодолевают 412 метров.

Лифт (от англ. глагола lift - поднимать) - вид транспорта, используемый для вертикального перемещения. Лифт состоит из лифтовой кабины, в которой размещаются пассажиры и грузы, и механизма, приводящего кабину в движение. Кабина перемещается по вертикальным направляющим между различными уровнями (этажами).

Современные пассажирские лифты могут перемещать до тридцати (шахтные - до ста) человек со скоростями от 0,5–4 м/с (обыкновенный лифт) до 9 м/с (скоростной лифт). Грузовые лифты перемещают до 10 тонн груза со скоростями до 1,5 м/с. В настоящее время наиболее распространены два типа лифтовых приводов: электрический и гидравлический.

Лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости) возможность несчастного случая практически исключена. Однако лифтом нельзя пользоваться в случае пожара - из-за прекращения электропитания лифт может застыть между этажами. В случае пожара современные лифты автоматически опускают лифтовую кабину на нижний этаж и открывают двери, после чего управление лифтом блокируется.

Сегодня жизнь в мегаполисе невозможно представить без вертикального транспорта - лифта. Каждый второй лифт в Москве обслуживает ОАО «Мослифт», а это почти 60 тысяч столичных лифтов. Ежедневно почти 8 млн. москвичей пользуются вертикальным транспортом. Лифты обслуживают пассажиров в жилых домах и небоскребах, больницах, торговых и офисных центрах, аэропортах, отелях и других объектах городской инфраструктуры, они установлены даже на крупных трансатлантических лайнерах.

Свое развитие вертикальный транспорт начал, как считают историки, с середины 18 века, когда первый лифт был установлен во дворце французского короля Людовика ХV в Версале. Усовершенствование лифта стало происходить параллельно с научно-технической революцией. Так, в 1800 году был придуман паровой лифт для шахт и добычи каменного угля. Вильям Томсон изобрел первый гидравлический лифт в 1845 году, а в 1852 Элайша Грейвз изобрел «безопасный лифт», который обладал неким тормозом и не падал даже в случае, если обрывались тросы. Первый пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 году.

В Москве первый лифт поставили доме № 17 на Рождественском бульваре в 1901 году. Но своего лифтостроения в России начала века не было и оборудование были вынуждены закупать за границей. Первые лифты отечественного производства стали устанавливаться лишь послевоенное время. Активное строительство и появление первых высотных зданий (на ул. Котельнической, МГУ, гостиница «Украина» и др.) потребовали не просто обычных лифтов, а обслуживания и монтажа высокоскоростных машин, новых специалистов, создания новой отрасли в коммунальном хозяйстве столицы. Для этого в 1953 году решением Исполкома Моссовета была преобразована контора «Мосгоржилэлектро» в крупный трест «Лифтремонт», который затем был преобразован уже в «Мослифт». На момент создания в тресте на обслуживании находилось 800 лифтов и трудилось 230 человек. Первым руководителем Мослифта стал И. Е. Егоров.

Многие жилищные организации стали передавать новые лифты на обслуживание во вновь созданный трест. В 50-х годах лифты по всей Москве стал ремонтировать и брать на обслуживание «Лифтремонт». Одновременно началось восстановление лифтов, простаивающих со времен окончания Великой Отечественной войны. Но высотных домов в послевоенные годы было немного, для массового жилья в 5–6 этажей конструкторы «Лифтремонта» в 50-х гг. разработали конструкцию каркасно-приставной шахты. Установку и монтаж таких шахт в домах старой застройки проводило специально созданное монтажное управление. В тесном партнерстве с отечественными заводами - изготовителями лифтов (КМЗ, Ленводоприбор и др.) за короткие сроки было положено начало отечественному лифтостроению и Мослифт был и сегодня остается крупнейшей в России специализированной по лифтам организацией без которой невозможно представить жилищно - коммунальное хозяйство столицы.

Разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца . В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское .

Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году . Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить небоскрёбы.

Проблемы проектирования лифтовых систем

Создание лифта для большой высоты - сложная инженерная задача. Масса тросов при большой длине превышает массу других подвижных элементов и требует сложного и тяжёлого противовеса.

Расчёт лифтов

Сложность проблемы заключается не только в обеспечении перевозки интенсивных пассажиропотоков в высотных зданиях, но и в необходимости оптимального разъединения или объединения отдельных пассажиропотоков многофункциональных комплексов: жильцов в жилой части зданий, служащих в офисной части зданий, покупателей в торговых учреждениях и т. д.

При этом для решения проблемы необходимо применять наиболее эффективные средства вертикального транспорта: скоростные электрические пассажирские лифты для высотной части зданий с компьютеризированными системами группового управления, пассажирские электрические лифты средней скорости для нижней части высотных зданий; гидравлические пассажирские лифты и грузовые лифты для нижних этажей зданий и комплексов; электрические или гидравлические лифты для обслуживания многоэтажных автомобильных стоянок; эскалаторы и пассажирские конвейеры для перемещения массовых пассажиропотоков в нижних этажах комплексов.

Провозная способность

Провозная способность вертикального транспорта рассчитывается с учётом таких параметров лифтов, как грузоподъёмность, скорость, число вероятных остановок кабины во время кругового рейса, характеристики разгона и торможения, затрат времени на открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров.

Существенное влияние на провозную способность лифтов оказывает эффективность организации их движения, обеспечиваемая современными компьютеризированными системами группового управления. Эти системы способны регистрировать данные о загрузке кабин лифтов, направлении и интенсивности пассажиропотока, времени ожидания выполнения вызова на этажах. На основе этих данных системы вырабатывают управляющие сигналы, оптимизирующие работу лифтов. Для высотных многофункциональных зданий расчёт вертикального транспорта осуществляется методами математического моделирования.

Безопасность и обслуживание

Общее положение

При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена.

В России безопасность лифтов регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». С 15 февраля 2013 российский технический регламент "О безопасности лифтов" Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1175 признан утратившим силу. С 15 февраля 2013 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) признаны не подлежащими применению приказом Ростехнадзора от 14 января 2013 г. N 5.

Указанный технический регламент устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов, которые раскрываются в принимаемых на его основе международных стандартах . По мнению экспертов профессиональной ассоциации лифтовиков Национальный лифтовый союз , добровольный характер применения указанных стандартов является главной угрозой безопасности лифтов в современных условиях .

С 14 февраля по 13 мая 2013 в России государственного надзора за безопасностью лифтов не существовало. С 13 мая за эксплуатацией лифтов надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, надзор над лифтами, выпускаемыми в обращение, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Обслуживание и ремонт

Средний проектный срок службы лифта составляет 25 лет . По достижении этого возраста ходовой части и системам безопасности требуется пройти диагностику со стороны отдела технического контроля. По результатам диагностики высчитывается срок дальнейшей эксплуатации (обычно 3 года, в зависимости от износа основных узлов). Один раз в 24 месяца проводится техническое освидетельствование лифта. В соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» проводятся капитальные ремонты, а также ежемесячные осмотры. Эксплуатация устаревшей ходовой части противоречит нормам эксплуатации и правилам техники безопасности. Использование лифта в данном случае является небезопасным для пассажиров. Однако многие квартирные товарищества и коммунально-жилищные управления игнорируют данные правила техники безопасности, подвергая большому риску жизни жильцов многоэтажных домов.

Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы . Они обеспечивают дистанционный контроль исправности и доступа к лифтовому оборудованию, а также переговорную громкоговорящую связь диспетчера с кабиной и машинным помещением лифта. Применение таких систем позволяет также сократить затраты на обслуживающий персонал - лифтеров.

Пожарная безопасность лифтов

Важнейшей проблемой для современных многонаселённых зданий является обеспечение пожарной безопасности лифтов, а также установка в зданиях лифтов для пожарных.

При возникновении пожара в здании существует опасность использования лифтов пассажирами, поскольку они не осведомлены об имеющихся в этом случае рисках, и лифты не выведены из эксплуатации. За исключением некоторых специальных случаев, лифты не предназначены для использования во время пожара.

В зданиях, сооружениях и строениях высотой 28 и более метров шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур шлюзов с избыточным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре .

Режим «Пожарная опасность»

Режим работы лифта «Пожарная опасность» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание. Из режима «Нормальная работа» в режим «Пожарная опасность» лифт переводится автоматически после подачи сигнала «Пожар» из системы пожарной сигнализации или пожаротушения . При этом сигнал «Пожар» подаётся размыканием контактов, либо путём передачи информации в виде последовательных сигналов в соответствии со стандартизированными протоколами.

Предположим, что кабина с пассажирами в режиме «Нормальная работа» поднимается на большой скорости, и в этот момент поступил сигнал «пожарная опасность». Это вызывает замедление кабины и подход её в зону точной остановки. При остановке кабины после движения вверх её двери не открываются. После остановки кабины она спускается на первый этаж.

Из режима «пожарная опасность» в режим «нормальная работа» лифт переводится из машинного помещения .

При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. При этом также отключается кнопка «Стоп» в кабине. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), выполняется следующее:

  • при движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж;
  • при движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

Если включение режима «Пожарная опасность» произошло во время выполнения режима «ревизия» или в момент технического обслуживания, то должен подаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведён в нормальный режим работы, что позволит включить режим «Пожарная опасность».

Для информации о том, что лифт, прибывший на посадочный этаж, не может быть использован для перевозки пассажиров, на посадочном этаже должен быть размещён индикатор «Вход запрещён». Индикатор включается при прибытии лифта на посадочный этаж.

При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подаётся для каждого лифта отдельно.

Режим «Перевозка пожарных подразделений»

Режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая его работу под непосредственным контролем и управлением пожарных. При этом режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» является следующей фазой после режима «Пожарная опасность» .

Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара .

Мировой и отечественный опыт, полученный при пожарах в высотных зданиях, показал, что для борьбы с пожаром необходимо использование специально предназначенных для этой цели лифтов. Лифты для пожарных должны обеспечить быструю доставку пожарных подразделений на этажи для борьбы с пожаром, сохранив силы пожарным для борьбы с огнём. Эти лифты должны иметь дополнительную защиту от факторов пожара (в исполнении конструкции и строительной части лифтов) и обязательно оснащаться специальной системой управления, связанной с размещёнными на этажах тепловыми и дымовыми извещателями .

В обычное время лифт для пожарных используют в качестве пассажирского лифта [ ] .

Лифт для пожарных, в отличие от обычных лифтов, должен иметь конструкцию, позволяющую использовать его при пожаре как можно дольше.

Перевозка на лифте для пожарных в обычное время грузов должна быть запрещена, так как в случае пожара это может привести к недопустимой задержке или невозможности использования лифта для борьбы с пожаром.

Надёжность обеспечения энергоснабжения является важнейшим условием работы лифта для пожарных .

Признаки изношенности ходовой части лифта

  • Звук трения металлических поверхностей.
  • Кабина лифта перемещается с отклонениями от вертикального направления.
  • Кабина перемещается неравномерно.
  • вибрации в процессе спуска/подъема кабины лифта
  • неточность остановки (допустимое отклонение точной остановки кабины лифта 35 мм)

В случае застревания кабины обычно нажимают кнопку «вызов» для вызова диспетчера. Самостоятельный выход из кабины, застрявшей между этажами, крайне опасен для жизни - можно упасть в шахту лифта и разбиться. Также проникновение в шахту лифта опасно для жизни.

Лифты в кинематографе

  • «Лифт на эшафот » (Франция, 1957)
  • «Три банана » (СССР, 1971) - мультфильм, в котором мальчик улетает в космос на волшебном лифте.
  • «Скорость » (США, 1994)
  • «Миссия невыполнима » (США, 1996)
  • «Лифт » (США, 2001)
  • «Кейт и Лео » (США, 2001)
  • «Лифт уходит по расписанию» (Россия, 2002)
  • «100 девчонок и одна в лифте » (США, 2003)
  • «Лифт » (Россия, 2006)
  • «Роковой выбор» (США, 2007)
  • «Отключка » (США, 2008)
  • «Дьявол » (США, 2010)
  • «Лифт [убрать шаблон] » (США, 2011)
  • С начала XXI века ведётся разработка проектов по созданию космического лифта , который бы позволил поднимать грузы на околоземную орбиту.
  • Речь, используемая для представления новых проектов, называется «презентацией для лифта ». Считается, что такая презентация должна быть достаточно краткой, чтобы её можно было полностью рассказать за время поездки в лифте.
  • Самый высокий небоскрёб США («Уиллис-тауэр » в Чикаго) имеет 106 лифтов, 16 из которых - двухэтажные, то есть принимают и высаживают пассажиров сразу с двух этажей. Два экспресс-лифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 метров за минуту и несколько секунд.
  • Самые скоростные лифты установлены в здании Taipei 101 - они развивают скорость 16,83 м/с. В здании Бурдж-Халифа (самое высокое здание в мире) скорость лифтов составляет только 10 м/с .
  • Николас Вайт - сотрудник журнала BusinessWeek , офис которого находится в здании McGraw-Hill building, 15 октября 1999 года в результате скачка напряжения застрял в лифте на 41 час .
  • Самый высотный лифт находится в Шамони (Франция), он прорублен в скале и поднимает туристов с высоты 3777 метров на высоту 3842 метра.
  • Самый загадочный лифт есть в Диснеевском аттракционе Призрачное поместье , The Haunted Mansion. Лифт-галерея, в котором оказываются замурованные люди, опускается вниз с сопровождающим голосом (Ghost Host), в котором квадратные портреты вытягиваются и становятся прямоугольными. Помещение называется Stretching Room - «Удлиняющая галерея» (в парижской версии аттракциона эта комната названа «Секретная комната» (Secret Room)). Опускается лифт ровно на один этаж вниз. Как только он опускается и портреты полностью уже показаны, потухает свет, и в The Haunted Mansion наверху видно повешенного самим собой Мастера Грейси (скелет). В Парижской версии аттракциона Фантом повесил жениха Невесты, Джона, на самом высоком месте и жутко насмехается над человеческой верностью.
  • Также у Корпорации Дисней есть самый известный лифт, используемый в аттракционе Башня Террора Сумеречной Зоны. Лифт перемещается внутри тринадцатиэтажного здания сначала горизонтально вперед, а потом резко падает с 13-го этажа 7 раз. После семи падений лифт перемещается горизонтально назад на своё исходное место (где все начиналось).
  • Крупнейшее отдельно расположенное здание имеет 161 лифт, оно построено в

Ответ на этот вопрос может быть крайне разнообразным и на самом деле зависит от того, какой именно лифт вас интересует. На протяжении многих веков, лифты менялись и совершенствовались и не только технически, вместе с тем менялся и их дизайн, который впервые был разработан римлянами в Римской Империи. Считается, что Архимед был первым изобретателем лифта. Но его лифт мог двигаться только при помощи физической силы (человека, животного или воды), которая должна была крутить колесо внутри лифта. Ниже приводятся интересные факты из истории лифтов, а также интересные факты о жизни людей, непосредственно связанных с этими событиями.

Лифты с Паровым Двигателем

Лифты с паровым двигателем появились уже в 19 веке. Примерно в это же время в Америке, Элиша Отис создала уникальное дополнительное устройство для лифта, которое предотвращало его частые поломки, а также падение вниз. Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем использовании лифтов в шахтах, так как значительно снизило возможность обрушения работников в таком опасном месте как шахта.

Сэр Уильям Армстронг

Сэр Уильям Армстронг изобрел гидравлический кран для лифта. Это дополнительное устройство оказалось очень важным в истории лифтов, так как в дальнейшем при помощи него уже смогли появиться первые гидроподъёмники. Гидроподъемники были более безопасными, более эффективными в работе, а также двигались быстрее, чем лифты с паровым двигателем.

Электрические Лифты

Лифты, которые мы видим сегодня в небоскребах, гостиницах, торговых центрах, снабжены электричеством. Электрические лифты появились благодаря уникальному немецкому изобретателю Вернеру Фон Сименсу , который впервые создал электрический лифт в 1880 году. Вернеру удалось провести электричество к обычному лифту, благодаря чему постояльцы смогли добираться до нужного этажа уже за считанные секунды. Сименс взял за основу идею римлян и добавил электричество, что стало новым открытием того времени. Электрический лифт работает за счет того, что электричество управляет двигателем и доставляет лифт до нужного места назначения. Двигатель и электричество также влияют на скорость лифта, запуск и остановку, а также позволяет убедиться в том, что лифт работает без проблем. Кроме того, благодаря электричеству и рычагу управления высотой, расположенному внутри машины, пассажирам больше не нужно останавливаться на каждом этаже.



Рассказать друзьям