Проблема соотношения разума и чувства. Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему: Разум и чувство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тематическое направление

«Разум и чувства»


Универсальное вступление

  • Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

  • Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит!
  • Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы

  • «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.

(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие.

Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.)


Аргументы

Многие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…)


Возможные тезисы

2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.

(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими)


Аргументы

Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…

Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.


Анна Владимировна Масс (1935 г.р)

Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности.


Возможные аргументы

3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

( Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…

Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия.


Аргументы

А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с

грустной историей взаимоотношений главных героев…

. Любовь не может руководствоваться никакими

правилами, однако Алёхин и Анна Луганович

поддавшись зову рассудка, отказываются от своего

счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко

несчастны

Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».

(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка)


Возможные тезисы

4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА

(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации)


Аргументы

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию (Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))
  • Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы

5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.

(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума)


Аргументы

Так, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…

Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.


Домашнее задание (ко вторнику)

Используя первый тезис, написать сочинение на тему

«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»


Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувство? Этим вопросом люди задаются на протяжении многих лет, десятилетий, веков. Эта дилемма заставляла задуматься писателей, философов, ученых. Противостояние разума и чувства всегда вызывало споры между людьми. Пушкин, Достоевский, Толстой пытались решить эту загадку в своих произведениях. Давайте на их примерах разберемся, что же сильнее: разум или чувство?

У Александра Сергеевича Пушкина, роман в стихах «Евгений Онегин» почти целиком посвящён противостоянию двух основ человеческой сущности: разума и чувства. В большей части произведения Онегин предстает перед нами как человек, руководствующийся исключительно своим интеллектом, живущий «по часам» и не испытывающий никаких «высоких» чувств. С переездом в деревню ничего не меняется, мы видим в нем ту же холодность, ту же жизнь по расписанию и ту же расчетливость,то есть жизнь разумную..Во время разговора с Татьяной он отвергает ее не из-за того, что он не испытывал к ней никаких чувств, а из-за того, что понимал:"Привыкнув,разлюблю тотчас" .

Онегин живёт по законам разума.Чувствам он не даёт воли.Этому его научила светская жизнь.
Так,в отповеди Татьяне (в саду) он рассуждает очень разумно.
Более того,он говорит Татьяне:
Учитесь властвовать собой.
Не каждый вас,как я поймёт.
К беде неопытность ведёт.
Он абсолютно прав.И окажись на его месте пустой светский щеголь-быть бы беде,потому что Татьяна в тот момент живёт чувствами.
Ещё более "разумно " ведёт себя Онегин в ссоре с Ленским.Сам затеял недостойную интрижку по пустяковому поводу и на дуэль отправился,понимая свою неправоту.Но не мог поступить иначе: разум напомнил,что в дело "вмешался старый дуэлянт (Загорецкий),а ведь "дико светская вражда боится ложного стыда.Так и погиб Ленский.
Но и Онегину довелось испытать на себе силу чувств Последние встречи Онегина и Татьяны - зеркально перевернули ситуацию.
Онегин безумствует:" Я пью волшебный яд желаний..."
А Татьяна вразумляет:"Я другому отдана и буду век ему верна".

Иную ситуацию нам показывает Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Игрок». Алексей Иванович, главный герой романа- обычный учитель, путешествующий при семье почти разорившегося генерала, пытается выиграть деньги для оплаты долгов девушки, которую он любит. Но игра у него «не идет». Он уверен, что, играя «за себя» он обязательно «сорвет банк», и, придя в казино уже без груза ответственности, он начинает выигрывать. Выиграв огромную сумму денег, он отправляется «прожигать» их в Париж, уверенный, что, когда они закончатся, он сможет выиграть еще. Через пару месяцев, без гроша в кармане, он возвращается в то же казино, но на сей раз, удача от него отвернулась. Через много месяцев, он встретит старого товарища и попросит его об услуге. Он не будет просить о билете домой или о помощи в нахождении крыши над головой, он попросит денег, чтобы отыграться. У Достоевского человек поддается чувствам вопреки разуму и теряет все, что имел: любовь, деньги, самоуважение.

Так же, о победе чувств над разумом повествует Иван Сергеевич Тургенев в повести «Отцы и дети». Евгений Базаров, один из главных героев этого произведения- нигилист, руководствующийся исключительно своим интеллектом. Устройство его мира, как и у Онегина, рушит любовь. Он испытывает чувство, которое,думал, не может испытать, что уже морально тяжело. В завершение его истории, он оказывается отвергнут, что погружает его в пучину духовного кризиса. Он становится безразличен ко всем окружающим и к себе самому. Это его и убивает. В данном произведении мы видим поражение разума человека, вызванное душевной травмой то есть воздействием чувств, приведшее его к некоему подобию суицида.

В заключение, отвечу на вопрос, поставленный в самом начале. Что же должно управлять человеком: его сердце или его ум? По-моему, ответ очевиден. Ум, интеллект, мозг, называть можно как угодно, важно лишь то, что только он должен иметь «поводья от человеческой сущности». Мы увидели это на примерах абсолютно разных умных людей, позволивших чувствам «править бал» ,что в корне изменило их жизнь и привело к трагедии..

РАЗУМ И ЧУВСТВО. АРГУМЕНТЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ (ПО ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ОЛЕСЯ»)

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Олеся - девушка разумная, рассудительная. Она обладала особыми, нетрадиционными способностями. Олеся трезво смотрела на жизнь, тем более, что предвидела свою беду, когда по просьбе любимого человека она погадала на картах. Однажды она сказала, что даже хотела попросить молодого человека, чтобы он перестал бывать у них. А когда он заболел и она не видела его долгое время, тогда она решила, что будет, то и будет, а она своей радости никому не отдаст. Когда Иван Тимофеевич после болезни появился у Олеси, он во время этого молчаливого свидания почувствовал, что она «отдает ему радостно, без всяких условий и колебаний, всё свое существо».

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие - это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?

Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

Аргумент:

Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума». Именно в данном произведение автор затрагивает такие важные темы, как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честного служения отечеству и долгу, самобытность национальной русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас.

На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчет все-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - "умеренность и аккуратность" - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество».

Молчалин - убежденный консерватор, зависящий от мнения других и потакающий "всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жесткий расчет лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великой русский писатель хотел донести до сердец читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

Возможные тезисы:

1. Меркантильность ведет к духовной деградации

2. Человек, который не следует зову сердца, рискует своим собственным счастьем

«На дне» - пьеса М. Горького

Аргумент:

Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы как, вопрос об истине и лжи.

Размышляя на данную тему, автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука - герои-антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушивить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение, изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Поэтому я больше импонирую герою-реалисту.

Сатин бывал резок, он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки» Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права.

Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав?
Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым. Каждый должен решить и выбрать для себя один путь.

(229 слов)

Возможные тезисы:

1. Всегда ли здравый смысл наставляет нас на правильный путь?

2. Что слушать: разум или сердце?

Пример сочинения по 1 направлению «Разум и чувство»

Уже много лет люди спорят о том, что есть разум без чувств или чувства без разума? Одни считают, что можно отбросить чувства и положиться на разум, другие же напротив отдают предпочтение чувствам, а не разуму. Есть и третьи, кто говорит, что разум и чувства должны жить в гармонии. Я скорей из таких. «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся в друг друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», - говорил В.Г. Белинский. И я с ним согласен.Ведь согласитесь, что без чувств, руководствуясь лишь логикой, мы перестанем понимать других людей, и жизнь потеряет всякие краски. Мы будем влачить жалкое существование, не в состояниидажевыразить любовь, привязанность, радость, сострадание, печаль, гнев, ревность, отчаяние и многие другие чувства. Но,с другой стороны, только чувствами жить тоженельзя. Ведь как бы прекрасно ни расписывали их поэты всех времен, именно из-за чувств человечество совершает большинство ошибок. И если чувства не будут ограничены разумом, то может случиться непоправимое. Стоит лишь представить, что случится, если каждый человек в мире будет действовать на чистом порыве чувств, забыв о всякой логике и здравомыслии. Поэтому чувства и разум должны гармонировать внутри человека, ведь они именно то, что делает нас людьми. В доказательство своих слов я приведу несколько примеров.

Первым моим примером станет книга «Мы», автором которой является Евгений Замятин. В ней повествуется о таком будущем, где каждый человек руководствуется только разумом. И общество избавляется от тех, кто пропагандирует чувства. Главный герой D – 503 не исключение, руководствуясь одним лишь разумом, он подчиняется всем правилам. Но однажды повстречав одну девушку, он чувствует что-то такое, что он никогда не испытывал. Он начинает меняться, не сразу, постепенно его охватывают чувства. Он мечется между здравомыслием и чувством, что прочно поселилось в его сердце. Гражданин Единого Государства, как утверждает автор, заболел: у него образовалась душа. И, как это часто бывает во многих произведениях, чувство побеждает разум, и главный герой готов на все ради своей возлюбленной. Эта книга - яркий пример холодного разума и горячих чувств, пробивающихся через толщу запретов в мучительной борьбе героя с самим собой. К солнцу, к свету, к траве, к животным – к жизни, к любви. Спасение ребенка – это пик победы чувств над расчетливостью.

Вторым моим примером станет серия книг«Легендарный лунный скульптор». Автор этой серии Хесунг Нам. В этих произведениях повествуется о герое, у которого разум преобладает над чувствами. Главный герой расчетлив, умен и умеет любую ситуацию повернуть в свою пользу. Его зовут Виид, что в переводе означает«сорняк». Он родился в несостоятельной семье. Его родители умерли, оставив ему после себя лишь долги, маленькую сестренку и больную бабушку. Но благодаря удаче и своей расчетливости,Виид зарабатывает деньги и отдать долги. Хотя он руководствуется всегда лишь разумом, в его поступках часто просматриваются порывы чувств. Особенно это видно, когда в его жизни появляется девушка Союн. Хоть Виид и скуп, но он дарит ей курицу, но… самую ненужную. После встречи с Союнгерой этого произведения не меняется так сильно, как предыдущий персонаж, о котором я рассуждал ранее. Но в нем явно начинает прослеживаться преобладание чувств над разумом. Эту серию я также считаю хорошим примером того, как в одном человеке есть и расчетливый разум, и порывистые чувства.

Подводя итог, я утверждаю, что в каждом человеке должна быть гармония чувств и разума. Ведь только в их гармонии лежит дорога к процветанию человеческой души.

Бабьяк Михаил



Рассказать друзьям