Мореплаватель миклухо-маклай. Миклухо-Маклай Н.Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Николай Миклухо-Маклай родился 17 (5) июля 1846 года в семье железнодорожного инженера. Место рождения - село Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии.

Потомственное дворянство для семьи заслужил запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова. В 1858 году семья переехала в Санкт-Петербург, где Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Не окончив гимназию, Миклухо-Маклай стал вольнослушателем на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Учеба продолжалась недолго. Миклухо-Маклай, активный участник студенческих волнений, был отчислен из университета без права поступления в другие. Студенческое землячество поддержало опального товарища. Были собраны деньги, на которые он уехал в Гейдельбергский университет в Германии, где продолжил учебу - на философском факультете. Вскоре он перевелся на медицинский факультет Лейпцигского, а затем Йенского университета. Здесь он познакомился с известным зоологом Э. Геккелем, вместе с которым в качестве ассистента совершил путешествие на Канарские острова и в Марокко. Окончив университет, Николай Николаевич совершил самостоятельное путешествие по побережью Красного моря и 1869 году вернулся на родину.

Здесь Николай Николаевич перешел к активному изучению вопросов естествознания, антропологии, этнографии и географии, и следующей страницей в биографии Миклухо-Маклая становится длительное путешествие, в которое он отправился в 1870 году. На военном корабле «Витязь» он достиг Новой Гвинеи. Здесь, среди аборигенов (папуасов), он провел два года, изучая их быт, обычаи, религиозные обряды. Позже начатые наблюдения он продолжил на Филиппинах, в Индонезии, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах он вернулся на уже изученные берега северо-восточной Новой Гвинеи. Плохое самочувствие и общее истощение вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение продолжалось шесть месяцев. Средств вернуться в Россию не было, и он переехал в Австралию, где одно время жил у российского вице-консула.

Потом он перебрался к общественному деятелю, ученому-зоологу и председателю Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклею. С его помощью было реализовано предложение Миклухо-Маклая - строительство Австралийской зоологической станции, которая в дальнейшем получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах он - участник экспедиции на острова Меланезии и снова возвращается в «родные» места Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай вернулся в Россию. В его планах было строительство русской станции и русского поселения в Новой Гвинее, но никто их не поддержал. Практически безрезультатно закончилась и аудиенция у императора Александра III. Правда, небольшая помощь все-таки была оказана: погашены долги и выделены средства на дальнейшие исследования и издание научных трудов.

В 1883 году Николай Николаевич вернулся в Австралию, где женился на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца.

В 1886 году ученый снова приехал в Россию и предложил императору «Проект развития Берега Маклая» в целях противодействия колонизации острова Германией. Положительного решения по данному проекту так и не было принято.

2 (14) апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Виллие в Санкт-Петербурге. Изношенный организм не смог справиться с обострившимися болезнями.

После смерти Николая Николаевича его жена и дети вернулись в Австралию. В знак высоких заслуг ученого до 1917 года они получали пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III и Николая II.

В 1996 году в ознаменование 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

Мореплаватель Миклухо-Маклай

Николай Миклухо-Маклай был этнографом, исследовал жизнь племен, населявших тропические острова. Проявив огромное мужество и бесстрашие, он сумел подружиться с папуасами Новой Гвинеи и до сего времени, по прошествии почти полутора столетий, память о нем там священна.

Успех ученого может объясняться тем, что он считал туземцев такими же людьми, как он сам, относился к ним с уважением, без того чувства превосходства, какое было свойственно некоторым путешественникам. Своими работами он доказал ненаучность расизма.

Миклухо-Маклай учился в Петербургском университете, в университетах Германии, где изучал философию и медицину. Жил впроголодь, но работал необыкновенно много. Первая его научная поездка - на Канарские острова в 1866 году. Два года он работал там с великим зоологом Эрнестом Геккелем, потом - на острове Сицилия и на почти совсем неизученном Красном море.

Он был уже опытным зоологом, когда главным его интересом стала антропология - наука о человеке, а затем и этнография. Эта наука сделала его мореплавателем.

В свое первое плавание он отправился в 24 года - к берегам Новой Гвинеи на корвете «Витязь». Во время захода судна в Англию он сумел получить несколько приборов и провел исследования в Атлантическом и Тихом океанах: измерял глубины, температуру воды и соленость на разных уровнях. Также первыми были и его метеорологические наблюдения на берегу Новой Гвинеи, который теперь на карте мира обозначен как Берег Маклая. С 1871 по 1883 годы Маклай совершил более 15 плаваний, и провел в океане в общей сложности около трех лет, посетив девять морей и только в тропиках преодолев около 175 тысяч километров. Если же к этому добавить переходы из Петербурга в южные моря и обратно, то путь достиг бы трехсот тысяч километров. Это почти расстояние от Земли до Луны. И на каких только судах не приходилось ему плавать: - и на русских военных кораблях, и на пассажирских пароходах разных стран, и на совсем небольших промысловых шхунах, и на туземных лодках.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Для папуасов Мак лай был, как мы сейчас сказали бы, инопланетянином, да и они для него были тоже людьми другой цивилизации. И проблема была та же, что при встрече обитателей разных планет: найти контакт, обнаружить что-то общее, связующее. Ведь те, кто уничтожал негров и индейцев, обращал их в рабство, не считали их за людей, во всяком случае, за полноценных людей.

Вот как описал он свою первую встречу с папуасом, когда его оставили одного на берегу Залива Астролябии: «Послышался шорох... Я увидел в нескольких шагах, как будто выросшего из земли человека, который поглядел в мою сторону и кинулся в кусты. Почти бегом пустился за ним по тропинке, размахивая красной тряпкой... Он оглянулся и, видя, что я один, без всякого оружия и знаками прошу его подойти, остановился. Я медленно приблизился... и молча подал ему красную тряпку. Он принял ее с видимым удовольствием и повязал себе на голову...»

Когда Маклай был приглашен в туземную деревню, то долго колебался: брать ли с собой револьвер, ведь он не знал, как к нему отнесутся островитяне, и в то же время понимал, что оружие может разрушить все надежды на установление контакта. Ему стало ясно, что «...сила должна заключаться в спокойствии и терпении». И он оставил револьвер в хижине.

Папуасы Новой Гвинеи (с рисунков Миклухо-Маклая)

Папуасы все же напали на него, вокруг засвистели стрелы, острие копья остановилось у самого лица, Маклай подумал: «Хорошо, что оставил оружие дома...» Он нашел единственно верное решение: расшнуровал ботинки, расстегнул пояс, улегся на циновку, закрыл глаза и... заснул. Проспал два часа, а когда открыл глаза, то увидел, что туземцы мирно сидят вокруг и смотрят на него. Он победил агрессию доверием и беззащитностью...

Пятнадцать месяцев прожил Миклухо-Маклай среди папуасов Новой Гвинеи. А потом вернулся, когда потребовалось защитить их от колонизаторов. Он пытался образовать государство - независимый Папуасский Союз, но это было совершенно невозможно.

Только через 12 лет, в 1882 году, вернулся Миклухо-Маклай в Россию - больной и весь в долгах. Расплатиться с ними, хотя бы частично, помогла объявленная в газетах общественная подписка; в ней приняли участие основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, писатель Иван Тургенев и многие другие. Лев Толстой писал ему:

«Ваш опыт общения с людьми составит эпоху... в науке о том, как жить людям друг с другом...»

Прожил Миклухо-Маклай всего сорок два года, и похоронен в Санкт-Петербурге.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ (подвиг Миклухо-Маклая) Говорят, однажды Диоген днем со свечой стал что-то искать. Его спросили, что он делает? «Ищу человека!» - ответил философ.Странным образом с давних пор, совершая географические открытия, люди были озабочены поисками

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

Фёдоров Иван (мореплаватель) Фёдоров Иван (г. рождения неизвестен – умер 1733), русский мореплаватель. Весной 1731 в составе экспедиции на судне «Св. Гавриил» перешёл из Болынерецка в Нижнекамчатск. В 1732 принял командование судном. Ф. и его спутники, среди которых находился

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) ученый, путешественник Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Генрих Мореплаватель В начале XV века Португалия не играла заметной роли в международной жизни. Она была одним из мелких государств, занимавших Пиренейский полуостров.Уже с середины XIII века определились те границы Португалии, которые существуют до сих пор. Ей удалось

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Н. Н. Миклухо-Маклай С давних пор, совершая географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и пушнину, пряности и благовония, - но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи Великих географических открытий учёные стали обращать внимание на разнообразие не

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище? Генрих Мореплаватель (1394–1460), четвертый сын португальского короля Жуана I, прославился как организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и западным берегам

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

И И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого: Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) Русский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.Миклухо-Маклай

«Почему я выбрал Новую Гвинею?» 20 сентября 1871 г. на берег острова Новая Гвинея с борта русского корвета «Витязь» высадился Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888), молодой ученый-зоолог. Матросы выстроили для него дом, перевезли все необходимое. «Витязь» ушел. Это было первое дальнее путешествие ученого, вся последующая жизнь которого прошла в непрестанных экспедициях.

Миклухо-Маклай хотел собрать на Новой Гвинее факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Русский ученый был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображений делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. Миклухо-Маклай рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Жизнь папуасов в освещении Миклухо-Маклая. Маклай, проживший среди папуасов в общей сложности почти четыре года, прежде всего постарался овладеть их языком, знание которого считал единственно надежным средством к познанию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Самыми сложными для изучения оказались слова, выражающие абстрактные понятия, которые нельзя усвоить, указав на них пальцем.

Ученый подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Много лет в европейских учебниках по физической антропологии утверждалось, что у папуасов особые, растущие пучками волосы, отличающие их от представителей других рас. Вскоре выяснилось, что в естественном состоянии волосы у папуасов мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове. Проведя обследование, Маклай написал в своем дневнике: «Волосы [у папуасов] растут не группами или пучками... а совершенно одинаково, как и у нас...»

Исследователь изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически Миклухо-Маклай открыл для науки папуасов Новой Гвинеи, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Из-за тяжелой болезни (тропическая лихорадка) и многолетних, полных лишений путешествий Маклай в конце жизни вынужден был прекратить активные этнографические изыскания. Кроме того, он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

МИКРОНЕЗИЙЦЫ

В расовом отношении микронезийцы образуют особую группу, сформировавшуюся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Микронезийцы - среднего роста, со светло-коричневой кожей, с темными волосами (курчавыми или прямыми). Свыше десятка прожинающих в Микронезии небольших народов говоря!" па различных языках, относящихся к австронезийской семье. Девять местных языков имеют письменность, хотя и недостаточно развиты в литературном отношении. Роль языка межэтнического общения выполняет английский.

Жители островов занимаются рыболовством и земледелием тропического типа. Основная товарная (то есть предназначенная для продажи) культура - кокосовая пальма, из плодов которой производят копру (сушеную мякоть). Так же товарное значение имеет выращивание какао, некоторых овощей и фруктов, черного перца.

Животноводство развито довольно слабо, улов рыбы используется приемущественно для местных нужд.

Поскольку колонизаторы проникали на разные острова Микронезии в разное время, степень сохранности традиционной

культуры в различных районах неодинакова. Подвергнувшись необратимому разрушению

на Марианских островах и острове Палау, она сохранила значительное влияние на остальных архипелагах Микронезии. Это касается как материальной культуры (жилища, одежда, пища), так и духовной (фольклор, песни, танцы). Например, дома зачастую, как и в старину, сооружаются на каменном фундаменте, а для стен и крыш используются помимо дерева пальмовые листья. Мужчины носят набедренные повязки, а женщины - юбочки из травы и листьев. Здесь можно даже встретить старинные деньги, представляющие собой огромные, просверленные посередине каменные диски.

В других частях Микронезии до сих пор встречаются дома своеобразной конструкции, где отсутствуют стены, а двускатная крыша из пальмовых листьев держится на столбах. Эти хижины, так же как и традиционные микронезийские лодки, вплоть до настоящего времени сооружаются без гвоздей.

В то же время, скажем, одежда и утварь жителей острова Палау - европейского типа, а дома кроются оцинкованным железом.

Почти полное разрушение прежнего (до эпохи колонизации) социального порядка на одних островах, сочетается с неприкосновенностью многих элементов старого общественного строя на других. Во втором случае продолжают пользоваться большой властью вожди, с которыми борется за влияние выделившаяся в последние десятилетия прослойка богатых людей. На островах население, как и прежде, делится на. сословия.

Население одних островов полностью христианизировано, в то время как на других сохраняют силу прежние религиозные верования (например, вера в духов), нередко сосуществующие с христианством.

МЕЛАНЕЗИЙЦЫ

Антропологические типы и языки. За пределами Папуасии основную часть коренного населения Мела-

незии составляют меланезийцы. Для меланезийского антропологического типа характерны темная кожа, утолщенные губы, широкий нос, умеренно курчавые полосы, лицо средней ширины.

В Меланезии можно выделить еще один антропологический тип - новокаледонский (население Новой Каледонии), который отличают узковолнистые волосы, развитый третичный волосяной покров (т. е. обильный рост волос, появляющихся после наступления половой зрелости) и довольно высокий рост.

Более трехсот народов, проживающих в Меланезии, в языковом отношении подразделяются на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Подавляющее большинство меланезийцев (свыше 0,7 млн. чел.) говорят на австронезийских языках, относящихся к восточно-австронезийской, пли океанийской, ветви. Народы Меланезии численно невелики. Самый крупный из них- толаи на острове Новая Британия- насчитывает немногим колее 100 тыс. человек.

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Основное занятие меланезийцев - ручное земледелие. Главная культура, которая производится в хозяйствах островитян, кокосовая пальма. Часть урожая кокосовых орехов идет на продажу, остальное - для внутреннего потребления. Культивируют также ямс, таро, бананы, батат, земляной орех (арахис), саговую пальму, табак. В небольших количествах выращивают культуры, завезенные европейцами: какао, сою, рис, имбирь, коричное и гвоздичное деревья. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая по значению отрасль хозяйства - морское рыболовство. На небольших островах это иногда единственное средство существования. Рыболовные снасти разнообразны: сети, верши (сплетенные из прутьев ловушки конической формы), корзины, крючки; рыбу бъют также острогой (вилообразным орудием с несколькими остриями) и стрелами из лука, травят ядом.

Охота из-за скудости животного мира не имеет серьезного значения. Кое-где распространена охота на крокодилов (Соломоновы острова).

Меланезийцы разводят свиней и домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только в хозяйствах плантационного типа.

Развито плетение циновок, корзин, сумок из растительных волокон. Ткачество большинству меланезийцев неизвестно; вместо тканей используется тала (см. ниже). Очень популярны резьба по дереву и строительство лодок, выдолбленных из целого ствола дерева.

Меланезийцы сохранили свое классическое жилище. Меланезийская хижина - прямоугольная в плане, с массивной двускатной крышей, чуть выпуклой и сильно выступающей за линию стен; материалом для нее чаще всего служат листья пальмы, банана или пандануса (древовидного растения). Стены делают из циновок, травы, досок или бамбука. Иногда стен нет совсем.

Одежда меланезийцев - набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди.

Изготавливается она из тапы - длинных и широких полос луба бумажно-шелковичного, фигового или хлебного дерева, отбитых деревянными или каменными колотушками. Куски готовой тапы украшаются орнаментом. Также на одежду идут трава, листья и другие подсобные материалы.

Меланезиец живет прежде всего за счет своего огорода. Свиное мясо и другие мясные продукты употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Готовят

пищу в земляной печи. Огонь прежде добывали трением заостренной палочки о дощечку, а в настоящее время - при помощи покупных спичек.

Общественный строй и религиозные верования. По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Типичная форма общественной организации у меланезийцев - сельская община, внутри которой выделяется несколько больших семей, часто принадлежащих к разным родам. Земля является собственностью всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю.

Род на большинстве островов Меланезии материнский (т. е. счет родства идет по женской линии).

В Меланезии к приходу европейцев сложилось имущественное и социальное неравенство.

Хотя к настоящему времени подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано, их христианизация остается поверхностной, формальной. Наиболее типичным традиционным верованием у народов Меланезии является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

ПАПУАСЫ

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности- от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин - также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей - трансновогвинейской - говорит большинство народов Новой Гвинеи - около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре - к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов - земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт - кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия - каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины - в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» - каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное - дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто - лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром - холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 - 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом - прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10- 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах - удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля - обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах - земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения - браслеты, серьги, носовые вставки - носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена - довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род - группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов - самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).

(5 июля по старому стилю) 1846 года в селе Рождественском (ныне Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера.

В 1863 году поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 году за участие в студенческом движении был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России.

В 1864 году учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году — на медицинском факультете Лейпцигского университета. В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, лекции которого слушал в университете, посетил Канарские острова и Марокко. В 1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет.

В 1869 году совершил путешествие на побережье Красного моря для исследования морской фауны. В том же году вернулся в Россию.

Первые научные исследования Миклухо-Маклая были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время своих путешествий он проводил также ценные наблюдения в области географии. Он склонялся к тому взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова Тихого океана с целью изучения "папуасской расы". При содействии Русского географического общества он получил возможность в конце октября 1870 года выехать на Новую Гвинею на военном судне "Витязь". Сначала он побывал на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (1871-1872), который с тех пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и доверие.

В 1873 году он посетил Филиппины и Индонезию. В 1874 году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая племена семангов и сакаев. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании) и Северную Меланезию (островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годы снова провел на Берегу Маклая; оттуда хотел вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в Австралии (Сидней), где жил до 1882 года. Он основал близ Сиднея первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период совершил поездку по островам Меланезии (1879) и посетил южный берег Новой Гвинеи (1880); в 1881 году второй раз был на южном берегу Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай приехал в Россию, прочел ряд публичных докладов о своих путешествиях в Географическом обществе. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему золотую медаль.

Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая (1883).

1884-1886 годы ученый провел в Сиднее в Австралии, в 1886 году вернулся в Россию. В последние годы жизни готовил к опубликованию свои дневники и научные материалы. В 1886 передал в дар АН в Петербурге собранные им в 1870-1885 этнографические коллекции (ныне в Музее антропологии и этнографии).

14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года Николай Миклухо-Маклай скончался в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Крупнейшей научной заслугой ученого является то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной Океании и на островах Юго-Восточной Азии. Для этнографии большое значение представляют описания хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

При жизни Маклая было более ста его работ по этнографии, антропологии, зоологии, анатомии, географии и другим наукам, однако не вышла в свет ни одна из его крупных работ. Дневники путешествий Миклухо-Маклая впервые увидели свет в 1923 году. Собрание сочинений в пяти томах было издано в 1950-1954 годах.

Николай Миклухо-Маклай с 1884 года был женат на Маргарет Кларк, дочери известного австралийского политического деятеля, многократного премьера колонии Новый Южный Уэльс сэра Джона Робертсона. В ноябре 1884 года в семье родился первенец Александр Нильс, а в декабре 1885 года на свет появился и второй сын — Владимир Аллен. После смерти ученого Маргарет больше не выходила замуж. На мемориальной плите на могиле Миклухо-Маклая на Волковом кладбище по указанию жены были начертаны латинские буквы: N.B.D.C.S.U., что означало "Ничто, кроме смерти, не может разлучить нас".

В честь ученого были названы гора и река на Новой Гвинее, участок северо-восточного побережья Новой Гвинеи от залива Астролябия до полуострова Юон (Берег Миклухо-Маклая), а также подводная гора в Тихом океане и залив на Земле Уилкса в Антарктиде.

В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии Академии наук СССР (РАН).

В 2014 году Российским географическим обществом учреждена Золотая медаль имени Н.Н. Миклухо-Маклая как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия.

В честь 150-летия со дня рождения ученого 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая. В том же году ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

В городе Окуловка Новгородской области был установлен бронзовый памятник Миклухо-Маклаю.

Бюст Миклухо-Маклая был установлен в Австралии на территории Университета Сиднея, у музея Уильяма Маклея.

Бюст ученого из белого камня был открыт в Севастополе перед зданием Института биологии Южных морей имени Ковалевского.

В городе Малине Житомирской области Украины в 1986 году был установлен памятник Миклухо-Маклаю.

Памятник ученому открыли в столице Индонезии Джакарте на территории Российского центра науки и культуры.

В 2010 году на Украине, недалеко от Киева, в селе Калитянское Черниговской области, на родине отца Миклухо-Маклая — Николая Миклухи был создан первый частный музей путешественника.

В 2013 году в поселке Кача недалеко от Севастополя был создан музей Миклухо-Маклая "Берег Маклая".

В 2014 году на Украине в городе Батурин Черниговской области открылся Историко-культурный центр "Паруса Маклая".

В 2015 году в городе Малин Житомирской области Украины в здании, принадлежавшем родственникам ученого, был открыт еще один музей Миклухо-Маклая.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

— русский путешественник и ученый. Родился в селе Рождественском Новгородской губернии в семье инженера. В 1863 году поступил в Петербургский университет. В 1864 году за участие в студенческих сходках был уволен из университета без права поступления в высшие учебные заведения России. Учился на философском факультете , затем на медицинском факультете .

В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента Э. Геккеля (лекции которого слушал в университете) в 1866-67 годах посетил и . В 1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет. В 1869 году совершил путешествие на побережье для исследования морской фауны. В том же году вернулся в Россию.

Первые научные исследования Миклухо-Маклая были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время своих путешествий Николай Николаевич проводил также ценные наблюдения в области . Уже в первый период своей работы в качестве естествоиспытателя он живо интересовался культурой и бытом населения тех , которые посещал.

В дальнейшем главное внимание Миклухо-Маклая уделил антропологическим и этнографическим исследованиям. Он склонялся к тому взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова с целью изучения «папуасской расы». При содействии Русского географического общества Миклухо-Маклай получил возможность в конце октября 1870 года выехать на Новую на военном судне «Витязь». Сначала он побывал на северо-востоке берегу Новой Гвинеи, который с тех пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и доверие.

В 1873 посетил и . В 1874 году побывал на юго-западном берегу . В 1874-75 годах дважды путешествовал по полуострову , изучая племена семангов и сакаев. В 1876 году совершил путешествие в Западную и Северную Меланезию. В 1876-77 годах снова провел на Берегу Маклая, оттуда хотел вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в Австралии (Сидней), где в период с 1878 по 1882 год провел большую часть времени. Он основал близ первую в Австралии биологическую станцию. За этот период совершил поездку по Меланезии и посетил южный берег Новой Гвинеи. В 1881 году второй раз был на южном берегу Новой Гвинеи. В 1882 году Миклухо-Маклай выехал в Россию.

В Географическом обществе договорился об издании результатов своих путешествий, прочел ряд публичных докладов. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему золотую медаль. Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая. Еще во второй свой приезд сюда он привез папуасам домашних животных, топоры и прочий инвентарь; в этот раз он на небольшом участке насадил различные культурные растения. В 1884-86 Миклухо-Маклай провел в Сиднее. В 1886 году приехал в Россию. В последние годы жизни готовил к опубликованию свои дневники и научные материалы, но смерть оборвала эту работу. Похоронен Николай Николаевич на Волковом кладбище в Петербурге.

Крупнейшей научной заслугой Миклухо-Маклая является то, что он решительно поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной и на островах Юго-Восточной . Ученый опроверг распространенный в то время взгляд на папуасов как на представителей якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и, в особенности, от европеоидной расы. В частности, он установил существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев, доказав, что в пределах одной расы могут быть групповые различия в головном указателе. Большое значение имеют установленные им факты, характеризующие распространение и вариации антропологических типов , Индонезии (полуостров Малакка). Определив антропологический тип негритосов острова Лусон как один из вариантов меланезийского расового типа, Миклухо-Маклай впервые дал правильное решение проблемы возникновения карликовых форм, указал на связь этих форм со своеобразными условиями развития. Факты, собранные Николая Николаевича, и в настоящее время служат ценным источником при разрешении различных проблем антропологии.

Для этнографии большое значение представляют превосходные описания Миклухо-Маклая хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго- . Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

Засвидетельствованный им факт у папуасов, никогда не знавших скотоводства, опроверг установившиеся в то время представления о том, что земледельческому хозяйству обязательно должно предшествовать скотоводческое. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, Миклухо-Маклай показал, что эти народы, хотя в культурном отношении и отсталые в силу ряда исторических причин, по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам.

Объективные наблюдения Миклухо-Маклая сочетались со страстным разоблачением грабежа и насилий, совершаемых колонизаторами над коренным населением. Жизнь и деятельность путешественника – яркий пример самоотверженного служения прогрессивной науке и неустанной борьбы за права угнетенных народов. Его вторичное пребывание на Берегу Маклая было вызвано не столько научными целями, сколько стремлением защитить папуасов от английских колонизаторов, а вторая поездка на южный берег Новой Гвинеи – стремлением не допустить расправы над местными жителями со стороны английской карательной экспедиции. Призывы Миклухо-Маклая к справедливости и гуманности по отношению к папуасам не могли, разумеется, повлиять на режим колониального бесправия. Обречена на неудачу была также его основанная на идеях утопического социализма попытка организовать русскую «свободную колонию» на побережье Новой Гвинеи.

Дневники путешествий Миклухо-Маклая увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Первое издание вышло под редакцией в 1923 («Путешествия»).



Рассказать друзьям