Крушение и разочарование родиона раскольникова. Крушение и разочарование Родиона Раскольникова (ЕГЭ по литературе) Крушение и разочарование родиона раскольникова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нём, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
М.Ю.Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать своё имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнёт в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и «сверхчеловеком». Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «творцов истории». И вот, юный мечтатель, парусник, стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

……………………………………………………………………………………………….
Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на «устранение препятствий перед великой целью» определённому типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней «простых смертных»? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признаёт, что порою происходит путаница и «обыкновенные люди» могут возомнить себя «необыкновенными». Просто «обыкновенные люди» после «преодоления препятствий» будут испытывать душевные муки и страдания, а «великие» смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но всё оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжёлая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но «проверка кровью» не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за всё приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова- пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершённого преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
……………………………………………………………………………………………………
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Итак, главный герой романа “Преступление и наказание” – Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нем, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

Ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
М. Ю. Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать свое имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнет в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и “сверхчеловеком”. Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на “тварей дрожащих” и “творцов истории”. И вот, юный мечтатель, парусник,

Стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на “устранение препятствий перед великой целью” определенному типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней “простых смертных”? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признает, что порою происходит путаница и “обыкновенные люди” могут возомнить себя “необыкновенными”. Просто “обыкновенные люди” после “преодоления препятствий” будут испытывать душевные муки и страдания, а “великие” смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но все оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжелая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но “проверка кровью” не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за все приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова – пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершенного преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Сочинения по темам:

  1. Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает...
  2. “Преступление и наказание” принадлежит к числу величайших творений Ф. М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный,...
  3. Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими...
  4. Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19...

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания,

И вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

А ведь по замыслу он совершал не преступление - «не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит; потому что старушонка вредна», - он позволил себе, по праву «сильного», убить тварь, несущую только зло. Такова была четко продуманная схема.

Но после содеянного он ужасно боялся всего: вздрагивал от любого чужого окрика на улице, от шороха в комнате, где находился совсем один, он не хочет и не может видеть мать, Дуню. Страшная мысль приходит ему в голову: человеческое очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты сожжены, Рубикон перейден», придется ему отвечать по земному, человеческому, вечному закону. А то познание, к которому он так стремился, обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире обычных людей. Раскольников осознал, что не должен был делать этого. Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, а пытается совладать с неподвластной ему силой - собственным подсознанием. В его сознании зреет надежда, что его совершенные расчеты оправдаются, между тем в подсознании уже царит ужас.

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных - ключевых - идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Зародившись в воспаленном мозгу главного героя, теория начинает жить своей жизнью, разрушая его личность, парализуя волю. Идея заставила Раскольникова пролить человеческую кровь, встала между ним и миром. Он страдает, мечется, чувствуя, что происходит нечто непредвиденное, нечто страшное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя причастными к высшей истине и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед за кем-то, ведь каждый ощущает себя предводителем. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга, и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной навязчивой наполеоновской идеей. Пустая земля, где люди, «существа, одаренные умом и волей», перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его освобождение из-под власти идеи, начинается его путь к людям.

Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"

Беспредельность желанна и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?

В финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение - лишь надежду. Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.

Гордец должен смириться. Покаяние - это не просто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.

Покаяние - это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Просто - думает он - у него, именно у него, не получилось. А идея его - неподсудного людскому суду героя - так и осталась в мире.

Все изменяется лишь в эпилоге.

Достоевский ищет истоки раскольниковской теории, глубоко и подробно исследует, как могла зародиться эта идея в человеке, насколько изменила его личность. А параллельно с этим идет не менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала обольщенная дьявольской идеей душа, поиск пути назад - из бездны морального беззакония в мир людей.

Зародившись в воспаленном мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя - а с ним и читателей - пройти этот путь.

Вооружившись топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху, несущую только зло. Но жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру к старухе неожиданно приходит ее сестра - беззащитная, безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая, очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но - отступать было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле, но идее.

Лизавета гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета, вероятно, беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.

Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника не казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась веревка, пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское правосудие. Но в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова убивает ту, на кого однажды уже поднял руку.

А количество его жертв растет: "взяли" некоего Миколку, обвинив в убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается - может наконец начаться - его путь к людям.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.2. - М.: "Марк", 1994.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.: "Художественнаялитература", 1986.

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост", 1994.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



Рассказать друзьям