Памятник на садово каретной. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову, который держит в руках автомат своего изобретения, ставший известным во всем мире, установили в Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц.

Скульптора выбрал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, а инициатива установки памятника принадлежала ему и Российскому военно-историческому обществу (РВИО), почетным членом которого числится Чемезов.

"Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было", - рассказывал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Как и памятник Владимиру, размеры которого пришлось уменьшить после скандала, фигура Калашникова с автоматом в руках в центре Москвы вызвала противоречивые оценки.

Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

На открытии памятника были Чемезов, министр культуры России Владимир Мединский, скульптор Зураб Церетели, дочь оружейника Елена Калашникова.

"Михаил Калашников - это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека", - сказал Мединский. Автомат Калашникова - "настоящий, можно сказать, культурный бренд России", считает министр.

Русская служба Би-би-си узнала, какие чувства испытывают в связи с установкой памятника Калашникову бывший мэр Москвы, воевавший в Донбассе бывший офицер, галерист, скульптор и декан факультета истории искусств.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

Я отношусь к Калашникову и памяти о нем по-доброму. Я думаю, что увековечить память этого человека необходимо.

Что касается памятника Калашникову… Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей и можно было бы поставить не только саму фигуру, но и сделать какую-то композицию.

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формирует не кладбищенский облик, просто нет Марат Гельман, галерист

Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие.

Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе.

Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Высота монумента Салавата Щербакова составила 7,5 метра

Марат Гельман, галерист

Продолжается традиция превращения Москвы в кладбище. Не появилось ни одной скульптуры, которая представляла бы собой не бронзовую чурку человека с подписью.

Хотя это лучше чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный Марат Гельман, галерист

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формируют не кладбищенский облик, просто нет. Хотя во всем мире такие скульптуры есть.

Сам памятник, конечно, унылый и скучный. Хотя это лучше, чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный. В большой перспективе это город не портит.

Болезнь нынешней власти - это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников. Это делается, чтобы следующему поколению было сложно перечеркнуть эти взгляды - демонтировать такой памятник почти так же дорого, как его монтировать.

То, что власть играет в этот историзм, это еще ничего, но вот город жалко.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Открыла монумент дочь оружейника Елена Калашникова

Игорь Гиркин (Стрелков), бывший российский офицер, участник боевых действий на Украине

Калашникова возводят на уровень матрешки, а он был неплохой оружейный конструктор.

У меня нет особой позиции - ну стоит он и пусть стоит.

Но, на мой взгляд, следовало властям заниматься делом, а не ставить памятники героям прошлого. Нужно сосредоточиться на насущных делах, на том, что есть сейчас, а не на прославлении прошлого.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным Георгий Франгулян, скульптор

Да, это были реальные герои, великие деятели, но своих что-то не видно.

У Гумилева было такое понятие - "мемориальная стадия". Это когда государство сосредотачивает свое внимание на великом прошлом и игнорирует вызовы настоящего.

Image caption Инициатива установки принадлежала Сергею Чемезову из "Ростеха"

Георгий Франгулян, скульптор

Не хотелось бы говорить о коллегах… Но я считаю, что место для памятника было выбрано неудачно.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным. Это выглядит как угроза.

Сам образ человека, достойного и уважаемого, получает негативное звучание. В другом месте и другого размера - это было бы хорошо.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге

Очевидно, что фигуру Калашникову надо отметить. Другой вопрос, насколько уместен памятник человеку, производящему оружие.

Памятник поставлен человеком, который отметил Москву Владимиром. Вопрос о том, насколько стоит одному автору настолько присутствовать в городе, тоже для меня есть.

Лично для меня нет однозначного решения на тему того, как увековечивать оружейников.

Понятно, что Калашников - это символ советской и русской промышленности и военной мощи. Но если бы я принимал решение об установке, не знаю, как и каким бы я его сделал, где поставил - в Москве, в Ижевске.

Пропорционально памятник не слишком бросается в глаза в том месте, где он установлен. Я сам ожидал более резкого контраста с Садовым кольцом. Сам памятник вживую я пока не видел, делать какие-то оценки было бы не совсем корректно.

Пока можно сказать только то, что мы получили еще один постсоветский памятник, который идеологически и эстетически принадлежит той инерции, которая продолжает традиции фигуративной скульптуры позднесоветского времени.

Этот новый городской монумент стоит признать выдающимся за то, чем он не является. Это не памятник скромному человеку, который создал простое, дешевое и надежное оружие, сыгравшее ключевую роль в борьбе оппозиций со всевозможными режимами и ставшее символом повстанческого движения во всем мире, - революционеры помещают автомат Калашникова на свои гербы и флаги. Статуя также не является попыткой увековечить самый знаменитый русский бренд или отразить терзания Михаила Тимофеевича, который понимал, какое количество страдания принесло его имя на эту планету.

Бессмысленно задавать вопросы по поводу мотивов авторов памятника и тех, кто принял решение разместить его в Оружейном переулке (это глава «Ростеха» Сергей Чемезов и министр культуры Владимир Мединский). Например, почему крылатый архангел Михаил на крылатом же коне изображен как святой Георгий с копьем ? И какая тут связь с Ижевском? И почему там рядом навалена уйма штурмовых винтовок на манер похоронных букетов? Или почему скульптор Салават Щербаков изобразил Калашникова больше похожим на коммандо, чем на инженера-оружейника? Пускай это разбирают религиоведы и психоаналитики, потому что логичнее всего интерпретировать памятник как проявление всех комплексов российской власти.

Вместе с бесчисленным множеством скульптур и , испортившим виды на город за последние несколько лет, - от , памятника и гиперреалистичных статуй в Александровском саду до типовых граффити с древнерусскими богатырями - эта волна монументальной пропаганды не несет с собой какую-то особую идеологию или эстетику. Сегодняшней российской номенклатуре удается создавать поразительно незапоминающиеся вещи, и в деле подъема патриотических чувств у этих произведений не больше шансов заразить сердца любовью к родине, чем у протокольной речи какого-нибудь провинциального губернатора на 9 Мая.

Поразительно другое: то, что городская администрация одной рукой перерезает ленточку на открытии передового , а второй - насаждает в городе пещерный патриотизм. Однако, возможно, «Зарядье» и Калашников не такие уж разные явления. Да, парк, обошедшийся в 14 миллиардов, на который, как выяснилось, придется потратить еще 10, выглядит симпатичнее, чем мужик с автоматом. Но появился он в Москве таким же волшебным образом, как и Калашников, и ему также не хватает убедительности.

Кто знает, может быть, я не прав и памятник Калашникову состарится так же естественно, как церетелиевский Петр, которому уже 20 лет. Я, кстати, не всегда симпатизировал стометровому Петру. Наша первая встреча с ним произошла во время лужковских празднований . Я был тогда бедным иностранным студентом, и за несколько часов до этого меня выпустили из обезьянника - а посадили туда за то, что я не носил с собой паспорт. Но я полюбил Петра как символ времени, когда Москва была столицей другой цивилизации. Грубой, злой, жестокой, не задававшейся вопросами вкуса, исторической преемственности да и здравого смысла тоже.

Вместе с введением платной парковки, Армагеддоном палаток и битвой с шаурмой мэр Собянин методично разрушает наследие 1990-х. Времени, когда Москва была помешана на сексе и казалась самым свободным городом на планете. Сейчас колосс Церетели в семейных трусах служит напоминанием об эпохе русского максимализма на контрасте с постиндустриальным гламуром «Красного Октября», хипстерским уютом «Музеона» и советским шиком парка Горького. Он выглядит как воинственная антитеза современности и грозит кулачищем тем, кто пытается превратить Россию в еще одну былую империю, прикрывающую свой упадок страничками меню с фермерской курицей и крафтовым пивом.

Может, через 20 лет Калашников тоже станет напоминанием о времени, когда воинственный монументализм прокатился волной по Москве, врезавшись в программу по расширению тротуаров и облагораживанию площадей. А может, городу придется молча жить с этими статуями, как штаты американского Юга жили с памятниками расистам, которые прикрывали патриотизмом свое стремление разрушить страну. США понадобилась сотня лет, чтобы разобраться в истинном положении, и я боюсь, что новый Калашников может оказаться таким же долговечным, как и изобретенный им автомат.

В августе в Оружейном сквере - недавно расширенном зеленом пространстве, отделяющем Садовую-Каретную от Оружейного переулка, - посреди залежей тротуарной плитки появился двухметровый постамент. Местные жители выяснили, что постамент предназначен для памятника Михаилу Калашникову, конструктору одноименного автомата. Впрочем, об этих планах стало известно значительно раньше, в мае 2016 года, когда Мосгордума приняла очередные поправки в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения». Министр культуры Мединский представил победивший в закрытом конкурсе проект Путину во время посещения последним концерна «Калашников» в Ижевске в сентябре того же года. Открытие памятника было тогда запланировано на январь 2017 года.

Инициатором сооружения памятника Калашникову выступило Российское военно-историческое общество, оно же , - «общероссийская общественно-государственная организация», созданная в 2012 году президентским и считающая себя преемницей Императорского РВИО, появившегося в 1907 году при одобрении Николая II. Председателем общества с 2013 года является министр Мединский. РВИО финансируется государством и частными жертвователями.

В постановлении Мосгордумы бюджет на сооружение памятника оценен в 35 млн р. - финансирование за счет РВИО. В конкурсе победил проект скульптора Салавата Щербакова, автора пары десятков памятников в Москве и других городах, в том числе Петру Столыпину, Александру I, Сергею Королеву, Гейдару Алиеву и , из-за которого столько спорили в 2015–2016 годах. На сайте РВИО размещен и объем пожертвованных ими средств, который составляет около 25 тысяч рублей. За неимением другой информации остается предположить, что недостающие средства были или будут предоставлены из субсидий федерального бюджета, что прямо предусмотрено президентским указом о РВИО.

Высота памятника вместе с постаментом составит 7,5 метра. Вот как автор свой проект: «Так как Михаил Калашников был человеком очень скромным, постамент будет небольшой - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура Калашникова, который держит в руках автомат. Позади нее силуэт земного шара, так как его изобретение используется по всему миру. Рядом святой Георгий на коне поражает копьем дракона - некие силы зла. Копье святого будет символом автомата Калашникова, задуманного как оружие добра».

Мне 45 лет, я родился и всю жизнь прожил в Москве. И мне кажется, что появление этого памятника в этом месте, в это время и в таком виде, мягко говоря, неуместно. Возможно, я предвзят, потому что живу от него в ста метрах и мне предстоит лицезреть его ежедневно. Не будучи искусствоведом, воздержусь от рассуждений о художественных достоинствах проекта (хотя очень хочется). Не будучи историком вооружений, воздержусь и от рассуждений о том, заслуживает ли Михаил Калашников памятника, - наверняка заслуживает, хотя бы потому, что слово Kalashnikov известно во всем мире не менее, а скорее более, чем слова sputnik и pogrom. Про него даже имеются зажигательные песни. Но мне очень не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде.

Калашников, увековеченный Бреговичем

Я против него здесь - потому что Калашников никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. Она, конечно, столица России, но есть места, исторически связанные со славой русского оружия, где этот (а лучше бы другой) памятник был бы гораздо более уместен - от Красной площади до Поклонной горы. Ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке, который так называется с XVII века, - все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой.

Я против него сейчас и в таком виде - потому что монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с «силуэтом земного шара» и святым Георгием, поражающим «некие силы зла». Особенно мило это выглядит на фоне программы «Моя улица», направленной вроде бы на гуманизацию Москвы - и вот это все. Жалко, что на презентации проекта не изобразили умиротворенных мам с детьми и поваливших в Москву иностранных туристов в тени огромного автомата Калашникова.

В общем, это как если бы администрация Трампа поставила где-нибудь в Мемфисе новый памятник генералу Ли с барельефом в виде рабов в кандалах на постаменте.

Все эти соображения я бы с удовольствием высказал не здесь, а в ходе публичного обсуждения с жителями района. Но таких обсуждений не предусмотрено законодательством города Москвы.

Памятник Михаилу Калашникову был открыт 19 сентября 2017 года в сквере на пересечении Оружейного переулка с Долгоруковской улицей на , прямо перед громадой небоскрёба .

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 - 2013) - советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, вошедший в историю как создатель автомата Калашникова (АК) - самого распространённого стрелкового оружия в мире. Будущий оружейник вырос в многодетной крестьянской семье в Томской области и с детства интересовался техникой. В 1938 году Калашникова призвали в Красную армию, и там он впервые смог применить свой талант на практике, разработав инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки и счётчик моторесурса танка. В годы войны он разрабатывает сначала пистолет-пулемёт, затем самозарядный карабин и в итоге - автомат, который принимают на вооружение в 1947 году. Впоследствии автомат Калашникова неоднократно модифицировался и стал популярным оружием во многих странах мира.

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает оружейника в полный рост. Калашников одет в самую прозаичную в мире одежду - штаны со стрелками, ботинки и простую куртку - и держит в руках автомат собственной разработки, задумчиво глядя мимо него куда-то вдаль. Фигура с автоматом водружена на высокий гранитный постамент, на котором выгравированы слова: "Михаил Калашников. Герой Российской Федерации. Дважды Герой Социалистического Труда". Общая высота монумента составляет 9 метров (5 метров - сама скульптура, 4 метра - постамент).

Позади памятника установлена стела, выполненная в виде земного шара, на котором размещены рельефные изображения автоматов и пулемёта Калашникова на фоне композиции из чертежей и рабочих инструментов. По центру плиты выгравирована цитата - "Я создавал оружие для защиты своего Отечества" - и подпись Михаила Калашникова. Композицию дополняет скульптурное изображение Архангела Михаила, пронзающего копьём дракона, но вместо наконечника копья - дуло автомата. Символически такое решение призвано отражать тему вечной борьбы добра и зла, где автомат Калашникова представлен как оружие добра, которое используется по всему миру.

Монумент установлен по инициативе Российского военно-исторического общества при поддержке Мосгордумы и Госкорпорации "Ростех".

Критика

Памятник Михаилу Калашникову - одна из тех скульптур, которую начали критиковать ещё до момента открытия. Когда проект памятника был представлен публике, у многих вызвал недоумение его милитаристский вид, некоторые были обескуражены размером памятника человеку, изобретение которого стало едва ли не самым смертоносным оружием в мире. В целом, горожане отнеслись к идее установки фигуры человека с автоматом в центре Москвы со скепсисом.

Саму фигуру Калашникова при этом сравнивают со статуей "братка" из 90-х.

Сомнения в уместности памятника высказали и некоторые публичные люди; в частности, по мнению музыканта Андрея Макаревича, скульптура вышла "бездарной и уродливой", а в советские времена "этот истукан не прошёл бы худсовет".

Салават Щербаков в ответ на критику отметил, что многим памятник нравится.

Так или иначе, памятнику суждено стать одним из самых известных монументов Москвы: если его художественные качества можно подвергнуть сомнению, то скандальная слава определённо точно останется с ним навсегда.

Памятник Михаилу Калашникову находится на пересечении Оружейного переулка (Садовой-Каретной улицы) с Долгоруковской улицей. Добраться до него можно пешком от станций метро "Маяковская" Замоскворецкой линии, "Новослободская" Кольцевой и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской.

Памятник оружейному конструктору Михаилу Калашникову. Фотографии с церемонии — в репортаже РБК.

Общая высота скульптурной композиции составляет 9,8 м: на 4-метровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47.

У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

Автором памятника стал скульптор Салават Щербаков (на фото), который в числе прочего создал памятник князю Владимиру, установленный на Боровицкой площади возле Кремля. После прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы​ памятник Калашникову стал восьмым монументом работы Щербакова, установленным в столице

На сторонах постамента изображены модели оружия, созданные под руководством Калашникова, его чертежи и инструменты, а также воспроизведена его фраза: «Я создавал орудие для защиты своего Отечества».

Автор памятника назвал Калашникова образцом подвижнического служения своему делу. «Он — очень русский по характеру человек. Это такой человек из народа, как Платон Каратаев в толстовском романе «Война и мир». Очень скромный. Или — герой Лескова Левша — человек-гений, с большим интеллектом, верный своей Родине», — сказал Щербаков.

На фото: главный строитель монументов во времена Юрия Лужкова пришел поздравить молодого коллегу — президент Российской академии художеств (Зураб Церетели и скульптор Салават Щербаков (слева направо)

Инициатором установки памятника выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Его председатель, министр культуры Владимир Мединский представил проект памятника президенту Владимиру Путину в ​2016 году, во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске. В октябре того же года глава государства подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения Калашникова, намеченного на 2019 год.

Памятник был установлен при поддержке Мосгордумы и «Ростеха». Генеральный директор корпорации Сергей Чемезов (на фото), выступая на церемонии открытия, сказал, что прожитая Калашниковым жизнь — это пример беззаветно преданного отношения к своему делу и своей родине. «Это тот пример, которому должно следовать наше молодое поколение граждан России», — сказал он.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов рассказал, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — сообщил Кононов.

«Это очень необычный памятник. Михаил Калашников — это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант — это все то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — настоящий, можно сказать, культурный бренд России», — заявил на открытии памятника министр культуры Владимир Мединский.

У памятника нашлись и критики. Например, музыкант Андрей Макаревич в своем Facebook



Рассказать друзьям