Шереметевский дворец - музей музыки. Останкинский дворец графа шереметьева Останкинский дворец графа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых


Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

Усадьба Кусково одна из главных достопримечательностей Москвы. Ее владельцами были графы знаменитого рода Шереметевых. Расположена она на востоке Москвы, и представляет собой не только главный дворец и прилежащие к нему постройки, но и облагороженную и обустроенную парковую территорию, по которой мы отправились гулять в один погожий летний день.

Вопрос «Как провести день в Москве?» с легкостью может поставить в тупик и приезжих туристов и местных жителей, но не потому что в Москве некуда сходить. Наоборот, в столице так много достопримечательностей, что выбрать наидостойнейшие из них получится не сразу. Например для знакомства с Москвой можно выбрать . Но справедливости ради стоить отметить, что прогулка займет всего несколько часов, а оставшийся день вероятнее всего вы проведете на Кремлевской площади, Тверской и Арбате, но что делать если в вашем распоряжении не один день в Москве, а скажем три или четыре. Вот мы и составили импровизированный рейтинг самых популярных туристических мест Москвы. Рейтинг очень условный и не сформировавшийся даже в мыслях, поэтому здесь он не появится, но появится один из его пунктов. Это усадьба Кусково.

Усадьба Кусково — как добраться

Усадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.

  • Метро Рязанский проспект . От метро прямо до остановки «Музей Кусково» ходят автобусы №133 и №208 .
  • Метро Выхино . Автобус №620 довезет вас до остановки «Музей Кусково»
  • Метро Новогиреево . От метро на троллейбусе №77 , автобусе №64 и множестве маршрутных такси нужно проехать до остановки «улица Юности», откуда придется еще пройти около 600 метров до входа в парк Кусково.

Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на официальном сайте музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам.

Усадьба Кусково

Оказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях.



Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось.

Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов.





Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково.

Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца.

Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение.

«Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева.





Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей.









Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково.

Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.

Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.

По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.





Осмотр парка мы начали с Голландского домика.

Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.

В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.

Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.





В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.

В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.



Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.









Павильон Грот, Усадьба Кусково

Так мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения.



Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция.



Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик.



Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель.





Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца.

Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.

Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.

Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.





Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

Формирование резиденции Усадьба Останкино относится к XVIII веку. Она является одной из бывших загородных резиденцией графов Шереметевых. 1740 году Петр Борисович Шереметев начал строительство усадьбы Кусково, которую украшал до самой смерти. В это же время развивал он и новое владение - усадьбу Останкино. Петр Шереметев разбил здесь парк и сделал зал для балов и приемов. Но настоящий расцвет останкинской усадьбы пришелся во время владения имением его наследника - Николая Петровича. После возвращения из путешествия по Европе молодой граф увлекся становлением домашнего профессионального театра. Актерам и танцовщикам наняли учителей, из Парижа привезли партитуры и эскизы декораций. Усадьба Кусково была маловата для масштабных постановок, и граф принял решение реконструировать усадьбу Останкино.

Проект расширения поручили выполнить итальянцу Франческо Кампорези. Он объединил в нем театр, боковые павильоны и жилые помещения. Павильоны назвали Итальянским и Египетским.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Уже тогда граф задумался о том, что театр ему нужен «мобильный», чтобы в любой момент можно было сделать из театрального помещения «воксал» или танцевальный зал - трансформировать пространство по своему усмотрению. Помогало решить такие вопросы только дерево: оно позволяло легко менять проект в зависимости от поставленной задачи. К примеру, если над партером положить разборный пол - оба зала становились одним большим пространством для танцев.

Граф оказался привередлив: постоянно менял проект, заставляя людей разбирать и собирать все заново. Открылся театр в 1875 году - с премьерой и фейерверком. На сцене была музыкальная драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Неслучаен выбор именно этой драмы - праздновалась победа России над Турцией.

После премьеры стало ясно: нужно достраивать театр, нужны комнаты для репетиций, просторные помещения для гостей. И снова за работу взялись архитекторы - добавили парадные залы, создали две галереи - в Картинной разместили личную коллекцию полотен графа. В апреле 1797 года граф спешно доделывал театр: рассчитывал на императорский прием, но император только осмотрел дворец, а чай пить не стал.

Труппа театра была огромна, сценические имена актеров звучали как названия драгоценных камней - Гранатова, Жемчугова. 170 человек ставили на сцене театра драмы, комедии, оперы и балеты. В 1797 году граф подписывает вольную своей крепостной артистке Полине Жемчуговой и уже в 1801 году тайно венчается с ней.

В этом же году певческая карьера Жемчуговой рухнула. Граф потерял к театру всякий интерес, распустил труппу, разжаловав актеров в горничные, прачки, швейцары. От театра осталось всего лишь 14 человек и оркестр. Граф открыто венчается с Жемчуговой - теперь не таясь ни от кого. Уже в 1803 году бывшая актриса умирает при рождении сына, граф теряет интерес к жизни и в 1809 году умирает.

В 1856 году Александр II провел в Останкино неделю, успев полностью изменить театр: он приказал создать на его месте зимний сад, убрать машинное помещение и постелить полы. К слову - именно после его визита главный усадебный дом стали называть дворцом.

В 1861 году, после крепостной реформы, земли усадьбы стали отдавать под дачи. После революции 1917 года усадьба была национализирована и уже в 1919 году приняла первых посетителей.

Сейчас это удивительное место для осмотра, которое закрывается, если влажность воздуха составляет больше 80%. Это происходит потому, что усадьба сделана из дерева и чувствительна к перепадам погоды. Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками. В настоящее время в усадьбе проводятся реставрационные работы, для посетителей открыты не все помещения, но даже по тем, которые доступны, можно судить о красоте и роскоши помещений.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб Шереметевых.

В настоящее время усадьба на реконструкции.

Останкинская усадьба — красивейшее здание, окруженное многолетними дубами и липами, с прудами, сооруженными в XVII веке. Она принадлежала графу Петру Шереметьеву, именно он соорудил парк и большой бальный зал. Его наследник Николай Шереметьев увлекался театром, ему пришла мысль создать профессиональный домашний театр. Было решено расширить усадьбу, для этого был приглашен Итальянский архитектор Францеско Каспорези, именно он объединил в нем театр, Итальянский и Египетский павильоны и жилые помещения.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Граф хотел, чтобы театральный зал можно было использовать и как площадку для танцев. Именно использование дерева позволяло это сделать.

В 1795 году было проведено торжественное открытие театра и постановка драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В театре была большая труппа, около 170 человек было задействовано в постановке драмы, комедий, оперы и балета. В театре Н. Шереметьева поставлены сотни опер, балетов и комедий. Одной из артисток была возлюбленная графа крепостная Полина Жемчугова. В 1801 году они тайно обвенчались. Театр просуществовал до 1804 года.

В 1856 году царь Александр II провел в Останкино неделю, создал на месте театра зимний сад, убрал машинное помещение и постелил полы. После революции 1917 года усадьба была объявлена национальным достоянием и в 1919 году открылась для посещения.


Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб семьи Шереметьевых.

Режим работы:

  • открыт с 18 мая по 30 сентября;
  • вторник-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • не работает во время дождя и при влажности свыше 80%.

Каждое третье воскресенье месяца вход в усадьбу бесплатный.



Рассказать друзьям