Кто первый сказал что чацкий сумасшедший. Вопрос: Каковы причины сумасшествия Чацкого, по мнению гостей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В третьем действии (явл. 14-21) толпа глупцов, по выражению автора комедии, устремляется против Чацкого. Среди них распространяется сплетня о том, что наш герой сошёл с ума. Этот слух очень быстро разлетается и, в результате, обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Здесь Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон».

Самое главное, что этот слух пустил не кто иной, как Софья:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Таким образом, автор логически завершает развитие этого женского образа. Если в начале пьесы Софья ещё колеблется, непонятно за кого она, чьей стороны придерживается, то теперь окончательно ясно, что пагубное влияние её отца уже дало свои результаты. В будущем – это ещё одна глупая светская дама, которая везде за собой будет таскать свою собачку и мужа.

Проследим жизнь сплетни далее. Вначале никто не верит, что это может быть правдой. Но поверить так хочется, ведь сумасшествие, во-первых, объяснит и сгладит речи Чацкого, во-вторых, это повод для долгих разговоров. Именно поэтому фраза Загорецкого воспринимается как истинная правда:

А! знаю, помню, слышал,

Как мне не знать? Примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Вот таким образом слух превратился в факт. Дальше – хуже. Графиня бабушка, совершенно плохо слышащая, уясняет, что Чацкий попал в тюрьму, «к фармазонам в клоб», «пошёл… в пусурманы». Это же, правда уже и со своими добавлениями, она пытается рассказать князю Тугоуховскому. Но тот, слава богу, ничего не слышит вообще.

Самое интересное начинается тогда, когда сплетня, наконец, облетела всех. Гости Фамусова начинают наперебой уверять, что именно он, а не другой заметил что-то неладное в Чацком. Так Фамусов заявляет:

…Я первый! Я открыл!

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях,- и невесть что наскажет!

Фарс происходящего подчёркивается Грибоедовым спором между Фамусовым и Хлёстовой о том, сколько душ было у Чацкого. И фраза Хлёстовой «уж чужих имений мне не знать» становится и смешной и трагичной одновременно.
В заключительных сценах комедии всё меньше лёгкой насмешки над героями (Фамусов, Загорецкий, Хлёстова), всё больше авторских раздумий. В итоге Чацкий как будто заочно проиграл, но поражение главного героя временно. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступит в этой борьбе, сохранит свой ум и силу. В отличие от своих противников.

Каковы причины сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?

Ответы:

На званом вечере у Фамусова Чацкий и Софья беседуют о Молчалине. Чацкий в очередной раз делает колкое замечание о Молчалине, которое злит Софью: "Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! // Там моську вовремя погладит..." (Чацкий о Молчалине) Софья размышляет о том, как отомстить Чацкому за то, что он ее "всегда расстраивает" (действие III явление 13): "Ах! этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства!" (Софья о Чацком) Тут же на вечере к Софье подходит господин N, который спрашивает ее мнения о Чацком. Софья в шутку отвечает ему, что Чацкий не в своем уме (действие III явление 14): Г. N. Как его нашли по возвращеньи? София. Он не в своем уме. Господин N понимает эту фразу буквально и решает, что Чацкий - сумасшедший. Софья не старается разубедить его. Она рада, что глупый сплетник, господин N, верит в выдумку о Чацком: "Готов он верить!" (Софья о господине N) Господин N сообщает эту сплетню господину D. и другим гостям. Слухи о сумасшествии Чацкого быстро разносятся среди гостей Фамусова. Вскоре уже все гости сторонятся Чацкого и находят в его словах признаки безумия: Загорецкий. Да, он сошел с ума. <...> Молчалин. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. Графиня внучка. Меня модисткою изволил величать! Наталья Дмитриевна. А мужу моему совет дал жить в деревне. <...> Гости обсуждают причины сумасшествия Чацкого. Так, Хлестова предполагает, что Чацкий "пил не по летам", поэтому сошел с ума: "Чай, пил не по летам." Фамусов не согласен с Хлестовой и считает причиной сумасшествия Чацкого его образование. По мнению Фамусова, Чацкий стал безумным именно от "ученья" и "учености": "Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений."


Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» прост. Молодая девушка предпочитает умному человеку глупца. Действие пьесы происходит в доме московского барина Фамусова в течение суток, и здесь Грибоедов не нарушает канонов классицизма – единства места и времени. Но, начиная со второго действия, сюжетная пружина комедии начинает расщепляться, раздваиваться, и обнаруживаются два конфликта: общественный и любовный.

Любовная драма главного героя комедии Александра Андреевича Чацкого начинается сразу же, как только происходит его первая встреча с Софьей после трёхлетней разлуки. Чацкий бьётся над загадкой Софьи, пытается понять причины её холодности. Он недоумевает, почему у неё «лицо святейшей богомолки», почему она уже не смеётся, как прежде, над его остротами. Чацкий мучается над вопросом: не влюблена ли Софья? Все силы молодого человека уходят на решение этих вопросов.

Во втором действии он оскорблён заискивающим поведением Фамусова перед Скалозубом, которого московский барин прочит в мужья своей дочери. Раздражение Чацкого выливается в страстные монологи, направленные против «века минувшего», века «покорности и страха», в защиту «века нынешнего», в который «вольнее всякий дышит».

Не случайна одна важная деталь: Фамусов, не желая слушать «крамольны» речи «франта – приятеля», затыкает уши. Мотив глухоты как символ взаимного непонимания людей пронизывает всю пьесу. Чацкий и Фамусов – антиподы, которые никогда не придут к согласию.

Эпизоды, связанные с распространением сплетни о сумасшествии Чацкого, можно считать кульминацией всего действия, так как общественный и любовный конфликты сливаются воедино и достигают наивысшей точки своего напряжения. Любимая девушка предаёт Чацкого и становится источником распространения клеветы.

Разберёмся, почему происходит это предательство и почему сплетня с огромной скоростью распространяется среди гостей Фамусова.

Софья оскорблена резким отзывом Чацкого о предмете своей любви Молчалине. Три года назад она была уязвлена внезапным отъездом Чацкого, не написавшего за это время ни одной строчки. Разочаровавшись в Чацком, Софья создаёт новый идеал возлюбленного, прямо противоположный прежнему представлению. Чацкий остроумен, красноречив – её возлюбленный молчалив, скромен, обладает умом, способным «осчастливить семейство». Чацкий «в друзьях особенно счастлив», «об себе задумал… высоко» - Молчалин застенчивый, несмелый, «враг дерзости». Софья увидела в Молчалине праведника. Юная девушка, начитавшаяся французских романов, не могла и предполагать, как коварен герой её романа.

Может быть, где-то в глубине души она и понимает, что Молчалин «не дотягивает» до её идеала, но – «блажен, кто верует, тепло ему на свете». Софья защищает от Чацкого не только своего «кроткого, безгрешного» любимого, но и свой хрупкий идеал – мечту о настоящей любви.

Софья Павловна сначала не хотела объявлять Чацкого сумасшедшим, всё произошло случайно. Расстроенная колким и метким сравнением Молчалина со всем известным мошенником Загорецким, она лишь обмолвилась: «Он не в своём уме». Но Г. Н. понимает это высказывание слишком прямолинейно:

Ужли с ума сошёл?

Софья. «помолчавши» и «пристально» посмотрев на Г. Н., подтверждает мысль о сумасшествии Чацкого. Она хочет, чтобы «друг детства» оказался на месте тех людей, которых он высмеивал, и «примерил» на себе «наряды шута».

Сплетня распространилась стремительно: никто в неё не поверил, но все повторяют, давая простор своей фантазии. Клевета обрастает всё более и более фантастическими подробностями: «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», «схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили».

Почему это происходит? Во-первых, Чацкий успел своими колкими замечаниями и остротами задеть каждого из гостей и восстановить против себя. Во-вторых, гости Фамусова сразу же почувствовали в молодом человеке чужого. В – третьих, скучающие на балу гости вдруг оживились, забегали, словно нашли какую-то цель в жизни. Клевета объединила их в борьбе против Чацкого.

Обновлено: 2017-11-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Значение образа Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» очень точно определил Гончаров: «Он вечный обличитель лжи, запрятав-шийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
События 3-го действия комедии (явления 14-21) как нельзя лучше под-тверждают это положение. Да, Чацкий – жертва, жертва поневоле. Слово, сплетня, людская молва сыграли в его судьбе роковую роль.
Как определил Немирович-Данченко, «Загорелась маленькая травка, потом огонь пошел лизать все вокруг, легкий треск перешел в зловещий глу-хой шум, и скоро все обращается в удушливый пожар».
Так обмолвка Софьи, затем – «убедительнейшие» подробности лгу-нишки Загорецкого и, наконец, религиозно-политические обвинения глухой графини как ярчайшее воплощение «логики» фамусовского общества – все это привело к тому, что Чацкий был объявлен сумасшедшим.
Третье действие комедии происходит в доме Фамусова, в доме, где «все двери настежь». Чего, кстати, не скажешь, о людях, об их мыслях, чув-ствах и намерениях.
Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай. Просто госпо-дин N вовремя оказался рядом с Софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: «Он не в своем уме». Так можно сказать в шутку, и не стои-ло принимать эти слова за истину. Но нет, ведь это сказано о Чацком, а он всем «насолил». И поэтому с большим удовольствием господин N подхваты-вает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. Немного отвле-чемся от событий и зададимся вопросом: «Почему гость Фамусова не имеет имени?» Более того, у него есть своеобразный двойник – господин Д. Это очень глубокий психологический ход Грибоедова. Безымянные гости на званном вечере исполняют роль малоприметную, но зловещую. Это роль разносчиков сплетни о сумасшествии Чацкого.
Орудием борьбы против него противники избрали сплетню. Скажем, достойный для них ход, иного ожидать и не приходилось. Коварный, отвра-тительный, безнравственный способ борьбы против своего противника, не-сущего свет правды.
А.С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психоло-гический и социальный механизм сплетни – ее зарождение, распространение и превращение в очернительную ложь.
Достойно удивления мастерство автора комедии, сумевшего так психо-логически тонко показать то состояние, которое испытывала Софья, поняв, что может произойти из-за случайно оброненной фразы. Идет своего рода игра – словами, взглядами, недомолвками. Софья молчит (дана авторская ре-марка), отвечает уклончиво, не сразу, прежде чем подтвердить, что Чацкий сумасшедший. Ее поведение оправдано, и складывается ощущение, что ге-роиня ждет какую-то ниточку, которая свяжет все последующие события. И она появляется в форме вопроса: «Однако есть приметы?» Этот вопрос – на-чало кульминации произведения. Все поставлено на карту. Ответ Софьи – начало конца Чацкого. Удивительно, с какой быстротой слух о его сумасше-ствии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они моментально объединяются этим слухом, так как Чацкий – опасный враг.
Итак, вначале Софья медлит с ответом. И эту паузу ощущаешь бук-вально физически, она настолько эмоционально воздействует, что чувству-ешь себя участником событий. Велика роль авторской ремарки – «смотрит… пристально». В пристальном взгляде Софьи, устремленном на собеседника, желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают. Наконец Софья решается: «Мне кажется». Так зарождается сплетня о Чацком. Вернее, это заведомая ложь, отданная в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. И что важно: возникнув, она теряет авторство, становится оружием для всех. Ни-кому не нужно знать, откуда поползли слухи; вероятно, на это и рассчитыва-ла Софья.
Следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов яв-ляется Загорецкий, для которого переносить – дело привычное и увлекатель-ное. Он с радостью восклицает: «С ума сошел!» Грибоедов маленькими штришками дополняет, уточняет, расцвечивает подробностями весть: «пом-ню», «знаю», «слышал». Начиная с Загорецкого, сплетня становится легаль-ной.
Один из удачных авторских приемов в комедии – соседство комичного и трагичного. Старая графиня, будучи глуховатой, перевирает слова по сход-ным понятиям. Это как игра в испорченный телефон. Да, это смешно, если б не было трагично. И это трагичное – искажение смысла услышанного. Вот Загорецкий на ее вопрос: «… нет ли здесь пожара?» - объясняет: «Нет, Чац-кий произвел всю эту кутерьму». Не расслышав, графиня переспрашивает: «Как, Чацкого? Кто сел в тюрьму?» И навязчивая идея о полицмейстере и тюрьме не дает ей покоя. За комизмом этой ситуации стоит мрачное проро-чество. И тут Грибоедов заставляет читать между строк. «Полицмейстер – тюрьма – солдатчина» - это судьба многих декабристов и всех тех, кто пы-тался переменить общественную жизнь России.
В 21-м явлении III действия Грибоедов собрал всех действующих лиц и даже более того. Он заканчивает ремарку словами: «…и многие другие». У Грибоедова, как мы уже убедились, никогда и ничего случайного не бывает. Наверное, должно произойти что-то очень важное.
Все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить, провозгла-сить весть о сумасшествии Чацкого. Эта авторская задумка, продуманная во всех деталях, поражает своей логичностью и безукоризненным воплощением во всем: слове, жесте, паузе. Почему именно графине Хлёстова произносит:
С ума сошел! Прошу покорно!
Да невзначай! Да как проворно!
Ты, Софья, слышала?
Графиня – самый влиятельный, сановный гость Фамусова. А то, что она обращается к Софье, неважно. Создается ощущение, что автор устами Хлёстовой (какая говорящая фамилия!) обращается к нам с тем, чтоб пока-зать, какой нравственный урок можно извлечь из этой жизненной истории.
Говоря о художественной стороне явлений 14-21 из 3-го действия, не-обходимо отметить, что Грибоедов и здесь выступает как мастер речевой ха-рактеристики героев. Их перед нами проходит огромное количество, и каж-дый индивидуален. А как умело автор обращается с ритмом и рифмой! Ко-медия, выдержанная в разностопном ямбе, позволяет передать все оттенки и многообразие живой речи. Несколько слов о синтаксической стороне этого отрывка. В тексте обилие восклицательных и вопросительных предложений. Это придает дополнительную эмоциональную окраску репликам действую-щих лиц.
Грибоедов – мастер психологического анализа. Это проявляется в том, как убеждают гости Фамусова друг друга в сумасшествии Чацкого. Все верят в это. Но только не читатель. И если по какой-либо причине Грибоедов пре-рвал комедию на 3-м действии, победа Чацкого все равно была бы предвос-хищена.
Все это позволяет поставить комедию Грибоедова в ряд произведений, по словам И.А. Гончарова, отличающихся «крепкой живучестью от других произведений».

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеется не столько политический мотив, как показано противостояние одного человека - Чацкого всему дворянскому обществу. Причем это противостояние происходит помимо воли самого Чацкого. Он вернулся из своих странствий в Москву и пришел в дом Фамусова совершенно не за тем, чтобы изменить взгляды общества и внести свою вольнодумную революционную идею. Он приехал к Софье, которую любил все эти годы и надеялся, что Софья отвечает ему взаимностью. Но холодность Софьи, ее равнодушие и явные признаки влюбленности Софьи в Молчалина, которого Чацкий считает полным ничтожеством, приводит Чацкого в смятение, и он совершает поступки, произносит монологи, которые в нормальном состоянии души, возможно, не стал бы совершать и произносить. В разговоре с Фамусовым он рассеян, занят раздумьями о Софье, но затем произносит монолог о веке «нынешнем» и веке «минувшем». Он не желает навязывать свое мнение Фамусову, а просто высказывает свои мысли вслух, не предполагая, что его откровенность и прямодушие будут иметь для него печальные последствия. Также в присутствии Скалозуба и Фамусова он показывает свое отношение ко всему дворянскому обществу в обличительном монологе «А судьи кто»... Он не представляет того, что Софья влюблена в Молчалина, он считает Софью тоньше и умнее ее окружения и пытается в ее словах обнаружить подтверждение своим предположениям. Софья восхищается всем, что делает Молчалин, но Чацкий не может и не хочет верить в это. Во всех словах Софьи о Молчалине он ищет скрытый смысл и делает ошибочный вывод о том, что Софья не уважает Молчалина, «не ставит в грош его». Однако в данном случае Чацкий выдает желаемое за действительное и оказывается в корне не прав.
С приездом гостей в дом Фамусова перед нами проходит череда всех ярких представителей фамусовского общества. Здесь тупой и ограниченный Скалозуб и молодая дама Наталья Дмитриевна, сумевшая за короткое время своего замужества превратить своего мужа Платона Михайловича, бывшего бравого военного, в «тепличное растение», которое боится сквозняков и твердит целыми днями на флейте один и тот же «дуэт А-мольный», князь Тугоуховский и княгиня с шестью дочерьми на выданье - просто комедийные персонажи, льстец и подхалим Загорецкий, другие лица. Чацкий видит каждого из них насквозь и за короткое время, сам того не желая, обособляется от них, настраивает их всех против себя. Он теперь во враждебном лагере и остается «один в поле воин».
Случайно брошенная Софьей фраза о том, что Чацкий «не в своем уме», попадает, как проросшее зерно, в плодородную почву. Сплетня о безумии Чацкого с невероятной быстротой разлетается среди гостей, обрастает все новыми подробностями. Загорецкий утверждает, что Чацкий «в горах изранен в лоб, сошел с ума от раны» и его «схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Каждый из гостей нашел в поведении Чацкого подтверждение его безумию.
Фамусов «припоминает», что мать Чацкого «с ума сходила восемь раз, а Хлестова делает вывод о том, что Чацкий сошел с ума от пьянства, так как «шампанское стаканами тянул», а также «бутылками, и пребольшими» и «бочками сороковыми». Сплетня разрослась до полного абсурда, но гостей это только развлекло, внесло в их скучное существование значительное разнообразие.
Узнав о разнесенной среди гостей сплетне о своем безумии, Чацкий удивлен и считает все происшествие ужасной нелепостью, но настоящим ударом для него явилось то, что этот вымысел исходил не от кого-нибудь, а от Софьи. Он в отчаянии, в растерянности от непорядочности тех, кто так его зло ославил.
Безумным вы меня прославили всем хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Этим монологом А. С. Грибоедов заканчивает свое произведение. И мы понимаем, что автор хотел сказать именно о незаурядном уме Чацкого, от которого, впрочем, он получил только горе и «мильон терзаний». Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Возможно, именно для того, чтобы подчеркнуть ум Чацкого, автор вплел в сюжет сплетню о безумии своего героя, развил ее в целую сюжетную линию, в очередной раз подчеркнув смысл названия комедии «Горе от ума».

Рассказать друзьям