Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке — история и фото усадьбы. Особняк арсения морозова на воздвиженке Дом арсения морозова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала :

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна . Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики , главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир , будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле .

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет .

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел . С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941 — 1945 годах — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал « Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран » (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов . В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы .

Современное состояние

В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию .

Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.

Основатель знаменитой купеческой династии Морозовых Савва Васильев, бывший крепостной, приезжает в Москву в 1820-ых годах и здесь берет фамилию Морозов. Пятеро его сыновей образуют обширный Морозовский род, распадающийся на несколько ветвей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи, Ивановичи, Тимофеевичи. Представители династии Морозовых играли значительную роль в торгово-промышленных делах России, занимались благотворительностью, внесли вклад в развитие искусства и строили для себя роскошные особняки в столице.

Дом Марии Федоровны Морозовой. Вид из сада.

Морозовская Москва существует как «город в городе» в виде благотворительных учреждений, роскошных торговых построек и особняков, которые Морозовы строили для себя. Архитектура, связанная с именем купцов, это, прежде всего, яркие стилизации под какие-то исторические или фантазийные стили. Это и «мавританский особняк» на Воздвиженке, и, конечно, шедевр Шехтеля на Спиридоновке.

Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких объектах Морозовской Москвы.

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова (Спиридоновка, 17) , одного из самых известных представителей купеческого рода, был построен архитектором Федором Шехтелем . Роскошную усадьбу Савва обустраивал для жены Зинаиды, которую увел у своего племянника Сергея Викуловича Морозова. В старообрядческой купеческой среде, откуда были влюбленные, развод и новый брак считался позором. Но это не помешало молодым людям пожениться.

Особняк на Спиридоновке Шехтель строил, когда еще не имел звания архитектора. Дом представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику. В строительстве «замка» Шехтель использует архитектурные новации. Анфиладную планировку предшествующих эпох заменяет новым объемно - планировочным принципом. Он формирует пространство особняка вокруг центрального объекта, в данном случае, вестибюля с лестницей.

Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Особняк на Спиридоновке многие считают лучшим образцом неоготики в Москве.

Семейный мир в роскошном новом доме царил всего год. В 1898 году Савва Морозов встречает новую роковую любовь актрису Марию Андрееву.

В мае 1905 года Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Официальная версия - самоубийство, но, вероятнее всего, меценат был убит большевиками, которым пообещал часть своего состояния.

После смерти мужа Зинаида продает особняк Михаилу Рябушинскому , который совсем немного изменил его интерьеры. После революции дом национализируют.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Ольга Ваганова/АиФ

Другой известный представитель купеческой фамилии Михаил Абрамович Морозов , владелец большой художественной коллекции, впоследствии переданной Третьяковской галерее, жил в особняке на Смоленском бульваре (Смоленский бульвар, 26/9).

Первой владелицей дома XVIII века была генеральша Глазова. В 1894 году особняк был перестроен по проекту архитектора Виктора Мазырина для Михаила Морозова и его жены Маргариты Кирилловны.

На первый взгляд, здание построено в классических традициях, но внутреннее оформление настолько разнообразно, что дом никак нельзя отнести к классике русской архитектуры. Во внутренних интерьерах царит пестрота стилей: там есть и египетская прихожая, и мавританская курительная комната, и отделка в стиле античной Греции.

Чета Морозовых была известна всей Москве. В особняке на Смоленском бульваре собирался многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Михаил Морозов коллекционировал картины, в то числе импрессионистов, занимался благотворительностью, помогал художникам.

Морозов умер, когда ему было всего 33 года. В 1910 году его жена передала художественную коллекцию в дар Третьяковке. Маргарита Кирилловна продала дом, а от наследства мужа отказалась в пользу благотворительности.

Особняк Морозовых на Смоленском бульваре

Говоря о Морозовской Москве нельзя не упомянуть очень человеческую историю, которая связана с именем художника Левитана. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, Мария Федоровна, уважаемая московская благотворительница, в 1889 году на свои средства перестраивает классический флигель усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке (д 1 с 2) для занятий рисованием своего сына Сергея. В том же году он уступает дом своему другу Исааку Левитану.

В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский описывает эти события:

«…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»

Фасады особняка были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. В доме был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью.

Здесь, в Морозовском владении, написаны практически все шедевры Левитана: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».

Окно дома -мастерской Исаака Левитана в Большом Трехсвятительском переулке

Но не все представители славного купеческого рода были деятельными и толковыми людьми. Арсений Морозов , сын Абрама и Варвары Морозовых, прослыл мотом и кутилой, не был занят предпринимательской деятельностью, не имел склонности к искусству, страстью его были праздные путешествия.

В одной из поездок со своим другим архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии Арсений был впечатлен португальским дворцом Пена в Синатру, построенном в середине XIX века в стиле мавританской средневековой архитектуры.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка возводится необычный «мавританский замок» (Воздвиженка, 16, с 1) , еще на стадии строительства названный москвичами «домом дурака».

Чем же так не угодил современникам Морозовский дворец? Сегодня мы смотрим на архитектуру и воспринимаем даже экзотичные постройки довольно спокойно, привязывая их к прототипам и историческим стилям. А в начале XX века архитектура была жестко обусловлена модой. Например, когда пришел модерн, все стали строить модерновые дома, даже те, кто этот стиль терпеть не мог. Когда Морозов строил копию экзотичного мавританского дома, господствовала эклектика с ее достаточно однотипными постройками. Поэтому эксцентричную выходку восприняли с насмешкой и даже яростью.

Арсений Морозов погиб глупо, прострелив себе ногу на спор. После революции в особняке Морозова поселили Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд.

"мавританский замок" Арсения Морозова.

Морозовская Москва - это и роскошные торговые постройки, среди которых можно упомянуть Боярский двор (Старая пл, 8) . Это офисное здание того времени подчеркивает связь архитектуры Морозовых с модерном. Боярский двор построен Федором Шехтелем по заказу Сергея Морозова, сына Ивана Саввича, в части здания разместилось представительство Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежавшей Морозовым-Захаровичам.

Это ярчайший образец модерна с привлечением мотивов национальной русской архитектуры. Там в первых этажах были Морозовские офисные помещения, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».

Здание Двора выглядывало из-за массивной Китайгородской стены, поэтому Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, которые смотрелись как башни старинного замка.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.

Сейчас здание занимает Аппарат Президента РФ.

Боярские ряды.

Закончим экскурсию по Морозовским местам у здания Кустарного музея (Леонтьевский переулок, 7 с 1) - образца так называемого русского архитектурного стиля. Дом можно отнести к опыту исторической ретроспективной архитектуры, пытающейся воссоздавать национальные образы. Оно было построено по заказу Сергея Тимофеевича Морозова , брата Саввы Тимофеевича, в начале XX века.

В своем стиле здание довольно посредственное и не сравнится с такими великими шедеврами как дом Перцевой, например, или тот же Ярославский вокзал. Но сам Кустарный музей был блестящим явлением. Морозов был большим ценителем народного промысла. Кустарный музей, основанный им еще в 1885 году, находился сначала на Большой Никитской, а потом переехал в Леонтьевский переулок. Здесь представлена большая коллекция резных изделий. В настоящее время - это Музей народного промысла.

Музей народных промыслов

Ольга Ваганова/АиФ

В Москве на улице Воздвиженка есть удивительное здание - особняк Арсения Морозова. Это один из самых старинных и необычных домов во всей столице. Он долгое время оставался недооцененным, поскольку в XIX веке его архитектура казалась слишком непривычной и вычурной для современников. Людям, живущим в XXl веке, эти хоромы напоминают замок, оживший из сказки.

Прекрасный особняк Арсения Морозова на Воздвиженке таит в себе множество загадок и окружен ореолом легенд. Дом выполнен по заказу Арсения Морозова - правнука Саввы Морозова, происходившего из уважаемой семьи купца. Тот был известным предпринимателем и меценатом.

Арсений появился на свет у Внука Саввы - Абрама и жены его - Варвары. Согласно обычаям морозовских времен, Варвару Алексеевну выдали замуж против воли. Она никогда не испытывала романтических чувств к своему мужу, и, когда он отошел в мир иной, испытала облечение. Однако в завещании супруга было сказано, что если новоиспеченная вдова снова сочетается узами брака, то быстро лишится причитавшегося ей наследства.

К счастью, состояние мужа оказалось настолько огромным, что жизнь вдовы ее не слишком печалила . Стоит отдать должное, Варвара Алексеевна занималась благотворительностью: именно она спонсировала строительство первого в России онкоцентра (Институт им. Морозовых для лечения людей, страдающих раком). Также она основала библиотеку имени Тургенева и газету «Русские ведомости».

Но в семье Варвара Морозова проявляла себя весьма жестко и требовательно, стремясь все держать под контролем. Когда Арсению исполнился 21 год, и он обрел право самостоятельно распоряжаться своей долей капитала, мать купила ему участок земли рядом со своим особняком на Воздвиженке. Она хотела, чтобы он всегда был под ее присмотром. Но юноша не желал оставаться под опекой матери.

Создание особняка

Раньше на месте усадьбы Морозова в Москве располагался большой конный цирк Карла Маркуса Гинне. Однако после пожара импрессарио не смог восстановить здание из-за недостатка средств, и земельный участок вместе с уцелевшими постройками был выставлен на продажу.

Практически сразу площадь приобрела Варвара Алексеевна и пригласила архитектора Виктора Мазырина спроектировать красивый особняк в классическом стиле. Однако у Арсения было иное видение прекрасного, и он захотел реализовать другой, более оригинальный проект. Вдохновение нахлынуло в поездке за границей, которую он совершил вместе с Мазыриным. В небольшом городе Синтра они увидели дворец Пена, который оставил в душе Арсения неизгладимое впечатление. Это здание было выполнено в мавританском стиле. Им владела королевская семья.

Морозов был восхищен: сразу же после возвращения в Москву началось строительство особняка. Так на улице Воздвиженка д. 16 появилась необычная усадьба, украшенная ракушками (возможно, такая идея посетила товарищей, когда они увидели Casa de las Conchas - знаменитый испанский дом с ракушками в Саламанке).

Москвичи отнеслись к постройке со скептицизмом. Даже Лев Толстой в своем романе «Воскресенье» упомянул о рабочих, которые «были вынуждены… строить глупый и ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку». Однако Морозова, в отличие от его матери, мало волновало, что пишут в газетах. Варвара Алексеевна же, увидев построенный особняк, проронила фразу, ставшую легендарной: «Раньше только я знала, что ты у меня дурак, но теперь вся Москва об этом знает».

Архитектура дворца

Внешний вид здания очень необычен. Можно заметить следующие детали:

  • Боковые башни и парадный вход подворья выполнены в неомавританском стиле.
  • Проем сделан в форме подковы.
  • Лепнина оформлена в виде ракушек.
  • Ажурный карниз и витые колонны очень колоритны.
  • Если говорить о других частях здания, даже архитекторы не смогли сойтись во мнении, в каком стиле они выполнены.
  • В целом присутствуют элементы классицизма, но разрозненная симметрия говорит об использовании модернистических приемов.

Внутреннее убранство

С дизайном интерьера Арсений поступил поистине оригинально. Когда Мазурин спросил его о том, в каком стиле делать внутреннее убранство, Морозов ответил: «во всех». Поэтому каждая комната сильно отличается от другой. Заходя в особняк, люди понимали, что его владелец - человек экстравагантный , имеющий массу интересов и всевозможные увлечения:

  1. В вестибюле дома находился охотничий зал. Морозов любил охотиться. В этой комнате присутствовало огромное количество трофеев. Его страсть к охоте отразилась даже на дизайне камина. Он украшен изображениями сокола, арбалета, лука и собак гончей породы. В этом доме любили животных: при жизни Морозова по особняку расхаживала настоящая прирученная рысь.
  2. Зал в особняке по большей части выполнен в греческом стиле.
  3. После идет большой зал в римском стиле, откуда можно пройти в будуар с огромнейшим зеркалом.
  4. Наиболее гармонично и изысканно выглядит холл в классическом стиле.
  5. Будуар супруги Морозова выполнен в стиле барокко. Наверняка она очень гордилась этой комнатой, однако старания Арсения угодить своей жене не принесли должного результата. Их брак не сложился: паре пришлось разъехаться.

Владелец особняка прожил в нем совсем недолго. Гибель Арсения Морозова можно назвать нелепой. Однажды он заключил пари с друзьями, пообещав, что ему удастся прострелить себе ногу и не ощутить ни капли боли благодаря помощи святого духа. Молодой человек сделал выстрел и на его лице не отразилось никаких признаков болевых ощущений, так что спор он выиграл. А вот из-за необработанной раны наступило заражение крови и через три дня легкомысленного юноши не стало.

Морозов заранее завещал дом своей любовнице - Нине Коншиной. Супруга Арсения, Вера Сергеевна, с которой Морозов не жил уже около 6 лет, пыталась оспорить завещание, сказав, что умерший супруг был недееспособен, но суд посчитал ее доводы несостоятельными. Возлюбленная Арсения практически сразу продала усадьбу сыну А. И. Манташева - Леону Манташеву.

Дом после революции

После событий 1917 года дворец стал штаб-квартирой анархистов, затем на него обратила внимание администрация театра Пролеткульт. Туда переехала передвижная трупа артистов. До ВОВ здесь располагалось посольство Японии, в военное время - посольство Великобритании, а после окончания военных действий - посольство Индии. С 1959 года особняк стали называть домом дружбы с народами зарубежных стран в Москве. В здании проводились встречи с иностранными деятелями.

В 2003 году произведена основательная реставрация и реконструкция особняка. Была привезена эксклюзивная мебель из красного дерева, напоминающая предметы интерьера конца XIX века. С 2006 года является домом приемов правительства РФ. В здании проводятся мероприятия, связанные с участием Российской Федерации в международных делах, дипломатические переговоры, конференции и важные встречи.

К сожалению, это не то место, в которое можно зайти внутрь , потрогать старинные предметы интерьера и погулять в парке рядом с усадьбой. По понятным причинам в ДДН не проводится экскурсий. Но можно попасть по адресу Воздвиженка д. 16 и насладиться необычным архитектурным творением. Добраться туда можно от станции метро Арбатская.

Династия Морозовых оставила Москве богатое наследство — плеяду великолепных особняков, с каждым из которых связана яркая история… или скандал. Не менее чем особняк Арсения Морозова знаменит особняк его знаменитого прадеда — Саввы Морозова на Спиридоновке, 17, который нередко называют домом Морозова на Арбате. Но не в пример описанному выше особняку он сразу же получил звание одного из красивейших домов Москвы и считался образцом вкуса. Построен он был для жены Саввы Морозова — Зинаиды, как символ их любви. Особняк в неоготическом стиле выстроен талантливейшим архитектором Федором Шехтелем, при участии Михаила Врубеля. Ныне там находится Дом приемов МИД России. По вполне понятным причинам и этот особняк закрыт для посещений и записаться на экскурсию туда практически невозможно. С недавних пор возможность побывать там появляется в Ночь музеев и День исторического наследия Москвы.

А как же музей? Неужели ни в одном из морозовских особняков нет музея? Есть — в Леонтьевском переулке. Там, в бывшем особняке Сергея Морозова, раньше располагался Кустарный музей, а ныне работает Музей народного промысла.

Причудливая усадьба Арсения Мороза - настоящая гордость столицы. Здание по праву считается одним из самых необычных и красивых.

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктора Мазырина (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.

"http://galik-123.livejournal.com/145127.html"

Когда в Москве выходишь из метро Арбатская на улицу Воздвиженка, взору открывается чудесный особняк, в советское время известный как Дом Дружбы с народами зарубежных стран. Одни находят в нём сходство с крепостью, другие - со сказочным дворцом, а третьим он представляется праздничным тортом с кремом! Удивительно видеть столь необычное здание в историческом центре шумного города, посреди бизнес-офисов и спешащих прохожих. Впрочем, в Москве много архитектурных чудес, что и придаёт российской столице неповторимый облик.
l

Дом Дружбы


р

В Доме Дружбы мне приходилось бывать несколько раз, когда я работала и училась в Университете Дружбы Народов.


На фото: 2000 г., встреча выпускников РУДН (Российского Университета Дружбы Народов) из разных стран и Валентины Терешковой во время мероприятий по празднованию 40-летия РУДН: (я - в качестве коррепондента):


р
Внутри Особняка Морозова

Мраморный зал :

Гостиная:

З ал приёмов:

На улице здание Дома Дружбы выделяет приятный белоснежный цвет. Композиция дома сочетает в себе разные по величине объемы: парадную часть, вертикальную доминанту и основное здание. Богато декорированный фасад здания состоит из двух цилиндрических башен с ажурной оградкой на крыше и портиков, что удачно контрастирует с более простым и строгим видом остального здания. Стены башен украшены морскими раковинами, а вход обрамляют витые цепи.

Очарование зданию придают геометрические формы, традиционные розетки, цветы, виноградные гроздья, диковинные деревья и другая лепнина по поверхности стен. Оригинальны ограждения кровли и арочные окна. Создаётся ощущение, что это замок Феи перенесён из волшебной страны, где всегда светит солнце, шумит море и круглый год лето. С архитектурной точкой зрения, особняк на Воздвиженке построен в стиле эклектики. Этот стиль пришёл на смену классицизму в России в середине 19 века. Новая мода на строительство отрицала какие-либо правила в творчестве, и наоборот, всячески приветствовала «полёт фантазии». Эклектика позволяла использовать элементы самых разных стилей. Главными заказчиками подобных зданий в то время выступали разбогатевшие промышленники, диктовавшие архитекторам свои нестандартные вкусы.

*

Со временем критики стали осуждать эклектизм за его чрезмерное потакание вкусам заказчиков. "Архитектура, копирующая со старых образцов, - писал русский архитектор В. П. Стасов, - ...архитектура ловких людей, навострившихся в классах и... отпускающих товар на аршин и фунт... Угодно - вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса",... А не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот и целый пуд русского". Кто же автор этого чуда и что за дивный дизайн? О, с этим связана не одна история.

... Когда архитектор спросил заказчика, в каком стиле строить дом и назвал несколько из них: готика, неоклассика, мавританский стиль — малообразованный купеческий сын ответил: «Строй во всех — у меня денег хватит». Эта история пересказывалась в лучших аристократических домах столицы. Главным героем истории стал Арсений Абрамович Морозов, представитель одной из самых влиятельных купеческих семей, сохранявших приоритет в становлении российской промышленности и внесших своими благотворительными акциями большой вклад в фундамент отечественной культуры 1.

лл

На фото: Арсений Абрамович Морозов:

Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке, увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так. Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.

На фото: Король Португалии Фердинанду II Саксен-Кобург-Гот, для которого был построен дворец Ди Пена :


Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей - Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве - они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии).

1. Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги - 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, позже сложилась мощная хлопчатобумажная империя.Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная - Морозовская детская больница). Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". "Мужики" Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание. ________________________________________ ________________________________________ _____________________________
*
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши...
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения.

Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански - ракушки).


Тот самый дворец с ракушками


Очарованный видом этого замка, архитектор Мазырин воспроизвёл похожие украшения и на особняке своего заказчика.

Строительство продолжалось 5 лет и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было. Он поражал культурную Москву "кастрированностью от традиций" и тем, что удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его жизнью". Аристократическая Москва скептически морщилась и не разделяла восторженных идей Морозова и Мазырина. Оба они были не на самом лучшем счету у чопорной московской публики.

Граф Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Хозяин "глупого ненужного дворца" явно увлекался символикой. Об этом свидетельствует не только вход-подкова: канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизировали благополучие и долголетие.

* *
Даже родная мать, Варвара Алексеевна Морозова, не одобрила затеи Арсения. Это она подарила сыну на 25-летие купленный ею в центре города кусок земли, на котором стоял конный цирк Карла-Мариуса Гинне, сгоревший в 1892 году цирк. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений его перестроил. Когда мать Арсения, женщина волевая, гневливая и острая на язык, переступила порог нового дома, она плюнула и сказала в сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте.

*

Варвара Алексеевна Морозова:

В своём экстравагантном доме хозяин пировал в декорированном под романский стиль Рыцарском зале; в ампирном Золотом, украшенным позолоченной лепниной, оттеняемой белым цветом лепного потолка, с мебелью и стенами, затянутыми золотым штофом, проходили балы; большой белый зал в стиле барокко украшали роспись и скульптура, символизирующая муз. Прелестная спальня-будуар хозяйки была выполнена в стиле модерн. И только кабинет хозяина оформили в мавританском стиле: ковры, тахта, холодное оружие на стенах и другие атрибуты Востока.

Рассказывали, что по дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках "жили" чучела, кабанов, лисиц и волков и повсюду - медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя. Арсений Морозов недолго наслаждался своим особняком, по собственной глупости он погиб на одной из пьяных пирушек. Утверждая, что человек может перенести любую боль, он ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но проиграл по крупному счету - началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало. Архитектор Мазырин скончался в 1919 году от брюшного тифа. Дом же, построенный парой этих эксцентричных людей, стоит до сих пор.
После революции особняк национализировали. Первое время в нем ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В доме бывали многие советские писатели, артисты, художники. Здесь на диспутах выступал Владимир Маяковский, бывал Сергей Есенин. Случалось так, что Сергей Александрович около двух месяцев жил в особняке. С 1928 года здание стало резиденцией японского посла.

В начале Великой Отечественной войны оно было предоставлено посольству Великобритании и в нем помещалась редакция газеты “Британский вестник”. После окончания войны и до 1952 года в доме располагалось посольство Индии.
С 1959 года здесь обосновался Дом Дружбы Народов. В 2003 году дворец закрыли на реконструкцию, на которую государство потратило 700 миллионов рублей и с 2006 года в нём работает Дом Приёмов Правительства России. За более чем вековое существование дома произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном: теперь этот образец странной для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное."Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет", - говорил Арсений братьям-коллекционерам.



Рассказать друзьям