Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы!»
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.
Задачи:
Знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Музыкальный материал: Ф. Шопен Полонез №3 (ля мажор), мазурка №47 (ля минор), мазурка №48 (си-бемоль мажор), вальс (до-диез минор), «Желание» на сл. В. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Оборудование: мультимедийное оборудование, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас в нашем концертном зале, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.
Слайды №1,2.
В ы услышите замечательные произведения польского композитора Фридерика Шопена, познакомитесь с его биографией.
Слайды №3,4.
1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его отец, Николя Шопен, француз, переселился в Польшу ещё в конце 18 века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью композитора была обедневшая польская аристократка – Юстина Кжижановская. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.
Слайд №5.
Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы . Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил.
Слайд №6.
С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется. Не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» с самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.
Слайды №7,8.
В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез. Полонез это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен .
Слайд №9. Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.
? Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)
? Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)
(Ребята записывают в тетради определение. Полонез – торжественный танец-шествие.)
С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.
Слайд №10.
С 1826 по 1829 года Фридерик учится в Главной школе музыки в Варшаве у Ю.Эльснера, где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции. В отчетах Главной школы музыки Эльснер писал: "Ученик первого года Ф.Шопен - особое дарование", "Ученик третьего года Ф. Шопен. Исключительная одаренность, музыкальный гений». Директор Варшавской консерватории Эльснер – широко образованный музыкант, хороший композитор. За свою долгую жизнь он воспитал не одно поколение польских музыкантов. Чуткий педагог, он умел находить дорогу к сердцам молодых музыкантов. Призывал их ценить родную народную песню, живой источник вдохновения польских композиторов.
Слайд №11.
В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.
Слайды №12,13.
Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.
? Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?
(Ребята записывают в тетради. Мазур – старинный польский танец.)
Слайд №14.
После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену – крупный музыкальный центр того времени.
Слайд №15.
В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. В отличие от большинства композиторов своей эпохи, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка – удивительно весенняя!» - восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!»
Слайд №16. Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена - вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)
Слайд №17.
В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковской, которая становится его музой. Именно для Констанции Шопен сочинил песню Желание. Эта нежная лирическая музыка возникла под непосредственным воздействием глубокого сердечного чувства к красивой и талантливой девушке. Звучит песня «Желание».
? Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)
Слайд №18.
Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе.
Слайд №19.
В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.
Слайд №20.
Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.
Известие о разгроме восстания и падении Польши застают композитора на чужбине. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!" Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано, создаст фортепианный этюд, названный «Революционным».
Слайд №21.
По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.
Слайды №22,23.
В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.
Слайды №24,25.
Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.
Слайд №26.
Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.
А сейчас мы вернёмся к песне «Желание» и разучим её. (разучивание песни)
Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.
Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне. Многие поэты посвящали этой теме свои стихи. А сейчас послушайте Сонет Шопену, автором которого является азербайджанский поэт Мамед Фошк.
Не молкнет сердце чуткое Шопена,
Звучит громоподобно, как орган,
В «Святом кресте» вмурованное в стену,
Не для одних лишь здешних прихожан.
И нощно слышит сердце всё, и денно, -
Оно недремно, словно океан, -
Прах гения покоится над Сеной,
Но он живой для всех людей и стран!
Великий сын земли многострадальной,
Мир покорили до окраин дальних
Навеки звуки музыки твоей.
То сердце, что стучало в лад с народным
Во имя жизни светлой и свободной
И камнем взято, всех живых – живей!
(перевод с азербайджанского С. Поликарпова)
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны…
Р.Гамзатов
Фредерик Шопен
(1810-1849)
Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
Полонез ля мажор
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
- -Торжественный польский танец-шествие?
- -Подвижный прыжковый польский танец?
- С творчеством какого композитора вы познакомились?
- -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
- -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Презентация "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"
Полонез, мазурка, вальс.
Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша
Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.
Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.
Первые успехи
Портрет Шопена Э. Делакруа
Рояль композитора и одна из последних фотографий.
Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…
Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.
Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.
А теперь о танцах…
Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.
Происхождение
Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств.
Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый) , генсий (гуськом) , велький (большой, великий) , окронглый (плавный) , повольный (медленный) , ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой) .
В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века
Польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, размер ¾.
Возник на равнинах Мазовии на основе нескольких танцев: мазур, обертас и куявьяк. Эти танцы обладали общими ритмическими и хореографическими чертами.
Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке
Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.
Мазурки Шопена
Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.
Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.
Происхождение
Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.
Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.
Послесловие
«Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему?
Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?
Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор?
Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?
Благодарю всех за внимание и поддержку!
Данную презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ с УИОП № 12
Мелентьева Ирина Викторовна
Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
- Образовательные
:
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сопоставление и сравнение;
- умение образно мыслить;
- исторические данные;
- умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
- знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
- расширение речевых возможностей о содержании музыки.
- вокально-хоровая работа.
- Воспитательная
:
- эмоционально-целостное отношение к музыке.
- Развивающая
: формирование общеучебных
навыков:
- учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интеллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого
польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную
жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента
писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в
деревне Желязо
ва Воля в Польше.
3 слайд.
Отец Фредерика Николя был
французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он
переехал жить из Франции в Польшу, которая
пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал
участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно
проявлять свои музыкальные способности. Он был
одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать
запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано,
плакал, прослушивая определенные мелодии,
проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд
(прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на
уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд.
(Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать
музыку и выступать с концертами? (Моцарт,
Прокофьев)
.
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни
проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце:
Он завещал похоронить свое тело
в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою
родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы
французского художника-романтика (стиль
романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного
исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена
включены в репертуар множества пианистов. Часто
записи его произведений фигурируют в каталогах
крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года
и поныне в городе Варшава проводят Международный
конкурс пианистов им. Шопена.
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14 .
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?