Радик гафуров. у слов «сембер» и «симбирск» – общие корни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Символ космополитизма

Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.


Космополитизм - плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Как стать космополитом?

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества - превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты - это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.


Разоблачение космополитизма

«Космополит» или «гражданин мира» - такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей. Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства. Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Известные космополиты

Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.

  1. Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
  2. Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
  3. Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
  4. Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества» . Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» . Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики» . В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС» . Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира» . Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.

КОСМОПОЛИТ

КОСМОПОЛИТ

(греч. kosmopolites , от kosmos - вселенная, и polites - гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим отечеством.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОСМОПОЛИТ

греч. kosmopolites , от kosmos , вселенная, и polites , гражданин. Гражданин вселенной, человек, считающий всю землю своим отечеством.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

КОСМОПОЛИТ

относящейся одинаково ко воем людям, не считаясь с национальностью, т. е. с принадлежностью данного лица к тому или другому государству; умеющий подчинять интересы отечества и свои - интересам всего человечества; не видящей разницы между соотечественником и иностранцем.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОСМОПОЛИТ

человек, подчиняющий национальные интересы интересам всего человечества и считающий себя гражданином не только своего отечества, но и всего мира.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Космополи́т

(гр. kosmopolites гражданин мира)

1) сторонник космополитизма; человек, лишенный чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности;

2) космополиты - в биологии - виды животных или растений, широко распространенных по земному шару (напр. , береговая ласточка, крапива); ср. эндемики .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Космополит

космополита, м. [греч. kosmopolites от kosmos – вселенная и polites – гражданин ] (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Космополит

а, м. (фр. cosmopolite греч. kosmopolitēs гражданин мира).
1. одуш. Сторонник космополитизма , человек, не считающий себя принадлежащим ни к одной национальности.
Космополитка - женщина-к.
|| Ср. апатрид , аполид .
2. одуш. и неодуш. ., биол. Животное или растение, широко распространенное по земному шару, не имеющее определенной географической локализации (напр. , береговая ласточка, крапива).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОСМОПОЛИТ" в других словарях:

    космополит - а, м. cosmopolite <гр. kosmopolites гражданин мира. 1. Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством. Сл. 18. Космополит.. иногда означает оно человека, равно любящего все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова

    космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии

    Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права

    Всемирный гражданин Ср. Храня пристойный вид, Кто поумней, зовет себя: космополит. Я иначе людей подобных называю... Космополиты вы? прочь громкие слова! Всегда я презирал и ныне презираю Бродяг, не помнящих родства! А.М. Жемчужников. Сумасшедшие … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Космополитизм (от др. греч. κοσμοπολίτης космополит, гражданин мира) мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Содержание 1 История 2 Космополитизм и патриотизм … Википедия

    космополит - КОСМОПОЛИТ, а, м Человек, проповедующий отказ от национальных традиций и культуры, выдвигающий идеи «мирового государства» и «мирового гражданства». // ж космополитка, и, мн род. ток. дат. ткам. Мой друг, убежденный космополит, тем не менее… … Толковый словарь русских существительных

    Через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе от лат. соsmороlitа, греч. κόσμος вселенная, πολίτης гражданин … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Космополит. Географические фантазии , Генис А.. Александр Генис - писатель, кульуролог, радиоведущий, автор многих книг ("Вавилонская башня", "Иван Петрович умер", "Довлатов и окрестности", "Колобок", "Фантики", "Камасутра книжника" и…

Для кого-то, «Отечество», «Родина» и государство – это совершенно разные понятия. А так ли это на самом деле?

Если раскрыть сущность буржуазного государства, тогда как писал В.И. Ленин, «оно есть орудие подавления народных масс, сохранения существующих порядков ». При этом в социалистическом государстве не было «подавления» всех классов, кроме пролетариата?
К. Маркс высказывался: «Диктатура пролетариата – это форма государственного устройства, которая устанавливается в результате социалистической (пролетарской) революции и будет существовать вплоть до построения "полного" коммунизма ».

Поскольку в СССР за всю историю государства сменили четыре редакции Конституции (и была практически на пороге введения следующей, пятой), то для осмысления что же это такое «диктатура пролетариата» как форма государственного устройства:
– государство представительно-демократическое (но не для всех классов и сословий);
– республика советского типа, с соподчинением (а не разделением) законодательной, исполнительной и судебной властей;
– государство с общенародной (или государственной, что по сути – тавтология) собственностью на все основные средства и ресурсы производства;
- государство с постоянно действующей учредительной властью в лице КПСС, а по сути это государственность в идеологически выдержанной монопартийной (идеократической) парадигме (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»).

Теперь дословная цитата без правки текста:
«Конституционно Советская государственность, фактически до самого её разрушения в 1991г., была и продолжала оставаться стопроцентной, "кондовой" диктатурой пролетариата,– даже несмотря на все экивоки горбачёвской шайки, уродовавшей и буквально насиловавшей Конституцию СССР 1977 года.»

А какое же у нас в России государство после 1993 года? Коль скоро у нас произошла контрреволюция, то и сменился общественно-политический строй – вернулись в капитализм, в самом его наихудшем проявлении – буквально за несколько лет оперативно «гайдаро-чубайсята» создали «олигархический капитализм».

Само собой разумеется в 90-х годах понятие «государство» можно трактовать как о нём писал В.И. Ленин. И сразу вспомнили большинство граждан России что такое эксплуатация (которая по своей сути есть присвоение прибавочной стоимости работодателями).
Несколько сотен «семей» (кланов) контролировали «львиную долю» капиталов, собственности, средств производства, уводили в офшоры миллионы, если не триллионы долларов, покупали недвижимость за рубежом, яхты, спортивные клуба и т.д.
Конечно же на страже их интересов стояло наше государство.

Вовремя спохватились, а как же Конституция 1993 года? Там, кроме того, что у нас демократия (то есть – власть народа), сами принципы госудаственности – социально-ориентированное общество. Не следует путать с общенародной собственностью на все основные средства и ресурсы производства – или 100% государственной собственностью.
И началось последовательное вытеснение олигархов из высших эшелонов власти. Что же получили уже к 2004 году? Просто капитализм (по форме государственного управления) стал «государственно-олигархическим», заместив собой «диктатуру буржуазии», которая присуща «олигархическому капитализму».

И вот теперь стоит вернуться к рассмотрению понятий "Отечество", "Государство", "Родина" ("большая" и "малая"), "Семья".
Человек рождается в семье (от матери), на своей "малой Родине", в государстве, которое когда-то называлась СССР, и сейчас живёт в своём Отечестве, путь и границы государства изменились, а также сменились все государственные символы.
Те республики, которые отделились и не вошли в состав СНГ, образовали свои государства и их граждане имеют своё Отечество.
Но, для некоторых возникла двойственность, они не забудут государства СССР.
Пусть для них будет двойное гражданство с предоставлением российского, раз РФ правопреемница СССР, только без ряда повинностей и обязательств к ним со стороны России.
Ну а государственные структуры управления – это, действительно, зависит от общественно-политического устройства и экономической системы государства.
Кому не нравится - пусть агитирует за их изменения конституционным способом, выдвигается, голосует ведёт пропаганду своих воззрений.
Для меня ближе довольно длительный, поэтапный переход к многоукладной экономике с минимально возможным уровнем экономического расслоения и развитой системой социальной поддержки. Конечно же усиление роли общественно-политических сил путём расширения полномочий выборных органов «на местах».

Поэтому и фото такое выбрал как заставку, не хочу заниматься «очернительством» своей Родины, своего государства. Просто надо последовательно, аргументированно, на основании конкретных фактов, отрабатывать пути реформирования той системы, которая нам досталась в наследство от СССР и «сволочных» 90-х.

  • подготовить учащихся к написанию сочинения по типовому варианту заданий ЕГЭ (часть С1);
  • формировать и развивать у выпускников коммуникативные навыки (способность понимать высказывание, строить монологическое высказывание на общественно значимую тему), умение обобщать информацию, убедительно аргументировать мысль.
  • Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновать свою мысль.
  • Задачи: проанализировать текст С.Довлатова; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного.

    Подготовительный этап: знакомство с текстом, работа со словарём.

    Задание к уроку (группам): выписать из толкового словаря значения слов, близких словам толерантность и нетерпимость.

    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Тип: развитие речи.

    Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; портфолио; наглядный материал.

    1. Лексическая разминка.
    2. Индивидуальные собщения.
    3. Работа с текстом.
    4. С/р №1 (в парах): тест.
    5. С/р № 2(в группах) + инд. задание.
    6. Д/з: написать сочинение-рассуждение; индивидуальное задание: сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы из лексической разминки.
    7. Работа с текстом художественной литературы (С.Довлатов “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”).

    1. Вводно-мотивационный этап:

    Учащиеся стоят.

    Здравствуйте. Все готовы к уроку?

    Сегодня на занятии мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения. Данный урок второй. Первый был посвящен теоретической подготовке. Мы с вами собрали теоретический материал в портфолио. На сегодняшнем занятии мы будем с вами реализовать на практике полученные знания. Целью нашего урока является отработка критериев части С, а также развитие умения анализировать текст.

    Оценивать на занятии вы будете себя сами. Система оценивания у нас, как всегда, накопительная. В конце урока каждый получит оценки, в зависимости от успешности выполнения заданий. Работать мы будем по следующему плану.

    Обратите внимание, что работать вы будете и в парах, и в группах, а некоторые получат индивидуальные задания. Дома вы напишите сочинение по тому тексту, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

    Садитесь.

    Сегодня урок развития речи. И начать разговор хотелось бы со слов Дорис Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами”. - Какой смысл скрыт в этих словах?

    Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития мышления свидетельствует умение владеть письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Именно этим мы занимались на уроках развития речи, и работу эту продолжим сегодня и на последующих уроках.

    Запишите тему урока.

    1. Начнём урок с лексической разминки.

    Дома у вас было задание выписать из Толкового словаря слова и выражения, связанные с понятиями толерантность и нетерпимость.

    Ч то обозначают эти слова? (Терпимостъ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. То есть уважение к другим культурам).

    Итак, какие слова вы нашли? (Ребята называют слова, учитель вывешивает карточки со словами на доске)

    Космополитизм (от др. греч. - космополит, гражданин мира) - мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.

    КОСМОПОЛИТ

    космополита, м. (греч. - вселенная и - гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством.

    Веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание её права на существование.

    Миролюбие - стремление к сохранению мира, мирных отношений.

    Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

    Терпимость - умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

    Ксенофобия - 1) болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми людьми; 2) ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

    Конфронтация - противостояние, противоборство (политическая).

    Рознь - вражда, ссоры(религиозная рознь).

    Расизм - реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

    Шовинизм - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.

    Национализм - 1) проявление психологии национального превосходства; 2) идеология и политика, исхлодящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

    Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам. (Обычно в политике)

    Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

    Учащийся называет слово и значение, вставая.

    Кто выписал более 5 слов? Поставьте 5 баллов на полях.

    У кого от З до 5 - 4 балла. 1-2 слова - 3 балла. Кто не выполнил это задание - 0 баллов.

    Тема лексической разминки не случайна. Слова, с которыми мы познакомились сегодня, я надеюсь, помогут нам лучше понять смысл текста, над которым мы будем работать, а также пополнят ваш словарный запас.

    2. Дома, кроме работы с Толковым словарём, некоторые получили и индивидуальные задания.

    2 человека готовили выразительное чтение текста и 1 человек-индивидуальное сообщение. Анализировать мы будем очерк “Понадобились мне...” из цикла “Сентиментальный марш” Сергея Донатовича Довлатова. О нём небольшое сообщение, а также стенд подготовила Филина Оксана. Посмотрите...

    Послушайте сообщение. Особое внимание обратите на следующую информацию: в какой стране Довлатов получил широкое признание? В каких городах и странах он проживал?

    Чтение сообщения.

    Ответы на вопросы.

    (В Америке)

    Эту информацию вы можете использовать в сочинениях.

    1. А в какой части сочинения вы можете это сделать? Вспомним структуру сочинения.

    Учащиеся называют.

    Проверим! Откройте портфолио и посмотрите.

    (Памятка №1) Всё правильно назвали, ничего не перепутали? (Вывесить на доску).

    А что такое тема текста? Прочитайте определение из портфолио памятка №2 ).

    Итак, сейчас вы прослушаете текст и ответите на вопрос: Какова тема данного текста? У вас на столах лежат тексты, можете маркером или ручкой отметить ключевые слова (слова с одинаковым или похожим значением, которые чаще всего употреблены в этом тексте).

    Итак, слушаем.

    Выразительное чтение текста 2 учениками. (2-3 минуты) !

    По мере чтения вывешиваются портреты А.Эйнштейна, Д.Джойса, Мохаммеда Али.

    Итак, о чём этот текст? Назовите тему... Какие ключевые слова вы выделили? (Все люди - братья).

    А какое слово из лексической разминки подойдёт больше всего?

    Толерантность, космополитизм.

    А что такое проблема текста? Прочитайте определение из портфолио. (Памятка №2 )

    Можете друг с другом совещаться.

    Обратите внимание на это при выборе ответа.

    Выполняя тестовые задания, вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответа.

    Время - 5 минут. Та пара, которая справится с заданием раньше, делает дополнительное задание на оценку.

    Дополнительно: 2, 4, 5.

    Самопроверка. Выставление оценок. (1 задание - 1 балл: дополнительное – максимально З балла)

    В каких заданиях вы ошиблись?

    Фронтальный опрос.

    Итак, проблема текста - проблема единства народов и культур. Кто выбрал другую? Почему

    Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “люди всего мира - родственники”. Т.е. Кеннет Бауэр, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих. Безусловно, его можно назвать толерантным человеком, космополитом.

    Какие слова из нашей разминки близки мировоззрению Кеннета Бауэрса? Распределите на 2 колонки. 2 ученика выходят к доске.

    Космополитизм

    Веротерпимость

    Гуманизм

    Миролюбие

    Терпимость

    Милосердие

    ксенофобия

    шовинизм

    национализм

    конфронтация

    Экстремизм

    агрессия

    В каких произведениях нам встречается подобная проблема? ...

    Назовите...

    (“Война и мир” Толстого, “На дне”Горького, “Тихий Дон”Шолохова.)

    Можно ли назвать эту проблему важной и острой?

    Да, она актуальна, так как в России проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям. Что мы и наблюдаем сейчас, например, на Северном Кавказе и в других местах мира. Подобные столкновения являются следствием национализма(например, акции скинхедов).

    Продолжим работу с текстом.

    Разделимся на 2 группы (по рядам), каждая группа получает индивидуальное задание. Распределите обязанности в группе, чтобы успеть выполнить все задания. Выберите в каждой группе человека, который будет отвечать Вспомним ешё раз структуру сочинения... (Называют)

    Начинать надо со... вступления.

    Я предлагаю несколько вариантов вступления. Выберите подходящее к нашему тексту. Прокомментируйте эту проблему. При затруднении можете воспользоваться подсказкой.

    В этом случае - минус 1 балл при оценивании.

    Этой работой будет заниматься группа № 1 .

    2 группа сформулирует авторскую позицию, выразит своё согласие или несогласие с мнением автора и приведёт аргументы (не менее 2-х). Вы также можете в случае затруднения обратиться к подсказке, но на тех же условия (минус 1 балл).

    Время работы - 7 мин.

    У каждой группы есть и дополнительные задания, за правильное выполнение которых вы получите дополнительный балл.

    А один учащийся получает индивидуальное задание: написать сочинение из предложенного материала, вернее, соединить части “конструктора” устно.

    Проверка: Чтение ответов учащимися. Обсуждение. Выставление оценок: в группах ставят самостоятельное 1 балл за каждое задание) +1 балл за дополнительное.

    Дополнительное задание проверяется по контрольной карте (взаимопроверка между группами).

    Чтение сочинения (индивидуальное задание).

    Итог урока.

    Итак, сегодня на уроке мы...Что делали? Что запомнилось? (Проанализировали предложенный текст с учетом требований, предъявляемых к выполнению части С: выделили проблему, авторскую позицию, охарактеризовали языковые особенности текста С. Довлатова, попытались корректно и доказательно выразить собственную точку зрения.)

    Ещё раз обращаю ваше внимание на эпиграф . Сегодня вы рассуждали, размышляли, ошибались, но всё-таки сами. И, я надеюсь, вы это умение будете развивать и совершенствовать.

    Надеюсь, что это занятие поможет вам успешно выполнить домашнее задание - написать сочинение.

    А некоторые получают индивидуальное задание - сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы в словах из лексической разминки.

    Самостоятельная работа № 1

    Ответы (на обратной стороне доски):

    1. 2) 3) 4)
    2. 2)
    3. 2) 3) 5)
    4. Дополнительное: 2, 4, 5

    Самостоятельная работа №2 (устная проверка)

    2. 2 (назвать ошибки)

    Нельзя не заметит, что рассказчик изумлён беседой с Кеннетом Бауэрсом, для которого все люди- родственники. В самом деле, кому из нас приходила мысль считать человечество одной большой и дружной семьёй? Однако автор так выстраивает диалог своих героев, что читатель невольно задумывается о несомненной правоте мудрого мастера.

    1. Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “все люди- родственники...братья”
    2. Любые два аргумента.

    Дополнительное.

    Проверка по контрольной карте:

    1. Мне импонируют те люди, которые всех людей считают братьями.
    2. Недавно мы приехали из санатория, в котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
    3. Мнение многих по этой проблеме неоднозначно.
    4. Кеннет Бауэрс сказал, что он американец, и попросил меня занести ему свою фотографию.


    Рассказать друзьям