«Мелодия весны». Конспект музыкального тематического занятия в старшей группе с использованием активных методов обучения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Задачи музыкального занятия: ; учить передавать содержание и интонацию музыки при помощи ритмопластики и ;

способствовать формированию умения воспроизводить элементарный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах; формировать умение пропевать простые звукоподражания; развивать внимание, память, воображение, мышление, ; , чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Материал: костюм Весны, плоскостные фигурки птиц (воробей, ласточка), детские музыкальные инструменты, ковёр, стилизованный под весеннюю полянку; фонозаписи: пение птиц (коллекция «Звуки природы»), песня «Автобус» (коллекция «Популярные песни для детей»), «Капельки» А. Майкапар; «Полянка», «У кого какая песня» (Т. Боровик, коллекция «Весна»).

Ход тематического музыкального занятия для детей старшей группы с НФОДА

Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал под фонограмму пения птиц, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (М.р.). Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня на занятии. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Ответы детей.)

М.р. Всё ярче светит солнышко, тает снежок, звенит капель. Скоро распустятся деревья, и всё вокруг зазеленеет, запоют птицы… За нашим окошком - весна. Она вам нравится? (Ответы детей.)

М.р. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне, хотите? (Да.) Тогда садитесь все дружно в волшебный автобус, который доставит нас куда надо.

Основная часть.

Ритмодекламация « Автобус ». Музыкальный руководитель поёт текст и показывает движения, дети произносят звукоподражания и повторяют движения. Пока исполняется композиция, воспитатель устанавливает декорацию полянки.

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим,

И из окошечка глядим,

Всё глядим.

(Одной рукой поддерживают локоть, другой - подпирают щёку.)

Глядим назад, глядим вперёд -

Вот так вот, вот так вот.

Но что ж автобус не везёт, не везёт?

(Держат руку козырьком у глаз, поворачивают голову вправо-влево,

пожимают попеременно плечами.)

Колёса закружились -

Вот так вот, вот так вот.

(Двумя руками, сжатыми в кулачки, крутят вперёд.)

Вперёд мы покатились,

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат:

«Вжик-вжик-вжик! Вжик-вжик-вжик!»

Все капельки смести хотят:

«Вжик-вжик-вжик!»

(Руками имитируют движения «дворников» вправо-влево.)

Пускай автобус наш трясёт -

Вот так вот, вот так вот.

(Сидя, делают «пружинку».)

Мы едем-едем всё вперёд,

Вот так вот!

(Руками делают подачу вперёд.)

И мы не просто так сидим:

«Бип-бип-бип! Бип-бип-бип!»

(Пальцем впереди нажимают воображаемую «кнопку».)

Мы громко-громко всем гудим:

«Бип-бип-бип!»

Мы громко-громко всем гудим:

«Бип-бип-бип!»

(На проигрыш крутят воображаемый «руль».)

М.р. Ребята, посмотрите, куда мы приехали! Как красиво! Какая чудесная полянка! Тут и цветы, и молоденькие деревца, и травка зелёненькая… А как поют птички! Останемся здесь? (Ответы детей.)

Ритмопластическая композиция « Полянка » (модель Т. Боровик) на мышечную релаксацию. Музыкальный руководитель произносит произвольный текст по теме, сопровождая его ритмопластическими движениями, которые повторяют дети.

М.р. Весной всё вокруг оживает, радуется тёплому ласковому солнышку и от радости поет. Поют дождинки, капель, ветерок, птицы… У каждого есть своя весенняя песенка. Давайте вспомним, кто как поёт.

Ритмодекламация « У кого какая песня » (модель Т. Боровик).

Музыкальный руководитель поёт текст, дети произносят звукоподражания и повторяют движения.

У дождя какая песня?

У дождя такая песня:

«Кап-кап, кап-кап,

Кап-кап, кап-кап.»

(Дети стучат кулачками.)

А у ветра какая песня?

А у ветра такая песня:

«У-у-у-у-у-у-у!

У-у-у-у-у-у-у!»

(Покачивают руками из стороны в сторону.)

А у грома какая песня?

А у грома такая песня:

«Бом-бом, бом-бом, бом-бом, бом,

Бом-бом, бом-бом, бом-бом, бом.»

(Наклоняясь, стучат по коленям ладонями.)

А у листьев какая песня?

А у листьев такая песня:

«Ш-ш, ш-ш, ш-ш-ш,

Ш-ш, ш-ш, ш-ш-ш»

(Трут ладонями друг о друга.)

М.р. Весной пробуждается вся природа. Под ласковыми лучами солнышка тает снег, звенят ручьи. Повсюду начинает кипеть жизнь: в лесу просыпается медведь после спячки, над полями поют жаворонки. Звучит музыка Весны.

М.р. Внимание, ребята! Вы слышите эту чудесную музыку? Не сама ли Весна идёт к нам навстречу?

Входит Весна. Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас у себя в гостях! Слышала я, как ждёте вы моего прихода. Вы можете помочь мне поскорее прийти, если растопите сосульки.

М.р. Весна, мы очень долго ждали встречи с тобой и даже подготовили тебе музыкальный сюрприз. Послушай, пожалуйста, наш детский музыкальный оркестр.

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться,

Стали каплями кидаться.

Целый день идёт трезвон:

Дили-дили-дили-дон!

Игра на детских музыкальных инструментах: А. Майкапар «Капельки» (модель Т. Тютюнниковой).

Весна. Спасибо, ребята! Замечательно играли, молодцы! После такой капели я точно скоро приду и приду не одна, а с моими друзьями. А вы знаете моих друзей? (Ответы детей.)

Весна показывает фигурку воробья.

Весна. Я люблю своих друзей -

Зачирикал воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.

Спой со мною, не робей, -

Предложил нам воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.

Давайте и мы споём песенку воробья.

Дети вместе с Весной повторяют звукоподражание, после чего она показывает фигурку ласточки.

Весна. Ласточка в гости к нам прилетела,

Села на домик и песню запела:

Чив-чив-чив, это я

Прилетела к вам, друзья!

Ребята, ну-ка повторите услышанную песенку!

Дети повторяют звукоподражание.

Весна. Большое вам спасибо, что пришли ко мне в гости, что своей музыкой разбудили меня! Ждите меня! До скорой встречи! (Уходит.)

Звучит фрагмент фонограммы « Автобус ».

III. Итог занятия.

М.р. Вот и подошла к концу наша с вами прогулка. Вам она понравилась? (Да.) Пора нам обратно в детский сад возвращаться. Что мы расскажем о своём путешествии?

Взрослый произносит слова, а дети повторяют движения.

В гости мы к Весне ходили,

(Машут кистями к себе.)

Лучик солнца получили

(Руки вверх и в стороны.)

Мы Весне поклонимся,

(Кланяются.)

С нею мы подружимся.

(Хлопают в ладоши.)

Дети под музыку выходят из музыкального зала.

Конспект тематического музыкального занятия подготовила Е. Авхименко

Ольга Бармина
Тематическое музыкальное занятие «Весна» в подготовительной группе

Цели и задачи :

Эмоционально откликаться на музыку различного характера в танцевальных композициях; выразительно передавать через движения музыкальные образы .

Совершенствовать вокальные навыки.

Продолжать учить детей играть в ансамбле простейшие мелодии.

Учить восприятию музыкальной образности в пьесах композиторов – классиков; русских народных песнях.

Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Ход занятия:

Поводом к проведению занятия может служить получение перед занятием видео – звонка из скайпа от Художника :

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно я побывал на выставке ваших рисунков и был очень обрадован вашим умением рисовать людей, животных и птиц. Чтобы изобразить зимний пейзаж, вы рисовали на цветной бумаге, и хорошо был виден всюду лежащий снег.

Не за горами весна ! Яркое весеннее солнце разбудило спящую зимним сном природу. Растает снег, прилетят с юга птицы, зазеленеет трава, распустятся первые цветы. Весной для художника настанет чудесная пора. Каждая краска просится на холст! Представьте-ка, что можно нарисовать весной в саду , в парке, или в лесу за городом. Так что юные художники, внимательно всматривайтесь в окружающий мир, постарайтесь увидеть волшебные краски весны и запечатлеть их в своих рисунках. До свидания, мои друзья! Ваш Художник. (машет рукой)

(скайп выключается)

Далее следует общая беседа музыкального руководителя с воспитателем и детьми о приметах весны в природе , о том, что происходит в жизни людей весной , каковы народные традиции встречи весны .

Исполняется весенняя закличка «Гуканье Весны »

(Слова и мелодия народные)

Если дети учили закличку заранее, можно предложить им спеть её а-капелла (с воспитателем и самостоятельно) .

Муз. рук.: Вот мы и позвали весну-красну !

Музыкальный руководитель читает стихотворение Агнии Барто «Весна идёт » , затем приглашает детей подойти к столику с музыкальными и шумовыми инструментами.

Муз. рук.: Давайте, мы с вами, ребята, изобразим с помощью музыкальных и шумовых инструментов первый весенний дождик!

Исполняется песенка «Кап – кап» (на металлофонах, треугольниках, бубнах) – совершенствуем навыки игры в ансамбле простейших мелодий.

Можно сказать детям, что о приходе весны рассказал всем весенний ветерок, он принёс запах талого снега; после этих слов музыкальный руководитель предлагает детям выполнить упражнение :

«Ветерок и ветер» (Е. Тиличеевой) – используются словесный метод – образное сравнение, и практический – напоминание, исполнение, поощрение.

Муз. рук.: Пробудившись от весеннего ветерка деревья скоро выпустят из почек молодую зелень и позовут ребят погулять по лугам, да хороводы поводить. Всегда на Руси любили весенние хороводы и песни!

Дети берутся за руки и исполняют «Русский хоровод» (рус. нар. мелодия в обр. В. Иванникова) – закрепляем мягкий шаг на всю ступню и ходьбу «змейкой» .

На занятии с весенней тематикой нельзя обойти вниманием важное событие в это время года – прилёт птиц. Имеется богатый музыкальный материал , так или иначе отражающий жизнь птиц весной .

Для раскрытия этой мысли могут быть использованы фортепианная пьеса П. Чайковского «Песня жаворонка» , песня Львова-Компанейца «Кто придумал песенку?» , романс М. Глинки «Жаворонок» , «Хороводная песня» А. Филиппенко, «Жура – журавель» р. н. м., песня Чудова «Весна » и многие другие произведения.

Для занятия берутся два музыкальных произведения и сравниваются после прослушивания.

Обмен впечатлениями взрослых и детей после прослушивания музыкальных произведений .

Затем музыкальный руководитель предлагает детям послушать «Голоса птиц» (включается диск с голосами птиц : кукушка, скворец, соловей, журавль, грач) – можно прослушивание сопровождать показом ярких картинок с изображением птиц).

Муз. рук.: Хочу вам, ребята, предложить самим исполнить весенние песни.

О явлениях природы в весеннюю пору может рассказать русская народная песня «Как под наши ворота» (развитие слуха и голоса, - дети исполняют песню.

«Пришла матушка - весна » (песенное творчество) – исполнение детей хором и индивидуально.

«Ах, улица широкая моя» (музыкально -ритмическое творчество) – дети исполняют песню, сопровождая пение движениями. Можно дать задание детям самим придумать соответствующее движение; сравнение движений, поощрение.

Все песни из «Музыкального Букваря » Е. Тиличеевой написаны о весне , лете, поэтому очень легко перекинуть мостик к музыкально – дидактической игре «Узнай песенку по двум звукам» (совершенствовать ритмическое чувство) – звучит металлофон.

Попевку «Андрей–воробей» используем для подвижной игры «Догонялки» - кто спел чисто и ритмично, становится водящим и догоняет детей после слов музыкального руководителя : «Андрей – воробей, догоняй всех детей!»

Муз. рук.: Хорошо поиграли, были очень ловкими в игре!

В заключение занятия музыкальный руководитель выражает надежду на то, что ребята откликнутся на видео – обращение Художника и выполнят его просьбу. Когда дети принесут новые рисунки, они услышат новую прекрасную музыку о весне . Можно будет всем вместе после прослушивания выбрать те рисунки, которые подойдут к новой музыке .

Муз. рук.: До встречи, ребята! Ждём ваших творческих работ!

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо, что пришла к нам весна»

Цели: закреплять у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников, учить понимать содержание картин; учить определять характер, настроение, темп музыкального произведения («Подснежник» П. Чайковского); упражнять детей в чистом интонировании квинты сверху вниз, вырабатывать четкую артикуляцию («На зеленом лугу»); закреплять умение передавать ласковый, спокойный характер песни («Пришла весна» Е. Тиличеевой); развивать чистоту певческой интонации; упражнять в составлении композиции из весенних цветов; развивать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой («Вальс цветов» П. Чайковского).

Предварительная работа.

1. Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.

2. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

Воспитатель . Отгадайте загадку:

Солнце пригревает,

Снег тает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель (задает детям вопросы). Какие признаки весны вы еще знаете? Назовите весенние месяцы. Каким месяцем начинается весна? (Ответы детей)

Воспитатель . Вспомните пословицы и поговорки о весне.

Дети.

Вода с гор течет, весну за собой ведет.

Апрель с водой, май с травой.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна делами, а осень пирогами.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана.

Воспитатель (задает детям вопросы). Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас эти картины?

Дети . Вызывают чувство радости, веселое настроение.

Воспитатель . Как вы догадались, что это весна? (Ответы детей)

Дети внимательно рассматривают первую картину и слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Эта картина называется «Март», написал ее художник И. И. Левитан. Март - самый холодный из всех весенних месяцев. Поэтому художник написал свою картину в холодных тонах. Небо ярко-синее, но на земле еще лежит снег, он серо-голубой. На дороге снег уже растаял, видна земля. Дом освещен ярким мартовским солнцем. На тем- но-зеленом фоне сосен художник выделил золотистые стволы осин. Чувствуется приближение весны, природа проснулась.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следующую картину («Март» Н. Ромадина) и рассказать о ней. Педагог обобщает рассказы детей.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил весенний пейзаж, кругом тает снег, и среди сугробов образуются озерца воды. Деревья стоят еще голые. Художник использует темные цвета, чтобы ярче выразить холодный, пасмурный весенний день.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Дети отвечают на вопросы:

Как называется эта картина?

Кто написал ее?

Что на ней изображено?

Расскажите, что нового вы узнали о весне по картине.

Воспитатель дополняет рассказы детей. Педагог обращает внимание детей на картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рассказывает о ней.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил половодье весной. Небо серого цвета. Деревья тянутся к свету. Снег везде растаял, вода затопила березовую рощу, дома. Берег освещен ярким солнцем. Левитан передал в своей картине образ русской весны. Земля еще голая и сырая, но уже все готово к пробуждению. А пока над широким разливом сияет ласковое и веселое солнце.

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Какие стихотворения русских и современных поэтов созвучны настроению этих пейзажей?

Дети читают стихотворения «Весна» А. Плещеева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева и др.

Музыкальный руководитель читает стихотворение Я. Коласа «Подснежник»:

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тиха и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Музыкальный руководитель . Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Предлагает детям послушать пьесу П. Чайковского «Подснежник». Показывает портрет композитора. Звучит в грамзаписи фрагмент пьесы «Подснежник».

Музыкальный руководитель . Какой характер произведения, темп? Какое содержит в себе настроение эта пьеса?

После ответов детей показывает им картину «Подснежники», предлагает еще раз послушать пьесу П. Чайковского.

Музыкальный руководитель . Отгадайте музыкальную загадку.

Исполняет на дудочке русскую народную песню «На зеленом лугу». По ритмическому рисунку дети узнают и называют песню.

Первый раз песня исполняется всей группой в тональности ми мажор естественным, легким голосом (музыкальный руководитель напоминает о певческой установке, посадке: спина прямая, ноги вместе, руки ближе к телу).

Педагог обращает внимание детей на точное пропевание квинты («их-вох»). Предлагает детям показать скачок мелодии на музыкальной лесенке и дирижерским жестом.

Ребята поют песню в фа мажоре по рядам: первый ряд поет «вох», второй ряд - весь остальной текст.

По просьбе музыкального руководителя дети поют песню в соль мажоре по рядам, четко и внятно произнося слова.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Спрашивает детей, как называется песня. Просит чисто поющего ребенка напомнить, как нужно петь эту песню. Говорит, что начинать петь нужно сразу после вступления, не забывать брать дыхание между фразами.

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Музыкальный руководитель обращает внимание на произношение слов, показывает, как выполнить дикционное упражнение: проговаривание слов второго куплета одними губами. Дети проговаривают дикционное упражнение и поют песню стоя.

Музыкальный руководитель просит детей пройти к мольбертам.

Воспитатель. С наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

Составьте букет из весенних цветов на фланелеграфе.

Дети создают композицию из тюльпанов, подснежников, составляя их из отдельных элементов (изображений лепестков, листьев, стебельков). По окончании работы дети садятся на места.

Музыкальный руководитель. Вы, ребята, молодцы, составили красивые весенние букеты. Предлагаю вам послушать «Вальс цветов» П. Чайковского. Вы можете потанцевать под «Вальс цветов».

Все цветы нежные, хрупкие, вы, представляя их, должны передать эти качества в своих танцевальных движениях.

Дети импровизируют в танце, музыкально-ритмических движениях, стараясь показать характер музыки, вальсовый ритм, трехдольный размер, плавность, легкость, нежность.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия.

Музыкальный руководитель. Вы побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Прощается с детьми. Дети уходят из зала.

Жанна Анисимова
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Весна»

Тема открытого занятия «Весна »

Цель деятельности : Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности .

Интеграция областей : «Здоровье» , «Коммуникация» , «Познание»

Задачи :

1. Образовательная : - обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус , развивать музыкальную память .

2. Развивающая :

Развивать танцевально-игровое творчество;

Развивать музыкальную память ;

Развить творческую активность детей в музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения)

Развивать мелкую моторику, координацию движений;

3. Воспитательная :

Воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к музыкальной деятельности ;

Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки;

4. Оздоровительная :

С помощью распевки, дыхательной гимнастики, речедвигательных упражнений, укреплять физическое и психическое здоровье.

Методы и приёмы : наглядно-действенный, игровой, метод практической деятельности, погружение в музыку , вопросы к детям, использование ИКТ.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в группу , их встречает музыкальный руководитель .

I. Музыкальный руководитель .

Здравствуйте, дети! Ребята как называется музыка , под которую вы вошли? (Это марш)

Почему вы так решили? (Под эту музыку удобно двигаться , маршировать)

Отметьте хлопком в ладоши те слова-определения, которые по вашему мнению, характеризуют данную музыку : спокойный, энергичный, грустный, бодрый, веселый, печальный, жизнерадостный.

II. Музыкально-ритмическая игра «Здравствуйте» .

Давайте поиграем в игру «Здравствуйте» . Вы любите здороваться?

III. «Определи музыкальный жанр » .

Работа с карточками. Звучат фрагменты песни, танца, марша. Дети должны показать соответствующую карточку с поющей девочкой, марширующим мальчиком и танцующими детьми.

IV. «Отгадай песню» .

Музыкальный руководитель .

Дети, кто знает какой скоро праздник? (День Победы)

Дети слушают мелодии песен и называют названия песен. («Катюша» , «Смуглянка» , «День Победы» ).

Эти песни все о войне, о фронтовиках…

А теперь дети давайте вспомним и споем песню «Дорообо сандал саас» .

О чем эта песня?

Как надо петь эту песню? (Весело, задорно, радостно)

V. Загадка о цветке.

Саас кэнниттэн, ханнык дьыл кэмэ кэлэрий?

Сирбит тугунан симэнэрий?

(Сибэккииннэн)

Молодцы, правильно отгадали. А чтобы нам стало еще веселее, предлагаю исполнить танец «Цветы» .

VI. Музыкальный руководитель .

Какое время года настало? Весна – стало на улице светло, тепло.

Давайте дети отправимся на прогулку в лес. Послушаем как шумит весенний лес. (Звучит веселая музыка )

Я предлагаю вам прослушать произведение композитора Петра Ильича Чайковского «Весна » . (Показ иллюстрации с изображением весеннего пейзажа) .

Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?

Какая музыка по настроению ?

Давайте помечтаем, какую еще картину можно себе представить?

Прослушивается отрывок произведения. (Рассказы детей) .

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

В группе попробуйте изобразить в рисунках самые интересные моменты.

Спасибо за занятие . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе «Пришла настоящая весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик». Конспект интегрированного.

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Сказка про балалайку» Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе Тема: «Сказка про балалайку». Задачи: Формировать музыкальную культуру на основе.

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе «Весна-весняночка» Цель:Обобщение представлений о весне. Задачи: Образовательные: Обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Расширение,.

Конспект открытого музыкального занятия в младших группах В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ЦЕЛЬ: Создать благоприятную, радостную атмосферу, развивать интерес к музыке. ЗАДАЧИ: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости.

Конспект открытого музыкального занятия «В поисках Бобика» во второй младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Цветочный город» г. Петрозаводск Музыкальный руководитель первой.

Конспект открытого музыкального занятия во второй младшей группе «Маша и волшебные коробочки» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное.

Доминантное занятие по восприятию музыки в

Подготовительной группе

«Музыкальная весна»

Задачи: Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений, выделять части произведения.

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой танцевальной деятельности.

Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.

Расширять знания детей о музыке.

Ход занятия.

Звучит музыка «Утро» Э. Грига. Дети спокойно входят в зал.

Педагог: Ребята, я вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А почему?

Дети: Потому что звучит музыка, светит солнышко.

Педагог: Да, светит солнышко, звучит музыка. А еще потому, что к нам сегодня пришли гости, а мы гостей любим и всегда им очень рады. Давайте подарим им свою любовь, поприветствуем их.

Дети машут гостям.

Педагог: А вы обратили внимание, под какую музыку мы вошли в зал?

Дети: «Утро» Эдварда Грига.

Педагог: Правильно. Григ – норвежский композитор и в своей музыке он часто воспевал красоту своей Родины, которую очень любил.

А в этой музыке мы представляем картину просыпающейся природы.

А когда еще вся природа пробуждается ото сна?

Дети: Весной.

Педагог: Да, весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. А сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Шумят ручьи! Блестят ручьи.

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Мы с вами на предыдущих занятиях слушали музыкальное произведение с таким названием «Весна». Давайте вспомним (Слушают фрагмент). Кто написал эту замечательную музыку?.

Дети: Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

Педагог: О ком хотел рассказать композитор своей музыкой?

Дети: О радостном щебетании птиц.

Педагог: Да, наверное, они вьют себе гнездышки и радуются весеннему солнышку.

Давайте с вами сейчас поиграем. Девочки будут птичками, которые радуются возвращению на родину и вьют себе гнездышки: ищут пушок, соломинки, делают себе уютные домики. Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождем. Мы дадим им в руки «струи дождя»

Дети импровизируют под музыку «Весна» А. Вивальди

Педагог: Весной появляются первые цветы. Какие?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети: Подснежники.

Педагог: Они такие маленькие, нежные, беззащитные, даже не верится, что когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

У русского композитора П.И.Чайковского тоже есть цикл «Времена года», в котором 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. И сейчас мы послушаем произведение «Апрель. Подснежник». Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Перед этой пьесой стихотворение Майкова.

Педагог читает стихотворение,

Исполняет «Подснежник» П.И.Чайковского.

Педагог: Как рассказывает музыка о природе. Какая она?

Дети: Нежная, иногда взволнованная

Педагог: Да, музыка трепетная, по весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше (Звучит фрагмент)

Но звучит она то светло, высоко, то более тревожно, низко. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно, ненастно (Звучит фрагмент).

Здесь есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка (Звучат 25-32 такта) Кажется, что цветок подснежника покачивается на ветру.

Но потом снова выглянуло солнышко и музыка опять стала светлой, ласковой (Фрагмент)

Мы с вами знаем, что каждое музыкальное произведение можно изобразить схемой, как меняется настроение музыки (показать карточки – радостное, спокойное, тревожное) Послушайте произведение еще раз, посмотрите на схемы, как вам кажется, какая схема подходит к этому произведению.

Дети слушают произведение еще раз полностью, выбирают подходящую схему и объясняют.

Педагог: Весной появляются не только подснежники, но и другие весенние цветы. Вы знаете стихи о таких цветах?

Дети читают стихи.

Педагог: Ну вот, распустились уже и фиалки, и ландыши, и нарциссы, и тюльпаны. А мы с вами знаем очень красивую музыку, в которой танцуют все цветы.

Дети: «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Педагог: Сегодня этот вальс мы попробуем сыграть оркестром. А я у вас буду дирижер.. Под тихую, спокойную, ласковую музыку будут играть спокойные инструменты – маракасы, погремушки, тихонько звенеть колокольчики, металлофоны – легкое глиссандо. А когда музыка зазвучит ярко – будут играть бубны, румбы, треугольник, тарелки.

Инструментальная импровизация под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Педагог: А теперь на нашу цветочную поляну прилетели маленькие сказочные существа. Кто это?

Дети: Эльфы.

Педагог: Под какую музыку они танцуют свой танец?

Дети: «Танец эльфов» Э.Грига.

Дети импровизируют под музыку.

Педагог: Ну вот и подошло к концу наше занятие «Музыкальная весна». Я очень довольна вами, мы меня сегодня порадовали, очень понравились, А мне бы сейчас хотелось узнать, что больше всего вам понравилось на этом занятии.

Дети высказываются.

Педагог: Спасибо вам, а еще большое спасибо нашим гостям за то что они так внимательно слушали нас, поддерживали. Давайте попрощаемся с ними.




Рассказать друзьям