Славяне и другие народы. Западные славяне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга первая. История древних славян. Часть IV. Восточные славяне.
Глава XVII. Восточные славяне и этнический состав древнего населения Восточной Европы.

Территория восточных славян. Первые соседи: фракийцы и иранцы.

О том, как на славянской прародине произошла дифференциация, разделившая славян, прежде в языковом отношении почти единых, на три большие группы – западную, южную и восточную. На древней славянской прародине из западных славян прочно обосновались лишь поляки, затем – остатки южных хорватов и сербов, а на востоке – часть восточных славян, отличавшихся в языковом отношении от других славян рядом фонетических, грамматических и лексических признаков.

Наиболее характерным среди них является переход праславянских tj и dj в звук «ч» и «ж», возникновение полногласных групп ого, olo, ere, ele из праславянских or, ol, er, el. Например, такой группе, как tort, которая в южнославянских языках представлена trat, в чешском trat, в польском trot, в русском языке соответствует группа torot; группе tert равным образом соответствует teret, и изменение старых гласных ь и ъ (еры) в ей о . Эти три факта мы можем дополнить и многими другими, менее важными и менее очевидными1.

Прародиной восточных славян была восточная часть протославянской колыбели: весь бассейн Припяти (Полесье) , далее территория на нижней реке Березине, на Десне и Тетереве, Киевщина, и вся нынешняя Волынь, где имелись наиболее благоприятные условия для существования. С начала нашей эры родина восточных славян была довольно обширной, так как в VI и VII веках мы видим уже большое количество славян на севере, на озере Ильмень, и на востоке, на Дону, у Азовского моря, «’Άμετρα εθνη», – говорит о них Прокопий (IV.4). «Natio populosa per immensa spatia consedit», – отмечает одновременно Иордан (Get., V.34), когда пишет о завоеваниях Германариха до 375 года. О том, что прародина русских славян находилась когда-либо в Карпатах, не может быть и речи. Это пытались когда-то доказать И. Надеждин, а позднее с ещё большим старанием профессор Иван Филевич, но безрезультатно2.

Славян в Карпатах первоначально вообще не было, а на славянской прародине, в наибольшей близости к Карпатским горам, находились предки южнославянских хорватов, сербов и болгар . Восточные славяне пришли в Карпаты позднее, после ухода болгар , а именно, в X веке . Я исключаю также возможность прихода восточных славян на свою родину, на Днепр, лишь в III веке нашей эры, после ухода готов, как это пытался доказать А. Шахматов, или же в V–VI веках, как полагал на основании археологических данных И.Л. Пич3. Подобное передвижение, о котором в истории нет ни малейшего упоминания, для той эпохи полностью исключается.

Не было более удобного места для колыбели восточных славян, чем на Среднем Днепре . Это, пожалуй, самое удобное место на всей Русской равнине . Здесь нет континентальных гор, но зато здесь простираются бесконечные леса и имеется густая сеть судоходных рек. Эта водная сеть связывает между собой как отдаленные территории обширной Восточноевропейской равнины, так и моря, её окружающие: Балтийское, Чёрное и Каспийское. Даже и теперь, после уничтожения многих лесных массивов и проведенных мелиоративных работ, воды повсюду достаточно, а тысячу лет назад её было намного больше. Повсюду во время весеннего половодья непосредственно, а в другое время волоком 4 лодки проходили из одной реки в другую , из одного большого водного бассейна в другой и таким путем из одного моря в другое. Таких водных путей, шедших во всех направлениях и связанных волоками, в древней Руси было много. Но самым известным из них был днепровский путь, связывавший Черное море и Царьград с Балтийским морем и Скандинавией, то есть три древних культурных мира: восточно-славянский мир, греческий и скандинавско-германский.

Войдя в устье Днепра, лодки с товарами или людьми направлялись по этому пути вверх к порогам между Александровском (Запорожьем) и Екатеринославом (Днепропетровском). Затем лодки переплывали через пороги или же перетаскивались в обход по берегу, после чего перед ними открывался свободный путь вплоть до Смоленска. Не доезжая Смоленска, они сворачивали по небольшим притокам Усвяту и Каспле на Двину и далее волоком перетаскивались на Ловать, по которой уже свободно выходили к озеру Ильмень и далее по реке Волхов, мимо Великого Новгорода, в Ладогу, а затем по Неве в Финский залив.

бассейн реки Припять и Пинское полесье

Наряду с этим прямым путём лодки могли иногда направляться и другими путями; так, на западе они могли свернуть на Припять и по её притокам выйти к Неману или на Западную Двину, а по ней в Рижский залив или на востоке выйти к Десне и Сейму и далее на Дон 5.

С Десны можно было по рекам Болве, Снежет, Жиздре, Угре, Оке дойти до Волги , являвшейся крупнейшей культурной артерией; по последней шли, наконец, и другие пути, связывавшие Днепр у Смоленска с севером (волоком) и волжскими притоками Вазузой, Осьмой, Угрой и Окой 6.

Очевидно значение восточнославянской родины на среднем Днепре, расположенной на великих культурных, торговых и колонизационных путях, на самом важном узле перекрещивающихся торговых дорог. Если в таком месте обитал сильный народ, который мог сохранить и использовать преимущества, предоставленные ему землей, то перед славянским народом открывались в будущем большие перспективы как с точки зрения культурной, так и особенно с точки зрения колонизационной и политической. Восточная ветвь славян, обитавшая издавна на среднем Днепре , была настолько сильна, что могла начать с древнейших времён дальнейшую экспансию, не ослабляя родного края , что она и сделала.

Однако успешное развитие восточных славян определялось не только исключительно выгодным расположением местности, на которой они развивались, но также и тем, что по соседству с ними на очень большой территории не было народа, который оказал бы сколько-нибудь заметное сопротивление их распространению или же мог прочно и надолго покорить их. Таким образом, относительная пассивность и слабость соседей являлась вторым условием , способствовавшим развитию восточных славян.

Лишь на западе находились сильные и неподатливые соседи. Это были поляки, которые не только оказывали сопротивление, но и успешно, правда уже позднее, в XVI веке, полонизировали литовские и русские земли. Русская граница на западе почти не изменялась и в настоящее время проходит почти там же, где и была 1000 лет назад, возле Западного Буга и Сана 7.

В других же местах соседи восточных славян отступали перед их натиском, поэтому нам необходимо с ними познакомиться и, в частности, установить их первоначальные места поселения. Речь идёт о фракийцах и иранцах.

Славяне-фракийцы на север от Дуная, в котловине Карпатских гор

Фракийцы , так же как и иранцы, поддерживали тесные отношения ещё с праславянами , о чём свидетельствует принадлежность языков к группе языков сатем, отличающейся от группы языков кентум. Наряду с этим и другие данные свидетельствуют, что прародина фракийцев находилась первоначально значительно севернее их исторических мест обитания и помещалась на север от Дуная, в котловине Карпатских гор , и далее в самых горах, где топонимика главных горных хребтов явно не славянская (Карпаты, Бескиды, Татра, Матра, Фатра, Магура) и где ещё в римские времена обитали племена, известные под собирательным именем даков . Вероятно, именно эти фракийские даки были исконными соседями славян, о чем свидетельствует наличие в их языках некоторого количества бросающихся в глаза фонетических и лексических сходств 8. В качестве примера укажу лишь на общий для обеих языковых областей суффикс —ста в наименованиях рек.

Все свидетельствует о том, что южными соседями славянской прародины первоначально были фракийцы, обитавшие в Карпатах и на их северных склонах. Лишь позднее между V и III веками до н. э. с запада появились некоторые галльские племена, а вместе с ними скифо-готские племена , первыми возвестившие о движении германской волны, если только они (скифо-готские племена) действительно были германскими племенами. Последними проникли в Карпаты отдельные славянские племена, на присутствие которых здесь указывает, по-видимому, уже карта Птолемея (Суланы, Заботы, Пенгиты), а также наименование Карпат «Οόενεδικά όρη».

Фракийцы были соседями славян на восток между Карпатами и Днепром

Помимо Карпат, фракийцы были соседями славян и в местностях, простиравшихся далее на восток между Карпатами и Днепром. Я полагаю, что, родственные скифам племена — Κιμμέριοι) , обитавшие на этой территории до прихода скифов и вытесненные ими частью в Крым (Тавры?), а частью в Карпатские горы, где Геродот в своё время знал фракийское племя агафирсов (в нынешней Трансильвании), являются фракийцами, так как одновременно с вторжением скифов в конце VIII и начале VII века до н.э. в Малой Азии появляется народ, называемый в ассирийских источниках (гимирры), а по-гречески также и другим именем – «ТриРОС» — «Τρήρες », следовательно, именем известного фракийского племени9. Весьма вероятно, что гимирры в Малой Азии представляли собою часть , оттесненных скифами в Малую Азию.

Иранцы . Другими соседями восточных славян на юге древнерусской прародины были иранцы. О том, что именно иранский элемент издавна поддерживал связи с праславянами, свидетельствуют упомянутые языковые совпадения в группе языков сатем 10. Однако исторических свидетельств, подтверждающих это, до VIII века до н.э. не имеется. К этому и последовавшему за ним периоду мы можем на основании исторических источников отнести появление иранцев в южнорусских степях, господствовавших здесь вплоть до прихода гуннов. Это были скифы, а после них сарматы.

Первой иранской волной, хлынувшей на эти земли в VIII–VII веках до н. э ., и, вероятно, ещё раньше, были скифы ; подробное описание их поселений и скифов в V веке до н. э. оставил нам в четвертой книге своей (жил в 484–425 годах до н. э.) , который посетил северный берег (Чёрного моря). По представлению занимала пространство, ограниченное на , на востоке – , за которым ещё далее на восток обитали сарматы, а на севере – линией, тянувшейся от истоков Днестра (Данастрис; р. Тирас) и Буга через днепровские пороги к Танаису (Дону) (Herod., IV. 100, 101).

Печенеги — новая волна тюрко-татарских племён20 начала своё движение с территории между Волгой и Яиком , где они ранее обитали, уже в начале IX века, но на славянскую Русь первые набеги были совершены лишь в X веке, что подтверждается Киевской летописью, где под 915 годом мы читаем: «Приидоша печенези первое на Рускую землю, и сотворивше мир со Игорем, и приидоша к Дунаю». Печенеги полностью подорвали влияние и силу Хазарского государства, а со второй половины X века мы уже читаем об их непрестанных войнах с русскими князьями. Связи между обоими народами были настолько тесными, что и печенеги, согласно арабским сообщениям, научились говорить по-славянски 21. Борьба с печенегами закончилась лишь после того, как они были оттеснены из русских степей новыми врагами – родственными печенегам племенами торков, или узов, а потом половцами, или куманами . Впервые торков упоминают Плиний и Помпоний Мела, затем в VI веке Ян Эфесский, неподалеку от Персии22, однако в 985 году киевский князь Владимир уже предпринимает в союзе с торками поход против болгар. Таким образом, торки уже были на Волге и в Европу пришли в начале XI века, теснимые половцами и, в свою очередь, вытесняя печенегов. Печенеги, потерпевшие в 1036 году под Киевом серьезное поражение, пришли к Дунаю, а вскоре, в середине XI века, и в Болгарию, куда за ними в 1064 году последовала огромная масса торков . Другая часть торков под именем черных клобуков осталась вместе с половцами в русских степях .

Позднейшие набеги половцев и татар выходят далеко за рамки нашего изложения. Но уже и из того, что рассказано, видно, с каким трудом славяне продвигались на юг. П родвижение славян и их выдвинутые вперед колонии постоянно подвергались атакам все новых и новых волн тюрко-татарских племён, из которых последние – татары – явились плотиной, на долгий период остановившей продвижение славян. Правда, и в этих условиях и даже ещё до X века славяне продвигались вперед, однако в результате губительного печенежского и половецкого нашествия славяне в XI и XII веках полностью были вытеснены из области между Днепром и Дунаем и оттеснены за реку Суду, Рось и в Карпатские горы.

Финны.

На север и восток от славян обитали финские племена. Где находилась их прародина, мы не знаем, однако новейшие теории, устанавливающие близкую связь между и прафиннами, дают основания искать её вблизи от европейской родины индоевропейцев, то есть на восточных окраинах Европы, на Урале и за Уралом. Установлено, что финны с давних времен обитали на Каме, Оке и Волге, где примерно в начале нашей эры часть финских племён отделилась и ушла к Балтийскому морю, заняв берега Ботнического и Рижского заливов (позднейшие ямь, эсты и ливы ) . Насколько далеко продвинулись волжские финны в среднюю Русь и где именно они впервые встретились со славянами, неизвестно. Это вопрос, на который до сих пор нельзя дать точный ответ, так как мы не располагаем данными предварительных работ, как археологических (изучение финских могил), так и филологических — сбор и исследование древней финской топонимики средней России. Тем не менее можно сказать, что Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская и Тамбовская губернии первоначально были заселены финскими племенами и что финны обитали ранее даже в Воронежской губернии, но как далеко они продвинулись на запад, мы пока не знаем. В Орловской губернии , по данным А.А. Спицына, следов финской культуры уже нет 23. В Калужской, Московской, Тверской и Тульской губерниях финны сталкивались с литовцами. Правда, Шахматов предполагал, что во времена Геродота финны занимали бассейн реки Припяти, что они даже проникали оттуда и в верховья Вислы (невры) , однако приведенные им лингвистические доказательства этого спорны, так же как и прежние лингвистические и археологические теории. Последние никогда не были настолько обоснованны, чтобы опровергнуть тезис о славянской прародине между Вислой и Днепром. Если бы мы приняли точку зрения Шахматова, то в Восточной Европе вообще бы не осталось места для колыбели великого славянского народа, так как там, где ее помещает Шахматов, между нижним Неманом и Двиной , она не могла быть как по соображениям лингвистическим (топонимика не славянская), так и по данным археологическим24.

Поэтому я не могу не настаивать на том, что финнов на Волыни и в Полесье не было , а если верна точка зрения некоторых филологов, заключающаяся в том, что между древнеславянским и древним финским языками вообще нет никакой связи, то финны в период праславянского единства были от славян отделены на севере полосой литовских племен (от Балтики через Смоленск до Калуги) , а на востоке либо полосой незаселенных земель, о которых упоминает уже Геродот, либо скорее всего клином иранских, возможно тюрко-татарских, племен. Связи финнов со славянами установились лишь после того, как восточные славяне уже в начале нашей эры продвинулись на севере за верховья Днепра, а на востоке за Десну и Дон, когда и финны начали продвигаться на север, к Балтийскому морю. Но и в этом случае финны не оказывали влияния на всю русскую землю, так как в русском языке в целом, за исключением северных и восточных окраин России, не сказывается влияние финского языка. Однако все это лингвистические проблемы; суждение о них и их разрешение мы должны предоставить специалистам – филологам.

О появлении финнов в истории можно говорить более определенно лишь с I века н. э. Хотя у нас и имеется ряд упоминаний и этнических наименований, свидетельствующих о пребывании финских племён в Подонье и Поволжье за пять или шесть столетий до этого времени, однако о некоторых из них нельзя с уверенностью сказать, являются ли они финскими. Будины многочисленное племя, обитавшими между Десной и Доном скорее являются славянами. Финнами, видимо, являются и меланхлены, андрофаги и иирки Геродота (Herod., IV.22, 23). Первым приводит наименование Fenni Тацит (Germ., 46), а за ним Птолемей (III.5, 8, φίννοι). В остальном же карта Птолемея содержит те же данные, что имеются и у Геродота. Среди перечисленных им народов имеются, несомненно, финские. Об этом свидетельствует также наименование Волги – «Ра» (’Рй) (ср. мордовское rhau – вода)25, – но какие именно из них были финскими, мы сказать не можем.

В IV веке н. э. Иордан в известии о народах, которых покорил перед своей смертью наряду со и литовцами (аэстиями) приводит ряд наименований, большей частью искаженных и необъяснимых, между которыми, однако, имеется несколько явных наименований позднейших финских племен.26 Так, под наименованием Vasinabroncas следует понимать весь, а вероятно, и пермь; под наименованиями Merens, Mordens – меря и мордва. Сюда до некоторой степени относится и название готское наименование — Thiudos , так как из него возникло славянское (русское) собирательное наименование для финнов – чудь 21.

Важнейшие сообщения о соседстве финнов со славянами , относящиеся к IX–X векам, имеются лишь в Киевской летописи. Славяне к тому времени продвинулись до озера Ильмень, Невы, Ладоги, Владимира, Суздаля, Рязани и нижнего Дона и всюду пришли в соприкосновение с финскими племенами. Летописец знает три группы финских племен: 1) у Балтийского моря, 2) у Волги и затем 3) на севере, «за волоками», в окских лесах (заволочская чудь). Отдельно в летописи названы племена у Балтийского моря: собственно чудь и лив на юге Финского залива (соседняя водь в Киевской летописи не упоминается), затем емь или ямь в нынешней Финляндии; далее «за волоками» у Бело-озера находилась весь, где-то у Двины в Биармии скандинавских источников – пермь, а ещё дальше к северо-востоку – югра, угра, печора и самоядь.

В XIII веке к северу от еми упоминаются карелы. К восточной волжской группе принадлежали черемисы, обитавшие ранее западнее, чем теперь, главным образом в Костромской губернии; мордва – в бассейне реки Оки (теперь далее на восток); на севере их соседями были племена мурома на реке Клязьме, меря на Ростовском и Клещинском озерах между Волгой и Клязьмой и на юг от мордвы мещера, позднее прекратившие своё существование28.

Мы можем установить, что, где бы славяне в своём продвижении ни приходили в соприкосновение с этими племенами, финны всегда отступали и вообще были очень пассивны. Борьба хотя и велась, но финский элемент вёл себя пассивно и постоянно уступал свою землю славянам. Уже Тацит упоминает о недостатке оружия у финнов, а обозначение Иордана «Finni Mitissimi» (Get., III.23) также не безосновательно. Другой причиной слабости финских племен была, очевидно, редкая заселенность , полное отсутствие сколько-нибудь сильной концентрации населения вокруг определенных центров, и именно в этом заключалось превосходство славян, имевших в тылу своего продвижения сильные исходные позиции, организованные варяго-русами.

Только одно финское племя добилось крупных успехов, подчинив себе большое число славян, и то, вероятно, потому, что до этого оно подвергалось сильному влиянию тюрко-татарской культуры. Это были мадьяры – народ родственный остякам и вогулам с Оби, ушедший на юг примерно в V–VI веках. В начале IX века они объявились у Дона по соседству с хазарами, в области, называемой Лебедия . Оттуда около 860 года мадьяры переместились к южной Молдавии (в область, называемую Ателькуза), а затем, после нескольких вторжений на Балканы и в Паннонию, примерно в 896 году, надолго поселились на венгерской низменности , куда мадьяры проникли через восточные или северные карпатские перевалы. Дальнейшая история мадьяр связана уже исключительно с западными и южными славянами.

Литовцы.

Литовцы с древнейших времен обитали у Балтийского моря. На это указывают данные лингвистики об отношении литовского языка к языкам остальных индоевропейских народов , затем топографическая номенклатура, а также все исторические данные. Длительные тесные связи литовцев со славянами можно считать научно установленным фактом, а существование балто-славянского единства в период, когда остальные индоевропейские народы уже разделились на отдельные ветви, можно также считать бесспорным, несмотря на сомнения, которые высказал А. Мейе29. Но даже если не было абсолютного единства, то всё же только со славянами у них были такие близкие отношения, которые привели к образованию двух диалектных районов единой балто-славянской области , причем народы обоих районов хорошо понимали друг друга. Когда здесь произошло окончательное разделение, сказать трудно. Правда, на основании того факта, что в славянский язык из иранского языка перешло слово churn (куръ), которое в литовском языке отсутствует, или на основании того, что финское название мёда (фин. hunaja) перешло в литовский язык (ср. литовское vârias vargien, латышское varč — мёд), в то время как в славянском языке имеется собственное слово «мёдъ», делался вывод, что во время прихода скифов в южную Русь и даже ещё раньше, в начале II тысячелетия до н. э., в эпоху бронзы, оба народа -славяне и литовцы уже жили раздельно 30. Однако такие доказательства для определения даты разделения этих народов совершенно неубедительны в настоящее время, если не считать того факта, что в начале нашей эры это разделение здесь уже произошло. Можно лишь сказать, что как славянские племена, так и литовцы представляли в это время самостоятельные объединения.

Нельзя также дать точный ответ и на вопрос, где первоначально проходила граница между обоими народами. Нынешняя территория Литвы и Латвии отделена от немцев, русских и финнов линией, протянувшейся от моря, начиная от устья Мемеля через Гольдап, Сувалки, Гродно, Друскеники на Немане, Вильнюс, Двинск (Даугавпилс), Люцин (Лудза) к Псковскому озеру и далее через Валк (Вулка) обратно к морю до Рижского залива31. Эта территория по сравнению с территорией, занимаемой находящимися по соседству с Литвой и Латвией немцами или славянами, незначительна. Невелико и количество населения: по статистическим данным за 1905 год в России насчитывалось немногим больше 3 миллионов литовцев и латышей. Но первоначально литовцы не были так малочисленны. Занимавшаяся ими территория простиралась когда-то на западе вплоть до Вислы (литовские пруссы) , а на севере до прихода финнов – до самого Финского залива; граница, отделявшая их от праславян и прафиннов, также проходила значительно дальше от моря, чем теперь.

В 1897 году профессор Кочубинский на основании разбора топографической номенклатуры нынешней Белоруссии пытался определить территорию доисторической Литвы 32. В его работе было отмечено много недостатков, и действительно, познания Кочубинского в старо-литовском языке были недостаточны для решения столь трудной проблемы. Нельзя также не отметить, что новейшие лингвисты искали в бассейне Немана и Двины и кельтскую номенклатуру и что А.А. Шахматов даже такие наименования, как Неман, Вилия, считавшиеся раньше литовскими, рассматривал как кельтские33.

Однако несмотря на это можно с уверенностью сказать, что территория нынешней Белоруссии первоначально в значительной своей части была заселена литовцами, что древние литовцы проникли до Ломжского Полесья, до северной части бассейна реки Припяти и до части бассейна реки Березины и что на Двине они зашли настолько далеко на восток34, что где-то на территории бывшей Московской губернии сталкивались с волжскими финнами, что подтверждается также многочисленными примерами сходства в литовском языке и языке волжских финнов. Даже известный Лядинский могильник у Тамбова был объявлен археологами памятником литовской культуры, что, однако, весьма сомнительно. Но, с другой стороны, несомненно, что ещё в XII веке на реке Протве в Московской губернии обитал народ литовского происхождения – голядь, – видимо, представлявший собой остатки первоначальных литовских насельников этой области, а также что ещё в XIII веке литовские поселения находились у истоков Двины, Волги, на Вазузе и в части Тверской и Московской губерний35. Появление здесь голяди объясняется тем, что широкий клин славянской колонизации, продвигаясь вперед с большими усилиями, рассек область, занятую литовцами, и отделил их от волжских финнов.

В истории литовцы впервые появляются под именем «остиев» (Ώστιαΐοι) у Пифея36, если, разумеется, полагать, что и аэстии тацитовской «Германии» являются литовцами и что уже позднее их наименование перешло на финнов, пришедших к Финскому заливу. Такое объяснение хотя и принято, но вовсе не обязательно37.

Птолемей в своей карте Сарматии (III.5, 9, 10) приводит у побережья Балтийского моря большое число наименований племён, и некоторые из них, несомненно, являются литовскими. Однако мы не можем сказать, какие именно из этих наименований являются бесспорно литовскими, за исключением двух – Галиндаи Γαλίνδαι и Соудинои — Σουδινοί. Галиндаи тождественно с русской голядью и с названием области Галиндия, которая известна позднейшим историческим источникам в Восточной Пруссии , в области Мазуров . Соудинои — Σουδινοί тождественно с названием области Судавия , расположенной по соседству с Галиндией по направлению к Сувалкам. Наконец, и Боровскои Βοροΰσκοι , ошибочно помещенные Птолемеем далеко вглубь Сарматии, являются литовским племенем борусков (Пруссия – Боруссия) . Зато, однако, наименование Оуелтаи — ’Ουέλται не тождественно, как это полагал Мюлленгоф, наименованию Литва, а является славянским названием велеты 38.

После Птолемея прошёл долгий период времени, когда о Литве не было никаких известий. Только русские летописи, в первую очередь древнейшая Киевская, дают нам описание Литвы такой, какой она была известна русам в X и XI веках . В тот период пруссы обитали у побережья Варяжского моря, занимая область, протянувшуюся на восток от нижней Вислы и Дрвенце. Далее к востоку идут собственно литовцы, на север от них и западнее Полоцка зимегола , затем на правом берегу реки Двины летьгола ; южнее Рижского залива, у моря, обитало племя корсь , наконец, где-то ещё, в месте, точно не установленном, племя, называемое нарова, норома (нерома) 39. О племени голядь, локализированном на реке Протве, отделенном от остальных литовцев, я уже упоминал выше.

В позднейший период произошло дальнейшее перемещение племён и изменение их названий. Пруссы стали с XIII века исчезать, особенно после того, как они в 1283 году были окончательно порабощены. Прусский язык еще в XVI веке влачил жалкое существование, и уже в 1684 году, по свидетельству Гарткноха, не было ни одной деревни, где бы понимали по-прусски. Литва разделилась на две части: Верхнюю Литву (в области Немана и Вилии), называемую Аукштота, и Нижнюю (на запад от Невяжи) Жемайтию, по-польски – жмудь. О Галиндии и Судавии в Восточной Пруссии уже упоминалось выше.

Последним значительным племенем в XIII веке являлись ятвяги (по-польски Jadzwing). Это племя известно, правда, и Киевской летописи по походу Владимира на них в 983 году , однако где обитало это племя, говорят лишь позднейшие летописи XIII века, помещающие его за реки Нарев и Бобру , в озерные области Пруссии , куда они пришли незадолго до этого со своих первоначальных поселений, находившихся дальше к востоку40. Таким образом, ятвяги обитали в Полесье, и нынешние русские и польские полешане (Pollexiani в польской хронике) – потомки ятвягов. Дрогичин на Буге, однако, не был их округом, как это считалось ранее. В пользу этого нет исторических доказательств, а старые археологические находки в окрестностях Дрогичина, насколько мне известно, носят славянский характер.

————————————————- ***

1. См. A. Meillet, Le monde Slave, 1917, III–IV, 403.

2.И. Филевич, История древней Руси, I, с. 33, Варшава, 1896; Н. Надеждин, Опыт исторической географии, 1837.

3. А. Шахматов, Bulletin de l’Acad. imp. des sc. de St. Petersbourg, 1911, 723; I. L. Pic, Staroźitnosti, II, 219, 275.

4. Волоком назывался низкий и узкий перешеек между двумя реками, через который легко было перетащить лодку с товарами из одной реки в другую. В переносном значении волоком называлась также и область, где были такие волоки, в частности область у истоков Днепра, Двины и Волги. Отсюда в древней Руси земли за этой областью называли Заволочье.

5. Дон был связан с Волгой известным волоком между Царицыном и Калачом.

6. См. об этом подробнее у Н.П. Барсова, Очерки русской исторической географии, Варшава, 2 е изд., 1885.

7. См. «Slov. star.», III, 231.

8. На основании этого родства и древнего соседства и возникли известные теории о славянском происхождении даков, которые, разумеется, являются ошибочными, если считать даков собственно славянами.

9. См. «Slov. star.», I, 217.

10. Следует обратить внимание хотя бы на слова богь, ватра, соха, куръ, секера, топоръ и т. д.

11. Я. Пейскер, исходя из ряда предположительных тюрко-татарских слов, перенятых славянами ещё до нашей эры, говорит о жестоком рабстве, от которого издавна страдали славяне, находясь под тюрко-татарским игом. Виновниками этого рабства, по его мнению, были начиная с VIII века до н. э. скифы.

12. См. «Slov. star.», I, 512. Из русских историков можно назвать, например, Д. Иловайского, В. Флоринского, Д. Самоквасова.

14. lord., Get., 119, 120.

15. Теории о предполагаемом славянстве гуннов в историографии, собственно, уже забыты. Эту теорию выдвинул в 1829 году Ю. Венелин в сочинении «Древние и нынешние болгары» (Москва), а после него ряд русских и болгарских историков, включая в конце XIX века и В. Флоринского, И. Забелина и Дм. Иловайского. Заслуга опровержения этой теории (одновременно с гуннами славянами считали также собственно болгар и роксоланов) принадлежит М. Дринову, В. Миллеру и особенно В. Васильевскому (см. его работу «О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан», ЖМНП, 1882–1883).

16. Theoph. (ed. Boor), 356, 358; Nicephoros (ed. Boor), 33. Помимо этих наиболее старых источников по истории Болгарии, из современных работ см. в первую очередь Златарский, История на българската държава, I, София, 1918, 21 151.

17. В 922 году эти болгары приняли ислам и поддерживали тесные культурные и особенно экономические отношения с восточными славянами. Государство волжских болгар было для славянской Руси во времена неурожаев и голода житницей. В результате этих связей происходило и значительное смешение болгар со славянским элементом, поэтому Ибн Фадлан и некоторые другие ошибочно объявили волжских болгар славянами . Арабские писатели в отличие от волжских болгар обозначают западных болгар именем Бурджан (Burdżan) .

18. См. «Slov. star.», II, 201–202.

19. Между тем в течение IX века через Южную Русь прошли также угры -племена финского происхождения, которые вышли с Дона около 825 года и около 860 года оказались на нижнем Дунае, окончательно заняв Венгрию в конце IX века (896). См. далее, на с. 185. Между 851–868 годами на пути из Херсона в землю хазаров с ними встретился славянский апостол Константин.

20. «Повесть временных лет», изд. АН СССР, 1950, т. I, с. 31.

21. Ибрагим ибн Якуб, цит. соч., 58.

23. Записки Русского археологического общества, т. XI, новая серия, СПб., 1899, с. 188. По данным археологии, следы финской культуры мы в настоящее время можем проследить вплоть до Тамбова, Рязани, Москвы и истоков Волги.

24. См. выше, с. 30–32, и то, что я писал об этом в статье «Новые теории о прародине славян» (ССН, 1915, XXI, 1). Впрочем, в последних работах Шахматов и сам признал недостаточность своих доказательств (Revue des Etudes slaves, I, 1921, 190).

25. См. R. Meckelein. Finn. ugr. Elemente im Russischen. – Berlin, 1914. – 1.12, 16.

26. В этом месте Иордан пишет (Get., 116, 117): «Habebat si quidem quos domuerat Golthescytha, Thiudos, Inaunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Goldas». Среди литературы, уделившей внимание толкованию этого места у Иордана, укажу на основные работы: Miilenhoff, Deutsche Altertum skunde, II, 74; Th. Grienberger (Zeitschrift f. d. Alt., 1895, 154) и I. Mik kola (Finn. ugr. Forschungen, XV, 56 и сл.).

27. См. Miklosich, Etymologisches Worterbuch, 357. Это выражение в устах славян первоначально означало чужого человека ; чешское cuzi , русское чужой , церковнославянское чуждь являются одним и тем же словом. Русские до сих пор называют некоторые финские племена чудь .

28. Мещеру обычно отождествляют с буртасами восточных источников. В топографической номенклатуре бассейна Оки, например в окрестностях Рязани, до сих пор сохранилось много следов их наименований.

29. Meillet, Les dialects indoeuropeens, Paris, 1908, 48 si.

30. Hehn, Kulturpflanzen und Haustiere (VI vyd., 324); Krek, Einleitung in die slavische Literaturgeschichte, Graz, 1887, 216.

31. F. Tetzner (Globus, 1897, LXXI, 381); J. Rozwadowski. Materiały i prace korn. jęz. – 1901,1; A. Bielenstein. Atlas der ethnol. Geographie des heute und prach. Lettenlandes. – Petersburg, 1892; L. Niederle. Slovansky svgt. – Praha, 1909. – 15.

32. А. Кочубинский, Территории доисторической Литвы, ЖМНП, 1897, I, 60.

33. См. выше, с. 30. А. Погодин выводит наименование «Неман» из финского языка.

34. См. Е.Ф. Карский. Белорусы. I. – Варшава, 1903. – 45, 63.

35. Голядь упоминается в древнейших русских летописях (Лаврентьевская, Ипатьевская) под 1058 и 1146 годами. См. также А.И. Соболевский, Изв. имп. акад., 1911, 1051. Часть голяди, разумеется, уже позднее под давлением славян переместилась на запад, в Пруссию (Галиндия) .

36. Steph. byz. s. v. Ώστιωνες.

37. В тот период у германцев возникло скрещение наименования аэстиев с германским осты (Alfred); Остланд – люди на востоке, область на востоке. 38. См. с. 151.

39. ПВЛ, АН СССР, I, 13, 210.

40. Н.П. Барсов. Очерки русской исторической географии. – Варшава, 1885.–40, 234.

Славяне — это один из самых древних народов Европейского континента. Его культура насчитывает очень много веков и отличается уникальными особенностями.

Сегодня мало кто знает о происхождении и быте древних славян. Узнать об этом поможет славянское видео скачать online которое можно на одном из специализированных сайтов.

Южные славяне

Народы — это группы, которые распространяются на значительной территории Европы. Их количеств насчитывается по оценкам некоторых специалистов больше 350 млн. человек.

Южные славяне — это группа народов, которая по стечению обстоятельств нашла себе жилище ближе к югу материка. К ним можно отнести людей живущих в таких странах:

  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Македония;
  • Словения;
  • Черногория;
  • Сербия;
  • Хорватия.

Эта группа людей заселяет практически все Балканы и побережье Адриатического моря. Сегодня культура данных народов терпит значительные изменения под влиянием западных народов.

Восточные и западные славяне

Западные народы являются коренными потомками, так как именно с этих мест произошло расселение.

К этой группе можно отнести потомков нескольких национальностей:

  • поляки;
  • чехи;
  • словаки;
  • кашубы;
  • лужичане.

Последние два народа отличаются небольшой численностью, поэтому собственных государств не имеют. Местом проживания кашубов является Польша. Что касается лужичан, то определенные группы встречаются в Саксонии и Бранденбурге. Все эти народы имеют свою культуру и ценности. Но следует понимать, что не существует четкого разделения между национальностями, так как происходит постоянное перемещение людей и их смешивание.

Восточные славяне обитают на территории нескольких государств:

  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Россия.

Что касается последней, то славяне не расселились по всей территории страны. Обитают они вблизи всех остальных народов, которые распространились вблизи Днепра и Полесья.

Следует отметить, что культура славян поддавалась определенному изменению. Связано это с тем, что многие территории длительное время находились под влиянием соседних народов.

Так, южные народы впитали некоторые традиции греков и турок. В свою очередь восточные славяне находились длительное время под татаро-монгольским игом, что также внесло лепту в их язык и культурные ценности.

Славянские народы — уникальная группа людей, отличающаяся нестандартным мышлением и красивыми традициями.

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

Славянские народы

представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально-психологические особенности представителей славянских народов, проживавших издревле на территории России.

, (см.) и белорусы (см.) -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть-их населения.

Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 процента составляет городское население, 26 процентов - сельское. На Украине - 67 и 33 процента, в Беларуси - 65 и 35 процентов соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и многих других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким как пьянство, наркомания, разврат, воровство, и т. д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

Высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

Достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

Уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

Общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

Достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

В экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "славянские народы" в других словарях:

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Народы мира - Ниже приводится список народов, упорядоченных на основе языковой генетической классификации. Содержание 1 Список семей народов 2 Палеоевропейские на … Википедия

    Славянские языки - СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. С. яз. принадлежат к индо европейской системе языков (см. Индо европейские языки). Они делятся на три группы: западную, южную и восточную. К западной группе принадлежат языки чешский, словацкий, польский с кашубским, лужицкие и… … Литературная энциклопедия

    Романские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские … Википедия

    Европейские народы - Европейские государства … Википедия

    Финно-угорские народы - народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

    Иранские народы - Иранцы … Википедия

    Балканские народы под властью Турции - Положение балканских народов во второй половине XVII и в XVIII в. Упадок Османской империи, разложение военно ленной системы, ослабление власти султанского правительства все это тяжело отражалось на жизни находившихся под турецкой властью… … Всемирная история. Энциклопедия

    Италийские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканские … Википедия

    Индоевропейские народы - Схема миграций индоевропейцев в 4000 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев (самарская и среднестоговская культуры). Оранжевая область соответствует… … Википедия

Книги

  • Ноомахия. Войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль , Дугин Александр Гельевич. Славянские народы начиная с V-VI вв. по Р. Х. играли решающую роль в пространстве Восточной Европы. В настоящем томе "Ноомахии" рассматривается славянский горизонт Восточной Европы, который…

Славяне сегодня - это крупнейшая этноязыковая общность Европы. Они населяют огромные территории и насчитывают порядка 300-350 миллионов человек. В данной статье мы с вами рассмотрим, на какие ветви делятся славянские народы, поговорим об истории их формирования и разделения. Также немного коснемся современного этапа распространения славянской культуры и тех религиозных воззрений, которых придерживались племена в ходе своего развития и становления.

Теории происхождения

Итак, согласно средневековым летописцам, наши народы происходят от общего предка. Им был Иафет, Этот персонаж, если верить хроникам, дал жизнь таким племенам, как мидийцы, сарматы, скифы, фракийцы, иллирийцы, славяне, британцы и прочим европейским народностям.

Арабы знали славян, как часть общности народов запада, куда входили тюрки, угры и Европы. В их военных записях историки ассоциируют этот конгломерат со словом «сакалиб». Позже так начали называть дезертиров из византийской армии, которые принимали ислам.

Античные греки и римляне называли славян «склавинами» и соотносили их с одним из скифских племен - сколотами. Также иногда сближают этнонимы венеды и славяне.

Таким образом, три ветви славянских народов, схема которых приведена ниже, имеют общего предка. Но позже пути их развития значительно разошлись, вследствие обширной территории расселения и влияния соседних культур и верований.

История расселения

Позже мы коснемся отдельно каждой группе племен, сейчас же следует разобраться в том, на какие ветви делятся славянские народы и как происходил процесс расселения.
Итак, впервые об этих племенах упоминается у Тацита и Плиния Старшего. Эти древнеримские историки в своих записях говорили о венедах, которые населяли прибалтийские территории. Судя по периоду жизни этих государственных деятелей, славяне существовали уже во втором веке нашей эры.

Следующими, кто говорил об этих же племенах, были Прокопий Кесарийский и Приск, византийские писатель и ученый. Но наиболее полные сведения, которые относятся к долетописному периоду, имеются у готского историка Иордана.

Он сообщает, что склавены - это самостоятельное племя, которое выделилось из венетов. На территориях к северу от реки Вистула (современная Висла) он упоминает «многочисленный народ венетов», которые разделяются на антов и склавенов. Первые жили вдоль Понта Евксинского (Черного моря) от Данастра (Днестра) до Данапра (Днепра). Склавены же обитали от Новиетуна (город Искач на Дунае) до Данастра и Вистулы на севере.

Таким образом, в шестом веке нашей эры - склавены уже проживали на землях от Днестра до Вислы и Дуная. Позже разные летописцы будут упоминать значительно более обширную территорию расселения этих племен. Она охватывала земли Центральной и Восточной Европы.

Как же разделились три ветви славянских народов? Схема, которую мы привели выше, показывает, что движение шло на север, юг и восток.

Вначале племена двинулись в направлении Черного и Балтийского морей. Как раз этот период и описан у готского историка Иордана. Далее на эти земли вторгаются авары и раскалывают единый ареал племен на части.

За два века (с шестого по восьмой) они заселяют Восточные предгорья Альп и попадают в подчинение к императору Юстиниану II. Мы это знаем по упоминаниям в летописях, где говорилось о походе византийского войска на арабов. Как часть армии упоминаются и склавины.

В восьмом веке эти племена достигают Балканского полуострова на юге и Ладожского озера на севере.

Южные славяне

Западные и южные славяне, как мы видим, образовались в разное время. Вначале из конгломерата племен отделились анты, которые пошли на восток, в сторону Черного моря и Днепра. Только в восьмом столетии эта народность начала заселение Балканского полуострова.

Процесс происходил следующим образом. Некоторые восточно- и западнославянские племена двинулись в поисках лучших земель на юго-запад, в сторону Адриатического моря.

Историки выделяют в этой миграции следующие группы: ободриты (в европейских хрониках известны, как прэдениценты), северцы (возможна связь с северянами), сербы, хорваты и другие. В основном, это племена, которые жили вдоль течения реки Дунай.

Позже ей на смену пришла Пеньковская археологическая общность. Между этими культурами есть промежуток в два века, но считается, что подобный разрыв вызван ассимиляцией одних племен с другими.

Таким образом, происхождение славянских народов стало результатом аутентичного формирования более крупных общностей из ряда мелких родоплеменных объединений. Позже летописцы Киевской Руси дадут названия этим группам: поляне, древляне, дреговичи, вятичи и остальные племена.

Согласно древнерусским хроникам, вследствие объединения пятнадцати групп восточных славян и образовалась такая мощная средневековая держава, как Киевская Русь.

Современная ситуация

Итак, мы с вами обсудили, на какие ветви делятся славянские народы. Кроме этого, поговорили о том, как именно шел процесс расселения племен на юг и восток.

Современные славянские народы немного отличаются от своих прямых предков. Они в своей культуре объединяют отпечатки влияний, как соседских народностей, так и многих пришлых завоевателей.

Например, основная часть областей запада Российской Федерации и Украины, некогда входивших в состав Киевской Руси, несколько столетий находились под монголо-татарским игом. Поэтому в диалекты включены многие заимствования из тюркских языков. Также некоторые традиционные орнаменты и обряды хранят отпечатки культуры поработителей.

Южные славяне в большей степени подверглись влиянию греков и турок. Поэтому в конце статьи нам придется поговорить о вопросах религии. Некогда языческие племена сегодня являются приверженцами разных конфессий авраамических религий.

Досконально то, на какие ветви делятся славянские народы, потомки могут и не знать, но, как правило, каждый легко опознает своего «земляка». Южные славяне традиционно более смуглые, и в говоре у них проскакивают специфические фонемы, характерные только для этого региона. Аналогичная ситуация обстоит и с потомками западных и восточных племенных объединений.

Итак, какие же сегодня страны стали родиной для разных веток славянской народности?

Государства южных славян

Современные славянские народы расселены по большей части Восточной и Центральной Европы. Однако в условиях глобализации их представителей можно встретить практически в любой стране мира. Причем особенность нашего менталитета такая, что через короткое время соседи начинают понимать славянские языки. Славяне всегда стремились приобщить чужеземцев к своей культуре, при этом мало поддаваясь процессу собственной ассимиляции.

К современным южным славянам относят словенцев и черногорцев, македонцев и болгар, хорватов, боснийцев и сербов. В основном эти народы живут на территории своих национальных государств, к которым относятся Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Черногория, Сербия и Хорватия.

То есть фактически это территория Балканского полуострова и северо-восточная часть побережья Адриатического моря.

Южные славянские народы сегодня все больше отходят от идеи общности этих народов, вливаясь в новую семью Европейского союза. Правда, несколько десятилетий назад была попытка создать одну общую страну с населением, состоящим только из южных славян, но она провалилась. Некогда это государство называлось Югославией.

Вне национальных государств представителей этой ветви славянских народов, согласно официальной статистике, достаточно много живет в Италии, Венгрии, Австрии, Румынии, Турции, Албании, Греции и Молдове.

Страны западных славян

Поскольку этногенез славянских народов в основном происходил изначально на территории современных Польши и Германии, то представители западных племен практически не снимались с насиженных мест.

Сегодня их потомки живут в Польше, Германии, Чехии и Словакии. Традиционно этнологи выделяют пять народов, которые относятся к западнославянской ветви. Это поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане.

Первые три этноса живут в основном в государствах с соответствующими названиями, а последние два - в отдельных районах. Лужицкие сербы, к которым принадлежат еще венды, лугии и сорбы, населяют Лужицу. Эта территория делится на Верхнюю и Нижнюю части, которые располагаются в Саксонии и Бранденбурге, соответственно.

Кашубы же проживают на земле, которая называется Кашубия. Она входит в состав современной Польской Народной Республики. Неофициальной столицей этого народа считается город Картузы. Также много представителей этой народности встречается в Гдыне.

Кашубы считают себя этнической группой, но гражданство признают польское. В своей среде они подразделяются на несколько формирований в зависимости от места проживания, особенностей национального костюма, деятельности и сословных отличий. Так, среди них есть заборяки, парчанская шляхта, гбуры, кабаки, гохи и другие группы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в своем большинстве западные славянские народы максимально сохранили обычаи. Некоторые из них даже по-прежнему занимаются традиционными промыслами и ремеслами, правда, больше для привлечения туристов.

Восточнославянские державы

Современная территория относится к таким странам, как Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня эти государства, можно сказать, находятся в периоде распутья. Перед их народами стоит выбор: остаться приверженцами традиционных укладов или же пойти по пути южных собратьев, принимая западноевропейские ценности.

Некогда мощная держава - Киевская Русь со временем трансформировалась в три страны. Вокруг Москвы образовалось Московское царство, а после и Российская империя. Киев объединил вокруг себя земли многих племен от Карпат до Дона. А Белоруссия сформировалась в лесах Полесья. Исходя из названия территории, основную часть страны населяют потомки полещуков и пинчуков.

Религии разных ветвей славян

Российская Федерация, Украина и Белоруссия - современная территория восточных славян. Здесь большинство населения относится к православным христианам.

В принципе, официальный отход от язычества произошел в десятом веке, когда киевский князь Владимир Великий крестил Русь. Но в 1054 году был великий раскол, когда в христианстве появились отдельно православная и католическая веры. Восточные и юго-восточные племена остались верными Константинопольскому Патриарху, а западные и юго-западные стали сторонниками римско-католической церкви.

На определенном этапе истории отдельные группы южных славян принимают ислам. Это объясняется тем, что их земли находились под гнетом Османской империи. Для единоверцев турки делали много поблажек. Сегодня к мусульманам относятся горанцы, бошняки, помаки, кучи и торбеши.

Таким образом, в данной статье мы изучили этногенез славянских народов, а также поговорили об их разделении на три ветви. Кроме этого, разобрались в том, какие современные страны относятся к территории расселения южных, западных и восточных племен.



Рассказать друзьям