Музыкальные шедевры 20 века по мнению юнеско. Назначены шедеврами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Марин Ле Пен, дочь известного праворадикального политика и новый лидер «Национального фронта». Ее популярность растет. Растет на фоне роста антиэмигрантских настроений. Во французском обществе, как и по всей Европе тяжело отходят от кризиса.
Своей популярностью Марин Ле Пен обязана как собственной харизме, так и родственным связям. Холодная северная мадам, дважды бывшая замужем, ныне живщая в партнерстве, мать троих детей, адвокат до мозга костей и наследница самого провокационного политика Франции Жана-Мари Ле Пена, она сегодня вдыхает новую энергию в семейный бизнес - партию Front National. Эта партия призывает французов объединиться и выступить «единым фронтом» за защиту национальных интересов. Как их понимает эта партия. А понимает она их весьма своеобразно.

Многие считают, что в первом туре президентских выборов во Франции, которые пройдут в следующем году, Марин Ле Пен добьется беспрецедентных успехов. Но выиграть выборы она сможет только в том случае, если во второй круг она выйдет не вместе с Саркози, а вместо Саркози. То есть против левого кандидата.
Тогда не повторится ситуация 2002 года, когда все левые должны были голосовать за голлиста Ширака против Ле Пена-отца, ни ситуация 2007 года, когда правые должны были голосовать за голлиста Саркози против Сеголен.

Поэтому Марин заявляет, что самая большая опасность, связанна с Николя Саркози.

Марин унаследовала от отца любовь к хлестким фразам и колким намекам. Николя Саркози она назвала "агентом певички, теряющей популярность".

Марин пугает правых: «Саркози может вновь повторить то, что было сделано в 2007 году, а именно: выступить с рядом чрезвычайно жестких заявлений, касающихся угроз, регулирования иммиграционных процессов, европейского протекционизма. Однако эти заявления останутся лишь словами. Ведь на протяжении 4 лет у власти и 9 лет во главе системы безопасности, когда он занимал пост министра внутренних дел, пока не стал президентом, он, строго говоря, не сделал ничего. Я неоднократно говорила ему: у него громкие слова и слабые руки. Но иногда французы обманываются, думая, что в этот раз он, возможно, выполнит свои обещания. Однако в действительности он не выполнил ни одного обещания, данного во время своей кампании в 2007 году».

Но для того, чтобы НАСТОЯЩИЕ ПРАВЫЕ победили ПСЕВДО-ПРАВЫХ… настоящим правым следует измениться.

Меня сейчас интересуют только эти изменения. Можно ли говорить о Марин как о новом (по отношению к варианту, который символизировал её папа) лице французского национализма? Претерпел ли Front National существенную мутацию? Или это просто косметика?

Главный аргумент противников в споре с новоявленной фавориткой предвыборной гонки: "Марин Ле Пен - папина дочка".

Они говорят, что Марин только отлакировала ксенофобию отца. Что Front National адаптируется, а не меняется.

С другой стороны, многие пытающиеся взглянуть со стороны видят, что говорить о преемственности после избрания в лидеры Национального фронта Марин Ле Пен можно только в одном случае: дочь наследует отцу.

Национализм, конечно, остается национализмом. Но… меняется не только риторика, но и политический курс ожидают очевидные корректировки.

Сегодня националисты стремительно набирают популярность, и главная заслуга в этом принадлежит именно Марин Ле Пен. По сравнению с 82-летним отцом 42-летняя Марин выглядит не просто энергичным, но еще и респектабельным политиком. Она пытается избавить партию от «НЕПРИЕМЛИМОГО» налета, благодаря чему людям будет больше не стыдно поддерживать ультраправых.

Сама Марин Ле Пен в своей первой речи в качестве главы Front National не преминула указать цель изменения: на смену партии, объединяющей тех, кто бьет тревогу, пытаясь растормошить общество, приходит "партия строителей", а сам Национальный фронт превращается в инструмент прихода во власть.

Прежний французский национализм Ле Пена-папаши наследовал линии идущей через коллаборациониста маршала Анри Фелиппа Петена (выступавшего в качестве защитника традиционно-консервативных ценностей) к антидрейфусарам, а от них к французским роялистам и католическим идеологам. Прежний французский национализм противопоставлял себя республике (монархисты ж, дери их за ногу), был религиозно-нетерпимым, славился антисемитизмом и гомофобией.

Марин Ле Пен говорит: "Настоящие защитники республики - это мы ". Она говорит, что FN встанет на защиту "сильного, республиканского и светского " государства, которое защитит граждан от "экономического кризиса, исламизма, глобализации и обеспечит их безопасность ".

FN при Жан-Мари Ле Пене позиционировал себя как архаическая, маргинальная оппозиция демократическому характеру государства. Эдакие динозавры против Ситроенов. Партия возглавляемая его дочерью хочет взять власть в республике. "Демократия нас не пугает " - говорит Марин - "Государство стало позвоночным столбом Франции, которую мы так любим ".

Она, в отличие от отца, который был пленником традиционной правой риторики, понимает, что на одной критике выборов не выиграть. Если кроме негатива у Front National не будет никакой внятной программы, то избиратель позволит им и далее только критиковать власть, забавляя публику.

Из консервативной, радикальной и маргинальной партии Национальный фронт усилиями Марин Ле Пен должен превратиться в "великую республиканскую партию".

Члены FN до последнего времени находились скорее в стане хулителей французской республики, теперь же они избрали председателя партии, готового это государство укреплять и защищать. Новый FN акцентируется на преданности республиканским ценностям: свобода, равенство, братство и социальная справедливость.

Поворот более чем радикальный.

Насколько далеко Марин Ле Пен готова зайти в своем республиканизме?

Выбранная Марин линия сулит максимальное расширение электората, в том числе за счет сторонников левых, и как следствие - появление новых доктрин, зачастую плохо согласующихся с политическим дискурсом "Национального фронта".

Идет лишь речь о своеобразной мутации ультраправых?

Марин Ле Пен отказалась от провокационных эскапад своего отца, который не мог удержаться о того, чтобы не вызвать общественное негодование, публично усомнившись в существовании газовых камер в концентрационных лагерях.

Она тоже выступает против исламизации, но… предлагает для этой ксенофобии совсем другую подкладку. Если папаша и его команда напирали на то, что мусульмане неуместны в католической Франции, что Ислам дескать человеконенавистническая гадость, которая поощряет терроризм, то Марин Ле Пен выступает в защиту светских республиканских ценностей, прав женщин, которые попираются в исламских странах, а также прав евреев или гомосексуалистов.

Изменилось лицо национализма. Но изменилось и время.
Марин говорит о "понаехавших": «Вы знаете, если корову поставить в конюшню и она какое-то время там поживет, все равно кобылой не станет ».
Для лидера FN неверие в возможности европейской интеграции… Ничего удивительного.
Но с сообщением о том, что мультикультурность провалилась выступают уже не вожаки маргинальных политических течений, а лидеры государств: Меркель, Кэмерон, Берлускони — говорят о том, что культурного взаимного проникновения не происходит.

«15 лет назад мусульмане носили платок, женщин в платках становилось все больше и больше. Затем появилась паранджа, и стало все больше и больше женщин в парандже. А теперь у нас в общественных местах мусульманские молитвы ». Эта ситуация, по словам Марин Ле Пен, напоминает оккупацию Франции во время Второй мировой войны: «Конечно, на улицах нет танков и солдат, но, все же, это оккупация территории, и это мешает французским жителям ».

В отличие от своего отца, она менее радикальна в требовании запрета абортов и выставляет на передний план стремление стимулировать рождаемость для противодействия демографическому кризису Европы и укреплению семьи и семейных ценностей.

Она намного больше, чем отец, занимается социальными и экономическими вопросами (традиционная ниша левых). Дочь лидера FN еще в середине 90-х годов обосновалась в экономически неблагополучном регионе Энан-Бомон, чтобы на месте понять нужды простых людей.

Обычно правые были против знаменитой французской социалки. Марин ее защищает. Когда Николя Саркози в прошлом году провел пенсионную реформу, "пытаясь мобилизовать активное население для встряски экономики страны", Марин Ле Пен выступила категорически против. Она подчеркнула, что нехватку средств можно компенсировать, не увеличивая продолжительность работы каждого человека, а сокращая расходы на иммигрантов и на государственное участие Франции в ЕС.

Это не случайно. Ещё при прежнем руководстве Национальный фронт сумел извлечь выгоду из упадка компартии. Анализ голосования в 1990-е показал, что националисты стали набирать голоса в рабочих предместьях, где раньше безраздельно господствовали коммунисты.

Пока социалисты уходили в университетские дискуссии, тешились интеллектуальными играми, рассуждали о постиндустриальном обществе, превращались в неолиберальную силу, националисты захватывали их электорат.

Она давит на больные мозоли, выдавая взамен левого антиглобализма антиглобализм ультраправый, адресатом которого является бедный француз:

«Сегодня все предприятия, особенно крупные, подписали хартию, которая предписывает нанимать, в первую очередь, людей другой культуры или другого происхождения. Это значит, что француз, бедный француз с французскими корнями, на самом деле окажется позади других. Думаю, это полное попрание республиканского принципа равенства. Со своей стороны, я верю в достоинства: каким бы ни был цвет кожи, происхождение, место получит тот, кто его заслуживает. И согласиться с тем, чтобы человек занимал должность только из-за своего цвета кожи, происхождения или вероисповедания, - это, по-моему, совершенно противоречит основам ценностей Франции.
Это значит, если вы иностранец, у вас больше шансов устроиться на работу, чем у француза. Так, руководитель одного крупного французского предприятия сделал заявление, которое, впрочем, привело к скандалу. Он сказал: «Лично я из равноценных кандидатов предпочитаю принять на работу человека с именем Мухаммед, чем с именем Франсуа». В итоге французы подвергаются дискриминации в своей собственной стране. Это всё-таки мир, вывернутый наизнанку!
»

Она говорит о том, что иммиграция используется для снижения зарплат. Она говорит, что иностранцы работающие за гроши демпингуют. Она говорит:

«Во Франции более 5 миллионов безработных. Как можно на законных основаниях разрешать, чтобы еще 200 тысяч человек в год въезжали в страну, когда 5 миллионов ищут работу? Это лишь увеличивает число безработных ».

С момента когда флаг антиглобализма уронили ультралевые, его подняли ультраправые. Заимствовав и часть лозунгов. Марин говорит о смерти Евро - как надуманной валюты. Она говорит, что лучше как можно быстрее отказаться от Евро и вернуться к старым добрым франкам, чем страдать от этой обреченной валюты, что приведет к настоящему экономическому и социальному хаосу.

- Все равно Евросоюз, как любая империя, как когда-то СССР, обречен на развал , - говорит мадам Ле Пен.

«Итог пребывания Франции в Евросоюзе — отсутствие границ и полная потеря суверенитета. У Франции не осталось ничего: ни своих денег, ни суверенной территории, ни возможности принимать самостоятельные экономические или политические решения. Мы на вассальном положении. Франция — не нация больше, а придаток Евросоюза и умирающего евро».

Большинство французских избирателей скептически относятся к Евросоюзу. Большинство французских избирателей не хотят платить из собственного кармана за стабильность Евро.

А Марин Ле Пен - единственный из кандидатов в президенты, которая призывает к выходу из Евросоюза и из еврозоны. Выти из империи, ради республики. Перестать быть вассалами Брюсельской бюрократии ради национального суверенитета.

Марин Ле Пен против членства Франции в трансатлантических структурах.

Самая хлесткая её максима: «Глобализация - производит товары, используя труд рабов, чтобы продать их безработным ».

Традиционно считалось, что европейские "крайне правые" занимают антироссийские позиции (наследство антикоммунистической риторики). Марин ле Пен говорит, что хорошие отношения с этой страной являются единственной альтернативой структурам ЕС, удушающим суверенитет государств, и гегемонистской позиции США.

"Россия является частью нашей цивилизации. У нас общие корни, долгая история великолепной дружбы (...) Мы должны повернуться лицом к России и развивать экономическое и энергетическое партнерство. Думаю, что та "холодная война", которую устроила Америка в отношениях с Россией, - это огромная ошибка, - сказала в интервью Марин Ле Пен. - В интересах Франции - развернуться в направлении Европы. Большой Европы, которая сотрудничает с Россией в духе партнерства".

Ле Пен исходит в первую очередь из геополитической ситуации. Говоря о "Большой Европе", она, разумеется, имеет в виду не Европу регионов, управляемую из Брюсселя наднациональными структурами ЕС, а Европу суверенных государств, Европу наций, о которой говорил еще генерал и президент Пятой республики Шарль де Голль, - Европу "от Атлантики до Урала".

Как и Сарра Пейлин она подражает путинскому стилю Она с удовольствием цитирует жесткие фразы российского премьер-министра. «Владимир Путин был абсолютно прав, когда заявил: "Лет через 20 Франция станет колонией своих бывших колоний". На самом деле мы видим что-то вроде реванша этих народов».

Интересно как поменялись правые и левые в милитаристских вопросах. Большинство левых полностью одобряют бомбардировки Ливии и требуют расширить и углубить. Левые интеллектуалы требуют оказать "братскую помощь" и сирийскому народу.

А правая Марин Ле Пен говорит: «Надо прекращать говорить нелепости, потому что мы, во-первых, находимся за рамками международного права. Дело уже касается не бесполетной зоны, мы участвуем в операции по свержению определенного человека и определенного режима. И с этой целью мы устраиваем бомбежки, мы посылаем вертолеты, а завтра, очевидно, мы отправим туда наземные войска.
Так что дело теперь заключается отнюдь не в гуманитарных проблемах, дело заключается в гражданской войне, в которой мы поддерживаем одну из сторон. Более того, это межплеменная война, которая не должна нас касаться, если, конечно, мы не думаем, что Франция или другие страны должны снова вмешиваться во внутренние дела той или иной державы.

Мы не выберемся из этой войны, мы завязнем в ней. Вдобавок ко всему, и я готова заключать пари на то, что, к сожалению, режим, который последует за режимом Каддафи, будет исламистским. Возможно, одним из самых жестких исламистских режимов, так как нам известно, что мятежники в Бенгази в большинстве своем - бывшие джихадисты, «отфильтрованные» прошлыми войнами».

И последнее: Марин и евреи, Front National и Израиль. Знающие люди говорят, что первым мужчиной Марин был еврей. Дефлорация девственной плевы при помощи обрезанной плоти еще не делает политического деятеля юдофилом. Но политическая необходимость… Марин досталась по наследству партия, которая имеет устойчивую антисемитскую репутацию. Еврейские лидеры Франции уже выступили с резкой критикой председателя Front National.

Радиостанция еврейской общины во Франции Radio J в марте сначала к удивлению многих пригласила лидера праворадикальной партии в свой эфир, а затем, поддавшись давлению, все-таки отменила запланированное интервью с Марин Ле Пен в связи с угрозами жизни журналистов.

«Я не хочу исключать Национальный фронт из республиканских выборов, однако выступление на еврейском радио - это уже чересчур », - заявил глава Представительного совета еврейских организаций Франции (CRIF) Ришар Праскье. - « Приглашение со стороны евреев может быть расценено как уважение к ней » .

"Радиостанция получила целый ряд угроз жизни сотрудников и была вынуждена аннулировать интервью, - заявила в телеинтервью Марин Ле Пен. - Я полагаю, что это противоречит демократическим и республиканским ценностям, отсутствие коих характеризует и ассоциации, которые считают себя представителями еврейской общины".

"На самом деле они не хотят, чтобы наши еврейские сограждане убедились в том, что "Национальный Фронт" не является антисемитской, расистской и ксенофобской партией, - подчеркнула марин Ле Пен. - Потому что это означало бы, что они 30 лет врали французскому народу ".

Многие французские евреи видят в Марин Ле Пен личность более привлекательную, однако мало чем отличающуюся во взглядах от ее отца - Жана Мари Ле Пена.

В январе в интервью израильскому изданию "Гаарец" Марин заверила, что попытается изменить имидж своей партии, чтобы наладить отношения с еврейской общиной.

Это будет непросто. Сильна инерция. И инерция восприятия. И инерция оставшихся папиных дурней. Недавно Иван Бенедетти, член ЦК Front National, советник муниципалитета одного из пригородов Лиона, Венисье, на встрече со студентами высшей школы журналистики Лилля назвал себя "антиееврем, антисионистом и антисемитом". После того, как интервью Бенедетти было опубликовано на студенческом сайте, Марин Ле Пен объявила о необходимости созыва дисциплинарного комитета, с целью исключить Ивана Бенедетти из рядов Национального фронта. Недавно из партии было исключено два члена ЦК за фотографии с нацистской символикой.

Марин Ле Пен умело выводит партию из "коричневого" угла, в котором она застряла во многом из-за антисемитских воззрений отца. Она называет Холокост не иначе как ужаснейшим преступлением.

В предвыборный период именно от нее, а не от Саркози и левых, следует ждать максимальных произраильских заявлений.

Евгений Дога (Evgene Doga)


Биография
День рождения: 01.03.1937 года
Возраст: 79 лет
Место рождения: с. Мокра, Молдовия
Гражданство: Молдовия

Родился 1 марта 1937 года (в начале всенародного обрядового праздника «Мэрцишор») в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии.

Родное село расположено в низине, посреди которой протекает маленькая безымянная речушка, а за холмом – знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. А собственно, что такое разум!? Не есть ли это сама природа неразгаданная и манительная.

Слово «doga» по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.

Запомнился и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева. С ним был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр частично расположился на сцене. Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, – на улице. Потом Женя узнал, что это были вовсе не скрипки, а контрабасы. Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Этот «другой» мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене.

Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (1951–1955), потом в консерватории (1955–1960, 1960–1965).

Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. А однажды на репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957–1962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П.И. Бачинин (в прошлом – Pablo Baccini – итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивился и очень тактично согласился принять завтра ее в программу. Это был первый выход из «подполья» и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу.

А далее уже трудно было определить, чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры особенно занимали его. Он оркестровывал А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов – молодому автору выпала огромная часть оркестровочной и обработочной работы. Это была прекрасная школа оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов в новой для него сфере музыкального творчества.

Карьере музыканта помешала беда – паралич левой руки, – и уж тогда Евгений Дога окончательно решил профессионально заняться композицией. И вот снова 1-й курс консерватории. Проходит еще 5 лет консерваторского обучения у профессора С. Лобеля. Кроме собственно сочинения и изучения теории музыки он прошел полный курс симфонического дирижирования. А вот с вокалом все было очень лаконично: сорок минут занятий и вердикт – природное безголосие.

В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет, потом с интервалом в десять лет второй, третий, четвертый, пятый. Композитор собирался написать десять квартетов и пригласить всех на премьеру десятого. Однако после окончания обучения дипломированный композитор решил музыку больше не писать: писать так, как учили, не захотелось, а как хотелось, не умел, и два года понадобилось для того, чтобы, поискав себя в себе, можно было снова писать музыку, но уже совсем другую, ту, которую знают и почитают поныне. В период молчания появилось новое увлечение – теорией музыки, следствием чего явился учебник для студентов, которым Е.Д. Дога преподавал, выдержавший уже два издания.

Вернули его к композиции и определили во многом путь композитора встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну.

Евгений Дога опять, уже в новом качестве, обратился к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки – мелодии. До этого пришлось испробовать и додекафонию, и другие современные конструктивистские направления, которые явно не пришлись ему по душе. Его привлекала музыка, способная собрать много слушателей, и которая была бы, в тоже время, серьезной и разной по жанру. Евгений говорил, что это утопическая идея, но отступать не стал. Самые большие концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ «Россия», Колонный зал Дома союзов в Москве, зал «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, дворец «Украина» в Киеве, дворец «National» в Кишиневе, Дворец имени Ленина в Ташкенте, залы в Минске, Новосибирске, Саратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов всегда были переполнены во время его концертов. А совсем недавно во время авторского концерта в Киноцентре на Красной Пресне в Москве при переполненном зале даже директора пришлось попросить освободить место. А десятка три человек, не сумевших приобрести билеты, согласились все два отделения слушать, стоя вдоль стен.

Песня «Мой белый город» , написанная в конце 1971 года на стихи В. Лазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом «Ритмы города». Песня "Мой белый город" является официальным гимном столицы Молдовы Кишинева.


Прочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Эмиля Лотяну «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова».

Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» вот уже более двадцати лет исполняется везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетания.



Е. Дога много лет сотрудничает с режиссерами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербеневым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и др. Евгений Дога сочинил музыку к более чем 200 фильмам, в том числе «Джамиля» (1954), «Нужен привратник» (1969), «Лаутары» (1973), «Дом для Серафима» (1973), «Табор уходит в небо» (1976), «Стажер» (1977), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Я хочу петь» (1980), «Весенняя Олимпиада» (1980), «Мария, Мирабелла» (1982), «Портрет жены художника» (1982), «Восьмое чудо света» (1982), «Анна Павлова» (1983), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984), «Танцплощадка» (1985), «Казино» (1992), «Господа артисты» (1992), «На муромской дорожке» (1993), «Черный лист» (1993), «Бульварный роман» (1995), «Грешные апостолы любви» (1995), «Черная вуаль» (1995), «Искушение» (1996). Классикой стала музыка к фильму Иона Понеску-Гопо «Мария, Мирабелла».

Наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом «Этот фантастический мир» по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери, А. Толстого, Н. Хикмета и др.

Значительным событием в жизни Е. Доги стало написание музыки к открытию и закрытию «Олимпиады-80» в Москве , а также своего первого балета «Luciafarul» в 1982 году, за который ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран-при за значительный вклад в киномузыку.

Первая симфония композитора не нашла своего продолжения, ибо популярный песенник и кинокомпозитор не вписывался в когорту «серьезных» мэтров, хотя написанные им симфония (1969), балеты «Luciafarul» и «Venanciа» (1963, 1973), пять струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты «Белая радуга» (на стихи Э. Лотяну), «Весна человечества» (на стихи А. Стрымбяну), «Человеческий голос» (на стихи Р. Рождественского), «Сердце века» (на стихи И. Подоляну), два реквиема (1969 – без слов, 1994 – на стихи А. Пушкина), две симфонические увертюры, девять хоров а capella на стихи Е. Букова, два хора а capella и восемь романсов на стихи М. Еминеску, три тетради «Песни и романсы» на стихи поэтов серебряного века, несколько пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют солидный баланс «несерьезным» жанрам.

Он написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: «Мне приснился шум дождя» на стихи В. Лазарева, «Мария, Мирабелла» на стихи Г. Виеру, «Пришла любовь» на стихи В. Лазарева, «Все начинается с любви» на стихи А. Дементьева. Часть из них издана в 9 сборниках. Из нескольких десятков песен для детей на стихи Г. Виеру, Н. Стожковой, А. Толстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как «Мария, Мирабелла», с концертной эстрады или в детских коллективах. Для детского исполнителя композитор написал множество инструментальных пьес, среди которых «Скрипунэлла», «Джой», «Вдвоем», «Сонет» и др.

В 1962–1963 годах Е. Дога преподавал в одной из кишиневских музыкальных школ, а в 1963–1967 годах – теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. Вот уже несколько лет у себя дома в Крылатском, где находится его московская квартира, он собирает детишек 6–7 лет в ансамбль «Крылатские козявки». Они выступали в детских передачах по телевидению, в Колонном зале, Доме журналистов, Доме композиторов...

С 1971 года и по сей день Е. Дога – в свободном полете... Он старается и сейчас сохранить для своего творчества хоть часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.

Е.Д. Дога – обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдовы (1984), заслуженный деятель искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета «Лучафэрул» и музыку кино (1984), премии «Овация» (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов «Брно-91» за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии – ордена «Звезда Румынии» в степени командора (2004), ордена «Меценат столетия» (2003), золотой медали «Человек-2000» (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).

Именем Евгения Дога названа малая планета № 10504.



Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 1967–1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год – член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два – в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона «Об интеллектуальной собственности», который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.
Евгений Дмитриевич Дога - автор балетов «Лучафэрул», «Венансия», инструментальных и хоровых сочинений, симфонии, квартетов, музыки к спектаклям, более чем к 200-м фильмам, более 260 песен и романсов, музыки для открытия и церемонии закрытия Олимпиады 1980 года в Москве.

В свободное время Евгений Дмитриевич любит мастерить – от детекторных радиоприемников до конструирования жилого дома. Может на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.

Живет и работает в Москве и Кишиневе.

05.06.2001

Организация ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) опубликовала первый список "Шедевры устного и нематериального наследия". Отныне он будет составляться раз в два года, а почетное звание шедевра будут присуждать уникальным пространствам и формам культурного выражения: языкам, мифам, эпосам, музыке, танцам, ритуалам, народным промыслам и ремеслам. "Власть" представляет полный список того, что эксперты ЮНЕСКО сочли "уникальным", "самобытным", "являющим источник вдохновения", "играющим важную роль в межкультурном обмене", "обладающим важным современным культурно-общественным значением" и прочая и прочая. Вот 19 чудес света по версии ЮНЕСКО; при этом сам по себе список вполне может считаться 20-м шедевром.
ДМИТРИЙ БЕЛАШ

Шедевр #1: язык, танец и музыка народности гарифуна, Белиз

Народность гарифуна — проживающие в Белизе (Центральная Америка) потомки чернокожих рабов, перевезенных из Африки на Карибы и затем бежавших на материк от английских и французских рабовладельцев. Общая численность гарифуна — 11,5 тыс. человек. При исполнении танцев и музыки используются барабаны, маракасы, гитары и черепашьи панцири.
Родной язык гарифуна изучается в единственной деревне в Белизе, практически полностью отсутствуют какие-либо документы об истории языка и ритуалов гарифуна. Теперь, после официального объявления их шедеврами устного наследия, им обеспечена финансовая поддержка ЮНЕСКО.

Шедевр #2: устное наследие Геледе, Бенин

Геледе — особый ритуал, существующий у народности йоруба-наго (Бенин), практикующийся после окончания сбора урожая, а также во время засухи или эпидемии. Представляет собой ночную церемонию, во время которой участники в песнях передают историю и мифы народности йоруба-наго. Эксперты ЮНЕСКО считают, что ритуал находится под угрозой уничтожения, а потому требуются международные усилия по его сохранению. Признание геледе шедевром предполагает поддержку лучших групп геледе и создание специальных центров по обучению ритуалу.

Шедевр #3: карнавал Оруро, Боливия

Десятидневный карнавал, проходящий в высокогорьях боливийских Анд накануне Великого поста. Центральное событие фестиваля — церемониальный парад, продолжающийся 20 часов, в котором участвуют до 10 тыс. музыкантов и 20 тыс. танцоров. История празднества восходит к доколумбовым временам, однако карнавал как таковой появился в XVII веке, когда испанцы запретили индейцам следовать языческим обрядам. Весенние празднования продолжались, но уже под видом католических религиозных праздников. Шедевральный карнавал, как предполагается, будет защищен официальным законом, в его честь будет устроен музей, а боливийские власти уже планируют проведение карнавала карнавалов, имеющего все возможности стать главной достопримечательностью страны, которую до сих пор туристы обходили стороной.

Шедевр #4: культурное пространство соссола-бала в Ниагассоле, Гвинея

С XIII века музыкальный инструмент соссола-бала являлся главной культурной ценностью народности мандинг, которая в настоящее время проживает в одной-единственной деревушке Ниагассоле в Гвинее. Музыка исполняется на соссола-бале крайне редко: только во время празднования исламского нового года и на похоронах особо почитаемых жителей деревни. После включения в список в деревне откроют музей и школу соссоло-балы.

Шедевр #5: грузинское полифоническое пение "Шакруло"

Эта традиция восходит к VIII веку до н. э. и связана своими корнями с культом вина и прославлением виноградной лозы. Сегодня "Шакруло" угрожают процессы урбанизации и индустриализации, наступление современной западной музыки. Признание традиции шедевром устного наследия должно стимулировать усилия грузинских властей по восстановлению старых записей песен, созданию видеоархива и организации фестивалей и концертов народной музыки.

Шедевр #6: культурное пространство братства Святого Духа, Доминиканская Республика
Братство Святого Духа — не более чем одна из десятков тысяч религиозных общин мира. Уникальной ее делает тот факт, что члены братства считают перкуссионные инструменты земным проявлением Святого Духа. Братство имеет ограниченное членство, определяемое семейными узами. План действий по сохранению шедевра предусматривает включение традиций братства в школьную программу республики.

Шедевр #7: санскритский театр Куттияттам, Индия

Куттияттам — форма сакральных театральных представлений, с XII века осуществлявшихся в специальных храмах — Куттампаламах. Театральное представление включает в себя тщательно разработанные композиции и ритуалы, участие оркестра. Очищение сцены огнем перед началом спектакля заставляет многих экспертов считать, что театральное действо и в самом деле восходит к религиозным ритуалам. Театральное искусство Куттияттам находится под угрозой исчезновения из-за отсутствия средств на постановку спектаклей, а также постепенного сокращения числа артистов. Это, а также представление индийских властей, в котором говорится, что театр необходим всей стране, и заставило жюри ЮНЕСКО удовлетворить просьбу Индии и признать театр шедевром.

Шедевр #8: эльчийская мистерия, Испания
Сакральное музыкальное драматическое произведение, рассказывающее об успении, воскресении и коронации Святой девы Марии. Начиная с XV века с личного разрешения папы эта мистерия регулярно ставится в базилике Святой Марии Эльчийской, в Валенсии. Представление проходит в течение двух дней — 14 и 15 августа — и является одним из последних существующих примеров средневековых религиозных театров в Европе. Текст пьесы, не изменявшийся с 1625 года, написан на валенсийском языке с небольшими включениями латыни. В мистерии принимают участие около 300 добровольцев, а ее постановка становится едва ли не главным культурным событием Валенсии.

Шедевр #9: сицилийский театр кукол "Опера-деи-пуппи", Италия
Один из самых молодых шедевров в списке ЮНЕСКО. Первые представления "Опера-деи-пуппи" в Сицилии начались в начале XIX века и были необычайно популярны до 50-х годов прошлого века. В качестве либретто для пьес использовались самые разнообразные народные и авторские стихи, песни, сказки. Основа сицилийского театра кукол — импровизация. Признание "молодого" театра "Опера-деи-пуппи" шедевром на фоне куда более старинных традиций кукольных театров в той же Италии, Франции или Великобритании, скорее всего, объясняется тем, что британскому правительству, к примеру, не пришло в голову презентовать в качестве шедевра традицию кукольных представлений с Панчем и Джуди.

Шедевр #10: китайская опера Кунчжу
Национальная китайская опера Кунчжу считается "сестрой" Пекинской оперы, однако в действительности является куда более древней и более влиятельной в театральной традиции Китая. Во времена культурной революции в Китае оперная традиция Кунчжу подавлялась, и даже после того, как в начале 1980-х годов оперу "реабилитировали", в стране отсутствует последовательная программа развития оперы, а сами представления редки и нерегулярны.

Шедевр #11: афункахский гбофе, Кот-д`Ивуар
Афункахский гбофе — трубный музыкальный инструмент, который используется в ритуалах и церемониях народности тагбана в африканской республике Кот-д`Ивуар. Термин "гбофе" может относиться как к самому инструменту, так и к музыкантам, музыке или даже всему представлению. После международного признания шедевральности гбофе его изучение станет частью учебной программы в средних школах.

Шедевр #12: изготовление деревянных крестов и их символизм, Литва

Изготовление деревянных крестов является отражением культурной индивидуальности, верований и ритуалов литовских деревень. Традиция, как утверждают историки, восходит к XV веку, к времени распространения христианства в Литве. Одно-двухметровые кресты с вырезанным на них орнаментом из геометрических фигур или листьев устанавливаются поодиночке или целыми группами в деревнях, лесах, полях, рядом с колодцами и перекрестками дорог. Множество их расположено на Холме крестов горы Юргаинкай. Кроме религиозного они имеют и политическое значение. Их часто связывают с идеей литовской независимости, а с 1920-х годов они устанавливаются и по случаю государственных праздников.

Шедевр #13: культурное пространство площади Джамаа-аль-фна в Марракеше, Марокко

Площадь, культурное пространство которой объявлено шедевром ЮНЕСКО, является старейшей площадью города, и ее история восходит к XI веку. На протяжении всех веков сюда приходили горожане, желавшие развлечься, узнать свою судьбу, купить фрукты или просто вылечить зуб. На площади рассказывали сказки, пели песни, устраивали представления акробаты, заклинатели змей и прочие народные умельцы. Кроме того, здесь же обосновались прорицатели, астрологи, народные знахари. Есть даже небольшое поле для гольфа с одной лункой. С 1920 года площадь находится под защитой государства. После признания ее шедевром для изучения истории площади в Марокко будет создан специальный Национальный научный институт устного наследия.

Шедевр #14: культурное пространство и устная культура семейских, Российская Федерация

Семейские — община староверов, сосланных Екатериной II и проживающих в Забайкалье в Таргатайском районе Бурятии. Здесь сохранены традиции сельской жизни России, Украины и Белоруссии XVI-XVII веков, с самобытными церемониями, ритуалами, музыкой, языком... Наиболее известны семейские своей уникальной хоровой музыкой, существующей более трех веков. Вместе с объявлением культурного пространства семейских шедевром принят и десятилетний план действий по сохранению культурного наследия. Предусматривается сбор документов о традиционной культуре семейских, проведение научных конференций, фестивалей, создание музея деревянного зодчества и прикладного искусства.

Шедевр #15: культурное пространство Бойсунского района, Узбекистан

Бойсунский район Узбекистана находится на историческом перекрестке культур и религий, включая зороастризм, буддизм и ислам. Здесь сохранились многие древние ритуалы и обряды, песни, танцы и мелодии, посвященные, в частности, языческим богам, свадьбам и похоронам, сезонным явлениям природы и пр. Например, ритуал призывания дождя, существующий до сих пор, предполагает изготовление тряпичной куклы, которую оставляют вымокать в реке. Вместе с другими ритуалами и церемониями изготовление таких кукол признано шедевром нематериального наследия.

Шедевр #16: песни худхуд племени Ифугао, Филиппины

Песни худхуд племя Ифугао поет во время посадки и сбора урожая риса, на похоронах и прочих церемониях. По мнению экспертов, худхуд, состоящий из 41 куплета, восходит к VII веку. Язык, на котором исполняется песня, почти невозможно записать на бумаге. Для всех куплетов, полных повторений, длинных синонимических рядов и метафор, существует только один мотив. В настоящее время существует всего несколько записанных текстов худхуд.

Шедевр #17: устное наследие и проявления культуры народности сапара, Эквадор

Народность сапара проживает в джунглях Амазонии. Их глубокое знание джунглей, утверждают специалисты ЮНЕСКО, имеет общемировое значение и проявляется через язык, ритуалы, мифологию и искусство, а также методы народной медицины. По мнению ЮНЕСКО, наследие народности сапара, сохранившееся нетронутым в течение 39 поколений, живших после покорения Америки европейцами, необычайно важно и должно быть сохранено для потомков. В настоящее время в мире осталось не более 300 представителей племени, 200 из которых живут в Эквадоре, еще 100 — в Перу.

Шедевр #18: ритуалы и музыка храма Чонгме, Южная Корея

Чонгме, королевский конфуцианский храм в Сеуле, посвященный предкам королевской династии Чосон, является местом проведения уникальных песенно-музыкальных и танцевальных ритуалов. Проводится он в первое воскресенье мая. Это типичный конфуцианский ритуал, основанный на классических китайских трудах, посвященных культу предков и сыновнего благочестия, с обязательной молитвой о вечном мире душ предков, обитающих в храме. Музыка и ритуальные танцы храма Чонгме уже включены в список национального культурного наследия Республики Корея. Тем не менее интерес к ритуалу постепенно снижается.

Шедевр #19: театр Ногаку, Япония

Традиция театра Ногаку восходит к VII веку и объединяет различные артистические формы — акробатику, пение, танец, пародию. Основой для пьес являются произведения традиционной японской литературы.
Ногаку объединяет два типа театра: Но и Кюоген. В театре Но главную функцию выполняют маски, представляющие духов, женщин, детей и стариков. Театр Кюоген основывается на комических диалогах, тексты которых написаны на средневековом японском языке. Послушайте и оцените 10 шедевров классической музыки. Это не список 10 величайших произведений, такой список просто невозможно составить. Тем не менее, каждое произведение в этом списке является великим по разным причинам и каждое из них знаковое либо для истории музыки, либо для общества, либо для конкретного композитора. Когда Вы прослушаете их все, то только-только прикоснетесь к поверхности классической музыки.
Все эти композиции являются хорошим стартом для получения более глубоких знаний в музыке.
Некоторые из них очень длинные и состоят из нескольких частей, поэтому послушайте хотя бы одну часть из всего произведения.

Людвиг ван Бетховен Симфония № 5

Пожалуй, самая известная из всех симфоний, это классика Бетховена. Если Вам понравится эта симфония, попробуйте послушать и остальные 8 симфоний, созданных Бетховеном.

Вольфганг Амадей Моцарт "Свадьба Фигаро" (Marriage of Figaro)

Возможно, вершина творчества Моцарта в опере, по комедии Бомарше "Безумный день или женитьба Фигаро", великолепный коктейль прекрасной музыки и комических ситуаций.

Иоганн Штраус (младший) "На прекрасном голубом Дунае" (The Blue Danube)

Этот элегантный вальс стал неофициальным гимном Австрии (где Моцарт - "наше всё"), изящно охватив всю красоту большого города - Вены.

Послушать

Джоаккино Россини "Севильский цирюльник" (The Barber of Seville)

Ещё одна интересная комическая опера, теперь от великого итальянского композитора. Знаменитую увертюру из этой оперы Россини использовал ещё в двух других своих операх.

Послушать

Рихард Вагнер "Зигфрид-идиллия" (Siegfried Idyll)

Симфоническая пьеса, созданная как подарок на день рождения жене и получившая название в честь новорожденного сына, которого назвали по имени героя оперы " Зигфрид". Основная тема этой пьесы взята из оперы "Зигфрид" из цикла "Кольцо Нибелунга".

Гектор Берлиоз "Фантастическая симфония" (Symphonie Fantastique)

Наибольший вклад французского композитора Гектора Берлиоза в оркестровую музыку,
"Фантастическая симфония" является удивительно красочной и экспрессивной работой.

Роберт Шуман "Любовь поэта" (Dichterliebe)

Один из величайших песенных циклов для фортепиано и голоса.
Набор из 16 поэм Генриха Гейне, положенный на музыку Шумана, возрождает в сердце надежду и гордость за чудесную способность и предназначение человека - любить!

Дмитрий Дмитриевич Шостакович Симфония № 10

После смерти Сталина в 1953 году, Шостакович после вынужденного длительного творческого ограничения, наконец, смог свободно создать эпохальное произведение.
В результате получилась одна из великих симфоний 20-го века, в которой композитор подвел итог эпохе сталинизма и, как считается, создал своеобразный музыкальный портрет Сталина.

Пётр Ильич Чайковский Симфония № 6

Последняя работа Чайковского является шедевром эмоциональной тоски.
Кажется, еще никогда в музыке не были выражены с таким несравненным талантом и красотой такие глубокие сцены душевной жизни, отчаяния и безысходности.

Густав Холст Сюита "Планеты" (The Planets)

Монументальное музыкальное произведение, посвященное планетам солнечной системы и одноимённым богам.
Сюита описывает семь планет, Землю композитор пропустил, а Плутон - тогда ещё не открыли, а теперь это уже и не планета.



Рассказать друзьям