Основные и дополнительные цвета в живописи. Основные свойства цветов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] Сокольникова Наталья Михайловна

§5 Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.

Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.

Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

67. Детский праздник цвета

Насыщенность цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы

69. Изменение насыщенности цвета

70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов

Светлота

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.

71. Изменение светлоты цвета с помощью белил

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

72. Различие цветов по светлоте

Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.

Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.

Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.

73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах

Светлотный контраст

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).

74. Пример контраста по светлоте

Цветовой контраст

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.

75. Пример цветового контраста

Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

76. Пример цветового контраста

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов

78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов

Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.

Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:

а. М. ЗВИРБУЛЕ. Гобелен «Вместе с ветром»

б. Перо павлина. Фото

в. Осенние листья. Фото

г. Поле маков. Фото

д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества

Локальный цвет

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.

80. Натюрморт. Фото

81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами

При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.

82. Схема получения цвета тени

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.

83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

31. Функции и базовые характеристики социальных институтов Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;2) регулируют действия членов общества в

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

Общие характеристики. Сюрреализм против абстрактности. Сюрреалисты сознавали, что они отдают преимущество содержанию перед формой; об этом позволяет судить настойчивость, с которой они отвергли однобокую установку на ритмы и сопутствующее ей увлечение беспредметным

Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора Сокольникова Наталья Михайловна

§ 2 Восприятие цвета Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! 18. В. СЕРОВ. Девочка с персиками. Фрагменты Любой

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

§ 3 О природе цвета Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.В темноте

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

§4 Основные, составные и дополнительные цвета Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это – красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ТРИ ЦВЕТА МИРОЗДАНИЯ Когда я устану от ласковых слов и объятий, Когда я устану от мыслей и дел повседневных, Я слышу, как воздух трепещет от грозных проклятий, Я вижу на холме героев суровых и гневных. Н.

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Лекция 2 Виды научных текстов. Их характеристики и оформление План1. Композиция научных текстов.2. Тезисы, аннотация, рецензия.3. Конспект, реферат.В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа Огромное значение для понимания современных медиа имеет технологический компонент, т. е. канал распространения сообщений. Именно это обстоятельство выразил в своем знаменитом слогане «Media is a message» («Средство сообщения

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая Диски зеркала имели одинаковый диаметр – 155 мм, толщина диска с валиками (тыльная сторона зеркала) составляла 1–1,2 мм, диаметр у основания выпуклости в центре равнялся 16 мм, высота – 10 мм.

Из книги Символика цвета автора Серов Николай Викторович

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея Социально-демографические характеристики публики Русского музея описывают не столько реального посетителя музея, сколько потенциального. Около 80 % посетителей основной экспозиции ГРМ имеют высшее и

Из книги автора

3.1. Антропометрические характеристики Антропологические исследования позволяют уяснить, по каким параметрам тела мужчины и женщины максимально отличаются друг от друга. У мужчин преобладает мышечный тип конституции: для них характерны широкие плечи и узкие бедра. У

Из книги автора

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания

«, начинающие художники!

Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.

Основы теории цвета

Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет . Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.

Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.

Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.

Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.

Цветовая гамма и пигмент

В хроматическом круге или таблице цветов (см. рисунок ниже) первичные цвета обозначены П, а вторичные В. На основе всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  • Художники рисуют красками, с помощью которых они могут воспроизводить составляющие свет цвета, или цвета спектра.
  • В случае совпадения цветов спектра и палитры художника, последнему легко имитировать эффект падения света на предметы и тем самым точно воссоздавать природные цвета.
  • Теории света и цвета показывают нам, что художник может рисовать все природные цвета, используя лишь три первичных цвета, которые, как краски, являются желтой, зеленовато-голубой и фуксином.
  • Однако понимание того, как надо использовать дополнительные цвета, значительно расширяет выразительный потенциал палитры художника, который схватывает оттенки и качество света и цвета и, как мы увидим позднее, приводит к достижению гармонии и совершенства в картине.


Дополнительные цвета

Как мы видим из хроматического круга, дополнительные цвета представляют собой друг против друга расположенные пары цветов. Руководствуясь этим принципом, мы создаем дополнительные пары из третичных цветов. Например:

Синий ряд

Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.

Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.

Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.

Оранжево-красный ряд

Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности.Ряд охры и землистых тонов

Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий.«Нейтральный» зеленый ряд

Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах.Сине-серый ряд

На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки): А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:

  • Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
  • Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
  • Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
  • Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
  • Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
  • Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
  • Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.

Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов:


Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень» Теория Цвета - Цвет в Живописи

Часто рассматриваю картинки без единого слова-комментария.
Ни об авторе ни о его работах

Приходится" гуглить" самой

Хочу разобраться в цвете - композиции- перспективе -технике и т д

Этот пост -попытка ликбеза в области живописи

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся.

Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. -

с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников.

1. Три свойства цвета


Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.

- Оттенок - наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).


- Насыщенность - это бледность или затемненность оттенка (цвета).
-
Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки - высокоинтенсивные.

Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном - от света на вашей картине

Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах - традиционная форма цветовой схемы в области искусства

Базовые цвета
Существует три базовых цвета:

красный, желтый и синий.

Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов


Цвета второй группы

К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый.


Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов.

Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра.

Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов - цвета третьей группы.
Цвета третьей группы


К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

Баланс цвета

Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции.


Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой.

Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя.

В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке


наоборот, все цвета сбалансированы,

это и создает нашу реальност ь
Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей,
в зависимости от цели автора.

Известный иллюстратор Эндрю Лумис
(Andrew Loomis)

однажды сказал:

«Цвет - как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется».


Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру

Важно понять, что цвет в спектре - это белый свет, разделенный на элементы.


Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.

Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

Три основных цвета

Первое, что нужно уяснить себе - это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета - желтый, красный и синий - известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.

Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый - оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.

Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.

Холодные и теплые цвета

Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.

Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий - к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого - в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.

Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону - от теплого к холодному - эта «температура» падает.

Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток - солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу - печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении.
На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!



Рассказать друзьям