Сообщение на тему тематическая картина. Какие бывают жанры живописи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Оборудование.

    1Призентация.

    2. Художественные материалы для практической работы.

    3. Словарь художественных терминов.

    План урока.

    1. Повторение и закрепление знаний учащихся.

    2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

    З. Постановка художественной задачи.

    4. Практическое выполнение задания.

    5. Подведение итогов и анализ работ.

    Ход урока

    Приветствие: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Нам хочется, чтобы все, кто еще не знают о нем, узнали и приняли участие, тем более, что все очень просто и особой подготовки не требует: достаточно в этот день приветливо поздороваться с десятью незнакомыми людьми. Вы можете сказать им: "Добрый день" или "Привет", это зависит от возраста и настроения. Приветствие - первое правило этикета.

    Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.

    Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

    Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

    Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?

    Ответы учащихся. В живописи и графике.

    Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.

    В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.

    А теперь из картин представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1) Анималистический жанр.

    2) Портрет — парадный, интимный, групповой.

    3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.

    4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.

    5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

    Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.

    Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

    Каков сюжет представленных живописных работ?

    Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.

    Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

    Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр

    включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,

    Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

    (К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)

    Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

    Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

    Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-тематическая картина »


Сегодня на уроке

1 Вспомним жанры живописи.

2 Дадим определение тематической картине.

3 Выполним упражнение по композиционному

решению тематический картины

4 Подведём итоги.


Натюрморт - жанр изобразительного искусства

Натюрморт , жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Виды натюрморта

реалистический, декоративный, абстрактный.


Анималистический жанр- (от лат.animal –животное)жанр посвященный изображению животных. Главной задачей художника становится точность передачи животного.




Портрет как жанр в искусстве . Портрет один из самых распространенных жанров, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Портрет бывает: парадный, интимный, групповой.




Сюжетно-тематическая картина Историческая; Батальная; Сказочно-былинная; Мифологическая. Бытовая;
















Сегодня День бухгалтера- так подсчитаем баллы и выставим оценки!!!


Домашнее задание.

Выполнить эскиз в карандаше на тему : Образ матери в русских сказках


Жанры изобразительного искусства ЖАНР – общность художественных произведений, складывающая в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. Анималистический жанр; Пейзаж; Натюрморт; Портрет; Сюжетно-тематическая картина;

ПЕЙЗАЖ изображение природы «пейзаж» с франц. «вид страны, местности» МОРСКОЙ (МАРИНА); ЛИРИЧЕСКИЙ; СЕЛЬСКИЙ; ГОРОДСКОЙ; КОСМИЧЕСКИЙ; ГОРНЫЙ; ФАНТАСТИЧЕСКИЙ;

НАТЮРМОРТ с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и. т. д. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.

Портрет изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения, внутреннего мира. Парадный; Интимный (домашний) групповой; психологический; Автопортрет;

Бытовой жанр К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. Г. Терборх Бокал лимонада 1660 г.

Бытовой жанр в России Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(1834 -1882 г.), И. Е. Репин 91844 -1930 гг.), В. Е. Маковский (1846 -1920), В. В. Пукирев (1832 -1890) А. Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие.

Исторический жанр Ему принадлежит особое место. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (1831 -1894). И. Е. Репин (1844 -1930), В. И. Суриков (1848 -1916), В. В. Верещагин (18421904) и В. М. Васнецов (1848 -1904). к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо, В. Верещагин, М. Греков и др.

А. А. Дейнека «Оборона Севастополя 1942 г. »

Тематическая картина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тематическая картина
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Понятие ʼʼтематическая станковая живописьʼʼ связывается прежде всœего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она ʼʼпротивостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачиʼʼ.

С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целœенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определœенных идейных позиций.

Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Далее содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, в случае если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта͵ документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при крайне важно сти в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются всœе элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всœего тонким слоем жидкой краски, ʼʼв протиркуʼʼ, лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.

Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам - предметной окраске - колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний - словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он должна быть недостаточно целœенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. По этой причине, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчинœенном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определœение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:

историческая картина

бытовая (жанровая) картина

Батальная картина

Тематическая картина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематическая картина" 2017, 2018.

Композиция

Миниатюрные портреты

«Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас . Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определённую трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т. п.»

· По формату:

o головные (когда изображена только голова по плечи);

o погрудные;

o поясные;

o поколенные;

o во весь рост;

§ скульптурные , в свою очередь, особо принято разделять:

§ герма (одна голова с шеей);

§ бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь);

§ статуя (целая фигура, с головы до ног).

· По позе:

o профильные;

o портреты анфас (en face , «с лица»);

o в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts );

o так называемые en profil perdu , то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.

· Пейзаж

· Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

· Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж

· Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

· Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в


Понятие «тематическая станковая живопись» связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она «противостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачи».


С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, которое он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций.

Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта, документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при необходимости в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются все элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, «в протирку», лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.

Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам - предметной окраске - колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний - словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он может быть недостаточно целенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. Поэтому, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчиненном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:

историческая картина

бытовая (жанровая) картина

Батальная картина

И.В.Шагиева,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ СОШ

с.Советское Долинского района Сахалинской области

Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2013 год.

Класс: 7 класс.

Тема урока. ТЕМАТИЧЕСКАЯ (СЮЖЕТНАЯ) КАРТИНА

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Формирование понимания особой роли тематической картины в русском искусстве XIX века.

Задачи:

    Воспитывать любовь к Родине, ее истории и культуре; чувство гражданина своей страны.

    Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Понимать смысловое значение сюжета и содержания картины

Определять композиционный строй картины

Находить способы извлечения необходимой информации

Создавать композиционные поисковые эскизы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

    установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив – выполнение творческих работ в разных жанрах, цель - представление о сюжетной картине)

Регулятивные:

    постановка учебной цели;

    определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

    выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

    общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (особенности жанра); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания; поиск и выделение необходитой информации; прменение методов информационного поиска;

    логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

    постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

    социальная компетентность. Учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Вид деятельности: коллективная и индивидуальная

Оборудование и материалы :

    Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

    Художественные материалы для практической работы.

    Словарь художественных терминов.

    Презентация «Тематическая (сюжетная картина)»

Организация урока: тема, эпиграф, цели и проблема урока записаны на доске. Так же на доске нарисовано дерево с ветками без листьев, вместо листьев магнитики. В конце урока дети прикрепят туда кленовые листики с ответами на вопрос проблемы урока.

Для учащихся: На партах разложены кленовые листочки из цветной бумаги и заготовки для тестовой и проверочной работ.

ПЛАН УРОКА

    Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов и анализ работ.

Эпиграф:
Творчество – это деятельность по законам красоты.

М. Вачьянс.

Ход урока:

I . Организационный момент

Парты расставлены по две, вокруг стулья. В центре стола стоят сложенные альбомные листы, на которых написано «Эксперты исторического жанра», «Эксперты батального жанра», «Эксперты бытового жанра», «Эксперты сказочно-былинного жанра» «Эксперты религиозно-мифологического жанра», большие листы ватмана, репродукции картин, стикеры. Дети садятся за столы в зависимости от того, о каком жанре живописи они будут рассказывать.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

II . Изучение нового материала

    Беседа «Изобразительное искусство в жизни человека»

Учитель: Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Сегодня на уроке мы узнаем его лучше, чтобы не заблудится в нем. Изобразить художник может все: леса – поля, деревья – травы, города – горы, океаны – космос … Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно – давно ушедших, а значит, жизнь сегодняшняя, прошедшая или даже не наступившая.

На уроках изобразительного искусства мы чувствуем и творим как художники, но чаще всего, обращаясь к произведениям искусства, мы – зрители.

Искусство быть зрителем – большое и нелегкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра.

Изобразитель ное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Итак, тема нашего урока: Тематическая (сюжетная) картина

    Создание проблемной ситуации.

Учитель: Почему творчество мастеров жанровой живописи представляет интерес не только для времени создания картин, а является художественным достоянием последующих поколений? (на доске)

Ответить на этот вопрос я хочу словами Владимира Фирсова:

Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет и тьму,
Цените, люди,
Тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
Что красота!
Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.

И сегодня на уроке вы попытаетесь дать свой ответ на данный вопрос, осмысливая творчество художников как современный человек.

    Закрепление знаний, полученных раннее на уроках ИЗО

Учитель: Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Ответы учащихся:

Изобразительное искусство делится на пять видов:

    живопись,

    графика,

    скульптура,

    архитектура,

    декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Какие произведения искусства мы относим к живописи?

Какие произведения искусства мы относим к графике?

Какие произведения искусства мы относим к скульптуре?

Какие произведения искусства мы относим к архитектуре?

Какие произведения искусства мы относим к декоративно-прикладному искусству?

(ответы учащихся)

Учитель: Давайте проверим хорошо ли вы знаете виды изобразительного искусства?

(выполнение учащимися тестовой работы)

Физминутка

    Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

Учитель: Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это деление прояв ляется в живописи и графике.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим при роду, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали де лить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюр морт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделе ния - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности - портрет парадный, интимный, групповой, Жанровые разно видности сюжетно-тематической картины - историческая, батальная, бытовая картины.

Жанры в изобразительном искусстве:

    Анималистический жанр.

    Портрет - парадный, интимный, групповой.

    Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустри альный, героический.

    Натюрморт - цветочный, со снедью, бытовые вещи, атри буты спорта и искусства,

    Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин у каждой группы экспертов.

    Самостоятельная работа учащихся в творческих группах

(учащиеся группируют картины, предложенные учителем)

Учитель: Что объединяет картины? Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

Каков сюжет представленных живописных работ?

( учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта кар тина», дать высказать свое мнение каждой группе)

Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

(учащиеся выбирают табличку в соответствии с жанром)

    Представление творческих групп учащихся жанров.

Учитель: Исторический - ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звуча ния, отражающие значительные для истории народа события.

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

( Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса и т. п.)

Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

( В. И. Суриков « Утро стрелецкой казны», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.

Учитель: Вашему вниманию «Эксперты исторического жанра» представляют картину выдающегося художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Ученик: Одна из вечных тем в искусстве «человек и стихия природы» блистательно разработана в картине Брюллова. Невероятный пример полотна, исключительное композиционное решение со множеством фигур, мастерская передача движения толпы. Где каждый является участником драмы. Переживаемой им со всей силой чувств, совершенство рисунка, небывалая яркость колорита, передача двойного освещения - от пламени вулкана и от вспышки молнии, резкие контрасты света и тени- несомненные достоинства картины. Брюллов приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом: все детали, архитектура, одежда, национальный облик героев- все тщательно выверено: Он показал героев как воплощение физической и нравственной красоты, что было характерно для искусства романтизма.

Учитель: Литературный портрет нам представит (учащийся).

Ученик:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Учитель: Батальный жанр (от франц. batlle - битва) - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

А сейчас «Эксперты батального жанра» нам опишут полотно Александра Дейнека «Оборона Севастополя» 1942г.

Ученик: Картина написана в разгар Великой Отечественной войны (1941-1945), передает самоотверженность и волю к победе защитников отечества. Художнику удалось отразить в полноте героический момент в битве за родной город. Он выделяет два плана. Главный герой, воплощающий всю силу народного гнева, изображен на переднем плане. Художник смело использует геометрические линии, тем самым усиливая драматический эффект происходящего действия. В картине доминируют два тона черный и белый, которые символизируют противостояние жизни и смерти, добра и зла. Александра Дейнеку по праву можно назвать одним из самых ярких и самобытных мастеров советского периода.

Учитель: Послушайте литературный портрет.

Ученик:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром:
Дело прочно,
Когда под ним струиться кровь.

Учитель: Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

«Эксперты бытового жанра» обращают ваше внимание на работу кисти Павла Федотова «Сватовство майора».

Ученик: Перед нами великолепно поставленная мизансцена. Всем известный обычай приобретает в картине Федотова обобщающее значение, поднимая жанровую живопись до уровня искусства большой социальной значимости. Он не просто высмеивает корысть майора, жеманство невесты и грубость матери, а делает объектом критики мораль людей разных слоев общества. У Федотова жанр обретает развернутую сюжетность. Художник тесно связывает все фигуры между собой, повествуя о жизни, нравах и обычаях купеческой семьи, талантливо характеризует герое через их жесты.

Картина вызывает улыбку и заставляет восхищаться тонким юмором и изяществом, с которым мораль преподносится художником.

Учитель: Литературный портрет представит (учащийся).

Ученик: «Поправка обстоятельств»

А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина! Чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ним я не бывала;
Коль придут бывало -
Мать тотчас на ушко:
«Тебе, девушке, здесь не престало!»
Век в светелке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;

Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме чтут меня младенцем!
Гость замолвил, чай, речь...
Ай-ай-ай, стыд какой!...

Это стихотворение Федотов сочинил сам и исполнял перед зрителями картины.

Учитель: Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному жанру , расскажите о нем и приведите примеры.

(учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоми ная произведения В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др.)

«Эксперты сказочно-былинного жанра»

Ученик: Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах мы видим много героев русских народных сказок. Картина В. Васнецова «Богатыри» занимает особое место в творчестве художника. Он работал над полотном почти 30 лет. Первый набросок картины В. Васнецов сделал в 1871 году. Основное композиционное решение было найдено в эскизе 1876 года. Закончена картина была весной 1898 года и тогда же куплена П. Третьяковым.

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстри руются картины С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Ру бенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж.-П. Давида, Ж.-Д. Энгра, Л. Носенко, А. Иванова.

Учитель: « Эксперты религиозно-мифологического жанра» представляют картину Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

Ученик: «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю … Она только что сделала шаг навстречу людям, но главное ее движение еще впереди. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Ученик:

Она идет хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя …

Так выразил свои чувства поэт В.А. Жуковский, назвавший «Сикстинскую мадонну» Рафаэля «воплощенным чудом», «поэтическим откровением», созданным «не для глаз, а для души»!

Учитель: А сейчас, для того, чтобы систематизировать наши знания о жанровой живописи, мы выполним следующую работу. Перед вами слайды с репродукциями картин, каждый слайд имеет свой номер. У вас на партах лежат заготовки с названием жанров, вставьте номера слайдов, систематизировав их по жанрам живописи.

Учитель: Поставьте отметки.

    1-3 ошибки – «4»,

    4-6 ошибки – «3»,

    более 3 – «3»,

    более 5 – «2».

Учитель: Давайте вернемся к проблеме урока: Почему творчество мастеров жанровой живописи представляет интерес не только для времени написания картин, а является художественным достоянием последующих поколений?

Чтобы натолкнуть вас на мысль, я хочу прочитать вам стихотворение Михаила Дудина.

Слова славы мастеру...

Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Все в мире создавали мастера.
Сказать спасибо мастеру пора.
Он мыслью не витал за облаками,
И шел за мыслью, клал на камень камень
И строил мир, надежный, как гора.
Он был весьма искусен и селен,
И опытом предчувствия умен,
И чувством совершенства наделен,
И красотой гармонии отмечен.
Он нужен всем. Он общечеловечен
Для всех эпох, формаций и времен.

Учитель: Запишите свои ответы на кленовых листиках. Выберите лучший ответ из группы и озвучьте его.

Учитель: Кто еще хочет ответить? Прикрепите магнитами свои листики на дерево мудрости.

Закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Майорова, которое нам подготовил (ученик) .

Творчество.

Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим на век,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.

Подведение итогов.

Рефлексия: Синквейн «Искусство»

Искусство. (одно существительное)

Яркое и завораживающее. (два прилагательных)

Украшает, восхищает, радует. (три глагола)

Художники пишут разные картины. (четыре слова (связное высказывание о значимости объекта)

Красота. (одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту)

Учитель: .Урок подошел к концу, но наши встречи с прекрасным и вечным будут продолжаться. Всем спасибо!

Используемая литература:

    Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова. – Волгоград:Учитель. 2012.

    Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

    Основные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» / Сост.: О.И.Орлова. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО. 2014. – 32 с. – («Методические рекомендации -2014»).



Рассказать друзьям