Ольга Попова: «Я эмигрировала из Древней Руси в Византию. Очерк биографии и научной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доктор искусствоведения, с 2004 г. Зав. сектором Византийского искусства, с 2002 г. (в 2002—2013 гг. — отдел Византийского искусства). Работает в институте с 2002 г.

Сфера научных интересов — византийское и древнерусское искусство

Также:

  • Профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с 2005 г.
  • Член оргкомитета ежегодной научной конференции «Лазаревские чтения», проводимой на историческом факультете МГУ с 1977 г.
  • Член редколлегии журнала «Византийский временник», с 1988 г.
  • Почетный член Христианского археологического общества Греции с 1998 г.

Награды:

В прошлом:

  • Библиотекарь отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, 1960-1965
  • Младший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР, 1971-1975
  • Сотрудник кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ассистент в 1968-1977, доцент в 1977-2005, профессор с 2005 г.

Образование:

  • Отделение истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 1960 (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура на отделении истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 1965-1968
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией», 1973
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Византийские и древнерусские миниатюры», 2004

Oсновные публикации

Монографии:

Popova O. Les miniatures russes du XI au XV siècle. Leningrad, 1975.

Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. М., 1980.

Popova O. Russian Illuminated Manuscripts. London, 1984. То же на немецком и французском языках: Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984; Les manuscrits enluminés Russes. Leningrad, 1984.

Попова О. С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1996; то же параллельно на итальянском языке: Ascesi e Trasfigurazione. Immagini dell’arte byzantina e russa nel XIV secolo. Milano, 1996

Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003 (37 п.л.)

Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006 (68 п.л.)

Попова О.С. , Захарова А.В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII века. Москва, Гамма-пресс, 2012 (58,5 п.л.)

Попова О. С. Пути византийского искусства. Москва, Гамма-пресс, 2013 (58 п.л.)

Материалы конференций:

Более 100. Полный список научных работ О. С. Поповой опубликован на личном сайте: http://olgapopova.professorjournal.ru/5#spisokrabot

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Попова О. С. Византийские иконы XIV — первой половины XV вв. / Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII — первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1991. С. 11-40.

Коллективные труды:

Попова О. С. Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV—VII вв. М., 1984. С. 546-572.

Попова О. С. Раннехристианское искусство (II-V века). Византийское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212-303.

Попова О. С. Живопись конца X — середины XI в. Искусство Киевской Руси второй половины XI — первой четверти XII в. // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века / T. B. Архипова, А. И. Комеч, М. А. Орлова, В. Я. Петрухин, О. С. Попова, М. А. Сагайдак, В. Д. Сарабьянов. М., 2007. С. 263-323, 423-469, 505-511.

Попова О. С. Раннехристианское искусство. Искусство Византии // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Часть первая / Под ред. В. П. Головина и В. С. Турчина. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2009. С. 82-109.

Попова О. С. Византийские иконы VI-XV веков // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI—XX вв. М., 2010. С. 41-94.

СССР ,
Россия Россия

О́льга Сигизму́ндовна Попо́ва (род. 13 июля , Москва) - ведущий советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве.

Преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ , доктор искусствоведения, профессор. «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете - значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов» .

Очерк биографии и научной деятельности

Мать - филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, - ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец, погибший в 1941 году на фронте, был журналистом .

Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева . С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина .

В начале занималась только древнерусским искусством, поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось. В своем интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую - другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском - возрастала» .

Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой. А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах ».

Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX-XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI- нач. XII вв. Основной метод исследования - стилистический анализ .

«Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно - это профессионал высочайшего уровня. Но главное - она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ - глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований - это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички» (Александр Лавданский) .

С 1978 года состояла членом комиссии по искусству при Международной Ассоциации византинистов. В 1998 году была избрана почётным членом Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Является постоянным членом редакционной коллегии ежегодника «Византийский временник ». В 2003 году получила звание Заслуженного преподавателя МГУ , в 2009 году - награждена премией имени М. В. Ломоносова.

Из статьи «Религиозное подполье восьмидесятых»: «Тогда же возрождалась связь с искусствоведами, многие учились понимать иконопись на работах Ольги Сигизмундовны Поповой. Мне Бог тоже подарил встречу с ней. Она была моим учителем в МГУ, я писала у неё диплом. Именно она показала мне подлинную глубину иконы. Мы ей все благодарны. К ней на лекции всегда приходили и художники, и иконописцы, и просто люди, интересующиеся православной культурой. Благодаря её работам, художники, вслед за искусствоведами, пытались именно вникнуть в икону» .

В 2008 году был опубликован «Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой», где опубликована биографическая статья о ней . С 2010 года - постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» .

Библиография

книги
  • Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, Аврора, 1975. На французском языке с английскими аннотациями. 170 с.
  • Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980. 265 стр. Тираж 25000 экз.
  • О. Попова. Н. Каплан. Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984 (Русские художественные промыслы). Тираж 100000 экз.
  • Russian Illuminated Manuscripts. Thames and Hudson London, 1984. ISBN ISBN 0-500-27310-3 / ISBN 978-0-500-27310-4
  • Die Fülle des Lichtes. Ikonen aus Byzanz. Milano, 1994
  • Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1994
  • Смирнова Э. С., Попова О. С., Вичини А. Armonie del Paradiso (San Sergio e Rublev). Milano, 1994.
  • В соавторстве.

И готов отвечать. Только не перед судом или государством, но перед Автором
Но читайте

Свое первое впечатление от уже знаменитого изречения министра образования я публиковать не решусь.

Пусть слова, которые я сказала про этого чиновника, останутся на моей совести. Тем более, что в наличии совести у г-на Ливанова я всерьез сомневаюсь.

Успокоившись, я призадумалась, а призадумавшись, огорчилась.

Расскажу-ка я вам, дорогие, про самого любимого своего профессора МГУ имени Ломоносова, доктора искусствоведения Ольгу Сигизмундовну Попову.

Мне не довелось быть студенткой профессора Поповой, и все же ее «византийские» лекции - одно из самых ярких воспоминаний моей студенческой юности. В ту давнюю уже пору начала восьмидесятых мы шумной компанией кочевали по вольным аудиториям Московского Университета, слушали лекции великого Аверинцева, на которые ходила «вся Москва», вели философские споры о поэзии Пастернака и живописи «Бубнового Валета» — словом, жили той студенческой жизнью, которой в те годы наслаждались многие мои ровесники.

Именно так, случайно забредя на истфак МГУ, я и попала в аудиторию, где Ольга Сигизмундовна читала лекцию о византийском искусстве. Приоткрыла дверь в большой темный зал - и замерла. На меня со светящегося в полумраке экрана смотрело удивительное лицо - ангел «Дюнамис» из свода церкви Успения в Никее. Точно такие же, огромные и прозрачные глаза были у женщины, стоявшей за кафедрой.

Прошло много лет, прежде, чем мы стали близкими друзьями и коллегами, но навсегда для меня дух настоящего, старого, великого Московского Университета - это ее голос в благоговейной тишине огромного зала и Ангел, летящий из темноты навстречу потрясенным слушателям.

В случае с профессором Поповой говорить об уровне компетенции и владения материалом - смешно. Список ее научных трудов вызывает трепет. К ней обращаются за консультацией и советом из Америки, Италии, Греции, Франции. Она переписывается и дружит со всеми великими учеными современности. Она была одной из любимых учениц самого Лазарева. Ее ученики работают по всему миру, и даже, как ни удивительно, в Москве, где их труд некоторые в правительстве Российской Федерации считают «неэффективным».

Все перечисленное выше крайне важно, но стократ важнее то ошеломляющее впечатление, которое профессор Попова производит на тех, кому все детство пришлось быть «не таким как все», идти наперекор «эффективному» миру попкорна и комиксов, на тех, кому посчастливилось поступить на никому не нужное отделение истории искусства Московского Университета.

Знаете ли вы, какое это счастье узнать, что ты не один, что вот он, стоит перед тобой, твой ВЗРОСЛЫЙ, который поймет, что ты с пеленок грезил великолепным Джотто, сумрачным Гварди, завораживающим Кандинским. Он поймет и признает это правильным, и научит тебя не только знать, но и любить то лучшее, что сделало за свою историю человечество.

Ольга Сигизмундовна зарабатывает меньше заявленной г-ном Ливановым суммы. Уточню: ей ПЛАТЯТ меньше. Господин Ливанов и его коллеги платят ей существенно меньше. В этом семестре профессор Попова читает по две лекции в неделю. Она уже не молода, и совсем не здорова. Новое здание, в котором расположен исторический факультет МГУ, вынуждает ее приезжать на такси за час до начала лекции, и, опираясь на палку, вышагивать километр от того места, где можно оставить машину, до дверей аудитории. Ей больно и трудно. Каждый сентябрь я уговариваю ее: «Хватит! Поберегите себя!»

Каждый сентябрь я слышу в ответ: «Я не могу бросить Университет!»

А теперь, сказав все это, я хочу добавить кое-что лично для тех митрофанушек, которые за очень приличное вознаграждение нанялись портить все, что было построено не ими.

Ольга Сигизмундовна эффективна.

Не так, как эффективен, к примеру, продавец в автосалоне, про которого сразу понятно, что он продал, и за какую сумму.

И даже не так, как, к примеру, химик, который изобрел лекарство, уменьшающее на глазах страшную раковую опухоль.

Ее эффективность и эффективность ее коллег-филологов, историков, театроведов, музыковедов и прочих «странных» людей состоит в создании той уникальной культурной среды, без которой не может существовать цивилизованная страна. Без этой среды, г-н Ливанов, вы не построите на территории моей Родины ничего, кроме крытого рынка, набитого импортным барахлом, и парковки, на которой будут стоять сделанные чужими руками машины.

Если не станет этих людей, делающих непонятную вам работу за ломаные гроши, не будет на этой территории ни химиков, ни физиков, ни даже грамотных и рукастых автослесарей, потому что это для изготовления автомобиля Жигули не нужно культурного пространства, а для того, чтобы сделать Мерседес уже нужны и Вагнер, и Дитрих Фишер Дискау, и Томас Квастхофф, и все то, что кажется вам бесполезным. И дурак, простите за прямоту, тот, кто этого не понимает.

Извинитесь перед Ольгой Сигизмундовной, господин министр.

И перед всеми нами заодно.

Это нужно не нам, а вам.

Сочтите меня за Кассандру, и поверьте: когда вы «сократите» нас, последствия будут очень неприятными.

Не такими молниеносными, как пропажа нефти и газа, но не менее болезненными. Как ни странно, даже для вас…

Татьяна Краснова,

старший преподаватель факультета журналистики МГУ

Доктор искусствоведения Ольга Попова: "Почему Церковь так волнуют материальные ценности?"

Новые Известия, 15.3.2010.

Разработанный правительством РФ законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности" вызвал острую полемику между РПЦ и работниками искусства. Последние выступили даже с обращением к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мнения людей разделились. Одни полагают, что Церковь не сможет обеспечить сохранность передаваемых памятников культуры, а музеи лишатся фондов. Другие считают опасения напрасными. Кто прав – об этом мы беседуем с заведующей Отделом византийского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, профессором Отделения истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ольгой ПОПОВОЙ.

– Ольга Сигизмундовна, вы в числе представителей нашей культурной и научной интеллигенции подписали обращение к духовному лидеру. Есть ли что-то еще, что бы вы хотели добавить?

– Я надеюсь, что этот закон, конечно, никогда не будет принят. Если же все-таки случится, что его примут, то я рассматриваю такую возможность как трагедию для нашей культуры и для государства в целом. Сейчас у нас есть прекрасные музеи древнерусской иконописи. Посмотреть на иконы, которых нет больше нигде, к нам едут со всего света. Представить, что все это разойдется по разным уголкам нашей необъятной территории, просто страшно. Потом ведь всего того, что собиралось с таким трудом, что составляет особое богатство страны, уже не восстановишь... Но даже не это самое печальное. Нынешняя наша Церковь не может справиться с таким наследием. У меня создается впечатление, что она даже не понимает, за что берется. Церковь – не музей. У нее нет условий хранения, нет реставраторов, нет хранителей. Эти профессиональные категории формировались у нас почти полтора века, но не в церкви. И люди это очень достойные, знающие свое дело. Люди, которые в условиях советской власти сохранили все то богатство, на которое Церковь сейчас так легко претендует. Если бы не они – ученые, историки искусства и архитектуры, реставраторы, музейные работники – ничего бы из памятников сейчас у нас не было. Все бы пожгли, испортили либо просто продали. Кроме того, судя по обтекаемому тексту этого законопроекта, в то, что именуется в нем "имуществом", входит все – и иконы, и литургические сосуды, и рукописи. Говорится даже о передаче церковных библиотек! У меня как у специалиста по древним рукописям просто волосы на голове шевелятся, когда я думаю, что рукописные собрания – например, собрание Синодальной библиотеки – могут покинуть стены ГИМа или РГБ, где они хранятся в прекрасных условиях. Куда? В библиотеку Андреевского монастыря? Это немыслимо!

– Кроме того, это потребовало бы, наверное, неимоверных финансовых затрат... Содержание специалистов, специальной техники, гарантии определенного уровня культуры при обращении с этими ценностями. Возникает вопрос: отдают ли себе отчет в том, к чему прикасаются, сами инициаторы передачи?

– Думаю, что нет. Для того чтобы оценить реальную значимость этих вещей, нужен достаточно высокий уровень образованности. Что знают широко? Знают, что это вещь знаменитая, что она очень древняя. Вот и все. А в чем именно ее историко-культурная и художественная ценность – это понимают в основном именно специалисты. Те, кто такой закон формулировал, по-видимому, люди, не имеющие представления о том, как хранятся эти уникальные ценности. К тому же ценности эти очень ветхие. Иную икону просто перенести из зала в зал – довольно сложное дело. А если она будет находиться в храме, кто за ней будет следить? Я поражаюсь, почему нигде в СМИ не слышно о катастрофической истории с иконой "Боголюбская Богоматерь". Вероятно, эту историю стараются замалчивать, хотя о ней было подробно рассказано в докладе директора Владимиро-Суздальского музея на большом собрании во Владимире. Эта икона, связанная с именем князя Андрея Боголюбского, является настоящим шедевром иконописи XII века. После очень сложной реставрации, длившейся много лет, она была передана в Княгинин монастырь во Владимире, пробыла там более 10 лет, и результат ужасающий. Сейчас ее забрали из монастыря, на руках перенесли на реставрационный стол Владимирского музея. Перевозить ее нельзя, и реставраторы пока не могут решить, что с ней делать. Состояние ее критическое, и это указание нашим властям на то, что может произойти при передаче всех икон Церкви...

– То есть инициатива по созданию норм и условий для размещения и хранения музейных ценностей должна исходить от тех людей, которые знают, что и как надо делать?

– Несомненно. Но при работе с этим законопроектом совершенно не советовались с музейными работниками – с реставраторами, с учеными-искусствоведами, ни с кем. Я говорила с разными людьми. Даже из Свято-Тихоновского университета никого не привлекали! А там, между прочим, есть отдел реставрации, где обучаются реставраторы. Там работают крупные специалисты, которые могли бы дать рекомендацию или отказать в ней тем, кто вершит такое законотворчество. Я не говорю уже про ученый люд – научно-исследовательские институты, центры, Институт искусствознания, где есть древнерусский сектор. Почему все консультации происходят только в административных верхах?

– Открытое обращение к патриарху – спонтанный протест или начало какого-то объединения культурной общественности?

– Я не была непосредственным организатором обращения и не могу ответить на этот вопрос. Это молодые, более активные мои коллеги, которые, конечно, не будут молчать. Я тоже не буду молчать. Думаю, что объединение коллег в защиту этих уникальных ценностей русской культуры произойдет.

– Представители Церкви подчеркивают, что видят в музейных ценностях, прежде всего, религиозные святыни. Однако это еще и факты нашей истории и культуры...

– Конечно, это факты и свидетельства всей истории русского народа и русской культуры. Как же можно сейчас рисковать, чтобы все это обратилось в прах? Многие иконы, например, нельзя давать верующим целовать: они ветхие, и тогда их просто не станет.

– Наверное, далеко не все, кто считает себя верующим, отличают Церковь с прописной буквы от религиозной организации, которая называется так же...

– Я человек верующий, человек православный. Более того, я человек церковный. В церкви я бываю очень часто и часто приобщаюсь Святых Христовых Таин: это мне помогает жить. Я говорю не извне, а изнутри, я радуюсь процессу возрождения в Церкви. Но при этом я специалист, историк искусства. Сейчас немало художников, которые пишут иконы, и современные иконописцы усвоили очень многое из старой иконописи. Любая икона, даже написанная только что, может стать чудотворной. Случаев таких в XX веке, как мы знаем, немало. Например, созданная недавно на Афоне и приобретенная неким канадцем икона, которая творила много чудес. Он ездил с ней по миру (в 1982 году обладателем иконы Монреальской Иверской Богоматери стал православный канадец чилийского происхождения Хосе Муньос Кортес, который привез икону с Афона в Монреаль и совершал с ней паломнические поездки. – "НИ"). Святость иконы необязательно связана с ее древностью. Кроме того, Церковь знает, что делались копии икон, в том числе чудотворных, которые были тождественны подлиннику и тоже могли творить чудеса. Так почему сейчас Церковь так стремится иметь в своих стенах именно Троицу Андрея Рублева? Ведь в Троице-Сергиевой Лавре есть прекрасная копия, сделанная когда-то Василием Кириковым с Троицы Рублева. Неужели ее мало? Можно создавать и современные образы. Есть и отдельные художники, и целые мастерские. Прекрасная иконописная школа есть в Троице- Сергиевой Лавре. Церковь может быть насыщена иконами, но для этого совершенно необязательно разорять музеи. История нашего расточительства богата.

– Такова печальная традиция. И, кстати, надежды на ее перелом в постсоветской России связывались у людей как раз с Церковью...

– Да, и я была в числе таких людей. В начале 90-х годов я даже выступала на больших собраниях за то, чтобы передать многие иконы Церкви. Я ошибалась и в течение прошедших лет изменила точку зрения. Я чувствую свою личную ответственность за то, что случилось, в частности, с Боголюбской иконой. Кроме того, почему материальные ценности так волнуют Церковь? Может быть, стоит проявлять большую заботу о других вещах? По опыту моих встреч с разными людьми я могу сказать, что это стремление к имущественным приобретениям нередко отталкивает их от Церкви. Всякого рода стяжания и так слишком много в обществе, которое просто задыхается от погони за материальностью.

Михаил Ситников

Родилась 13.07.1938, г. Москва. Окончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1960 г. и аспирантуру в 1968 г.

Кандидатская диссертация : Искусство Новгорода, Москвы и Византии в первой половине XIV века (Отделение истории искусства исторического факультета МГУ, 1972).

Докторская диссертация : Византийские и древнерусские миниатюры (Отд. истории искусства исторического факультета МГУ, 2004).

С 1960 до 1965 года работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина.

Младший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР, 1971-1975

С 1968 - 1976 года ассистент, с 1976 по 2005 год доцента, с августа 2005 года - профессор кафедры всеобщей истории искусства.

С 2002 года заведует Отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ.

Член редколлегии сборника «Византийский Временник».

Учитель :
В.Н. Лазарев

Область интересов :
История искусства Византии и Древней Руси.

Сочинения :

Новгородские миниатюры и второе южнославянское влияние // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

Галицко-волынские миниатюры раннего XIII века (к вопросу о взаимоотношении русского и византийского искусства) // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, 1975.

Свет в византийском и русском искусстве XII-XIV веков // Советское искусствознание"77, вып.1. М., 1978.

Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980.

Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV - VII вв. М., 1984.

Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003

Греческая иллюстрированная рукопись второй четверти XIV в. из Венской Национальной библиотеки (Theol. Gr. 300) // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003.

Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005.

Le illustrazioni dei manoscritti antico-russi // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol.3. Le culture slave. A cura di M.Capaldo. Roma, 2006.

Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

Мозаики Осиос Лукас и Софии Киевской // София. Сборник трудов в честь А.И.Комеча. М., 2006.

Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и византийское искусство третьей четверти XI в. // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С.Смирновой. М., 2007.

Образ и стиль в мозаиках Софии Киевской // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк. Материалы конференции. СПб, 2008.

Пути византийского искусства. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2013, - 460 с.



Рассказать друзьям