Методика создания бизнес плана. Основные этапы разработки бизнес-плана

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современные предприятия с переходом России на рыночные отношения перешли на планирование своего бизнеса вместо применения нецивилизованных форм.

Бизнес-планирование это разработка экономического плана ведения бизнеса, где успех играет важную роль. Для достижения этого успеха необходимо проводить анализ состояния рынка, анализ конкурентов и их продукции, проводить анализ своего положения на рынке и свой потенциал.

Таким образом, бизнес-план - это документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия .

Бизнес-план служит трем основным целям:

  • 1. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • 2. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
  • 3. Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

  • - какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
  • - каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
  • - какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
  • - сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
  • - каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
  • - какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
  • - какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
  • - каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить .

При разработке бизнес-плана необходимы знания в разных областях: менеджмент, маркетинг, финансы, управление, планирование.

Разработав план ведения хозяйственной деятельности, это не значит, что успех уже в «кармане», необходимо уметь эффективно управлять ресурсами, финансами, рабочими. Составленный план позволит объективно оценить проект, создать основу для привлечения инвестиций для реализации проекта.

Бизнес-план это будущее предприятия, он описывает все его аспекты, дает характеристику и причинам появления проблем, которые могут возникнуть, риски. Иначе говоря бизнес-план отвечает на вопрос, а выгодно ли инвестировать этот проект, будет ли отдача от него, когда окупиться и какие будут затраты и расходы на внедрение инновации на предприятие? На все эти вопросы ответит бизнес - план, который должен быть разработан с участием не посредственно руководителя предприятия, а не каким-то специализированным агентством. Руководитель должен пропустить этот план через себя, это должна быть его идея и разработка.

После завершения работы над планом разработчикам необходимо посмотреть на него критически, понятны ли основные положения, реален ли он, смоделировать возможные изменения в бизнесе, оценить наилучший и наихудший сценарии развития ситуации, создать план на случай непредвиденных обстоятельств, сформировать план действий, распределить обязанности, уточнить даты.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия, его точность и достоверность количественных показателей, содержательность в качественном обосновании идей проекта. Структура бизнес плана рассматривает каждый, экономически важный раздел, как для вновь проектируемого предприятия, так для существующего. Этим он и отличается от других существующих планов .

Бизнес-план, является, подобно технико-экономическому обоснованию, четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения.

Единой универсальной структуры бизнес-плана не существует. Однако выделяют все же основные разделы бизнес-плана, которые содержат информацию, направленную на реализацию целей бизнес-планирования.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

  • 1. Титульный лист
  • 2. Оглавление
  • 3. Обзорный раздел (резюме)
  • 4. Описание предприятия
  • 5. Маркетинговый план
  • 6. Производственный план
  • 7. Финансовый план
  • 8. Приложения

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных предприятий и проектов не совпадают. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки .

Первым шагом в подготовке бизнес-плана является определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план.

Второй шаг в работе над бизнес-планом предполагает определение источников нужной информации.

Третьим шагом в работе над бизнес-планом становится определение конкретной целевой аудитории пользователей бизнес-плана - будут ли это только внутренние пользователи предприятия или также внешние пользователи, которых предприятие хотело бы привлечь в качестве инвесторов, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные компании.

Выбор круга пользователей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности предприятия, экономических показателей (предприятие, рассчитывающее на получение банковского кредита, в бизнес-плане должно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности, предприятие, рассчитывающее на привлечение инвестиционных компаний, в бизнес-плане приводит обязательный расчет показателей эффективности проекта).

Четвертым шагом разработки бизнес-плана является утверждение общей структуры создаваемого документа .

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе возможно заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимый опыт и знание для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники - работники предприятия, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды, также это могут быть привлеченные внешние консультанты, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка.

Шестой шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Титульный лист бизнес-плана - это визуальное обращение от предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя, поэтому титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным .

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы. Кроме того, указанные страницы в оглавлении, должны соответствовать фактическом нахождению того или иного раздела в тексте.

Бизнес-план должен начинаться с выводов. Выводы должны быть краткими. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок.

Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста.

Описание предприятия.

Настоящий раздел представляет собой тщательное описание предприятия. В этом разделе необходимо четко и кратко объяснить два основных момента:

Что представляет собой предприятие как средство получения прибыли;

На чем будет основана его успешная деятельность.

Контрольный список вопросов для описания раздела

  • - описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и квалификации персонала;
  • - описание целей бизнеса:
  • - описание стратегии бизнеса;
  • - на какой стадии находится бизнес в настоящее время?
  • - какие стадии роста могут быть достигнуты в прогнозируемом периоде?
  • - описание основных характеристик продукции и услуг:
  • - цены и качества;
  • - стоимости в сравнении с конкурентами;
  • - любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены;
  • - правил и положений, и как их следует соблюдать;
  • - общее описание рынка:
  • - к какому рынку будете стремиться?
  • - создает ли данный бизнес новый спрос или удовлетворяет уже существующий спрос?
  • - каков потенциальный рост рынка?
  • - чем является продукция для покупателя?
  • - кто является покупателями (например, оптовые закупщики, экспортеры)?
  • - кто является конкурентами и какова их доля на рынке, их сильные и слабые стороны?

План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес-плана не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами. В конечном итоге предприниматель выходит на рынок:

  • - с определённой продукцией,
  • - предлагая её по определённой цене.
  • - в определённом месте,
  • - используя определённые методы продвижения .

Маркетинговая стратегия должна затрагивать как минимум эти четыре пункта. Конкретное сочетание таких составляющих, как продукт, его продвижение, место (каналы доставки потребителю) и цена, варьируют в зависимости от типа бизнеса.

Какой бы продукт или услугу ни предлагали, как правило, на рынке всегда найдется альтернатива предложению. Поэтому очень важно смотреть на продукт не глазами человека, его продающего, а глазами человека, который может его купить или не купить. Иначе говоря, необходимо оценить выгоды, которые получит покупатель. Рекомендуется также включить в состав продукта, так называемый дополнительный продукт, т.е. то, что потребитель получает, ничего не доплачивая, в дополнение к собственно продукту.

Далее необходимо решить проблемы продвижения товара и его цены. Как правило, молодым предприятиям следует чаще занижать цену товара или услуг, нежели ее завышать. К сожалению, многие компании разоряются, так и не успев осознать эту необходимость. Следует помнить, что продукт будет поставляться на узкий сегмент рынка. Малое предприятие не конкурирует с «монстрами» - массовыми производителями, способными удерживать цену на сравнительно невысоком уровне. К примеру, это небольшие бакалейные лавочки, которые продают свои товары в той зоне, которая легко обслуживается большим супермаркетом. Тем не менее, некоторым удалось выстоять за счет того, что они предлагали услуги, которые не могли предложить многие конкуренты. Например, торговля поздней ночью или доставка товара на дом .

Есть несколько различных путей того, как сделать так, чтобы товары и услуги попали в руки к покупателю: это так называемые «каналы распределения». Как правило, под ними понимаются следующие варианты:

  • 1. Непосредственно к потребителю: собственными силами или через почту.
  • 2. Непосредственно к покупателям, которые используют продукты / услуги в продаже их собственных продуктов своим потребителям и покупателям.
  • 3. Через продавца в розницу.
  • 4. Через оптового продавца, который затем распределяет товары между продавцами в розницу (или промышленными покупателями).
  • 5. Через агента, который распределит товар между оптовыми продавцами и промышленными покупателями, которые, в свою очередь, распределят его между розничными продавцами.

Какой канал будет выбран, во многом зависит от набора факторов, в числе которых природа продукта, объем продаж, географическая область, в которой распространяются товары, связи в предпринимательской среде. Здесь необходимо помнить о том, что содержание канала распределения также будет стоить денег. Хороший оптовый продавец поможет избежать массы хлопот и затрат, упростить бумажную работу (к примеру, одна накладная вместо десятков), но за эту работу надо будет заплатить. Достаточно сказать, что затраты на распределение порой могут быть гораздо выше, чем допустимые, но их придется принять.

Перед тем как решить, какие использовать средства, когда разместить рекламу и сколько заплатить, важно точно знать, какова цель рекламной кампании. Также очень важно быть способным отреагировать на результаты рекламы. Недостаточное количество товаров и услуг для удовлетворения спроса не такой уж редкий случай даже в крупном бизнесе где, как считается, лучше умеют организовывать такие вещи .

Для бизнеса, который работает в основном на местном рынке, объявления в местном рекламном вестнике или даже простой таблички в витринах некоторых магазинов может быть достаточно. Лишние затраты ни к чему. Другой местный бизнес будет использовать местные газеты, регулярно или от случая к случаю (при прочих равных условиях регулярная реклама дает больший эффект, нежели случайная). Газеты публикуют просто объявления и тематически систематизированные рекламные объявления.

Некоторые средства дают мгновенную реакцию и потому являются особенно подходящими для определенных типов бизнеса. Объявления, помещаемые в почтовые ящики и раздаваемые на улице, также приемлемы для бизнеса, ориентированного на местных покупателей, и имеют преимущество в своей дешевизне.

Для бизнеса, ориентированного на более обширное географическое положение покупателей, могут использоваться региональные или национальные публикации .

Какой бы метод ни казался наиболее приемлемым, очень важно опубликовать рекламу вовремя. Здесь следует учесть необходимость планирования расходов на рекламу. Так как прежде чем реклама обеспечит поступления в виде выручки, а, следовательно, и прибыли, потребует существенных расходов. Очень важно рассмотреть сейчас один пункт.

Итогом принятых решений в рамках настоящего раздела является информация, которая станет основой для:

  • - установления объёмов производства продукта;
  • - определения объёмов реализации продукта, её структуры по составу и времени;
  • - расчёта расходов на продвижение продукта.

Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для вашей продукции (услуги) и в вашей способности ее продавать.

В рамках производственного раздела необходимо решить следующие задачи .

  • 1. Определить, что необходимо для того, чтобы начать производственный процесс
  • 2. Определить что необходимо для того, чтобы обеспечить текущую деятельность в рамках производственного процесса.

В производственном разделе бизнес-проекта необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  • 1. Где будет производиться продукт - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
  • 2. Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?
  • 3. На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые производственные ресурсы?
  • 4. Будут ли привлекаться трудовые ресурсы, требования к их квалификации, а также какова их стоимость?
  • 5. Какие могут быть ограничения объемов поставки ресурсов, производства и продажи продукции?
  • - имеющиеся ресурсы;
  • - возможность реализовать.

При разработке плана производства во времени рекомендуется придерживаться следующей схемы:

первый год - планирование помесячное;

второй год - планирование поквартальное;

третий и последующие годы - планирование по годовым показателям.

В этом разделе также необходимо привести расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции.

Раздел план - сбыта должен отображать все факторы, влияющие на реализацию продукции. Необходимо описать основные принципы ценообразования в зависимости от уровня спроса, издержек на производство и реализацию продукта, цен на соответствующую продукцию конкурентов, имиджа вашего предприятия. План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды.

Для формирования показателей по плану сбыта потребуется информация, проработанная в предыдущих разделах (анализ рынка, маркетинговая политика, а также производственная программа).

Главным итогом настоящего раздела должны стать два документа:

  • - сформированный план продаж на прогнозный период в разрезе источников поступлений и установленных временных параметров;
  • - смета расходов по продвижению продукта.

Финансовый раздел бизнес-плана поможет оценить способность предприятия обеспечивать поступление денежных средств в достаточном объеме для безубыточного обслуживания своего предприятия. В этом разделе тщательно прорабатываются и описываются потребности в финансовых ресурсах, а также необходимые источники и схемы финансирования, ответственность предприятия перед кредиторами и систему гарантии.

Данный раздел бизнес-плана предполагает ознакомление с основными финансовыми показателями: затрат подготовительного и основного периодов работы проекта, расчетов финансовых поступлений от проекта, расчетов налоговых платежей, финансовых прогнозов. Таким образом, в основе финансового плана предполагается составление бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств.

В этом разделе также можно привести схему возврата кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по возможной лизинговой сделке. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.

Для привлечения инвестиций должна быть подробно отображена такая информация: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, сроки окупаемости, а также могут быть раскрыты вопросы об уровне ответственности заемщиков, системы гарантий по своевременным выплатам, график этих выплат и прочие.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта .

В данном разделе необходимо привести следующие данные:

  • - бюджет доходов и расходов;
  • - бюджет движения денежных выплат и поступлений;
  • - общую потребность в инвестициях;
  • - источники финансирования;
  • - необходимые финансовые показатели эффективности проекта (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта);
  • - потребность в оборотном капитале;

Бюджет доходов и расходов отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия.

Таким образом, бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.

Основные причины ошибок бизнес-планирования на предприятиях следующие: недостаточность знаний и опыта для самостоятельной разработки бизнес-плана; недостаток времени для тщательной проработки разделов плана .

Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:

  • - занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора;
  • - не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);
  • - завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
  • - ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям); недостаточная проработка юридических вопросов;
  • - проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов:

Подготовительный (организационный) этап, в процессе которого определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет.

Первый этап можно разбить на ряд шагов:

Первый шаг. Определение целей написания БП.

Основными целями в данном случае можно назвать получение заемных средств из разных источников; создание внутренней убежденности в необходимости данного проекта; реклама проекта; независимая экспертиза проекта сторонними специалистами.

Второй шаг. Определение источников информации .

Всю информацию для разработки бизнес- плана привычно сгруппируем в две группы данных: первичная и вторичная информация.

К первичной информации относят информацию, собранную впервые для данного исследования

Вторичная информация- информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.

При выборе источников информации важными являются два момента: для какой цели пишется план и каков бюджет бизнес - планирования.

Методы сбора первичной информации многообразны - наблюдение, эксперимент, опрос.

Многообразны и источники вторичной информации:

Внутренние источники (отчеты фирмы о прибылях и убытках, бюджеты, отчеты о предыдущих исследованиях, архитектурные проекты, ПОС, ППР)

Внешние официальные источники (документы ГОССТРОЯ РФ, СниПы, другие нормативные и законодательные материалы)

Внешние периодические и научно- методические материалы (журналы, газеты, книги по планированию, управлению строительным производством, экономике и т.д.)

Внешняя коммерческая информация (материалы консалтинговых, аналитических фирм).

Третий шаг. Точное определение целевых читателей

Бизнес- план это документ, разрабатывающийся для целевых читателей, которые зачастую являются специалистами узкого профиля (банки, инвестиционные компании, индивидуальные инвесторы, потребители, органы государственной власти, общественные организации). Для каждого из целевых читателей необходимо использовать особый стиль написания, специфический понятийный аппарат, выбрать методику расчета показателей.

Четвертый шаг. Установление общей структуры документа.

Подробнее структура бизнес- плана мы рассмотрели в предыдущем параграфе.

Этап разработки плана по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный документ. Второй этап также можно разбить на ряд шагов:

Шаг первый. Сбор информации.

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес - проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.

Прежде всего, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди это покупают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет- информация.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста.

Производственная информация включает определение ресурсных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции либо на основе имеющегося у предприятия опыта.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

Сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

Оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его арендовать или нужно приобретать в собственность;

Накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Информация о имуществе фирмы может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займа и т.п.).

Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:

1) прогноз доходов и расходов на первые 2 года;

2) прогноз денежной наличности за тот же период;

3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план).

Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.

Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.

Вышеперечисленная информация непосредственно отражается в бизнес-плане.

Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.

В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:

Государственный инвестор инвестирует только капиталовложения. Финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;

Государственный инвестор прежде всего поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;

Государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых фирма (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.

Шаг второй. Непосредственное написание БП.

Предприниматель в дальнейшем имеет более системное и полное представление о слабых и сильных сторонах своей организации, основных направлениях ее деятельности, реальных шансах воплотить данный проект в жизнь;

Предприниматель получает дополнительный опыт плановой деятельности, которая является одной из функций менеджмента.

Этап обсуждения бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций. Авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию готовят аргументированное заключение. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке, либо о разработке нового варианта.

Заключительный этап, на котором выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.)

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает опреде­ление источников нужной информации.

Ими могут стать:

Учебники по бизнес-планированию;

Правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);

Фирмы по управленческому консультированию и другие по­добные организации;

Отраслевые издания;

Курсы по составлению бизнес-планов;

Аудиторские фирмы;

Знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится опре­деление целей его подготовки . Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно по­нять, что внутренние и внешние цели организации могут быть дос­тигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качест­венный план.

*Подавляющее большинство российских фирм остро нужда­ются во внешнем финансировании. Однако, обращаясь к кре­диторам - коммерческим банкам, многие потенциальные за­емщики не понимают важности предоставления серьезных обоснований своего предпринимательского проекта. Большин­ство предприятий ограничивается предоставлением ТЭО -технико-экономического обоснования, которое, как уже выяс­нили, имеет невысокую информационную ценность и служит специфически индустриальным целям. Между тем, как отме­чает председатель правления банка ВВБ В. Солдатов в ста­тье "Всеобщий бич - низкая кредитная культура", ни один банк и тем более ни один иностранный инвестор не дадут и гроша бизнесмену, который не умеет обосновать заявки, убе­дительно доказать, что будет эффективно использовать кредит, сможет вернуть его в срок, да еще с процентами ("Финансовые известия", 19.04.1994)*.

Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере слову и формальным отпискам доверять не, склонны.

Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяй­ственную информацию бизнес-план не может соответствовать це­лям привлечения инвесторов.

Наиболее распространенные недостатки при составлении биз­нес-плана российскими предпринимателями будут указаны при ха­рактеристике содержания его разделов.

Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планиро­вания, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели - привлечение инвесторов, могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим бан­кам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта. Во-первых, это вызовет дополнительное внимание к проекту. Как показали исследования, для рос­сийских коммерческих банков более привлекательным представля­ется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совме­стная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, рас­пределение прибыли, операции и т.д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходи­мые финансовые ресурсы. Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают не­обходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В ин­вестиционных управлениях коммерческих банков, учитывая отсут­ствие нужного опыта и знаний у российских предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив биз­неса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.


Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяс­нены, можно приступить к третьему шагу - точному определе­нию своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими ин­весторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.

* Венчурный, или рисковый, капитал - это коммерческие ор­ганизации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений - видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капитали­сты участвуют в финансировании бизнеса через систему дол­говых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельности венчурного капитала - вложение средств в рискованные пред­приятия для получения высокой прибыли.

В странах с развитой рыночной экономикой венчурный ка­питал - обычное, широко распространенное явление. Органи­зационные формы его различны.

Исторически первыми формами венчурного капитала были средства отдельных богатых людей, семейных организаций, инвестиционных банковских объединений. Эти венчурные ка­питалисты предпочитали финансировать уже созданные и раз­вивающиеся организации, не идя на риск вложений в новое дело. Затем возникли смешанные государственно-частные вен­чурные фонды (в США ~ малые инвестиционные компании), которые выбрали основной сферой своей деятельности созда­ваемые или недавно созданные малые предприятия. В последние три десятилетия появилось немало небольших частных венчурных компаний. Обычно они создаются в рам­ках товариществ с ограниченной ответственностью, парт­неры которых - страховые, пенсионные, благотворительные фонды или частные лица с высокими доходами. Ныне работают также отделения венчурного капитала при крупных фирмах, как финансовых, так и производительных. Существуют некоторые другие формы венчурного капитала. В общем, венчурный капитал пока слабо представлен в рос­сийской экономике. *

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон дея­тельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентиро­ванная на финансирование в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банков­ского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов,

имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

- титульный лист;

- резюме;

- историю своего бизнеса (если предприятие уже действует):

- описание продуктов (услуг);

- описание дел в отрасли, товарные рынки:

- конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

- производственный план;

План маркетинга;

Организационный план;

Финансовый план и оценку риска;

- план исследований и разработок;

- приложения (аппендикс).

Подробное описание каждого раздела бизнес-плана будет дано в следующем параграфе.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор инфор­мации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех лю­дей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и марке­тинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Перед тем как заняться сбором информации, полезно соста­вить вопросник, который включает существенные вопросы по каж­дому из разделов бизнес-плана.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании - непосред­ственное написание бизнес-плана . Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Главное правило здесь: предприниматель должен самостоя­тельно написать бизнес-план, даже если это требует большого ко­личества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты по­могают собрать необходимую информацию и осуществляют ее пер­вичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассисти­ровать предпринимателю.

Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

1. неполное и несистематичное знание предпринимателем сла­бых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

2. отсутствие периода обучения деятельности по планирова­нию, которое негативно скажется на будущих действиях организа­ции (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управлен­ческой деятельности);

3. неумение предпринимателя доказательно и глубоко проде­монстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам. И что не менее важно, - предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап в общем завершает процесс бизнес-планирова­ния, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седь­мой шаг. Он заключается в том, что предприниматель предлага­ет готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из автори­тетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его ра­боту на основе конструктивной критики.

Перед тем как передать бизнес-план заинтересованным чита­телям, необходимо тщательно продумать и составить их список.

И наконец, если бизнес-план был отклонен, не нужно впадать в отчаяние, напротив, следует трезво задуматься: почему это прои­зошло? По какой или каким причинам? Было ли это связано с не­брежным оформлением, плохим стилем? Или существуют более глубокие, содержательные причины: недоучет или переоценка пред­принимателем факторов своего будущего? В любом случае бизнес-план может быть переработан и усовершенствован, за исключением того варианта, когда выбраны заведомо нереальные ориентиры.

В целом работа по бизнес-планированию - это очень трудоем­кий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю прихо­дится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты по бизнес-планированию единодуш­ны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

В связи с нестабильностью условий рынка, последствий экономического кризиса, а также небольшим опытом работы российских предприятий в условиях рынка, невозможно осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями. Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.

Для этого, прежде всего, необходимо определиться с понятие бизнес-плана. Бизнес-план - это документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Исходя из данного определения, он должен, прежде всего, решать задачи улучшения финансового состояния организации. В этой связи наиболее актуально рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-плана.

Потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Практика российского бизнес-планирования позволяет выделить следующие области применения бизнес-плана:

подготовка инвестиционных заявок на получение кредитов в банках;

разработка проектов создания различных предпринимательских структур фирм, с целью предупреждения риска их разорения;

выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятия в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

привлечение различного рода инвестиций (в том числе иностранных) для развития предприятия.

Обязательность разработки бизнес-плана не закреплена законодательно. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что их составление продиктовано хозяйственной практикой. Бизнес-план решает задачи не только оперативного, но и стратегического планирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности своего развития, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом, бизнес-план выступает как один из способов налаживания хозяйственных взаимоотношений с поставщиками; посредниками; фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Бизнес-план можно составлять как на краткосрочный, так и на долгосрочный период, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости, этот процесс получил название реинжениринга.

Один из важнейших аспектов бизнес - планирования - это его методическое обеспечение. Это вопрос, сохраняющий свою важность как в ходе реализации бизнес-плана, так и при осуществлении контроля за ходом его выполнения. От его успешного решения зависит как уровень выплачиваемых дивидендов, так и уровень заработной платы и размер поощрения сотрудников. Среди методического обеспечения и указаний по составлению основных разделов бизнес-плана обычно предусматривается разработка Программы социальной защиты работников и акционеров. Естественно, что он интересует как собственников, так и персонал предприятия.

Специалисты рекомендуют также иметь график контрольных проверок, разработать перечень и форму периодических отчетов администрации и другие формы информирования инвесторов и работников предприятия о результатах проведения работ по составлению и реализации бизнес-плана.

Не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной формы и структуры бизнес-планов на предприятиях, но в то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы из разработки практически совпадают. Это позволяет при разработке бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления.

Важным методическим аспектом разработки бизнес-плана является построение его структуры, т. е. состава и содержания основных разделов. В этом процессе должна присутствовать определенная логика, которая исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:

оценки внешней среды для создаваемого предприятия;

описание желаемого результата для предприятия;

выбора наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.

В итоге должен получиться работоспособный бизнес-план, позволяющий понять, какие действия надо предпринять в маркетинге, производстве, технологии, менеджменте, финансовой структуре и т. п.

Для качественного контроля за выполнением плана, важно заранее установить контрольные точки, по которым можно определять, все ли идет, как намечено, то есть установить временные рамки. Краткосрочные планы обычно составляются на год, но можно следить за его выполнением и в течении года (квартал, месяц). Баланс доходов и расходов предприятия, ликвидность денежных средств, соответствие уровня запасов на складе плановым, выполнение производственных планов, качество продукции и услуг, дебиторская и кредиторская задолжности и прочее следует проверять регулярно, например раз в месяц. Система контроля должна быть простой и вместе с тем обеспечивать всех лиц, принимающих ключевые решения, своевременной информацией, чтобы в случае возникновения отклонений они могли вовремя принять корректирующие меры. Рационально проводить проверку баланса с помощью программ типа Альт-финансы. Как уже говорилось выше, бизнес-план может содержать различное количество разделов, приведем схему наиболее распространённого из них (рис. 1.3., 1.4).

Рис. 1.3 - Схема разработки бизнес-плана

Рис. 1.4 - Содержание типового бизнес-плана

Исходя из выше представленных схем последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

2. Проектируемый продукт или вид услуг

3. Оценка рынка сбыта

4. Конкуренция

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка риска и страхование

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования

Многие предприниматели понимают, насколько важно составить грамотный бизнес-план. Проект составляется и для привлечения инвесторов, и для понимания ориентировочных сумм по расходам на открытие бизнеса, и для определения его рентабельности. Рассмотрим, каковы основные этапы разработки бизнес-плана.

Порядок разработки бизнес-плана непосредственно зависит от его состава.

В разделе «Резюме» проекта важно заинтересовать инвестора в проекте и подтолкнуть его к прочтению всего документа. Именно поэтому первый раздел необходимо тщательно разработать. Часто резюме готовят в виде презентации, где и обозначают главные моменты и «фишки» бизнес-предложения.

«Сведения о компании» презентуются в проекте с двух сторон. Во-первых, это историческая справка о фирме, во-вторых, настоящая деятельность и будущие планы. При этом делается сравнительный анализ компании и ее конкурентов. Анализ конкуренции позволяет компании раскрыть свои преимущества, при этом нужно указать как слабые, так и сильные стороны иных компаний, а также в чем в дальнейшем возможно достичь преимущества перед ними и что для этого потребуется.

В «Производственном плане» проекта указывается все необходимое оборудование, которое предстоит закупить, и трудозатраты.

Одним из самых важных разделов наряду с резюме является финансовый план. Здесь указываются предполагаемые расходы, размеры привлеченных от инвесторов сумм, процентов по кредиту, порядок погашения задолженности. Сведения об окупаемости должны также присутствовать в содержании бизнес-плана при его разработке.

Отдельным пунктом следует изложить сведения о том, насколько проект финансово состоятелен, просчитать риски и потери.

Основные части проекта

Рассмотрим каждый из этапов в составлении проекта подробнее. При этом важно соблюдать последовательность разработки бизнес-плана. Это поможет разработчикам получить намного больше информации и структурировать ее.

Первый этап разработки бизнес-плана включает сбор информации и анализ целей, которые преследует этот документ. Вместе с тем необходимо определить, для кого он составляется. Если такой документ планируется составлять для инвесторов, важно одновременно и заинтересовать их, и подробно указать все финансовые особенности данного проекта. В документе должна присутствовать конкретная цель. Она должна быть не только привлекательной, но и достижимой при наличии всех указанных финансовых или временных условий.

На этом этапе важно придерживаться выполнения следующих задач:

  • решение организационных вопросов;
  • интеграция компании к существующей обстановке;
  • распределение доли расходов и доходов.

Сбор и обработка информации

На втором этапе важно собрать всю имеющуюся информацию, проанализировать и систематизировать ее. Сведения можно собирать как по внутренним, так и по внешним ресурсам. К внутренним относят профессиональный опыт, расчеты, профессиональные знания и умения. К внешним – информацию, полученную из интернета, иных открытых ресурсов, сведения о деятельности конкурентов. Последнее является одним из самых важных в основных этапах процесса составления бизнес-плана. Поскольку, основываясь на полученных сведениях, можно правильно их систематизировать и подготовить документ с конкретными конкурентными преимуществами, потенциалом будущей фирмы и возможными финансовыми вложениями.

Последними этапами составления бизнес-плана будут его разработка и согласование.

Ответственность за составление проекта можно возложить на:

  1. Сотрудников (менеджеров) компании. Этот вариант является наиболее распространенным и удобным, поскольку деятельность фирмы лучше всего знает ее руководитель и инициатор составления бизнес-плана. Имея на руках основные идеи и цель, можно обозначить суть и направленность документа, а разработку экономической части поручить финансовым работникам.
  2. Сотрудников специальных компаний, занимающихся разработкой бизнес-проектов. При этом необходима тесная связь с руководством фирмы-заказчика.

Следующим шагом будет обсуждение документа. Здесь необходимо задействовать консультантов и специалистов, которые смогут подробно проанализировать каждый раздел документа и внести при необходимости правки. В этом случае бизнес-план отправляется на доработку и после внесения изменений снова подлежит обсуждению. В дальнейшем инициатор составления документа или руководитель компании утверждает проект, и он передается для рассмотрения инвесторам или акционерам.

Как составить бизнес-план: Видео



Рассказать друзьям