Объект и субъект социального управления. Субъект и объект социального управления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Определением объекта, предмета и содержания науки управления занимались ведущие ученые-управленцы: В.Б. Аверьянов, В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, А.Н. Бандурка, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, Н.Р. Нижник, В.В. Цветков и другие известные специалисты. Обобщая их мнению, определим объект, предмет и содержание науки социального управления.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Определение объекта теории социального управления связано с ответом на вопрос "что она исследует?", а предмета - "существенных связи она узнает?".

Объектом теории социального управления является практика управления или управленческая деятельность субъектов социального управления.

Для государственного управления - это управленческая деятельность всех органов государственной власти.

Предметом теории социального управления являются закономерности осуществления управленческой деятельности. Основные элементы, которые характеризуют управленческую деятельность: управленческие отношения, управленческие процессы, механизм и формы управленческой деятельности, структуры социальных систем.

Для государственного управления - это закономерности и принципы функционирования управленческой деятельности органов государственной власти.

Наука социального управления исследует общие и частные закономерности управления. Она изучает закономерности формирования системы управления, ее структуры и основных подсистем; исследует закономерности формирования и функционирования системы управления, взаимодействия ее элементов. Предметом науки управления также составляющие механизма управленческой деятельности: цели, функции, принципы, методы управления, процессы управленческой деятельности и их составляющие: циклы, стадии, этапы, операции и т.д..

Наука социального управления, как и любая другая наука, имеет два основных аспекта: во-первых, это исследовательская деятельность, направленная на познание механизма социального управления, и, во-вторых, система выработанных и опробованных на практике взглядов, идей, понятий, раскрывающих и объясняющих характер, законы и закономерности управленческих отношений, их взаимодействие и развитие.

Управленческие отношения как предмет исследования науки управления представляют собой общественные отношения, складывающиеся на базе присущих управлению закономерностей. Эти отношения формируются между отдельными людьми и коллективами людей в сфере управления, в процессе осуществления его функций. Содержание управленческих отношений характеризуется тем, что, с одной стороны, они объективны, поскольку порождаются в процессе жизнедеятельности общества, а с другой стороны, управленческие отношения субъективны, поскольку являются отношениями между людьми, состоят в управлении и отражаются через сознание людей.

Управленческие отношения возникают между субъектом и объектом управления. им присуще свойство координировать действия людей, направленные на достижение общих целей управления.

Исследуя управленческие отношения, наука управления призвана установить закономерности развития управленческих отношений, выработать теорию и методологию, принципы управления и создать соответствующий категорийные-понятийный аппарат. Наука социального управления включает организацию построения объекта и субъекта

управление социальной системы формы и методы осуществления управляющих воздействий; процесс управления, организацию управленческого труда и тому подобное.

Не зная методологии и теории социального управления, трудно построить оптимальную систему управления, сложно подойти к избранию наиболее эффективных форм и методов воздействия, усовершенствовать процесс управления, внедрить в управленческую деятельность технические средства, эффективно осуществлять непосредственное оперативное управления.

Наука управления тесно связана с практикой, поэтому разработка проблем управления основывается на изучении и обобщении практического опыта. Связь с практикой добавляет науке управления, ее выводам и рекомендациям необходимую объективность и точность. Важной формой связи науки управления с практикой является проведение экспериментов в области управления как средства проверки ее научных гипотез.

Задача науки социального управления:

Разработка теоретических проблем и практических вопросов управления;

Как на теоретико-методологической основе находить пути и способы успешного решения задач управления;

Изучение закономерностей социального управления, разработка теории эффективного управления и определения практических путей и средств его дальнейшего совершенствование составляют специфику науки управления.

Основными предпосылками научного управления служат: достижения в развитии теории управления, подготовка профессиональных кадров (руководителей), повышение уровня общих и специальных знаний в овладении наукой управления; надлежащее информационное обеспечение; широкое внедрение в процесс управления электронно-вычислительной техники и оргтехники.

Задачей науки социального управления, в частности в таможенной службе, является совершенствование научно-методического обеспечения функционирования системы таможенной службы Украины, решение наиболее актуальных проблем деятельности органов таможенной службы и внедрение научных разработок в практику.

С целью внедрения в практическую деятельность методических разработок и других результатов научных исследований, распространения положительного опыта целесообразно создать соответствующий механизм. Важно также создание в таможенной службе системы научно-исследовательских лабораторий по вопросам управления.

Наконец, изучение управленческих дисциплин предназначенное для практики: выявление тех или других положительных и отрицательных черт в различных структурах и процедурах управления, повышения его эффективности, установление его связей с саморегулированием общественных процессов, для подготовки специалистов, управленческих кадров. Правильное решение задач управления снижает затраты общества.

Связь науки управления с другими отраслями знаний

Наука управления органично связана с общеметодологических науками (Философией, экономической наукой, теорией государства и права, кибернетикой и др.) и науками, которые изучают закономерности развития различных сфер общественной жизни (Социальная психология, педагогика, физиология труда и т.д.).

Философия, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, затрагивает проблемы общества, государства и его неотъемлемой части - управление, его возможности и границы, объективную и субъективную стороны. Социология касается роли государства в обществе, следовательно, социального управления в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и другими группами населения. Политология подходит к государству как особого политического института, рассматривая прежде всего с этих позиций место государственного управления. Экономическая наука изучает роль государственного управления в связи с экономикой (Прежде всего позиций макрорегулирования). Экономические подходы тесно связаны с державознавчий в публичном экономическом праве.

Наука социального управления главным образом связана с наукой о государстве и право, исследует закономерности развития и роль государства в обществе, а также правовое регулирование общественных отношений вообще и управленческих особенности. С отраслевых юридических наук она наиболее связана с наукой государственного права особенно тесно - с наукой административного права. Поскольку государственное управление чаще всего осуществляется на основе правовых норм и правовые методы в нем доминируют (есть и организационные - не правовые приемы, которые не противоречат праву), то те или иные стороны государственного управления изучаются юридическими науками с позиции права. Они исследуют прежде всего органы и правовые формы, методы правового управления. Наиболее общие вопросы такого рода изучает теория государства и права, более подробно этими вопросами занимается государствоведения. Менеджмент в государственном управлении рассматривает различные институты, формы и методы управления в основном с не правовых позиций. Специально правовые вопросы государственного управления, понимаемой в широком смысле, решает конституционное право, а в более узком - административное право. Много других юридических дисциплин также касаются вопросов государственного управления. В гражданском праве это, например, управления государственной собственностью, в трудовом - правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в земельном праве - порядок отвода земель, в уголовном и гражданском процессе - судья руководит ходом рассмотрения дела соответствии с процессуальными нормами закона, уголовное право имеет дело с наказаниями в связи с нарушением порядка управления и т.д..

Наука управления имеет связь с наукой социальной психологии. Это обусловлено тем, что социальное управление, т.е. управление человека человеком, имеет социально-психологическую сторону.

Наука социального управления связана с кибернетикой. Последняя является наукой о общие принципы и методы управления сложными системами в природе, технике и обществе. Однако нельзя отождествлять предмет науки социального управления с предметом кибернетики, изучающей три вида управления, но в специфическом аспекте, который не связан с их социальной сущностью. Кибернетика ограничивается исследованием формально-количественной стороны явлений природы и общества. Это не противоречит использованию достижений кибернетики в науке и практике социального управления.

Наука социального управления использует достижения эргономики, знание физиологию труда человека, в частности физиологии управленческого труда. Поскольку повышения эффективности управления невозможно без механизации и автоматизации управленческого труда, то наука социального управления использует также достижения соответствующих технических наук.

Итак, наука социального управления тесно связана со многими другими науками. Вместе с тем она не отождествляется с ними, поскольку наука социального управления имеет свой предмет - социальное управление, целесообразную организующую деятельность людей.

Особую важность приобретают знания по управлению при подготовке государственных служащих (таможенников) в современных условиях, когда жизнь постоянно меняется, возникают новые, нестандартные ситуации, конкретные знания быстро устаревают. В связи с этим повышается роль фундаментальных знаний, общей, правовой и управленческой культуры. И именно изучение управленческих дисциплин дает необходимые знания, формирует основы культуры человека.

Все это определяет важность освоения управленческих знаний. Специальный блок учебных дисциплин, изучаемых при этом, дает знания, навыки и умения, ценностные установки и ориентации, необходимые для будущей практической работы, закладывает фундамент профессиональной культуры будущего руководителя-профессионала.

При изучении управления особое значение имеет детальное знакомство с деятельностью различных государственных органов, использование (там, где это возможно) методов имитаций (Например, деловой), наблюдение за деятельностью государственных органов и должностных лиц, изучение статистики, отчетов, иных документов, данных средств массовой информации.

Управление - чрезвычайно интересная и увлекательная сфера деятельности и применения человеческого таланта. Овладев ею, можно много полезного сделать для себя, страны и других людей.

Вообще есть основания полагать, что управленческие дисциплины должны стать составной частью подготовки качественных специалистов, которые в дальнейшем смогут успешно работать и своими знаниями и умениями укрепить Украину.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений. Концепция программно-целевого управления социальными процессами. Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами в обществе.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2009

    Социальное управление: понятие, объект, функции. Методологические подходы к социальному управлению. Политический уровень социального управления. Основные пути реализации социальной политики КНР. Сравнение практики социального управления России и КНР.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Социальный феномен управления. Основные компоненты социального управления. Функции, источники, движущие силы и механизмы. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами. Организационные, частные и специфические принципы.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Сущность, цели, функции социального управления, его структуры. Классификация информационного обеспечения. Технические средства обработки информации. Решение задач социального характера. Задачи, которые призваны достичь цели социального управления.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Возникновение двух принципов действия механизма управления: стихийного и сознательного. Понятие социальной информации и управления. Типы управления, влияние на социальное развитие. Совершенствование системы управления государственных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Структура социального управления, его объект и субъект. Организационно-структурное значение управления социальной работой. Прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг в социальной работе.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Сущность, роль и особенности внутренней структуры управленческих отношений. Социологический подход к управлению, его основные законы. Характеристика методологических, специфических, организационных и частных принципов управления социальными процессами.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Реорганизация систем управления социальными организациями. Стратегическое и оперативное управление. Зарубежный и отечественный опыт социального развития. Описание стратегического менеджмента в развитии муниципальных органов социальной защиты населения.

    В управлении социальной работой используются т.н. «генеральные планы управления» - документы, включающие основные направления и важные мероприятия по использованию и развитию организационной структуры управления.

    Управление социальной работой как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

    Как следует из представленной в Приложении А схемы, объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

    Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе.

    Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления.

    Особенности социального управления

    В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).

    Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

    1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

    Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

    2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

    Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

    • 3) Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

    Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

    • 4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).
    • 5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.
    Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

    Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

    Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

    Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

    Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

    Система социального управления

    Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

    Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

    Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

    Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

    Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

    Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

    Социальные системы
    и их составляющие

    Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

    В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

    техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

    технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

    организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

    экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

    социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

    Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .

    Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

    Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

    В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

  • II. ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • II. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах экономики и при использовании химического оружия
  • IV. Чрезвычайные ситуации на радиационно-опасных объектах
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

    К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

    Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

    Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

    По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

    По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

    По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

    По решаемым государственным задачам выделяют

    законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

    По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

    По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

    По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

    Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

    Система - это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

    Социальная система - это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач.

    Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.



    Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

    Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

    В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.

    Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.

    3 Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.

    Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.

    Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

    12. Цели управления социальными системами.

    Цель управления состоит в том, чтобы цель действий объекта управления соответствовала сложившейся обстановке и его возможностям, т.е. была оптимальной, а путь достижения цели действия – наивыгоднейшим.



    Цель субъекта управлениязаключается в обеспечении достижения поставленной цели, регламентируя поведение объекта управления. Например, педагог управляет познавательной деятельностью обучающихся, влияя на них, и получает определенный результат – уровень обученности и воспитанности, если они соответствуют установленным требованиям, то цель достигнута.

    Цель действия объекта управления есть идеальное (мысленное) предвосхищение результата, который должен быть им достигнут. При этом не следует смешивать цель действий объекта управления с целью управления.

    При выявлении, формулировании и постановке целей объекту управления следует руководствоваться некоторыми практическими рекомендациями.

    Постановка цели имеет два аспекта: выявлений и формулирование цели в виде, удобном для осуществления управления.

    13. Правила формулирования цели управления.

    Существуют определенные правила формулирования целей , основными из них являются следующие, и заключаются в том, что цель :

    • должна конкретно отражать требуемый, конечный результат и заданный срок достижения;
    • отражать максимальную величину допустимых затрат и давать количественную характеристику требуемого результата;

    · четко определять, что и когда сделать, не раскрывая в деталях, как и почему;

    · отвечать назначению и функциональным обязанностям данного руководителя и его прямых начальников;

    · быть понятной для тех, кто работает над ее достижением, реальной, осуществимой, но нелегкой;

    · обеспечивать большую отдачу от затрат по сравнению с другими возможными целями;

    · быть реализуемой в пределах имеющегося или ожидаемого объема средств;

    · исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результаты совместных действий;

    · соответствовать основным принципам и методам работы предприятия (организации, учреждения).

    • Приведенный перечень правил поможет руководителю любого ранга более обоснованно определять цель, строже формулировать ее и четче доводить до подчиненных.
    • Если сущность управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта (управляющего органа) на объект управления, то содержание управления выражается его функциями.

    14. Сущность и содержание принятия решения.

    Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

    Выработку и постановку цели;

    Изучение проблемы на основе получаемой информации;

    Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

    Обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

    Выбор и формулирование оптимального решения;

    Принятие решения;

    Конкретизацию решения для его исполнителей.

    Цели принятия управленческих решений

    Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.

    Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели.



Рассказать друзьям