Пермская деревянная скульптура. Обитель богов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться - скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников - один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII - начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.

Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края - Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".

С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Забегая вперед, скажу, что только что, благодаря усилиям Пермской художественной галереи и издательства "Художник и книга", вышло из печати репринтное издание этой уникальной книги. Отлично изданный альбом-каталог с архивными фотографиями явился первым этапом издательского проекта "Новое прочтение". К сожалению, тираж этого раритета - всего тысяча экземпляров и я страшно рад, что у меня теперь есть эта книга, любезно подаренная мне директором галереи.

Книга Серебренникова могла быть никогда не напечатана, опоздай он с ней всего на полгода. В конце 1929 г. по всей стране развернулась борьба против участников краеведческих обществ и кружков, что было связано с изменением политической обстановки в стране. Был уволен директор Пермского музея А. Лебедев по обвинению в том, что он "превратил музей в приемный дом для «бывших»". Лебедев смог переехать в Свердловск, но в 1937 г. был арестован и расстрелян. Та же участь постигла профессора П.С. Богословского, который сформировал в Перми научно-краеведческую школу и был директором научного музея. Был арестован художник И. Вроченский.

Все эти люди работали вместе с Н.Н. Серебренниковым и его самого с таким "непролетарским" происхождением легко могла постичь та же участь. Тяжелым ударом для Николая Николаевича стало появившееся известие о том, что его книгу собираются издать во Франции - в те годы это могло стать приговором в деле о "политической измене". Ученый был вынужден срочно отправить письмо в газету "Уральский рабочий", сделать заявление о том, что он впервые слышит о переиздании во Франции и "в качестве самокритики" написать о том, что "в своей книге он обнаружил ошибочность в ряде основных положений". Намечавшееся было переиздание книги в московском издательстве "Academia" не состоялось.

Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.


Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Обычно такие скульптуры находились в церкви внутри специально построенных деревянных "темниц" или просто ниш в стенах. Резчики иногда не изображали багряницу, но почти всегда фигура находилась в темнице в одеждах из желто-золотистой парчи. Лица и фигуры у Спасителей - коми-пермяцкие, с характерными чертами, а зачастую и выраженными болезнями, которыми страдали местные жители - рахитом, артрозом.


Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) - одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Вот этот Никола из д. Зеленяты (XVIII в), что на снимке - самый, пожалуй, знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным (посмотрите на лицо) - когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.

Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что "краска на фигуре не принялась". Любил этот Никола и путешествовать - восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные "обутки" непременно становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие в день святого - 16 июля.

Надо отметить, что отношение к своим святым и Богу у пермяков было вполне свойским - они относились к скульптурам и иконам как к "живым" богам и общались с ними, как с живыми. Пермский крестьянин, обидившсь на Господа за какую-нибудь свою неудачу, мог, например, поставить икону, стоявшую у него в красном углу, вверх ногами - наказать, одним словом. Николу Можая из Зелят провожали в музей всем миром - как будто прощались с уезжающим в дальние края родным человеком.


Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду - синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".

Христос из деревни Пашия, XVIII в.


Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. В описи коллекции написано, что "резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития."


Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку - Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса. Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке - его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.


"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева - Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа - от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены.


Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.


Фрагменты распятия XVIII в. из г. Соликамск - Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Собор архангелов из с. Губдор (XVIII в) вырезан из целого куска дерева.

Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района.


Серебренников пишет, что, если наиболее чтимая населением скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам не менее почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу", то изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, как известно, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.


По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.


Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Кстати, идея проведения выставки "Русское бедное" пришла к С. Гордееву и М. Гельману, по их словам, именно после посещения экспозиции пермских деревянных скульптур.


Конечно, мои переживания в зале, где находится коллекция, не были бы такими полными, не будь с нами этого человека - бессменного много лет директора Пермской художественной галереи, искусствоведа, заслуженного работника культуры России Надежды Владимировны Беляевой. В её устах строгие Николы Можайские стали "николушками" - так рассказывают не об экспонатах выставки, а о детях - любимых и родных. Спасибо ей за такое проникновенное повествование и за подарок - книгу Н.Н. Серебренникова, которую я уже успел прочитать от корки до корки.

Я записал всю беседу с Н.В. Беляевой в зале экспозиции. Те, кого тронула эта тема, могут посмотреть фрагменты из рассказа директора. Там есть очень интересные детали - всячески рекомендую. История про падающее распятие и отказавшую видеокамеру - из разряда совершенно мистических.

фотографии: drugoi
архивные фотографии и информация: Н.Н. Серебренников "Пермская деревянная скульптура", Москва, 2002

Говоря про Пермь, надо рассказать и про Пермскую деревянную скульптуру. Это вообще одно из того, что мне больше всего понравилось в поездке.

Скульптурные изображения святых выполнялись из дерева в сёлах преимущественно на севере Пермского края в 17-19-х веках. Раньше они хранились в церквях и часовнях.

Скульптура интересна тем, что в христианских образах сохранила черты язычества. Дело в том, что местные народы были язычниками, и даже когда их крестили в православие, поклонение плоским иконам приживалось плохо. Поэтому фигуры Иисуса и святых вырезались из дерева. Получался некий "христианский идол" - не соответствующий канонам новой веры, но бывший при этом ближе и привычнее местным.

Сейчас скульптуры хранятся в Пермской государственной художественной галерее и являются одним из символов края. Посмотрим на них.

1. Деревянная скульптура была широко распространена в Пермском крае. Даже запреты православной Церкви на объемное изображение Божества и постановления Синода против скульптур прервать традицию делать "богов" из дерева не смогли

2. Священники тоже не очень противились скульптурам, поскольку в противном случае могли не только потерять прихожан, но и получить восстания

4. Напоминают персонажей фантастических рассказов или игр

5. Ангел из деревни Габово. 19-й век

6. Интересно ещё и то, что черты лиц скульптур многие зрители назовут странными. Лица больше соответствуют не принятым в религии канонам, а лицам местных народов - коми-пермяцкому типу

7. Христос в темнице из села Усть-Косьва. 18-й век

9. Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и сотник Лонгин из Соликамска. 18-й век

10. Богоматерь из Перми. 18-й век

11. Большой вклад в собрание и сохранение коллекции внёс пермский искусствовед Николай Николаевич Серебренников. Он в 1920-е годы организовывал экспедиции по сбору скульптуры и других памятников старины. Всего за 6 экспедиций было собрано 195 скульптур. Благодаря этому эти уникальные памятники не погибли в годы борьбы с религией

12. Собор Архангелов 18-го века из деревни Губдор

13. Поклонный крест 17-го века из села Вильгорт

14. Иисус монголоидной расы

16. Господь Саваоф 18-го века из деревни Половинка

17. А это изображение Саваофа почему-то немного пугает

18. Снятие с креста. Село Шакшер, 18-й век

19. Усекновенная глава Иоанна Предтечи из села Копылово, 19-й век

21. Царские врата из села Ния, 17-й век

22. А эти Царские врата из Перми. Изготовлены в 18-м веке

25. Среди скульптур был распространён образ святого Николая - одного из самых популярных и любимых на Руси святых.
Это Никола Можайский, держащий в одной руке меч, а в другой храм. По легенде в таком виде он явился защитникам Можайска.

Никола Можайский из деревни Зеленята. Долго скульптура датировалась 18-м веком, но позже выяснилось, что это 19-й

26. Посмотрите на Николу Можайского из села Сретенское. Правда, напоминает идола?

27. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой из села Ныроб. 17-й век

28. Никола Можайский из села Дубровское. 17-й век

29. Никола Можайский из села Покча. 18-й век

"Спас полунощный" — так называется жанр деревянной религиозной скульптуры, который пережил в России конца XVII-XVIII веков неожиданный расцвет. Скульптура изображает Христа в темнице, как правило почти в натуральный человеческий рост или немногим меньше, всегда в одной и той же позе. Христос сидит в горестном раздумии, подперев коронованную терновым венцом голову рукой.

Согласно легенде, избитый и поруганный Христос провел в темнице краткие ночные часы между вечерним судом у Каифы и утренним — у Пилата, оттого и название "полунощный". Получилась, однако, еще и аллюзия на "полунощные страны", то есть на русский Север, где деревянная скульптура была очень популярна.
Это обстоятельство на самом деле весьма странное. Скульптуры, тем более круглые (то есть полнообъемные), в православной России не очень поощрялись — ревнителям византийских устоев они виделись не то языческими идолами, не то уступками иноверным "латинским" традициям. В том, что скульптура неожиданно снискала популярность начиная с петровского времени, нельзя не увидеть влияния европейского барокко с характерным для него культом Страстей Христовых. Но почему эхо европейского барочного искусства так значительно отозвалось не в столичном регионе, а в провинции, довольно-таки далекой от прямых контактов с западной культурой? Добро бы еще речь шла о крупных, городского масштаба, культурных центрах, где еще можно было бы вообразить некую прослойку прозападно настроенных ценителей нового религиозного искусства, но среди скульптур на выставке есть и привезенные из глухих сел. И почему такое четкое пристрастие к одному-единственному моменту Страстей, доселе на Руси не использовавшемуся в качестве сюжета, такое последовательное тиражирование неизвестного образца?
Сплошные загадки, над которыми размышляет уже не одно поколение искусствоведов. Пока выставка еще не закрылась, имеет смысл воспользоваться возможностью посмотреть на эти скульптурные загадки собственными глазами, поскольку обычно в Москве "Спасов полунощных" не сыщешь днем с огнем. На выставке их много, причем в первую очередь удивляет не количество, а многообразие. При сохранении стандартной позы и традиционных особенностей (обнаженное тело с повязкой на бедрах, кровоподтеки, терновый венец), статуи очень непохожи. Где-то Христос — герой с почти античной величавостью торса. Где-то --это сломленный и униженный человек, в котором, по Библии, "нет ни вида, ни величия". В одних случаях пугает ультрареализм, а в других — наивность и примитивизм. Иные из скульптур, несмотря на датировку, кажутся настоящими порождениями европейской готики или даже романики. Все очень современно и очень гуманистично — диву даешься, откуда эта острота и этот гуманизм могли появиться.

…Одно из самых ранних впечатлений связано с этим местом.
В четыре года первый раз за руку с мамой поднималась по высокой лестнице, казавшейся бесконечной, под самый свод Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Мы шли, конечно же, не в храм, а в Пермскую художественную галерею. В годы после революции величественное, красивое строение, напоминавшее стрельчатой колокольней Петропавловский собор в Петербурге, было передано властями музейным работникам для устройства в его стенах экспозиции картин и предметов искусства. Благодаря этому собор не подвергся уничтожению, как десятки других городских церквей, и с этого времени высокий в несколько этажей старинный пыскорский иконостас служил «фоном» для размещенной на последнем этаже галереи коллекции деревянной
скульптуры.

Именно там я впервые услышала о Христе и увидела Его облик. История земной жизни Спасителя была не похожа на сказку. Даже тогда для детского сознания было ясно, что придумать «легенду» о распятии и о муках на кресте, подробности о терновом венце и о бичевании невозможно. Вопрос-утверждение: «Это правда? Это было…» не получил ответа. Мать не произнесла ничего, но по тому, как она взяла меня за руку, как подводила от одной скульптуры к другой, чуть слышно, шепотом поясняя что-то, осталось чувство того, что все точно так. И в последующие годы экспозицию мы нередко проходили быстрым шагом, зная, что впереди главное, а иногда одним кивком
договаривались: «Сразу – в “деревянную скульптуру”».

Неканоничные произведения

Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания. В других городах России – Пскове, Новгороде, Переславле Залесском, Вологде и Архангельске – удавалось найти до нескольких десятков образцов деревянной скульптуры, в Пермской губернии их оказалось более двухсот. В современную экспозицию включено далеко не все.

Разные по стилю, высокие с человеческий рост и миниатюрные объемные изображения представляют образы Христа, Богородицы, Архангелов и святых. Есть в этом собрании и традиционные храмовые распятия. Но все же большая часть произведений пермских мастеров, является неканоническими. Стоит напомнить, что в XVI веке Стоглавый собор запретил объемное изображение Христа как плотское, смутительное, а два века спустя святейший Синод (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердил это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить».

Однако в строгановских землях, особенно на севере, скульптурные изображения долго еще сохранялись. И это было связано отнюдь не с эстетическими предпочтениями приходского духовенства и не с почитанием самих изображений наравне с иконами, а с условиями, в которых велась евангельская проповедь. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Русские поселения соседствовали с татарскими, коми-пермяцкими, зырянскими, марийскими и удмуртскими. Настоящая миссионерская деятельность здесь стала возможна лишь в процессе колонизации после включения покоренных территорий в состав государства Российского. Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Вот почему объемные изображения при подавляющей неграмотности крестьян оказались понятней, доступней для восприятия новых членов Церкви, обращенных из язычников.

Со стороны священнослужителей такого рода «снисхождение» было частью битвы за души. Как было вести себя приходскому священнику, когда местный резчик, потрясенный историей Христа, вырезал из дерева не столбовое изображение языческого «божества», как прежде, а увиденный им на иконе земной облик Спасителя, стараясь передать с помощью пластики невыносимость Его страданий? Даже самый строгий зритель едва ли найдет в этих скульптурах нечто чувственное: наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?
Творчество резчиков служило выражением сопричастности, и одновременно было своеобразной проповедью. Непросвещенным, а иногда и почти не говорившим по-русски, «полунемым» односельчанам мастер мог просто показать, как это было.


XVIII в.(Из часовни в пос. Пашия Горнозаводского района)


XVIII в. (И церкви Воскресения Христова в г. Соликамске)

И традиция скульптурного украшения храмов привилась, неофициально, полулегально. Со временем в некоторых местах от объемных изображений отказались, и произведения народных мастеров (во избежание поругания) перемещались из храмов в подсобные помещения.

Деревянная скульптура представляла интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической. В ней отразилось то, как происходило «усвоение», «присвоение» Христа недавними язычниками. Самые впечатляющее в пермской коллекции – те образы, в которых прослеживаются черты местных народов. Есть среди них «Христос с лицом татарина», «Христос» в образе крестьянина коми-пермяка в синеном шабуре с опояской. Создатели скульптуры, вольно или невольно, сумели передать главное: жертва Спасителя была жертвой за мир…

Начало XIX в.

(Из церкви Преображения с.Усть-Косьва Ильинского района)

«В свете декрета»

Интересна и история формирования коллекции. Собиратель ее был человеком сугубо светским, искренне увлеченным музейным делом и историей искусства. Имя его Николай Николаевич Серебренников. Впрочем, интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Революция многое «перепутала». В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных».

В начале 20-х годов вместе с руководителем музейного дела в Прикамье А.К. Сыропятовым Н.Н. Серебренников предпринял первые шаги к осуществлению своей мечты
– создать коллекцию церковного искусства, где была бы представлена и пермская деревянная скульптура.

Возможно, никакой коллекции и не было бы, если бы не «случай». Как-то в 1922-м году, возвращаясь домой под вечер, Серебренников свернул в сторону старой кладбищенской часовни села Ильинское, двери которой оказались раскрыты нараспашку. В темном помещении его внимание привлекли пять скульптурных изображений, которые тут же с разрешения местного исполкома были перенесены в ильинский музей.

Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической
значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов.

Об обстановке, в которой происходили эти экспедиции, свидетельствуют воспоминания самих участников. Исследователей обычно «охраняли» сельские комсомольцы, представители милиции и местных органов Советской власти. Председатели сельсоветов и волостных исполкомов присутствовали и при осмотре храмов.

Дело в том, что «научный интерес» участников экспедиций не ограничивался только деревянной скульптурой. Старинные ценные иконы, кресты, фелони, покрова,
церковные сосуды… Источник лаконично констатирует: «неохотно расставались с ними церковники».


Семен Хромой. «Рождество Иоанна Предтечи» Конец XVI в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Истома Савин Конец XVI – начало XVII в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Складень трехстворчатый: Богоматерь Владимирская, с праздниками в
18-ти клеймах и 10-ю ликами святых на створках.1603 г. (Из церкви Похвалы
Пресвятой Богородицы с. Орла Усольского района)

Экспедиции эти, по сути, стали практическим воплощением декрета 1918-го года. В литературе 70-х годов упоминается о «недружелюбном приеме экспедиций местным населением», о случаях сопротивления реквизициям и о попытках «сокрытия» наиболее ценных святынь. Среди прочего, простодушно говорится и о том, что А.К. Сыропятову приходилось «усмирять» своих «темпераментных помощников», «разъясняя крестьянам и членам церковного совета суть декрета об отделении церкви от государства».

Успех экспедиций в этих случаях не определялся достижением взаимопонимания: ценности, среди которых были и имеющие богослужебное значение, изымались в
формальном порядке как «принадлежащее государству имущество». Принимавший участие в одной из экспедиций известный художник И.Э. Грабарь писал жене:
«Серебренников производит операцию “изъятия” в Пермский музей, что у него может и сорваться, несмотря на захваченные с собой наши “декреты и инструкции”
и бумаги от Верхнекамского окр. исполкома». Письмо заканчивалось уведомлением: «Кончилось благополучно; двенадцать первоклассных вещей, в том числе и икон,
вывезли».

Только из Чердыни в Пермь было доставлено 100 пудов памятников церковного искусства. Среди «трофеев» экспедиции по Соликамскому уезду оказались иконы из
Благовещенской церкви села Орел – «Богоматерь Владимирская», «Рождество Иоанна Предтечи», скульптура «Николай Можайский». Из Ныроба была привезена объемная
резная икона «Параскевы Пятницы».


«Никола Можайский» «Параскева Пятница» Cер. XVIII в. XVII в. (Из церкви Благовещения с. Покча Чердынского района) (Из церкви в Ныробе)

Для организаторов экспедиций художественное значение деревянной скульптуры и икон было бесспорно, но предстояло продумать, как представить коллекцию в рамках официальной идеологии? И выход был найден: зал, где она размещалась, стал частью экспозиции …«антирелигиозного искусства». В 20-е – 30-е годы под сводами музейного помещения пятиконечной звездой запестрели натяжные плакаты: «новый коммунистический быт – против религиозной безграмотности!»,
«борьба против религии – борьба за светлое будущее!»…

Частью работы сотрудников стали «разъяснительные беседы» с посетителями. Основной аргумент против «пережитков прошлого» несложен: каждый народ «придумывает себе бога по своему образу и подобию»: вот, как видят его коми-пермяки, а вот, как татары… Обращалось внимание и на то, что «в страданиях “вымышленного бога” легко прочитываются страдания угнетенных народных масс Прикамья». Превратная логика: как будто не один и тот же Христос привлек к Себе любовью татарских и коми-пермяцких мастеров; как будто близость Спасителя всем скорбящим и Его правду можно заменить справедливостью в духе классовой теории…

XVIII в. (Из часовни при кладбищенской церкви Св. Жен-мироносиц г. Соликамска)

«Органы» могли быть довольны. Выставка служила «идеологическим подкреплением» яростной политики в отношении Православной Церкви. В 20-е – 30-е годы Пермская епархия понесла внушительные потери, равных которым в России почти не было. Мученическую кончину приняли архиепископ Андроник (Никольский) и викарный епископ Соликамский Феофан (Ильменский)*. Открытая евангельская проповедь была в те годы практически невозможна.

Однако «средства человеческие» не всесильны: работа экспозиции имела и результаты, противоположные цели организаторов: раздел церковного искусства
годами привлекал людей, для которых посещение «галереи» было единственной возможностью без опасения последствий для себя и своих близких помолиться возле
благодатных икон, принести к подножию Креста Господня свои переживания и скорби.

…И однажды для всей России наступило время перемен. Однако парадигма «завоеваний революции» оказалась удивительно стойкой. Вот уже несколько лет
Пермская епархия пытается вернуть Спасо-Преображенский кафедральный собор. Аргументы светских властей неизменны: «в городе нет помещения, достойного
уникальной художественной коллекции». И действительно, часть «экспонатов» из раздела «христианское искусство» – иконы, распятия и сам иконостас – трудно представить вне этих стен. Однако и о передаче святынь Церкви речи пока не идет. «Пленником прошлого» остается и старинное городское кладбище,
прилегающее к архиерейскому дому – место упокоения священников, почетных граждан**. Для того, чтобы искоренить саму память о людях уважаемых, внушающих чувство благодарности, после революции на этом месте был построен… зоопарк, действующий и поныне.

Но что бы ни происходило за эти десятилетия, до какого безумия не доходил бы мир, на самой высокой точке Комсомольского проспекта, под сводами Преображенского кафедрального собора, «Христос в терновом венце» сидел на темничном камне, как на Престоле Славы. Даже среди молчания Истина напоминала о Себе средствами неканонического искусства.

Двадцатидвухметровый позолоченный иконостас
из кедра Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, был привезен из Пыскорского монастыря, а выполнен в XVII веке в Москве.

* Архиепископ Андроник (Никольский) в июне 1918 г. был заживо погребен чекистами неподалеку от Перми. А викарный епископ Феофана в декабре того же года, за несколько дней до занятия города войсками адмирала А.В. Колчака, был подвергнут изощренным мучениям: в тридцатиградусный мороз чекисты многократно погружали его в ледяную прорубь, пока тело Владыки не покрылось двухсантиметровым слоем льда, и затем утопили. Вместе с епископом Феофаном мученическую смерть приняли два священника и пять мирян.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняков.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняко

Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи - в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура - отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одеж­де, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульп­туры - так не думается. Перед тобой - стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть - как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко - посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.

Собор Архангелов. Из села Губдор.

Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.

Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».

Богоматерь г. Пермь. XVIII в.

Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) - все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции - Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.

Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта

Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее.

Положение во гроб. Из села Нижний Шакшер.

Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы.

Христос в темнице. Из поселка Пашия.

Фото Валерия Заровняных.

Фото на заставке – ангел летящий из села Сиринское



Рассказать друзьям