Школьное чтение 6. Чем можно помочь детям? Какие требования к ученику предъявляются на уроке литературы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Список для летнего чтения учащихся 5 класса

Для обязательного чтения

1. Мифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок).
2. Мифы Древней Греции (по выбору учащихся).
3. Гомер «Одиссея». Песнь девятая.
4. Мифы Древних славян.
5. Народные сказки (по выбору учащихся).
6. Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова.
7. Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся).
8. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».
9. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда».
10. Е. Л. Шварц (по выбору учащихся).
11. Шарль Перро «Золушка».
12. П.П. Бажов «Каменный цветок».
13. И. А. Крылов. Басни.
14. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
15. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
16. И. С. Тургенев «Муму».
17. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
18. В. М. Гаршин «Сигнал».
19. Л. Н. Андреев «Кусака».
20. А. И. Куприн «Белый пудель».
21. А. С. Пушкин «Обвал».
22. К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона».
23. Е. И. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
24. В. М. Шукшин «Жатва».
25. Ю. П. Казаков «Тихое утро».
26. В. А. Солоухин «Мститель».
27. Рэй Дуглас Брэдбери «Мальчик-невидимка»

Список для летнего чтения учащихся 6 класса

1. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
2. «Повесть временных лет»
3. «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани
Батыем»)
4. В.А.Жуковский «Светлана»
5. А.Н.Майков «Емшан»
6. А.К.Толстой «Канут»
7. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Узник»,
«Цветок», «Туча», «Дубровский»
8. Н.М.Языков «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец»
9. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит
одиноко…», «Утёс»
10. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»
11. С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»
12. В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»
13. Н.П.Огарёв «Дорога»
14. А.К.Толстой «Колокольчики мои…»
15. А.А.Фет «Чудная картина…», «Вечер»
16. И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…»
17. А.Н.Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
18. И.З.Суриков «Степь»
19. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
20. В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
21. Н.Д.Телешов «Домой»
22. А.Доде «Маленький шпион»
23. А.П.Платонов «Песчаная учительница»
24. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
25. И.А.Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый
соловей»
26. И.Северянин «Весенний день»
27. А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»
28. А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну…»
29. М.М.Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
30. Ю.М.Нагибин «Старая черепаха»
31. В.Г.Распутин «Уроки французского»
32. Н.М.Рубцов «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои –
скрип да скрип…», «Воробей»
33. Дж. Олдридж «Последний дюйм»

Для самостоятельного чтения (по программе 6 класса)

1. Н.Г.Орлова. Герои русских былин
2. В.А.Жуковский «Кубок»
3. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
4. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака»
5. В.Г.Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения»,
«В уездном городе», «Ученические годы»)
6. А.И.Свирский «Рыжик»
7. А.П.Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Ещё мама»
28. М.М.Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу», сборник «В краю дедушки Мазая»,
рассказы «Анчар», «Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася
Весёлкин»
9. В.П.Астафьев «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке», «Где-то гремит война»
10. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики»
11. А.Я.Яшин «Кулик»
12. Дж. Олдридж «Мальчик с лесного берега»
13. К.М.Станюкович «Человек за бортом»

Для самостоятельного чтения(внепрограммные произведения)

Русская литература

1. В.К.Арсеньев «Дерсу Узала»
2. А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»
3. Кир Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые
подвиги Геракла»
4. Б.С.Житков. Сборник «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Храбрость»
5. Ф.Искандер. Сборник рассказов «Праздник ожидания праздника»
6. М.Карим «Радость нашего дома», «Таганок»
7. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»
8. А.И.Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант»
9. А.А.Лиханов «Последние холода»
10. Г.Матевосян «Чужак»
11. Л.Пантелеев «Лёнька Пантелеев»
12. М.М.Пришвин. Рассказы и повести в сборнике «Моим молодым друзьям»
13. Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
14. А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
15. Ю.В.Сотник «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С.Я.Маршака)
16. М.А.Гершензон «Робин Гуд»

Зарубежная литература

1. Э.Рауд «Нержавеющая сабля»
2. Л.Буссенар «Капитан Сорвиголова»
3. Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»
4. Ч.Диккенс «Оливер Твист»
5. А.Конан Дойл «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир»,
«Маракотова бездна»
6. Г.Мало «Без семьи»
7. Э.По «Золотой жук»
8. Р.Стивенсон «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мёд»
9. А.Линдгрен «Расмус-бродяга»
10. Дж. Лондон «Зов предков»
11. Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»
12. М.Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения
Гекльберри Финна»
13. Р.Киплинг «Арест лейтенанта Голайтли»
14. А.Франс «Жизнь в цвету» (глава из романа)
15. Р.Брэдбери «Ракета»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеклассному чтению для 6А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.

Программа рассчитана на 68 часов. Занятия два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Внеклассное чтение - один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Внеклассное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту слова, свойственного школьникам младшего возраста, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Актуальность:

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.

Внеклассное чтение - значимо для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Цель этой программы - создание условий для привития детям любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

Совершенствовать навыкчтения обучающихся;

Развивать устойчивый и осознанный интереск чтению художественной литературы;

Учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

Развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

- развивать разговорную и диалогическую речь;

- формировать творческое воображение;

Совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения.

Методы и формы решения поставленных задач:

Коллективная работа;

Групповая работа;

Индивидуальная работа;

Фронтальная работа;

Парная работа;

Игровая работа;

Игра - путешествие;

Создание книги из рисунков;

Обсуждение;

Проблемно-поисковая деятельность;

Самооценка;

Дифференцированный подход;

Практическая деятельность;

Выставка прочитанных книг;

Создание буклетов;

Конкурс иллюстраций к любимой книге.

Планирование внеклассных занятий

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи воспитания

Формы и методы

Словарь занятия

Дата

Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки

Познакомить с понятием «фольклор», выразительное чтение, беседа, работа с проектом

Закрепить умения обучающихся оценивать собственные ответы и ответы товарищей, развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера;

Воспитывать доброе отношение к людям, ответственность за свои поступки

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Диалог, постановка проблемы, частично-поисковый метод

Что такое устное народное творчество ? Что такое фольклор ?
Фольклор — народное творчество.

1.09.

7.09.

8.09.

Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо юдо»

Беседа, выразительное чтение, практическая работа, итоговая беседа

Научить делить героев на положительных и отрицательных; - объяснить роль животных в сказке;

Работать над связной речью обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы

Какой фразой начинается сказка?

Кто главные герои сказки?

Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? -Какие чудеса происходят в сказке?

Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство.

14.09.

15.09.

21.09.

22.09.

28.09.

И.А.Крылов басни

Формировать представление о таком жанре творчества, как басня. Учить определять мораль басни, выделять главный смысл.

Презентация, работа в тетради по внеклассному чтению. Ответы на вопросы

Русский баснописец, Что задумали животные? Почему в басне нет людей? Мораль, основная мысль

29.09

5. 10.

16. 10.

12. 10.

13.10.

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Выразительное чтение. Размышление о прочитанном

Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов;

Формировать умение высказывать свою точку зрения;

Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте;

Развивать любознательность, интерес к народному творчеству;

Формировать у детей выдумку, фантазию.

Расширить словарный запас

Решение проблемной ситуации (работа с текстом);

Чтение сказки, ответы на вопросы, работа с карточками, работа в тетради по внеклассному чтению, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля

Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

19.10.

20.10.

26.10.

27.10.

А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»

Знакомство с творчеством писателя. Чтение произведения. Ответы на вопросы

Показать соотношение выдуманного и настоящего мира, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Беседа о творчестве писателя. Работа в тетрадях. Чтение вслух по цепочке

С ке мы познакомились? Что произошло с Алёшей? Какое желание он высказал подземному королю?

9.1110.1116.11

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Презентация по творчеству поэта. Знакомство с войной 1812 года. Чтение стихотворения

Познакомить детей с творчествм поэта. Дать знания о русской истории, стойкости русских людей

Презентация по творчеству, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями

Что мы прочитали? В какое время происходят события? От какого лица ведётся рассказ?

17.11

23.11

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

Слово о писателе.

Знакомство с Ганной.

История с головой.

Встреча у пруда.

Пробуждение.

Познакомить с творчеством писателя; - показать колорит украинской природы, выявить соотношение реального и вымышленного; описывать иллюстрации, соотносить их и текстом.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, просмотр сказки А.А.Роу «Майская ночь», рисование по заданию, работа в тетради по внеклассному чтению.

С творчеством какого писателя мы познакомилась? Назовите главных героев. О чём просила Левко панночка? Прочтите описание природы. Какие слова подходят к этой иллюстрации?

24.1130.111.12

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Познакомить с творчеством поэта. Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений. Развивать монологическую речь.

Презентация жизни и творчества поэта. Чтение стихотворения. Обсуждение прочитанного материала. Рисование по предложенной теме.

Чтение по ролям, работа в тетради по внеклассному чтению, просмотр одноимённого мультфильма, образ главных героев.

Поэма, царица, селенье, убогая обстановка, диво, копна, безделье, утеха, конный, робеть, перлы, убогий, нищий.

7.128.12 14.12

И.С.Тургенев «Муму»

Знакомство с творчеством И.С. Тургенева, выразительное чтение, анализ текста

Познакомить обучающихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя; показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Знакомство с текстом. Словарная работа. Составление портрета главного героя. Беседа о прочитанномс элементами выборочного чтения

Ваши впечатления о прочитанном? Что вы узнали о герое? Как выглядит барский дом? Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия

15.12 21.12 22.12 28.12

А.П.Чехов Рассказы

Знакомство с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия». Размышление над поступками героев и их последствиями

Введение понятий «юмор», «сатира»; развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственные качества

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова», работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Познакомимся с биографией А.П.Чехова.

Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

Понравился рассказ Чехова?

Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?

Сатира - смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

18.01 19.01 25.01

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Познакомить обучающихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;

Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

Развивать память, логическое мышление, речь;

Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

С каким писателем мы сегодня познакомились? - Мы познакомились с П.П. Бажовым.-Когда он родился? Он родился 28 января 1879 г-Вкаком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? Книга вышла в 1939 г. С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? Сказ «Медной горы хозяйка»

26.01 1.02 2.028.02

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному

Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского. Выразительное чтение. Работа с текстом

Развивать речь, воображение обучающихся;

Развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
-воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с кроссвордом - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

Ларец, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок. Что хранят в ларцах? -Правильно, в них хранят какие-то ценности. Назовите действующих лиц этого рассказа.

9.02 15.02 16.02

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение по ролям. Работа с текстом. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

Формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; -формировать умение выразительно читать произведения по ролям; - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности обучающихся, умение делать выводы; -развивать умение воображать; - воспитывать нравственные качества обучающихся; - воспитывать умение слушать товарищей

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа карточками - заданиями в группах, чтение по ролям, ответы на вопросы

Самуил Яковлевич Маршак. - Куда отправляет мачеха падчерицу? Для чего понадобились подснежники зимой? Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? Кто из героев вам понравился? Кого вы осуждаете? Подснежник - первый цветок весны

22.02 1.03 2.03 8.03

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Краткое знакомство с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена. Расширение представления о литературе

Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Выразительное чтение. Путешествие по страницам книг

С каким произведением вы познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Снежная королева». -Понравилась ли вам сказка? Чем? - Мне понравилась сказка…..

9.03 15.0316.03 22.03 23.03

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Знакомство с творчеством Марка Твена. Краткий обзор произведений. Чтение рассказа «Приключения Тома Сойера»

Составление диафильма.

Давать оценку поступкам героев, учить отстаивать собственное мнение. Уметь выделять главных героев, определять положительных и отрицательных героев в рассказе.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, рассуждение на тему, зарисовка понравившегося отрывка повести, составление характеристики героев, разгадывание кроссворда.

Настоящее имя писателя-СамюэлКлеменс. Псевдоним, типография, река Миссипи, фу, мулаты, масса. В чём проявлялась изобретательность Тома?

5.04 6.04 12.04 13.04

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Чтение текста, разбор непонятных слов, беседа по содержанию

Определять главную мысль произведения, выделять положительных и отрицательных героев

Моряк, кораблекрушение, необитаемый остров, шлюпка, дикарь, одиночество

19.04 20.04 26.04 27.04 4.05

Тема великой отечественной войны в русской литературе

Знакомство с произведениями о Великой отечественной войне. Рассуждение «Что такое героизм».

Вспомнить о Великой Отечественной войне; - дать знания, какие страшные испытания пришлось пройти нашему народу во время войны; - воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ; побуждать детей к размышлениям о судьбе человека, вызывать сопереживание к чужой трудной судьбе.

Презентация о Великой Отечественной войне, чтение рассказов, беседа

Вероломное нападение на Советский Союз, оккупация, попал в окружение и плен, концлагерь, воронка от разрыва бомбы, сброшенной с фашистского самолёта.

10.05 11.05 17.05 18.05

Викторина по пройденному материалу

Закрепление знаний, полученных в течении года

Отвечать на вопросы, решение кроссворда

24.05 25.05

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

правила гигиены чтения и обращения с книгой;

смысл прочитанного материала;

должны уметь

определять содержание произведения по названию и автору;

ориентироваться в группе книг, определять тему чтения;

выражать свое отношение к прочитанному;

давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.

Список литературы

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 2 изд.- М. : Просвещение, 2013.-303с.

Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

Если Вы хотите значительно упростить весь процесс своего обучения в школе, то смело начинайте пользоваться нашим сайтом. Все пособия, которые Вам необходимы очень просто найти. Заходите в раздел учебники 6 класс литература и выбирайте тот учебник, по которому Вы изучаете эту дисциплину. Отныне нет необходимости беспокоиться о том, что придется искать пособия в библиотеках или покупать их в специализированных магазинах.

Самый быстрый и удобный поиск

Если Вы тратите на поиски материалов по школьной программе много времени. На регистрацию, отправку смс-сообщений и кодов часто тратиться достаточно много времени. Если Вы начнете пользоваться нашим порталом, то значительно сократите его. Отсутствие регистрации и отправки смс-сообщений сделает Ваш поиск максимально быстрым. Всего несколько кликов и нужный учебник на экране Вашего гаджета.

Создайте целую цифровую библиотеку на своем смартфоне

Вы можете уже сейчас начать создавать свою личную, уникальную, цифровую библиотеку. в которой будут собраны все самые необходимые пособия. Создавайте и раздел учебники 6 класс литература в своем смартфоне и сохраняйте туда учебники. Такая библиотека всегда будет под рукой, что очень практично и удобно. Более того, не нужно носить с собой в школу все книги, ведь они есть в Вашем мобильном устройстве.

Возможность по-настоящему экономить деньги

У каждого есть возможность экономить материальные ресурсы. Больше нет необходимости покупать дорогостоящие пособия в книжных магазинах или на рынках. Просто скачивайте или просматривайте в режиме онлайн совершенно бесплатно. Просматривать учебники в режиме онлайн достаточно просто, ведь структура портала разработана нашими лучшими специалистами. Переходите на нужную главу или параграф сразу из содержания учебника на нашем интернет-ресурсе.

Ждем Вас на нашем сайте!

В конце шестого класса успехи в изучении такого предмета школьной программы, как русская литература, у всех разные: одни ученики с каждого урока уходят с самой высокой оценкой, у других результаты скромнее, а третьим и вовсе нечем хвастаться - последним чаще всего кажется, что учитель занижает им отметки. И некоторые родители в этом солидарны со своими детьми: «Ребенок же все прочитал!» - сетуют они, увидев в дневнике не ту отметку, которую они ожидали.

В действительности же высокую оценку в средней школе дети получают не за то, что прочитали книгу, а за то, что могли на уроке анализировать произведение, аргументированно отвечать на поставленные учителем вопросы, имели свою точку зрения и могли ее объяснить. Как раз летом и можно больше внимания уделить не только самому чтению, но и развитию навыков работы над прочитанным текстом.

Чем можно помочь детям?

Если родители на самом деле заинтересованы в успехах своего сына или дочери, они должны обеспечить их необходимой литературой, заданной в школе на лето, и, кроме того, найти время для того, чтобы побеседовать с ними о прочитанных книгах. Возможно, кто-то из родителей подумает: «Оценка по русской литературе не так-то и важна! Есть более нужные предметы!» Действительно, возможно, ребенок никогда не свяжет себя в будущем с филологическим факультетом, и все-таки прочитанные книги не будут для него лишними. Не секрет, что читающие дети легче усваивают все гуманитарные предметы, грамотнее пишут, красивее говорят. Поэтому список литературы на лето для 6 класса не должен затеряться: большую часть предложенных учителем книг ребенок должен прочитать. Если на конец учебного года такого списка у ученика не оказалось, можно воспользоваться следующим:

А.Г.Алексин. «Самый счастливый день».

Ф.Искандер. «День Чика».

Д.С.Мережковский. «Природа».

С.В.Михалков. «Сомбреро».

А.П.Платонов. «Никита», «Путешествие воробья».

Ю.В.Яковлев. «А Воробьев стекло не выбивал…», « ».

Многие ребята очень любят фантастику:

В книги на лето для детей 12 лет уже могут войти и произведения А.Конан Дойля, А.Кристи - многие ребята зачитываются детективными историями.

Возможно, кого-то из детей увлечет приключенческая литература:

Родители должны обращать внимание, нравится ли ребенку книга. Если закладка неделю лежит на одной и той же странице, надо предложить ему другую книгу - значит, до предложенной ранее он еще не дорос.

Какие требования к ученику предъявляются на уроке литературы?

Родители могут столкнуться с такой ситуацией: их ребенок старательно читает одну за другой все заданные на лето книги для 6 класса и даже ведет читательский дневник, но на предложение пересказать содержание какого-нибудь произведения, он отвечает примерно так: «Задавайте вопросы - я буду отвечать!» Он действительно ответит на вопросы - отвечать легче, чем пересказывать содержание. Попробуйте все-таки заставить его проговорить несколько минут самому, то есть пересказать текст или фрагмент текста - и вам сразу станет ясно, какие он испытывает трудности при устной монологической речи. При разговоре они иногда не так заметны, поскольку ребенок строит простые короткие предложения, старательно обходя речевые трудности - пересказ же их отлично выявляет.

Надо отметить, что заданные учителем книги для 6 класса на лето соответствуют уровню развития двенадцатилетних детей, то есть сложными они для них не будут! Вот примерный план, по которому ребенок должен уметь анализировать произведение:

  1. Назвать автора произведения, время написания.
  2. Определить жанр произведения (повесть, рассказ, сказка, былина, легенда и т.д.).
  3. Отметить особенности композиции.
  4. Охарактеризовать главных героев, сопоставить их характеры, поступки (опираясь на текст произведения).
  5. Выразить свое отношение к героям.
  6. Дать оценку произведению, акцентируя внимание на следующем: чему учит рассказ или повесть, почему такие книги нужно читать и т.д.

Постепенно ребенок привыкнет, что «зачет» по книге от родителей он получает только тогда, когда они вместе детально разобрали ее. Такой подход к летнему чтению значительно упростит ребенку работу на уроках по гуманитарным предметам в учебном году; поможет быстро вчитываться и в условия задач на уроках, связанных с точными науками.

Отзыв о прочитанном произведении - показатель степени интеллектуального развития ребенка

И если с устными заданиями большинство шестиклассников справляются хорошо, то предложение учителя написать небольшой отзыв о прочитанной книге у многих вызывает затруднение: никак не получается красиво изложить на письме то, что легко удавалось высказать при устном опросе. Однако все приходит с опытом. Стоит ребенку поупражняться в написании отзывов, как и с этим заданием он будет справляться намного легче. В читательском дневнике можно отвести отдельные странички для отзывов. Конечно, родителям придется проверять их и редактировать, помогая ребенку учиться грамотно выражать свои мысли. Хорошим упражнением для развития речи будет также написание мини-сочинений на различные темы: «Моя любимая книга», «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель» и другие.

К концу лета, при систематическом чтении и регулярной работе над отзывами, станет заметно, насколько лучше стала устная и письменная речь ребенка. Затраченное на книги время окупится сторицей: ребенок будет лучше говорить, грамотнее писать, расширит свой кругозор, почувствует себя более уверенно, в сентябре ему будет намного легче приниматься за учебу!

Ольга Крусь (учитель русского языка)
специально для сайта





Рассказать друзьям