Политехнический музей история создания. Политехнический музей: билеты и время работы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1871 по 1903 год. Разные части музея строились по проектам архитекторов Ипполита Монигетти, Николая Шохина, Георгия Макаева и других архитекторов. Большая аудитория Политехнического музея открылась в 1907 году и сразу стала важным центром культурной жизни. В 1913-1916 годах с трибуны Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры.

В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали , Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов. С этой же трибуны в 1910-1920-х годах читали стихи , Блок, Чуковский. Бурные литературные баталии и многолюдные поэтические вечера прекратились в середине 1920-х – когда репертуар Большой аудитории Политехнического полностью стал диктоваться требованиями официальной пропаганды и идеологической цензуры.После установления советской власти Большая аудитория Политеха не раз становилась местом проведения показательных политических процессов.

В августе 1920 года здесь проходил процесс по делу антибольшевицкого «Тактического центра». По воспоминаниям Мельгуновой: «…публику пускали по билетам, каждой из нас дали на руки по 6-12 билетов, причем мы должны были предварительно записать всех, кому их раздадим с адресами, степенью родства и т. д.». Некоторые из обвиняемых до процесса не дожили, перед судом предстали 28 участников коалиции (в т.ч. С.Мельгунов, Н.Щепкин, С.Трубецкой), из них 19 были приговорены Революционным Трибуналом ВЦИК к расстрелу - с заменой на тюремные сроки.

26 апреля – 8 мая 1922 здесь проходили заседания Революционного Трибунала по Московскому церковному процессу. Сопротивление изъятию церковных ценностей, спровоцированное советской властью, стало поводом для начала серии процессов над священнослужителями и мирянами. 4 мая заседание Политбюро, заслушав вопрос «О московском процессе в связи с изъятием ценностей» постановило «дать директиву Московскому трибуналу немедленно привлечь [патриарха] Тихона к суду», а также поручило «т. Троцкому от имени Политбюро сегодня же инструктировать редакторов всех московских газет о необходимости уделять несравненно большее внимание этому процессу и, в особенности, выяснить роль верхов церковной иерархии».

5 мая патриарх Тихон был вызван в трибунал свидетелем. При появлении патриарха в Большой аудитории, по воспоминаниям очевидцев, три четверти публики безмолвно поднялось с мест. Патриарх держал себя с достоинством, говорил спокойно и ясно, взял на себя всю ответственность за написание и распространение воззвания от 28 февраля 1922 года, опротестовывавшем насильственное изъятие церковных ценностей. Трибунал, под председательством М. Бека, настойчиво добивался от патриарха признать воззвание незаконным. Патриарх возражал: «С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно».

Трибунал, в соответствии с директивой Политбюро, вынес частное определение о привлечении патриарха к уголовной ответственности и аресте. 11 человек были приговорены к расстрелу; из них 5 расстреляны, остальным расстрел заменен 5 годами заключения. Еще 23 человека приговорены к различным срокам заключения.

В 1960-е годы Большая аудитория Политехнического музея снова стала центром культуры, став одним из символов «хрущевской оттепели».Здесь выступали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Именно Большой аудитории Вознесенский посвятил стихотворение «Прощание с Политехническим».

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Политехнический музей

Политехнический музей

Всё-таки это более чем примечательный факт, что старейший в мире научно-технический музей находится в самом центре Москвы.

Кроме того, Политехнический музей, национальный музей истории науки и техники, является одним из крупнейших научно-технических музеев мира.

Всё началось с создания Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Это объединение учёных при императорском Московском университете возникло в 1864 году. Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Политехнический музей, один из старейших научно-технических музеев мира

С самого начала учёные говорили о необходимости создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний. Именно музей, по их мнению, должен был стать постоянной базой, где можно было бы развернуть просветительскую работу. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны были представлять мир науки и техники во всём многообразии и тем самым стимулировать развитие профессионального образования и в конечном счёте производства.

В мае 1872 года в Москве открылась Всероссийская промышленная выставка. Это была крупнейшая демонстрация промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений Российской империи. Её приурочили к 200–летию со дня рождения Петра I. Успех выставки был огромный, за три месяца её посетили 750 тысяч человек. Во многом уникальные экспонаты выставки и легли в основу музея.

12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении на Пречистенке, 7. С этого дня началось служение национального музея истории науки и техники делу просвещения и прогресса.

В 1874 году на территории, выделенной Московской городской думой на Лубянке, состоялась торжественная закладка специального здания для музея. Финансировала проект также дума. Проект музея разработал академик архитектуры Ипполит Антонович Монигетти. Ипполит Антонович, выпускник Императорской академии художеств, был главным архитектором императорских Царскосельских дворцов, строил различные здания на императорской даче в Ливадии, в Крыму. Монигетти был отличным архитектором-практиком, но он оставил о себе память в истории русского искусства и как орнаментист и автор рисунков для художественно-промышленных производств. Окончить последний из своих трудов – здание Политехнического музея – художнику не позволила тяжёлая болезнь. По проекту Ипполита Антоновича Монигетти в 1877 году была закончена центральная часть здания музея.

Южное крыло Политехнического музея было возведено в 1883 году по проекту архитектора Николая Александровича Шохина. Строительством руководил архитектор Август Егорович Вебер при участии архитектора и реставратора Ивана Павловича Машкова.

Северный корпус строился с 1903 по 1907 год по проекту Василия Ивановича Ерамишанцева совместно с Владимиром Васильевичем Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось тридцать лет.

Политехнический музей с первых дней работы стал лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества.

Активная деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу. Сюда приходили такие замечательные учёные, как физик-электротехник Александр Григорьевич Столетов, основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский, основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев, Николай Алексеевич Умов, посвятивший свою жизнь теоретической и экспериментальной физике, Сергей Алексеевич Чаплыгин, работавший в области теоретической механики и гидроаэродинамики, и многие другие.

Особое место в истории музея сыграла Большая аудитория. В ней стали возможными широкая демонстрация научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Неудивительно, что она очень скоро превратилась в главную публичную аудиторию Москвы.

В конце XIX – начале XX века музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.

В послереволюционные годы на смену сложившимся традициям Политехнического музея приходят новые. Официальная установка партии – пропаганда идей социалистической индустриализации.

1934 год стал переломным в судьбе музея – он превратился в выставку «Наши достижения». Выставка была, по сути, «витриной» индустриализации. Главная задача выставки – рассказ об успехах технического творчества в Стране Советов.

Музей уже не столько просвещает, сколько пропагандирует. Причём с классовых позиций.

Только в начале 70–х годов ХХ века в деятельность Политехнического музея стали возвращаться и укрепляться подлинные музейные традиции. В том числе и формирование музейного собрания с позиции документирования исторического процесса развития техники. И сам Политехнический, и посетители всё в большей степени осознают его музеем в классическом смысле этого слова.

Наконец, в декабре 1991 года музей был объявлен федеральной собственностью и определён как особо ценный объект национального достояния России, включающий собственно музей и Центральную Политехническую библиотеку.

Сегодня в музейном собрании свыше 90 коллекций и более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники.

Экспозиция музея занимает около 10,5 тысячи квадратных метров. Она построена по хронологическому принципу. В ней представлены подлинные исторические материалы, памятники науки и техники. Здесь широко использованы действующие макеты и модели, демонстрационные установки, художественные диорамы.

Каждый раздел музея по-своему уникален и неповторим.

Одна из интереснейших коллекций в разделе «Автоматы». Экспозиция «Часы и часовые механизмы» вместила в себя несколько эпох развития часов.

В разделе «Радиоэлектроника и электросвязь» можно увидеть первый в мире радиоприемник Александра Степановича Попова и коллекцию телеграфных аппаратов, начиная от первого электромагнитного телеграфа российского электротехника Павла Львовича Шиллинга. Одна из старейших коллекций музея, «Минералы, горные породы, полезные ископаемые», представлена в разделе «Горное дело».

Девять антикварных автомобилей, среди которых легковой автомобиль «Руссо-Балт» 1911 года, единственный сохранившийся в мире российский автомобиль того времени, демонстрируются в разделе «Транспорт».

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира, успешно осуществляет некогда поставленную задачу содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Коптский музей И вот мы в музее, проходим в зал, где выставлен скандальный манускрипт. Желтенькие папирусные листочки неприкаянно распластаны под стеклом. Ларионов внимательно разглядывает их и говорит:- Генка, это муляж…- Ты уверен?- Конечно, уверен, текст ничего

Из книги Воображаемые сообщества автора Андерсон Бенедикт

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Археологический музей В 1887 г. крестьянин из деревни Айя на одном из северных участков около Сайды (древний Сидон) случайно обнаружил старинные захоронения. Так была найдена королевская гробница, в которой сразу же начались археологические раскопки, проводившиеся под

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Красная книга вещей автора Буровик Ким Александрович

автора

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Лубянская площадь. Лубянский проезд. Политехнический музей Отделенный от Старой и Новой площадей соответственно сквером и огромным зданием Политехнического музея, протянулся Лубянский проезд. Это по нему шли к скамейке в сквере Фандорин, Маса и Сенька Скориков,

Из книги Город на Ишиме автора Дубицкий Андрей Федорович

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Хранителем истории города стал краеведческий музей, открытый 1 мая 1923 года при Народном доме старожилом Акмолинска Леонидом Федоровичем Семеновым.В год открытия музей занимал комнату на втором этаже красного кирпичного здания Народного дома на

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Политехнический институт (1946–1951 гг.) Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) – целая эпоха в моей жизни. Он дал мне специальность, определил друзей. Оглядываясь назад, вижу, что вся дальнейшая жизнь прошла у меня под знаком ЛПИ. Только сейчас я в полной мере оценил

Из книги Москвичи и москвички. Истории старого города автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Несостоявшийся музей Крест Георгиевского кавалераВ журнале Московской городской думы 21 апреля 1917 года была помещена любопытная запись. В ней речь шла о том, что особоуполномоченный Всероссийского союза городов по Западному фронту Н. Н. Щепкин послал в Московскую думу

Раскопан подвал/первый или нулевой этаж Политехнического музея.

Оригинал взят у gmichailov в Секретный объект на Лубянке

В далеком 1871 году император Александр II выделил 500 тысяч золотых рублей для организации Политехнического музея. А в 1875 году начали возводить здание, которое мы видим каждый день. Но сегодня оно затянуто строительными лесами, я приоткрою для вас завесу тайны, что это будет. Сразу успокою, не филиал лубянского ФСБ.


В 2010 году на базе легендарного Политеха решили создать Музей науки – музей нового формата. Для этого потребовалось реконструировать старое здание. Кстати, автор проекта реконструкции – японский архитектор Джунья Исигами. Он предложил концепцию "музея-парка".
Перед парадным входом построят зеленый амфитеатр, где будут проводить лекции и фестивали на открытом воздухе. Внутренние дворы «укроют» от дождя и снега прозрачной крышей. Разные выставки и прочие масштабные мероприятия будут проходить на цокольном этаже музея.
Политех хотят вывести на новый уровень – и сделать одним из лучших на мировой площадке.

В хранилище Политехнического музея - лучшие изобретения со всего мира. Да и само здание стало достопримечательностью Москвы. Оно строилось в течение 30 лет с 1872 года по проекту лучших русских архитекторов, и давно вошло в число общепризнанных мировых шедевров зодчества.

Одновременно со строительными работами идут и реставрационные. Любопытно было понаблюдать, как мастера, хранители старины восстанавливают былую роскошь

Вот уже и первоначальный результат

Это очень кропотливая работа


Здание полностью укрепляется

Видно, что потолочные перекрытия были деревянные

Очень интересная конструкция свода первого этажа

Центральный вход и парадная лестница

Но самое интересное нас ждало в подвале. Сейчас ведутся работы по пересадке здания на новые фундаменты, устройству подземного технического уровня и реставрации фасадов.

По сути делается новый фундамент на старом здании


Политехнический музей умудрился не только начать собственное внутреннее обновление, но и потянул за собой городскую среду. Он как бы "выплёскивается" за стены, делая улицу продолжением выставки. Около Политехнического музея будет много зелени. Территорию сквера у Соловецкого камня сделают еще более зеленой и уютной, чтобы мы могли сидеть в тени деревьев в жаркий летний день. Зеленая многоярусная стена отделит пешеходную зону около музея от проезжей части

По-моему будет очень круто

Площадь выставочных помещений увеличится на треть. В залах уберут неисторические перегородки, откроют анфилады. Мы сможем побывать в тех частях музея, куда раньше посетителей не пускали. Например, чердак ранее вообще не использовали для выставочных нужд. После реконструкции там разместят крупные экспонаты – потому что там они будут смотреться наиболее выгодно.

А это подвал, который раньше не использовался


Для тех, кто не хочет ждать, чтобы посмотреть богатую коллекцию Политеха, сообщаю адреса площадок, куда перекочевали выставки.
На ВДНХ, в павильоне № 26, разместили экспозицию «Россия делает сама». Она про легендарных российских ученых прошлого и настоящего. Здесь же можно поучаствовать в экспериментах.
В Технополисе «Москва» работают «Открытые фонды» – это гигантская коллекция экспонатов, которая переехала из исторического здания. Многие из них раньше хранились в запасниках и их никто не видел.
И, наконец, третья база Политеха – культурный центр «ЗИЛ». Здесь открыты научные лаборатории и Детский лекторий. Занятия ведут молодые практикующие ученые: учат ребят в игровой форме физике, химии, биологии и математике.

Политехнический Музей

Московский Политехнический музей по праву считается главным музеем России, представляющим историю отечественной науки и техники. Богатая музейная коллекция, насчитывающая более 100 тыс. экспонатов, охватывает все области знания: физику, химию, биологию, автоматику, метрологию, вычислительную технику, металлургию, энергетику, транспорт, космонавтику, минерально-сырьевые ресурсы Земли и пр. Многие собрания уникальны. Например, коллекция микроскопов одна из крупнейших в мире, в ней насчитывается около 1000 образцов, от первых однолинзовых «мушиных» до электронных микроскопов XX в. Кроме того, в Политехническом собрана обширная научно-техническая библиотека, включающая фонд редких изданий, работает Центральный лекторий знаменитая Большая аудитория, не раз становившаяся трибуной для главных действующих лиц российской истории и культуры

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из старейших научно-технических музеев мира. На протяжении своего более чем 137-летнего существования он не раз становился свидетелем важнейших исторических и политических событий российской жизни, фундаментальных научных открытий, встреч с замечательными людьми. Политехнический сегодня – это большой научный комплекс, в который наряду с богатой музейной коллекцией, насчитывающей более 100 тыс. единиц, входит обширная научно-техническая библиотека и Центральный лекторий. В многочисленных залах музея развернуты экспозиции по автоматике, метрологии, вычислительной технике, физике, химии, минерально-сырьевым ресурсам Земли, металлургии, энергетике, транспорту, космонавтике и другим отраслям знания.

Политехнический музей – первое публичное учреждение в России, которое изначально создавалось для популяризации научно-технических знаний среди широких слоев населения. Идея его возникновения родилась в 60-е гг. XIX века, в эпоху реформ Александра II, когда в результате проводившихся в стране преобразований наступила некоторая либерализация общественной жизни, позволившая развернуть свою деятельность многим научным сообществам.

В 1863 г. при Московском университете было учреждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Главной задачей его основатели ставили не только содействие науке, но и распространение среди населения естественно-научных знаний. Они выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея, призванного «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки», «содействовать распространению сведений между недостаточно образованными классами» (Соловьев, 1872, с. 134).

Для начала было решено провести в Москве Политехническую выставку, которая бы ознакомила российскую общественность с наиболее передовыми научными и техническими идеями, самые же интересные экспонаты составили основу будущих музейных коллекций. Эта идея встретила горячую поддержку со стороны властей и предпринимательских кругов Москвы. Проведение выставки приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого, чтобы обеспечить ей покровительство со стороны царствующего дома.

Летом 1872 г. в самом центре Москвы, как было записано в программе, «в Кремле и около него, под умолкнувшими бойницами древней защиты выставились произведения труда». Общая площадь павильонов, занявших территорию Манежа, Александровского сада и набережной Москвы (вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста), составила 20 га. В них разместили свою продукцию около 10 тыс. отечественных и 2 тыс. зарубежных экспонентов. Посетителями выставки стали 750 тыс. человек, что превысило все тогдашнее население Москвы.

Выставка имела грандиозный успех. Она стала ярким событием не только российской, но и международной жизни. После ее закрытия Комитет отобрал наиболее интересные экспонаты для открывающегося Музея прикладных знаний – будущего Политехнического музея.

«…дворцом смотрит и не лишено оригинальности»

Землю под строительство музея в самом центре Москвы, на Лубянской площади, пожертвовала Московская городская Дума. Здание, проект которого составил известный архитектор И. А. Монигетти, стало одним из первых в России зданий общественного назначения, отделка которого выполнена в «русском стиле». «Пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности…», – так восторженно отозвался о его фасаде искусствовед В. В. Стасов.

Строительство музейного здания в общей сложности продолжалось 32 года, вплоть до 1907 г., когда был закончен последний корпус с Большой аудиторией. Однако двери для посетителей Политехнический открыл уже 12 декабря 1872 г. (во временном помещении на Пречистенке). Этот день и считается официальной датой открытия музея.

Первая экспозиция состояла из девяти отделов: технического, прикладной физики, прикладной зоологии, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, торгового мореходства, турке-станского, почтовой техники. С самого начала руководство музея придавало большое значение разъяснению коллекций, проведению разного рода курсов и лекций, на которые могли прийти все желающие. Очень быстро Политехнический обрел популярность.

Руководителями отделов и научных лабораторий музея были многие замечательные ученые: А. С. Владимирский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский и др. Именно здесь, в Политехническом, впервые загорелась «электрическая свеча» Яблочкова и лампа накаливания Лодыгина, здесь проводились эксперименты по передаче звука на расстоянии под руководством П. М. Голубицкого, Жуковский докладывал о «новых исследованиях о летании», здесь обсуждался вопрос об освоении Северного Морского пути.

После «разгрома» в 1911 г. Московского университета многие ученые, вынужденные его покинуть, смогли продолжить свою научную и лекционную работу в Политехническом музее. Среди них К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин.

Большая аудитория

Новый размах просветительская деятельность музея обрела с открытием в 1906 г. Большой аудитории. Рассчитанная на 900 мест, она была снабжена всем необходимым для проведения публичных лекций и демонстрации опытов. Очень удачной аудитория оказалась и в акустическом плане, так что вскоре она стала главным лекционным залом Москвы.

В ней проводились известные на всю Москву воскресные «объяснения коллекций» музея. Так, в 1907 г. с интересной лекцией здесь выступил молодой физик, создатель электронно-лучевой трубки Б. Л. Розинг, а в 1909 г. Большая аудитория принимала крупнейшего ученого-биолога И. И. Мечникова, вернувшегося из-за границы после присуждения ему Нобелевской премии.

Начало XX в. ознаменовалось расцветом художественных и литературных течений в русском искусстве. Символисты, футуристы, акмеисты, имажинисты, кубисты отстаивали свои убеждения в Политехническом. С трибуны Большой аудитории звучали голоса С. Есенина, В. Хлебникова, И. Северянина, К. Бальмонта, им вторили их оппоненты: И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, К. Чуковский. В 1920-е гг. в Политехническом выступали А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский.

Неизменный интерес вызывали словесные баталии на тему «религия и социализм» наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита А. А. Введенского.

Пройдут годы, а Большая аудитория Политехнического, переименованная в середине XX в. в Центральный лекторий, по-прежнему будет собирать полные залы на лекции общества «Знание» и поэтические вечера, став самым узнаваемым символом «хрущевской оттепели». Зачастую она не могла вместить всех желающих послушать стихи молодых поэтов – Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Испытания XX века

Политехнический музей стал и свидетелем, и непосредственным уча­стником многих трагических событий XX в. С началом Первой мировой войны в его аудиториях разместился лазарет, силами сотрудников отдела физики заработал рентгенологический кабинет (его услугами пользовались все московские госпитали и больницы), постоянно проводились благотворительные вечера в помощь жертвам войны.

В годы революции музей оказался ареной бурных политических дебатов: в Большой аудитории проходили митинги и собрания, выступали В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Несмотря на смену политического режима, сотрудникам музея до конца 1920-х гг. удавалось сохранять ту идейную основу, что была заложена еще членами ИОЛЕАиЭ: содействовать науке, просвещать и образовывать. По инициативе работников отдела прикладной физики были проведены две большие выставки: свето- и радиотехническая. В 1921 г. в Политехническом музее обсуждался план ГОЭЛРО в рамках проходящего VIII Всероссийского электротехнического съезда.

Предвестники ЭВМ

Одним из величайших достижений XIX в. в области вычислительной техники стало изобретение арифмометров (от греч. arithmos – «число» и metreo – «измеряю»). Они широко применялись в различных сферах деятельности, оставаясь самыми популярными счетными машинами вплоть до середины следующего столетия.
Политехнический музей располагает внушительной коллекцией механических арифмометров – более 80 образцов. Большая их часть – редкие экземпляры середины XIX – начала XX вв.
Начало коллекции положил арифмометр англичанина Дж. Эдмондзона необычной цилиндрической формы – усовершенствованная версия первого промышленного арифмометра, созданного французским инженером К. Томасом. Одним из наиболее ценных приобретений музея стал арифмометр петербургского инженера В. Т. Однера. Разработанная им модель сыграла ведущую роль в становлении российского счетного машиностроения. Представленный в собрании образец относится к небольшой партии первых промышленных машин, изготовленных на чугуно-меднолитейном заводе «Людвиг Нобель». К настоящему времени сохранилось всего три экземпляра: два находятся в Смитсоновском институте (США), один – в собрании Политехнического музея.


Благодаря многолетней деятельности сотрудников музея удалось достаточно полно представить историю развития механических арифмометров, от первого в мире промышленного арифмометра Томаса до модели «Феликс», завершившей собой эволюцию счетных машин.
В «биографии» многих машин есть интересная «музейная легенда» или мемориальная значимость, повышающие историческую ценность экспоната. Например, арифмометр «Тринкс-Брунсвига», известный своей высокой разрядностью, был приобретен в 1915 г. счетоводными курсами Общества распространения коммерческого образования. Наглядная иллюстрация потребностей дореволюционной России в импортной вычислительной технике! А машина «Оригинал-Однер», принадлежавшая известному мостостроителю Г. К. Евграфову, использовалась для расчета конструкций мостов через р. Москва, в частности метромоста на Воробьевых горах.

Старший научный сотрудник О. А. Ананьева

Радикальные изменения в деятельности музея произошли в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. К началу XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. все экспозиции музея были в спешном порядке свернуты и на их месте открылась выставка «Наши достижения».

С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. музей был закрыт для посещения. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию.

«Критические точки» русского металлурга

С древнейших времен человек стремился улучшить свойства металла то нагревая, то охлаждая его, но полностью управлять этими процессами он не мог. Только в 60-е гг. XIX в. была установлена взаимосвязь между температурой нагрева, структурой железа и его свойствами. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. К. Чернову.


В 1866 г. молодой инженер, окончивший Петербургский технологический институт, поступил на Обуховский завод – крупнейший в России центр сталепушечного производства. Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств.
Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. известный французский исследователь Ф. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье.


Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России!»*
Дмитрий Константинович прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий. Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья.
В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г., в экспозиции музея был открыт раздел, посвященный творчеству этого выдающегося ученого-металлурга.

Старший научный сотрудник С. Г. Морозова
(Политехнический музей, Москва)

После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Группа ученых и общественных деятелей под руководством Президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. в Политехническом выступали такие видные популяризаторы науки, как физик А. Ф. Иоффе, геолог Д. И. Щербаков, физиолог Л. А. Орбели, механик И. И. Артоболевский, полярный исследователь О. Ю. Шмидт.

На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950-1960-е гг. в музее открылись экспозиции радиоэлектроники и электросвязи, ядерной энергетики, химии полимеров, автоматики, вычислительной техники, космонавтики.

Политические события, произошедшие в конце XX в., заставили по-новому взглянуть на роль музея в жизни российского общества. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях.

Политехнический сегодня – это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.

Литература

Анисимов А. И. Наш Политехнический: Страницы истории. М.: Знание, 1983. 192 с.

Двадцатипятилетие Музея прикладных знаний в Москве. 30-е нояб. 1872 г. – 30-е нояб. 1897 г. // Высочайше утвержд. Комитет по устройству Музея прикл. знаний в Москве. М., 1898. 81 с.

Поздняков Н. Н. Политехнический музей и его научно-просветительская деятельность (1872-1917) // Ист. муз. дела: Сб. ст. Вып. 1. 1957. С. 129-160.

Программа Морского отдела Московской Политехнической выставки. СПб., 1872. 14 с.

Пятидесятилетие Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1863-1913 / Сост. В. В. Богданов. М.: Тип. Тов-ва Рябушинских, 1914. 252 с.

Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра / Сост. Я. Д. Барский. М.: Знание, 1987. 176 с.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1872. 135 с.

* Albert Portevin. Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. Пг. 1923. С. 25



Рассказать друзьям