Рисование по квадратам. Вспомогательные инструменты и материалы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Координатная сетка позволяет нужным образом разместить объекты на бумаге. В данном случае мы создадим рисунок угольными карандашами на основе наброска.

Зачем вообще нужна координатная сетка? Порой художнику тяжело определить размеры и пропорции объектов. Решить такую задачу ему поможет координатная сетка, которая наносится на лист бумаги, размещаемый позади изображаемой сцены. Такая же сетка наносится и на тот лист, который используется для создания рисунка.

Координатная сетка находится за отображаемыми объектами, и нанесена непосредственно на белый фон, что позволяет получить четкие объекты и тени, ими отбрасываемые. Тем не менее, в этом примере мы сосредоточимся на отображении именно объема предметов, чтобы получить вот такой рисунок.

Контуры рисунка нарисованы карандашом 2B, который без проблем стирается резинкой. А вот тени рисунка делаются с использованием угольного карандаша, который дает жирные и темные линии. Чтобы научиться использовать угольный карандаш, проведите им по бумаге, чтобы понять, какие именно линии он оставляет. Попробуйте разную силу нажатия на карандаш, чтобы сравнить проведенные линии. Также попробуйте и штриховку в разнообразных направлениях. Это необходимо, чтобы разобраться в изменении фактуры штриха. Когда вы научитесь штриховать угольным карандашом, то сможете его использовать не хуже обычного графитового.

Уголь отличается порошкообразной структурой, поэтому его лучше использовать на шероховатой либо фактурной бумаге, поскольку она будет лучше удерживать порошок угля. Например, можно рисовать углем на бумаге, которая имеет сильную фактуру. В результате получится крупное зерно, которое сделает картину более выразительной.

Как разметить координатную сетку для экрана

Отметьте линии по вертикали, с отступом в 20 см от края картонки. Лист картона затем обрезается по сделанным линиям, после чего отрезанные полосы приклеиваются с помощью клейкой ленты. Это позволит получить две сгибаемые полоски, необходимые для установки нашего координатного экрана. С помощью карандаша 2В нарисуйте в центре рамку, которая должна находится ближе к нижней грани картона.

Далее проведите вертикальные и горизонтальные линии, чтобы разделить рамку на квадраты. В итоге у нас получатся квадраты 8х8 см. Осталось установить предметы для натюрморта, а позади них – созданный сейчас экран с координатной сеткой.

1. Координатная сетка для рисунка

Экран у нас готов, пора заняться и самим рисунком. С помощью карандаша 2В сделайте еще одну координатную сетку, на обычном листе бумаги. Число квадратов на этой бумаге, предназначенной для рисунка, должно совпадать с числом квадратов на экране. Вот только размер квадратов сейчас будет меньше – 6х6 см.

2. Начинаем рисунок

В отображаемой композиции бутылка – наиболее высокая, так что начнем с нее. Для рисования используйте карандаш 2В. Проанализируйте, как именно контуры бутылки пересекают квадраты координатной сетки на экране, стоящем позади бутылки. Проверяйте, как правильно наносится каждая линия на бумагу.

3. Отрисовка пробки

Продолжаем вырисовывать бутылку. У нее, кстати, есть откидная пробка – рисуйте ее внимательно, проверяя размещение по координатной сетке. Для прорисовки контура используйте мелкие штрихи, на одну линию. Так будет меньше ошибок.

Художнику в своей практике особенно часто приходится иметь дело с обширными пространствами, на которых размещаются различные природные предметы (реки, озера, холмы, горы и т. д.). Поэтому особенно важна точная передача размещения видимых предметов, что обеспечивает перспективная сетка . Знание позволяет решать и эти задачи с достаточной для наших целей точностью. Но здесь, особенно для начала, необходимо вооружиться некоторым терпением и проделать ряд необходимых упражнений.

Упражнение рисования карандашом для начинающих

Представьте себе обширную равнину, поверхность которой, подобно шахматной доске, разделена на квадраты, длина ребер которых равна 100 м. Нам, стоящим на некоторой высоте, необходимо изобразить на рисунке это поле. Требуется изобразить не план поля, а именно рисунок, на котором каждый квадрат, в силу перспективных изменений, должен иметь различные размеры и различные очертания .

Чтобы решить эту задачу, выбираем какой-либо один квадрат, находящийся прямо перед нами в расстоянии от нас, примерно, около 100 м. Мы уже имеем достаточный опыт рисования прямоугольников на полу, а потому без особенного труда с достаточной точностью строим этот квадрат АВСD (рис. 1, вверху). Потом совмещаем линейку с передней, ближайшей к нам стороной квадрата и проводим линию, которая являлась бы продолжением этой стороны квадрата вправо и влево, т. е. продолжаем в обе стороны линию АВ . То же самое проделываем и с задней стороной квадрата (линия СD). У нас получатся две параллельные линии, которые определят положение всего первого ряда квадратов. Продолжив боковые стороны нарисованного нами квадрата (АС и ВО ) до их пересечения, мы получим точку схода, а следовательно, и местоположение линии горизонта.

Передние стороны первого ряда квадратов лежат на линии АВ , и все они приблизительно равны. Поэтому, если мы возьмем длину передней стороны нарисованного нами квадрата и отложим эту длину несколько раз вправо и влево по линии АВ , то получим местоположение всех передних сторон первого ряда квадрата. Соединив полученные точки с точкой схода, мы получим перспективные изображения всех квадратов первого ряда. Все это совершенно понятно, потому что все боковые стороны квадратов параллельны и, естественно, они должны сходиться в одной точке схода на горизонте (рис. 1, снизу).

Рисунок 1 — Рисуем объект в перспективе

Теперь проведем диагональ на первом изображенном нами квадрате (от точки А через точку D )) и продолжим ее до пересечения с горизонтом. Эта линия в точке Е пересечет продолжение боковой стороны соседнего квадрата и тем самым определит местоположение задней стороны второго ряда квадратов. Проводя через точку Е линию, параллельную линии СО, мы получаем изображение второго ряда квадратов (рис. 2, вверху).

Рисунок 2 — Пример рисования перспективной сетки

Далее берем квадрат второго ряда, расположенный как раз над первым нарисованным нами квадратом, и также проводим диагональ в точку схода (точка схода будет одна, ибо все диагонали квадратов тоже параллельны). Диагональ, пересекая продолжение боковой стороны квадрата в точке F , определяет положение задней стороны третьего ряда квадратов и т. д. (рис. 2, винзу).

Подобным образом мы определяем места четвертого, пятого и так далее рядов квадратов. Теоретически так можно строить ряды квадратов до самого горизонта, но практически их удается построить не более 6-7, так как далее, при нашей недостаточной точности черчения, будут уже значительные ошибки. Даже построить 7-8 рядов квадратов возможно только при очень тщательной и точной работе. Но нам достаточно 5-6 рядов, чтобы убедиться в возможности геометрическим способом строить подобную перспективную сетку (рис. 3).

Рисунок 3 — Рисуем перспективную сетку

Перспективная сетка - правила рисования

Полученная нами перспективная сетка имеет для нас огромное значение. Это мы поймем, как только проделаем ряд соответствующих упражнений. Но прежде чем подходить к этим упражнениям, заготовим несколько сеток, чтобы потом не отвлекаться от работы. Чтобы сетки были просты и удобны, мы предлагаем руководствоваться следующими соображениями:

  1. Сетка чертится в размере не менее страницы тетради.
  2. Линия горизонта должна совпадать с длиной, а не шириной листа.
  3. Сначала проведите горизонт, потом точно по треугольнику вертикальную линию вниз чертежа. Далее откладываете вниз от горизонта по вертикали 6 см и проводите линию, строго параллельную горизонту. На этой линии как раз и будут располагаться передние стороны первого ряда квадратов.
  4. На проведенной вами нижней горизонтальной линии вправо и влево от вертикали вы откладываете последовательно по 3 см. Далее вы соединяете эти точки с точкой пересечения вертикали и горизонта (с точкой схода).
  5. По вертикали от нижней горизонтальной линии отметьте 1,5 см вверх и через полученную точку проведите параллельную линию. Так у вас получится перспективное изображение первого ряда квадратов.
  6. Далее проведите диагонали в квадратах, примыкающих к вертикали справа и слева. Постарайтесь, чтобы они сошлись в одной точке на горизонте (точка будет близка к правому краю страницы).
  7. Далее последовательно в ту же (правую) точку схода проводите диагонали и стройте последовательно остальные ряды квадратов.
  8. Правильно построенная сетка обводится чернилами или тушью, а вспомогательные линии стираются. По этой сетке, путем накалывания, вы можете вычертить 10-15 сеток.

В дальнейшем, в целях экономии времени, перспективные сетки можно строить еще проще. Проделав все, что указано в пунктах 1, 2, 3 и 4, вы по вертикали снизу вверх откладываете последовательно сначала 2 см, потом 1,5; 1,0; 0,6; 0,4; 0,35; 0,3; 0,25 и 0,2. Через каждое из этих делений проводите горизонтальные линии, параллельные нижней.

Построенные нами перспективные сетки подойдут для изображения местности с некоторой довольно значительной высоты. Для изображения местности с меньшей высоты расстояние от горизонта до нижней горизонтальной линии должно быть меньше. Так, можно рекомендовать перспективную сетку, в которой от нижней горизонтальной линии до линии горизонта 4,2 см. При этих условиях снизу по вертикали придется уже откладывать меньшие величины: для первого ряда 1, второго 0,6, потом 0,45; 0,3; 0,22; 0,17; 0,14 и 0,1. В дальнейшем нашем изложении первую сетку мы будем называть сеткой № 1, а вторую - сеткой № 2. Сначала для наших упражнений возьмем сетку № 1.

Ко всем дальнейшим упражнениям с перспективной сеткой мы даем рисунки подобные, но не являющиеся ответами на поставленные задачи.

Упражнение: построение перспективной призмы

Построить трехгранную удаляющуюся от вас призму, основанием которой является левая крайняя полоса квадратов. Высота призмы 0,5 стороны квадрата. Построенную призму разбить на отдельные призмы, основаниями которых являются отдельные квадраты (рис. 4).

Рисунок 4 — Построение удаляющейся от зрителя призмы.

Упражнение: построение трех призм

Построить трехгранные призмы по трем удаляющимся полосам квадратов, но расположенные так, чтобы между основаниями призм оставалась полоса удаляющихся квадратов. Разделите призмы на части и покройте их склоны соответствующими штрихами (рис. 5).

Рисунок 5 — Построение ряда удаляющихся призм.

Упражнение: построение пирамид

На крайней левой удаляющейся от вас полосе квадратов построить ряд пирамид , высота которых равна приблизительно половине длины стороны квадрата. Пирамиды располагаются не на каждом квадрате, а через квадрат. (Пересечение диагоналей в каждом квадрате дает точку, откуда следует проводить высоту. Определив вершину первой пирамиды, проводим от нее линии к точке схода. На этих линиях будут лежать высшие точки всех пирамид.) Правые склоны пирамид покрыть соответствующими склонам штрихами (рис. 6).

Рисунок 6 — Построение пирамид.

Построенные нами ряды призм и пирамид можно рассматривать как схему удаляющихся от нас хребтов или рядов разобщенных гор. Эти схемы легко превратить в параллельные ряды хребтов. На каждой призме или пирамиде, расположенной на 1 квадрате, мы изображаем вершину (рис. 7).

Упражнение: Рисование гор в перспективе

Возьмите сетку № 2 и постройте схему удаляющегося рва на правой, второй, считая от вертикальной линии, удаляющейся полосе квадратов. Глубина рва равна 0,5 стороны квадрата. Ров имеет вид врезанной трехгранной призмы (рис. 8).

Рисунок 7 — Ряд удаляющихся хребтов, построенных на основе удаляющихся призм.

После этого, постройте схему подобного же рва, но идущего уже не по линии квадратов, а по диагонали. Ров начинается от первого левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки.

Глубина рва и сетки та же. Ров продолжается до горизонта. Левый склон покрыт штрихами (рис. 9).

Рисунок 8 — Схема геометрически правильного удаляющегося рва.


Рисунок 9 — Ров удаляется по диагонали.

Все дальнейшие упражнения с сеткой пойдут по сетке № 2.

Упражнение рисование перспективы

Построить схему рва, который начинается от левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки. Ров идет на северо-восток до крайнего квадрата, а потом круто поворачивает на северо-запад и идет так до края сетки. Сетка и глубина рва те же, что и в предыдущем упражнении (рис. 10). Зритель стоит лицом на север.

Одним из наиболее удобных способов срисовывания объектов для начинающих является рисование по сетке. Сегодня мы рассмотрим эту технику рисования подробнее.

Выбирая фотографию для срисовывания, убедитесь, что она достаточно большая и не содержит лишних элементов, мешающих вам срисовать нужный объект. Также ваш объект должен быть четко представлен на фотографии, т.к. размытые края только усложнят срисовывание (см. рисунок). Теперь выберите размер вашей сетки. Учтите, что чем больше размер ячейки, тем большую часть рисунка вам придется в ней вписывать. Хотя нет никаких правил относительно минимального размера сетки, постарайтесь выбрать максимально удобный для вас. Новички, в качестве дополнительной тренировки, могут распечатать нужную фотографию, предварительно нанеся на неё сетку на компьютере.

При срисовывании по сетке используйте вспомогательные листы бумаги, которыми вы можете прикрыть ненужные в данный момент части изображения и больше сконцентрироваться на конкретной детали.

Опирайтесь на четкие края вашего объекта. Посмотрите на приведенный рисунок: мы очертили край вазы и, более того, один из углов проходит через линию сетки. Это может послужить хорошим ориентиром при дальнейшем рисовании. В тоже самое время не опирайтесь всецело на сетку, а скорее визуально оценивайте положение каждой детали относительно листа (треть, четверть...). Рисуйте форму, отмечая какие заметные детали пересекают линии сетки. Затемнение, которое мы видим на рисунке выше - это . Заметьте, оно похоже на растянутій треугольник. Негативное пространство помогает очерчивать контуры нашей фигуры и правильнее рисовать симметричные детали.

Законченный рисунок будет содержать все основные линии нашего объекта и окружающей обстановки. Если вы хотите указать некие очень легкие детали, используйте пунктир. Аккуратно сотрите сетку и закончите оформление вашего рисунка.

Использование координатной сетки позволяет по-разному «деформировать» лицо, в зависимости от того, как вы ее нарисуете. Сетка с широкими клетками растягивает черты лица, в то время как сетка с вытянутыми клетками сужает его. Выберите для эксперимента какую-нибудь журнальную картинку или подготовьте свой рисунок.

1. Используйте карандаш и линейку для нанесения сетки с квадратиками 2×2 см поверх выбранной картинки.

2. Затем нарисуйте новую сетку с тем же количеством квадратиков. Вместо прямых линий используйте искривленные и непараллельные.

3. В первой сетке с картинкой найдите ту клетку, где располагается подбородок. Нарисуйте линию подбородка в соответствующей клетке новой сетки. То же проделайте с остальными деталями рисунка.

4. Вписывая рисунок в новую сетку, внимательно сопоставляйте расположение деталей с первоначальным рисунком.

5. Нарисуйте волосы, в некоторых местах следуя линиям сетки. Когда закончите контурный рисунок, добавьте штриховку, тени.

С амым трудным для начинающего художника, а точнее - рисовальщика, является точное соблюдение пропорций рисуемого объекта и точная передача его формы.

Наблюдая за профессиональными художниками, поражаешься, как легко и точно они переносят на полотно то, что видят. Всего несколько росчерков и вот уже появляется узнаваемый образ.

Начинающим кажется, что так они никогда не смогут, что для этого нужен талант.

Талант, без сомнения штука полезная и весьма желательная.

Но тут ситуация несколько иная. Такая лёгкость достигается многими днями «тренировок», бесчисленными набросками и учебными рисунками. Они помогают выработать точный глазомер и четкость движений руки с карандашом.

Но такая методика имеет и оборотную сторону - она требует много времени на ее выполнение. В помощь начинающим рисовальщикам, для облегчения на первых порах выполнения упражнений по рисунку давно существует простая методика «Рисование по сетке ».

В наше время, в век компьютеров и других чудес техники, этот метод рисования стал забываться, хотя раньше он пользовался популярностью. Думаю, многие его прекрасно знают и даже использовали на практике, но считали его совершенно не серьёзным и уж точно не относящимся к «настоящему» рисованию. И совершенно напрасно. Этот метод позволяет исподволь развить глазомер. Но самое главное его достоинство - Вы сможете, используя его получить вполне достойный рисунок, повысив тем самым свою самооценку в способностях к рисованию. А это дорогого стоит. Именно твердая уверенность в своих силах и страстное желание может «горы свернуть», а уж поспособствовать в получении навыков рисования и подавно.

Некоторые люди всё же считают, что рисунок, полученный этим методом, это какая-то обманка, что-то ненастоящее, рисунок второго сорта. Уверен, они глубоко ошибаются! С тем же успехом можно обвинить художников, что они используют карандаш как измеритель при составлении пропорций рисуемого предмета. Сетка, это всего лишь вспомогательный инструмент начинающего художника, и она не сможет заменить ни технику владения карандашом, ни искусства передачи тонов и т.п. Замечу, что даже весьма знаменитые художники не гнушались использовать дополнительные технические средства. Например, великий Леонардо да Винчи использовал стекло как картинную плоскость.

Но особенно в этом деле отличился Дюрер: он, как сторонник различных технических новшеств в рисовании, придумал целый рисовальный станок, в котором как раз и использовалась сетка как инструмент рисования. Так что, если уж знаменитые художники использовали дополнительные средства в рисовании, то начинающему художнику тем более полезно использовать сетку в обучении рисованию.

Изучив этот мини-курс «Рисование по сетке» и применив на практике полученные знания любой человек сможет нарисовать самостоятельно карандашный рисунок. Если читатель ранее никогда не рисовал карандашом и уверен, что рисовать не умеет, то предложенная авторская методика позволит ему легко создать карандашный рисунок, укрепив веру в собственные силы и способности.

Методика полностью работоспособна и использовалась автором при создании своих карандашных рисунков. Процесс создания одного из них приведён в руководстве в качестве примера.



Рассказать друзьям