Краткий словарь эзотерических и других терминов.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Абсолют - первичное, непроявленное творческое начало. Это безличный, высший непознаваемый Принцип Единства Вселенной, из сущности которого все исходит и в него все возвращается. Он бестелесен, нематериален, нерожден, вечен, безначален и бесконечен.

Адепт - (от лат. adeptus, буквально - достигший) ревностный приверженец какого - либо учения, идеи. В эзотерическом смысле посвящённый в тайны какого - либо учения: достигший истинного знания материи и духа и возможности волюнтаристского управления "тонкими" мирами.

Алес - энергетическое имя Земли как Космического Существа. Алес имеет многослойную и многомерную систему Плотных и Тонких тел, включая физическое тело (Земля, планета). Они населены многочисленными существами - разумными и бессознательными, тонкими и плотными, обитающими в физическом теле или в иноматериальных пространствах. Все эти существа являются участниками, а многие - "двигателями" эволюции Алес.

Биоэнергетика - раздел науки, об энергоинформационном обмене в природе и обществе, о Едином информационном поле и его взаимодействии с биообъектами.
Изучает механизмы и закономерности преобразования энергии в процессе жизнедеятельности организмов и энергетических процессов в биосфере.

Биоэнергетическая система - является структурной организацией энергетических потоков тела человека и животных, распространяясь на некоторое расстояние от тела во вне, образуя Ауру . Состоит из энергетических узлов, непроявленных нервных центров - чакр и линейно-точечных каналов. Энергетические каналы образуют сложную сеть, пронизывающую все органы и системы и используются в системах восточной терапии.
Общая энергетическая оболочка человека благодаря функционированию чакр включает в себя энергетический поток с широким спектром частот, характерным для каждого органа. Частота вибраций, при помощи которой осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, задаётся количеством витков спиралей вихревых структур чакр.

Биоэнергоинформатика - научное направление, в котором предпринимается попытка объяснить все не познаваемые официальной наукой Аномалии с позиции информационно-энергетического обмена в живой и неживой природе. Основывается на концепции существования космического информационного суперполя, связывающего всё сущее во Вселенной и на Земле. Термин введён В.Н.Волченко.

ВЕЛИКИЙ ВЕК - было несколько "великих веков", упоминавшихся древними. В Индии он охватывал всю махаманвантару, "Век Брамы" , каждый "День" которого представлял жизне-цикл цепи, то есть охватывал период семи Кругов. Таким образом, тогда как "День" и "Ночь" составляют - как манвантара и пралайя - 8 640 000 000 лет, "Век" длится 311 040 000 000 000 лет, после чего пралайя , или растворение вселенной, становится всемирной.
У египтян и греков "великий век" относится лишь к тропическому, или звёздному году, длительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке - веке богов - они ничего не говорят, так как это представляло тему, обсуждаемую и разглашаемую лишь с Мистериях во время церемоний посвящения. "Великий век" халдеев равнялся по числовому значению индусскому.

Вишну - (санскр.) вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш "всепроникать". В "Риг Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной и укутывающий всё пылью (своих лучей)". Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь и десять сефиротов, как семь и три совершенного Адама Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имён - Сахасранамой".

Вритти - колебания ума, ментальные штампы, шаблоны. Подробнее читать

Выдох Брамы, вдох Брамы. (дыхание Единого) - Разворачивание Вселенной и сворачивание ее. Представляет собой два разнонаправленных турбулентов: центростремительного и центробежного. Центростремительный поток – это тот, который должен закачивать материал внутрь, и как только этот материал закачивается, он начинает осваиваться, познаваться, "перевариваться". Второй поток – центробежный – перераспределяет, или структурирует это материал согласно каким-то определенным понятиям, представлениям. Эволюционный и инвалюционный циклы.
Разворачивание и сворачивание жизни. Это не единовременный процесс, сама поворотная точка длится несколько миллионов лет и эта продолжительность разная для разных систем миров в зависимости от степени материальности мира. Для людей сейчас важно понять, что закончилось время умножения иллюзии и наступает время сворачивания иллюзии. Этот процесс уже начался. Иллюзия должна быть свернута. Сознание должно быть изменено. И все, что упорствует, сопротивляется Закону, будет просто отправлено в переплавку в космической печи, подобно прошлогодней траве или соломе.

ДЕНЬ БРАМЫ (НОЧЬ БРАМЫ) - В терминологии древнеиндусской философии период космической деятельности Вселенной, когда "Космос бодрствует", когда все сущее живет, назван "ДНЕМ БРАМЫ" или малой Манвантарой. А то время, когда Космос "спит", названо "НОЧЬЮ БРАМЫ" или малой Пралайей. Говорится, что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет; столько же продолжается и Ночь Брамы.
360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто годов Брамы - составляют Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря! Чередование активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений до смены миров можно видеть этот величественный закон.

Канал (слышания, видения, яснознания) - энергетический канал, связывающий человека со сколь угодно высокими Космическими Сущностями, с любыми объектами познания может быть постоянным и временным, в зависимости от качественного состояния человека, выполняющего функцию приемника, или индуктора. Его открытие, как правило, является результатом целенаправленной духовной деятельности заинтересованного в этом человека.

Коагуляция (склеивание, сгущение, собирание) - в эзотерическом смысле под коагуляцией понимается процесс образования устойчивых тонкоматериальных форм: мыслеобразов, и нформационных или кармических клише, эфирных или надзеркальных тел сущностей тонкого плана и т.д. В качестве коагулянта может выступать какой-либо ток, энергетический вихрь-турбулент, некоторые формообразующие принципы или фантомный материал, обладающий свойством соединять, как бы склеивать частицы тонкого материала в устойчивые и достаточно долго живущие формы.

Мантра - магическое заклинание ми молитва, состоящая из определенных звукосочетаний, каждое из которых соотносится с вибрацией мыслеобраза соответствующего объекта. Может служить как "вызов" сущности любого уровня, а также при поиске в информационном поле, лечении, гадании и т. д.

Отклонение по качеству - показатель общего состояния человека относительно "середины". Неравновестное состояние человека относительно вектора равновесия по определенному Качеству. Энергетический рисунок каждой зоны определяется набором космических токов, и человек находится в состоянии равновесия когда частота вибрации его тонких тел синхронизирована с частотой данных токов.
Обычный человек может судить о точности своего стояния в каком-либо качестве по реальным жизненным обстоятельствам, по состоянию своего здоровья, отношениям с другими людьми и т.д. Если какие-то ситуации или состояния постоянно повторяются (особенно дискомфортные), это свидетельствует о неблагополучии по данному качеству. Клетки Лестницы Иакова фактически являются маркерами именно этого вектора, градуированного относительно глубины энергий.

Секта - (лат. secta - учение, направление, школа) - от слова УСЕКАТЬ, усечь, усечённый. 1) Религиозная община, группа, отклоняющаяся в своих взглядах, от взглядов господствующей церкви. 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких интересах.

Сиддхи - (санскр. siddha - совершенный),) - буквально "качества совершенства", феноменальные силы, приобретаемые людьми благодаря святости или занятиям йогой. В трактатах классиков йогической философии Патанджали и Вьясы называются "совершенными способностями". В индуистской мифологии полубожественные существа, обитающие в воздушном пространстве - Антарикше и отличающиеся чистотой и святостью.
Согласно пуранам, число сиддхов доходит до 88 000 и они владеют восемью сверхъестественными свойствами (Пракамья, Махима, Лагхима, Ишита, Гарима, Вьяпти, Вашита, Анима): становиться бесконечно малыми или большими, предельно лёгкими или тяжёлыми, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять своей воле предметы и время и добиваться верховной власти над миром.

Сингон - Тантрическое учение , одно из течений синтоизма. Сформировалось под влиянием проникшего в Японию буддизма во время сегуната Камакура (1185-1333).

Смерд - (смьрдъ - Это древнерусское слово) – сильный запах, вонь; вонючий. Так верхушечные слои общества того времени называли землепашца. Тот же корень в словах смородина, смрад, смердеть. Самый низкий класс в древной руси .
В.И. Даль: Смердъ – человек из черни, подлый (родом), мужик, особый раздряд или сословие рабов, холопов; позже крепостной. Смерда взгляд пуще брани. И мёдом не пой, только смердом не брани (не зови), о дворне . Смердом жить не хочется, а дворянином жить не сможется.
Смерд в древности - вольный хлебопашец, позднее - презрительное обозначение (в устах барина) крепостного крестьянина. Некоторые деревни под Лугой уже в грамотах XIII века упоминаются под теми же названиями, под которыми мы их знаем сейчас. Деревня Смерди, в двадцати километрах от Луги, была названа так тогда, когда еще жило слово "смерд" - крестьянин, позднее - крепостной.

Сознание - это высший уровень отражения действительности , проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Это осознанная реальность, которая может выразится в какой-то форме, словами, мыслью. С точки зрения эзотерики, Сознание - это со-знание, то есть то, что присуще более целостным и глобальным структурам, "совместное знание", которым может в равной мере обладать каждый из нас.
С другой, стороны, это накопленный, сублимированный, осознанный опыт, который понят и может применятся , переведенный в состояние более общих принципов и законов и выражаемый как "знание". Оно может находится на уровне глобальных законов, а может быть более частное, относящееся к конкретным ситуациям, принципам поведения данного индивидуума.
Человеческое сознание - это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека. Высшая степень разумности, по достижении которой в процессе мышления включаются интуиция и слышание.

Спин - (англ. spin, букв. - вращение) - собственно момент количества движения микрочастицы, имеющий квантовую природу и не связанный с движением частицы как целого; измеряется в единицах Планка постоянной ћ и может быть целым (0, 1, 2,...) или полуцелым (1/2, 3/2,...).

Срединное Зеркало - принцип взаимодействия и влияния любых структурных плотностей (одно из определений, более подробно смотри у Е.Аноповой "Стучащему, да откроется"). Срединное Зеркало разделяет внутреннее пространство Алес на две эпостаси: на духовный мир и проявленный мир формы, соответственно, верхнее и нижнее Зеркала ограничивают мир Алес от внешнего космического пространства.

Ставропигия - (греч. от "ставрос" - крест + "пигион" - устанавливать, водружать, букв. "водружение креста") - статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

Сущность - есть то, что существует само по себе, существенная основа бытия, за исключением его свойств. (Определение дано П.Лерэ в его замечательной работе "Опыт синтеза физических сил")

Сущности астрала - понятие, объединяющее великое множество нематериальных (не имеющих физического тела) индивидуализированных сущностей, проживающих внутри всех тел Алес.

Тантра - (санскр. закон, ритуал) 1. Само понятие "тантра" означает буквально "сцепление", в переносном смысле - "сокровенное знание". Тантра - это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению махаяны вообще и ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.
Корни тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ богини-матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве "микро" и "макрокосма", человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Тантра "правой руки" господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом.
Тантра "левой руки" - это тантра буддийская, ведущим началом она признает женское, символизирующее мудрость. Слияние обоих начал в монашеской тантре, разумеется, может быть только символическим.

В тантре "левой руки" ощущается сильное влияние шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви - супруга Шивы. В этой тантре, как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти, с которой сливается в вечных объятиях. Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти .
Мудрость, символизируемая женским началом, считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод ("упайя"), посредством которого постигается мудрость. Символ метода - ваджра - атрибут огромного количества божеств. Еще одной особенностью тантры "левой руки" является наличие большого числа грозных божеств, представляющих собой воплощение сил, трансформирующих негативные эмоции в мудрость ; а также тщательно разработанный ритуал созерцания.

Тантра Тибетская - включает в себя четыре класса тантр:
тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

2. Йогическая система, которая по своей природе является синтетической и ведёт начало от великого центрального женского принципа Природы; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке посредством проявления особой энергии, связанной с половыми ритуалами и различного рода магическими силами. Последователи Тантры - шакты, делятся на два вида: "дакшиначарьи" и "вамачарьи", т.е. шакты правой и левой руки (белые и чёрные чародеи). Поклонение последних сопряжено с безнравственными и крайними формами распущенного образа жизни.
3. Определённые мистические и магические труды, главной особенностью которых, является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти. (см. ШАКТИ) Шакти обладает двоякой (дуальной) природой - белой и чёрной, доброй и злой. 3. Собственно текст тантрической системы.

Тантрическое Учение - подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).
Махапашу стоят вообще вне всякой религии и ведут полускотский образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех отношениях тип людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов : психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и т.п. Такие "люди" живут лишь низменными инстинктами.
Асурья (демоничный) - обычно существо нечеловеческой природы. Но демонический характер может проявляться и в людях.

Махапашу и асурья являются тамо-йогья-дживатмами (душами, связанными с материальным качеством тьмы, т.е. с тамо-гуной) и являются существами с крайней степенью помрачения сознания. Такое помрачение делает их практически невосприимчивыми к духовному знанию, и они обычно привержены вульгарному материализму, воинствующему атеизму или же какому-нибудь "культу" сатанистской направленности. Однако, и они способны Духовно эволюционировать.
Когда в человеке доминирует асурья-бхава, он с крайней ненавистью относится к преданным Богу людям и вообще к любой религии. Часто такие "люди" отличаются поистине звериной жестокостью, имеют особую склонность ко злу и насилию. Говоря языком христианства, такой человек "одержим дьяволом", т.к. не принадлежит самому себе, являясь слепой игрушкой в руках невидимых демонов (асуров), хотя сам может считать себя "свободной и незакомплексованной личностью".

Танха - (пали) - Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перерождения, или перевоплощения.

Телегония - (гр: "теле"- вдали, далеко, "гоно"- семя, половые железы, гормоны.) - обозначает далекие половые гормоны, была признана благодаря авторитету Ч.Дарвина и трактуется как влияние предыдущего самца (предыдущего спаривания) на наследственные признаки потомства от последующих самцов .
Такое понятие в наш сексуально "просвещенный" век необходимо тщательно рассмотреть, потому что половые контакты в конечном итоге направлены на продление рода, а не на сиюминутное удовлетворение греховного соблазна.
Телегония описана Ледантеком в его книге "Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты" в главе "Телегония, или Влияние первого самца" на стр. 244-й. Впоследствии учеными было доказано, что "эффект телегонии распространяется на людей, причем даже в гораздо более явно выраженной форме, чем в мире животных" . Ещё информация

Радик Мансурович Гафуров родился в 1978 году в Ульяновске. В 2001-м стал индивидуальным предпринимателем, в 2005 году возглавил транспортную компанию. Ныне – председатель совета директоров Группы компаний «Глобал», президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер».

В 2010 году за добросовестный труд и профессиональное мастерство был занесен на Доску Почета «Лучшие люди Ульяновской области».

Учится в УВАУГА (специальность «экономист»).

Женат, воспитывает сына.

— Радик Мансурович, татары – народ предприимчивый, трудолюбивый. А когда вы почувствовали в себе предпринимательскую жилку?

— Практически в юном возрасте почувствовал. Половину детства и юношества я рос в деревне, сколько себя помню, мой бабай учил меня: «Радик, надо быть шустрым!». Вот именно не хитрым, а шустрым. Я на дедушкином примере видел, как надо работать: вставать в четыре утра и ложиться в двенадцать ночи. И родителям своим благодарен за то, что показали мне пример трудолюбия. Я с шести лет ездил на сенокос. И эта закалка, понимание того, что мужчина по жизни должен «пахать», – помогло мне в дальнейшем.

— С чего начинался ваш бизнес?

— В 1999 году я уехал в Питер, где мне предложили интересную высокооплачиваемую работу. Через два года вернулся в Ульяновск, оформил ИП. Строил бизнес, не имея специальных навыков в коммерции. Не все сразу получилось, много ошибок совершил, деньги терял. Много работал руками, осваивал по две-три специальности. Например, на мебельном производстве – чтобы заработать больше денег и пустить их на развитие компании. С кредитами тогда трудно было, да мне и не подо что было кредитоваться. Но я поставил себе цель – чего-то добиться в бизнесе. И добился.

В 2005 году открыл свое предприятие, где работали я и приходящий бухгалтер, потом набрали специалистов, через год к нам пришел мой младший брат, мои друзья. В течение четырех лет общий коллектив по группе компаний составил свыше двухсот человек. Транспортно-логистическая компания «Глобалтранс» (сейчас здесь идет большая реструктуризация) вошла в пятерку крупнейших в Поволжье. Кроме транспортного направления бизнеса наш холдинг развивает производство мебели, гофротары, дверей.

— Какое из этих направлений лично вам интереснее всего?

— Сейчас мне интересны не столько сами бизнес-процессы, сколько деятельность нашей общественной организации. Здесь такой огромный поток информации, такое уникальное общение, такой широкий круг знакомств! В один момент пришло понимание, что ты уже достаточно денег заработал на то, чтобы обеспечить семью, ездить на хорошей машине, иметь возможность отдыхать иногда. Но если не делиться этими деньгами, то морального удовлетворения от них не будет. Бесконечная погоня за выгодой, стяжательство убивает человеческие качества, с такими людьми мне неинтересно.

У нас, мусульман, один из основных принципов такой: надо все время работать, чтобы быть успешным, успешность поощряется, но она должна сочетаться с другими добродетелями. И, в первую очередь, человек должен помогать людям. Многие члены «Сембера» и помимо рамок клуба занимаются благотворительностью, их никто не заставляет – они по велению души тратят свое время, деньги и не жалеют об этом. И одна из основных положительных черт клуба состоит в том, что когда к нам приходит новый человек (даже если только с корыстными намерениями – познакомиться с влиятельным бизнесменами, развить свой бизнес), то видя, как эти люди помогают другим, как строят взаимоотношения с обществом, он искренне проникается этими благородными идеями.

Сам я вступил в «Сембер» в 2007 году, а спустя два года меня избрали президентом клуба. Приятно, что мне оказали такое доверие, но вместе с тем было и понимание, какую работу необходимо проделать, какой на тебе лежит груз ответственности перед людьми, перед тем, что ты делаешь. Хотя наш клуб и не политическая организация, но мы существуем в политическом социуме, постоянно в контакте с другими общественными организациями, с властью. Нам импонирует, что губернатор откликается на наши инициативы, видит, что мы люди реальных дел.

— У вас был опыт ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, Казани. Можно ли говорить о более благоприятном климате ведения бизнеса в нашем регионе?

— Когда я уезжал в Питер, этот город однозначно был более привлекательным для ведения бизнеса, на тот момент в Ульяновске я перспектив не видел. Сейчас вижу неплохие тенденции развития нашего региона, инвестиционный климат становится более привлекательным, и то, что мы делаем в своей общественной организации, часто пересекается с тем, что предпринимает власть. На недавней встрече губернатора с участниками клуба «Сембер» мы предложили для более привлекательных условий ведения бизнеса в регионе понизить порог требований при присвоении статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области.

Сейчас люди более охотно идут в бизнес – если ты трудолюбив, если хочешь чего-то добиться, то можешь ничего не бояться и открывать собственное дело. Молодым вообще проще: не давит груз ответственности за семью. Когда я в 2005 году начал ставить бизнес на серьезные рельсы, то еще не был женат, и мне было проще.

— По российским меркам вы женились поздновато – в 30 лет…

— Это наша семейная традиция (смеется): дедушка по отцовской линии женился, когда ему шел четвертый десяток, в 33 года у него родилась первая дочь, а всего они с бабушкой воспитали семерых детей, все выросли достойными людьми. У другого бабая, по маминой линии, – пятеро детей. Мой отец женился в 31 год. Правда, традицию многодетности прервал: у него только два сына. Моему сыну Абдул-Малику исполнился год, и я надеюсь, что у нас с женой все еще впереди, что Всевышний даст нам минимум пять детей. Хотя, конечно, тяжело: моя семья живет в Казани – у жены там бизнес, точнее, теперь уже семейный бизнес. Гульнур еще до того, как мы с ней познакомились, занималась продажей оборудования, косметических средств для салонов красоты. Пока у нас есть молодость, энергия, нам надо реализовывать себя. Но мы мечтаем о большой семье.

Беда России в том, что многие семьи у нас малочисленные. Люди оправдывают это так: а как я буду кормить своих детей, а вдруг не сумею дать им достойное образование… Но в исламе есть такое понятие «ризык» – это все, что едят, пьют и используют живые создания. Как сказал Всевышний: «Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах по Своей Милости не обеспечил бы пропитанием». В свою очередь, обязанность человека – зарабатывать ризык разрешенным путем, согласно повелениям Аллаха.

— Ваша фамилия происходит от татарского от слова «гафу», что значит «прощение, извинение». А что бы вы не смогли простить?

— Скорее всего, если в отношении моей семьи, близких мне людей будут совершены какие-то нехорошие поступки, тут я приму очень жесткую позицию. Но вообще, по натуре я оптимист, у меня такое жизненное кредо: доверять, быть открытым людям. Иногда это по мне «бьет», но я морально не готов быть черствым человеком, губить свою душу, сам себя не буду за это уважать. Однако, как говорит мой товарищ: я человек добрый, но некоторые путают доброту со слабостью.

— А как вы относитесь к космополитам, людям, считающим весь мир своим отечеством, отвергающим свою принадлежность к какой бы то ни было национальности?

— Неприятно слышать, что вторая по численности нация, проживающая за рубежом, – русская, что люди теряют свои корни. Среди татар, особенно среди молодых, тоже есть космополиты. Может быть, это отголосок советского прошлого, когда были размыты национальные традиции, но это неправильно. Я всегда говорю: как татары должны возрождать свои традиции, так и русские. Я участвовал в работе различных съездов предпринимателей, видел, что созданы союзы православных бизнесменов, и это делается не для обострения национальной розни, а в пику как раз космополитизму.

И у нас, татарских предпринимателей, душа болит о своем народе, своей религии, культуре, искусстве, языке, мы все это хотим сохранить. Но мы живем в одной большой стране и чувствуем себя не просто татарами, а россиянами. Наш бизнес-клуб открыт для других национальностей. У нас экономическое объединение, и мероприятия, которые мы проводим, спонсируем – как татарской направленности, так и межнациональной, укрепляющие дружбу между народами, патриотизм. Например, «Сембер» стал организатором и спонсором кадетского бала в Карсуне. Может быть, мы пример другим дадим. Каждый предприниматель должен понять, что он не будет в полной мере благополучен, пока не станет благополучным общество, в котором он живет, – с точки зрения морали, экономики.

— В марте Правительство Ульяновской области заключило с бизнес-клубом «Сембер» соглашение о мерах по повышению уровня жизни работающих граждан. А на своем предприятии вы планируете реализовывать основополагающие тезисы этого соглашения?

— Нужно подходить к этому вопросу с экономической точки зрения. Если у тебя менеджер эффективно работает, приносит тебе доход, то в любом случае ты будешь его мотивировать – повышать зарплату, вводить дополнительные социальные гарантии. В нашей группе компаний, например, я заключил договоры долгосрочного страхования жизни для ключевых сотрудников, топ-менеджеров.

— На недавней встрече с губернатором вы делали доклад, посвященный созданию первого в регионе халяльного мясокомбината. А устраивает ли вас ульяновский рынок халяльного общепита?

— Не устраивает вовсе. В Казани, например, работает более ста халяльных кафе, не считая различных фастфудовских точек, где есть шаурма-халяль и прочие блюда, которые разрешены исламом, но не запрещены другими религиями. Причем, как замечают мои казанские друзья-предприниматели, во время Великого православного поста посещаемость таких заведений падает, и это наглядно показывает, что среди потребителей халяльных продуктов много не мусульман. Халяль – это вкусно, недорого, качественно, и нашему городу этого недостает.

Мы решили, что будем развивать рынок внутренними инвестициями, станем выстраивать целую систему, начиная от производства, которое организуем в Старой Кулатке на месте закрытого мясокомбината. Планируем открыть сельскохозяйственный халяльный рынок в Ульяновске, на Верхней террасе. В отличие от ярмарок он будет работать круглогодично. Каждый фермер, сельхозпроизводитель сможет выставить свою продукцию, а для населения города это будет возможность выгодно купить свежие, экологически чистуые продукты. Далее будем развивать сеть халяльных кафе, магазинов.

– Вы член совета Всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям. Чем эта общественная организация может быть полезна ульяновскому бизнесу?

— В ассоциацию входят крупнейшие татарские предприниматели России из строительной, нефтяной и прочих отраслей – со своими бизнесами, со связями и большими возможностями. Через эту организацию мы можем заявить о себе, найти новые рынки сбыта, дать новый толчок развития своим предприятиям. Сейчас мы реализуем через эту ассоциацию большой логистический проект, организуем конференцию, на которую планируем привлечь логистов со всей России.

— В прошлом году вы принимали участие в работе Второго Международного саммита исламского бизнеса и финансов в Казани, на котором состоялась презентация Ульяновской области. Есть ли уже конкретные результаты?

– Главный результат состоит в том, что многие исламские инвесторы вообще впервые услышали о существовании нашего региона. Саммит освещался в 65 странах мусульманского мира – это миллиард 600 миллионов населения, это быстрорастущие «тигры» экономики Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы. Для них интересны любые потенциальные рынки, где они могут внедрять свои идеи, которые уже реализовали у себя на родине. Они не боятся инвестировать в развивающие страны, они сами такими были, прошли и до сих пор проходят через тернии. Рынок свободных денежных средств халяльных (то есть разрешенных исламом) инвестиций – самый крупный по капиталоемкости. Он оценивался в прошлом году в один триллион долларов, в 2015 году возрастет уже до пяти триллионов. Эти деньги должны куда-то прийти.

Нужно пользоваться моментом, особенно, когда такая нестабильная ситуация в арабском мире и инвесторы вряд ли туда будут активно вкладывать.

На форуме в Татарстане мы показали Ульяновскую область потенциальным инвесторам, и в этом году снова будем участвовать в открытом саммите – он пройдет в Казани и станет крупнейшим подобным мероприятием на территории бывшего СССР и Евросоюза. В прошлом году мы представили пять проектов, теперь их нужно довести до более привлекательного уровня. Наши предприниматели понимают, что если создать проекту достойную «обертку», то можно привлечь действительно реальные деньги.

— Каким вы видите бизнес-клуб «Сембер» через пять лет?

— Думаю, мы выстроим более четкую организационную структуру, активнее будем развивать наш экономический потенциал. Своими делами, уверен, мы привлечем в наше объединение еще больше бизнесменов, станем еще активнее сотрудничать с региональной властью, с обществом. У слов «Сембер» и Симбирск – общие корни. Для родного города, для региона мы сделали немало дел, которыми можно гордиться. А сколько еще хороших дел впереди!

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Символ космополитизма

Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.


Космополитизм - плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Как стать космополитом?

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества - превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты - это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.


Разоблачение космополитизма

«Космополит» или «гражданин мира» - такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей. Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства. Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Известные космополиты

Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.

  1. Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
  2. Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
  3. Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
  4. Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества» . Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» . Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики» . В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС» . Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира» . Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.

Кто не любит своего отечества более чем другие государства, потому только, что вообще не имеет сочувствия к человечеству и частям его. Н. Кириллов СИС. // Бельчиков 46. Космополит. Человек принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий привязанности исключительно к своему отечеству, родине, семье, а считающий всю вселенную своим отечеством . Чудинов 1902. Козмополит, то есть гражданин всего света, может удивиться, что Франции правительство не прилагает бОльшаго старания о земледелии. 1768. Бильф 232. Космополит, - и зритель мира. Бобор. Херс. 283. // Сл. 18 8 231. По признанию всех честных людей, космополит, или гражданин мира, для достойнейших членов человеческого общества; оное никому не приличествует, кроме показывающему самим делом, что не токмо, совестной гражданин отеческого своего города, не токмо верной подданой, но и член того великого союза, по коему различия между народами, нет гонения для закона, нет призрения нижних, но всем людям всякого звания равномерное доброхотство и благодеяние. Сих качеств исполненной человек может по правде космополитом, или гражданином всего света, называться и то приносит великую честь.. не все имеют о нем точного и справедливого понятия. ЕС 1783 5. // РР 2003 1 114. Сей космополит хвастающийся иметь везде по своему желанию отечество, осмелится равняться с славными мужами, служившими славой своему отечеству? 1787. Обществ. человек 94. // Сл. 18 10 198. Но, раб, умираю за отечество и, как космополит за свет. 1800. Суворов. // С. Письма 382. "Как раб, умираю за отечество, как космополит за свет" - несколько повторит Суворов. Н. Молева Москва невечная. // Лепта 1996 31 149. Я люблю состояние космополита и не мешаюсь в партии. Корифей 1802 кн. 1. Космополит, человек всяческий, равносторонний, непривязанный ни к одной (партии) стороне. Там же. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 114. Некоторой Философ Космополит говаривал: я предпочитаю.. род человеческий моему отечеству. Ян. 1804 2 419. Некоторые ученые почитают себя и почитаемы космополитами, как мне помнится. 1807. АБТ 1 86. Если вы въезжаете в чужую землю с целью изучить нравы и обычаи, вы должны забыть на время, что вы гражданин своей земли, и сделаться совершенным космополитом. Белинский 3 373. // Бельчиков 45. Космополит есть какое-то ложное, двусмысленное, странное и непонятное явление. Белинский. // РР 2003 1 114. Космополит, сиречь человек гуманный, не хочет знать никакой исключительной любви, любит всех одинаким образом и заботится не о частном одного поколения или народа, но о всемирном, общем благе всего рода человеческого; для него мало быть хорошим отцом семейства, полезным членом общества, верным сыном своей родины, - выше всего этого: он гражданин вселенной. 1842. Загоскин Москва и москвичи 349. Француз природы простодушен, легковерен, идет скоро на ласку, скоро дружится, особенно срусскими, к тому же и космополит. Его отечество там, где ему хорошо. Лажечников Неск. зам. по восп. по поводу статьи "Мат. для биографии А. П. Ермолова" // Л. Бусурман 448. Мы находим далее статьи.. космополита. ЖСХ 1851 10 3 22. Мне кажется, что этот господин, Космополит и мира гражданин, - Воспитан у бурят, иль в школе самоедов! 1856. Растопчина Возврат Чацкого. Я.. родился космополитом, не был связан ни с какою почвою, не был человеком сословия, кружка, семьи. Помяловский Молотов. // РР 2003 1 115. Я стал безнациональным народником, известной степени космополитом, как и вся русская интеллигенция моего поколения. Короленко 8- 8 119. || расш., шутл . Политические распри не входят в расчет женских склонностей - в этом отношении они истинные космополиты. Марлинский Вечер на кавказских водах. // РР 2003 1 114. Я уже успел сделаться космополитом в отношении к музыке. В Карабахе слушал даже, sans sourciller , полный персидский , от которого того-и-гляди падут стены. ОЗ 1848 10 2 164. - Ты, брат, какое больше пьешь? Акцизное, или пошлинное <т. е. заграничное>? - Я, Архип Архипыч, в выпивке космополит! отозвался актер. - Это что за черт такой? Мигилист <нигилист? >. - Всякое, значит пью, что под рукой. - Умница! .. Такой же выходит , как и я. 1899. Проказники 342. На примере Ладоги рушится представление о спокойной самобытности славян. Город в низовьях Волхова являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где встречались разные племена и народы Европы и Азии. Родина 2001 1 36. ♦ устар. Желтолицый космополит. Золото . На пороге XX века это называемый "желтолицый космополит", некогда носивший название золотого тельца. РБ 1900 10 2 152. От сыновей, отправляемых в Питер 12 лет,. .нельзя ожидать... привязанности к родительскому крову; они становятся невольно космополитами. Ленин Развитие капитализма в России. // РР 2003 1 116. < Рабочие> старались держаться земляк к земляку, и только космополиты босяки сразу выделялись. Горький Коновалов. // РР 2003 1 116. || полит. Космополит, безродный космполит. Еврей - во время антиеврейской кампании, развернутой в СССР после Великой отечественной войны . Антипатриотическая критиков-космополитов. Из газет. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 116. Космополит - человек без родины. есть идейное оружие империалистической реакции. Эта реакционная буржуазная имеет своей целью подорвать советский . оплевать все советское, социалистическое, насаждать и антипатриотические, чуждые советскому обществу взгляды. Михайлов Отчетный доклад на XI съезде комсомола. // РР 2003 1 117. Изо дня в день бранились словами , формалист, безродный космополит. На консерваторской афише "Игорь Безродный" кто-то, естественно, приписал: космополит. А. Сергеев Альбом для . // ДН 1995 8 72. Кинотеатр повторного фильма. Его недавно переименовали: был "Люкс" - стал "Свет".. Бабушка шутит, что пирожное "Наполеон" теперь Кутузов. Борьба помполитов с космополитами. А.Битов Последовательность текстов. // Звезда 1998 9 27. В какой-то газете (кажется, в "Комсомольской правде"), в большой статье о космополитах, окопавшихся в Литературном институте, промелькнула "Вождь эстетствующих юнцов и космополитенок Поженян". Б. Сарнов. // ВЛ 2000 1 282. В одной газетке-сплетнице, газетёнке-потаскухе, занятой чем угодно, кроме своего прямого дела - литературы, кто-то шепнул ядовитое слово космополит. И слово было найдено! Прекрасное, гордое слово, объединявшее мир, слово, которым венчали гениев самой широкой души - Данте, Гете, Байрона - это слово в газетке слиняло, сморщилось, зашипело и стало значить - жид. А. Солженицын В круге первом. // НМ 1990 4 95. У него <Гольцева> я познакомился с будущим "безродным космополитом", а тогда заведующим кабинетом печати МК партии Яковлевым-Хольцманом. Н. Коржавин В соблазнах кровав. эпохи. // ДН 2000 12 16. прост . В прошлом году какие-то космолиты <так> заграничным капиталистам продали, а в этом году академики. Абрамов Пряслины 564. || перен . Русские водевили.. какие-то космополиты, без отечества и языка, какие-то тени без образа. Белинский. // РР 2003 1 114. А наука - космополит. 1833. Герц. // 30-21 22.

2. мн., биол. Животные или растения, широко распространенные по всему земному шару (напр. воробьи, тростник и т. п.) . БАС-1. Один - космополит - трепещет в вышине Как точка малая, веселый жаворонок, .. Да воробей еще - другой космополит - По кровлям и в садах и скачет, и пищит. Огарев Летом. // РР 2003 1 114. Если взять мягкую пшеницу.. как вид.. то его можно считать до известной степени космополитом. Природа 1927 4 295. Гнездятся здесь и птицы-космополиты, например, ворон и беркут. Этим все равно, где жить, они обитают и в тундре, и в пустыне, и лесу, и в горах. А.А. Кузнецов Последн. восхождение. // НИЖ 1993 4 48. Многие считают, что орхидеи - всегда с крупными и яркими цветами - растут только в тропиках. На само деле эти растения - космополиты. Природа 1997 2 114. - Норм . Всеградник вместо космополит. Шишков. // Якимович 57. Вероятно, господа космополиты, сиречь - граждане вселенной, оправдывают это странное гражданство своею любовью к всему человечеству; следовательно, гуманный человек и космополит почти одно и то же. М. Н. Загоскин. // Николина 2000 1 413. Космополитка и, ж. БАС-1. В мнениях своих она < Растопчина> была, так сказать, космополитка, и поэтому у нее собирались люди всевозможных лагерей и профессий. 1892. Д. М. Погодин Восп. // Р. Счастливая женщина 401. Человек, которого никогда не видали на берегу в обществе "космополиток-дам" или туземных разноцветных красавиц. Станюкович Пассажирка. // РР 2003 1 115. Мой муж напротив - , саратовский помещик, привязанный всеми нервами к земле, а я тоскующая космополитка. Лухманова Жизнь мстит. // Л. 1897 84. - Норм . Извлеченное из благопристойного европейского лексикона, это слово <космополит> наполнилось у нас в конце 40-годов особым, зловещим смыслом: стало ругательным, звучащим, как строка приговора. Космополитами называли тех, кто якобы пресмыкался перед буржуазным Западом, восхищался его мнимыми достижениями, недооценивал наше национальное наследие, важные завоевания русского ума... но все это было лишь прикрытием: понятие "космополит" (часто с эпитетом "безродный"), стало синонимом слова "еврей". НМ 2002 1 198. - Лекс. Ян. 1804: космополит; САН 1847: космополи/т; Сл. 18: космополит 1763; Даль-1: космополи/тка.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "космополит" в других словарях:

    КОСМОПОЛИТ - (греч. kosmopolites, от kosmos вселенная, и polites гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим… … Словарь иностранных слов русского языка

    космополит - гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова

    космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии

    Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права



Рассказать друзьям