Сопоставление образов чацкого и молчалина. Сочинение: Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий и Молчалин

(Сравнительная характеристика).

В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения к дворянству.

В комедии Чацкий и Молчалин противопоставлены по мировоззрению. Молчалин служил в доме у Фамусовых, что бы дослужиться титула дворянства. Он добивался того, что Чацкий имеет с рождения. Комедия доказывает то, что люди одного возраста и поколения могут быть совершенно разными, и это зависит от воспитания. Еще одно различие в том, что к обоим общество относилось по-разному. Чацкий, только что приехавший из-за границы, вызывал у окружающих некое смятение и подозрение, никто не ожидал его приезда, Фамусов был ошарашен явлением Чацкого в его дом: «Ну выкинул ты шутку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков». Кто же будет хорошо относиться к человеку, который сразу после приезда начинает навязывать всем свою точку зрения и оскорблять чувства людей: «Ваш век бранил я беспощадно, предоставляю вам во власть: откиньте часть, хоть нашим временам в придачу; уж так и быть, я не поплачу». К Молчалину же относились иначе. У Фамусова он был приближенным по всем делам, даже фамилия Молчалина говорит о том, что он всегда старался промолчать или сказать так, чтобы это не навредило его репутации.

Молчалин и Чацкий по-разному относятся к своей службе и к чинам. Молчалин всегда пытается услужить. Даже во время того как Фамусов разговаривает с Софьей, Молчалин подходит к Фамусову для того, чтобы тот подписал бумаги:

Молчалин: «с бумагами-с»

Фамусов: «Да! Их не доставала, помилуйте, что это вдруг припало усердье к письменным делам!».

Чацкий, наоборот, считает, что прислуживаться никто не должен: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», что каждый должен говорить правду и не бояться этого.

Так как Молчалин и Чацкий люди двух разных мировоззрений, у них разные идеалы. Чацкий считает, что люди должны уважать людей, а не их чин и статус: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется – враг исканий, не требуя ни мест, ни повышенья в чин, в науки он вперит ум, алчущий познаний… ». Про Молчалина он говорит: «…Сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма; всегда готовые к журьбе, поют все песнь одну и ту же, не замечая об себе: что старее, то хуже. ». Оба они любили Софью Павловну, но любили по разному. Чацкий искренне относился к Софье, он любил её. А Молчалин, в конце концов, признался, что не видел в ней ничего хорошего.

Из выше перечисленного мы можем увидеть насколько разными могут быть люди одного поколения. Как влияет воспитание на человека. В те времена таких людей как Чацкий было мало, ведь они противоречили обществу, но они были нужны для того, чтобы страна двигалась вперед и развивалась. А таких ка к Молчалин было очень много, ведь все хотели иметь высокий титул, а чтобы его заслужить не нужно идти против человека, стоящего выше тебя по званию.

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет.
Образованность Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование.
Место в сюжете Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума.
Род занятий Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой.
Отношение к любви Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность.
Отношение к Софье Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв.
Отношение персонажей друг к другу Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное.
Социальные воззрения Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. Уважает и полностью приемлет существующий строй.
Отношение к службе Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно.
Речевые особенности Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности.
Персонаж в финале Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу.
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • Текст сочинения:

    Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эҭи два разных общественных лагеря в комедии живописно представляюҭ Чацкий и Молчалин люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
    Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найҭи и общие черҭы, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два эҭих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает
    секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
    По мере я трудов и сил,
    С тех пор, как числюсь по Архивам,
    Три награжденъя получил.
    Но вот автор сводиҭ их в комедии, и мы видим, насколько отличаюҭся друг от друга Чацкий и Молчалин, и эҭу непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление эҭих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
    Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняюҭ его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входиҭ сперва безмолвным, а после оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об эҭих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
    Как же отзываюҭся о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
    Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив...
    ...он малый с головой,
    И славно пишет, переводиҭ.
    Чацкий дворянин и гордиҭся эҭим. Оҭ окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видиҭ в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетаюҭ его и возмущаюҭ:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
    Ах! боже мой! он карбонары!
    Опасный человек!
    И знать вас не хочу, разврата не терплю.
    А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
    При батюшке три года служиҭ,
    Тот часто без толку сердиҭ,
    А он безмолвием его обезоружиҭ,
    Оҭ доброты души простиҭ.
    И между прочим
    Веселостей искать бы мог;
    Ничуть: от старичков не ступиҭ за порог.
    Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становиҭся незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

    Ведь надобно ж зависеть от других.
    Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойҭи до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчиҭывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего".
    Оҭношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваюҭся две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
    Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
    А чем не муж? Ума в нем только мало;
    Но чтоб иметь детей,
    Кому ума недоставало?
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
    Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
    Однако несколько минуҭ общения с эҭим подленьким и льстивым человеком рассеиваюҭ его подозрения:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
    Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
    А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистиҭ платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Поэтому Софья для Молчалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
    И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.
    Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
    Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
    Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
    Вот я пожерҭвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
    В своей комедии Грибоедов создал галерею ҭипичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий ҭип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой сиҭуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называюҭ лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молчалины блаженствуюҭ на свете", но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
    Я думаю, что Грибоедов, изобразив ҭипы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надеваюҭ.

    Права на сочинение "Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

    Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении "Горе от ума"

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.

    В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.

    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина - Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

    Чацкий уверен, что в его время все изменилось:

    Нет, нынче свет уж не таков.

    Вольнее всякий дышит

    И не торопится вписаться в полк шутов.

    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.

    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.

    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.

    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.

    Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.

    Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:

    Там моську вовремя погладит,

    Тут в пору карточку вотрет…

    Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.

    Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:

    В мои лета не должно сметь

    Свое суждение иметь.

    Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:

    Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.

    Себя крушить, и для чего!

    Подумайте, всегда вы можете его

    Беречь и пеленать, и спосылать за делом.

    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

    Высокий идеал московских всех мужей.

    Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

    Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.

    В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.

    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.

    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.

    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.

    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.

    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.

    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.

    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.

    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.

    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.

    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

    Молчалин же выступает в роли лгуна, льстеца, молчуна и карьериста. Который готов на все ради того чтобы его признали в обществе и дали новое звание. Он для этого не погнушается ни чем, кроме всего Чацкий и Молчалин стали соперниками в завоевании любви Софьи.

    И что интересно льстец и лгун Молчалин ей пришелся по душе, а не честный откровенный и пылкий Чацкий. Но вскоре, Софья бросает, Молчалина узнав, что он ухаживает одновременно за Лизой.

    Вывод из всего этого следующий и в нашем обществе полно Чацких и Молчалиных. Одни честные и откровенные, гордые и самоуверенные имеющие свою точку зрения во всем. Другие тихие и спокойные соглашающиеся со всем лицемеры, которые думают одно, а говорят другое. Кривят душой и любезничают, для достижения своих целей.

    Сочинение Чацкий и Молчалин сравнение для 9 класса

    «Горе от ума» произведение, которое дает точную картину жизни московских дворян XIX века. В своем бессмертном творении А.С. Грибоедов постарался поднять основные проблемы этого времени: политический строй, крепостничество, сферу образования, человеческие взаимоотношения. Эти вопросы рассматриваются писателем с двух противоположных ракурсов: «нынешний век» в лице Александра Чацкого и «века минувшего», в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Загорецкого. Через борьбу Молчалина и Чацкого, Грибоедов попытался описать борьбу этих поколений.

    Александр Чацкий центральная фигура в пьесе. Это небогатый дворянин, получивший образование и обладающий умом и имеющим на все свою точку зрения, которую не боится высказать.

    В первую очередь, Чацкий активно выступает против системы крепостничества. С яростью и негодованием отзывается о том, как один помещик обменял слуг на породистых собак. Гнев его также вызывает поклон дворянства перед западом, где даже русская речь произносится вперемешку с французскими словами.

    Чацкий активно выступает и пропагандирует возрождение России. Стремиться бескорыстно служить Отечеству и приносить пользу обществу. Однако не желает лицемерить и быть подхалимом, лишь бы получить высокий чин и почет.

    Все разговоры об успешной карьере, богатстве, удачных и взаимовыгодных браках вызывают у главного героя желание бороться и попытаться изменить такое общество.

    А вот Алексею Молчалину в фамусовском обществе жить и существовать вполне комфортно. Угождать всем, кто выше его званию - в этом деле Молчалин удачно преуспевает. Своими главными достоинствами молодой человек считает: умение молчать, умеренность, аккуратность, услужливость и умение сохранять осторожность во всем. Он хорошо понимает, что безродному чиновнику нельзя пробиться в люди без поддержки людей, имеющих положение в обществе и власть. Лживость данного персонажа можно увидеть в его отношении к людям. Без зазрения совести Молчалин способен угождать и льстить Фамусову, 65 летней Госпоже Хлестовой, нашептывая ей слащавые комплименты, только чтобы «получить повыше чин».

    Различие Чацкого и Молчалина ярко проявляется в отношении к теме любви. Если Молчалин врет о своих нежных чувствах к Софье ради карьеры, то Чацкий способен на искренние чувства. Ради нее он пытается остаться в обществе, которое открыто считает его сумасшедшим и «опасным человеком». Чацкий страдает от того, что любимая девушка, поддавшись настроению своего окружения, выбрала мужем для себя человека удобного и недалекого, а не его, человека рассудительного и «алчущим знаний».

    К сожалению, общественно-социальные и любовные терзания Александра Чацкого остаются неразрешенными. Его прозорливый ум никак не может повлиять на застывший и безнравственный мир. Но стремление и желание Чацкого бороться с бюрократизмом и равнодушием общества, безусловно, характеризуют его как человека неординарного и прогрессивно мыслящего.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

      Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

    • Анализ рассказа Бунина Поздний час

      Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией

    • Анализ рассказа Житкова Как я ловил человечков

      Произведение Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков» - увлекательное, легкое для восприятия человека любого возраста, так как является знакомым каждому читателю своим эпизодом, ситуацией, в которой мог оказаться в детстве любой человек.

    • Зима – наиболее холодное из всех времен года. Однако многие ждут ее с нетерпением. Трескучие морозы сковывают льдом реки, образуя каток.

    • Образ Путешественника в романе Путешествие из Петербурга в Москву Радищева сочинение

      Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.



    Рассказать друзьям