Павел антипов характеристика. Характеристика ларисы гишар

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

8.
Июль.
Июль (лат. Julius-« Месяц Юлия Цезаря»), буквально - «кудрявый». Июль, один из семи месяцев, которые длятся 31 День. Это самый тёплый месяц в Году на Северном полушарии Земли.
До 20 Июля Солнце стоит в созвездии Рака, остальные дни - в созвездии Льва.
Старинное русское название месяца страдник, сенозарник, макушка лета. На июль приходятся знаменательные дни:
-3 Июля - Мефодий перепелятник. К этому времени вызревают хлеба, и возле полей собирается на кормёжку множество перепелов.
- 7 Июля – Иван Купала. На Иванову ночь Небо звёздное – будет много грибов.
- 8 Июля День заметно убывает. Поэтому родилась поговорка: Пётр и Павел час убавил.

Любое начинание рождается в мыслях, и лишь потом претворяется в образе материальном, в том виде, в котором был замышлен. Для Сада не существует исключения. Сад начинается с дерева, а дерево начинается с семени, пусть даже случайно занесённом птицей, или Ветром на дачный участок! Случайно увиденный росток с нежно – зелёными листочками очаровывает, надолго приковывает взгляд! Зарождаются ассоциации, фантазия разыгрывается, как шторм на море! И перед глазами стоит уже не крохотное деревцо, ранимое, как ребёнок, требующее ухода, страдающее от Ветров и насекомых, ожидающее вашего участия в судьбе, а яблоня, ветви которой ломятся от красных, сочных, ароматных плодов! Но это просто фантазия! Чтобы вырастить яблоню и дождаться от неё вкусных плодов, нужны годы, годы трудов и тревог, забот и самой простой, иногда примитивной работы лопатой, мотыжкой, косой, секатором, и другими садовыми инструментами! Естественно возникает вопрос у того, кто любознателен: почему Человек не может пройти равнодушно мимо яблони, тем более мимо сада, благоухающего весной белыми цветами, о летом притягивающего взгляд краснобокими анисами? Логичнее всего предположить, что любопытство, точнее выразить мысль, память на уровне генов о прошлой жизни прародителей, которая зародилась и тысячи лет среди дерев и рек, у морей и лугов проходила, в каждом из нас жива, и нет силы из сердца эти удивительные воспоминания выбросить! В ту прекрасную, безмятежную жизнь мы во сне, в мечтах погружаемся, в воображении дни будущие строим, и они обязательно с клочком земли ассоциируются, на котором каждый вырастить Дерево мечтает!

Да, память наших генов, да, детство – это и есть настоящая, бесхитростная, лишенная амбиций и не испорченная отвратительным извращением вкусов и неуёмными потребностями жизнь! Детство живёт в каждом из нас, оно никуда не уходило, и не собирается покидать нас на произвол судьбы, потому что знает, что без него мы обнищаем Душой, превратимся в безликого и лишенного памяти Человека! Картины Детства нас поддерживают в самую трудную минуту, заставляют вдруг, на удивление всем окружающим, улыбнуться, сказать хорошее слово незнакомому Человеку!

« Встреча».
В первые Дни Июля над Заволжьем встретились знойный Юг и респектабельный, рассудительный Север! Земля крохотна, Северному Ветру негде разгуляться, вот он и решил взглянуть на Волгу! Ветер разметал по сапфировому Небу белые облака, размазал их по голубому Океану седыми космами, будто давая Человеку подсказку, стремясь напомнить древнюю мудрость, воскресить утраченную возможность общения с микроскопической Вселенной! (Поистине Мироздание совсем небольшое, потому что мысли нашей в нём тесно!) Но мало кто из людей восхитился этой удивительной картиной. Поэтому Ветер скомкал Космы в белые, лёгкие облака, и стал играть с ними, как с парусами! При лёгком дуновении облако превращается в медведя, сдирающего с куста ягоду, или в Ангела,

9.
распростёршего на пол - Неба свои лёгкие крылья и взирающего на людей! Там юноша укрощает скакуна для возлюбленной! Он едва удерживается на спине дикого коня, но Ветер надул щёки, дунул, и помог отважному любовнику удержаться на спине дикого красавца, и скачет он дальше, вцепившись пальцами в косматую гриву!

Встреча Севера и Юга принесла прохладу, тихие, светлые вечерние Зори, которые горят на краю Неба до полуночи! И не успеет угаснуть последний луч Заката, как на Востоке разгорается Рассвет!
Встреча Севера и Юга принесла прозрачные Дни, надела Дерева в новые, сочно-зелёные наряды! Ласточки бороздят синее Небо, стрекозы наполнили сад и вьются среди яблонь, преследуя добычу, птахи деловито копошатся в кронах яблонь, выбирают насекомых, давая шанс уже крупным, наливающимся сладким соком плодам! Природа торжествует, и как не ликовать Вашему сердцу от осознания, что в создании этой Красоты немалая доля Вашего участия!

Метаморфозы.

Середина Июля, середина Лета! Но над Заволжьем по-прежнему гремят грозы, проливные дожди с градом ломают отяжелевшие от плодов ветки, прошибают листья на виноградных кустах и огурцах! Дорогой читатель, пройдись по саду – огороду вместе со мной, полюбуйся на проделки метаморфоз! Вот, с яблони упало вызревшее красное яблоко, признак середины Лета! Но подойди к акации, вот сюда, в дальний угол сада и подними глаза…. Акация вновь зацвела! Зацвела потому, что грозы и дожди создали иллюзию Весны! Но не торопись отходить от этого могучего, раскидистого, прекрасного дерева, любезный читатель, присмотрись к кроне! Жёлтые листья и коробочки с семенами красноречиво свидетельствуют о том, что наступила середина лета, но эти белые кисточки новых цветов! Акация зацветает в конце Мая, распространяя приятный запах окрест! Но сейчас середина Лета! Да и чайки сошли с ума! Они носятся над головой, пронзая душу своим скрипучим голосом! Что чайкам делать над головой, в пятистах метрах от Волги! А вот и гусиный клин в панике проносится в отдалении!

Человек протянул чёрный асфальт от трассы к лагуне, к тихой, прекрасной лагуне, которую облюбовали лебеди, гуси, утки, чайки, цапли, и множество водоплавающих десятки лет назад! В лагуне тростник и мелководье, тёплая Вода и мириады мелких рыбок! Именно поэтому птицы здесь любили гнездоваться, вскармливать потомство. Но Человек провёл к лагуне чёрный асфальт и купил ружьё с оптическим прицелом! И теперь не проходит и дня, чтобы Человек не подъезжал к Воде на чёрном автомобиле и не вытаскивал из чехла страшное оружие. Делает он это с удовольствием, и черты его небритого лица искривлены страшной улыбкой!

Сентябрины – это высокорослые кустарники. Цветок состоит из крепкого стебля зелено-коричневой окраски. От стебля отпочковались часто веточки с овальными узкими листочками. Стебель венчается цветком. На зелёной чашечке крепится разнолепестковый венчик. Лепестки светло – фиолетовые, дугообразной удлинённой формы, закругленные в окончании. Множество тычинок светло-желтой окраски тянуться к Солнцу, привлекая насекомых. Но пчёлы предпочитают куст мяты перечной. Он благоухает всего в нескольких метрах от куста Сентябрины! Видимо, эти цветы не медоносные. Читатель будет прав, если спросит:
« Причём тут Сентябрины, сейчас середина Лета!» Дело в том, что Сентябрины уже цветут. Один из цветов лежит на рабочем столе, именно поэтому и описан он с такой точностью. Воочию, Осень вкралась в середину Лета, а Весна ещё не распрощалась с Заволжьем. Воистину,
перемешались снег и бабочки, зелёная трава и красный лист…!

10.
Пиршество касаточек.

Конец Июля. Восточный Ветер, напористый и обжигающий, властвовавший над Заволжьем последнюю неделю, сменился Северо-Восточным, прохладным! Истрёпанные листья на Древах расправились, воробьи зачирикали весело, занялись своей обычной работой: они скачут по ветвям яблонь, отыскивают моль и жучков, а также ловят в траве зелёных кузнечиков и летят к гнёздам под крышей. В гнёздах второй выводок птенцов. В саду слышно шуршание их крыльев.

И Человек вышел в Сад расправить грудь, вздохнуть бодрящего Воздуха, пройтись по желтеющей траве, полюбоваться краснобокими яблоками! Они становятся крупными, наливаются мёдом, клонят ветви к самой Земле.

Внимание Человека привлекла стайка ласточек. Они вьются с Южной стороны старого Абрикоса, возвышающего свои красивые ветви, покрытые уже краснеющими листьями, над яблонями и вишняком! Полёт ласточек хаотичен, они выписывают зигзаги, делают резкие развороты! Странное поведение их заставило подойти к Абрикосу-гиганту. Казалось, что при приближении Человека птицы должны были раствориться в Пространстве, как это обычно бывает. Но Ласточки, напротив, уменьшили угол разворота, увеличили скорость полёта! Тайна необычного поведения ласточек заключалась в том, что прохладный Ветер заставил мошек укрыться за громадным Абрикосом, и шаги Человека вынудили подняться в Воздух мириады насекомых!
Человек в течение остатка Дня прерывал неотложную работу и подходил к Абрикосу: пиршество ласточек продолжалось до вечерней Зорьки! Стало понятно, что благодаря крохотным, юрким и красивым птахам, с огоньком на груди, воздух не переполняется этими микроскопическими, нудными насекомыми!

Волгоград, 2012 Год.

Я люблю лето, особенно его середину.

Лес стоит зеленый, зато поля и луга сильно посветлели, точ­но выцвели, полиняли. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хороша нива, когда дальше за ней стоит стена тем­но-зеленого леса, виднеются шапки дубов и берез, острые кро­ны елей. Красив контраст темной зелени и соломенной желтиз­ны, типичный для июля.

Посветлели и некошеные луга, только они другого оттен­ка – желтовато-коричневые. Подсохли, побурели высокие стеб­ли луговых злаков, и потерял луг свой изумрудный цвет. А там, где прошла коса, сплошной зеленый фон. Трава низкая и без малейшей желтизны, словно весной. На лугу виднеются копны свежего душистого сена. Они нарушают однообразие лугового простора, вносят какое-то оживление в луговой пейзаж, прида­ют ему особую красоту. Уберут сено – луг становится пустым.

Появляется желтый цвет и в лесу, хотя кроны деревьев еще зеленые. Посмотришь на землю, нет-нет да и встретятся первые опавшие желтые листья. У березы иногда заметишь отдельные веточки с желтыми листьями, точно пряди седых волос. Боль­ше всего листьев с осенней раскраской у черемухи.

Идешь лесом – тишина, почти не слышно птиц. Вывелись птенцы, опустели гнезда. Скоро осень.

Глоссарий:

– сочинение на тему цветущий луг

– сочинение-зарисовка на тему цветущий луг

– Сочинение зарисовка на тему цветущий луг

– сочинение на тему июль

– сочинение на тему лето наилучшая пора


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Какие приметы “макушки лета” вспоминает поэт? В июле появляется ощущение, что летнее время скоро пойдет на убыль. Уже сокращается дневное время (самый длинный день -...
  2. Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной...
  3. Основное литературное творчество А. Т. Твардовского пришлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечественной войне, о...

Я люблю лето, особенно его середину.

Лес стоит зеленый, зато поля и луга сильно посветлели, точ­но выцвели, полиняли. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хороша нива, когда дальше за ней стоит стена тем­но-зеленого леса, виднеются шапки дубов и берез, острые кро­ны елей. Красив контраст темной зелени и соломенной желтиз­ны, типичный для июля.

Посветлели и некошеные луга, только они другого оттен­ка — желтовато-коричневые. Подсохли, побурели высокие стеб­ли луговых злаков, и потерял луг свой изумрудный цвет. А там, где прошла коса, сплошной зеленый фон. Трава низкая и без малейшей желтизны, словно весной. На лугу виднеются копны свежего душистого сена. Они нарушают однообразие лугового простора, вносят какое-то оживление в луговой пейзаж, прида­ют ему особую красоту. Уберут сено — луг становится пустым.

Появляется желтый цвет и в лесу, хотя кроны деревьев еще зеленые. Посмотришь на землю, нет-нет да и встретятся первые опавшие желтые листья. У березы иногда заметишь отдельные веточки с желтыми листьями, точно пряди седых волос. Боль­ше всего листьев с осенней раскраской у черемухи.

Идешь лесом — тишина, почти не слышно птиц. Вывелись птенцы, опустели гнезда. Скоро осень.

Сочинение на тему: ИЮЛЬ — СЕРЕДИНА ЛЕТА

3.6 (72.5%) 24 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему цветущий луг
  • сочинение-зарисовка на тему цветущий луг
  • Сочинение зарисовка на тему цветущий луг
  • сочинение на тему июль
  • сочинение на тему лето наилучшая пора

Лара была самым чистым существом на свете, пишет автор.

Дамы эпохи 90 - в России номер выходит 27.08.2014. Кукла ВЫШЛА .

Лара, Доктор Живаго, Борис Пастернак.

Лара (Антипова Лариса Фёдоровна).

Одна из основных характеристик Лары: сразу было видно, что она не как все . Девочка из другого круга (название второй части). Ее непохожесть на других подчеркивается и происхождением: отец - бельгиец, мать - обрусевшая француженка. Лара имела ясный ум , легкий характер и была очень хороша собой .

Фото куклы. Дамы эпохи №90. Лара, Доктор Живаго.


Вид сбоку. Прообразом наряда, надетого на нашей кукле, послужило платье, в котором актриса Кира Найтли в роли Лары ужинает в ресторане с адвокатом Комаровским.


Кукла со спинки. Дамы эпохи №90. Лара, Доктор Живаго, Борис Пастернак.


Лара (в чёрном, Дамы Эпохи №90) и Дамы эпохи №91 . Люси Грэм Тайна Леди Одли - Мэри Элизабет Браддон.


Дамы эпохи №90. Лара, Доктор Живаго, Борис Пастернак.

Длинные волосы нашей куклы уложены в простую прическу - низкий пучок на затылке, хотя в начале XX века в Европе все еще были популярны сложные прически с завитыми локонами. Их формировали при помощи горячих щипцов, изобретенных в 1872 году французским парикмахером Марселем Грато.

Созданием костюмов к фильму 2002 года Доктор Живаго режиссера Джакомо Кампиотти занималась шотландская художница Энни Саймоне. Прообразом наряда, надетого на нашей кукле, послужило платье, в котором актриса Кира Найтли в роли Лары ужинает в ресторане с адвокатом Комаровским. Это элегантное длинное черное вечернее платье из тонкой, легкой ткани. В фасоне сделан акцент на легких волнистых линиях. Талия немного завышена, а форма декольте соответствует стилю Прекрасной эпохи. Плечи закрыты болеро с гипюровой отделкой. Лиф расшит камнями по моде, введенной в начале XX века французским кутюрье Полем Пуаре. Он прославился в мире моды тем, что предложил платья свободного кроя и полностью отказался от корсета. В Российской империи большинство дам знакомились с французской модой по журналам и заказывали портным сшить для них точно такие же модели, а некоторые имели возможность хотя бы раз в сезон ездить для обновления гардероба в Париж.

До́ктор Жива́го - роман Бориса Пастернака. Доктор Живаго создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год, и является вершиной его творчества как прозаика. Рисуя жизнь российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта, книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства.

Главный герой романа, Юрий Живаго, предстаёт перед читателем маленьким мальчиком на первых страницах произведения, описывающих похороны его матери. Юра - потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым.

Первой любовью и женой Юрия Живаго становится дочка его благодетелей, приютивших его - Тоня Громеко. У Юрия и Тони было двое детей, но судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.

В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Лариса - невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его покровительства. У Лары есть друг детства - Павел Антипов, он далее станет её мужем. Поженившись, они с Антиповым не могут найти своего счастья, Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой войны, станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.

Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сводит в период Первой мировой войны и далее. Юрий и Лариса полюбят друг друга. Но нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью. Полтора года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал, где снова встретится с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу. В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость - Комаровский. Он уговаривает Юрия отпустить Лару и её дочь с ним - на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.

Постепенно он начинает сходить с ума от одиночества. Вскоре в Варыкино приходит супруг Лары - Павел Антипов (Стрельников). Разжалованный и скитающийся по просторам Сибири, он рассказывает Юрию Андреевичу о своём участии в революции, о Ленине, об идеалах советской власти, но, узнав от Юрия Андреевича, что Лара всё это время любила и любит его, понимает, как горько он заблуждался. Стрельников кончает с собой выстрелом из винтовки.

После самоубийства Стрельникова доктор возвращается в Москву в надежде бороться за свою дальнейшую жизнь. Там он встречает свою последнюю женщину - Марину, дочь бывшего ещё при царской России живаговского дворника Маркела. В гражданском браке с Мариной у них рождаются две девочки. Юрий постепенно опускается и, даже осознавая своё падение, ничего не может с этим поделать. Однажды утром ему становится плохо в трамвае, и он умирает от сердечного приступа в центре Москвы. Проститься с ним к его гробу приходят брат Евграф и Лара.

После похорон Юрия Живаго Лара несколько дней вместе с Евграфом разбирает бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Лара больше не возвращается. Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера. Исчезновение героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Лары как символа России.

Лара - живущая в жестокой и страшной российской реальности первой половины XX века Лариса Федоровна Антипова.

Впереди будут и Вторая мировая, и Курская дуга, и прачка Таня, которая поведает седым друзьям детства Юрия Андреевича - Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30-х, историю своей жизни; окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под свою опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия - тетрадь, которую читают Дудоров и Гордон в последней сцене романа. Роман завершается 25-ю стихотворениями Юрия Живаго.

Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки. Работает бельевщицей и считает себя дочерью русского министра в Беломонголии Комарова и его жены Раисы Комаровой; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

Образ Лары литературоведы ассоциируют с Россией, вечно мятущейся роковой страной, сочетающей в себе неприспособленность к жизни с удивительной ловкостью в быту.

Нобелевская премия

Травля Пастернака из-за романа Доктор Живаго стала одной из причин его тяжёлой болезни и преждевременной смерти в 1960 году.

23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа. Власти СССР во главе с Н. С. Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

Фильмы по мотивам романа

  • «Доктор Живаго» - фильм, США, 1965.
  • «Доктор Живаго» - телесериал, Великобритания, 2002.
  • «Доктор Живаго» - телесериал, Россия.

Система образов. В соответствии с идейно-тематическим со­держанием строится система образов романа, в центре которой ока­зывается главный герой — Юрий Андреевич Живаго. Часто его на­зывают alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято назы­вать «лишним человеком». Обе эти позиции имеют свои обоснова­ния. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Оль­ги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича он соединил черты личности Блока, Есенина, Маяковского и самого себя. Пока­зателен и тот факт, что он доверяет герою не только выражение своих взглядов, мыслей, раздумий по самым важным проблемам, но даже «отдает» ему подлинные шедевры своей лирики. Но все же Живаго — это романный герой, в котором автор воплотил черты определенной личности той эпохи. Это типичный интеллигент, че­ловек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творче­ским даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто «стоит над схваткой», не может полностью примкнуть ни к какому стану — ни к белым, ни к красным. Живаго хочет крик­нуть и белому, гимназисту, еще почти мальчику, и красным, боль­шевикам, «что спасение не в верности формам, а освобождении от них». Поразительна по силе сцена боя партизанского отряда, в ко­тором вопреки своей воле оказался Юрий Андреевич. Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в дру­га, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя.

Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от «стадности» становится все труднее. «Что же мешает мне служить, лечить и писать?» — думает он и приходит к порази­тельному выводу: «…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фра­зы». Порой кажется, что он действительно «лишний», безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просмат­ривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеоб­щей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестоко­сти, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать на­родным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой чело­век способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружаю­щем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени — недаром он умирает в 1929 году, который называют годом «великого перелома». Однажды А. Блок сказал, что Пушкина «убило отсутствие воздуха», и Пастернак буквально реализует эту метафору. В той ат­мосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают «счастливое умиление и спокойствие», «свободу души», ко­торая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти фи­нальные строки — утверждение незаурядности героя романа, плодо­творности его существования и неистребимости и бессмертия вели­кой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.

Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопо­жертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С

другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринима­ется им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и брат­ства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противореча­щей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жиз­ни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направлен­ным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции».

В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывает­ся от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «де­лу жизни». Он даже берет другое имя — Стрельников — и стано­вится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управ­лять ходом истории. «Переделка жизни! — восклицает Юрий Жи­ваго. — Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и пре­творяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фана­тичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни.

Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара — возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами — Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастер­нак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олице­творение жизнерадостности и самопожертвования». В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: «В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей ста­рости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой». Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две люби­мые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня — это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи. Лара — это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот об­раз продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, «тургеневские девушки» и т.д.). Но судьба ее также оказывается не­разрывно связана с судьбой России. Д.С. Лихачев утверждает, что в романе Лара — символ России и самой жизни. В то же время — это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет од­ну из основных сюжетных линий. Показательно, что она — сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны. В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяж­кие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влия­тельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, ци­низм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского. С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплоще­ние радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свобо­ды, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зре­ния общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: «Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изобража­ют. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: зем­ля под ними, небо над их головами, облака и деревья». В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражае­мого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня об­ращается к умершему как к живому («Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! … Подумай!»). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее «перестройки земного шара», которая в сравнении с «загадкой жизни, загадкой смерти», человеческим гением всего лишь «мелкие мировые дряз­ги». Так еще раз в финале подчеркивается главный идейно­образный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью.

Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. После публикации романа в 1988 г. в «Новом мире» на страницах «Лите­ратурной газеты» развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае «опреде­лить жанр — значит найти ключ к роману, его законы». Было вы­сказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждать­ся и в настоящее время: «это не роман, а род автобиографии», «роман — лирическое стихотворение» (Д.С. Лихачев); «роман-житие» (Г. Гачев); «не только поэтический и политический, но и философский роман» (А. Гулыга); «символический роман (в широ­ком, пастернаковском смысле)», «роман-миф» (С. Пискунова, В. Пискунов); «модернистское, остросубъективное произведение», лишь внешне сохраняющее «структуру традиционного реалистиче­ского романа» (Вяч. Воздвиженский); «поэтический романа», «мета­форическая автобиография» (А. Вознесенский); «роман-симфония», «роман-проповедь», «роман-притча» (Р. Гуль).

Композиционная структура произведения также служит пред­метом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком «сделанным», схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими. Другие, не отрицая этого, видят в подобном по­строении особый художественный прием, позволяющий автору до­нести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив па­мяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человече­ского мира, истории и вечности и т.д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: «Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер — его сын, подпоручик Галиуллин, сест­ра была Лара, Гордон и Живаго — свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали ни­когда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи». «Ждут обнаружения» и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбо­носными встречи главных героев в Москве. Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит

Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого дав­но уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа — по­следний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Вели­кой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельев­щицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказы­вается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно ра­зыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго.

Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, постро­енного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи же­лезной дороги завязывается первый «узел»: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персо­нажей, в большей или меньшей степени участвующие в последую­щем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революцио­нер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Ни­колай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров). В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки. Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов — на трамвайной остановке. Так через мета­образ железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого.

Подобное построение произведения производит впечатление не­которой театральности, но понятой не прямолинейно, а как вопло­щение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. «Одна из художественных сил … романа — сила деталей, — указывает Р.Б. Гуль. — На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман». Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора — «это ес­тественное следствие недолговечности человека и надолго заду­манной огромности его задач, его духа». Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.


На этой странице искали:

  • образ доктора Живаго
  • женские образы в романе доктор живаго
  • доктор живаго система образов
  • система образов в романе доктор живаго
  • образ стрельникова в романе доктор живаго


Рассказать друзьям