Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.
Что такое «космополитизм»?
Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:
- Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
- Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
- Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.
Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.
Символ космополитизма
Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.
Космополитизм - плюсы и минусы
Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:
- Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
- Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
- Пробуждает интерес к культуре других народов.
Основные отрицательные моменты:
- Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
- Снижает чувство гордости за свою страну.
Как стать космополитом?
- Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
- Благо общества - превыше личного.
- Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.
В современной трактовке космополиты - это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.
Разоблачение космополитизма
«Космополит» или «гражданин мира» - такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей. Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства. Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.
Борьба с космополитизмом
Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.
Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.
Известные космополиты
Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.
- Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
- Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
- Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
- Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта.
Книги о космополитизме
Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.
- Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества» . Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
- Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» . Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
- А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики» . В книге поднимаются проблемы
- противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
- Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС» . Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
- Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира» . Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.
КОСМОПОЛИТ
КОСМОПОЛИТ
(греч. kosmopolites , от kosmos - вселенная, и polites - гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим отечеством.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
КОСМОПОЛИТ
греч. kosmopolites , от kosmos , вселенная, и polites , гражданин. Гражданин вселенной, человек, считающий всю землю своим отечеством.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
КОСМОПОЛИТ
относящейся одинаково ко воем людям, не считаясь с национальностью, т. е. с принадлежностью данного лица к тому или другому государству; умеющий подчинять интересы отечества и свои - интересам всего человечества; не видящей разницы между соотечественником и иностранцем.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
КОСМОПОЛИТ
человек, подчиняющий национальные интересы интересам всего человечества и считающий себя гражданином не только своего отечества, но и всего мира.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
Космополи́т
(гр. kosmopolites гражданин мира)
1) сторонник космополитизма; человек, лишенный чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности;
2) космополиты - в биологии - виды животных или растений, широко распространенных по земному шару (напр. , береговая ласточка, крапива); ср. эндемики .
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Космополит
космополита, м. [греч. kosmopolites от kosmos – вселенная и polites – гражданин ] (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Космополит
а, м.
(фр.
cosmopolite греч.
kosmopolitēs гражданин мира).
1.
одуш.
Сторонник космополитизма
, человек, не считающий себя принадлежащим ни к одной национальности.
Космополитка
- женщина-к.
||
Ср.
апатрид , аполид .
2.
одуш.
и неодуш.
., биол.
Животное или растение, широко распространенное по земному шару, не имеющее определенной географической локализации (напр.
, береговая ласточка, крапива).
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Синонимы :
Смотреть что такое "КОСМОПОЛИТ" в других словарях:
космополит - а, м. cosmopolite <гр. kosmopolites гражданин мира. 1. Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством. Сл. 18. Космополит.. иногда означает оно человека, равно любящего все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова
космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии
Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права
Всемирный гражданин Ср. Храня пристойный вид, Кто поумней, зовет себя: космополит. Я иначе людей подобных называю... Космополиты вы? прочь громкие слова! Всегда я презирал и ныне презираю Бродяг, не помнящих родства! А.М. Жемчужников. Сумасшедшие … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Космополитизм (от др. греч. κοσμοπολίτης космополит, гражданин мира) мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Содержание 1 История 2 Космополитизм и патриотизм … Википедия
космополит - КОСМОПОЛИТ, а, м Человек, проповедующий отказ от национальных традиций и культуры, выдвигающий идеи «мирового государства» и «мирового гражданства». // ж космополитка, и, мн род. ток. дат. ткам. Мой друг, убежденный космополит, тем не менее… … Толковый словарь русских существительных
Через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе от лат. соsmороlitа, греч. κόσμος вселенная, πολίτης гражданин … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Книги
- Космополит. Географические фантазии , Генис А.. Александр Генис - писатель, кульуролог, радиоведущий, автор многих книг ("Вавилонская башня", "Иван Петрович умер", "Довлатов и окрестности", "Колобок", "Фантики", "Камасутра книжника" и…
Для кого-то, «Отечество», «Родина» и государство – это совершенно разные понятия. А так ли это на самом деле?
Если раскрыть сущность буржуазного государства, тогда как писал В.И. Ленин, «оно есть орудие подавления народных масс, сохранения существующих порядков
». При этом в социалистическом государстве не было «подавления» всех классов, кроме пролетариата?
К. Маркс высказывался: «Диктатура пролетариата – это форма государственного устройства, которая устанавливается в результате социалистической (пролетарской) революции и будет существовать вплоть до построения "полного" коммунизма
».
Поскольку в СССР за всю историю государства сменили четыре редакции Конституции (и была практически на пороге введения следующей, пятой), то для осмысления что же это такое «диктатура пролетариата» как форма государственного устройства:
– государство представительно-демократическое (но не для всех классов и сословий);
– республика советского типа, с соподчинением (а не разделением) законодательной, исполнительной и судебной властей;
– государство с общенародной (или государственной, что по сути – тавтология) собственностью на все основные средства и ресурсы производства;
- государство с постоянно действующей учредительной властью в лице КПСС, а по сути это государственность в идеологически выдержанной монопартийной (идеократической) парадигме (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»).
Теперь дословная цитата без правки текста:
«Конституционно Советская государственность, фактически до самого её разрушения в 1991г., была и продолжала оставаться стопроцентной, "кондовой" диктатурой пролетариата,– даже несмотря на все экивоки горбачёвской шайки, уродовавшей и буквально насиловавшей Конституцию СССР 1977 года.»
А какое же у нас в России государство после 1993 года? Коль скоро у нас произошла контрреволюция, то и сменился общественно-политический строй – вернулись в капитализм, в самом его наихудшем проявлении – буквально за несколько лет оперативно «гайдаро-чубайсята» создали «олигархический капитализм».
Само собой разумеется в 90-х годах понятие «государство» можно трактовать как о нём писал В.И. Ленин. И сразу вспомнили большинство граждан России что такое эксплуатация (которая по своей сути есть присвоение прибавочной стоимости работодателями).
Несколько сотен «семей» (кланов) контролировали «львиную долю» капиталов, собственности, средств производства, уводили в офшоры миллионы, если не триллионы долларов, покупали недвижимость за рубежом, яхты, спортивные клуба и т.д.
Конечно же на страже их интересов стояло наше государство.
Вовремя спохватились, а как же Конституция 1993 года? Там, кроме того, что у нас демократия (то есть – власть народа), сами принципы госудаственности – социально-ориентированное общество. Не следует путать с общенародной собственностью на все основные средства и ресурсы производства – или 100% государственной собственностью.
И началось последовательное вытеснение олигархов из высших эшелонов власти. Что же получили уже к 2004 году? Просто капитализм (по форме государственного управления) стал «государственно-олигархическим», заместив собой «диктатуру буржуазии», которая присуща «олигархическому капитализму».
И вот теперь стоит вернуться к рассмотрению понятий "Отечество", "Государство", "Родина" ("большая" и "малая"), "Семья".
Человек рождается в семье (от матери), на своей "малой Родине", в государстве, которое когда-то называлась СССР, и сейчас живёт в своём Отечестве, путь и границы государства изменились, а также сменились все государственные символы.
Те республики, которые отделились и не вошли в состав СНГ, образовали свои государства и их граждане имеют своё Отечество.
Но, для некоторых возникла двойственность, они не забудут государства СССР.
Пусть для них будет двойное гражданство с предоставлением российского, раз РФ правопреемница СССР, только без ряда повинностей и обязательств к ним со стороны России.
Ну а государственные структуры управления – это, действительно, зависит от общественно-политического устройства и экономической системы государства.
Кому не нравится - пусть агитирует за их изменения конституционным способом, выдвигается, голосует ведёт пропаганду своих воззрений.
Для меня ближе довольно длительный, поэтапный переход к многоукладной экономике с минимально возможным уровнем экономического расслоения и развитой системой социальной поддержки. Конечно же усиление роли общественно-политических сил путём расширения полномочий выборных органов «на местах».
Поэтому и фото такое выбрал как заставку, не хочу заниматься «очернительством» своей Родины, своего государства. Просто надо последовательно, аргументированно, на основании конкретных фактов, отрабатывать пути реформирования той системы, которая нам досталась в наследство от СССР и «сволочных» 90-х.
Задачи: проанализировать текст С.Довлатова; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного.
Подготовительный этап: знакомство с текстом, работа со словарём.
Задание к уроку (группам): выписать из толкового словаря значения слов, близких словам толерантность и нетерпимость.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тип: развитие речи.
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; портфолио; наглядный материал.
- Лексическая разминка.
- Индивидуальные собщения.
- Работа с текстом.
- С/р №1 (в парах): тест.
- С/р № 2(в группах) + инд. задание.
- Д/з: написать сочинение-рассуждение; индивидуальное задание: сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы из лексической разминки.
- Работа с текстом художественной литературы (С.Довлатов “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”).
1. Вводно-мотивационный этап:
Учащиеся стоят.
Здравствуйте. Все готовы к уроку?
Сегодня на занятии мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения. Данный урок второй. Первый был посвящен теоретической подготовке. Мы с вами собрали теоретический материал в портфолио. На сегодняшнем занятии мы будем с вами реализовать на практике полученные знания. Целью нашего урока является отработка критериев части С, а также развитие умения анализировать текст.
Оценивать на занятии вы будете себя сами. Система оценивания у нас, как всегда, накопительная. В конце урока каждый получит оценки, в зависимости от успешности выполнения заданий. Работать мы будем по следующему плану.
Обратите внимание, что работать вы будете и в парах, и в группах, а некоторые получат индивидуальные задания. Дома вы напишите сочинение по тому тексту, с которым мы будем работать сегодня на уроке.
Садитесь.
Сегодня урок развития речи. И начать разговор хотелось бы со слов Дорис Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами”. - Какой смысл скрыт в этих словах?
Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития мышления свидетельствует умение владеть письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Именно этим мы занимались на уроках развития речи, и работу эту продолжим сегодня и на последующих уроках.
Запишите тему урока.
1. Начнём урок с лексической разминки.
Дома у вас было задание выписать из Толкового словаря слова и выражения, связанные с понятиями толерантность и нетерпимость.
Ч то обозначают эти слова? (Терпимостъ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. То есть уважение к другим культурам).
Итак, какие слова вы нашли? (Ребята называют слова, учитель вывешивает карточки со словами на доске)
Космополитизм (от др. греч. - космополит, гражданин мира) - мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.
КОСМОПОЛИТ
космополита, м. (греч. - вселенная и - гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством.
Веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание её права на существование.
Миролюбие - стремление к сохранению мира, мирных отношений.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
Терпимость - умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.
Ксенофобия - 1) болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми людьми; 2) ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.
Конфронтация - противостояние, противоборство (политическая).
Рознь - вражда, ссоры(религиозная рознь).
Расизм - реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.
Шовинизм - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.
Национализм - 1) проявление психологии национального превосходства; 2) идеология и политика, исхлодящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам. (Обычно в политике)
Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность.
Учащийся называет слово и значение, вставая.
Кто выписал более 5 слов? Поставьте 5 баллов на полях.
У кого от З до 5 - 4 балла. 1-2 слова - 3 балла. Кто не выполнил это задание - 0 баллов.
Тема лексической разминки не случайна. Слова, с которыми мы познакомились сегодня, я надеюсь, помогут нам лучше понять смысл текста, над которым мы будем работать, а также пополнят ваш словарный запас.
2. Дома, кроме работы с Толковым словарём, некоторые получили и индивидуальные задания.
2 человека готовили выразительное чтение текста и 1 человек-индивидуальное сообщение. Анализировать мы будем очерк “Понадобились мне...” из цикла “Сентиментальный марш” Сергея Донатовича Довлатова. О нём небольшое сообщение, а также стенд подготовила Филина Оксана. Посмотрите...
Послушайте сообщение. Особое внимание обратите на следующую информацию: в какой стране Довлатов получил широкое признание? В каких городах и странах он проживал?
Чтение сообщения.
Ответы на вопросы.
(В Америке)
Эту информацию вы можете использовать в сочинениях.
1. А в какой части сочинения вы можете это сделать? Вспомним структуру сочинения.
Учащиеся называют.
Проверим! Откройте портфолио и посмотрите.
(Памятка №1) Всё правильно назвали, ничего не перепутали? (Вывесить на доску).
А что такое тема текста? Прочитайте определение из портфолио памятка №2 ).
Итак, сейчас вы прослушаете текст и ответите на вопрос: Какова тема данного текста? У вас на столах лежат тексты, можете маркером или ручкой отметить ключевые слова (слова с одинаковым или похожим значением, которые чаще всего употреблены в этом тексте).
Итак, слушаем.
Выразительное чтение текста 2 учениками. (2-3 минуты) !
По мере чтения вывешиваются портреты А.Эйнштейна, Д.Джойса, Мохаммеда Али.
Итак, о чём этот текст? Назовите тему... Какие ключевые слова вы выделили? (Все люди - братья).
А какое слово из лексической разминки подойдёт больше всего?
Толерантность, космополитизм.
А что такое проблема текста? Прочитайте определение из портфолио. (Памятка №2 )
Можете друг с другом совещаться.
Обратите внимание на это при выборе ответа.
Выполняя тестовые задания, вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответа.
Время - 5 минут. Та пара, которая справится с заданием раньше, делает дополнительное задание на оценку.
Дополнительно: 2, 4, 5.
Самопроверка. Выставление оценок. (1 задание - 1 балл: дополнительное – максимально З балла)
В каких заданиях вы ошиблись?
Фронтальный опрос.
Итак, проблема текста - проблема единства народов и культур. Кто выбрал другую? Почему
Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “люди всего мира - родственники”. Т.е. Кеннет Бауэр, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих. Безусловно, его можно назвать толерантным человеком, космополитом.
Какие слова из нашей разминки близки мировоззрению Кеннета Бауэрса? Распределите на 2 колонки. 2 ученика выходят к доске.
Космополитизм
Веротерпимость
Гуманизм
Миролюбие
Терпимость
Милосердие
ксенофобия
шовинизм
национализм
конфронтация
Экстремизм
агрессия
В каких произведениях нам встречается подобная проблема? ...
Назовите...
(“Война и мир” Толстого, “На дне”Горького, “Тихий Дон”Шолохова.)
Можно ли назвать эту проблему важной и острой?
Да, она актуальна, так как в России проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям. Что мы и наблюдаем сейчас, например, на Северном Кавказе и в других местах мира. Подобные столкновения являются следствием национализма(например, акции скинхедов).
Продолжим работу с текстом.
Разделимся на 2 группы (по рядам), каждая группа получает индивидуальное задание. Распределите обязанности в группе, чтобы успеть выполнить все задания. Выберите в каждой группе человека, который будет отвечать Вспомним ешё раз структуру сочинения... (Называют)
Начинать надо со... вступления.
Я предлагаю несколько вариантов вступления. Выберите подходящее к нашему тексту. Прокомментируйте эту проблему. При затруднении можете воспользоваться подсказкой.
В этом случае - минус 1 балл при оценивании.
Этой работой будет заниматься группа № 1 .
2 группа сформулирует авторскую позицию, выразит своё согласие или несогласие с мнением автора и приведёт аргументы (не менее 2-х). Вы также можете в случае затруднения обратиться к подсказке, но на тех же условия (минус 1 балл).
Время работы - 7 мин.
У каждой группы есть и дополнительные задания, за правильное выполнение которых вы получите дополнительный балл.
А один учащийся получает индивидуальное задание: написать сочинение из предложенного материала, вернее, соединить части “конструктора” устно.
Проверка: Чтение ответов учащимися. Обсуждение. Выставление оценок: в группах ставят самостоятельное 1 балл за каждое задание) +1 балл за дополнительное.
Дополнительное задание проверяется по контрольной карте (взаимопроверка между группами).
Чтение сочинения (индивидуальное задание).
Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы...Что делали? Что запомнилось? (Проанализировали предложенный текст с учетом требований, предъявляемых к выполнению части С: выделили проблему, авторскую позицию, охарактеризовали языковые особенности текста С. Довлатова, попытались корректно и доказательно выразить собственную точку зрения.)
Ещё раз обращаю ваше внимание на эпиграф . Сегодня вы рассуждали, размышляли, ошибались, но всё-таки сами. И, я надеюсь, вы это умение будете развивать и совершенствовать.
Надеюсь, что это занятие поможет вам успешно выполнить домашнее задание - написать сочинение.
А некоторые получают индивидуальное задание - сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы в словах из лексической разминки.
Самостоятельная работа № 1
Ответы (на обратной стороне доски):
- 2) 3) 4) 2)
- 2) 3) 5)
- Дополнительное: 2, 4, 5
Самостоятельная работа №2 (устная проверка)
2. 2 (назвать ошибки)
Нельзя не заметит, что рассказчик изумлён беседой с Кеннетом Бауэрсом, для которого все люди- родственники. В самом деле, кому из нас приходила мысль считать человечество одной большой и дружной семьёй? Однако автор так выстраивает диалог своих героев, что читатель невольно задумывается о несомненной правоте мудрого мастера.
- Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “все люди- родственники...братья”
- Любые два аргумента.
Дополнительное.
Проверка по контрольной карте:
- Мне импонируют те люди, которые всех людей считают братьями.
- Недавно мы приехали из санатория, в котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
- Мнение многих по этой проблеме неоднозначно.
- Кеннет Бауэрс сказал, что он американец, и попросил меня занести ему свою фотографию.