Мадонны Рафаэля (42 картины). Описание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна Сикстинская мадонна кто изображен на картине

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

Кто сегодня самый популярный художник эпохи Возрождения?

Конечно же, Леонардо да Винчи , – ответите Вы, и будете абсолютно правы. Однако так было не всегда. Долгое время им считался Рафаэль Санти из Урбино .

Все Художественные Академии Европы и всего мира после принятия классицизма в искусстве как главной идеологии на многие столетия взяли произведения Рафаэля как образец. Все мастера живописи вплоть до середины XIX века были уверены, что творчество Рафаэля – это венец совершенства в искусстве, пик гениальности человека-творца, который, в принципе, превзойти невозможно. И если это так, то надлежит идти путем мастера и, насколько позволяет собственный талант, принимать его манеру.

Для немецких романтиков в творчестве Рафаэля заключалась божественная воля и столпы мироздания. И только с помощью божественной воли автору удалось взглянуть на первоосновы существования и запечатлеть их в своих гениальных творениях.

Лучшее творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» , хранящаяся ныне в Галерее Дрездена , в Германии. Это суть всех идеалов и мечтаний Ренессанса. Это совершенное совершенство законченных форм, контуров и цветов. В ней нет таинственной напряженности и интриги, спрятанной в дымке «сфумато» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» – это бесконечная прекрасная божественная простота.

Написание «Сикстинской Мадонны» относится к 1512 году , когда Папа Юлий II, известный своей любовью к живописи, заказал молодому мастеру изображение Пресвятой Девы для главного алтаря церкви Святого Сикста в Пьяченце. Это был поразительный успех для автора – ему еще не было и 30, а успех и признание уже повсюду сопровождали его.

В отличие от всех последующих работ, «Сикстинская мадонна» работа исключительно самого Рафаэля, которую не коснулась кисть ни одного их его учеников. Особенным делает эту картину и то, что здесь использована техника написания на холсте, тогда как большинство произведений эпохи Рафаэля выполнены на дереве. Более того, не сохранилось ни одного эскиза к этому полотну, что как будто подтверждает версию о божественном озарении Рафаэля.

Сиктинская мадонна

… Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. На ее руках младенец Христос, лицо его охвачено болью и ужасом, но Мария задумчива и грустна. Печальное будущее открывается их взору – картины смертной казни Божьего Сына во искупление всех грехов человечества. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. В течение многих столетий, находясь на алтаре церкви Святого Сикста , Мария и младенец взирали на алтарное распятие. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара , которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира.«Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года , курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день.

Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста. И естественно, картина отображает библейский сюжет – явление Христа народу. Размеры картины внушительны. Три на два метра – это примерно как размера пола в большой комнате обычной квартиры.

По своему сюжету картина проста. В центре картины изображена женщина с ребёнком на руках. Этот ребёнок – Иисус Христос. Женщина ступает босыми ногами по белым клубящимся облакам. Справа от неё изображена присевшая девушка. А слева бородатый старец в одеждах. Он указывает правой рукой в правую сторону. Внизу картины – два маленьких ангелочка. Вот и все действующие лица.

Женщина как-то странно держит ребёнка. Не прижимает к себе, как это делают все матери, а спиной к себе. Она готова отдать своего ребёнка. Взрослые люди на картине в одеждах, а дети – голенькие. Почему она не укроет ребёнка? Ведь ему же холодно, наверное.

Ребёнок – не грудное дитя, ему примерно около года. И он наверняка умеет ходить. Вон он какой толстенький, значит, здоров и аппетит хороший. Только всё-таки, почему без одежды? Своей головой ребёнок прижимается к щеке матери.

Никто не улыбается, все пребывают в состоянии глубокой задумчивости. Видимо, радоваться нечему и все это понимают. Даже маленькие ангелочки подпёрли рукой личико, и о чём-то думают.

Женщина – святая дева Мария, мальчик – Иисус Христос. На картине нет ни пола, ни стен, ни потолка. Она как-будто висит в воздухе. Мадонна как-будто идёт к людям. Лишь только темно-зелёные шторы «намекают» на то, что всё скоро закончится, и они будут закрыты. И за ними что-то будет спрятано от глаз человеческих.

Мария одета в красивое красное с синим длинное платье, голова покрыта длинной горчичного цвета шалью. Слева сидящая святая Варвара с непокрытой головой одета в яркие одежды. Длинная юбка тоже тёмно - синего цвета. Она прижала руки к груди, глаза опущены вниз. Она не хочет смотреть Марии в глаза. Как женщина женщину, она понимает и сочувствует ей. Её образ выражает покорность и благоговение.

По другую сторону от Марии святой Сикст упал на колени. Лицо его обращено к Марии, рука показывает направление, куда ей надо идти. А маленькие детки с крыльями положили ручонки как-будто на край, не понять чего. Раз есть занавес, значит, это край сцены. У обоих ангелочков глаза обращены наверх. Интересно, что они там увидели?

Такое ощущение, что все действующие лица всё знают и понимают. Но другого выбора нет. Эту картину мог нарисовать только тот человек, и ясно, что это мужчина, который никогда не расставался со своим ребёнком.

Описание картины Рафаэля Сикстинская Мадонна

Прошло 500 лет с тех пор, как великий итальянский живописец Рафаэль Санти создал лучшую свою работу "Сикстинская Мадонна", и, наверное, нет на земле человека, которому не была бы знакома эта картина. Написанная для монастыря Святого Сикста, в настоящее время она хранится в Дрезденской галерее.

С полотна довольно внушительных размеров на зрителя с надеждой, печалью и тревогой смотрит Богоматерь с Младенцем на руках. На ней простая одежда, босыми ногами она легко ступает по облакам. Юная Богородица несёт своего сына к людям, доверчиво надеясь на то, что мир будет добр к нему, не причинит ему вреда. Но в то же время Дева Мария полна смирения и понимания, что она должна выполнить волю того, кого держит на руках.

Младенца Спасителя художник рисует крупным и сильным ребёнком. Его взгляд не по-детски серьёзен. В отличие от своей матери, он точно знает о своём великом предназначении: выполнить волю Бога-отца и стать спасительной жертвой для человечества.

Благоговейно взирает на Богородицу и Христа, преклонивший колени Римский Папа Сикст IV. Его изображение помещено в левой стороне картины. Справа у ног Богородицы художник поместил святую Варвару Её взгляд обращён вниз, на Землю, туда, где Христа ожидает распятие. Одежды этих святых несравненно богаче и ярче простых красно-синих одеяний Богородицы. Но эта простота не обманывает зрителя. Он видит спускающуюся с небес Царицу, отдающую своё дитя во имя спасения людей на Земле.

За спиной Девы Марии художник прорисовал едва заметные лики ангелов, которые на первый взгляд кажутся лёгкими облачками. Некоторые искусствоведы утверждают, что это души ещё не родившихся людей. Внизу изображены два маленьких ангела, очень напоминающих обычных уличных сорванцов. Один из них даже потерял где-то своё крылышко. Но и они, захваченные важностью и торжественностью момента, внимательно и задумчиво наблюдают за происходящим чудом схождения Бога на Землю.

Рафаэль многократно изображал Деву Марию на своих картинах. Не именно "Сикстинская Мадонна" стала таким сплавом прекрасной композиции, гармонии, смысла, который вот уже пять веков восхищает и завораживает зрителя.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Отдых после боя Непринцева 8 класс

    В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

    Анна Николаевна является одним из второстепенных персонажей произведения, сестрой главной героини романа Веры Николаевны Шеиной.

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста



Рассказать друзьям