Людвиг ван бетховен краткая биография. Сообщение о бетховене Где учился бетховен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Бетховена – проверьте свои знания.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн. Будущий великий немецкий композитор был крещен 17 декабря того же года. Кроме немецкой крови в его жилах текла фламандская, дед по отцу родился во Фландрии в 1712 году, какое-то время он служил певчим в Лувене и Генте, а затем переехал в Бонн. Дед композитора был хорошим певцом, очень умным человеком и прекрасно подготовленным инструменталистом. В Бонне дед Бетховена стал придворным музыкантом капеллы архиепископа Кельнского, потом получил должность придворного капельмейстера, он пользовался большим уважением у окружающих.

Отца Людвига Бетховена звали Иоганн, с самого детства он пел в капелле архиепископа, однако впоследствии его положение стало шатким. Он много пил и вел беспорядочную жизнь. Мать будущего великого композитора Мария Магдалена Лайм была дочерью . В семье родилось семеро , однако в живых остались только трое сыновей, самым старшим из них был Людвиг.

Детство

Бетховен рос в нищете, его отец пропивал все свое небольшое жалованье. При этом он много занимался со своим сыном, обучал его игре на фортепьяно и скрипке, надеясь, что юный Людвиг станет новым Моцартом и будет обеспечивать семью. Впоследствии отцу Бетховена все же прибавили жалованье с расчетом на будущее его трудолюбивого и одаренного сына.

Обучение маленького Бетховена проводилось очень жестокими методами, отец заставлял четырехлетнего ребенка часами играть на скрипке или сидеть за фортепьяно. В детстве Бетховен неуверенно владел скрипкой, отдавая предпочтение фортепьяно. Он больше любил импровизировать, чем совершенствоваться в технике игры. В 12 лет Людвиг ван Бетховен написал три сонаты для клавесина, а в 16 уже пользовался большой популярностью в Бонне. Его одаренность привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семей.

Образование юного композитора было несистематичным, однако он на органе и альте, выступал в придворном оркестре. Его первым настоящим учителем музыки стал боннский придворный органист Нефе. Бетховен впервые посетил музыкальную столицу Европы Вену в 1787 году. Моцарт услышал игру Бетховена и предрек ему большое будущее, но вскоре Людвиг должен был вернуться домой, его мать находилась при смерти, а будущий композитор должен был стать единственным кормильцем семьи.

Людвиг ван Бетховен – гениальный композитор, родился 16 декабря 1770 в Бонне, умер 26 марта 1827 в Вене. Его дед был придворным капельмейстером в Бонне (ум. 1773), его отец Иоганн – тенором в курфюрстской капелле (ум. 1792). Первоначальным обучением Бетховена руководил его отец, впоследствии он переходил ко многим учителям, что в последующие годы вызывало у него жалобы на недостаточное и неудовлетворительное обучение его в молодости. Своей игрой на фортепиано и свободным фантазированием Бетховен возбуждал уже рано общее удивление. В 1781 он совершил концертное путешествие по Голландии. К 1782-85 гг. относится появление в печати его первых сочинений. В 1784 он был назначен, 13 лет от роду, вторым придворным органистом. В 1787 Бетховен отправился в Вену, где познакомился с Моцартом и взял у него несколько уроков.

Портрет Людвига ван Бетховена. Художник Й. К. Штилер, 1820

По возвращении оттуда материальное положение его улучшилось, благодаря участью, которое в нем принял граф Вальдштейн и семья фон Брёйпинг. В боннской придворной капелле Бетховен играл на альте, совершенствуясь одновременно в игре на рояле. К этому времени относятся дальнейшие композиторские попытки Бетховена, но сочинения этого периода в печати не появились. В 1792, пользуясь поддержкой курфюрста Макса Франца, брата императора Иосифа II , Бетховен отправился в Вену для занятий с Гайдном . Здесь он в течение двух лет был учеником последнего, а также Альбрехтсбергера и Сальери . В лице барона ван Свитена и княгини Лихновской Бетховен нашел горячих почитателей своего гениального дарования.

Бетховен. Рассказ о жизни композитора

В 1795 он впервые выступил публично, как законченный художник: как в качестве виртуоза, так и композитора. Предпринятые было концертные путешествия в качестве виртуоза Бетховен должен был вскоре прекратить, вследствие появившегося у него в 1798 и все возраставшего ослабления слуха, которое окончилось впоследствии полной глухотой. Это обстоятельство наложило на характер Бетховена свою печать и повлияло на всю его дальнейшую деятельность, заставив его постепенно отказаться от публичного исполнения на рояле.

Он посвящает себя отныне почти исключительно композиторской и отчасти педагогической деятельности. В 1809 Бетховен получает приглашение занять пост вестфальского капельмейстера в Касселе, но по настоянию друзей и учеников, в которых у него, особенно в высших слоях Вены, недостатка не было, и которые обещали обеспечить его годовой рентой, остается в Вене. В 1814 он еще раз является предметом всеобщего внимания на Венском конгрессе . С этого времени усиливающаяся глухота и ипохондрическое настроение, не покидавшее его уже до самой смерти, заставляют его почти совершенно отказаться от общества. Это, однако, не охладило его вдохновения: к позднему периоду его жизни относятся такие крупные произведения, как три последние симфонии и «Торжественная месса» (Missa solennis).

Людвиг ван Бетховен. Лучшие произведения

После смерти своего брата, Карла (1815), Бетховен принял на себя обязанности опекуна над его малолетним сыном, причинявшим ему много горя и неприятностей. Тяжелое страдание, придавшее его произведениям особый отпечаток и повлекшее за собой водянку, положило конец его жизни: он умер 57 лет от роду. Останки его, преданные земле на Веринговом кладбище, потом были перенесены в почетную могилу на центральном кладбище в Вене. Бронзовый памятник его украшает одну из площадей г. Бонна (1845), другой монумент был воздвигнут ему 1880 в Вене.

О произведениях композитора – см. в статье Творчество Бетховена – кратко . Ссылки на очерки о других выдающихся музыкантах – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Приветствую, дорогие читатели сайта, посвященного творчеству Бетховена. Начать раздел было бы логично с детства великого композитора, как мы и поступим.

На самом деле о детстве Людвига известно не так много. Однако мы знаем, что музыкальное будущее маленького Бетховена было запланировано или, можно даже сказать, «предначертано» уже с самого раннего его детства, ибо некоторые представители его семьи были непосредственно связаны с музыкальной деятельностью.

Музыкальное пророчество Бетховена

Небольшая предыстория. Немецкий город Бонн , расположенный в западной части Германии, является частью земель Северной Рейн-Вестфалии. Река Рейн, которая протекает в непосредственной близости к городу, безусловно, придает ему шарма и очарования.

Современный Бонн представляет собой результат многовекового развития и постоянного совершенствования. За время своего существования он успел «скопить» поистине потрясающее количество достопримечательностей, среди которых можно выделить и знаменитый замок Комменде, и Соборную площадь, центр которой отмечен монастырем Святого Мартина, Музей арифметики...

Но нам с Вами город Бонн интересен по другой причине — именно в этом замечательном городе родился великий композитор, которому посвящен наш сайт .


Если копнуть совсем глубоко, то все началось с того, что в 1733 году в придворную капеллу Бонна был приглашен музыкант — это был дедушка будущего великого композитора.

Бонн в то время был столицей курфюршества Кельн , в котором правителя (курфюрста) выбирали не граждане, а Церковь. Как правило, потенциальными правителями были князья, либо архиепископы, являвшиеся родственниками текущих правителей.

Правителем Кельна и некоторых соседних курфюршеств в то время был Клеменс Август — весьма образованный и просвещенный человек. Он как раз в то время закончил строительство нового дворца и театра в Бонне и, учитывая его любовь к культуре, был не против насладиться прекрасной музыкой (что ему еще оставалось, когда всю работу за него делали подчиненные - почти все жители Бонна так или иначе трудились во благо курфюрста). Именно при нем был замечен Людвиг ван Бетховен Старший, после чего был приглашен в Бонн.

Поселившись в Бонне,Людвиг Старший поначалу устроился придворным певцом-басистом (1733 г.), а затем и вовсе поднялся до капельмейстера (1761 г., после смерти Клеменса Августа).

Да и, вообще, Людвиг Старший был очень уважаемым человеком в Бонне — его узнавали прохожие, с ним здоровались, ему кланялись при встрече на улице. Но, несмотря на уважение со стороны жителей Бонна, Людвиг Старший, как и любой другой музыкант капеллы, не купался в золоте, ибо жадный курфюрст Максимилиан Фридрих , сменивший Клеменса Августа после его смерти, не был особо щедрым к музыкантам (впрочем, как и его предшественник). *Напоминаю, что Людвиг Старший стал капельмейстером только после смерти Клеменса Августа. До этого он был просто певцом.

В связи с этим, помимо музыкальной деятельности, Людвиг Старший занимался бизнесом, связанным с торговлей вином . Данная деятельность поначалу не составляла музыканту особого труда, так как в его владении были 2 небольших винных погреба, а вино продавала, в основном, его супруга.

Однако стоит отметить, что торговля алкогольным напитком постепенно способствовала развитию у супруги Людвига Старшего страсти к алкоголю, и поэтому он был вынужден отослать супругу в монастырь до конца ее дней, ибо ее пристрастия негативно отражались на авторитете состоявшегося музыканта.

Светлое имя Людвига Старшего портила не только его спившаяся супруга, но и, наверное, самое главное его разочарование — родной сын , который впоследствии и стал отцом Людвига младшего — будущего великого композитора, которому посвящен наш сайт.

Дочь шеф-повара из Кобленца, вышла замуж за Иоганна ван Бетховена, когда ей было 19 лет. Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был второй брак — первый ее супруг скончался примерно через год после женитьбы.

Людвиг был вторым из семи детей Иоганна и Марии Магдалины, учитывая то, что их первенец скончался. Что касается младших братьев Бетховена — из них также выживут только двое — , родившийся через 4 года, а также , родившийся через 6 лет после Людвига.


Семья Кеверих (матери Людвига) хоть и не была баснословно богатой, однако по общественному положению формально она стояла выше семьи Бетховенов — среди ближайших родственников Марии Магдалины были торговцы, советники и даже сенаторы. Что касается личных качеств матери Бетховена — современники отмечают ее необычайно добрый характер и то, как она стремилась сделать детство сына как можно более беззаботным.

Появление гения на свет. Детство Бетховена

Как и дедушка с бабушкой, родители будущего великого композитора Людвига венчались в церкви Святого Ремигия , что была неподалеку от дома.

Именно в этой же церкви затем крестили Людвига, родившегося накануне. Однако данная церковь не сохранилась — уже при жизни Людвига на ее месте построили церковь поменьше, где чуть позже Бетховен играл на органе.

Говоря о дате рождения композитора, наверное, стоит упомянуть сразу две даты:

  • 16.12.1770 — день, когда Бетховен родился (вероятнее всего. Допускается также 15 декабря, но с меньшей вероятностью);
  • 17.12.1770 — день, когда Бетховена крестили (по обычаям тех времен младенцев должны были крестить в течение 24-х часов после рождения).

Стоит отметить, что сам композитор полагал, что его истинная дата рождения — 1772 год и упорно настаивал на этой дате. Однако все материалы того времени доказывают, что Бетховен ошибался, и родился он все-таки в 1770 году.

Начальное общее и музыкальное образование Бетховена

Первые годы своего детства Людвиг провел вместе со своей семьей, в гармоничной и плодотворной атмосфере Бонна. Иоганн Бетховен (отец) имел в принципе неплохое финансовое положение, однако позволить себе жить в роскоши он не мог. Людвиг Старший, дед будущего композитора, оказывал значительную материальную поддержку семье своего сына.

Однако подобная гармоничная атмосфера плавно угасает после смерти Людвига Старшего 24 декабря 1773 года (прямо на Рождество). Без поддержки отца Иоганну становится гораздо сложнее обеспечить свою семью. А его страсть Иоганна к алкоголю требовала больше денег, чем посредственный тенор мог заработать в капелле.

Постепенно коварный демон алкоголя, овладевавший отцом Людвига, заставляет последнего продавать различные имущественные достояния семьи, вплоть до предметов собственного наследства. Та самая семейная гармония ухудшается прямо пропорционально «спиваемости» Иоганна.

В 1775 году Иоганн Бетховен вместе с семьей переезжает в дом «Зум Уолфиш», принадлежащий местному пекарю по фамилии Фишер . Этот дом, в котором Иоганн и его отец периодически проживали и до этого переезда, находился на Рейнской улице (Rheingasse, 934), названной в честь реки Рейн, протекавшей рядом среди красивейшего пейзажа. Видимо, именно здесь начала проявляться любовь маленького Людвига к природе. Сейчас этого дома не существует — он был уничтожен в 1944 году во время авианалета, а по новым картам должен находиться на той же улице, но уже в районе дома №24 (сейчас по соседству с этим адресом находится отель «Бетховен»).

В дальнейшем один из первых друзей будущего композитора, сын того самого булочника Фишера, расскажет в своих рукописях о том, как маленький Бетховен, сидя у окна, наблюдал за этими пейзажами, едва ли ни погружаясь в транс. Но при этом, по словам того же Фишера, Людвиг не был каким-то скучным меланхоликом, а, наоборот, был тем еще «живым» и озорным мальчишкой.

До 10 лет Людвиг учился в школе. Маленький Бетховен имел явно не математический склад ума, а, наоборот, интересовался языками, философией, поэзией, да и, вообще, очень много читал. Эта, назовем ее «хорошей», привычка Бетховена преследовала его до конца жизни.

Хоть школу Бетховен и не окончил в связи с еще большим ухудшением финансового положения семьи, в скором времени он все равно будет активно изучать латынь, а также французский и итальянский языки.

К сожалению, отец Людвига, Иоганн , был не самым примерным родителем. Будучи хоть и не выдающимся, но в принципе неплохим музыкантом (скрипачом и тенористом), Иоганн запечатлелся в биографических источниках прежде всего, как алкоголик, терроризировавший своего талантливого сына в целях вырастить “второго Моцарта”, чтобы заработать денег на его имени.

Обучая маленького Людвига игре на скрипке и клавесине, угрюмый и непредсказуемый Иоганн, будучи его первым учителем, проявлял просто невероятную строгость и жестокость, систематично избивая будущего великого композитора за каждую ошибку. Еще бы: ведь Людвиг, в отличие от своего старшего коллеги, Моцарта, не был вундеркиндом , а поэтому не мог усваивать тот поток музыкальных навыков, который ему навязывал отец.

И все же стоит отметить, что уроки музыки, которые он преподавал маленькому Людвигу (хоть и с жестокостью и отсутствием грамотной методологии), безусловно, сыграли немалую роль в воспитании гения.

Музыкальные достижения маленького Бетховена прогрессировали хоть и не с такой же невероятной скоростью, как было в аналогичном возрасте у Моцарта, но все же этого было достаточно, чтобы уже в 7 лет мальчик играл на концертах в Кельне при дворе тогдашнего курфюрста — Максимилиана Фридриха Кенигсег-Ротенфельского, однако, судя по всему, особый «вау-эффект» на публику мальчик тогда не произвел.

Стоит отметить, что Иоганн не только сам давал уроки своему сыну, но также привлекал и других педагогов. Всего за период детства Людвига обучали как минимум 5 преподавателей . Одним из них был Гиллес ван дер Эден — старенький органист капеллы и друг тогда уже покойного дедушки Бетховена, Людвига Старшего. Он по просьбе Иоганна стал преподавать Людвигу, причем бесплатно.

Другим известным для нас педагогом маленького музыканта после Эдена стал весьма талантливый музыкант, но по совместительству и собутыльник отца Людвига, вокалист-тенор Тобиас Пфейфер .

Хотя последний был достаточно талантливым музыкантом и играл на разных инструментах, его педагогические методы были не самыми эффективными. В частности, для него было обычным делом напиться алкоголя вместе с отцом Людвига, а ночью вдруг вспомнить, что «сегодня он забыл провести урок с его сыном» .

В результате Пфейфер мог просто разбудить спящего Людвига, которого со слезами силой тащил к клавесину. В свою очередь, Иоганн только одобрял подобную манеру «преподавания». Однако стоит отметить, что Бетховен, как позже выяснится, не так уж и негативно относился к этому педагогу и в будущем, переехав в Вену, даже отблагодарил Пфейфера, оказав ему финансовую помощь.

Позже Пфейфера сменил другой преподаватель Людвига — органист Виллибальд Кох . Мы не знаем, насколько хорошим педагогом он был для молодого вундеркинда, но знаем, что именно в это время Людвиг уже неплохо играл на органе.

Более того, в моменты, когда у Коха из-за недостатка времени не получалось играть на органе (он был монахом и играл во время церковной службы), маленький Бетховен с легкостью заменял его, ибо играл он уже вполне достойно.

Еще одним педагогом Людвига был другой монах, с фамилией Ханцман . Известно только, что Людвиг просто ненавидел этого преподавателя, в отличие от того же Коха.

Ну и, наверное, стоит упомянуть Франца Георга Ровантини , который некоторое время преподавал Людвигу скрипку и альт, но скоропостижно скончался в 1781 году. Кстати, семьи Ровантини и Бетховен были родственными. Бабушка Ровантини по материнской линии, Мария Магдалина Даубах (1699—1762) и бабушка по материнской линии Людвига, Анна Клара Кеверих (1704—1768), были дочерьми Якова Весторфа и его жены, Марии Магдалины.

Нефе — один из лучших учителей Бетховена

Так уж получилось, что с 1779 года в Бонне поселилась замечательная театральная труппа Гроссмана , музыкальным руководителем которой был (кстати, именно вместе с труппой Гроссмана в Бонн прибыл упомянутый выше Тобиас Пфейфер).

А после смерти в 1782 того самого Эдена, некоторое время назад обучавшего маленького Людвига игре на органе, Нефе становится придворным органистом (стоит отметить, что последнюю должность Нефе получил с большим трудом, ибо не принадлежал к католической церкви, но все же ему это удалось).

По счастливому обстоятельству умнейший человек и блестящий педагог Нефе взялся за обучение маленького Людвига. Последний, в свою очередь, благодаря своему таланту и быстрой обучаемости в скором времени стал неофициальным помощником органиста Нефе, иногда заменяя его на работе.

Без сомнений, Нефе не только обучал Бетховена музыкальным дисциплинам, но также и привил ему любовь к литературе и философии, в чем сам был очень силен. Нефе был очень хорошим педагогом для Людвига, и во многом, благодаря ему, талант юного музыканта развивался очень интенсивно.

Именно Нефе привил Людвигу любовь к творчеству Генделя и Баха . Стоит отметить, что в те времена о знаменитом "ХТК" Баха мало, кто знал - эти произведения были особенно редкими, но при этом чрезвычайно ценными для любого музыканта. В общем, именно Нефе оказался для Людвига не только хорошим педагогом, но также и его первым наставником, открывшим глаза на многие стороны жизни.

Именно при Нефе и не без его авторитетного взгляда со стороны молодой Людвиг пишет первые сочинения. Это были , написанных для ф-но (1782-83). В качестве темы для вариаций Людвиг взял «Марш» Эрнста Дресслера — кассельского оперного певца, о котором сейчас почти ничего не знают:

Вообще, до конца жизни Людвиг очень любил этот жанр (вариации). Оно и понятно — будучи просто гениальным импровизатором, Бетховен мог взять за основу любую тему и, сидя за фортепиано, бесконечно развивать эту тему в любой тональности.

Буквально после сочинения этих Вариаций Людвиг создает , посвятив их тогдашнему курфюрсту — уже старенькому Максимилиану Фридриху.

Среди биографов даже есть мнение, что юный и хитрый Бетховен, сочиняя эти 3 сонаты, преследовал цель — материальную выгоду. Ведь по идее курфюрст, получив такой подарок, мог щедро отблагодарить Людвига. Однако в любом случае скупой Максимилиан Фридрих просто принял этот дар, и все.

Параллельно с обучением у Нефе Людвиг очень сильно интересуется театральной жизнью Бонна. Особенного его привлекала знаменитая вышеупомянутая труппа Гроссмана, находившаяся на тот момент в Бонне. Кстати, у этой труппы был собственный оркестр, по составу не отстающий от Боннской капеллы. Учитывая то, что музыкальным руководителем театра был учитель Людвига Нефе, молодой и любопытный Бетховен имел возможность наблюдать за репетициями и выступлениями труппы.

Несколько раз Людвиг даже подрабатывал в этом театре (опять же, благодаря Нефе). Он любил общаться с участниками труппы, лично разучивал вместе с ними вокальные партии и получал от этого огромное удовольствие. Безусловно, тесная связь с труппой Гроссмана также отразилась на воспитании Бетховена. Особенно на маленького музыканта повлияла сильнейшая дисциплина, царившая в этой труппе. Также, во многом благодаря этой труппе, Людвиг знакомится с оперным искусством разных стран.

Кадровые реформы внутри капеллы

В 1784 году Максимилиан Фридрих умирает, и на смену ему приходит другой курфюрст — Максимилиан Франц . Через некоторое время новый курфюрст решил провести экономически выгодные кадровые изменения среди сотрудников капеллы, потребовав у своих советников информацию обо всех работниках капеллы (всего их было 36).

Вместе с кадровой реформой новый курфюрст приостанавливает деятельность «национального театра». Следовательно, распустилась и труппа Гроссмана, актеры которой разъехались по разным городам.

Один из советников курфюрста предложил ему уволить Нефе и назначить Людвига на его должность. Учитывая то, что Людвиг в то время работал бесплатно, с точки зрения советника, молодой органист мог бы «с удовольствием работать за жалованье в 3 раза меньше, чем его учитель». Тем более, что Людвиг к тому времени очень неплохо играл на органе и мог вполне заменить своего учителя, ибо для исполнения не самого сложного «церковного» репертуара навыков Бетховена было бы вполне достаточно.

Этот советник, мягко говоря, недолюбливал Нефе, ибо тот был не католиком, а кальвинистом. Это в принципе и объясняло тот факт, что гораздо менее ценного для капеллы Иоганна Бетховена (отца Людвига), уже прославившегося своей любовью к алкоголю, он уволить не просил, хотя и сам частично признавал его бесполезность. Да и, вообще, судя по всему, к Бетховенам он относился очень положительно.

Однако Максимилиан Франц, несмотря на очевидную экономическую выгоду, оставил Нефе на должности, но при этом сократил ему жалованье в 2 раза. Более того, Людвига он теперь официально поставил на должность «помощника органиста» , и теперь молодой музыкант уже получает за это деньги.

Пожалуй, весьма продуктивные занятия с Нефе можно называть окончанием "детского периода" в биографии Людвига ван Бетховена.

Пара слов о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг , которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф , Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена просто родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова , относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну. Юный Людвиг часто любил погостить в доме Брёйнингов, а также время от времени ездил вместе с ними по стране (в будущем).

В дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.

Другие периоды биографии Бетховена :

  • Следующий период:

Вся информация о Биографии Бетховена

В этом выпуске мы поговорим о последних годах жизни великого Бетховена.

В предыдущем выпуске мы говорили о жизни композитора, омраченном скудным материальным положением и последовательными неудачами в отношениях с прекрасным полом. Но эти детали, также, как и характер, далеко не самый прекрасный характер композитора, не мешали Людвигу писать его прекрасную музыку.

Сегодня же мы, заканчивая наш краткий экскурс по биографии Бетховена, поговорим о последних двенадцати (1815—1827) годах его жизни.

Семейные проблемы Бетховена

Нельзя сказать, чтобы Бетховен когда-то нормально ладил со своими братьями, особенно с , который к тому времени уже был обеспеченным аптекарем, поставлявшим лекарства в армию.

В 1812 году после встречи с Гете композитор отправился в город Линц, чтобы навестить Иоганна. Правда, судя по всему, Людвига на эту поездку всподвигла корыстная идея, а именно — расстроить помолвку между Иоганном и одной из его сотрудниц, Терезой Обермайер, которую композитор просто терпеть не мог. Правда результат был не в пользу Людвига, ибо младший брат его не послушал.

За несколько лет до этого, еще в 1806-м, Людвиг препятствовал женитьбе другого своего брата, а по совместительству и секретаря — Каспара, и попытка оказалась такой же безуспешной. Но все эти попытки композитора вмешиваться в личную жизнь своих братьев были неспроста.

Ведь фамилия БЕТХОВЕН к тому времени гремела на всю Европу, и композитор не мог себе позволить, чтобы младшие братья опозорили этот род. Ведь и Тереза, и Иоганна, потенциальные невестки великого композитора, мягко говоря, не были достойны носить эту фамилию. Но все равно это было бесполезно, ибо братья его не послушали.

В прочем, Каспар и сам поймет, что совершил глупую ошибку — в 1811 году он разочаруется в супруге настолько, что даже попытается с ней развестись, хотя до окончательного развода все равно не дойдет. Его супруга, Иоганна, оказалась далеко не самой порядочной женщиной, как это и предсказывал старший брат, Людвиг, несколько лет назад, всячески препятствуя их женитьбе.

Ну а в 1815 году Каспар покинул этот мир. Покойный Каспар Карл в предсмертном завещании попросил именно Людвига, своего старшего брата, стать опекуном для своего сына — девятилетнего мальчика, которого также звали Карлом.

Этот мальчик по мере своего взросления доставил своему дяде, великому Бетховену, огромное количество неприятностей. Более того, Людвигу сразу после смерти брата пришлось «воевать» с матерью ребенка, вдовой Каспара — Иоганной, которую он терпеть не мог. В течение пяти лет Бетховен пытался всеми силами лишить Иоганну родительских прав, и в 1820 году, наконец, добивается своего.

Финансовые проблемы до сих пор не давали покоя композитору, который изо всех сил пытался зарабатывать деньги, чтобы прокормить любимого племянника и продолжать заниматься творчеством.

Был даже случай, когда британский пианист Чарлз Нит вместе с Фердинандом Рисом посоветовали Бетховену провести концерт в Англии. В этой стране очень ценили музыку Бетховена. Композитор имел прекрасную репутацию в Англии, а значит, его выступление на сольном концерте гарантировало бы ему прекрасный доход.

Бетховен прекрасно это понимал, да и, вообще, давно мечтал отправиться на гастроли в Лондон, как в свое время поступил один из его учителей, Йозеф Гайдн. Более того, британская филармония прислала Людвигу официальное письмо с условиями, которые были просто изумительны для композитора, купающегося в бытовых проблемах, отчасти связанных с плохим финансовым состоянием.

Но в последнюю минуту Бетховен передумал, а точнее, был вынужден отказаться ехать в Англию из-за болезни. Более того, композитор чувствовал, что не мог покинуть своего племянника на такое долгое время, поэтому он отказался от столь щедрого подарка судьбы.

Не будем останавливаться на племяннике Бетховена, ибо ему будет посвящена . А пока что просто отметим, что парень доставил композитору много бытовых проблем и эмоциональных переживаний, которые отразились в худшую сторону на и без того «подорванном» здоровье Бетховена.

Но все равно композитор безумно любил своего племянника и всячески помогал ему, несмотря на все плохие стороны его характера. Ведь композитор понимал, что других наследников у него больше не будет. Даже в письмах композитор обращался к племяннику, как к «Дорогому сыну».

Последняя «Академия» глухого композитора

Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.

Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.


Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.

Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.

Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.

Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.

В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.

Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.

Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.

Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.

Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.

В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).

После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.

Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.

В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.

Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья - Шиндлер и еще один старый друг - тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.


Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.

Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).

Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.

Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.

Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.

Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.

Стоит также отметить, что до самой смерти Людвиг, несмотря на неизлечимую болезнь, мыслил более, чем адекватно. Даже подозревая о том, что может умереть в любой момент, Бетховен все равно продолжал читать сложнейшую философскую и иную литературу на разных языках, тем самым, продолжая интеллектуально обогащаться.

Уже 24 марта 1827 года композитор подписывает завещание, согласно содержанию которого, все его имущество наследует племянник, Карл. В этот же день Бетховена навещает священник.

Смерть великого Бетховена наступила после трех дней адских мучений — 26 марта 1827 года. Это произошло в Вене, в том самом доме, где Бетховен прожил последние месяцы жизни. Этот дом имел интересное название «Шварцпаниерхаус», что переводится, как «Дом черного испанца».

В момент смерти друзья композитора, Брёйнинг и Шиндлер, не были рядом. Они в этот момент, предвидя неминуемую кончину Людвига, пошли договариваться о месте захоронения (возможно, с братом Людвига, Иоганном), оставив рядом с композитором общего знакомого — Ансельма Гютенбреннера.

Именно последний, возможно, вместе с Терезой (супругой Иоганна, брата Людвига), стал свидетелем смерти великого Бетховена. Именно он потом расскажет, как великий Людвиг ван Бетховен встретил свою смерть, грозно глядя ей в глаза и грозя кулаком (в прямом смысле) под раскат грома. Именно Гютенбреннер закрыл глаза великому композитору, чья душа с этого момента покинула этот мир.

Людвига ван Бетховена хоронили 29 марта. Поражают масштабы церемонии: в процессии участвовало около 20 тысяч человек — это почти десятая часть всего населения Вены в то время. И это удивительно, учитывая тот факт, что по сравнению с похоронами Бетховена, масштабы похорон старших классиков, Моцарта и Гайдна, были гораздо менее существенными.

Одним из факелоносцев траурной церемонии был другой великий композитор, Франц Шуберт, который, кстати говоря, умрет буквально в следующем году.

Самые разные люди, начиная от обычных венских граждан, и, оканчивая представителями императорского дворца, пришли отправить великого Бетховена в последний путь.




Рассказать друзьям