О любви к отечеству.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во время написания "Войны и мира" изменилось не только отношение Толстого
к "государственному устройству". Понятие государства, да еще и при
монархическом правлении, неразрывно связано с понятием отечества - ведь и
самая война, о которой был написан роман, именовалась в России
Отечественной. Если сразу же после выхода романа наиболее консервативные
современники Отечественной войны - такие как П. А. Вяземский, А. Норов, М.
Богданович - усмотрели в "Войне и мире" "протест против 1812 года",
"отрицание событий минувшего"(*), то последующие поколения, как уже было
отмечено, видели в этой книге прежде всего патриотическую эпопею.

(* М. Б. Что такое "Война и мир" графа Л. Н. Толстого? С. 2; Вяземский П.
Воспоминания о 1812 годе // Русский архив. 1869. Вып. 1. С. 186. *)

Действительно, в "Войне и мире" читаются знаменитые слова о "дубине
народной войны"; во время разговора с князем Андреем Пьер понимает "ту
скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была
во всех тех людях, которых он видел..." Но в той же сцене князь Андрей
говорит, что "цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и
поощрение ее... нравы военного сословия - отсутствие свободы, т. е.
дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство" (11, 208,
209). Слушая синодальную молитву о спасении России от вражеского нашествия,
Наташа испытывает благоговение, но она не может "молиться о попрании под
ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала
иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них" (11, 76). А описывая
Бородинское сражение, Толстой, не делая различия между французами и
русскими, писал, что "измученным, без пищи и отдыха, людям той и другой
стороны начинало одинаково приходить сомнение в том, следует ли еще
истреблять друг друга... Люди чувствовали весь ужас своего поступка..." (11,
261).
Страхов недаром выражал недовольство тем, что Толстой не показал "силу
русского народа" и идеал, который спас Россию в 1812 г. и "живит до сих
пор". Уже вскоре после написания "Войны и мира" противоречия между Толстым и
его прежними друзьями-славянофилами стали особенно заметны. Наиболее ясно
обнаружились эти противоречия во время Балканской войны. Как известно,
последняя, восьмая часть "Анны Карениной" была отвергнута в 1877 г. М. Н.
Катковым и печаталась вне "Русского вестника" именно из-за высказанного в
романе отрицательного отношения к подготовлявшейся войне, ибо она "такое
животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек, не говорю уже
христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны" (12,
387).
За это же мнение осудил Толстого и Достоевский. В течение нескольких лет
он призывал в "Дневнике писателя" к вступлению России в войну, настаивая на
том, что "Константинополь, рано ли, поздно ли, но должен быть наш". Исходил
он при этом, как и Толстой, из общих философско-исторических воззрений. В
очерке "Утопическое понимание истории" Достоевский объяснил, что уже
"допетровская Россия... понимала, что несет внутри себя драгоценность,
которой нет нигде больше, - православие, что она носительница... настоящего
Христова образа, затемнившегося во всех других верах и всех других народах";
после Петра "произошло расширение древней нашей идеи" (*). Иностранцы, не
понимающие всеобщего стремления русских к войне с турками, "проглядели...
союз царя с народом своим". Толстой, в отличие от Достоевского, сомневался в
том, что движение в защиту угнетенных славян действительно отражало волю
народа. В "Анне Карениной" Левин спорит с приезжими гостями, полагающими,
что вступление в войну отражает "волю граждан": "...мы видели и видим сотни
и сотни людей, которые бросают все, чтобы послужить правому делу..." Но
Левин полагает, что таким же образом множество людей может соединиться "в
шайку Пугачева", что "если общественное мнение есть непогрешимый судья, то
почему революция, коммуна не так же законны, как и движение в пользу
славян?" (19, 387-392). Перед нами, как видим, тот же вопрос, который уже
ставился в "Войне и мире": "если власть есть перенесенная на правителя
совокупность воль масс", то почему ее представителем должен считаться
легитимный государь, а не Пугачев? Достоевский не задавался этим вопросом.
"Природа всеединящегося духа русского" представлялась ему ясной и
однозначной, и если "милосердым сердцем своим царь-освободитель заодно с
народом своим", то "сравнение с шайкой Пугачева, с коммуной и проч." не
могло ни с какой стороны быть применено "к его благородному и кроткому
движению" (**).



(* Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1982. Т. 23. С. 46-49. *)



(** Там же. 1983. Т. 25. С. 217. **)

Не казались Достоевскому убедительными и соображения о жестокости и ужасах
войны: "...мудрецы наши схватились за другую сторону дела: они проповедуют о
человеколюбии, о гуманности, они скорбят о пролитой крови... Довольно уже
нам этих буржуазных нравоучений!.. Что святее и чище подвига той войны,
которую предпринимает теперь Россия?..". А в очерке "Спасает ли пролитая
кровь?" автор "Дневника писателя" решительно отвергал "казенные фразы о
крови", доказывая, что, "напротив, скорее мир, долгий мир зверит и
ожесточает человека, а не война" (*). Явно имея в виду эти рассуждения,
Толстой писал в начале 1878 г. Страхову, что готов принять разделяемое всеми
"предание", но "когда мне предание... говорит: будем все молиться, чтобы
побить больше турок... - я говорю: это предание ложное" (62, 382).

(* Там же. С. 98, 101. *)

Толстой не любил полемики и не стал прямо возражать Достоевскому. Но был
еще один голос в этом споре - голос младшего современника обоих писателей,
Всеволода Гаршина. Гаршин пошел добровольцем на ту самую войну, к которой
призывал Достоевский. А спустя год в "Отечественный записках" появился его
рассказ "Четыре дня", основанный на реальных событиях войны. Это рассказ о
русском солдате-добровольце, заколовшем в бою турка, почти сразу после этого
раненом и оставшемся на поле боя.
"Передо мной лежит убитый мною человек. За что я его убил? Он лежит здесь
мертвый, окровавленный. Зачем судьба пригнала его сюда? Кто он? Быть может,
у него, как и у меня, есть старая мать... Штык вошел ему прямо в сердце...
Вот на мундире большая черная дыра; вокруг нее кровь. Это сделал я.
Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шел драться. Мысль о том,
что и мне придется убивать людей, как-то уходила от меня" (*).

(* Гаршин В. Сочинения. М., 1955. С. 7. *)

Достоевский, вероятно, читал этот рассказ, но никак не реагировал на него.
Но Толстого размышления над событиями Балканской войны привели к полному
разрыву со славянофильскими идеями. "Одно из двух: славянофильство или
евангелие", - написал он Страхову (51, 61-62).

Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! - Александр Пушкин

Те, кто радостно маршируют в строю под музыку (…) получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом „патриотизм“, равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций - Альберт Эйнштейн.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. - Владимир Ленин

Патриотизм - это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово. - Игорь Губерман.

Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода. - Бернард Шоу

Права она или нет - это наша страна. - Стивен Декейтер

Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость - Марк Твен.

Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: „это наша страна, права она или нет“, и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации? - Марк Твен

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский

Патриотизм - это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам - Бертран Рассел

Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека. - Эдлай Стивенсон

На мой взгляд, является ужасным унижением, если душу контролируют по географическому признаку - Джордж Сантаяна

Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами. - Томас Маколей

Патриотизм - добродетель порочного - Оскар Уайльд

Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству. Н. Г. Чернышевский

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Владимир Ильич Ленин

Наша революция боролась с патриотизмом. Нам пришлось в эпоху Брестского мира идти против патриотизма. Мы говорили: если ты социалист, так ты должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции». (В. И. Ленин, ПСС, т.37, стр.213).

Патриотизм, это - такое чувство, которое связано с условиями жизни именно мелких собственников. (В. И. Ленин, ПСС, т.38, стр.133)

Долг сознательного пролетариата отстоять своё классовое сплочение, свой интернационализм, свои социалистические убеждения от разгула шовинизма патриотической буржуазной клики (В. И. Ленин, ПСС, т.26, стр.17)

Судьбы страны его (пролетариат) интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с<оциал>-д<емократа> «патриотизма» (В. И. Ленин, ПСС. т.17, стр. 190)

Нет патриотов там, где речь идёт о налогах. Джордж Оруэлл

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди

Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Сэмюэл Джонсон (Биограф Джонсона, цитирующий это устное высказывание, поясняет, что речь шла не об искренней любви к отечеству, а о ложном патриотизме).

Патриотизм необязательно заключается в мятеже: можно ненавидеть своего короля и при этом не любить свою страну Сэмюэл Джонсон.

Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе. А. И. Герцен.

Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведённой на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное - выбор аргументов почему это должно быть так. Виктор Олсуфьев

«Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Л. Н. Толстой.

Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрёт за меня» Джеймс Джойс.

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. Иоганн Вольфганг Гёте

Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты. Эдмунд Берк

Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других. Мохандас Карамчанд Ганди

Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. В. А. Шендерович

Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Н. М. Карамзин

Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма. Джордж Бернард Шоу

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него. Шарль Луи Монтескье

Истинный патриот - это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно. Билл Воган

Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать. Жарко Петан

Если Ваша мать родила бы Вас на корабле, то Вы что, старались бы остаться в море навсегда? Эльчин Гасанов

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. Теодор Рузвельт

В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Н. А. Добролюбов

В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым. Амброз Гвиннет Бирс

Мне случалось говорить про патриотизм, указывая на его несовместимость с христианством. И всегда я встречал один ответ. Патриотизм дурной - да, но есть хороший. В чем же хороший, никто не сказал. Как будто патриотизм так же, как и эгоизм, может быть хороший и согласный с человечностью и христианством. Л. Н. Толстой

Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Адам Михник

Патриотизм - достоинство порочного человека. Оскар Уайльд

Патриотизм не дан человеку, а задан ему, он должен быть отмыт от всей эгоистической, самоупоённой мерзости, которая к нему прилипает. С некоторым нажимом педали можно было бы сказать, что патриотизм надо «выстрадать», иначе ему грош цена. В особенности патриотизму русскому. Г. В. Адамович

Интеллект, патриотизм, христианство и твёрдое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности. Авраам Линкольн, Первая инаугурационная речь, 4 марта 1861 года

Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны. Теодор Рузвельт

Нет, ну вот скажи, ну почему мы за двадцать лет не слышали ни одной истории о том, как внезапно разбогатевший человек сделал что-то хорошее для страны? Ведь это ж наша так называемая новая элита, а элита имеет ряд обязанностей перед страной, в которой смогла так неслабо подняться. А?

Да вопрос твой риторический, ты же сам на него ответ знаешь. Потому что нет у нас никакой элиты, а есть просто люди, дорвавшиеся до денег. И, заметь, далеко не всегда честно. Это мягко говоря. Ну и от кого там ты хочешь национального самосознания? От вчерашнего вора, который сегодня открыл сеть магазинов и думает, что легализовался? Или от генерала, сдавшего в металлолом сколько-то там единиц техники и построившего себе особняк силами пацанят из своей части? Которым он не то что не заплатил, а даже пайку не увеличил. Вот и получается, что носители «элитарной ментальности» если и остались ещё, то сидят себе ровно, нищие но гордые. А наверху плавает и купается в лучах полуденного Солнца строго то, что не тонет.

Карательные планы вакцинаторов

Отказ в школьном обучении, лишение сертификата врача и зачистка информационного пространства

Состоявшийся в минувший четверг, 11 апреля круглый стол в Государственной думе под названием «Отказ от вакцинации: серьезная угроза века. Как избежать эпидемии?» правильнее было бы назвать дружеской сходкой лоббистов тотальной вакцинации из числа чиновников, депутатов и «официозной» общественности, для вида разбавленной родителями-альтернативщиками. Как известно, добиться визита высокопоставленного представителя Минздрава, Минпросвета или Роспотребнадзора на общественное мероприятие/дискуссию, организованную «снизу», практически нереально.

А вот выступить на официозе в рабочее время, на камеры снимающих это действо популистскими СМИ и наперебой требовать скорой расправы над противниками и сомневающимися в абсолютной пользе прививок – это всегда пожалуйста.

Гангрена. Зачем создали миф о "Киевской Руси" и "Московии"

На Западе, чтобы обрезать историю России, ещё на рубеже XV-XVI веков создали миф о «Московии» - государстве московитов. Якобы нынешняя Россия – это наследница только Московского княжества, а русские – потомки «московитов».

Этот миф был создан в пропагандистских целях, чтобы доказать, что московские князья и цари не имеют права на власть над всеми русскими землями. В настоящее время этот миф снова получил распространение в виде идеи: «Украина – это настоящая Русь, наследница Киевской Руси, а Россия – это Московия».

Политика Кремля без идеологического наполнения – фарс

Начиная с ввода войск на территорию Крыма, Кремль постоянно расширяет свое военное присутствие в разных регионах мира, создавая новые военные базы, идя путем восстановления влияния СССР – РФ на международной арене.

1 октября 2015 года начались действия ВКС РФ в Сирии, 25 ноября 2017 года президент Судана Омар аль-Башир согласовал с президентом Российской Федерации В.В. Путиным создание военной базы России в Судане и прямо охарактеризовал нацеленность помощи России в защите Судана и Ближнего Востока от агрессивной политики США, раскалывающей Судан и разоряющей страны Ближнего Востока, а также Центральной Азии.

«Русский патриотизм проявляется только в критические минуты», – так сформулировал устойчивую закономерность активизации национального общественного сознания народа России великий русский ученый Н.Я. Данилевский в своем фундаментальном историко-социологическом исследовании «Россия и Европа»

«Русский патриотизм проявляется только в критические минуты», – так сформулировал устойчивую закономерность активизации национального общественного сознания народа России великий русский ученый Н.Я. Данилевский в своем фундаментальном историко-социологическом исследовании «Россия и Европа» (1, 44–58). Этот труд, который, как полагал Ф.М. Достоевский, станет настольной книгой каждого русского, более 150 лет оставался в России под спудом забвения, а имя Н.Я.Данилевского среди российских ученых не значилось. В отличие от Европы, где труды Н.Я.Данилевского пристально изучали (Шпенглер, Тойнби и др.), в России они были изъяты из научного знания.

Возвращение в память Отечества имени и трудов Николая Яковлевича Данилевского – событие огромного исторического смысла. В его пророческих трудах – весь спектр актуальных для современного знания проблем российской истории. Среди них – вопрос о патриотизме.

Во всех разрабатываемых и принимаемых ныне государственных концепциях и программах, касаются ли они национальной безопасности или реформы образования, патриотизм рассматривается как необходимая составная часть основы государственного мироустройства и общественного сознания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» (2) определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан всех слоев и возрастных групп, намечает мероприятия и целевое бюджетное финансирование, что говорит о чрезвычайной важности вопроса. В числе участников реализации программы – и Русская Православная Церковь.

Как тут не вспомнить, что еще недавно, в конце 80 – начале 90-х годов, шло активное развенчивание и осмеяние патриотизма русского народа, русского воина. Особенно усердствовал журнал «Огонек» и его главный редактор Коротич. Но прошло недолгое историческое время, и Правительство вынуждено признать: «события последних лет подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма, Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания…. Возрождение патриотизма рассматривается как шаг к возрождению России» (2). Таков государственный заказ. Где же те пути и каковы средства, которыми можно возродить в народе святое чувство патриотизма?

Патриотизм как историческое явление становится очевидным, если вдуматься в смысл того народного чувства, которое мы обозначаем понятием «патриотизм» и которое, конечно же, означает не умозрительную любовь к красотам природы и чувство горделивого превосходства, но готовность всего народа и каждого человека положить на алтарь Отечества свои жизни, готовность добровольно принять смерть, самое страшное для человека? Русская история знает примеры массового патриотизма, когда каждый готов был «положить живот свой за други своя». Знает русская история и иные периоды, когда «народ безмолвствует»…

Самый небольшой экскурс в историю показал бы нам, что патриотизм – это тот оселок, который во все времена предельно выявляет истинные и ложные ценности, цели общественно-политических деятелей и их партий, реакцию народного сознания.

1914 год. Вспомним, сколько изворотливости требовалось большевикам в отстаивании интернационального лозунга «Соединенные Штаты Европы», их удивление и разочарование, когда даже в революционно-либеральной среде русского общества, которое всю вторую половину века расшатывало устои ненавистного ему царизма, зазвучал призыв к «защите отечества», что никак не соответствовало, шло вразрез с большевистскими призывами к поражению России в империалистической войне. Вождь революции неистовствовал: «Все писаки на тысячи ладов воспевают свободу и независимость «родины», «забыв слова «Коммунистического Манифеста»: «рабочие не имеют отечества» (3). Пришлось «временно» снять этот лозунг с повестки очередных задач революции.

1812 год. Русский народ, которому Наполеон обещал освобождение от крепостной зависимости, повсеместно стихийно развернул партизанскую войну, защищая свою веру и свои исконные ценности от вторжения чужеземцев.

1941 год. В 1941 году русский народ, переживший неслыханные тяготы, лишения, голод и разруху, массовые репрессии, которые обрушил на него новый режим атеистической власти, встал на защиту своего Отечества перед опасностью внешнего врага.

Данилевский подробно и глубоко анализирует патриотизм как историческое явление в контексте исследования истоков, основных причин и следствий, определяющих взаимодействие народов и правительств России и Европы на историческом поприще. Во второй половине 19 века это взаимодействие с Европой открыло практическую возможность неким общественным силам приступить к активной ломке всех основ жизнеустройства России, готовить открытые действия в широком общероссийском масштабе. К этому времени, – показывает Данилевский, – в массовом общественном сознании насаждаются чужеродные идеалы: «возвышенной и благородной любви к человечеству, чуждой всякого народного эгоизма и национальной узости взгляда», и «европеизма как единственного пути исторического будущего России», Известно, что в студенческие годы Н.Я.Данилевский привлекался вместе с Ф.М.Достоевским по делу «петрашевцев» и изнутри понял истинные мотивы идеологов революционно-демократических движений. Признание всякого превосходства европейского перед русским, непоколебимая вера в спасительную европейскую цивилизацию, как единственную, несущую прогресс, сопровождались нескрываемым презрением и ненавистью к «отсталой» России и ее народу. «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы», – писал «великорусский» демократ Чернышевский о русском народе (4). Абсолютное большинство, – пишет Данилевский – ныне верует в то, что пройдены все переходные фазисы развития общечеловеческой жизни и все влилось в поток всемирно-исторического прогресса, которому остается течь до скончания веков…Выразителей этих взглядов Н.Я.Данилевский метко и точно называл «нашими гуманитарными прогрессистами».

Н.Я.Данилевский на основе научно-исторического анализа показал, ложность такого названного им «внешнего политического патриотизма», ничего общего не имеющего с истинным народным патриотизмом. Выразителям чисто внешнего политического патриотизма, которые вопреки логике их собственных взглядов стремятся крепить «внешнюю силу обороны» перед странами Европы, которым они поклоняются, стремясь во всем подражать, имеет в основе то, что, находясь под влиянием народного чувства, они как бы принуждают себя думать по схеме: «я люблю свое Отечество, но должен сознаться, что проку в нем нет никакого».По существу, – по словам Н.Данилевского, – они как бы желают свища с крепкою скорлупою.

Данилевский с неким сарказмом ставит вопрос так: если «европеизм заключает в себе все живое, что только есть в человечестве, столь же всесторонен, как и оно, в сущности, тождественен с ним, если все, что не подходит под его формулу, – ложь и гниль, предназначенные на ничтожество и погибель, как все неразумное, то не надобно ли скорее покончить со всем, что держится на иной почве своими корнями? Крепкая внешность сохраняет внутреннее содержание: всякая твердая плотная компактная масса труднее подвергается внешнему влиянию, не пропускает животворных лучей света, теплоты и оплодотворяющей влажности. Но тогда … казалось бы, к чему заботиться о скорлупе, не заключающей в себе здорового ядра, – особенно ж, к чему стараться о придании большей твердости этой скорлупе?» «Если Россия, наперекор истории, мнению и желанию самой Европы, наперекор внутреннему сознанию и стремлениям своего народа, все же захочет причислиться к Европе, то чтобы быть ей логической и последовательной, ничего не остается, как отказаться от самого политического патриотизма, от мысли о крепости, цельности, и единстве своего государственного организма, от обрусения своих окраин. Ибо эта твердость наружной скорлупы составляет только препятствие к европеизации России». Пагубность и нелепость для России подобного политического внешнего патриотизма Н.Я.Данилевский показал на конкретном историческом материале, обнажив сущнрость, истинные цели и намерения Европы относительно России.

Он писал, что Европа рассматривает европейскую, романо-германскую как единственно возможную цивилизацию для всего человечества, определяющую линейный поступательный путь развития человечества по пути так называемого прогресса.

Европа стремится видеть Россию носительницей и распространителем европейской цивилизации на Востоке, причем на том Востоке, который она, Европа, укажет: ни в Турцию, ни в Персию, ни в Китай, ни на Кавказ (не троньте благородное племя паладинов свободы) России устремляться не положено. Там интересы всех стран Европы. Ваша историческая миссия, – говорит Европа, – Средняя Азия («всяк сверчок знай свой шесток»).

Европа очень хорошо понимает, что силу и крепость общественному и политическому организму России дает народное начало, и все делает для ослабления именно этого народного начала (всегда поддерживает инородческие движения, покровительствует им в ущерб всему русскому….

Европа считает себя вправе называть, что она и делает, ультрарусскою ту партию в самой России, которая, разделяя претензию на принадлежность к Европе, не хочет в то же время подчинить частные русские интересы интересам общеевропейским?

Но, – предупреждает Данилевский, – Россия не есть Европа, она не принадлежит к Европе по праву своего рождения. Россия не питалась ни одним из тех корней, которые всасывала Европа из почвы ею же разрушенного древнего мира, – не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубин германского духа. Не составляла Россия части возобновленной Римской Империи Карла Великого, которая составляла как бы общий ствол, через разделение которого образовалось многоветвистое европейское дерево и так далее. Не знала Россия и гнета, а также воспитательного действия схоластики, не вырабатывала той свободы мысли, которая называлась протестантизмом. Россия не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу? Как же она может принадлежать Европе? И возможно ли, чтобы Россия как организм, столько времени питавшийся своими соками, вытягиваемыми своими корнями из своей почвы, присосался сосальцами к другому организму, дал высохнуть своим корням и из самостоятельного растения сделался чужеядным.

Россия для Европы, препятствие и весьма существенное в деле распространения европеизма и гуманитарности. Россия, сохраняющая самобытность славянского государства, лишняя для Европы.

И Данилевский делает вывод, что естественное и святое чувство народности на почве чисто политического внешнего патриотизма примирить со всем этим невозможно.

Россия в ХХ столетии теряла и восстанавливала свои государственные границы. Предавала забвению святое чувство патриотизма и вновь его обретала перед лицом внешнего врага. Настал критический час истории и вновь востребован патриотизм народа. Изучая Н.Я.Данилевского – великого патриота Российского Отечества, мы приходим к непреложному выводу, что патриотизм, не укорененный в традиции Православия, есть «свищ в скорлупе»», что истинный русский патриотизм народа основан на глубоком чувстве самоотвержения, героизма, любви к своему Отечеству, защите духовно-нравственных основ его бытия.

Народ самоотверженно, не щадя жизни, защищает только действительные ценности, охраняющие незыблемость народного бытия. В святоотеческих творениях, трудах русских мыслителей мы находим глубочайшее раскрытие той истины, что «смерть содержит, в себе аспект, исключительно важный для понимания смысла жизни человека и судьбы мира, а именно: смерть – истинная мера и окончательное испытание не только человека, но всей деятельности, всех ценностей, как действительных, так и тех, которые человек таковыми считает (5).

Отсюда следует, что истинными являются только те ценности, которые сильнее смерти. И воспитание патриотизма может быть плодотворным исключительно на основе истинных ценностей. Это главное.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь на Рождественских Чтениях (2000 г.) к школьному учительству подчеркивал, что: «Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о будущем».

Поборником истинного русского патриотизма выступал в середине XIX века великий русский ученый и патриот Отечества – Николай Яковлевич Данилевский.

Литература

1. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», М., 1995, с. 44–53.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122. М., 2001.

3. Ленин В.И., Соч., т.21, с. 84, 285.

4. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения, т.5. М., 1932, с. 488.

5. Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. Сборник статей. Пермь, 2000, с.160.

Н.Я. Данилевский и современность. К 180-летию со дня рождения

Сборник статей Материалы научной межрегиональной конференции, состоявшейся в г. Москве 28 ноября 2002 г., Тверь, \"Булат\", 2004, стр. 23-26.

#достоевский #патриот #Россия #народ

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

«Проснётся Русь, вспомнит своих Богов и тогда такая раскачка пойдёт по всему миру…». Фёдор Достоевский.

«Нация, Национальность, Национализм, Народ и Народность – это синонимы! Надо благодарить Бога за то, что Мы – Русские!». Николай Гоголь.

На протяжении многих десятилетий ничего не менялось. Но «элите» этого мира сегодня всё труднее зомбировать людей, у людей есть воля, которую они всё чаще включают, стараясь понять, что происходит с миром. Сейчас появился интернет, огромное количество журналов и газет, умных и критических книг. Люди стараются разобраться в сути происходящего и найти правду.

Наш национальный дом – это Россия и мы хотим полного счастья для себя и для наших потомков

Это не значит, что мы не уважаем другие народы. Уважаем, а свой народ любим, безпокоимся о его имидже, о его чести, мы хотим, чтобы о нём люди знали правду, а не яд либеральной пропаганды, который используется со времен государственного переворота 1991-1993 гг. по сей день, и проникает во все сферы нашей жизни вплоть до учебников для наших детей.

Мы убеждены, что национальная идея, отринувшая от себя шовинизм, прекрасна. По-настоящему вольное развитие каждого народа и каждой отдельной личности может происходить только в национальных государствах.

Мы чувствительны к малейшей клевете, прежде всего, на русский народ, но и на другие народы – на все народы России. Мы считаем, что только дружба и сотрудничество между Россией и другими странами и народами обеспечат прочный мир в Европе, Азии и других континентах и в мире. И хотим внести в сближение наших народов свой посильный вклад.

Не бывает абстрактного национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм неразделимы. Национализм и патриотизм, национальное чувство и чувство патриотизма – это трепетное отношение к тому великому, что создавалось нашими Предками и то, за что проливалась кровь. И националистом и патриотом становятся, когда человек готов продолжать те великие дела, строить, созидать, – вот тогда он становится националистом и патриотом.

И ещё необходимо учитывать, что как бы высоко Фёдор Достоевский ни ставил такие понятия, как народ, национализм, патриотизм, для него всегда существовали такие высшие понятия, как Честь и Совесть. Человек не имеет права идти на безсовестные, безчестные поступки и дела. В этом и заключается важное значение великого русского писателя Фёдора Достоевского в современном мире.



Рассказать друзьям