Хотя Л.Н. Толстой и известен всему миру как мастер монументальной прозы, среди творческого наследия писателя есть немало произведений небольшого размера. Отдельную их категорию составляют рассказы для детей, в том числе для воспитанников Яснополянской школы.
Произведения Толстого для детей
Среди произведений Толстого для детей можно выделить несколько основных жанров. Первый из них - это сказки. Большая часть сказок представляет собой обработанные народные сюжеты (как, например, "Три медведя"), которые были включены в состав знаменитой толстовской "Азбуки".
Еще один жанр, любимый Толстым, - это быль. В таких произведениях он описывает события, которые происходили в реальности, однако художественно обрабатывает их. К этому типу относятся знаменитые "Филипок" и "Лев и собачка".
Создал писатель большое количество реалистичных рассказов, героями которых часто являются сами дети. Сюда можно отнести произведения "Пожар", "Девочка и грибы" и т.д.
Наконец, последний жанр, в котором Толстой создавал истории для детей, это научно-познавательные рассказы. Поговорим о нем подробнее.
Научно-познавательные рассказы Толстого
К числу наиболее известных научно-познавательных произведений Толстого для детей относят рассказы:
- "Зайцы".
- "Какая бывает роса на траве".
- "О муравьях".
- "Как волки учат своих детей".
- "Отчего в темноте видно?".
- "Яблони".
- "Как ходят деревья".
Уже из названий произведений видно, что большая их часть посвящена описанию природных явлений. Толстой рассказывает во всех подробностях о повадках животных, различных растениях и т.д. При этом стиль изложения является достаточно лаконичным, но емким. Это помогает детям лучше воспринимать материал и усваивать самые главные моменты, касающиеся той или иной темы.
Научно-познавательные рассказы Толстого - прекрасный пример того, как художественное произведение может сочетаться с образовательной функцией. Дети хорошо запоминают яркий образ, а вслед за ним и главные факты, которые касаются научной характеристики предмета повествования.
Слайд 2
Актуальность данного исследования в том, что в научно-познавательных произведениях Л.Н. Толстого важен не только познавательный, но и нравственный, эстетический, общефилософский смысл. Они проникают в детскую возрастную логику восприятия.
Слайд 3
Проблема – выяснить, можно ли причислять научно-познавательные произведения Л.Н. Толстого к научно-художественной литературе. Цель – выявить своеобразие этих произведений. Задачи: анализ имеющейся по проблеме литературы; систематизация и обобщение данных по этому вопросу; социологический опрос учащихся начальной школы написание отзывов
Слайд 4
Объектом исследования в работе является творчество Л.Н. Толстого. Предмет исследования – особенности и своеобразие научно-познавательных произведений Л.Н. Толстого для детей. Гипотеза – изучение произведений Л.Н. Толстого научно-познавательного характера даст возможность детям разного возраста к разумному постижению знаний о мире и душе человека.
Слайд 5
Одним из первых научно-познавательные произведения для детей начал писать Л.Н. Толстой, работая в Яснополянской школе, где он обучал крестьянских детей и создавал учебные книги для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны в 70-ые годы XXвека
Слайд 6
«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, помогала нравственному воспитанию. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Язык книг народный, потому что Толстой учился языку у крестьянских детей.
Слайд 7
Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен («Шат и Дон»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала
Слайд 8
Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познавательных рассказах. Методика его была строго научной: знания он преподносил с постепенным нарастанием их сложности. От мини рассказов («Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый тополь», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»).
Слайд 9
Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в форме рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов.
Слайд 10
Знания о явлениях природы Толстой стремился закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце-тепло», дан поэтический образ могучего и благотворного светила. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать, обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу.
Слайд 11
Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».
Слайд 12
Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное действие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя индивидуальными чертами характера.
Слайд 13
Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение эти мысли.
Урок литературного чтения в 3-Б классе
Тема. Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и
собачка».
Цели.
- Знакомство с новыми произведениями Л. Н. Толстого.
- Развитие устной речи, выявление читательского опыта, развитие выразительного чтения, выявления сходства и различий в рассказах.
- Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах, бережного отношения к природе, умения сочувствовать, любви к животным.
Оборудование. Слайды к уроку, сообщения учащихся, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Что ни в сказке сказать, ни пером описать …
Так говорят о той ситуации, которую нельзя описать.
Например,
- запах розы,
- вкус шоколада,
- состояние души,
Что ещё не подаётся описанию?
2. Проверка домашнего задания.
Мастер художественного слова
Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей.
Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки.
Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится.
Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?
- Выполнение заданий в тетради (взаимопроверка).
- Рассказывание сказки «Два брата».
- Рассказывание сказки «Работник Емельян и пустой барабан».
- Сообщение детей о Л. Н. Толстом.
3. Продолжение знакомства с творчеством Л. Н. Толстого.
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.
Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором , то ты читаешь произведение мастера художественного слова !
Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)
- Басни.
- Сказки.
Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой?
4. Самостоятельное чтение рассказа «Лебеди».
1. Прочти рассказ «Лебеди»:
с. 111 учебника
2. Ответь на вопросы:
- Какую историю рассказал Л.Н. Толстой?
- Как описывается полёт лебедей?
- Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются?
- Как море приняло уставшего лебедя?
- Как писатель относится к лебедю?
3. Прочитай выразительно:
Полёт стаи лебедей над морем.
Уставший молодой лебедь опустился в море.
Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.
5. Самостоятельное чтение рассказа «Зайцы».
1. Прочти произведение «Зайцы»:
с. 112 учебника
Найди в тексте сведения о зайцах.
2. Ответь на вопросы:
- Какие бывают зайцы? Чем они питаются?
- Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы?
- Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему.
3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья:
с. 112 учебника
Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).
- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах.
В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.
6. Чтение были «Лев и собачка» хорошо читающими учениками.
1. Быль «Лев и собачка»:
с. 113 - 115 учебника
2. Ответь на вопросы:
- Что поразило тебя в этой истории?
- Как автор относится к животным?
- Как вела себя собачка при встрече со львом?
3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки.
Выявление главной мысли произведения (преданность животных).
- К какому жанру творчества Л. Н. Толстого относится это произведение?
7. Работа в группах.
Басни, сказки, стихотворения
КАРТОЧКА 1.
- Соедини линиями группы признаков и жанры художественных произведений, которым они соответствуют.
КАРТОЧКА 2.
- Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся.
КАРТОЧКА 3.
- Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.
8. Итог урока.
- С какими произведениями Л. Н Толстого мы с вами познакомились? (работа по схеме)
Какое из произведений вам показалось самым интересным?
Чем важны научно-познавательные рассказы? (получаем информацию)
9. Игра «Перевёртыши».
В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей.
Вопросы:
1. «Пес босиком».
2. «Железный замочек».
3. «Большой паж».
4. «Академик под Землей».
5. «Песочная служанка».
6. «Белый петух».
7. «Стоянка «Розового лука».
8. «Быль о железной курочке».
9. «Первое примирение».
10. «Уход слуги».
11. «Обычное лето».
12. «Великан Рот».
13. «Зверь, который мог смеяться».
14. «Дочь сухопутного слуги».
15. «Девочка-планета».
10. Творческое задание.
Пробуем перо сами!
В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.
Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова?
Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью.
Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке!
- Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!
Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка».
1-я группа:
Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка».
2-я группа:
Выразительное чтение рассказа «Лебеди».
Наизусть один из абзацев выразительного чтения.
3-я группа:
Пересказ по желанию.
Сочинение
Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).
Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.
Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.
Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:
* «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
* «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
* «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
* «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».
Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:
* «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».
«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».