Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет (Матрена Тимофеевна Корчагина). Судьба матрены тимофеевны из поэмы "кому на руси жить хорошо" Характеристика матрены в поэме кому на руси жить хорош

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.

1. Юность героини. Замужество.

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014


Матрена Тимофеевна Корчагина-трудолюбивая, терпеливая русская крестьянка. Ей около 38 лет, у нее смуглая кожа, большие глаза, густые ресницы и волосы с проседью. Живет она в селе Клин, есть пятеро сыновей. А 1 сын, Демушка, умер в раннем детстве. У Матрены Корчагиной весьма несчастная жизнь: до замужества родители ее холили и лелеяли, ей жилось "как у Христа за пазухой".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но после свадьбы ее жизнь становится совершенно другой: ее донимают свекр, свекровь, золовки. Небольшой отрадой для нее был муж, который много времени проводил на работе, почти не бывая дома, и Савелий-дедушка мужа Матрены. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына-Демушку. Но совсем скоро он умер по вине старика Савелия: тот недоглядел за правнуком, которого заели свиньи. Двойным горем для бедной матери было то, что ее любимого сына не похоронили, как полагается, а, на глазах у матери, разрезали всего. Осерчала Матрена Корчагина на Савелия и долго не могла оправиться от потери сына. После смерти Демидушки у Матрены народились другие дети, но она все также тосковала, молилась по нему. Через некоторое время ее настигло новое горе-смерть родителей, а вскоре и дедушки Савелия (которого Матрена Корчагина все же простила потом за смерть Демушки). Вся жизнь Матрены была посвящена работе и детям. Она готова была стерпеть любую боль, лишь бы не трогали ее детей. Так она защитила своего старшего провинившегося сына Федота от розг, приняв наказание на себя. Новой бедой, настигнувшей Матрену Тимофеевну, был неурожайный год и рекрутчина, коснувшаяся ее мужа и брата мужа. Их забрали в солдаты. Семья лишилась своего кормильца. Крестьянка решает идти к губернатору, просить справедливости. В конце концов, ей удается повидаться с губернаторшей, которая возвращает Филиппа Корчагина со службы (тем временем, во время визита к губернаторше, у Матрены рождается еще 1 сынок). Также Матрена Тимофеевна рассказывает семи странникам, что в ее жизни были еще и такие несчастья, как пожары, эпидемии сибирской язвы, навязчивость управляющего Ситникова, которому приглянулась Матрена (вскоре его, к облегчению Матрены, сгубила холера). Таким образом, мы видим, что Матрена Тимофеевна Корчагина - терпеливая русская женщина, любящая мать, стойко переносящая все невзгоды судьбы. Конечно, иногда у нее и бывают минуты, когда она придается горю, но ее утешают, придают сил молитвы. Матрену, как и всех русских женщин, нельзя назвать счастливой. Она говорит, что, по словам святой старицы, гостившей у нее, "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны".

Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Характеристика героя

Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

«Многострадальность» Матрены Тимофеевны.

(Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

Ход урока.

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь…Скажи по-божески,

В чем счастие твое?

« Кому на Руси жить хорошо»

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

4. Раскрыть в себе … ()

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Д ля Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

(выступление Мельниковой В «Мороз, Красный нос» , Сапроновой Е «Русские женщины» , Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )

(1863 г. – «Мороз, Красный нос»; 1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений)

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. (проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

3. Учитель:

В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

(Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли,что Матрена предстает перед нами как мать?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

4) Почему она « губернаторша»?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

Стр.294 (любовь к дитя)

Стр. 303 (богатыри русские)

Стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

внешняя красота

трудолюбивая

решительная

волевая

самостоятельная

сильная духом

умная

талантливая

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками.)

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

Подведение итога:

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

    рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

    поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

    обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Учитель. вывод

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

(проецируется образ святой)

Учитель: Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки

Заброшены,
потеряны

У Бога
самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа (составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

- Некрасов, судьба женщины , «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны , христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.

Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века, да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)

7 . Рефлексия .

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками, кто на Руси счастлив)

2. Определить … (счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ()

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

3. почувствовал(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»

Глава «Пир на весь мир»

Все будет хорошо! Ты только в это верь!

Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

Все будет хорошо! Прости и не грусти!

Обиды – это зло, их тяжело нести.

Всё будет хорошо! Все к радости пути!

Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!

Поиски счастливого человека приводят странников поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» к порогу дома Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Счастливая жизнь

Описанию судьбы Матрены Тимофеевны посвящена глава «Крестьянка». Губернаторша, как называют ее крестьяне, радостно вспоминает детские годы, когда чувствовала себя свободной, счастливой, окруженной заботой.

Последующие события — череда несчастий. Замужняя жизнь полна унижений. Женщина выслушивает нарекания свекрови, считающей трудолюбивую невестку «сонливой», «дремливой». Терпит придирки заловки, побои мужа. Счастливым событием стало рождение сына Демушки. Только радость была недолгой. Уснул дед Савелий — погиб маленький мальчик.

Оправившись, Матрена продолжает жертвовать собой ради близких людей. Ложится под розги вместо сына Федотушки (ребенок пожалел щенную волчицу, скормив ей овцу). Спасает мужа от службы. Беременная, зимой отправляется просить помощи губернатора. Счастье женщины — преодоление испытаний судьбы.

Бабья притча

Не найти мужикам счастливую женщину, считает Матрена Тимофеевна. Ключ от женского счастья «заброшен», «потерян» гласит бабья притча. Ратниками божьими найдены только ключи, делающие крестьянку рабыней.



Рассказать друзьям