Скульптура николая 1. Памятник николаю первому

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."

Памятник Николаю I - одно из самых значимых скульптурных сооружений Санкт-Петербурга. Он расположен на одной из главных площадей северной столицы и служит ее великолепным украшением. Напоминая внешне знаменитый «Медный всадник», он, тем не менее, имеет свои оригинальные черты, в первую очередь, с инженерно-технической точки зрения, а также отличается от него внешним видом.

Общая характеристика

Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт. Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор. Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях. В результате памятник приобрел тот вид, который существует теперь. Император восседает на коне, находящемся в движении, которому противопоставлена спокойная фигура всадника.

Расположение

Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. Она находится на одной оси со знаменитым «Медным всадником», что является своего рода аллегорией: ведь известно, что император при жизни стремился подражать Петру I, и такое расположение, очевидно, должно было подчеркивать эту преемственность в политике. Однако следует также учитывать тот факт, что создатели стремились превратить площадь в единый культурно-археологический ансамбль, и для этого решили поставить монумент именно на данном месте. Для окончательного оформления пространства на указанном месте и был поставлен памятник Николаю I на Исаакиевской таким образом, был украшен еще одной скульптурной композицией, посвященной одному из императоров.

Внешний вид

С первого взгляда новая композиция очень напоминает знаменитую статую Петра I, которому Николай Павлович очень хотел подражать в годы своего правления. Именно поэтому композиция имеет явные отсылки к этому монументу, но вместе с тем и отличается от него. В первую очередь это относится к позе всадника. На первой композиции царь изображен в динамике: он сидит с протянутой рукой, его корпус устремлен вперед, а поворот головы символизирует устремленность в будущее. Памятник Николаю I, напротив, представляет его спокойным и величественным, что особо подчеркивается также и парадным пьедесталом, на котором расположена фигура. Сам царь представлен в мундире Конного полка, что также подчеркивает официальный характер скульптуры, в то время как «Медный всадник» больше имел символическое значение. Он выполнен в духе просветительских идеалов и должен был знаменовать победу разума и прогрессивность петровских реформ. Но памятник Николаю I на олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма.

Украшения

Отдельно следует сказать об аллегорических образах, расположенных на пьедестале монумента. В первую очередь, это четыре женские фигуры, которые символизируют силу, мудрость, правосудие и веру. Их лица являются портретными изображениями императрицы и дочерей этого царя. Автором их является Р. Залеман. Между двумя фигурами расположен герб. Также следует упомянуть про барельефы, которые изображают наиболее значимые события николаевского царствования: холерный бунт, награждение Сперанского за издание свода законов и открытие императором Три барельефа выполнил Ромазанов, один - Залеман. Поначалу памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге не имел ограды, но впоследствии она была пристроена.

Технические достоинства

Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, - это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона. Поначалу предполагалось, что памятник Николаю I в Санкт-Петербурге устойчив за счет того, что в статую лошади была положена металлическая дробь для того, чтобы утяжелить точку опоры. Однако при проведении реставрационных работ в советское время ничего подобного обнаружено не было. Выяснилось, что сооружение устойчиво за счет специальных тяжелых металлических брусов, которые были заказаны скульптором на одном из лучших заводов.

Дальнейшая судьба

В встал вопрос о том, чтобы снести памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Вместо него планировалось поставить скульптуру одного руководителей Красной армии: Фрунзе или Буденного. Однако при обсуждении вопроса учли то немаловажное обстоятельство, что конструкция является уникальной с технической точки зрения, и что демонтировать ее будет очень непросто, и в связи с этим решили оставить сооружение. Впоследствии также отклонили проект заменить его другим сооружением. Была убрана только ограда, которая, впрочем, была восстановлена через некоторое время.

Значение

Памятник, выполненный в стиле необарокко, стал действительно связующим звеном всей площади. Дело в том, что на ней расположено несколько зданий, выполненных в разных стилях, и проект был призван создать некоторую гармонию и единство в данном пространстве. Эта композиция отличается одновременно и легкостью, динамизмом и в то же время ей присущи монументальность, величественность, спокойная торжественность. Такое удачное соединение нескольких разных архитектурных черт позволило композиции стать завершающим элементом на площади. Кроме того, явное сходство с «Медным всадником» является своеобразной отсылкой с предыдущим строениям, что должно было связать все культурное пространство данного места в единое целое. Эта задача была в полной мере решена создателями нового проекта.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, адрес которого - Исаакиевская площадь (от станции «Адмиралтейская», по Морской улице), стал очень удачным архитектурным решением его автора по завершению общего облика не только данного места, но и всего города в целом. Известно, что он является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей как благодаря композиции, так из-за красивых фонарей вокруг нее.

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры — П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н. А. Ромазанов.

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте. Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I — восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М. Сперанского за «Свод законов Российской Империи» и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми - Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение — он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника Николаю I будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой второй половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Памятник Николаю I установлен в Петербурге на Исаакиевской площади по велению сына Николая I – Александра II. Он расположен на площадке между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Он находится на одной оси с Медным всадником, разделяет двух царственных всадников величественный Исаакий, это сразу же было замечено петербуржскими остроумцами. Предание говорит, что после открытия памятника, на нем появилась доска с надписью: «Не догонишь!» А по городу пошла ходить поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» или более популярный ее вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Памятник Николаю Первому – это единственная на момент ее создания конная статуя, имевшая лишь две точки опоры – копыта гарцующего коня. Устойчивость такой конструкции было не так просто рассчитать. Эту задачу выполнил знаменитый скульптор, создавший памятник? Пётр Карлович Клодт. Для обеспечения устойчивости монумента в круп коня было засыпано несколько пудов дроби, а под копыта задних ног коня подвели железные стойки, протягивающиеся до основания монумента.

Проект памятника был выполнен Огюстом Монферраном в 1856-1859гг. Монумент помог знаменитому архитектору объединить в законченный ансамбль все здания Исаакиевской площади. Созданием скульптуры Николая Первого занимался П.К. Клодт.

Первоначально Клодтом было предложено выполнить фигуру всадника на неподвижном коне. Но такой эскиз не удовлетворил Монферрана. Тогда скульптор решил изобразить стремящегося вверх, гарцующего коня с неподвижным всадником. Именно этот замысел и воплотил Клодт.

Изготовление монумента, так же, как и расчет его конструкции, было довольно сложным. Когда Александр II осмотрел скульптуру в мастерской, он повелел внести определенные изменения, как, например, уменьшить козырек у каски, изменить левый аллюр лошади на правый аллюр и т.д. Что и было исполнено скульптором. Скульптуру должны были отлить в апреле 1858г. Но форма не выдержала бронзового расплава. К счастью, император Александр III оплатил продолжение работ и изготовление новой, более прочной формы. Вторая попытка отлить статую оказалась удачной.

Скульптура представляет собой конную статую Николая I высотой 6 м. Императора скульптор изобразил в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал монумента тоже является произведением скульптурного искусства. Пьедестал выполнен архитекторами А.Пуаро и Н.Ефимовым. Его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Веры, Правосудия, изображенные в виде женских фигур, выполненные Р.К. Залеманом. Их лица – это точные копии лиц жены Николая I и трех его дочерей: Марии, Ольги и Александры. Кроме того, на пьедестале выполнены горельефы, изображающие основные события, происходившие в стране в период царствования императора: восстание декабристов, подавление холерного бунта, награждение Сперанского М.М. за собрание и издание первого свода российских законов и открытие Веребьинского железнодорожного моста. Три горельефа принадлежат руке Н.А. Ромазанова, один – Р.К. Залемана. В облицовке постамента использованы несколько видов мрамора, красный финский и темно-серый сердобольский гранит, красный шокшинский порфир. Памятник окружен четырьмя фонарями, имеющими полное право называться "самыми красивыми фонарями Петербурга".

Памятник Николаю I открыли 25 июля 1859г. через некоторое время после смерти царя. Правление Николая I было довольно нелегким для Российской империи. Царь отличался суровым нравом и правил страной довольно жестко, за что в народе его прозвали Николай Палкин. Его не любили и боялись. Николаем I проводились репрессии, им была введена строгая цензура, а в крупных городах на каждом углу стояли агенты тайной разведки, выискивающие государевых недругов. Клодт изобразил Николая I таким образом, чтобы передать характер императора: он самодовольно и гордо восседает на вставшем на дыбы коне.

После революции 1917 г. не раз поднимался вопрос о демонтаже памятника, но в силу своей уникальности (устойчивость скульптуры обеспечивается лишь двумя точками опоры), его признали величайшим произведением инженерной мысли, и памятник не был уничтожен. В 30-е гг. ХХ века была демонтирована лишь ограда памятника. Она была воссоздана в 1992 г.

В 1859 году на Исаакиевской площади установили памятник Николаю I. Автором этого проекта был О. Монферран, который руководил работами по строительству Исаакиевского собора. Общий силуэт и масштаб монумента превосходно связан с пространством огромной площади и отдельными ее частями. Выдающийся скульптор П.К. Клодт выполнил самую важную часть монумента - большую модель конной статуи. Кроме того, над созданием памятника работали архитекторы Н.Е. Ефимов, О. Пуаро, инженер М.Г. Евреинов, скульпторы Р.К.Залеман и Н.А. Рамазанов.

Этот памятник уникален тем, что тяжелый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Для того чтобы придать устойчивость монументу, в круп коня засыпали пуды дроби, а под копыта его задних ног установили металлические столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания. Высота памятника составляет шесть метров.

Николай I изображен в парадном мундире, на голове его каска с орлом. Аллегорические фигуры Веры (с крестом и Евангелием), Мудрости (с зеркалом), Правосудия (с весами) и Силы (со щитом и копьем) украшают пьедестал монумента. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора.

Большие горельефы отображают события царствования Николая I: выступление царя перед приближенными после подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 года, подавление народного возмущения во время холерного бунта («Николай I на Сенатской площади в 1831 году»), «Открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург – Москва в 1851 году», церемония награждения вельможи М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного в 1832 году в связи с изданием многотомного «Полного собрания законов Российской империи» («Поднесение Сперанским свода законов»).

Бронзовая надпись «Николаю I императору всероссийскому.1859» находится на лицевой стороне пьедестала под большим золоченым двуглавым орлом. Нижняя часть памятника, украшенная четырьмя торшерами, имеет три ступени. На каждом из торшеров – пять фонарей и три двуглавых орла работы Клодта.

Пьедестал памятника, выполненный из ста восемнадцати отдельных камней (различные граниты, порфир, мрамор и др.), можно рассматривать и как архитектурное произведение, и как памятник декоративного искусства. Памятник Николаю I покоряет зрителей изумительным мастерством и техническим исполнением замысла авторов. Этот монумент является одним из четырех конных памятников Петербурга, характеризующий завершение в архитектурно-художественных взглядах эпохи классицизма и начало новой - эклектики.

Сравнивая его с памятником Петру I, находящегося на соседней площади Декабристов, сразу бросается в глаза несомненные различия: вместо монументальности и торжественности творения Фальконе здесь – изящество, легкость и стройность монумента. Уникальный образец конного памятника по-прежнему украшает одну из центральных площадей города, организуя большое пространство и создавая многообразные взаимосвязи со своим окружением.



Рассказать друзьям