Проект по изо на тему пейзаж. Презентация по ИЗО на тему: "Пейзаж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Федорова Анастасия

Проектная работа применяется при изучении темы "Пейзаж"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа на тему «Пейзаж» Выполнила у ченица 6 класса Федорова Анастасия Руководитель проекта: Маскарбаева Светлана Куангалиевна

Пейзаж Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Элементы, виды и характер пейзажа Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так ипанорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Исаак Левитан Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827-1877) - из раввинской семьи из Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяшив учился в ешиве в Вильно. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским инемецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. В ноябре 2010 обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат Авель-Лейб (Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859 по старому стилю). Племянники Исаака Левитана, сыновья его сестры Терезы Берчанской, - художники Лев (англ. Leo Birchansky , 1887-1949) и Рафаил (фр. Raphaël Birtchansky , 1883-1953) Берчанские.

Жюль Дюпре Ж.Дюпре родился в семье фабриканта, производителя фарфоровых изделий. Как художник-пейзажист дебютирует в 1831 году на Парижском салоне с пятью своими работами. Писал практически исключительно французский пейзаж (кроме некоторых работ 1835-1839 годов, созданных в Англии). В 1867 году на Всемирной выставке демонстрируются 12 картин Ж.Дюпре. После этого художник длительное время не выставляет свои произведения - вплоть до Национальной выставки 1883, где можно было увидеть восемь новых его работ. Ж.Дюпре было присвоено звание офицера ордена Почётного легиона. Ж.Дюпре является представителем так называемого «интимного пейзажа», отражавшего не столько красоту изображаемой природы, сколько соответствие её настроению и переживаниям художника, подаваемое посредством краски, линии и света.

Камиль Писсарро Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи. В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.

Сисель Альфрен Сислей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли). В 1857г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Наибольшее влияние на Сислея как на художника оказали британские мастераУильям Тёрнер, Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон, а также французы Камиль Коро, Гюстав Курбе и Эжен Буден. В 1866 г. Сислей женился на Мари Эжени Лекуэзек - от этого брака родилось двое детей. Семейный портрет Сислеев в 1868 г. написал друг семьи, Огюст Ренуар.

Вансент Ван Гог Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидер. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Пьер Огюст Ренуар Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir ; 25 февраля 1841, Лимож- 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 Сельский пейзаж в России

3 Творчество И.И. Левитана

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Тема

2. Актуальность творческой работы

3. Цель

4. Задачи

5. Практическая значимость

6.последовательность выполнения творческой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …

В деревенской местности каждый сможет увидеть необычную ширь неба, воды и равнины. Работа в различных природных условиях дает художнику огромные возможности для создания композиций, передачи колорита, линии, рисунка, которые помогут ему раскрыть свои впечатления. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается

роль искусства - в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.

В истории развития русского пейзажного жанра всегда было заметно стремление к созданию пейзажа-картины, монументально раскрывающей целостный образ родной природы.

В.В. Стасов, вероятно, на этом и обосновал свой вывод о том, что «пейзаж является одной из лучших слав русского искусства, признанного в остальной Европе».

В послелевитановский период, даже при кратковременном увлечении некоторых русских пейзажистов импрессионизмом, ведущие реалистические основы русского пейзажного жанра оставались неколебимыми.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой природы у величайших художников-художников-пейзажистов воплощались в живописных произведениях. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины философского смысла.

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно - как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

Во все времена художники стремились к изображению природы. Пейзажисты эпохи барокко изображали на своих картинах потерянный рай, идиллические виды. Темой картин, созданных в период романтизма, часто становились воспринимаемые на подсознательном уровне явления и разрушительные силы природы.

Импрессионисты стремились к изображению первозданной красоты природы. Это заставляло Ван Гота путешествовать по Провансу и Бретани в поисках новых пейзажей, а Гогена привело на экзотический остров Таити.
Пейзаж считается сельским, если на нем изображены горы или поля. Сельские пейзажи могут изображать деревни с людьми, животными и различными постройками при условии, что все эти элементы не являются главными.
Деревни являются одной из наиболее популярных тем сельских пейзажей. Растительность великолепно сочетается с домами, изображающими деревенскую жизнь.

Пабло Пикассо часто говорил: «Всему, что я знаю, я научился в Орта-де-Эбро». Он провел молодые годы в этом небольшом испанском городке недалеко от побережья Средиземного моря, где много рисовал и писал пейзажи и портреты. Много лет спустя Пикассо вновь вернулся в эти места, чтобы написать те же пейзажи в новом, авангардистском, стиле. Сельская жизнь является неиссякаемым источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там он видит природу в ее чистейшей форме.

Картина считается сельским пейзажем, если на ней изображены поле, луг, долина или лес увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника.

Вода очень часто изображается на пейзажах как основной или как дополнительный элемент композиции. Ее присутствие создает особую чарующую атмосферу. Движение воды на пейзаже позволяет создавать отражения и передавать прозрачность новых форм, подвижных, таинственных и вызывающих определенные ассоциации. На пейзажах такого типа обычно бывают изображены реки и озера; речные пейзажи являются сельским эквивалентом морского пейзажа. На речных пейзажах художники изображают движущуюся или неподвижную воду, в которой, как в зеркале, отражаются горы и деревья, растущие по берегам (рисунок 3).

Мы привыкли принимать в расчет облики, а пейзаж движется безо всяких желаний...он весь - лицо, подавляющее и устрашающее человека величиной и необозримостью своих черт... Вновь и вновь кажется, будто природа не подозревает о том, что мы возделываем ее и пугливо используем крохотную частицу ее сил. На одних участках мы повышаем ее плодородие и душим в других местах. Мы направляем реки к нашим фабрикам, а им и дела нет до машин, приведенных в движение их водами. Мы играем с темными силами, которых не исчерпать нашими наименованиями, как дети играют с огнем...

1.2 Сельский пейзаж в России

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображающих родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев. Но, вместе с тем, в 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту пейзажного жанра прежде всего в том, с чем связано счастье и довольство человеческой жизни. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.

Несколько поколений талантливых художников-пейзажистов М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие.

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.

Интересна техника живописи художника. Мазки его живые и непринужденные. Они повторяют свойства и фактуру отдельных предметов картины, показывая их облик живым. При этом все они как бы живут по отдельности, но не могут существовать друг без друга, что до боли напоминает нам реальность. Если это береза - то мазки повторяют фактуру листьев - они положены под углом, нежно и более тонкой кистью. Если это небо, то оно прописано более широкой кистью и на нем не видны границы каждого мазка (Приложение А1). Благодаря такому приему оно кажется цельным и легким. Если это трава, то мазок в форме травинки. Несмотря на некоторое слияние мазков, к примеру, при рисовании травы, они, все равно, расположены под определенным углом, по направлению роста травы, поэтому возникает ощущение реального образа структуры и фактуры. Рисует живописец траву, ведя мазок снизу вверх, достигая максимального ощущения легкости формы. Если это здание, то статичность и монументальность его достигается широким мазком сверху вниз, по отношению к другим, косым следам кисти.

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.

Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ. «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» - говорил Исаак Левитан. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Левитан играет и с насыщенностью цветов: на переднем плане, а так же на свету они насыщенней, чем на заднем и в тени. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Он тонко может проследить каждый тон предмета в отдельности и показать правильный общий тон картины.

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.

Все картины Левитана поражают своей искренностью и красотой. Работы написаны с душой и трепетом, в каждой есть неповторимое состояние, загадка, мысль. Чехов А.П. о Левитане: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню" - серенькую, жалкенькую, затерянную.

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины "имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России". А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка".

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Презентация проекта

Сельский пейзаж

Актуальность творческой работы: Выбор темы обусловлен духовно-нравственным воспитанием младших школьников. Сельский пейзаж развивает умение видеть красоту природы сельской местности, гармонию человека и природы, желание сберечь ее красоту.

Цель: Воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное, знакомство с приемами и техникой гуашевой живописи.

Задачи:

    Развить умение правильно подобрать цвета для изображения сельского пейзажа;

    Уметь реалистически изобразить увиденное на картине;

    Уметь правильно изображать не только крупные. Но и мелкие детали композиции;

    Создавать различные колориты путем смешивания красок;

    Совершенствовать умение работать гуашью, развивать чувство композиции.

Практическая значимость: Созданная картина, изображающая сельский пейзаж может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, как наглядное пособие на уроках ИЗО или на различных выставках рисунков.

Последовательность выполнения работы:

1.Предварительный этап:

    Ознакомление с творчеством художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, Ф. Васильева)

    Изучение истории возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России

    Изучение технологии живописи гуашевыми красками.

    Выбор оборудования для работы (лист формата А3, гуашевые краски, палитра, кисточки № 5, № 6)

2. Основной этап:

    Зрительное планирование правильного расположения композиции на выбранном формате листа;

    Выполнение композиции:

    Лист бумаги располагаем горизонтально. Работу начинаем с проведения линии горизонта.

    Выполняем небо двумя цветами – светло желтым, розовым. Снег выполняем насыщено голубым.

    Прорисовываем лес на дальнем плане синим цветом.

    Дома начинаем рисовать с крупных плоскостей – темно коричневым цветом. Верхнюю часть (крыши) выполняем более светлым оттенком. Рисуем снежные шапки на крышах – светло голубым цветом, прорисовываем окна желтым цветом.


    Темно-коричневым цветом рисуем бревна, выделяем оконные рамы, рисуем тени под крышами домов и намечаем печные трубы. Прорисовываем снег на оконных рамах, торцах бревен и печных трубах. Добавляем голубых бликов на крышах, бревнах и оконных рамах.

    Крупными мазками белым цветом рисуем сугробы.

    Усиливаем тени между сугробами, синим цветом делаем легкие мазки и слегка размываем их.

    Тонкой кистью рисуем стройные стволы елей. Намечаем ветви елей. Заполняем пространство между ветвями мелкими ветками, создавая четкие контуры елей.

    Рисуем изгородь. Рисуем снег на ветвях елочек и на изгороди.

    Прорисовываем синим цветом тропинку между сугробами. Рисуем облака, солнце.

3. Заключительный этап: наложение теней, полутеней, бликов на снегу, на крыше домов, под кустами, на деревьях, облаках.

Рекомендации: Выполняя работу я хотела передать красоту природы сельской местности, чтобы каждый человек умел ее увидеть. Я надеюсь, что моя работа поможет развивать духовно-нравственное воспитание и чувство прекрасного у каждого из нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполняя работу, я узнала много нового.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В результате поставленные цели и задачи были достигнуты. Были изучены технология гуашевой живописи, история возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград. 1965.

Паустовский К.Г. "Исаак Левитан". Повесть о художнике.- М., 1937.

А.А. Федоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». - М., 1960.

Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998.

Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.

Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984.

Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.

Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.

Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.

Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

Дорошенко Надежда Сергеевна

Название проекта

Пейзаж в литературном произведении

(Расширение, обобщение и систематизация изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж»)

Предмет, класс

Литература 11 класс

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Пейзаж в литературном произведении" представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».

Цель проекта:

расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.

Задачи проекта:

1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме "Пейзаж".

2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.

3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.

Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: "Психологизм пейзажа в художественной литературе". Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить "сортировку" материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Дать определение понятия.

2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.

3. Определять его место в системе художественных образов.

4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.

6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.

7. Обрести навыки работы в группе.

План проекта

Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.

Этап подготовительный.

До начала работы учитель планирует:

Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);

Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).

До начала работы над проектом учитель готовит:

Буклет для родителей "Пейзаж в литературном произведении"

Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания

Этап I. «Поисково-аналитический»

Урок 1

Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):

Буклет для родителей учеников "Пейзаж в литературном произведении";

Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:

Стартовая презентация учителя

Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;

- «Мозговой штурм» в группах:

  • С чего начать?
  • Какую тему выбрать?
  • Как действовать?
  • Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
  • В какой форме представить материал?

Этап II. «Коррекционно-подготовительный».

Консультация 1

Планы работы в группах;

Изучение учениками критериев:

итоговая экспертная оценка работы группы,

самооценка коммуникативных навыков в группе,

таблицы экспертной и самооценки;

Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;

Выбор формы представления работы.

Консультация 2

Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

Этап III. «Заключительный»

Консультация 4

Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.

Проведение взаимооценки работ группами.

Уроки 2-3.

Защита проекта:

Презентация итоговых работ групп;

Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;

Конкурс «Портфолио участника проекта»;

Награждение участников проекта.

Этап заключительный .

Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Пейзаж в литературном произведении - это украшение текста или … ?

Проблемные вопросы:

1. Нужен ли пейзаж в произведении и как отразится на произведении его отсутствие?

2. Какова история возникновения пейзажа в искусстве?

3. Как создается пейзаж в различных родах литературы?

4. Какие типы пейзажа используются в литературных произведениях?

5. Каковы характер и функции пейзажа в литературном произведении?

Учебные вопросы:

1. Что такое пейзаж? (Определение понятия).

2. Какими средствами создается пейзаж в музыке, изобразительном искусстве, литературе?

3. В чем родство живописного и литературного пейзажа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Группа "Аналитики"

Тема исследования

Характер и функции пейзажа в литературном произведении.

Актуальность проблемы

Теоретические понятия являются инструментарием для постижения смысла и содержания произведения.Чтобы стать настоящим читателем, необходимо не только знать теоретические понятия, но и уметь их использовать при анализе художественного текста. Пейзаж, в частности, является средством реализации авторского замысла, основной идеи, которую автор хочет донести до читателя.

Цель

Исследовать взаимосвязь характера и функций пейзажа с идейным замыслом автора произведения.

Задачи

Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать литературный материал, иллюстрирующий примеры пейзажа в лирическом, эпическом, драматическом и лиро-эпическом произведениях.

3. Определить, какую содержательную нагрузку несет пейзаж в произведении.

4. Сделать вывод: каковы характер и функции пейзажа в произведении.

5. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

6. Создание презентации “Характер и функции пейзажа в литературном произведении”

Гипотеза

Характер и функции пейзажа в литературе обусловлены основной идеей произведения.

Этапы исследования

Первый этап «Поисково-аналитический»:

1. Определить направления поиска информации и ее источников.

2. Отобрать и проанализировать собранную информацию.

3. Провести исследования иллюстративного материала.

4. Провести самооценку совместной работы в группе.

5. Осуществить рефлексию.

Второй этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создать презентацию.

2. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Обсудить полученные результаты.

4. Провести самооценку совместной работы в проекте.

Третий этап «Заключительный»

1. Защитить проект.

2. Провести рефлексию.

Объект исследования

Пейзаж в литературном произведении.

Методы

В своей работе над проектом мы использовали теоретические методы исследования: анализ и синтез.

Для сравнения нами были выбраны произведения русской классической литературы как лирические, так и прозаические, в которых имелись описания природы. Сравнение происходило по следующим позициям: что описывается, в каком месте произведения мы встречаемся с пейзажем, каково содержание данного включения в текст, какова его интонационная окрашенность, для передачи какой характеристики (героя, места, времени) использует автор пейзаж.

Проанализировав выбранные фрагменты, мы сделали выводы о характере и функции пейзажа в литературном произведении.

Ход работы

Первая неделя

Этап «Поисково-аналитический»:

1. Мы определились с направлением поиска информации и ее источников: распределили, кто будет отыскивать информацию и в каких источниках, чтобы сформировать ее список.

2. Отобрали и проанализировали собранную информацию, отобрали иллюстративный материал для анализа из произведений русской литературы.

3. Провели исследования иллюстративного материала.

4. Выявили, каков характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Провели систематизацию результатов исследования.

Вторая неделя

Этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создали презентацию.

2. Составили план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Провести самооценку и корректировку проекта.

Третья неделя

Этап «Заключительный»

1. Осуществили защититу проекта.

2. Провели заключительную рефлексию.

Наши результаты

Выводы

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.

2. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

3. Пейзаж в литературе - средство образного выражения замысла автора.

4. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

5. Роль пейзажа:

Обозначение места действия;

Создание определенного настроения;

Отражение состояния героя;

6. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в состав целого произведения:

Характеристика места сюжетного действия;

Характеристика времени сюжетного действия;

Психологическая функция (картина природы помогает раскрыть внутренний мир героя).

Список ресурсов

Печатные издания:

1. Словарь литературоведческих терминов.

2. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

3. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина.

4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.

5. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

6. Н.Н. Скатов. «Русские поэты природы». Очерки.

7. М. Эпштейн. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии.

8. В. В. Кожинов. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра».

9. Д. С. Лихачев. «Литература – Реальность – Литература».

10. М. Г. Искричин. У лукоморья дуб зеленый...

11.Багрий Анна Изображение природы в произведениях Тургенева.

12. Гроссман Л. П. Проблема реализма у Достоевского.

13. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева.

14. Бенуа А. История живописи всех времен и народов.

15. Фриче В. М., Социология искусства (специальная глава «Пейзаж»).

Интернет - ресурсы:

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Знакомство с критериями оценивания работ
  • Бланк учета КПУ в проекте каждого члена группы

Светлана Белякова
Проект «Цветные пейзажи»

Паспорт проекта .

Вид проекта : практико-ориентированный

Время реализации : сентябрь-май

Продолжительность : долгосрочный

По количеству участников : подгрупповой

Возраст детей : 5-7 лет

Участники : дети в изостудии «Академия творчества» , родители, педагог дополнительного образования.

Руководитель проекта : педагог дополнительного образования Белякова С. А.

Актуальность : Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир. В условиях образовательного процесса в ДОУ мы укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель : Знакомить детей с пейзажной живописью , способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Задачи :

Обобщить и систематизировать представления детей об временных изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

Формировать у детей представления о пейзажной живописи ;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж , используя разнообразные изобразительные материалы;

Развивать творческие способности, эстетический вкус;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству;

Развивать мелкую моторику рук и пальцев;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат :

Закрепление знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе;

Применение сформированных умений и навыков в продуктивной деятельности;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта , в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой) ;

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Продукт проектной деятельности :

Альбом ;

Презентации по временам года;

Куклы – Барби по временам года;

Выставка рисунков.

Презентация проекта :

Презентация ФОТООТЧЕТ о проекте ;

Участие в конкурсах разного уровня;

Итоговое мероприятие : выставка рисунков «» .

(сроки) . Основные направления реализации проекта (мероприятия) .

Материалы и средства реализации проекта .

Примечания

1 этап Работа с родителями (участие в выставке, индивидуальные беседы, консультации) .

Подбор иллюстраций для презентации, материалов для изготовления кукол по временам года. Выставка «Цветные пейзажи глазами детей » .

Консультация для родителей :

- «Как организовать домашнее занятие по рисованию» .

- «Дети любят рисовать»

Проводит педагог дополнительного образования. Проявить фантазию, индивидуальность в совместном творчестве с детьми.

2 этап Работа с детьми :

Рассматривание иллюстраций, картин по временам года.

Чтение пословиц, поговорок, загадок, потешек.

Разучивание игр и упражнений по составлению пейзажа , смешиванию цветов .

Выполнение и разучивание пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики на тему «Времена года» .

Наблюдения с детьми.

Левитан «Золотая осень» , Саврасов «Грачи прилетели» , Грабарь «Февральская лазурь» . Альбом «Осенние зарисовки» , «Зимняя палитра» , «Природа весной» , «Летняя радость» .

Д/и «Составь пейзаж » , «Волшебная полянка» , «Радуга» , «Волшебный поясок» , «Цветные ладошки » .

П/и «Листопад» , «Дождик» , «Снег – снежок» ,

На прогулке за ветром, за небом, за сезонными изменениями в природе; за листопадом; за паданием снега, появлением зеленой травки, за птицами; за ветром и дождём.

О сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме в природе , беседы по рассматриванию картин, презентации.

- Продуктивная деятельность :

Рисование.

Аппликация.

«Осенняя палитра»

«Лес точно терем расписной»

«Осенние листочки»

«Зимние краски»

«Белый снег пушистый»

«Весенние переливы»

«Пробуждение природы»

«Летние краски»

«Осенние деревья»

«Падают листья»

«В зимнем лесу»

«Первоцветы »

«Разноцветье »

«Бабочки на лугу»

Педагог дополнительного образования

Совместная деятельность детей и взрослых

Компьютерная презентация.

Итоговое мероприятие альбом «Времена года в рисунках детей»

куклы-Барби по временам года

Участие в конкурсах

Фотоотчет

Демонстрация деятельности родителям.

Выставка рисунков «Цветные пейзажи глазами детей » .

Нетрадиционные техники рисования

педагог дополнительного образования, родители

Все участники проекта

Литература

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки » , М.: «Карапуз - дидактика» , 2007

2. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н. В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

3.«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008

4. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991

5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в старшей группе «Зимние пейзажи» Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в старшей группе на тему: «Зимние пейзажи» Задачи: Учить рисовать зимний пейзаж.

гра предназначена для детей 5 – 7 лет. В художественно – эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности,.

Дорогие друзья, наконец – то, весна. Выглянуло солнышко, и пригрело нас тёплыми весенними лучами. Эта пора замечательна приготовлением подарков.

I]Уважаемые коллеги, всем доброго времени суток. Совсем недавно познакомилась с "Мастер – классом для воспитателей, преподавателей ДШИ,.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Энгельса Саратовской области

Проект открытого занятия

по изобразительному искусству

во 2 классе на

Тему: «Пейзаж».

Выполнила:

учитель высшей

квалификационной

Иванова Татьяна Андреевна

МБОУ « СОШ №32»

Цели и задачи занятия :

    Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.

    Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.

    Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.

    Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение.

    Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы : формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

Мультимедийная установка

План занятия:

    Организационный момент.

    Введение в тему.

    Беседа по теме.

    Физкультминутка.

    Продолжение беседы.

    Практическая работа.

    Анализ работ.

    Итог занятия.

Ход урока.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем !

(слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

(слайд-2 )-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

(слайд-3 ) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

(слайд-4 )-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым . Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

(слайд-5 ) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

(слайд-6 ) -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.

(слайд-7-8 ) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов , который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…

Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

    (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

    (слайд-10) Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

    (слайд-11) Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

    (слайд-12) Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза)

    (слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

Летом загорела, Красный факел зажгла,

Осенью надела Бусы факелом горят,

Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

    (слайд-14) У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -только на макушке. (Сосна)

    (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    (слайд-16) Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

(слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

    (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.

    Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

    Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

А ещё есть такое правило расшифруйте:

    Ближе – ниже

    (слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).

Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

(слайд-20)

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

    (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка.

Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

Практическая работа.

Приступаем к работе.

Какова же последовательность работы:

    Рисунок простым карандашом.

    Обводка угольком

    Штриховка и тонировка.

Анализ работ.

Выставка рисунков

Итог занятия:

Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

Литература:

http://www.kostyor.ru

www.tretyakovgallery.ru

http://www.liveinternet.ru



Рассказать друзьям