Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

23.07.2017 09:00:00

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» - тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» - отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки - отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного - вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, - сказал он мне. - Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, - говорю. - Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски... В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной - это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.

Бортничество. У человека неискушенного это слово обыкновенно ассоциируется с историей Древней Руси, и как многие занятия давно минувших дней, сам древний промысел, кажется, бесследно исчезнувшим. Однако это отнюдь не так.
Справка: Бортничество - первоначальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда.

В самом сердце России, на территории современного Башкортостана, сохранился уголок, где и сегодня добывают мед старинным способом: с помощью борти. Борть представляет собой улей простейшего устройства: дупло или выдолбленный чурбан.

Заповедник Шульган-Таш на территории Бурзянского района республики создан специально для сохранения уникальной формы пчеловодства, которая известна в этих краях с семнадцатого века. Если обратиться к истории, то успехами в пчеловодстве Башкирия славилась изначально. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. И чтобы не было путаницы, хозяева пчелиных семей отмечали свои стволы и колоды с помощью особого именного знака – тамги. Борти в те времена ценились у башкир не хуже, чем сегодня ценится недвижимость. При отдаче в оброк своей вотчины они оговаривали стоимость бортей отдельно: "…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.". "Дельное дерево" означало новую борть, "жилая пчела" – так называлась борть с пчелами, "где пчела сидела" – борть, ранее уже заселявшая пчелами, "снятая вершина и тамженое дерево" – дерево, подготовленное к тому, чтобы делать в нем борть. Уникальный промысел едва не исчез в этих краях в середине XX века. Однако преимущества старинного способа добычи меда вовремя оценили и сохранили условия для его процветания.

Дар диких пчел: бортевой мед.

Для развития бортевого промысла необходимо редкое в природе сочетание: гектары липового леса в сочетании с высокоствольной сосной. Именно такие уникальные лесные массивы удалось сохранить в Бурзянском районе Башкирии.

Еще одним условием восстановления необычной формы пчеловодства стало сохранение популяции дикой медоносной пчелы, которая уже стала обитательницей Красной книги Республики Башкортостан. Дикая медоносная пчела, которую в этих краях зовут «kыр kорто» - особая популяция пчел среднерусской породы, сформировавшаяся в климатических условиях Южного Урала.

В настоящее время эта популяция существует только в Бурзянском районе республики Башкортостан, за что этих пчел нередко называют «бурзянками». Дикие пчелы живут в дуплах колониями (семьями) численностью до 80-100 тысяч особей. Крупная, раза в полтора больше обычных пчелиных особей, дикая башкирская пчела отличается темно-серым окрасом с отсутствием какой-либо привычной для пчел желтизны. Именно эта разновидность пчел генетически приспособлена к жизни в «диких» условиях: они не избалованы помощью человека и способны самостоятельно переживать пятидесятиградусные морозы, отличаются крепким иммунитетом, завидной работоспособностью и очень злобливым нравом. Обитательницы дупляного улья способны за две недели – тот короткий срок, что цветет липа – заготовить от 5 до 15 килограммов меда! В период медосбора дикая пчела работает с завидным трудолюбием: летает с раннего утра до самого позднего вечера, и даже плохая погода не воспринимается ей как уважительная причина отдохнуть. Сохранить бортевой промысел оказалось не просто прежде всего потому, что нелегко было сберечь популяцию дикой медоносной пчелы. Нельзя было допускать полного разорения бортей: в случае забора всего запасенного меда пчелиная семья была обречена на голодную смерть зимой. Кроме того, особенности размножения «бурзянки» превращали необходимость сохранения ее племенной чистоты в нетривиальную задачу. Дикие пчелы удаляются для спаривания на 17 километров от гнезда - при такой особенности почти невозможно избежать процесса метизации, поскольку совсем рядом с заповедником кочуют пасеки с домашними пчелами. Однако ученым удалось не только сохранить «бурзянку», но и вывести на территории заповедника даже несколько дочерних популяций башкирской пчелы. Работа на племенных пасеках и в лабораториях по селекции продолжается.

Возрождением бортевого пчеловодства занимаются как специалисты заповедника, так и местное население. Работа современного бортевика-пчеловода практически не отличается от труда его «исторических» коллег.

Для устройства борти, которая по-башкирски зовется «солоk», выбирается высокая и толстоствольная сосна: диаметром около метра. Надев мягкую обувь и привязавшись специальным плетеным ремнем к дереву, бортевик взбирается по сделанным насечкам на 12-15-метровую высоту с помощью специальных приспособлений. Да, дикие пчелы любят высоту! Возможно, это исторически обусловлено: чем выше устроится пчелиная семья, тем больше шансов избежать разорения – «браконьерство» медведя или куницы могло закончиться для неутомимых тружениц голодной зимовкой.

Достигнув уровня, на котором решено делать дупло, пчеловод привязывает к дереву специальную подставку-«лянге», опершись на нее, он может устойчиво работать на высоте. Выдалбливаемое в стволе дупло сообщается с внешней средой двумя отверстиями: небольшим летком – входом/выходом для пчел и должеей - щелью, которую закрывают заслонкой и через которую пчеловод сможет осматривать борть и отбирать мед. Искусственное дупло, диаметр которого может достигать 60-80 сантиметров, тщательно выскабливается, убирается изнутри сухой древесиной и оставляется на хорошую просушку на год-два. Примерно через это время в чистое и сухое помещение с отличными термоизоляционными свойствами заселится новая пчелиная семья. Требовательным новоселам необходимо, чтобы леток выходил на юг, поблизости была чистая вода и богатая кормовая база. Кроме того, у бортевиков есть и свои давние, проверенные временем, способы заманивания жужжащих жильцов в дупла: натирание их душистыми травами, приклеивание кусочков сот и т.д. Хорошо сделанная борть может служить более полутора веков!
Осенью, когда нужно достать мед, бортевик действует тем же способом: поднимается на дерево с помощью ремня и насечек, (пчелы, как ни удивительно, не беспокоятся) и, закрепившись на нужной высоте с помощью подставки, работает как обычный пчеловод: окуривает обитателей борти, достает соты и т.д.
Наряду с бортями-дуплами специалисты по разведению диких пчел широко используют борти-колоды. Дупло выдалбливается в куске ствола старого дерева по всем правилам устройства борти, а затем эта колода-улей привязывается к растущему дереву на любимой дикими пчелами высоте: 6-15 метров. Такой способ бортевого пчеловодства позволяет увеличить число бортей на пригодной для этого промысла территории и при этом не травмировать здоровые деревья.

В настоящее время на территории башкирского заповедника порядка 800 семей бурзянской пчелы обитают в условиях бортевого пчеловодства и в естественных дуплах деревьев. Интерес к возрождению бортевого промысла не случаен: бортевой мед оценили как самый экологически чистый продукт с ярко выраженными целебными свойствами. Он отличается от меда из рамочных ульев – и по цвету, и по вкусу. Традиционно дикий мед получается темно-коричневого цвета, поскольку насыщен воском и пергой. Перга – это пыльца цветов, обработанная выделениями пчелиных желез и предназначенная для кормления расплода. Особенно ценят бортевой мед за его зрелость: поскольку бортевые пчелы тревожатся человеком только раз в год, ближе к осени, мед успевает как следует созреть. Наличие большого количества микроэлементов, отсутствие вредных примесей и особо терпкий вкус и тонкий аромат делают такой мед дорогим, но высокоценным лакомством. Промысел, который еще вчера казалось атавизмом, постепенно становится рентабельным бизнесом. Дикий мед признан одним из «Семи чудес Башкортостана». Сегодня заповедник «Шульган-Таш», расположенный на территории Башкирии, считается единственным местом в мире, где сохранилось бортничество, а значит и единственным регионом, где можно отведать настоящий дикий мед.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан и являются одной из форм народного творчества.
Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.
Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями. Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству - стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.
БОРТНИЧЕСТВО
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения -одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обыаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Декоративно-прикладное искусство

    БГПУ ФЭО специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы""

    Азия - Благословенный Край: Юрта

    Субтитры

История

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.

В ХХI веке художественным оформлением изделий из войлока занимались А. А. Байрамгулова, Г. Т. Мухамедьярова и др. При этом используется иглопробивная техника, заимствованная из производства нетканого гобелена.

Большое внимание уделяется художественному оформлению, конструированию и моделированию одежды. в этом направени работают мастера А. Д. Кирдякин (кожаные изделия, шали) , В. М. Шибаева (лоскутное шитьё) , Э. Б. Ефимовская (многослойность) и др.

В 80-х годах в Башкортостане возник интерес к изготовлению художественных кукол. Куклы делают из глины, фаянса, с нарядными костюмами. Созданием кукол занимаются мастера: Байбурин Н. Г. (куклы "Маянхылыу", "Хужа", "Хужабика"), Сахно З. А. ("Клоун"), Кузнецова В. Г. и др.

Литература

  • Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993;
  • Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006;
  • Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1 3 респ. выст. Уфа, 1997–2008.
  • Молчаева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
  • Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. - 2-е изд. - Уфа: Китап, 2008.
  • Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащихся средних специальных учеб. зав. - 2-е изд. - доп. - Уфа: Галем 2003 - 350 с.
  • Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006.
  • Декоративно-прикладное искусство башкир/ Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 1997.
  • Хисматуллина Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. Уфа, 2000.
  • Магадеев Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. Уфа, 2000.
  • Омский научный вестник №2. 2012. Салаватова Г. А. Ст. Изучение народного декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
  • Бикбулатов Н. В. , Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 451-452. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7 .


Рассказать друзьям