Национальные игрушки народов мира своими руками. Куклы народов разных стран презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш

Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами.

Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья

Крупеничка – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась. В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще.

Фигурки раскрывались до той поры, пока на днепоследней не обнаруживалась самая крохотная. Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

« Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское

Филимонские игрушки

Дымковские игрушки

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно.

По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка

вот – кенийка Вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Тильда – это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. У данного вида игрушек есть несколько особенностей: они с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками.


Когда появились игрушки? Можно смело предположить, что возраст игрушки совпадает с возрастом человечества. Дети играют везде и всегда. В культуре каждого народа игрушка занимает своё, и очень важное место. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Существуют несколько точек зрения о возникновении игрушек игру породил труд; в древности труд и сам в себе нёс элементы игры; игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать взрослым; игрушка - отвлеченный от игры предмет, - зарождение искусства; изначально игрушки имели культовое значение или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы.

игрушки изначально были многозначными и несли в себе целый ряд самых различных аспектов. Насколько многообразны версии о происхождении игрушек, настолько многообразны и виды игрушек, распространенных по всему миру. При этом большинство из них встречается в том или ином виде в самых разных уголках мира: погремушки, свистульки, куклы, фигурки животных или людей, волчки, обручи, палочки, кости… Первые упоминания об игрушках находятся в древних книгах памятниках письменности Античного мира. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства - это сами игрушки найденные в разные времена археологами. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Во что играли в Древнем Египте Большое разнообразие игрушек было обнаружено при раскопках Древнего Египта. Там были найдены не только простейшие фигурки, но и игрушки с несложными механизмами движения. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны коникаталки, сделанные в V в. до н. э.

Археология об игрушках Археологические работы по всему миру привнесли немало удивительных открытий в историю возникновения игрушки. К сожалению, часто игрушки делали из материалов, которые подвержены быстрому разрушению и плохо сохраняются. Но и те находки, которые попались в руки ученых, свидетельствуют о том, что игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кто изобрел игрушку? «Возможно, первые игрушки нашим далеким предкам дарила сама природа: ракушки, камни, листья и цветы, кости животных или причудливые древесные сучья. Однако об этом можно только догадываться. По аналогии с современностью можно предположить и то, что любой предмет самого серьезного назначения в быту взрослых, попадая в руки ребенка, становился игрушкой. А быть может, первые "настоящие" игрушки стали делать для себя сами дети, а потом взрослые, наблюдая за детьми, поняли необходимость игрушек и стали изготавливать их специально. Археологи нашли только те из игрушек, что не поддались разрушительному действию времени. К тому же таких находок очень мало, чтобы строить версию совершенно достоверную. Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества.

Погремушка, мяч, волчок и кукла Эти игрушки возникли во времена человеческого детства. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас. Однако при всем их удивительном сходстве есть не менее удивительное глубокое различие в содержании игры с этими игрушками у разных народов, » - - писала Галина Дайн, научный сотрудник Загорского музея игрушки. Журнал «Вокруг света» , ноябрь, 1971.

Детская современного дошкольника …заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Разнообразны ли современные игрушки? Пестрое разнообразие современных игрушек сводится лишь к полутора десяткам игрушечных типов. Истоки большинства из них - в глубоких пластах человеческой культуры. Таковы игрушки-каталки, неваляшки, волчки, звуковые игрушки (свистульки, пищалки, погремушки, пищалки), игрушки-сюрпризы, головоломки, игрушки с примитивным механическим движением, игрушки на ловкость и, конечно, древнейшие образные игрушки в виде людей, зверей и птиц. Они издавна сопровождали человека, защищали, развлекали и обучали его, помогая постичь окружающий мир. И не удивительно, что игрушки эволюционировали вместе с человеком, не только совершенствуя свои формы, но и меняя функции. Начиная с рубежа XIX-XX столетий специалисты переосмыслили творческий потенциал детской игры не только как развлечения, но и как способа постижения мира. И игрушке, как средству (или цели?) игры, стало отводиться очень важное место.

Традиционная игрушка Простота форм, гениальная по своей выразительности, присущая традиционной игрушке - продукту народных промыслов, привлекла внимание профессионалов, занимавшихся на рубеже XIX-XX веков оформлением детского игрового мира. Это был период культурного кризиса. В это время зародилось реформаторское художественнопедагогическое движение, которое своими идеями активизировало интерес к народным корням. С конца ХIХ века она погибала в непосильной конкуренции с дешевой промышленной продукцией. С последней трети XIX века по всей Европе открывались музеи игрушек. В начале XX века в Лондоне, Париже, Санкт. Петербурге, Нюрнберге и других крупных городах Европы один за другим проходили интернациональные конкурсы и выставки для художников и ремесленников, занимавшихся изготовлением игрушек.

Над образами игрушек в поисках современных форм через возращение к "народности" трудились мастера по всей Европе Новая эстетика создавалась через отказ от натуралистического оформления игрушки. Художники стремились к созданию игрушки, которую отличали подчеркнутая образность, стилизация и упрощение естественных форм до характерного точно найденного силуэта, полагая особенно эффективными принципы удачного соединения современной эстетики и рациональных методов изготовления. Этому способствовало и влияние новых педагогических теорий, доказывающих, что игрушка для маленьких детей не может быть сложной и слишком реалистической.

Игрушка XX века соединила в себе элементы художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и зарождающегося дизайна. Реформаторское движение начала XX века оставило после себя новые педагогические представления, в первую очередь именно об игрушках, которые в основных своих тезисах актуальны по сей день. Именно благодаря движению художественного воспитания мир игрушек впервые за всю свою историю привлек к себе столько мастеров и специалистов из всех областей науки и искусства, стремящихся улучшить и украсить детский мир, противостоять "промышленным дешевкам", сделать современную игрушку соответствующей тем важнейшим функциям, которые она призвана играть в жизни маленького человека, в его воспитании и освоении им окружающего мира. Изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Жизнь игрушки в наши дни В настоящее время все обозначенные вопросы относительно "игрушечного мира" по-прежнему остаются актуальными. Специалисты и мастера во всем мире уделяют много внимания изучению истории игрушки, её влиянии на ребенка, эстетическим и познавательным её свойствам. Однако, не смотря на вновь возрождающийся интерес и большое внимание к традиционным игрушкам в наше время, многие народные промыслы в России, специализирующиеся на игрушках, переживают трудные времена или находятся в упадочном состоянии.

Свистульки История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад. В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков, позднее превратились в игрушки и забавы, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы. Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века. С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких» - писал врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

Типы свистулек сосудообразные (распространены на всех континентах) фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика) водяные свистульки- «соловьи» , конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и др.) глиняные музыкальные инструменты - окарины (распространены на всех континентах)

Окарины в виде птиц. Перу На рисунке - традиционный для культуры Инков геометрический узор. Инкам религия не запрещала изображать людей. Часто видеть насекомых, зверей, особенно изображения птиц, к которым у перуанцев явно неравнодушное отношение. Многие имена и названия городов включают слово Уаман, что значит сокол - стремительная птица, предмет восхищения. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Простые геометрические формы на узорах могли быть зачатками так и не успевшей появиться у древних инков письменности (к приходу испанцев все записи велись в виде узелков на нитках). С другой стороны, все исследователи отмечают логическую простоту и стройность языка кечуа - стремление упорядочить и упростить необъяснимый хаос мира, полного враждебных духов, находило удовлетворение в правильности узора. В отличие от обыкновенных дудок имеет дырочки не только сверху, но и на нераскрашенном брюшке. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Рисунки на этих окаринах очень древние. Круглые окарину имеют рисунки народа Наска. В Наска использовались одиннадцать различных цветов, каждый рисунок Наска - это проблема, любопытная головоломка. Более овальные окарины имеют узоры народа Инка. Размер окарины 8 см, шесть дырочек сверху, три снизу. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Многоствольная тростниковая флейта (флейта Пана) Такие дудочки были в очень многих культурах. Это и греческий Сиринкс, и европейский Панфлет, и украинская свирель. На Руси такая флейта называлась кугиклы (кувиклы, цевница). Из тростника, дудника, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину, вырезались трубочки разной длины, их держали в руках и свистели в каждую поочередно.

Праздничная филимоновская свистулька В деревне Филимоново Тульской губернии занимались производством глиняной посуды. А свистулька - праздничная игрушка, и делали их весной, перед Пасхой, когда справлялся праздник весны, и раскрашивались они очень ярко. Большинство филимоновских свистулек имеет комический сюжет, например, наездник может ехать верхом не только на коне, но и на птичке или даже на поросенке. И, конечно, любимые котики, козлики, зайчики, барашки, коники, петушки. . .

Вологодская гуделка из бересты Звук гуделки напоминает крик молодого бычка весной. А это всего-то лишь береста свернутая в трубочку и связанная цветной ниткой. Бывало, так он грянет, Так свиснет высоко - В деревнях репа вянет И киснет молоко. А если в чистом поле Засвищет до зари, Повалятся со свистом С коней богатыри! Андрей Усачев

Проверим себя? Когда возникли первые игрушки? Кто, предположительно, их изобрел? Для чего нужны игрушки (мнение ученых)? Какими игрушками играли в Древней Греции? Где придумали игровые кости? Какие музыкальные инструменты – тоже игрушки? Назовите два русских народных промысла, где изготавливаются игрушки из природных материалов

Cлайд 1

Cлайд 2

Из истории Мир игрушки удивительно многообразный. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты.

Cлайд 3

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Cлайд 4

Кокэси Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.

Cлайд 5

Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо-восточный сельскохозяйственный регион страны. Если заглянуть в прошлое кокэси, то можно найти там несколько версий появления этой игрушки-сувенира. Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Cлайд 6

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как «забытое дитя». Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

Cлайд 7

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку, где много горячих источников, приехала жена сегуна (военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

Cлайд 8

Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.

Cлайд 9

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.

Cлайд 10

Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Cлайд 11

Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства. Подлинные японские нецке сделаны из натуральной слоновой кости. Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке.

Cлайд 12

В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты.

Cлайд 13

Куклы на Руси. На Руси самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

Cлайд 14

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Cлайд 15

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Материал подготовила - Татьяна Тимофеева

Немного истории:
Наряжать елку придумали еще в средневековой Европе. Изначально на ней можно было увидеть в основном яблоки и вафли. Первое украшение символизировало запретный плод, сорванной Евой. Второе – хлебцы, которые даются во время причастия. На ветвях укреплялись свечи, как символ ангельской чистоты. Со временем люди стали разнообразнее подходить к украшению Новогоднего или Рождественского дерева. Считается, что первые елочные шары придумали в Европе, а точнее в Германии в первой половине XVII века.

Кстати, одно из преданий гласит, что причиной появления стеклянных игрушек является неурожай яблок в Германии в 1848 году. Тогда вместо обычных плодов были сделаны стеклянные «яблоки». К удивлению, их очень быстро распродали. Это и положило начало производству украшений к празднику.

В России моду на украшение ели ввел Петр Первые. Впрочем, прижилась она не сразу, став популярной только при Николае Первом, чья жена была из Пруссии, где так любили рождественские елки. Кстати, именно при ней елка становится не просто модной, но обязательной.

Стеклянные елочные игрушки также приходят в Россию из Европы. Интересно, что до 1900 года елки украшались так, что на них буквально не оставалось свободного места, и лишь в начале ХХ века появилась мода на минимализм.

Были времена в Российской Империи и когда елка была запрещена – к примеру, в 1916 Священный синод охарактеризовал ее как «немецкий обычай» и запретил. Немудрено, шла Первая мировая война, в которой врагами России были немцы. После революции в 1918 году Советская власть также запрещала елку. Впрочем, длилось это относительно недолго – уже в 30-е годы елка вновь вернулась на свое законное праздничное место.

28 декабря 1935 года выходит газета «Правда», в которой провозглашалось: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С тех пор в Советском Союзе ёлки наряжались, но не к Рождеству, а к Новому году.

Постепенно изменились ёлочные игрушки. Так Вифлеемскую звезду на верхушке ёлки заменяет красная пятиконечная звезда, а ангелочков – фигурки красноармейцев и пионеров.

В годы Великой Отечественной войны ёлку украшали игрушками, сделанными из подручных материалов. Химическая колба играла роль звезды для елки, а самыми популярными игрушками военных лет были парашютисты. Ко всем ёлочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывали кусочки ткани и получался парашютист.


Советские игрушки на прищепках




В Швеции самыми популярными и традиционными елочными игрушками являются игрушки из соломы.
Красиво и безопасно, что так важно для дома, где есть малыш. Соломенный шар конечно не разобьется и не поранит, зато находчивый малыш может попробовать его съесть.




Отдельного упоминания тут заслуживает Рождественский козел. Это персонаж, который выполняет свою новогоднюю роль аж в трех странах - Швеции, Норвегии и Финляндии.


Когда-то в Швеции была традиция Рождества - молодые люди ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Часть из них всегда была одета как козлы, иногда даже с маской сделанной из соломы. В качестве награды они получали еду и напитке. Позже традиция изменилась - теперь уже человек, наряженный козлом дарил подарки, а теперь и вовсе превратился в Санта Клауса.











В Германии любят новогодние игрушки в виде щелкунчиков. Так изображают многих сказочных персонажей.





Также тут неравнодушны к пряничным человечкам на елке.


А вот в Ирландии даже елочные игрушки стараются выдержать в своем узнаваемом цветовом стиле.






В США верхушку ели или же сосны чаще всего вы увидите украшенной фигуркой ангелов.

Частный дом, украшенный к Рождеству в Калифорнии.


В Англии большой популярностью пользуются украшения из омелы. Венки из нее использовались в обрядах еще древними кельтами. Кстати, сейчас это считается лучшим местом для поцелуев.


«Под венком омелы», английская гравюра, 1873.


В Испании на елках множество сладостей, и пожалуй, самая оригинальная новогодняя традиция.
Это благодаря Caga tio, что в переводе означает… "какающее полено".
Традиция такова - 8 декабря во всех домах Каталонии появляется эта на самом деле добрая детская забава. А на Рождество полено должно "сделать кучку" подарков. Но для этого о нем надо заботиться: кормить, укрывать одеялом, даже рассказывать сказки.


В некоторых странах украшение новогоднего дерева и вовсе не столь популярная традиция. В Италии или в Мексике куда чаще встречаются красиво украшенные вертепы.

Новогодние елки в Японии носят отпечаток национальной культуры. Кроме привычных нам украшений здесь популярны маленькие куколки, бумажные веера, фонарики, колокольчики и, конечно, оригами, особенно популярны “журавлики”, сложенные из бумаги.




Особенно ценными украшениями являются тэмари. Эти в ручную вышитые мячи невозможно красивы.






В Китае в качестве ёлочных украшений используют всевозможные изделия из бумаги – фонарики, гирлянды, цветы.





Рассказать друзьям