Снимался в ярости. Танк M4A3E8 Sherman Fury будет добавлен в симулятор танковых боев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выдержанный в духе современного масштабного кино суровый фильм об ужасах войны, страхе смерти и необходимости оставаться человеком даже в самые страшные минуты своей жизни.

Апрель 1945 года. Войска союзников ворвались на территорию гитлеровской Германии и уверенно идут к Берлину. Почти не оказывающие серьезного сопротивления немцы сдаются тысячами, но даже на исходе войны любая стычка остается смертельно опасной. Экипаж танка, носящего гордое прозвище «Ярость», только что потерял своего стрелка-радиста, но вместо опытного бойца команда сержанта Дона Кольера получает необстрелянного юнца Нормана Эллисона, командированного из штаба и ни разу в своей жизни не выстрелившего в человека. Разбираться некогда, бои идут каждый день, а любая новая операция может оказаться последней даже для такого удачливого экипажа, как четверка «Ярости» и их новичок.

Кадр из фильма "Ярость"

Специально для съемок «Ярости» Бовингтонский британский танковый музей предоставил кинематографистам единственный в мире действующий экземпляр немецкого танка Тигр I

Настоящее суровое серьезное кино о войне по-прежнему остается штучным продуктом, по-настоящему глубокие картины, не скатывающиеся в череду спецэффектов, можно пересчитать по пальцам. Фильмов, удачно сочетающих картинку и мысль, и вовсе считаное число. Каждая подобная картина становится событием, каждый участник съемочного процесса подобной ленты словно сам приближается к героям боевых действий, каждый просмотр таких фильмов врезается в память зрителей. Вторая мировая война уходит от нас все дальше в исторической перспективе, ее герои превращаются в героев древних мифов, в полубогов и бесстрашных храбрецов, попирающих смерть. Поэтому каждая лента, окатывающая с головы до ног грязью, кровью, копотью настоящей суровой войны, на вес золота. Забывать о таком нельзя. Повторить такое недопустимо.

Танк «Ярость» - боевая машина экипажа героя Брэда Питта - это американский танк М4 Sherman, третья по распространенности в мире модель после советских Т-34 и Т-54

Дэвид Эйер , служивший в молодости подводником, после жестоких улиц Лос-Анджелеса перебрался в другое железное брюхо машины-убийцы. Главный герой «Ярости» - не персонаж Лермана , глотающий свою первую пороховую гарь, и даже не изможденный герой Брэда Питта , поклявшийся самому себе уберечь своих бойцов и отчаянно держащийся за эту миссию. Главный герой - это танк Шерман, сгусток смерти, напичканный пулеметами, гранатами и снарядами маленький бронированный путешественник в ад войны. Этот танк калечит людей и снаружи, и внутри себя, мир из него видится совсем иным, за его броней жизнь и борьба обретают иной смысл. Железная гусеничная машина проглатывает героев и переваривает, превращая людей в оружие, в зверей, псов войны, потому что только звери могут рвать врага на куски, продвигаясь к победе дюйм за дюймом.

Достойно показать войну в кино не так-то просто. Удержаться на острой грани, не свалиться в тарантиновскую сатиру «Бесславных ублюдков », но и не исчерпать десятилетние запасы пафоса «Сталинграда » - задача не из простых. Тем значительнее режиссерский успех Эйера. На пару с оператором Романом Васьяновым Эйер не только создал несколько фантастических боевых сцен, но и пропитал серым цветом войны каждый кадр, каждый миг экранного времени, каждый сантиметр декораций. Кровавые останки, растоптанные и растерзанные трупы, осколки и грязь ни на секунду не дают зрителю ощущения комфорта и расслабленности. Вместе с героями мы погружаемся в душное тесное чрево танка, вместе проходим бой, вместе наслаждаемся минутами затишья. С трудом можно вспомнить ленту о войне, которая поглощала бы сильнее «Ярости».

Впрочем, за танковыми дуэлями, ночными перестрелками и бесконечным ожиданием смерти Эйер слегка упростил характеры своих персонажей. Про тех, кто находится вне Шермана, и говорить неприлично, это лишь калейдоскоп лиц, но ведь и пять ведущих персонажей, по сути, остаются всего лишь танковыми бойцами, у которых сложно запомнить даже имена. В этом главное отличие «Ярости» от действительно гениального со всех точек зрения «Спасти рядового Райана ». Бесстрашный командир экипажа, богобоязненный наводчик, грубый неотесанный заряжающий, болтливый любитель выпить механик-водитель и мальчишка-радист - это все, что мы знаем об экипаже в начале фильма. С этим же мы остаемся на финальных титрах, лишь пара эпизодов чуть шире раскрывают перед зрителем души и умы героев, но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы за солдатами увидеть людей.

В настоящий момент в России существуют две устойчивые точки зрения относительно действий союзнических и, прежде всего, американских войск на Западном фронте, начиная с операции «Оверлорд», стартовавшей с высадки в Нормандии 6 июня 1944 года, и заканчивая летописной «Встречей на Эльбе» 25 апреля 1945.

Первая, «либерально-демократическая», гласит, что пока «кровавые маршалы» наподобие Жукова «заваливали мясом» и «брали города к юбилейным датам, не считаясь с потерями», американцы быстро, технично, без особых потерь (как же, они ведь берегли людей в отличие от!..) и наигрывая на саксофоне вышли на Эльбу, в Австрию и Чехию, сыграв основную роль в разгроме Германии. Далее надо обязательно рассказать о грандиозном превосходстве союзников в авиации, о новейшей технике, разумном командовании (см. «берегли людей») и прочих не подлежащих сомнению преимуществах армий демократических государств.

Версия вторая, «патриотическая», повествует нам примерно о том же, но с другими оттенками серого. Пока героическая Красная армия с нечеловеческими усилиями прорывалась к Берлину, американцы устроили себе лёгкую прогулку на восток, встречаясь в основном либо с плохо обученными частями противника (которые едва ли не сразу сдавались, лишь бы не попасть в советский плен), либо с фолькштурмовцами, которые могли разве что пальнуть из фаустпатрона, и то не попасть. Опять же непременно упоминается о превосходстве в авиации: американцы только и умеют, что бомбить, а потому редкие боеспособные германские части утюжились штурмовиками, а затем по их бренным останкам весело проезжали «Шерманы», не встречая сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Словом, «Америка не воевала».

Вариации на обе темы зависят от уровня начитанности усреднённого «либерала» или «патриота», но в целом дудение в обе вышеописанных дудки всегда примерно одинаково — то есть вульгарно, примитивно, a priori предвзято и не имеет никакого отношения к реальности Западного фронта 1944-45 годов.

Реальности, отметим, весьма страшненькой.

Бурные споры образованщины с той и другой стороны обострились нынешним ноябрём, по выходу фильма «Ярость» («Fury») режиссёра Дэвида Эйра, повествующего об экипаже танка M4A3E8 «Шерман» 66-го полка 2-й бронетанковой дивизии армии США. И вновь началась хтоническая битва в рунете.

Приведу мнение публициста Алексея Кунгурова (плохие слова заменены точками): «…Фильм — пафосное и лживое комиксоподобное американское <…>. Неправдоподобное, неубедительное, с высосанным из пальца сюжетом. Русским людям с советским культурным бэкграундом смотреть этот понос будет тошно. Но постсоветским тинейджерам со стерильным мозгом, конечно, понравится, ведь там столько пальбы, взрывов и разорванных трупов. …Сам фильм, плоский, напыщенный, ничего в душе не шевельнул. Единственное чувство, которое возникло после просмотра, — чувство обиды на <…> постсоветский кинематограф, в котором заправляют <…> вроде Михалкова и Бондарчука. Это — наша война, и Голливуд не имеет никакого морального права снимать о ней кино ».

Отлично, так и запишем: самое страшное преступление, это когда американские кинематографисты снимают фильм про то, как американские солдаты воевали в годы Второй мировой войны. У г-на Кунгурова на таковую войну, оказывается, личный копирайт.

Блогер Евгений Шульц в свою очередь уверяет нас в обратном: «…Это правда — очень хороший фильм про войну. Не лучший, нет… Но — один из лучших. Единственное, что подспудно раздражало меня во время просмотра фильма, так это то, почему американский режиссёр, режиссёр из страны, которая не видела этой войны, в 2014 году смог снять отличный фильм про Вторую мировую войну, а «великие» режиссёры из России, страны, в которой нет семьи, в которой не было бы участников той войны (которая для нас не только мировая, но и Отечественная) снимают который год подряд <…>, которые мало того, что смотреть неинтересно, так ещё и почти непременно несут в себе плевок в историю нашей страны ».

Оставим на совести Е. Шульца пассаж о «стране, которая не видела той войны» — каждому ведь известно, что американские морпехи только и делали, что отдыхали на атолле Уэйк, причём всем корпусом. А грандиозную морскую битву у острова Лейте в октябре 1944 года, безусловно, выдумали в CNN. Тем не менее авторы обеих цитат сходятся в одном: отечественный постсоветский кинематограф в подмётки не годится американскому, особенно в военной тематике. Тут никак не возразишь.

Итак, давайте разберёмся, принадлежит ли США хоть часть «копирайта» на Вторую мировую войну относительно Европейского ТВД и что конкретно мог видеть в исторической, а не киношной реальности экипаж злополучного танка «Fury», вокруг которого кипят столь бурные страсти.

Скажем прямо: ничего хорошего узреть Брэду Питту и его команде, окажись они в настоящем 1944 году, не удалось бы.

Чтобы уяснить, как чувствовали себя американские бронетанковые части после высадки в Нормандии, надо обратиться к показаниям непосредственных свидетелей. Нет-нет, нас в данном случае совершенно не интересуют мемуары генерала Дж.С. Паттона «Война, какой я её знал» или Дуайта Эйзенхауэра «Крестовый поход в Европу». Надо спуститься с высот командования фронтами на уровень полка, а лучше так вообще батальона или роты. Получить «взгляд изнутри», с позиций офицера среднего или младшего звена, лично присутствовавшего на передовой.

Имя этого офицера — Белтон Янгблад Купер, лейтенант 18-го ремонтного батальона 3-й бронетанковой дивизии армии США. Которая, отдельно отметим, действовала параллельно с 2-й дивизией, то есть Белтон Купер и главный герой «Fury» Дон Колльер были не просто «соседями», а вполне могли бы пересекаться во время операций на Западном фронте. И испытывали ровно одни и те же проблемы, с которыми сталкивались американские танковые части.

По счастью, Белтон Купер тогда остался жив и, обладая немалым литературным талантом, к 1998 году написал подробнейшую книгу воспоминаний «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» («Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»). Книгу, будем откровенны, шокировавшую читателей и критиков в США. «Смертельные ловушки» — не только «взгляд снизу», но прежде всего — взгляд реалиста, абсолютно не склонного к ретушированию, приукрашиванию или умолчанию весьма неприятных для американской армии фактов, где имели место и вопиющая некомпетентность, и фатальные ошибки, и даже случаи пресловутого «заваливания мясом».

Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались только 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях. Основным танком являлся M4A3E8 «Шерман». В первых же главах Купер упоминает о крупнейшей стратегической ошибке генерала Паттона как старшего офицера бронетанковых войск на Европейском ТВД: когда армия стояла перед выбором производства новейшего танка М26 «Першинг», обладавшего существенными преимуществами перед «Шерманом» (удельная мощность, манёвренность, броневая защита, огневая мощь), именно Паттон настоял на дальнейшем использовании «Шерманов». Полевые командиры (в частности генерал-майор Морис Роуз), имевшие опыт боёв с немецкими танками в Африке и Италии, пытались отстоять свою точку зрения, утверждая, что даже немецкие Panzer IV с длинноствольным 75-миллиметровым орудием превосходят «Шерманы», а уж о «Пантерах» или «Тиграх» и речи не идёт!

Паттон, известный своим упрямством и нетерпимостью к чужому мнению, утверждал, что согласно доктрине применения бронетехники «машины в составе бронетанковой дивизии должны не вступать в прямое столкновение с противником, а по возможности обходить его и атаковать цели в тылу врага». Это оказалось роковым решением, стоившем тысяч жизней, — производство нового М26 было отложено, и в операции «Оверлорд» участвовали в основном «Шерманы», причём к моменту высадки в Нормандии модифицированные М4А1 с более мощной 76-миллиметровой пушкой, способной конкурировать с немецкими танковыми орудиями, составляли всего 10-15% американских танковых сил. Впрочем, затем практически все пополнения танкового парка осуществлялись за счёт новых моделей, что давало хоть какой-то шанс…

Стоит отдельно остановиться на проблеме панцерфаустов — ручных противотанковых гранатомётов. Значительная часть потерь 2-й и 3-й танковых дивизий в первые месяцы наступления на Западе приходилась именно на панцерфаусты, которые, как утверждает Купер, были мощнее и эффективнее американских «Базук»:

«…Они легко пробивали броню наших танков, невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам, — пишет Белтон Купер. — Часто град осколков пробившего броню снаряда перерубал электрические провода, невзирая на броневую оплётку. От короткого замыкания танк мог загореться. Если экипаж успевал, прежде чем выпрыгнуть, рвануть скобу огнетушителя, пламя быстро гасло, и внутренности машины не выгорали полностью. Если же этого не было сделано, то танк выгорал изнутри дотла; от страшного жара броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно».

Далее лейтенант ремонтного батальона без оглядок на субординацию даёт масштабную картину снабженческого бардака, опять же обусловленного стратегическими просчётами: «Увидав нарастающие потери боевой техники, я осознал, что наши танковые войска стали жертвой чудовищного обмана со стороны нашей же службы снабжения». Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они наоборот — увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, их катастрофически не хватало, а это резко сказывалось на боеспособности. Инструкция гласила — свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт.

Кто сказал — «шапкозакидательство»? Известно ведь, что таковое присуще только русским, но никак не цивилизованным американцам!

Возможно, вас шокируют эти цифры, но в период с июня 1944 года по май 1945, то есть за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка.

Прописью: пятьсот восемьдесят процентов ! Парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага трупами».

Отмечены совершенно возмутительные случаи, какие советское командование не допускало с первого года войны, когда на кону стояло само существование СССР и в бой бросались любые резервы. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имели дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи!»

Что было дальше? За несколько часов новичкам попытались объяснить «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось…

Представить себе нечто подобное в РККА в 1944 году практически невозможно — СМЕРШ моментально поинтересовался бы у командования, каким это образом необученное пополнение получило дорогостоящие машины и было сразу отправлено в бой? Думается, оргвыводы последовали бы немедленно.

Кадровый голод в армии США? В конце войны? С почти неограниченными мобилизационными ресурсами страны? С безопасной учебной базой за океаном, куда не долетают германские снаряды и бомбардировщики? Как же так?..

Имеются и примеры личного героизма, словно взятые из реалий Восточного фронта. На «Линии Зигфрида», в деревне Гастенрат, единственный выживший член экипажа «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, проявив немалую выдумку — «…Танкист заранее навёл 76‑мм орудие на середину дороги, опустив ствол, и зарядил пушку фугасным снарядом. Немцы двигались параллельными колоннами по обочинам. Танкист выстрелил: фугасный снаряд ударился о проезжую часть в полусотне метров перед танком и рикошетом подскочил на высоту метра, прежде чем взорваться». Расстреляв весь боекомплект, американец продолжал вести огонь из курсового пулемёта и затем из личного оружия, а когда патроны кончились, заперся в танке. По счастью, к рассвету подоспело подкрепление, и его спасли.

«Смертельные ловушки» Купера — очень жёсткая, реалистичная и правдивая история того, как американские союзники отвоёвывали свою часть «копирайта на Вторую мировую» у блогера Кунгурова. Катастрофические потери. Откровенная глупость некоторых представителей военного руководства. Качественное превосходство немецкой бронетехники над «Шерманами». Кровь, смерть, огонь.

За многочисленные ошибки платить пришлось американским солдатам. Надо отдельно сказать, что книга Белтона Купера подверглась в США весьма резкой критике со стороны людей, уверенных, что любое отступление от стереотипов восхваления превосходства американской армии над любым противником является едва ли не пораженчеством, была устроена травля автора в прессе, особой популярности в Америке «Смертельные ловушки» не получили.

Возвращаясь к фильму «Fury». Бесспорно, американоцентричная модель видения мира наложила на картину свой отпечаток. Однако очень хорошо видно, что создатели фильма очень внимательно изучали текст Белтона Купера, по крайней мере эпиграф почти буква в букву повторяет его слова:

«…Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя ».

А тем, кто продолжает вопиять о «моральном праве» Голливуда снимать кино о своих же танкистах, я бы посоветовал сперва ознакомиться с историческими материалами по теме, почитать соответствующую литературу, и уж затем возглашать с амвона собственной непогрешимости полные душераздирающего пафоса и дубовой высокопарности словеса наподобие «это только наша война»…

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме - «Шерман M4E8» и «Тигр 131» - самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

«Сюжет фильма «Ярость» несколько отличается от тех историй о войне, которые вы не раз слышали от старшего поколения», — утверждает продюсер Билл Блок, работавший над картиной вместе с компанией QED еще до того, как студия Columbia Pictures приобрела права на ленту. «Я не думаю, что мы имеем хоть малейшее понятие о том, через какие адские страдания пришлось пройти солдатам. Противник неоднократно превосходил их по численности, да и вооружение у него было намного лучше, поэтому победа нашим ребятам досталась очень страшной и мучительной ценой», — добавил продюсер.

«Настолько точно и ярко нарисовать портрет человека со всеми его слабостями может лишь Дэвид, — говорит продюсер Джон Лешер, который уже работал с Эйром над фильмом «Патруль». – Во всех его фильмах так или иначе затрагивается тема братской любви, дружбы, проблемы отцов и детей. Наш военный экшен не стал исключением».

В такую непростую военную обстановку и поместил режиссер Дэвид Эйр одного из главных героев своего фильма Дона, роль которого досталась голливудской звезде . В танковом экипаже под командованием Дона неожиданно появляется новый член – Норман Эллисон, молодой парень, который ни разу не убивал. Он еще не знает, что такое вкус смерти.

«На протяжении нескольких лет Эллисон учился печатать на машинке, но вот его отправляют на передовую во вторую танковую дивизию помощником механика-водителя. Он чувствует себя растерянным и совершенно не понимает, что здесь происходит, ведь он до последнего уверен, что все это какая-то ошибка», — поделился впечатлениями о своем герое Логан Лерман.

«Норман занял место погибшего члена экипажа Рэда, который служил с остальными четырьмя бойцами в одной команде еще с 39 года. Эллисон совсем молод, у него нет того жизненного опыта, который имеют остальные члены команды. Ему недавно стукнуло 20 лет – он мог бы приходиться им младшим братом или вовсе сыном. Но на войне нет места для таких молокососов, как он. И если Норман хочет выжить, ему придется полностью отказаться от былых принципов и стать другим человеком. А поможет ему в этом Дон », — добавил Логан.

Как режиссеру удалось добиться такой реалистичности?

Действие фильма укладывается в сутки, но поверьте, за эти 24 часа будет решена судьба всего экипажа танка, который носит название «Ярость». Командир бойцов Дон, наводчик «Святоша» Бойд, зарядчик орудия Грэди Трэвис, механик-водитель «Толстяк» Гордо и помощник механик водителя Норман примут участие в жестокой и смертельной схватке с тысячами немецких солдат.

Фильм «Ярость», так же как и предыдущие работы Эйра: «Форсаж» и «Тренировочный день», — держат зрителя в напряжении до самого конца. Это является отличительно чертой всех его картин. Также зрители увидят невероятную силу чувств, связывающих главных героев.

Вообще, на первый взгляд может показаться, что сюжет незамысловат, однако это распространенное обманчивое впечатление. Постепенно перед зрителем будет раскрываться вся многогранность и глубокий смысл истории, о которой рассказывает Эйр. «Все, что происходит на экране с героями, — это события всего лишь одного дня, — говорит продюсер Этан Смит. – В фильме отсутствуют запутанные сюжетные линии – все предельно просто и понятно, но при этом рассказывается данная история поразительным по своей красоте языком современного кинематографа».

Продюсер Джон Лешер считает, что результатом такой кропотливой работы есть персонажи, которые словно срисовываются с реальных людей , а также сюжетные линии, поражающие своей правдоподобностью. Кажется, что все действия происходили буквально вчера. «Я был удивлен таким подходом к работе, — откровенничает Лешер. – Однажды Эйр пригласил меня к себе в студию. Там я увидел множество книг и научной литературы, которую он использовал в процессе съемок. Это произвело неизгладимое впечатление».

Лешер утверждает, что новый фильм Эйра не оставит равнодушным никого и заденет за живое как молодежь, так и представителей старшего поколения . «Сценарий очень тронул меня и заинтересовал, прежде всего, своей актуальностью и современностью, — говорит Лешер. – Безусловно, основа сюжета этой картины – рассказ о события Второй мировой войны, и Дэвид приложил максимум усилий для того, чтобы все в «Ярости» выглядело правдоподобно, но при этом центром картины являются именно бойцы, прошедшие через кровавую войну».

Для того чтобы происходящее на экране выглядело максимально правдоподобно, создатели фильма обратились за помощью к ветеранам, служившим во второй танковой дивизии во время Второй мировой войны. Продюсеры фильма Билл Блок и Брэд Питт организовали для членов съемочной команды, а также представителей студии QED несколько встреч с ветеранами, которые с радостью поделились своим опытом и впечатлениями о том, какого было управлять многотонной махиной во время самого кровавого сражения в истории человечества.

Воспоминания ветеранов и стали основой сценария «Ярость». В одном из эпизодов, например, зритель узнает, что каждый пятый патрон в ленте пулемета – трассирующий ; и что от большого количества таких пуль металл барабана может начать плавиться; что сигнальный свисток предупреждает о начале огня ; что танки «Шерман» более мобильные, нежели «Тигр» и в этом было их преимущество на поле боя. Такие детали позволяют по-настоящему поверить в истории, рассказанные в «Ярости».

О главных героях в фильме «Ярость»

Дон Колиер

Командиром танкового экипажа в фильме «Ярость» является Дон Колиер, роль которого профессиональной исполнил

«Такие солдаты как Дон были основой армии и поддерживали боевой дух бойцов», — сказал режиссер Дэвид Эйр. – Дон не привык давать волю чувствам. Он настоящий прагматик и человек дела. Самое главное для него – безукоризненно выполнить военное задание».

По задумке Дэвида Эйра о прошлом Дона Колиера практически ничего неизвестно. «Сражаясь за мир и освобождение Европы от нацистов, он пытается искупить вину за свои прошлые поступки. Он имеет свои собственные понятия о чести и достоинстве, которые не всегда совпадают с общепринятыми нравственными номами. И такие люди часто встречались в то время. Дон переносит все невзгоды мужественно и даже иногда улыбается. Он любит жизнь, испытывает невероятную ненависть к врагу и высоко ценит своих ребят», — добавил режиссер.

Святоша

Шайе Лабаф исполнил роль Святоши . «Он специализируется в наводках и по сути является помощником командира экипажа танка «Ярость», — говорит актер о своем персонаже. – В его управлении находится пушечная установка — 76-мм высокоскоростного орудия. Бойд – хладнокровыный убийца, но в то же время глубоко верующий человек. Мне было очень интересно воплотиться в роль такого многогранного персонажа, совмещающего в себе истинного христианина, который чтит Святое писание, и воина, участвующего в кровопролитных баталиях».

Норман Эллисон

Одним из центральных персонажей является Норман Эллисон, роль которого досталась Логану Лерману . «Глазами именного этого персонажа зрители увидят все события, происходящие на экране, — пояснил продюсер Лешер. – Эллсон – новобранец, у него нет ни малейшего военного опыта. Зрители, как и он, узнают много нового об устройстве танка. Он – ключевая фигура картины , ведь основу составляет рассказ о том, как Норман познает все радости и горечи жизни.

Логану Лерману очень понравилось воплощать на экране столь неоднозначного и многогранного персонажа. «Актеры моего возраста как правило играют более простые роли, — говорит Лерман. – А мой персонаж совсем другой. Сыграть такого человека было довольно-таки трудно. Но мне очень понравился данный персонаж, как и сюжет фильма. Я получил уникальную возможность стать членом команды настоящих военных гениев.

Толстяк Гордо

Роль механика-водителя Толстяка Гордо Дэвид Эйр писал специально для актера Майкла Пеньи, который уже участвовал в фильме «Патруль». «Во время Второй мировой войны в американских войсках служили несколько сотен тысяч мексиканцев, многие из них были водителями-механиками в танковой дивизии, — рассказывает Эйр. – В житейских вопросах Гордо – человек крайне искушенный и, возможно, на гражданской службе мог бы стать большим боссом. Однако на войне, когда ты постоянно находишься в стрессе, когда у тебя сдают нервы от перенапряжения, он старается решить свои проблемы с помощью выпивки. В то время солдаты часто пьянствовали, поэтому нетрезвый механик-водитель за рулем танка был не редкостью».

Грэйди Трэвис

Роль Грэйди Трэвиса в картине «Ярость» сыграл Джон Бернтал. «Это обычный деревенский паренек, — говорит Эйр. – Грэйди рос во времена Великой Депрессии, порой ему даже нечего было надеть. В поле он работал с малых лет. И в этой мясорубке он оказался далеко не по своей воле». «Если Дон Колиер отвечает за тактику в их экипаже, то Грэйди – настоящее олицетворение храбрости, отваги и мужества, — добавил Эйр. – Основная задача Грэйди – снабжать бойцов топливом и питанием, а также заряжать снаряды в зарядное устройство. За время службы он очень стружился с наводчиком Бойдом».

О танках

В съемках было задействовано 5 различных моделей танка М4 «Шерман» . каждый из них имеет свое имя: Ярость, Матадор, Люси, Сью, Старина Филлис и Корпорация Убийц.

Для того, чтобы найти и использовать для съемок настоящие танки времен Второй мировой войны, Иену Кларку, координатору по машинам, и Джиму Доудоллу, координатору танковой группы пришлось совершить множество звонков.

«Специалистов по военным машинам в Англии не так уж и много, все мы знаем друг друга, — признался Доудолл. – В конце-концов мы нашли людей, которые согласились предоставить нам необходимые образцы для съемок».

Роль самого танка «Ярость» испытали на себе три боевые машины. Одну из них, «Шерман» с 76-миллиметровым орудием, создатели картины позаимствовали из Танкового Музея в Бовингтоне.

На корпус танка была водружена специальная платформа для того, чтобы снимать то, как видят бойцы окружающую обстановку из боевой машины.

Джон Бернтал, как и другие актеры, за время съемок стал относиться к танку “Ярость“ как к еще одному члену команды. “Наш танк – настоящая сорви-голова! – шутит актер. — Может быть, он не такой мощный как “Тигр”, но зато у него есть сердце и душа”.

“Танки, которым уже исполнилось по 70 лет и которые находятся в полной боевой готовности – это завораживающее зрелище”, — добавляет Логан Лерман.

Для записи звука за пределами корпуса звукооператоры нашли оптимальное расположение аппаратуры и проложили сотни метров кабеля под гусеницами танка прямо в сплошную жижу из грязи.

Об операторской работе

Фильм «Ярость» — далеко не первый опыт работы оператора Романа Васьянова и режиссера Дэвида Эйра . Ранее они встречались на площадке экшена под названием «Патруль». Роман не раз отмечал, что на съемках «Ярости» ему приходилось применять совершенной другой подход. Если фильм «Патруль» больше напоминает документальную хронику, то «Ярость» — это чисто классический стиль. «Прочитав сценарий, я сразу понял, что снимать фильм переносной камерой не получится, — поделился впечатлениями Васьянов. – Нам нужно было передать атмосферу фильма и настроение героев – камера должна была просто следовать за ними ».

«Что касается визуального плана, то наш фильм действительно получился очень красочным. По технике съемок он похож на ленты прошлых лет. Мы хотели воссоздать стилистику Дэвида Лина, чтобы картинка была простой и одновременно зрелищной,» — пояснил продюсер Джон Лешер.

«Мне хотелось добиться натуралистичности и минимализма. Для себя я сразу же определил жанр фильма — это драма. Я не хотел добавлять света в кадр или использовать какие-то модерные приемы с камерой. Это ведь не обычный боевик. Считаю, что в этом фильме я использовал самый минимум приемов. Именно поэтому основной фокус здесь на актерской игре,» — говорит Роман Васьянов.

«Наш фильм был полностью отснят на пленку. Мы решили не работать с цифрой. Цветовая гамма в нашем распоряжении была не такой широкой, а пленка передает цвета куда глубже, — объясняет Роман. — Мы провели несколько тестов с пленкой и поняли, что разрешение нам подходит. Лучшего способа для того, чтобы передать на экране красоту пейзажа и танки в движении было сложно придумать”.

О работе художников

«Наша команда стремилась передать историю без прикрас – рассказал Мензис. — Поэтому мы старались узнать об атмосфере того времени и осмотрели сотни старинных фотографий. Самое сильное впечатление на меня произвели снимки с поля боя. На них я увидела бойцов по колено в грязи, из последних сил тянущих за собой громоздкую военную технику и оружие. Грязь, дождь и пронизывающий холод – вот военные реалии, в которых находились люди в то далекое время », — говорит Эндрю Манзис, художник по дизайну.

«Самым главным, конечно же, было правильно передать атмосферу того времени, — продолжил Эндрю. – В случае с нашей картиной это тонны грязи, копоти и пыли, от которых нереально спастись . Мы хотели, чтобы в кадре присутствовало как можно больше жидкой грязи».

Пожалуй, единственное место действия в , в котором грязи чуть меньше, чем в остальных сценах,- это небольшой немецкий городок, которые декораторы выстроили по всем канонам немецкой архитектуры тех лет. Война этот городок практически не затронула. “Здесь наши герои могут наконец сделать передышку: умыться, перекусить, выпить вина и даже немного развлечься”, — рассказывает Мензис.

О костюмах

Дэвид Эйр и его команда тщательно изучали военную униформу и костюмы 40-х годов прошлого столетия. «Мы просмотрели сотни фотографий тех лет и проконсультировались с большим количеством специалистов, — поделился впечатлениями режиссер. – Интересный факт, американские солдаты сражались в обычной рабочей одежде или форме, в то время как немецкие – в специальной униформе, отшитой по всем правилам . Многие офицеры даже заказывали себе одежду на заказ. На поле боя немецкие командиры носили парадную форму и медали».

«Мы разрабатывали дизайн костюмов более двух лет, — говорит художник по костюмам Оуэн Торнтон. – В 1945 году в Европе была одна из самых суровых зим. Именно поэтому одежда солдат претерпела некоторых изменений – поверх белья надевались несколько свитеров, рубашки, а уж затем – шинель. Наши солдаты спали где придется, если холодный паек и на долгое время забывали о горячем душе. Мы сделали все, чтобы актеры в выглядели именно таким образом».

Трейлер фильма «Ярость» (видео)

Танкисты!

Любой игрок World of Tanks знает, что Sherman — это целая линейка американских средних танков V-VI уровней. А обсуждения и споры вокруг тяжёлого немецкого танка Tiger, который «прописан» на VII уровне, не утихают никогда. Эти машины по праву считаются одними из самых популярных и узнаваемых танков Второй мировой войны. После легендарного советского , конечно.

Немало виртуальных танкистов прокачало эти машины, чтобы лично опробовать их в бою. А вслед за игрой приходит интерес к истории создания и боевого применения любимой техники. В скором времени всем любителям боевых машин выпадет возможность по-новому взглянуть на уже хорошо известные танки: 30 октября в кинотеатрах выйдет фильм «Ярость» . И танки и в этой киноленте — звёзды не меньшей величины, чем именитые актёры, играющие членов экипажа. Давайте на пару минут перенесёмся на съёмочную площадку «Ярости» и посмотрим, каким же будет этот фильм.

Анаморфотный объектив применяется для съёмок кино в анаморфированном формате. Система линз в таком объективе охватывает широкую панораму изображения в одном кадре. Интересный факт: впервые анаморфотная система использовалась в танковых приборах наблюдения. С её помощью командир танка получал возможность видеть на 180 градусов по горизонтали.

Скрупулёзный подход режиссёра «Ярости» Дэвида Эйра и съёмочной команды проявляется не только в используемых объективах. Создатели фильма действительно уделили внимание танкам: здесь они настоящие . Даже предназначенные для уничтожения макеты техники собираются из металла и с соблюдением деталей. На стенах в съёмочных павильонах «Ярости», в коридорах и комнатах отдыха нет свободного места: всё заклеено схемами, историческими и техническими материалами, плакатами и фотографиями. Это вселяет уверенность, что создатели фильма хорошо понимают, что такое танк, и что зрители получат удовольствие от по-настоящему историчных танковых сражений на широком экране.

Откуда такая информация? О том, что происходит на съёмочных площадках Pinewood Studios, из чего сделаны взрывающиеся танки и какие книги читает Дэвид Эйр, можно узнать из русской версии фотоотчёта Николаса Морана, ведущего известной передачи «В командирской рубке». Вы найдете отчёт под спойлером в конце этой новости.

Простой человек на большой войне

Историческая и техническая стороны картины определённо не подкачают, но ведь танк без экипажа — просто бесполезный механизм. Несмотря на особое внимание к техническим деталям, «Ярость» будет фильмом о простом человеке на большой войне. Сумеют ли Дэвид Эйр и актёрский состав «Ярости» в деталях передать жизни танкистов, их характеры, трудности и всё то напряжение, которое могло либо «сломать» бойца, либо укрепить его дух?

Солдату, танкисту, лётчику и моряку некогда было думать о большой политике. Всем им приходилось решать гораздо более прозаические вопросы: как выжить, где заправиться и перекусить, как нарушить свои моральные принципы и убить врага и как потом с этим жить.

«Ливан», «Сахара» (1943 и 1995 годы), «Братья по оружию», «Спасти рядового Райана», «Апокалипсис сегодня», «Взвод»... Будем надеяться, что в этот список классики зарубежного военного кино добавится ещё одно название — «Ярость».

«Тигр» из Бовингтона

По иронии судьбы изображать «Тигра» в кинематографе несколько раз довелось «переодетому» советскому Т-34. Его тщательно маскировали под немецкий танк, но взгляд знатока всегда раскрывал подделку. «Ярость» — один из немногих фильмов, где роль танка Tiger «играет» настоящая модель. Более того, на сегодняшний день это единственный в мире исправный Tiger на ходу . Пока неизвестно, какое влияние окажет эта немецкая машина на события фильма, но кое-что о её настоящей судьбе можно узнать уже сейчас.

За кормой этого танка долгая история, которая привела его из сборочного цеха завода Хеншеля в экспозицию Бовингтонского танкового музея . Этот Tiger (бортовой номер 131) был изготовлен в феврале 1943 года и направлен в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, который на тот момент воевал в Африке. Между 12 марта и 16 апреля 1943 года танк прибыл в Тунис.

К счастью союзников, боевая история этого «Тигра» вышла не очень долгой: уже 21 апреля 1943 года в сражении с танками Churchill 48-го Королевского танкового полка он был выведен из строя и захвачен. Трофейную машину 2 июня 1943 года осмотрел сам Уинстон Черчилль, а 18-го числа того же месяца — Его Величество король Георг VI.

В октябре 43-го «Тигр» был доставлен в Глазго, участвовал в одном из парадов в Лондоне, после чего был отправлен на техническую экспертизу. Официально танк передали Бовингтонскому музею 25 сентября 1951 года, и с тех пор он стал одним из самых популярных и впечатляющих экспонатов коллекции.

В июне 1990 года было принято решение полностью восстановить танк. «Тигра» перебрали буквально по винтику, от катков до башни. Сотрудники музея очищали каждую деталь от грязи и ржавчины, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Но это было лишь половиной дела . Большую сложность в восстановлении представляли отсутствующие элементы снаряжения, особенно с лобовой части танка. Множество деталей было восстановлено, не подвергались ремонту только явные боевые повреждения. Музейные работники потрудились на славу: почти всё, что размещено на танке, настоящее. Пожалуй, единственная неоригинальная деталь — тросы. К сожалению, телескопическая выхлопная труба, предназначенная для пересечения водных преград, исчезла ещё до передачи танка музею.

Но все эти заботы можно считать мелкими в сравнении с необходимостью установить на танк другой двигатель. «Родной» заводской Maybach HL 210 работникам музея отыскать не удалось, зато в наличии был взятый с Tiger II двигатель HL230P30 V-12 . Возможностей Бовингтонского музея для решения такой задачи было уже недостаточно. Музей получил дополнительное финансирование, а работу над танком продолжила компания ABRO (Army Base Repair Organisation).

Этот заключительный шаг в восстановлении «Тигра» затянулся, и проходил он далеко не гладко. Во время пробного запуска в корпусе танка двигатель взорвался, повредил коленчатый вал и оставил дыру в поддоне . После продолжительного исследования и ремонта двигатель снова испытали, и на этот раз он повредил сальник. И всё же в конце 2003 года работы были завершены: шестидесятилетний танк завелся и своим ходом приехал в музей.

Обратите внимание! Подробный процесс восстановления танка Tiger с эксклюзивными фотографиями можно увидеть на официальном сайте (на английском языке), посвящённом этому танку.

Съёмки «Ярости»: взгляд изнутри

Ведущий шоу «В командирской рубке» Николас Моран побывал на съёмочной площадке фильма «Ярость». Узнайте, какие впечатления остались у Николаса после визита, какая атмосфера царит на съёмках и что читает режиссёр картины!



Рассказать друзьям