Русский менталитет и иммиграция: какие страны близки нам по менталитету? Менталитет: как генетический код народа влияет на наше мышление.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГОУ ВПО

«Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»

Реферат на тему:

«Характеристика особенности российского менталитета».

Выполнила: студентка П-509

Лямина О. С.

Воронеж 2009

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Менталитет является предметом рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою черту в определение данного понятия. Современный Философский энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь Терра Лексикон под данным понятием подразумевает определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку ил общественной группе. В такой трактовке отсутствует упоминание о языке как о важной составляющей менталитета, а из культурных особенностей, вероятно, учитываются только особенности поведения.

Односторонняя трактовка не является особенностью только лишь современной науки. Менталитет как самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться в 20-30-е гг. XX в. В начале XX века термин «ментальность», видимо, применялся двояким образом. В обычной речи этим в некоторой степени модным термином обозначались предпочтительно коллективные системы мироощущения и поведения, «формы духа». В это же время он появляется и в научном лексиконе, но опять же как «образ мыслей» или «особенности мироощущения».

Существует много определений что такое менталитет, приведем не которые из них:

Менталитет – это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «… присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума».

Термин менталитет зародился во Франции. Он встречается уже в отдельных работах Р. Эмерсона в 1856 г. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики рубежа XIX-XX вв. пришел к выводу, что смысловой заряд слова менталитет образовался до того[ Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995. С. 14], как термин появился в обыденной речи.

Принято считать, что в научный терминологический аппарат категорию менталитет одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ. В своей сущности ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Еще Ж. Ле Гофф отмечал, что «менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история»[ Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993.- С.149.]. Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития ментальности лежит определенный образ жизни.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.[ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.]

Это была (со времен Золотой Орды) страна пограничной цивилизации. Деятелями культуры Запада Россия воспринималась как страна иного, неевропейского порядка. Так, Г. Гегель даже не включал русских в свой перечень христианских народов Европы. Многие наблюдатели приходили к выводу, что Россия - некий евразийский гибрид, в котором нет четких признаков ни той, ни другой части света. Освальд Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр с европейской головой и азиатским туловищем. С победой большевизма Азия отвоевывает Россию, после того как Европа аннексировала ее в лице Петра Великого[ Цитата приводится по книге Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.].

Кроме того, культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась та историческом перекрестке, с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и заданностью традиций, то и дело восставая против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические массовые движения, и удалая жажда воли (разбойники, казачество), и поиск альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.

Ментальные характеристики русской культуры исторически закономерно складывались как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо антикультурным факторам ее более чем тысячелетней истории.

Русскому менталитету присущ абсолютизм - что находит отражение даже в русском языке: частотность таких слов, как «абсолютно», «совершенно» - так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» - более чем в десять раз выше в русском языке, чем, скажем, в английском. И сама синонимичность тех и других понятий рисует образ глобальных, потрясающих и экстремальных перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как и идеология, есть сохранение существующего - и ради радикального изменения требуется опрокинуть и его тоже.

Постоянная потребность в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь же быстро предавая забвению свое: пренебрегая им как отжившим). Русской мысли нередко ставили в вину обращение к иностранному наследию, за отсутствием своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность взращивать их на своей почве.

Второй русской чертой является выход за рамки своего: не только на уровне общества, но прежде всего на уровне личности, что проявляется в преодолении межличностных барьеров. Эта черта ярко видна всем, кто был за границей: русские стремятся объединять своих и чужих, в любых условиях организуя коллективное взаимодействие. Им легко удается это сделать, в отличие от представителей других наций, и это связано с отсутствием страха и наличием привычки вторгаться в самую суть чужой жизни, переступая личностный барьер и преодолевая изолированность индивидуальности. Обычно это качество обозначают как «русскую душевность». Иностранцы же нередко воспринимают его как агрессию: нападение на личность. Для подавляющего большинства наций границы личности святы, и психологический барьер между душами непреодолим.

Понятие нравственности неразрывно связано с очень значимым для русского менталитета понятием правды - что подтверждает русский язык. Русское слово «правда» не только имеет высокую частотность в русском языке по сравнению с другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную близость правды человеку, его изначальное лоно и прибежище. А также и синоним «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что смыкает его с понятием истока нравственности и идеала.

Можно смело сказать, что стремление к объединению людей/народов идеалом или некоей универсальной идеей является типичным для нашего характера. Исполняя такую роль, Россия (русский человек) имеет лицо перед другими народами (людьми).

Также важны для русского менталитета понятия души: как особого внутреннего, значимого мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.

Эта черта характера в физическом отношении подтверждается более чем полугодовой спячкой природы и внешней пассивностью в этот период - на фоне которой происходит внутреннее, бессознательное брожение психики, предрасполагающее к глубинно-религиозному восприятию (в последнее время появились исследования, доказывающие, что краткость светового дня способствует медитации, хотя также и депрессии). Следствием этого становится философская глубина душевной жизни, проявленная в первую очередь даже не у философов, а у писателей, чьи произведения завоевали мировую известность (Толстой или Достоевский). Когда умолкает ясный разум, говорят образы. На то, что русская философия выражает себя в художественной литературе ярче, чем в рационально-логических концепциях, неоднократно указывали историки русской философии, среди них Э.Л.Радлов и А.Ф.Лосев.

Нации, лишенные столь продолжительного вынужденного снижения физической активности (неизбежного в нашем климате, как бы ни влиял на нее ныне напряженный, насильственный социальный ритм жизни), не развивают такой эмоционально-душевной философской глубины.

Так же в формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло русское православие. Оно придало внутреннюю определенность менталитету русского народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал нации. Православная вера выполняет для русского национального менталитета роль духовного стержня или духовной субстанции. Православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо. Православие в этом контексте тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета: оно отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм, образно-символическое построение отечественной национальной культуры.

Исторические условия существования, пространственная среда, православная религия и русская православная церковь как социокультурный институт наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный менталитет.

Православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и системе христианства. На православии основан русский национальный дух и национальная нравственность, уважение и любовь ко всем племенам и народам.

Нравственно-религиозная доминанта порождает ряд особенностей русского культурного менталитета. Во-первых, ни у одного народа не было христианской идеи на национально-государственном уровне, только у русских. Во-вторых, русский народ способен к религиозно-философскому мышлению. В-третьих, только русским свойственно познание мира религиозной интуицией, в отличие от Запада. В-четвертых, из всех европейских народов славяне и особенно русские являются наиболее склонными к религии, ибо они веровали в древности в единого Бога, а в нашем монотеистическом язычестве было предчувствие Христа и Богородицы, а христианские понятия, такие как Бог, рай, пекло, бес были исконно славянскими.

Ментальной характеристикой русской культуры, которая была обусловлена православием являются особенности отношения к частной собственности, богатству и справедливости в российском менталитете. В экономическом опыте русских доминировал не экономический интерес, а сложившаяся моральная экономика, которая главной целью имеет выживание. Поэтому люди отказывались от экономических успехов и связанного с ним риска, от тех ценностей, которые кажутся естественными в современной либеральной цивилизации. Имущественные отношения для основной массы населения носили трудовой характер, а достижения материального благополучия не являлись самоцелью. Отсюда в характере русских относительное безразличие к материальному богатству, индивидуальной собственности. Отсутствие традиций частной собственности в России есть православный взгляд на богатство, которое не есть результат труда, оно посылается Богом и дается не для скопления и хранения, но для благоугодного к ближним полезного употребления. Внимание сосредоточено на праведном употреблении богатства, а не стяжании его. Богатство должно служить человеку, а не наоборот. Доход не был самоцелью.

В России была создана православная этика предпринимательства и товарно-денежных отношений, тогда как западное христианство культивировало в человеке прагматизм, накопительство, страсть к деньгам и богатству. В русском менталитете наибольшую ценность приобретает категория достатка, как мера духовности в приобщении к богатству. Предприниматели смотрели на свою деятельность иначе, чем на Западе, не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, возложенное на него Богом или судьбой. Предпринимательство рассматривалось как определенный вид творчества, самоутверждения.

Богатство в православной этике воспринималось как нарушение справедливых механизмов. И если в основе рыночной экономики лежат принципы рациональности и целесообразности, то в России отдают приоритет идеям справедливости. В исторической ментальности у русских выработалось уравнительное понимание справедливости, связанное с суровыми климатическими условиями России, необходимостью физического выживания людей. Здесь не существовало объективной возможности обеспечить распределение производимых материальных благ пропорционально заслугам каждого человека перед обществом. Представления о равенстве несут в русском менталитете преимущественно моральный, а не правовой характер.

Под влиянием православия в русском менталитете сформировалась моральная традиция мироосвоения и хозяйствования, сохраняющаяся и там, где сознательная религиозность оказалась утраченной. Для русского мироосвоения характерны принципы религиозно-этического подхода к освоению жизни.

Многие исследователи отмечают равнодушие русских к устроению своей земной жизни, какое-то странное пренебрежение к материальному пласту, комфорту, удобству существования. Когда культура ориентирована на вечность, то человеческое существование в ней осознается особенно кратким и эфемерным. В «Херувимской песни» есть слова: «Всякое ныне житейское отложи попечение…», что означает отодвигание на задний план всех хлопот, связанных с обеспечением материального благосостояния, устройства в этом мире. При этом мир для такой личности - лишь временное пристанище, и ведущий тип мироощущения - это «деликатное терпение гостя».

Обращенность культуры в вечность объясняет то, почему в ней слабо разработана временная перспектива, ориентированность на будущее. Поэтому в таких культурах невероятно трудно что-либо реформировать. Они сильно сопротивляются всяким изменениям, и если они происходят, то они носят революционный, а точнее - апокалиптический характер.

Еще одной ментальной характеристикой русской культуры является самопожертвование. Самопожертвование в нашей культуре - абсолютная ценность. В истории несколько раз происходили довольно странные вещи - накануне и во время страшных бед, грозивших человечеству уничтожением, многие европейские страны, их уникальные, самобытные культуры и народы бывали спасены добровольной кровавой жертвой России.

Конечно, самобытная русская культура и ее духовный центр - православие сложны для понимания представителей иных национальных культур. Об этом блестяще сказал Пушкин: «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Не удивительно, что Запад нас не знает и не понимает, гораздо важнее, чтобы мы сами знали и понимали свою культуру и менталитет.

Список литературы

1. Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. № 4

2. Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей. Человек в истории. (Личность и общество. - М., 1990.

3. Горюнов Е.В. Соотношение народной и ученой культуры Средневековья в зеркале церковных обрядов и священных предметов // Одиссей. Человек в истории. (Картина мира в народном и ученом сознании). - М., 1994.

4. Культурология: теория и история культуры. - М.: Знание, 1998.

5. Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995.

6. Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

7. Стельмашук Г.В. Культура и ценности // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 2000.

Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. В последнее время стало модным многое в жизни того или иного народа объяснять его менталитетом. Русский народ имеет душевный склад характера, милосерден, патриотичен, умен и имеет свою культуру.

Русский образ мыслей проявился уже в средние века. В первых литературных памятниках в «Поучении» Владимира Мономаха, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли» имеются представления наших предков о пространстве и времени, об отношении к прошлому, о взаимоотношении Народа и Власти.
В архитектуре, живописи и каменном строительстве существовал русский стиль. Известна страсть русских к строительству и украшению храмов. Это было не столько проявлением набожности наших предков, сколько стремлением к материализации прекрасного. Софийский собор в Киеве, возведенный при Ярославе Мудром, имеет отличительные черты, которые придавали ему неповторимость и красоту.

Вопрос о мышлении и наитии в русском мировоззрении — это вопрос о науке и вдохновении. Ведь мышление — это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Мышление человека имеет естественно-историческую природу и неразрывно связано с практической деятельностью людей.
В науке русское национальное мышление рождает то, что соответствует всему русскому образу жизни. Уже в XVII — XVIII вв. проявилось знаменитое русское стремление к географическим открытиям, к покорению неведомых пространств (Дежнев, Хабаров, Атласов, Крашенинников, Челюскин, братья Лаптевы). Русский ум — это поиск пути и смысла жизни, широко представленный как в русском фольклоре, так и в русской классической литературе.

Патриотизм — это чувство любви и преданности своему народу и своей родине. Если говорить о патриотизме, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. («Слово о полку Игореве».) Произведение наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленении князей, острой ненавистью к врагам при описании разорений Русской земли. Но нельзя не гордится родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов. Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.

И в новое время трудно найти хотя бы одного русского писателя, который не признался бы в своей безграничной любви и преданности родине — России. Когда мы произносим «советский человек», то подразумеваем под этим «русский человек». Но как только вместо определения «русский» ставишь другое — скажем, «немецкий», «итальянский» или «американский», то словосочетание как будто теряет всякий смысл. «Французский человек» — не звучит. Впрочем, не звучат и такие словосочетания, как «украинский человек», «таджикский человек», «казахский человек» или «латвийский человек». Мы скорее сказали бы «таджик», «казах», «латыш» или «азиат» и «прибалт».
А «русский человек» — звучат. И не только звучат, но и имеют вполне определенный смысл.

К числу главных черт в характере русского народа относится безграничная любовь к свободе. Высшим проявлением этой свободы является свобода духа.
Классические примеры искания личной свободы дает нам великая русская литература (произведения Ф. Достоевского).

Неосуществленная свобода духа приводит русского человека к душевному изгнанию. В одном из своих писем 1824 г. Пушкин писал: «Я устал подчиняться хорошему или дурному пищеварению того или другого начальника; мне надоело видеть, что на моей родине обращаются со мною менее уважительно, нежели с любым английским балбесом, приезжающим предъявлять нам свою пошлость, неразборчивость и свое бормотание».

Наглядными примерами стремления русского человека к свободе духа можно считать широко распространенный обычай ухода в скиты среди русского монашества, а также возникновение казачества. И не зря именно в России появились видные теоретики анархизма — Бакунин, Кропоткин, Толстой.
Но на смену Руси пришла Россия.

В настоящее время единого менталитета в обществе нет, поскольку общество государства неоднородно, поэтому можно говорить только о менталитете отдельных групп и слоев населения.

Существенным компонентом общественного менталитета русского народа является вера в бога, православные традиции, языческие обычаи, ритуалы, но с другой стороны атеизм как наследие 70-ти летнего коммунистического режима также остается существенным компонентом общественного менталитета.

В традициях русского народа много праздников и обычаев, как от язычества, православного христианства, так и эпохи послереволюционного социализма.
Рождество, крещенье, пасха, троица, покров, параскева пятница, юрьев день. Старый новый год, святки, масленица, яблочный спас.
23 февраля, 8 марта, 1 мая. 9 мая - День Победы, день независимости и все профессиональные праздники.
Очень часто любое событие радостное или горестное отмечается употреблением алкогольных напитков.

К сожалению, время не имеет обратного хода. Не в нашей власти обратить вспять историю, чтобы вернуться к истинным народным истокам жизни. России — наша родина стала великой и могучей страной, о которой знают во всем мире и с которой считаются.

Четыре строки Тютчева открывают нам больше, чем некоторые увесистые тома. Ф. Тютчев в знаменитом четверостишии признается:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

И действительно – именно менталитет народонаселения в первую очередь влияет на то, насколько хорошо, выражаясь простым языком, живется жителям определённой страны. Особенности коллективного психологического сознания объясняют, почему рядовой гражданин данной страны так, а не иначе относится к государству и его власти, чего он ждет от жизни, а что не приемлет, чего готов добиваться самостоятельно, а за что даже не возьмется, какие блага и свободы для него более приоритетны и каков общий уровень его жизненных притязаний. Словом перечислять можно долго, но в большей или меньшей мере мы все попадаем под влияние коллективного менталитета той страны, жителями или уроженцами которой являемся.

Влияет ли национальный менталитет на особенности видения бизнеса? Разумеется. Основной функцией менталитета, согласно психологии, является упорядочивание и моделирование определенной мира и окружающей действительности в коллективном сознании – именно на основе этой модели, представляющей собой сплав рациональных и эмоционально-чувственных характеристик, а также архетипов, коллективных ценностей и т.д., и формируется поведение людей в определенных социокультурных условиях. То есть, выражаясь проще, менталитет влияет на то, как типичный представитель своего народа поведет себя в определенной ситуации, и на чем он будет основываться, принимая то либо другое решение. В полной мере это касается и сферы зарабатывания денег и получения прибыли.

Что повлияло на формирование «загадочного русского характера»?

Ничто не возникает на пустом месте, и менталитет не является исключением. Его формирование – это длительный процесс, начинающийся еще до возникновения определенного народа и продолжающийся в течение всего времени его существования. Перед тем, как рассматривать особенности российского менталитета в бизнес-среде и рабочей сфере, расскажем кратко, какими факторами он обусловлен.

“Уникальное географическое положение”

Россия расположена на стыке Европы и Азии, между Западом и востоком. Активно контактируя как с европейскими, так и с восточными народностями, жители нашей страны не могли не перенять особенностей характера и от тех, и от других соседей. При этом из-за более воинственного характера восточных народностей (хазар, печенег и, конечно, татар), влияние Азии на Российское государство было гораздо более весомым, и долгое время в более просвещенной Европе Россию воспринимали именно как Азиатскую страну. Некоторые историки отмечают, что именно соседство с тюркскими народами породило основные противоречия российского менталитета – смесь кротости и жестокости, гостеприимства и экспансивности, стремления к безудержному веселью и одновременно меланхолии и депрессии.

Отдельно стоит отметить влияние Востока на отношение русского человека к власти и к ее более повседневному проявлению – начальству и руководителям среднего звена. Руководитель в сознании наших соотечественников должен быть человеком сильным и жестким, даже деспотичным, по аналогии с восточными правителями. От него скорее ожидают депремирования и иных «карательных» мер, нежели позитивного поощрения. Относясь негативно к такому начальнику, подчиненный, тем не менее, признает его власть, а вот если руководитель сменит стиль «сурового патрона» на более демократичное поведение, то это может стать поводом для расслабленности и неподчинения нижестоящего работника.

“Православная культура”

Не секрет, что во многом особенности менталитета народа определяются господствующей религией – догмы, прививаемые с детства, крепко укореняются в сознании и определяют дальнейшую жизнь. С 988 года Русь жила под эгидой православия – особого ответвления христианства. От европейского христианства религию, привезенную на Русь, отличала в первую очередь общая картина мира. В Европе эта картина четко делилась на три сферы – божественную (рай), демоническую (ад) и мир людей (в котором и проходит земная жизнь). Таким образом, западный человек понимал, что нужно не только рассчитывать на Царство Небесное, но и добиваться чего-либо в этом мире. Однако в картине мирозданья, свойственной для России, земная жизнь изначально была причислена к области владений темных сил, где правят несовершенство и несправедливость, а Сатана каждый день подвергает людей искушениям, за которые положено строгое наказание.

Эта предопределенность отразилась в характерном для русского менталитета осознании обреченности. Убеждения в том, что «все равно ничего нельзя изменить». К сожалению, эта обреченность и по сей день является характерной чертой для многих наших соотечественников – они жалуются на власть и на несправедливое начальство, на нелюбимую работу и на банальную нехватку денег. Жалуются – но терпят, потому что считают, что риск ни к чему хорошему не приведет, и ситуация в результате каких-либо активных действий только ухудшится.

Российский менталитет и как с ним бороться

Итак, какие черты «загадочной русской души» определяют поведение россиян в рабочей сфере? И главное – что с этим делать руководителю? Некоторые хитрости менеджмента мы расскажем на примере реального опыта, которым поделился Василий Мельниченко, директор одного из российских фермерских хозяйств.

1. Лень

«Пока гром не грянет – русский мужик не перекрестится». Лень наших соотечественников давно уже стала притчей во языцех. Обидно, но во всем мире русских считают ленивой нацией, которая даже необходимые для нормальной жизни действия выполняет с неохотой. Так, среди молодого сельского поколения стало модно выбирать не ту работу, которая принесет больший доход, а ту, на которой нужно меньше напрягаться. Наблюдается отток молодежи из села в город, где юноши в большинстве своем устраиваются в качестве охранников, а девушки идут работать в салоны красоты. Василий Мельниченко отмечает, что возраст большинства работников его хозяйства составляет от40 до 55 лет, и именно на более трудолюбивом старшем поколении держится сельское хозяйство страны. Для предотвращения оттока кадров фермер предлагает людям достойную оплату – оклад в хозяйстве составляет от 25 до 40 рублей. Однако даже «стимуляция рублем» не всегда приносит плоды.

2. Инертность и безынициативность

Во все времена русский человек надеялся на кого-то, кто выше и умнее – на Бога, на батюшку-царя, на государство, на начальника, на более ответственного коллегу. Пословица про мужика, не желающего креститься, иллюстрирует не только лень, но и инертность – зачем проявлять инициативу, если в этом нет необходимости? Виноваты в таком складе русского характера разнообразные формы подавления индивидуальности, которых за историю нашего государства наберется немало – монголо-татарское иго, крепостное право, советские коллективные хозяйства и, конечно, деструктивное отношение к проявлениям человеческой личности, характерное для православия.

Отсутствие инициативности приводит к тому, что люди боятся выдвигать предпринимательские проекты и рисковать, предпочитая «офисное рабство». Боясь проявить инициативу и потерять то, что они уже имеют, люди продолжают работать за фиксированную заработную плату, подчиняясь распоряжениям начальника, потому что это означает стабильность и какие-то гарантии. Для этого и нужна поддержка малых предпринимательских инициатив – она помогает поднять голову тем, кто все-таки готов начать собственное дело и надеяться на свои силы, но не располагает достаточными ресурсами.

3.Безответственность

Надежда на русский «авось» тоже известна всему миру. Если многие субъекты малого бизнеса не имеют четкой системы планирования и живут одним днем, то что говорить о работниках? Обычная практика – оттягивать выполнение важных дел, а то и вовсе отменять его, надеясь, что повезет и что начальство не заметит погрешностей.

Василий Мельниченко приучает своих работников к ответственности опять-таки рублем. В его фермерском хозяйстве предусмотрена весомая годовая премия размером в 50-60 тысяч рублей, и если работники нарушают какие-либо технологии производства, то лишаются этой суммы. Фермер рассказал, что было время, когда за нерадивых работников пытались вступаться их жены – женщины приходили к главе хозяйства с просьбой не лишать их супругов премии. Однако Мельниченко отказывал просительницам, объясняя, что своим послаблением он сам нарушит устав хозяйства и таким образом лишит годового бонуса уже собственную семью.

4. Воровство

Несмотря на различные производственные санкции, направленные на пресечение воровства у государства и работодателей, статистика не становится оптимистичной – очень многие россияне не считают зазорным при возможности покуситься на чужую собственность. Мотивации могут быть самыми разными, но коротко их можно описать одной фразой: «потому что это не моё». Кто-то списывает тотальное российское воровство на диктатуру банковской системы, кто-то винит во всем неравномерное распределение материальных благ во время приватизации коллективной собственности, однако факты от этого не перестают быть фактами.

Фермера Мельниченко в борьбе с воровством очень выручает система хозрасчета, при которой каждое хозяйство ведет свою отчетность доходов и расходов, а прибыль делится в процентном соотношении «60\40», где большая часть достается именно бригаде, а не руководящему предприятию. Мельниченко с гордостью отмечает, что последний случай воровства в его хозяйстве был зафиксирован в конце 1990-х годов, а в 2006 году он принял решение отказаться от охраны.

«Россия страна с самыми доброжелательными людьми!» Так часто говорят про нас с вами. Но давайте-ка выйдем на улицу и оглянемся по сторонам Что-то не похоже, правда?

Русские действительно необычная нация. Кажется, только у нас абсолютное равнодушие может соседствовать с благородной отзывчивостью, а щедрость и гостеприимство с каменными лицами а-ля «чего уставился?»

Психологи во всем мире уже не первое десятилетие ломают голову, чего же это мы, русские, такие странные. Сразу вспоминают крепостнический гнет, самодержавную царскую власть, голод и прочие страдания, которых, по их мнению, в той же Европе отродясь не было. Ну, вы в курсе, там ведь вообще все по определению испокон веков хорошо и красиво. Так думаем мы, таким стараются поддерживать свой имидж сами европейцы.

Американский психолог Николас Брайт писал: «Русские многое пережили в ходе своей истории. Но, благодаря идее коллективного сопереживания, они смогли не только сохранить единство национального духа, но и преумножить его, создать абсолютный эгрегор искренности, которая нередко граничит с абсурдом». Звучит неплохо, хотя немного настораживает, правда? Давайте-ка вспомним основные черты русского менталитета.

Нас запросто можно назвать грубыми. Да, чего там так оно и есть. Нам ничего не стоит пререкаться и спорить с начальством, даже не задумываясь о последствиях. Мы с удовольствием отправим куда подальше человека, который случайно наступил нам на ногу. В нашем языковом арсенале всегда найдутся саркастические рифмы к любому слову, а цветистость и разнообразие русского нелитературного просто поражает. Для нас в порядке вещей услышать хамство в ответ на самую невинную просьбу. У нас не слишком принято смотреть друг другу в глаза, просто так улыбаться или говорить в магазине «здравствуйте/спасибо».

В то же время русские, как говорят ученые, живут «принципом соборности». Проще говоря, мы всегда вместе и держимся друг за друга. Нам, казалось бы, совершенно наплевать на чужое мнение. Но при этом мы все праздники справляем, собираясь по 20 человек, и по любому поводу, будь то День сантехника или Пасха, обзваниваем всех родственников. Мы всегда в курсе личной жизни соседки с пятого этажа, продавщицы из магазина за углом, дворника и вообще кого угодно. Иностранцы никак не могут понять нашей привычки устраивать многочасовые кухонные разговоры или выкладывать свою историю до пятого колена случайному попутчику в автобусе.

Какие же мы на самом деле в этом национальном дуализме? Искренние. Мы попросту не скрываем никаких чувств и эмоций. Если мы веселимся, то на полную катушку, если злимся, то так, что земля дрожит и вся округа слышит. Мы не стесняемся лениться и обвинять во всех проблемах государство, Бога и магнитные бури. Как дети, мы не готовы брать на себя ответственность и что-то решать. Вместо этого мы твердо уверены, что у соседского ребенка игрушки лучше. Мы настолько искренние, что не хотим поддерживать рекламный патриотизм и верить социальной рекламе. Мы годами рассуждаем о том, как плохо жить в России, но встанем горой за свою Родину, если хоть какой-то иностранец плохо о ней отзовется. Кстати, об иностранцах.

Задумавшись о парадоксах русской доброжелательности, мне захотелось напрямую спросить у жителей других стран какими они нас видят – посмотреть на Россию глазами иностранцев? Как ни странно, не такими уж мрачными и суровыми, как может показаться. К примеру, мой знакомый сорокалетний английский рокер сказал, что мы забавные и умеем классно шутить и веселиться. А вот несколько американцев утверждали, что русские очень умные, гораздо умнее, чем многие другие нации. Путешественники, жаждущие узнать об особенностях русского менталитета и познать загадочную русскую душу, все как один говорят, что в России ты один не останешься: тебе не только покажут дорогу, но и проводят, поболтают, позовут в гости, соберут целую компанию и закатят пир в твою честь.

Однажды мне довелось познакомиться с французом, который автостопом добирался до самого Владивостока, останавливаясь ненадолго в крупных городах так уж ему хотелось посмотреть на нашу страну изнутри. На банальный вопрос: «И как оно?», он ответил: «Оказалось, что все, что о вас пишут в интернете неправда! А жаль, я так хотел увидеть медведей и эти шапки Если серьезно, то когда я приезжал в очередной город, у меня не было никакого плана или готового маршрута, что делать и куда идти. Люди, готовые меня приютить и показать место, где они живут, находились сами собой. Побывав в десятке городов, я понял что ничего не понял. Знаю теперь только одно: Россия классная страна!»

Так что же, получается, не такие уж мы и буки, верно? Да, мы действительно не слишком часто улыбаемся. Это, кстати, некоторые иностранцы тоже отмечают. Всё правильно, так происходит опять же потому, что мы слишком искренние: а чего, собственно говоря, улыбаться, если не хочется? Вот захочется, и обязательно улыбнусь. В то же время, европеец с утречка надевает свою лучшую улыбку и, кажется, сможет сохранить счастливое лицо, даже если с неба упадет комета. Он с детства вызубрил фразы из разряда «спасибо/хорошо/извините». Мы же не носим масок приличия, благожелательной вежливости и учтивости, принятых в «цивилизованных странах». Но разве это значит, что мы не отзывчивые и не доброжелательные?

Как раз благодаря все тем же принципам соборности и бывшего социализма (который, в сущности, был свойственен русскому народу испокон веков) мы обладаем исключительным вниманием к ближнему. Оно не проявляется внешне, потому что русскому человеку свойственна и еще одна черта: мы во всем ищем подвох. Мы настолько честные люди, что сразу начинаем подозревать неладное, если человек рядом ведет себя «не по правде». Слишком много помогает явно чего-то ждет взамен; постоянно улыбается подлизывается или хочет подставить; во всем соглашается лицемер! Вот также и с добром получается мы проявляем его только тогда, когда действительно хочется, и помогаем либо по огромному желанию, либо в силу крайней неизбежности. А иначе в нашем подсознании акт автоматического добра ассоциируется с неживой шаблонностью. Но если кому-то на улице вдруг станет плохо, он не останется один непременно найдутся те, кто поможет.

Когда я училась в начальной школе, то постоянно теряла мелочь на проезд. Совесть (читай «трусость») не позволяла мне ездить в автобусах зайцем, и я открыто просила водителей подвезти меня или совсем бесплатно или за ту копейку, которая у меня осталась. И, знаете, мне ни разу не приходилось идти пешком: в половине случаев на мою просьбу соглашались, или же отыскивался какой-нибудь пассажир, готовый за меня заплатить.

А вот лет в 17 застряла я как-то поздно вечером в центре города. Общественный транспорт уже не ходит, в кармане 30 рублей, телефон по закону жанра разряжен. Пешком идти далеко и страшно, знакомых поблизости нет, ехать не на чем и не на что, попутки ловить боязно что делать- то? Не согласившись с перспективой ночевать на улице, я стала подходить к людям с невинным вопросом: «Не одолжите телефон позвонить?» В трех случаях из трех мне отказали. И тогда я поняла: ну, разумеется, они ведь думают, что я хочу их обокрасть! К нашим людям с таким вопросом подходить нельзя мы ведь даже воруем искренне, честно глядя в глаза. Тогда я выбрала женщину средних лет и честно объяснила ей ситуацию, добавив умоляющего драматизма. Получилось с первого раза она помогла мне вызвать такси. Еще и вместе со мной дождалась машину, чтобы убедиться, что все в порядке.

К чему я это? Да к тому, что мы никогда не оставим человека в беде. Но мы стремимся жить по правде, а потому должны быть уверены, что помощь действительно требуется. Такой уж он менталитет русского народа. Мы не станем просто так раздавать мелочь всем просящим направо и налево, но если убедимся, что благотворительный рублик пойдет по назначению, тогда пожалуйста хоть два. Мы можем быть очень вежливыми, учтивыми и культурными. Если настроение хорошее. А так просто размениваться на правила приличия это не для нас, русский человек слишком живой и настоящий для этого.

Помните слова американского психолога? Наша искренность действительно временами граничит с абсурдностью. Но хоть мы и недовольны вечно всем и вся, зато умеем жить: ругаться, бить посуду, устраивать перебранки в очередях и автобусах, отмечать дни рождения на месяц раньше и справлять свадьбу всем двором. Мы умеем смеяться и радоваться, помогать и делать добро. Русский человек недальновидный: не любит ничего планировать, откладывать деньги, следить за здоровьем, «инвестировать в будущее» мы живем моментом здесь и сейчас. И пока мы так не похожи на весь остальной мир с его культурой поведения, пока мы ведем себя за границей «как варвары» и упорно отстаиваем права ковра на стене и шкафа во всю стену, наш национальный дух, та самая неповторимая русская душа, сохраняется и преумножается. А измерять ее улыбками и учтивостью стоит ли?

Особенности русской души и русского менталитета was last modified: Июнь 11th, 2017 by Ясна

Мы разные. Что нужно одному,
Другому совершенно не подходит -
Нельзя своё навязывать тому,
Кто к этому не склонен по природе.
Лев Зазерский

Чем и почему мы отличаемся от других народов?

135 лет назад родился французский психолог и нейропсихиатр Анри Валлон, который, опираясь на труды знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга, ввел понятие менталитета. Произошло это в 1928 году. Интересно, что обобщить группы людей характерными особенностями ему подсказала общественная работа. Валлон был убежденным марксистом и считал, что основной движущей силой прогресса являются коммунисты.

Между тем в СССР о менталитете почти не писали. Лишь в конце 80-х годов прошлого века заговорили о некой национальной самоидентификации. Сразу же, как из рога изобилия, появились многочисленные труды, посвященные этой психологической категории.

«Россия — это Америка наоборот...»

В целом многие российские психологи считают, что менталитет есть у каждой нации, и выражается он в моделях восприятия и поведения, которые влияют на политическую и экономическую жизнь страны. Причем, базируется национальный характер на историческом опыте. К примеру, одно и то же событие русские и американцы могут видеть под разным углом, как раз из-за своей ментальности. У каждого народа будет своя правда, а переубедить друг друга составит большого труда. Всё потому, что ценности имеют надличностный характер. К примеру, англоязычный литературовед Ван Вик Брукс, изучая русскую литературу, сказал: «Америка — это просто Россия наоборот...»

Такие, как все

Изучают менталитет нации и для того, чтобы понять, с кем придется иметь дело, или даже вести войну. К примеру, немцы всегда остро интересовались русским народом. Первое детальное описание России сделал немецкий этнограф Иоганн Готлиб Георги еще в 1776 году. Труд так и назывался «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий».

«…Нет на земле такого государства, каким является Российская Держава, которая вмещала в себя столь великое множество различных народов, - писал Иоганн Георги. - Это руссы, с их племенами, яко лопари, семояды, юкагиры, чукчи, якуты, (далее на целой странице идет перечисление народностей). …А также переселенцы, яко индийцы, немцы, персияне, армяне, грузинцы,… и новые славяне - сословие казаков».

В целом, этнограф Иоганн Георги отметил, что руссам не в диковинку видеть чужестранцев. Всё это, безусловно, сказалось на менталитете русских. Уже в наши дни психиатр Игорь Васильевич Реверчук, исследуя значение этнического самосознания в клинической динамике различных пограничных психических расстройств, обнаружил, что 96,2% славян, проживающих в России, относятся к своей нации как «равной среди прочих», при этом 93% - демонстрируют доброжелательное отношение к другим этносам.

Дети своей земли

Доктор философских наук Валерий Кириллович Трофимов, специализирующий на русском менталитете, отметил, что в прошлом «Россия - страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы были неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл — 4-5 месяцев — заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай». Именно поэтому нашим людям свойственно работать аврально, когда это критически важно, а всё остальное время - реагировать на обстоятельства.

Русский историк Василий Осипович Ключевский в свое время тоже выделил эту характерную черту русских. «Нигде в Европе мы не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии», - отметил он. По мнению профессора философии Арсения Владимировича Гулыги, «бросаться из крайности в крайность — типично русская черта: от бунта к покорности, от пассивности к героизму, от расчетливости к расточительности».

Мечтательность

Большинство наших предков редко покидали родное село. Всё потому, что Борис Годунов законом 1592 году закрепостил крестьян. В этом был уверен русский историк В. Н. Татищев. Вся это несправедливость, помноженная на бедную жизнь, привела к коллективным фантазиям и мечтам о всеобщей справедливости, благе, красоте и добре. «Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем, - убежден профессор Владимир Николаевич Дуденков. - Им казалось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь. Весь смысл жизни — в этом будущем, а сегодняшний день для жизни не в счет».

Менталитет русского чиновника

Известно, что в 1727 году мелким чиновникам перестали платить казенное жалованье в обмен на акциденции. Позднее это правило отменили, но привычка государевых слуг жить за счет «кормления» осталась, и фактически не преследовалась. В итоге в первой половине 19 века взяточничество стало нормой. Например, «решить дело» в Сенате стоило 50 тысяч рублей. Для сравнения - далеко небедный уездный судья имел оклад в 300 рублей. Побывавший в Петербурге 1858 году Теофиль Готье, известный литератор из Франции написал: «Считается, что людям определенного уровня ходить пешком не к лицу, не пристало. Русский чиновник без кареты, что араб без лошади».

Оказывается, это часть нашей истории тоже может иметь отношение к менталитету, правда, определенной группы русских людей. Так, в словаре «Социальная психология» под редакцией М.Ю. Кондратьева термин «менталитет» прописали, как «специфику психической жизни людей (группы лиц), детерминированную экономическими и политическими обстоятельствами и имеющую надсознательный характер».

Выносливость и терпение

Американские эксперты по менталитету убеждены, что на общенациональные черты характера влияет, в том числе и генетика, в которой запрограммированы модели поведения наших предков. Например, если генеалогическое древо представлено убежденными монархистами, то человек подсознательно будет испытывать симпатии к этой форме правления или к её представителям. Возможно, в этом кроется нейтральное, и даже лояльное отношение русских людей к политическим лидерам, которые долгие годы правят страной.

Имеет это отношение и к такой ментальной черте нашего народа, как терпение. В частности историк Н.И.Костомаров отметил, что «русский народ приводил в изумление иностранцев своею терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств жизни, тяжелым для европейца... С детства приучались русские переносить голод и стужу. Детей отнимали от грудей после двух месяцев и кормили грубою пищей; ребятишки бегали в одних рубашках без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы».
Многие российские и зарубежные специалисты по менталитету считают, что терпение является нашим ответом на внешние и внутренние вызовы, основой русского человека.

Знаменитые иностранцы о русских

Зарубежные политики и журналисты любят порассуждать о менталитете русских. Чаще всего наших соотечественников называют пьяницами. Так, французский журналист Бенуа Райский написал, что «грубияны-русские известны своим пристрастием к водке». А на портале englishrussia 14 октября 2011 года была опубликована статья «50 Facts About Russia In The Eyes Of Foreigners», она набрала огромное количество просмотров. В ней, в частности, говорится «Непьющий русский — выходящий из ряда вон факт. Скорее всего, у него со спиртным связана какая-то трагедия».
Впрочем, есть и другие мнения о русских. Например, Отто фон Бисмарк считал русских сплоченной нацией. Он утверждал: «даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…». Однако история ничему не учит даже прагматичных немцев. Франц Гальдер, начальник штаба вермахта (1938—1942 гг) был вынужден констатировать в 1941 году: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник».

Мнение эксперта

Современная социальная психология не подтверждает тезиса о неизменности менталитета, - отмечает заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский. - Меняются условия, в которых живут люди, социальные отношения - и вместе с ними меняется менталитет.

Вряд ли следует считать, что люди не поменяли менталитет со Средних веков. Вот это - точно иллюзия. Скажем, в Средние века в массовом сознании напрочь отсутствовало желание стать знаменитым. А разве в нынешнем обществе это так? Поэтому я бы поостерегся утверждать, что черты современного русского менталитета сложились в петровские или допетровские времена.
В России отношение к менталитету как к чему-то неизменному зачастую приводит к одному чисто практическому следствию: мы не пытаемся что-то реально сделать, чтобы стать другими. А это - неправильно.

На мой взгляд, сегодня у большинства россиян отсутствует желание участвовать в решении общественных проблем. Скажем, недавно закончилась кампания со сдачей ЕГЭ. Многие сограждане высказывали недовольство единым экзаменом, но вместе с тем, у нас не появилось широкого гражданского движения в поддержку того, чтобы система сдачи экзаменов изменилась. Эта система, кстати, меняется - например, взамен тестов по русскому языку вернулось сочинение. Но такие перемены происходят без участия общества.

Можно, конечно, говорить, что проблема в менталитете. Но дело, скорее, в том, что в российском обществе просто не созданы условия для реализации гражданских инициатив.

Или возьмем проблему коррупции - она в России действительно широко представлена. Считается, что это тоже особенность нашего менталитета. Но я считаю, надо дать людям возможность менять свои социальные практики. И тогда, вполне возможно, менталитет тоже будет меняться.

Должен заметить, что в историческом масштабе менталитет способен меняться довольно быстро - за два-три десятилетия. Об этом, в частности, говорят примеры Южной Кореи или Сингапура - государств, которые кардинально изменились на протяжении жизни одного поколения.

Или возьмите пример чисто российский. Реформы Александра II затронули, в частности, судебную власть. В результате, в России появилось довольно много адвокатов, работающие суды присяжных. Эти присяжные были рядовыми гражданами, они, уверяю вас, прекрасно понимали, какие решения нужны власти - но зачастую принимали вердикты прямо противоположные. В итоге, в Российской империи появилось совершенно другое отношение к суду - как к справедливому институту, в котором можно реально отстоять свои права. До Александра II такого отношения к судебной власти и близко не было.

Думаю, у людей, конечно, есть национальные и этнические особенности. Но все же не стоит отрицать, что очень многое определяется социальными отношениями и социальной средой, в которой мы живем. Если бы мы были готовы менять среду - менялся бы и менталитет. Приведу еще пример.

У нас принято считать, что в России испокон веков не соблюдают законы, и с этим ничего не поделать. Но я не раз беседовал с немцами и американцами, которые приезжали в Москву жить и работать. Так вот, после недолгого пребывания в российской столице, почти все они начинали нарушать правила движения при вождении автомобиля, и давать взятки гаишникам. Одна дама, американка, на мой вопрос, почему она так делает, ответила, что в Америке ей бы в голову не пришло давать взятку полицейскому, но в Москве «по-другому нельзя».

Как видите, менталитет в голове конкретного американца меняется элементарно - едва он адаптируется к российской среде. Но этот же пример говорит о другом. В Америке и той же Германии поголовно «жить по закону» стали сравнительно недавно - лет сто назад. Мы можем пройти тот же путь, причем намного быстрее…



Рассказать друзьям