Рабочий и колхозница где находится. «Рабочий и колхозница»-история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника - скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной - ей было 64 года.

Как все начиналось

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью - Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина - скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства - перед одним из входов на Сегодня эта территория принадлежит одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

«Рабочий и колхозница» - всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями. Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина - признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» - это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника. Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» - это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

"Рабочий и колхозница”, неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков - величайшее произведениее скульптуры XX века.

Скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей "Рабочий и колхозница”, выполненной из металла, принадлежит архитектору Б.М. Иофану. Иофан предполагал сделать скульптуру из дюралюминия, ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Профессор П.Н. Львов - видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования - убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок а путем сварки. В виде пробы была "выбита” голова известной скульптуры "Давид” Микеланджело, и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

Б. Иофан писал, что во время работы над конкурсным проектом у него "очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот”.

Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс на статую для Парижского павильона. Для участия в нем были привлечены В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр. Для непосредственной же помощи в лепке статуи Вера Игнатьевна пригласила двух своих бывших учениц по ВХУТЕМАСу 3.Г. Иванову и Н.Г. Зеленскую. Срок для подготовки конкурсных проектов был дан небольшой - около трех месяцев.


Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины "внутри” группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице - в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Драпировки, дающие горизонтальные складки, расположенные в эскизе Иофана на уровне ног персонажей, она пыталась перенести вверх, изобразив их в виде знамени или стяга сразу же вслед за эмблемой, то есть на уровне плеч и голов рабочего и колхозницы.

Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Она отказалась от статической диагональной композиции статуи и, введя летящий шарф и отброшенные назад руки, сделала эту композицию динамичной и горизонтальной; вместо сплошной массы слипшихся фигур появилась воздушность. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на "золотое сечение”. Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения

Б.М. Иофан задумал советский павильон как "триумфальное здание”. В.И. Мухина же писала, что, "получив от архитектора Иофана проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог”.

До отправки статуи в Париж оставалось чуть больше полугода, а проект все еще не был утвержден. Заместитель председателя Совнаркома Е.К. Антонов резко возражал против шарфа. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Наконец спросили: "А что думает автор?” Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: "Ну, поверим автору”, - и была принята средняя модель с более легким шарфом. 11 ноября 1936 года проект В. Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале.

Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света, и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Один из бывших учеников В. Мухиной архитектор Борис Комаров организовал проверку дневного освещения статуи. Маленькую модель в 1/100 покрасили серебряной краской и отвезли в Планетарий, где на аппарате смоделировали положение и высоту солнца в Париже по отношению к ориентации статуи. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных "рискованных” точек.

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов получил задание разработать конструкцию скульптурной группы. Основной каркас изготовлялся заводом "Стальмост”, детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством П.Н. Львова. Основной несущий каркас статуи представляет собой клепанную конструкцию из толстых листов малоуглеродистой стали.

Он был изготовлен в рекордный срок - 3 недели. Вес каркаса около 48 т.Оболочка навешивалась на основу при помощи промежуточного каркаса, изготовленного из углового железа, и представляла собой ряд небольших ферм.На оболочку ушло 8,5 т нержавеющей а на промежуточный каркас около 15 т стали различных профилей. Для инженеров, которым была поручена постройка почти 24-метровой статуи, это было делом совершенно новым, не имеющим примеров в истории техники.

Для начала работы на заводе предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение. Однако времени для подготовки такой модели не хватало, и "на одном из очень бурных заседаний” П.Н. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра. Способ 15-кратного увеличения давал лишь сравнительно точные общие размеры, но рельеф формы сильно страдал. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. В целом в процессе изготовления статуи в натуральную величину было замерено на поверхности модели около 200 тысяч координатных точек, и в этой работе участвовало 23 человека техников и чертежников.


С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. Наконец инженеры Б. Дзержкович и А. Прихожан рассчитали специальную каркасную ферму для шарфа, достаточно надежно обеспечивающую его свободное положение в пространстве.


Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Высота ее до конца серпа - 23,5 метра, длина руки рабочего - 8,5 метра, высота его головы - более 2 метров, общий вес статуи - почти 75 тонн. Через несколько дней началась разборка скульптуры, Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Скульптура с каркасом, и инструментами заняла весь поезд - двадцать восемь вагонов. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Сопровождавший поезд инженер Рафаэль отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте.

Сборка статуи была завершена в рекордные сроки - всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление.


Когда выставка закрылась, во Франции появилось желание оставить монумент в Париже, и даже был поставлен вопрос о сборе средств для его выкупа у советского правительства. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. На демонтаж была послана бригада рабочих и инженеров, не знавших сложной специфики скульптуры. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Однако успех и общественный резонанс "Рабочего и колхозницы” были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Первоначальный проект пьедестала, повторявший 34-метровую башню павильона, в спешке был заменен на низкий, 11-метровый, то есть в 3 раза ниже, чем пилон Парижского павильона.

Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался вариант с поднятием скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Монумент был размещен на оси главного входа на ВСХВ и воспринимался на фоне открытого, незастроенного пространства и зелени, без включения фоновой городской застройки, кроме того, ему делегировалась роль одного из главнейших экспонатов ВСХВ.


Но с течением времени ситуация изменилась. В 1950-е гг. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Наконец, на рубеже ХХ – ХХI вв., восприятие скульптурной группы оказалось искажено в связи со строительством эстакады по трассе проспекта Мира. По Продольному проезду в 2003-2005 г. прошла линия монорельсовой транспортной системы, визуально разъединившей пространства комплекса выставки и места размещения памятника.

В октябре 2003 году «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с ф инансированием сроки окончания реставрации постоянно отодвигаются.

В июне 2009 года в СМИ появилась информация о том что скульптуру «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной постараются вернуть на свое прежнее место у Всероссийского выставочного к 5 декабря.

«Работы идут в соответствии с решением правительства Москвы. Мы постараемся поставить памятник к 5 декабря, ко Дню конституции. Я думаю, это возможно», - сказал мер Москвы



Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. Работы по его возведению начались в апреле 2009 года. В настоящее время на месте будущего постамента строители возводят фундамент. При создании статьи были использованы материалы сайта archnadzor.ru

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.


Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.


В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.


С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры



Рассказать друзьям