Обучение по гитаре для начинающих. Самоучитель игры на гитаре для начинающих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самоучитель игры на гитаре

Самоучитель игры на гитаре для начинающих

Ну что ж, дорогие читатели, вот мы и подошли непосредственно к началу Вашего обучения игре на шестиструнной на гитаре.

Теперь Вы уже знаете историю гитары, ее устройство и название всех составляющих (я надеюсь). Инструмент приобретен и настроен.

Давайте только сразу договоримся о некоторых вещах.

  • Я сделал этот сайт, чтобы помочь начинающим гитаристам приобрести начальные навыки игры и, возможно, открыть что-то новое для любителей.
  • Сам я довольно сильно увлечен искусством игры на гитаре, и поверьте, в процессе обучения допускал очень много ошибок.
    Поэтому постарайтесь внимательно относиться к урокам гитары , которые я вам предлагаю. В моем курсе нет ни единого лишнего слова.
    Краткость и понятность даже ребенку - в этом есть смысл данного самоучителя игры на гитаре .
  • Всё, о чем я буду рассказывать, придумал не я. Это лишь мое понимание сущности происходящего и результат перевода непонятных текстов учебников и самоучителей, которых я прочел немалое количество.
  • Статьи я пишу сам, поэтому если вы хотите использовать мой материал у себя, то ссылка на мои уроки гитары обязательна. Так же буду поступать и я.
  • Не стоит перепрыгивать из урока в урок. Я понимаю, что желание велико, но этим вы ничего не добьетесь. Потерпите, и уже через несколько дней мы разучим первое произведение.
  • Чтобы обучение игре на гитаре проходило полноценно, Вам потребуется уделять ему по крайне мере 1-2 часа в день.
  • Не торопитесь!!! - Вот самая главная ошибка, которую я допускал. Как только разучишь часть произведения, так и хочется проиграть его со скоростью света, чтобы огонь по грифу пошел. Умоляю Вас, не попадайтесь на это, хотя, наверное, это неизбежно- такова человеческая натура;)
  • В начале занятия разминайте кисти рук, сжимая их в кулак, чтобы усилить кровоток. Перед игрой серьезных пьес уделяйте немного времени гаммам и несложным произведениям.
  • Для успешного обучения Вы можете использовать специальные гитарные программы, которые можно скачать в одноименном разделе.

Ну вот, в принципе и все. Остальное Вы узнаете в процессе чтения моего самоучителя . Некоторые уроки будут сопровождаться видео, для наилучшего понимания материала. Нажимайте ссылочку ПЕРВОГО гитарного урока и вперед!

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.

Аннотация: В данной статье описаны первые шаги обучения на гитаре: как держать, с чего начать. Первый урок от портала PesniGitara!

Держу пари, Вы хоть раз слышали, как красиво звучит обычная шестиструнная гитара! Да и , Вы 100% слышали!

В наше время, с этим проблем нет - много mp3 записей, видео... Раньше было посложнее: кто то услышал в армии, кто - то на кассетных магнитофонах, ну и конечно, во дворе!

Гитара очень чуткий инструмент, но научиться играть не так уж и сложно (по крайней мере, ).

Существует два способа научиться играть на гитаре:

  1. Записаться на курсы обучения в своем городе (музыкальные школы, индивидуальные уроки и т.д.)
  • Плюсы : учиться у профессионала всегда очень просто, и если у Вас есть желание, Вы очень быстро освоите данный инструмент.
  • Минусы : придется заплатить денег.
  • Научиться играть самому.
    • Плюсы : Учиться играть можно в любое время и без затрат.
    • Минусы : Дельные советы, Вам придется черпать из сети/книг по самообучению игры на гитаре.

    И так, если вы выбрали обучение у профессионала, записываемся и вперед на учебу.

    Если же, у Вас нет возможности обучения игры на гитаре у профи в Вашем городе, либо по какой - то другой причине, Вы желаете быть самоучкой, надеемся, что наш портал поможет Вам!

    Учимся играть на гитаре. Первые шаги

    В первую очередь, определимся, что нам будет нужно в процессе обучения:

    1. Гитара. Если ее нет, то думаю, что не проблема взять инструмент у кого - то из знакомых (гитаристов на самом деле много).
    2. Руки. Можно конечно и ногами играть, это уже зависит от уникальности устройства Вашего тела.
    3. Голова
    4. Стремление и терпение. Вот это самые важные факторы в обучении игре на гитаре. Если не будет стремления и терпения, пиши, пропало.

    Когда у Вас появится все необходимое (внимание: некоторые вещи должны быть выданы Вам при рождении!), можно начинать обучение!

    И так, для начала возьмем гитару в руки. Если вы правша, то струны на грифе (палка это такая, на которой натянуты струны (для тех кто не знает;D)) должны быть расположены в таком порядке:

    1. e (Самая толстая. Можете попробовать сыграть "Прощание паровоза", зажав на первом ладу струну, хорошенько дернуть (не рвите только) и провести до конца в право.)
    2. H(B) (Вторая по толщине струна, пятая в списке)
    3. F (Третья по толщине. Четвертая в списке)
    4. D (Четвертая по толщине. Третья в списке)
    5. A (Пятая по толщине. Вторая в списке)
    6. E (Самая тонкая.)

    Отлично, теперь мы знаем, названия струн и как правильно держать гитару (для левшей будет отдельная статья).

    Переходим к более сложному процессу - делаем первые шаги.

    Надеемся, Вам помогла наша статья. С уважением, портал !

    Ниже в качестве примеров представлены табулатуры упражнений для электрогитары, а также табулатуры гитарных произведений. Все партии электрогитары написаны лично мной. Это лишь малая часть от всей базы файлов.Gtp, к которой мои студенты имеют полный доступ.

    Ознакомление с вышеизложенными материалами самоучителя поможет научиться играть на электрогитаре

    Для увлеченного и целеустремленного человека нет ничего невозможного, и самостоятельное обучение игре на электрогитаре не является исключением! И даже если у таких людей конечный результат, в хорошем смысле слова, не вызывает сомнений, то с трудоемкостью процесса и временными затратами не все так однозначно, особенно учитывая огромное количество самоучителей по электрогитаре, разбросанных по интернету.

    Зачастую люди сталкиваются с банальными и абсолютно тривиальными проблемами, решение которых на просторах всемирной паутины либо отсутствует, либо оно заведомо некорректное. В этой ситуации самоучкам не остается ничего другого, кроме как взяться за решение задачи самостоятельно. Конечно же, с огромной долей вероятности адекватный человек найдет ответ на свой вопрос, но при этом будет вынужден потратить достаточно большое количество времени.

    Пытаясь как-то повлиять на подобного рода ситуации, я начал публиковать свои статьи и видеоуроки (а также переводы статей зарубежных гитарных изданий), которые помогут найти ответы на многие животрепещущие вопросы, возникающие у людей, решивших осваивать электрогитару самостоятельно . По сути данный материал представляет собой самоучитель игры на электрогитаре , в котором многие как начинающие, так и довольно продвинутые гитаристы, могут найти для себя полезную и интересную информацию.

    Конечно же, любой самоучитель должен давать вполне однозначные ответы на многие фундаментальные вопросы (Как играть чисто? Как держать медиатор? Как научиться играть гитарную партию? и др.) Однако, на мой взгляд, смысл самоучителя по электрогитаре не столько в том, чтобы показать, как делается тот или иной технический прием. Невозможно в одной, двух или даже десяти книг охватить все возможные ситуации, возникающие при исполнении различных партий. Игра на электрогитаре — огромное и необъятное поле деятельности. И поэтому главная задача моего самоучителя — научить человека делать самостоятельные объективные выводы относительно своего звукоизвлечения и звука в целом. Если данная цель будет достигнута, то КПД от занятий увеличится в разы, а игра на электрогитаре начнет улучшаться с каждым днем!

    Материалы самоучителя постоянно пополняются, а в качестве тем статей выбираются наиболее острые и актуальные для большого числа гитаристов проблемы. Если Вас интересуют какие-либо вопросы, ранее не освещенные на сайт, то пишите мне на или в соцсети (Вконтакте , Facebook) и вполне возможно, что на основе Вашего вопроса в данном самоучителе появится очередная полезная статья. Играйте на электрогитаре, занимайтесь, и все у Вас получится! Всем удачи!

    Первым, что приходит на ум, когда речь идет о растяжке, это Rock Discipline by John Petrucci (стр. 14).
    А если говорить про ежедневные упражнения на технику, то своим студентам я предлагаю следующее:
    — стаккато (staccato) ;
    — легато (legato) ;
    — свип (sweep) .
    Данный комлекс упражнений при ежедневном выполнении (четверть-треть от времени занятия) позволяет не только поддерживать руки в хорошей физической форме но и увеличивать качественные показатели.

    Я предлагаю такой алгоритм для самостоятельной работы:
    1. Вникаете в базовую теорию (расположение нот на грифе, строение аккордов, гаммы, аппликатурное мышление и пр.);
    2. Снимаете вещь с целью работы над техникой и увеличением своего «словарного запаса» (поначалу с табами, видео и т.п., а потом и на слух);
    3. Анализируете с точки зрения теории эту вещь, тем самым начиная осознавать что, где, когда;
    4. Включаете схожий по стилю (или такой же) минус и пробуете применить полученные знания и навыки в импровизации.

    Произведения для съема надо выбирать по нарастающей в соответствии со своими текущими возможностями. Кроме того, в расписание своих занятий необходимо добавить различные упражнения на технику.

    Таким образом, сразу убиваете кучу зайцев: работа над техникой, увеличение словарного запаса, игра любимых произведений, импровизация — одно удовольствие.

    Однозначно оттопыренный мизинец оставлять не стоит. Следите за пальцами: отрыв подушечек от струны во время игры пассажей пикингом должен быть минимальным (в идеале на расстояние чуть превышающее амплитуду колебания струны). Посмотрите на Yngwie Malmsteen, Chris Impellitteri и пр. Когда они играют свои запилы, создается впечатление, что левая рука просто гладит гриф — отрыв пальцев от струн пренебрежимо мал. Это существенно влияет на скорость игры.

    Темп отработки упражнения должен быть таким, чтобы Вы успевали обращать внимание на все нюансы моторики левой руки: отрыв подушечек пальцев от струн (не только мизинца), горизонтальные движения кисти (вдоль грифа), положение 1-го пальца и т.п.

    Все эти факторы будут существенно тормозить процесс, если их пускать на самотек.

    Здесь важно следующее: какой именно зоной ребра ладони Вы демпфируете струны, и какой характер Вашего перегруза. Если не хватает гейна (или датчик далеко от струн, некорректная проводка в инструменте и т.п.), чтобы пробить демпфированную струну, Вы инстинктивно будете увеличивать давление на нее.

    Или же Вы банально заваливаете запястье на струну, вот она и прогибается. Кстати, это довольно распространенная ошибка, встречающаяся у тех, кто только начинает учиться играть на электрогитаре.

    1. Сядьте с инструментом как Вы обычно это делаете во время игры. Выпрямите спину, и прижав гитару к туловищу, встаньте на ноги — таким образом найдете оптимальную длину ремня.
    2. Гриф гитары должен быть не параллелен горизонту, а чуть выше. И не забывайте, что кроме этого, гриф не может быть перепендикулярен направлению Вашего взгляда (если голова смотрит прямо) - также немного под углом.
    3. Предплечье правой руки должно лежать на отведенном для него месте на деке.
    4. В случаях, когда нужно сыграть фразу/пассаж в классическом хвате левой руки, чтобы минимизировать изгиб в запястье, попробуйте делать как Richie Kotzen. Подайте туловище чуть вперед, при этом гитара должна быть прижата верхней частью деки к телу правой рукой. Многим это упрощает задачу, но не всем, так что смотрите по ситуации.

    Ознакомьтесь с данным материалом: Арпеджио . В этих табулатурах над некоторыми нотами написано «определяющая нота». В примерах построены аккорды от ноты «до», следовательно она и есть определяющая. Чтобы получить, к примеру, арпеджио Fm, находите подходящую Вам аппликатуру аккорда Cm в табах, после чего перемещаете ее таким образом, чтобы определяющая нота получилась «фа». И все! Это если чисто механически, без теории.

    Вообще, глушение осуществляется двумя руками.
    1. В случае с левой рукой глушение «лишних» струн осуществляется 1-м пальцем. В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой (если это необходимо). Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу. В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.
    2. Что касается правой руки, то там глушение «лишних» струн выполняется ребром ладони, которое в случае необходимости может изменить угол наклона относительно плоскости деки и открыть тоннель «игровым» струнам.

    Есть такая штука, как «передача эстафеты глушения». Она выполняется практически постоянно. Если «игровыми» струнами являются 6-я и 5-я, то за глушение отвечает левая рука. Если же «игровая» струна — 1-я, то глушением занимается правая рука (за исключением 2-й струны, которая остается «под юрисдикцией» 1-го пальца левой руки), при этом ребро ладони практически параллельно плоскости деки. Во всех остальных случаях обе руки делят обязанности между собой. Подчеркну, что ребро ладони правой руки во время глушения находится в зоне демпфирования, а не ближе к грифу и не на бридже, естественно.
    Замечу что, если 1-й палец левой руки не будет глушить вышележащую струну от «игровой», а глушение будет осуществляться ребром ладони правой руки, в разы повышается вероятность заглушить «игровую» струну в том числе.

    1. Посадка с инструментом. Обеспечить комфортную работу рук невозможно, если изначально некорректная посадка с инструментом. Целью правильной посадки является минимальное напряжение мышц музыканта. Чтобы этого добиться необходимо сесть с инструментом таким образом, чтобы дека была почти перпендикулярно поверхности пола (слегка завалена на тело гитариста), а гриф гитары смотрел четко влево относительно туловища. Далее нужно найти баланс, т.е. достигнуть равновесия между грифом и корпусом гитары за счет небольшого наклона грифа вверх и трения деки о тело гитариста. Теперь кладем ребро ладони правой руки на бридж, а предплечьем лишь слегка касаемся корпуса гитары (при этом локоть правой руки смотрит противоположно грифу гитары — четко вправо относительно туловища). В этот момент в плечевом суставе появится напряжение. Затем постепенно поворачиваем локоть, а следовательно меняем направление грифа гитары, в сторону своего туловища до тех пор, пока не пропадет напряжение в районе плечевого сустава. Таким образом, находится угол, под которым необходимо держать гитару. Казалось бы, простая вещь, но многие ею пренебрегают.

    2. Постановка правой руки. На эту тему уже говорили не одну сотню/тысячу раз. Напомню лишь, что самое легкое движение, которое может совершать человеческая рука это вращение. Играя вращательным движением, мы обеспечиваем себе минимальное напряжение мышц и максимальную скорость. Что характерно, не имеет значения, будешь ли ты играть вниз-вниз-... или вверх-вниз-вверх-... Но вращательное движение будет функционировать тогда и только тогда, когда: а) есть угол между ребром ладони правой руки и предплечьем; б) средний, безымянный и мизинец не загибаются к ладони (а именно так и получается, если кисть правой руки не напряжена. Именно эти пальцы выполняют функцию противовеса). Это если вкратце. Естественно нужно учитывать глубину погружения, углы наклона медиатора...

    Что касается развития скорости и выносливости. Рекомендую сделать следующее. Берем медиатор, просверливаем возле его кончика отверстие, сквозь которое затем продеваем веревку/цепочку с грузиком на конце. Далее, взяв медиатор как при игре на гитаре (в т.ч. как описано в п. 2 данного поста), пытаемся раскрутить грузик, не используя при этом сгибательно-разгибательное движение в локтевом суставе. Могу сказать, что сделать это не вращательным движением крайне сложно. А далее все просто: мышцы привыкнут к вращательному движению, скорость буквально через пару дней вырастет. Остается только «спроецировать» эти действия на свое звукоизвлечение. Подчеркну, что никто не говорит, что выше перечисленных мер достаточно для достижения цели. Но помочь они могут.

    Пальцами на деку опираться не стоит! Объясняю, почему.
    Атака медиатором должна быть импульсивной. Импульсивность атаки (P=m*V, где P — импульс, m — масса, V — скорость) достигается:
    а) путем увеличения скорости медиатора;
    б) увеличением массы, которая атакует струну

    Чтобы увеличить скорость атаки необходим хороший замах. Т.е. траектория движения медиатора должна быть такая, чтобы на момент его касания со струной скорость полета была максимальной. Из этого следует, что 95% движения должно совершаться до взаимодействия медиатора и струны и лишь 5% (инерционные) после. Пальцы на деке не позволят достичь такой траектории движения.
    Далее, масса. Думаю, не вызовет вопросов тот факт, что медиатор имеет фиксированную массу и увеличить ее мы никак не можем. Но мы можем варьировать массой нашей кисти! По идее, при правильной постановке правой руки в атаке участвуют масса всех пальцев, кисти и еще предплечья! Если зацепиться пальцами за деку, то автоматически потеряется большая часть атакующей массы. То же самое произойдет, если совершать движение медиатором фалангами пальцев — массы кисти и предплечья не будут участвовать в звукоизвлечении.

    Кроме того, не стоит забывать про ритмику! Приучив правую руку держаться пальцами за деку, под угрозой окажется дыхание, которое позволяет держать ритм. А еще есть такая штука как демпфер, которая зачастую требует натягивания кожи ребра ладони правой руки путем легкого оттягивания мизинца с целью увеличения сустейна демпфированной ноты. Опять-таки, приучив себя касаться пальцами деки, перестроиться для выполнения такого маневра не получится.
    Естественно, никто не говорит, что играя, например, свипом или выполняя легато, надо долбить по струнам что есть дури.

    Все вышеописанное касается медиаторного звукоизвлечения (риффы, стаккато и пр.)
    Мышечная память — колоссальная сила! Суть в том, что когда понадобится сыграть импульсивно и динамично, можно сесть в лужу, если посадить себя на заведомо НЕ универсальную постановку. Потом переучиться будет крайне сложно.

    Спасибо, я очень рад, что тебе понравился мой звук! Вообще, на эту тему я говорил уже достаточно много раз и в результате написал соответствующую . Прочитав ее, ты поймешь что электрогитара и прочая сопутствующая аппарутура влияют на звук пренебрежимо мало по сравнению с руками.

    Если интересно, можно ознакомиться с инструментами и оборудованием, которые я использую в своей деятельности.

    И кстати, не последнюю роль в итоговом звучании трека играют такие процессы, как сведение и мастеринг. Сразу хочу сказать, что я не считаю себя дико компетентным в этих вопросах. Но если у студентов есть желание, я с удовольствием поделюсь с ними своими соображениями на этот счет и научу их самостоятельно добиваться не менее качественного звука.

    Остались вопросы о процессе обучения?

    Гитара – универсальный музыкальный инструмент, прекрасно звучащий, как в качестве аккомпанемента, так и виде соло. Мягкий и глубокий тембр классики, звонкий и громкий акустики заставляют влюбляться людей в эту музыку. Многие из них однажды услышав гитарную музыку загораются идеей выучиться обращаться с инструментом. Желающие заниматься этим делом задаются вопросом: «можно ли научиться играть на гитаре самому?», «как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?» и т.д. Ниже мы дадим ответы на эти животрепещущие вопросы. Итак, поехали!

    Но прежде чем учиться

    Ответьте себе – «зачем?». Да-да! Это не шутка и не попытка вас демотивировать. Существует несколько видов гитар, и каждая из них используется для исполнения разных жанров музыкальных произведений. Поэтому, прежде чем браться за учебу, вам необходимо понимать, что именно вы хотите играть на шестиструнной гитаре. Давайте сделаем небольшой экскурс. Обычно гитары делятся на два вида: классические и акустические.

    У первых мягкие нейлоновые струны, глубокое звучание и подходят они для исполнения классических произведений, фламенко, баллад, романсов и других инструментальных композиций. Акустика же оборудована громкими и звонкими металлическими струнами, предназначенными, чтобы играть аккорды и исполнять аккомпанемент. На ней тоже исполняются инструментальные композиции, но звучать они совершенно по-другому. Вообще, роль играет разница между гитарами, только если вы хотите исполнять классическую музыку или играть аккорды. В первом случае вам подойдет ТОЛЬКО классическая гитара, во втором – акустическая, для остальных вариантов лучше сходить в магазин и послушать разницу в звучании. Итак, если вы уже определились с гитарой, идем дальше.

    Как долго нужно заниматься?

    Второй вопрос, возникающий у начинающих гитаристов – это «за сколько можно научиться играть на гитаре для начинающих?». Однозначного ответа нет. Профессиональные музыканты учатся 6-7 лет в школе, 3-4 в училище и 4-6 в консерватории. Но не пугайтесь, длительность обучения больше зависит от того, чего конкретно вы хотите достичь и сколько сил готовы потратить на дорогу к цели.

    Например, чтобы с нуля выучить очень простую песню аккордами хватит 1-2 недели, для легкого инструментального произведения потребуется около месяца. Освоить приемы вроде баррэ, слайды, флажолеты, легато обычно получается только спустя 6-12 месяцев игры. Поэтому если вы ищите ответ на вопрос «как быстро научиться играть на гитаре», то единственный ответ – «никак».

    Поймите, что обучение – это не легкий процесс, а часто нудное занятие, где часами приходиться долбить одно и тоже, чтобы добиться результата. Но звучание музыки, исходящей из-под ваших пальцев того стоит, поверьте. Если вы планируете «серьёзно» учиться играть, то вам потребуется заниматься ежедневно, как минимум по 20 минут столько дней, сколько потребуется, чтобы выучить все песни и композиции, который вы хотите.

    Сложно ли научиться играть на гитаре? Несомненно, это и сложно, и долго, но, когда по-настоящему увлекаешься процессом не замешаешь потраченных времени и сил. Но если не терпится приступить к игре то для Вас мы сделали

    Общие принципы игры

    С технической точки зрения, игра на гитаре – это процесс, во время которого вы левой рукой зажимаете струны на ладах, а правой щипаете их над розеткой (отверстие в корпусе) или бьете по ним рукой/медиатором.

    Первое с чего нужно начать – постановка рук. То есть такое положение рук, которое они принимают во время игры. На первый взгляд может показаться мелочью, но от нее зависит и техника, и удобство игры. Если упустить этот момент, играющий значимую роль, то через время руки начнут быстро уставать, а какие-то приемы будет не получаться. Поэтому уделите постановке рук внимание.

    Следующий шаг – учиться звукоизвлечению — движениям руки, которые совершаются для извлечения звука. Когда научились объединяйте правую руку с левой и старайтесь зажимать струны левой рукой и одновременно извлекать звук правой. На этом этапе найдите несколько специальных упражнений и играть их.

    Узнать, про правильную постановку рук и звукоизвлечение можно на страницах нашего сайта. Если же не найдете подходящей информации — пишите в комментариях, Мы обязательно Вам поможем с правильным уроком! Параллельно полезно почитать информацию про устройство гитары, лады, струны, обозначения пальцев и т.д. Если у вас хватит энтузиазма начните учить музыкальную теорию.

    Как играть аккорды

    Когда вы уже можете извлекать из гитары звуки на разных ладах – учите аккорды. Да, мы рекомендуем начать с общих аккордов, а песни пока отставить в сторону. Посмотрите в интернете, как брать на гитаре самые распространение аккорды (A, am, C, D, dm, E, em, G). Сначала научитесь ставить пальцы на них так, чтобы все струны хорошо звучали и не дребезжали. Потом тренируйтесь переходить с одного аккорда на другой, сначала медленно, а затем ускоряйтесь. Попробуйте сыграть подряд более длинные последовательности аккордов, приятно звучит последовательность am, C, em, dm. Когда будет получаться уверенно – выбирайте плегкую песню и изучайте под нее бой или перебор.

    Перечень самых простых композиций:

    1. Беспечный ангел – Ария.
    2. Восьмиклассница – Кино.
    3. Чунга-Чанга.
    4. Perfect – Pink.
    5. Love the way you lie – Emineb ft. Rihanna.
    6. Paparazzi – Lady Gaga.

    Как играть перебором

    Перебор – это такой способ игры, когда вы по очереди дергаете струны в каком-либо порядке. На нем строятся куплеты многих песен (тот же беспечных ангел). Вариантов переборов много, учить все разом нет необходимости. Чтобы научиться играть перебором на гитаре, поставьте любой аккорд и медленно несколько раз проиграйте его по схеме, когда запомните ее – постепенно ускоряйтесь, а затем играйте последовательность из нескольких аккордов. Это оптимальный способ изучения. Вот схемы самых простых переборов:

    Нижняя линия на картинке обозначает самую верхнюю струну на гитаре – басовую.

    Учим бой

    Играть бой на гитаре лучше учиться тем же методом, что и перебор. Вы можете учить их по необходимости или сразу разобрать несколько самых популярных. Второй вариант пригодиться тем, кто хочет попробовать сочинять свои песни. Самые распространенные бои и их схемы:

    Стрелочки указывают направления движения руки или медиатора, знак «х» обозначает глушение струн. Есть еще бои «шестерка», «восьмерка» и много других. Из названий легко понять, что они определяют количество ударов и глушений. Вариаций много, главное, чтобы бой вписывался в счет (шестерка – счет на 6, восьмерка на 8 и так далее), а так вы можете поэкспериментировать и попробовать составить комбинацию самостоятельно.

    Как научиться играть инструментальные или классические произведения

    После первого этапа начните изучать простейшие этюды и мелодии типа «кузнечика». Но сначала освойте навык чтения нот или табулатуры.

    Ноты – это графическая запись музыкальных произведений на 5 линеечках, где один символ обозначает звук определенной высоты. Сложности, которые могут тут возникнуть – много потраченного времени на запоминание нот на ладах гитары и на записи. Но плюс в том, что большинство произведений записываются нотами и выучив их один раз перед вами откроются «все двери». Так что играть на гитаре по нотам – это круто, хоть и сложно.


    Табулатуры – наглядные схематические изображения, которые показывают какой лад на какой струне нужно зажать. Главный плюс – их легко научиться понимать и читать их быстрее, чем ноты. Но в табах можно найти далеко не все музыкальные композиции.

    Выберете себе простую мелодию и начинайте, не спеша, учить ее маленькими частями. Сначала добиваемся легкости в игре одной части, а потом переходим к изучению другой, соединяем их, добавляем еще кусочек и так до конца мелодии.


    Когда выучили несколько композиций, изучайте приемы:

    • легато;
    • баррэ;
    • флажолет;
    • фаршлаг;
    • глиссандо.

    Их описания легко найти на нашем сайте. Постепенно усложняйте композиции, рекомендуем вам скачать какой-нибудь нотный архив или сборник табулатур.

    Процесс обучения происходит постепенно, небольшими шагами. Вы учитесь играть песни на гитаре и произведения сложнее, чем предыдущие, а вместе с ними новые приемы и техники. Каждый успех приносит вам радость и наслаждение, но перед ним приходится потрудится и приложить усилия. Сколько времени на это потребуется? Учитесь, пока это доставляет вам удовольствие.



    Рассказать друзьям