Суди дружок не свыше сапога. Жанр - притча

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал:


Премьер-министр России Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому сегодня исполнилось 79 лет и поздравил его с днем рождения. Возле галереи главу правительства встречали именинник и министр культуры РФ Александр Авдеев.
В галерее представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна, портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков.
В во время осмотра галереи Путин задерживался у нескольких картин, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь".
Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.
Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.
"Им (мечом) как будто колбасу режут", - добавил Путин.
Глазунов отметил хороший глазомер премьера.
"Я детали подмечаю", - сказал Путин.

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...


Рассматривая картину "Вечная Россия", которая была создана в 1988 году и изображает всех ярких представителей России за долгий период, Путин спросил Глазунова: "Зачем Иосифа Виссарионовича (Сталина) в тройку посадили с Троцким?". Глазунов рассказал, что картину выстроил с исторической точки зрения, а Троцкий играл большую роль в истории России.

А эта грудь не слишком ли нага?"....


На картине изображены и святые Борис и Глеб. Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".
"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.

Увы, финала мы не дождёмся: для Глазунова сказать подобное "Самому" - дело невозможное.

Если же серьёзно, то это очередная серия спектакля «мы негры».

В белом государстве, где соблюдается европейский политес, вышеописанная ситуация просто невозможна. Невозможна не по соображениям этическим, эстетическим, идеологическим и каким бы то ни было ещё - а по формальным. ПО ПРОТОКОЛЬНЫМ, если угодно.

Ну представьте себе. Премьер европейской страны посещает выставку современного искусства, или, ещё лучше, экспозицию такового, посвящённую юбилею местного гения. Идёт премьер по залам, на стенах - хуи, какашки, вспоротые брюхи и прочее современное искусство. Премьер «глазом не моргнёт», улыбается, острит в дозволенных рамках, образованность не показывает. Перед полотном с зубастыми членами - «я, конечно, плохо разбираюсь в современном искусстве, но это мне слегка напоминает заседание бюджетного комитета». Неполиткорректные картины тщательно обходит, безобразий не замечает. Если в мастерскую к художнику заглянет - опять же, ничего, кроме гладкой вежливости и лёгкой иронии. В крайнем случае - «моя маменька, скорее всего, не стала бы это вешать у себя в спальне». Дальше художнику вешают на шею Малую Государственную Мядаль второй степени и выделяют приличествующий пенсион. И всё.

Ибо чиновник его уровня НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ МНЕНИЯ о некоторых предметах. Список каковых прилагается к документам о вступлении в должность. К этим предметам он может публично проявлять только одно отношение - «полупоклон, улыбка, вежливая ирония высокопоставленного дилетанта».

И вот искусство - любое - к таким предметам относится в обязательном порядке. Даже если ты тонкий ценитель живописи Возрождения - неважно. Ибо ПОРЯДОК ЕСТЬ.

Разумеется, это для белых. Для негров и советских был «сталинский стиль» - когда «первое лицо» не только позволяет себе, но и систематически УЧИТ всех вокруг: сталевара - как сталь закалять по-сталински, колхозника - как навоз разбрасывать марксистско-ленинским способом, учителя - как учить математике, не впадая в перегибы, ну а художника - как и что рисовать. Но это норма для государства опущенного ниже плинтуса, а отнюдь не поднимающегося с каких-либо колен.

А тут - «меч коротковат». И раболепно изогнувшийся холоп-подмалёвщик - «немедля поправим, барин». Это ж - - -

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Пусть сапожник судит не выше сапога

Пусть сапожник судит не выше сапога

С латинского: Ne sutor supra crepidam judicet [нэ сутор супра крэпидам юдицэт].

Слова, которые, по преданию, произнес знаменитый древнегреческий живописец Апеллес в ответ на замечания непрошеного советчика-профана.

Цитируется в качестве совета критикам - высказывать свое мнение только по тем вопросам, в которых они разбираются, и не судить о том, в чем они несведущи. А. С. Пушкин («Сапожник»):

Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбоченясь, сапожник продолжал:

«Мне кажется, лицо немного криво...

А эта грудь не слишком ли нага?»...

Тут Апеллес прервал нетерпеливо:

«Суди, дружок, не выше сапога!»

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник Из басни «Щука и Кот» (1813) И. А. Крылова (1769-1844), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Пусть всегда будет солнце Автор этих слов, популярных в России XX в., неизвестный мальчик 4-х лет, родившийся в начале 1920-х гг. Об этом свидетельствует статья, опубликованная (1928) в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» (№ 4-5). Она называлась «Приемы

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Пусть ненавидят - лишь бы боялись С латинского: Oderint, dum metuant [одэринт, дум мэтуант].Авторство этих строк обычно приписывают римскому императору Калигуле (12-41 н. э.), прославившемуся своим жестоким правлением. Действительно, как пишет римский историк Светоний («Калигула»),

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Пусть неудачник плачет Из арии Германна в опере «Пиковая дама» (премьера - 7 декабря 1890 г.) П. И. Чайковского, либретто к которой написал Модест Ильич Чайковский (1850-1916), брат композитора. Цитируется

Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

Пусть погибнет мир, но свершится правосудие С латинского: Pereat mundus et fiat justicia [пэрэат мундус эт фиат юстициа].Ошибочно приписывается миру юристов Древнего Рима. На самом деле принадлежит позднему европейскому Средневековью: это девиз императора (1558-1564) Священой Римской

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Пусть расцветают сто цветов Из речи «О правильном разрешении противоречий внутри народа» лидера Китайской компартии и главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна (1893 - 1976).В оригинале: Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ.Используется как

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Пусть сильнее грянет буря! Из стихотворения в прозе «Песня о Буревестнике» (1901) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936), в котором на языке символов выражен призыв к революционной борьбе: «- Буря! Скоро грянет буря!- Это смелый Буревестник гордо

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Откупщик и Сапожник (Le Savetier et le Financier)Басня (1668–1694)Богатый Откупщик живет в пышных хоромах, ест сладко, пьет вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день дает банкеты и пиры. Словом, жить бы ему да радоваться, но вот беда - Откупщику никак не удается всласть поспать.

Из книги Следствие ведут едоки автора Буренина Кира

"...Пусть эти скряги получат сполна" Благодаря одной курьезной истории с газом человечество имеет сегодня электричество. Вот как это произошло.Американский ученый и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847-1931) впервые задумался о возможности электрического освещения,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Пусть история ведет вас Вот главное, что я хотел бы, чтобы вы запомнили о структуре рассказа: пусть история, которую вы хотите рассказать, живет сама по себе, выбирает свой собственный путь и идет по нему. Все, что вы делаете, должно помогать ей двигаться вперед. Если вы

Из книги автора

Пусть они знают, как вы воспринимаете их поведение Если вы не находите намерения человека добрыми, то прямо скажите ему, как действуют на вас его комментарии или любая другая демонстрация негативного отношения к вашей работе. Но при этом свяжите свою реакцию с действием,

Из книги автора

Les trois font la paire Три сапога - пара 1957 - Франция (80 мин)· Произв. Gaumont (Клеман Дюур)· Реж. САША ГИТРИ· Сцен. Саша Гитри· Опер. Филипп Агостини· Муз. Юбер Ростен· В ролях Мишель Симон (комиссар Бернар), Филипп Нико (Жожо / Тедди и его партнер), Дарри Коул (режиссер), Софи Демаре

Из книги автора

Из книги автора

Пусть знают, что мы не промах! Если вы уже определили, каким видом спорта будете в свободное время восполнять дефицит движения в офисе, пришла пора выбрать место тренировок. Будет ли это спортивный зал, фитнес-центр или клуб, обязательно обратите внимание на следующие

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал:

Премьер-министр России Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому сегодня исполнилось 79 лет и поздравил его с днем рождения. Возле галереи главу правительства встречали именинник и министр культуры РФ Александр Авдеев.
В галерее представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна, портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков.
В во время осмотра галереи Путин задерживался у нескольких картин, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь".
Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.
Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.
"Им (мечом) как будто колбасу режут", - добавил Путин.
Глазунов отметил хороший глазомер премьера.
"Я детали подмечаю", - сказал Путин.

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...

Рассматривая картину "Вечная Россия", которая была создана в 1988 году и изображает всех ярких представителей России за долгий период, Путин спросил Глазунова: "Зачем Иосифа Виссарионовича (Сталина) в тройку посадили с Троцким?". Глазунов рассказал, что картину выстроил с исторической точки зрения, а Троцкий играл большую роль в истории России.

А эта грудь не слишком ли нага?"....

На картине изображены и святые Борис и Глеб. Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".
"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.

Увы, финала мы не дождёмся: для Глазунова сказать подобное "Самому" - дело невозможное.

Если же серьёзно, то это очередная серия спектакля «мы негры».

В белом государстве, где соблюдается европейский политес, вышеописанная ситуация просто невозможна. Невозможна не по соображениям этическим, эстетическим, идеологическим и каким бы то ни было ещё – а по формальным. ПО ПРОТОКОЛЬНЫМ, если угодно.

Ну представьте себе. Премьер европейской страны посещает выставку современного искусства, или, ещё лучше, экспозицию такового, посвящённую юбилею местного гения. Идёт премьер по залам, на стенах – хуи, какашки, вспоротые брюхи и прочее современное искусство. Премьер «глазом не моргнёт», улыбается, острит в дозволенных рамках, образованность не показывает. Перед полотном с зубастыми членами – «я, конечно, плохо разбираюсь в современном искусстве, но это мне слегка напоминает заседание бюджетного комитета». Неполиткорректные картины тщательно обходит, безобразий не замечает. Если в мастерскую к художнику заглянет – опять же, ничего, кроме гладкой вежливости и лёгкой иронии. В крайнем случае – «моя маменька, скорее всего, не стала бы это вешать у себя в спальне». Дальше художнику вешают на шею Малую Государственную Мядаль второй степени и выделяют приличествующий пенсион. И всё.

Ибо чиновник его уровня НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ МНЕНИЯ о некоторых предметах. Список каковых прилагается к документам о вступлении в должность. К этим предметам он может публично проявлять только одно отношение – «полупоклон, улыбка, вежливая ирония высокопоставленного дилетанта».

И вот искусство – любое – к таким предметам относится в обязательном порядке. Даже если ты тонкий ценитель живописи Возрождения – неважно. Ибо ПОРЯДОК ЕСТЬ.

Разумеется, это для белых. Для негров и советских был «сталинский стиль» - когда «первое лицо» не только позволяет себе, но и систематически УЧИТ всех вокруг: сталевара – как сталь закалять по-сталински, колхозника – как навоз разбрасывать марксистско-ленинским способом, учителя – как учить математике, не впадая в перегибы, ну а художника – как и что рисовать. Но это норма для государства опущенного ниже плинтуса, а отнюдь не поднимающегося с каких-либо колен.

А тут – «меч коротковат». И раболепно изогнувшийся холоп-подмалёвщик – «немедля поправим, барин». Это ж - - -

Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. У нее две существенные особенности:

1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.

2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.

Возник жанр притчи на Востоке, в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или аллегориями. АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos - иной, agoreuo - говорю) - это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл - урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои. Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.

ПРИТЧА - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, но редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха - самый главный, то, ради чего все написано или рассказано.

В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Более подробно о басне мы с вами поговорим в другой статье.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни "характера". Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это "человек вообще". Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог. Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча была рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам ("Притчи Соломоновы", "Евангельские притчи" и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к "высокому штилю". К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина "Сапожник" (1936):

«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не свыше сапога!"
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»

Современные литераторы включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Иногда рифмованные притчи пишутся сами по себе, как отдельное поэтическое произведение в жанре «Притча» , но требования к ним все те же. Повторим их еще раз.
Жанровые признаки притчи:

1. Малый объем.

2. Форма сказа.

3. Кольцевая композиция (иногда).

4. Сюжет из обыденной жизни.

5. Иносказание в сюжете.

6. Отвлеченное понятие в спрятанном во внешнем сюжете тема.

7. Нравоучение.

И все-таки, главный вывод, к которому мы приходим, изучая особенности данного жанра, это то, что притча, и особенно - евангельская притча, это произведение, которое открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как например, в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Милостыня».

А теперь было бы полезно разобрать произведения, написанные в жанре рифмованной притчи. Я сделаю это на примере конкурсных произведений пакета «Рифмованная притча», («Тематический конкурс МФ ВСМ, Председатель Жюри и организатор - Алмиханд, сентябрь 2014г)



Рассказать друзьям