Святая или грешная соня мармеладова. Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

У всех героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова, – кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня – девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец

Женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал “юродивой”, узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову “воскреснуть” благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не “дрожащую тварь”, не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

  • Соня Мармеладова Падшая Или Святая Об

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Роман “Преступление и наказание” написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о “счастье человечества” сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира. Думая, что ни в каком устройстве общества Read More ......
  2. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными Read More ......
  3. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он Read More ......
  4. Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему дает признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет Read More ......
  5. Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Read More ......
  6. В своем идеологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему персонажей, призванную раскрыть образ главного героя и развенчать его теорию “благодетельного тиранства”. Автор особо выделяет двух героев, которые советуют Раскольникову сделать явку с повинной. Это Порфирий Петрович Read More ......
  7. Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь. Она Read More ......
  8. Сонечка Мармеладова Характеристика литературного героя “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой Read More ......
Соня Мармеладова – падшая или святая?
Образ Сони Мармеладовой в христианской
мысли Ф.М. Достоевского
Введение
Исключительную роль в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского сыграло подаренною в Тобольске женами декабристов Евангелие, единственная книга, которую дозволялось иметь арестантам. Эта книга стала главной в библиотеке Достоевского. Никогда он не расставался с ней, она всегда лежала на виду на письменном столе, он брал ее с собой в дорогу. В этой книге около восьмидесяти помет, сделанных Достоевским, которому открылся смысл христианства. После каторги образ Христа становится для Достоевского существенным и определяющим началом его мышления – интеллектуального, эстетического и духовного. За два часа до своей кончины Достоевский, «подозвав к себе сына, передал ему Евангелие, прося бережно сохранять и никому не отдавать этой охранявшей его в жизни от всех заблуждений святыни». Анна Григорьевна не забывала о завещании Федора Михайловича. Евангелие хранилось в семье Достоевских «как дорогая незабвенная память о нем».
Достоевский – один из тех писателей, художественный мир которых есть форма отражениях их миропонимания, их мироотношения. Мораль Достоевского тесно связана с его религией. Любой читатель, вообще испытывающий связь с Богом («религия» от лат «связь», «связывать»), сможет почувствовать ее присутствие в творчестве Достоевского. Очевидно, вне христианства Достоевского нельзя вполне понять его творчество. Христианская мысль получила свое полноценное воплощение в позднем творчестве Достоевского, в том числе, конечно, в «Преступлении и наказании». И одним из главных образов, которые нельзя не рассматривать без христианской мысли, Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова - «великая грешница» и «святая»
Как пишут авторы книги «Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза», не спасением человечества, а себя самого Раскольников на протяжении романа до самого финала. Духовный путь Раскольникова пролегает через самоосуждение, но в самоосуждении героя (как это выплеснулось из подсознания в его бредовых видениях) парадоксально соединяются смирение и гордыня, главные грех и добродетель. Отсюда, Раскольников не готов признать себя «просто» грешником, но непременно - «великим, великим грешником», о чем свидетельствует, как уже отмечалось, переживание им своей вины как вины «всемирно-исторической». И тут оказывается крайне важным, что в финале рядом с ним находится Соня Мармеладова. Говоря условно, с окончанием романа миссия героини в судьбе Раскольникова еще не исчерпана. Любовь Раскольникова к Соне – путь к его воскрешению, к цельности его самосознания, к преодолению дисгармонии в жизни, к снятию личной трагедии в выходе из себя к целому мира, к жизни вдвойне.
Соня - дочь бывшего чиновника, титулярного советника Семена Мармеладова, от первого брака. Отец ее вновь женился - «из жалости» - на нуждающейся вдове Катерине Ивановне. И от этого брака есть дети. Муж начал пить, совершенно опустился, и роман начинается с того, что блуждающий по городу Раскольников попадает в распивочную, встречает там Мармеладова и узнает от него историю его бедствий: как на долю семьи выпала не только бедность, но и полнейшая нищета; как однажды измученная чахоткой Катерина Ивановна стала осыпать приемную дочь упреками, почему та не помогает семье, почему не делает того, что делают многие другие, - после чего она пошла на улицу и продала себя. Злые соседки доносят на нее - Соня вынуждена получить желтый билет проститутки, и теперь она содержит всю семью своим бесчестием.
Соня Мармеладова - это тоже трагическая героиня; она тоже вынуждена принимать решения в ситуации, когда «вопросы неразрешимы». «Ненасытимое сострадание» - то самоотречение, которое полностью обезоруживает ее, благодаря которому она приемлет каждую судьбу без суждения о ней, без осуждения ее, - приемлет полностью и искренне. Это самоотречение порождает в ней и ту гениальность сердца, при которой чужая судьба сопереживается как собственная - без какой-либо примеси собственных интересов, самоутверждения или ранимости. Соне присущ дар чистого, бескорыстного соучастия.
Однако, вера в исконный, изначальный, глубинный смысл жизни спасает Соню и возвышает ее над низостью бытия, печальной необходимостью продавать свое тело и пятнать свою душу. Соня верит в ежечасную возможность чуда, исходящего от Бога. «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одной каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву... Однако пусть не говорят и не пишут, - настаивает В. Кирпотин, - что нравственность Сони - это нравственность христианская». Именно вера позволяет ей жить своей жизнью. Евангелие для нее книга о жизни, о назначении человека на земле, книга, помогающая ей быть непреклонной в служении добру, жертвовать собой. Соня отстаивает религиозный способ жизни и верит, что все в «мире выражает волю творения». Соня Мармеладова живет, несмотря на всю окружающую ее грязь, жизнью истинной христианки: «Что ж бы я без Бога-то была?». Она ощущает Его живое присутствие.
Соня - «падшая», «блудница», «великая грешница», «юродивая», «дитя», «святая», «вечная Сонечка». В образе ее можно увидеть и черты Марии Магдалины, и черты Марии, матери Христа. Подобно первой она блудница, подобно второй она готова заступиться за всех. Готовя отдельное издание романа, Достоевский переработал эпизод, в котором герой говорит Соне, что он своей сестре «сделал сегодня честь», посадив Дунечку рядом с нею. Первоначально, в журнальной редакции, ответная реакция Сони выглядела так: «...сидеть со мной! Честь! Да ведь я недостойная!, я ведь бесчестная, я великая, великая грешница!» В правке писатель вычеркнул слова: «я великая, великая грешница!» Изменение это имеет не стилистический, а глубоко принципиальный характер: для истинно христианского смирения Сони Мармеладовой исключительность, выделенность даже в грехе невозможна.
В момент второго свидания с Соней Раскольников с «невыразимым ужасом» признается ей в преступлении. Соня отвечает на это признание состраданием. Она готова сострадать всем, всех оправдывать, так или иначе, всех наставлять «на путь истинный»… С этим образом Соню роднит и чисто внешнее сходство, о котором пишет Т.А. Касаткина. Одежда Сони. «На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок». Бурнус - это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому» (Толковый словарь Вл. Даля). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии - мафорий (одежду замужних палестинских женщин), более всего, конечно подходит бурнус. Зеленый цвет как цвет земной жизни вообще напрямую связан с образом Богородицы, Молельщицы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. «Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку». Побледневшее, похудевшее и осунувшееся лицо в результате чего всегда увеличиваются, как бы проступают - на лице глаза, выражение лица: привет, радость - в сочетании с робко протянутой рукой удивительно точно передает довольно трудно описываемое впечатление от икон с такого типа жестом - жестом моления, ласки и привета.
Здесь же – некая беззащитность. Но эта беззащитность неравнозначна слабости. Когда нужно, это «хрупкое существо» проявляет необыкновенную силу. Несмотря на всю свою любовь к Раскольникову, Соня без колебаний повинуется голосу собственной совести и противостоит Раскольникову при его попытках оправдать себя философией сверхчеловека. Она требует от него внутренней правды и готовности к искуплению вины, однако при этом глубоко сострадает ему: «Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками. <…> Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это …». Принесенные ею жертвы, можно сказать, естественны для нее. Когда она едет в Сибирь, атмосфера каторги помогает раскрыться лучшим сторонам се натуры. С тою же естественностью она берет на себя заботу о каторжниках, так что вскоре «матушка Софья Семеновна» становится известной и уважаемой личностью...
Свидригайлов рассказывает Раскольникову о своей невесте-ребенке: «А знаете, у ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской мадонны лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?». Раскольникову бросается в глаза другое - у Сонечки «лицо юродивой», но сам он не соотносит ее с Мадонной. Это соотнесение возникает у читателей исподволь.
Соня воплощает путь спасение Раскольникова. Нельзя не вспомнить о том, что Соня снимает квартиру у Капернаумов - фамилия, созвучная с местом Капернаум, которое неоднократно посещал Христос. И не случайно именно здесь Соня пытается воскресить Раскольникова, читая ему о том, как Христос воскресил Лазаря. В сущности, прежде чем увидеть, Раскольникову дано было - услышать.
Подготовление к тому, чтобы образ Богородицы был увиден героем и читателем, начинается постепенно, но откровенно и явно - с того момента, где описывается взгляд каторжников на Соню. Для Раскольникова их отношение к ней непонятно и обескураживающе: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. <…> Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения. <…> И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!..». Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы. Они сразу ее увидел. - и динамика описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений. Называют они ее «матушкой», «матерью», любят, когда она им улыбается - род благословения. Ну и - конец венчает дело - явленный образ Богоматери оказывается чудотворным: «К ней даже ходили лечиться».
Отношение каторжников к Соне совершенно непостижимо для Раскольникова. Он - неверующий - не видит явленного всем вокруг него. Нелюбовь каторжников к Раскольникову, их благоговейная любовь к Соне (и то, и другое - без видимых причин), и непонимание Раскольниковым их любви - все это лишь стороны одного вопроса: именно, вопроса о вере.
А отметки Достоевского в Евангелие неоднократно подчеркивают его страстное убеждение, что вера и жизнь, «живая жизнь» и жизнь вечная, органически, неотъемлемо связаны. И жизнь, истинная жизнь невозможна без веры. «…Я сложил для себя символ веры, в котором для меня все ясно и свято. Этот символ <…>: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, <…> и быть не может. <…> Если бы мне кто доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной», - писал Достоевский.
Уже то, что Соню принимают как свою заступницу каторжники, заставляет предположить, что лучшего названия для явленной ее посредством иконы, нежели чем «Споручница грешных», не придумать. Но и само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым, - чудо над грешником, отвернувшимся от Бога (т.е. - самым безнадежным, в каком-то смысле), во спасение. Явление Сони перед героем, подобное, по мнению Т.А.Касаткиной, чудесному обнаружению, «творению» иконы. Интересно, что сразу за «творением» иконы, следует поклонение ей Раскольникова. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье…».

Заключение
В. Кирпотин пишет: Раскольников «бросил родных он теперь совершенно один, ему нужна Соня, как союзница в борьбе за осуществление своего призвания и своей миссии. Раскольников призывает Соню покинуть ее веру и пойти с ним по его пути, для осуществления его целей: Соня должна оставить Христа, поверить в Раскольникова, убедиться в его правоте, попытаться вместе с его средствами, исцелить и искоренить страдания». Сближаясь с Соней, Раскольников оставляет родных, людей, морально чистых и необремененных мыслью о всемирном порядке, считая себя не достойным их любви. «Я сегодня родных бросил,- сказал он, - мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал... у меня теперь одна ты,- прибавил он. - Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Он почувствовал внутреннюю близость с Соней, «преступившей» и вместе с тем оставшейся по эту сторону «дрожащей твари» благодаря своему смятению и боли: «Ты тоже переступила.... смогла переступить...». Но когда Раскольников хочет вовлечь ее в свои «сверхчеловеческие» рассуждения о том, кто имеет право на жизнь, а кто нет, она возражает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы?». Это раскрывает ее благоговение перед непостижимостью святого. Ее христианское самопонимание сводится к тому, что она, никак себя не оправдывая - уже одно желание «понять» означало бы попытку оправдать - и будучи убеждена в своей вине, продолжает жить, послушная велению Божию, готовая к покаянию и исполненная такого доверия к Богу, которое она едва ли когда-нибудь выразила бы словами, обращенными к Богу.

Список используемой литературы:

    Ашимбаева Н.Т., Сердце в произведених Достоевского и библейская антропология// Достоевский в конце XX века, издательство «Классика плюс», М., 1996.
    Бурсов И.Б., Личность Достоевского, издательство «Советский писатель», Л., 1974.
    и т.д.................

Тема: Соня Мармеладова – святая или грешница? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Класс: 10

Цели:

Раскрыть образ Сони Мармеладовой;

Понять, почему Соня – нравственный идеал писателя;

Показать, что Соня сильнее Раскольникова, что именно она ведет его к вере и покаянию.

Эпиграф: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Евангелие от Матфея

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, кого мы можем назвать грешником, а кого – святым человеком?

На доске (экране) два определения

Святой человек - человек, живущий по Законам Божиим, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религий, а также сумевший побороть грех в собственной душе.

Грешник – тот, кто имеет грехи, живет во грехе, исполненный греха.

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос нашей темы? (Узнать, какие поступки делают Соню грешницей, а какие – святой)

3. Работа по теме урока

- Для того чтобы понять, что делает Соню святой, а что грешницей, нужно хорошо знать библейские сказания. Сегодня мы будем работать таким образом: на доске вы увидите цитаты, ваша задача – доказать, нарушает их Соня или соблюдает.

В процессе работы заполняется таблица (цитаты можно взять из таблицы)

То, что делает Соню святой

То, что делает Соню грешницей

1. «А я вам говорю не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку вою, обрати к нему и другую (…) Просящему у тебя дай» (Новый Завет)

Соня на грубое обращение Катерины Ивановны отвечает добром, стремиться помочь, даже переступив через моральные устои.

2 . «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя» (Апостол Павел)

Соня идет на самопожертвование ради других.

«Не прелюбодействуй» (библейская заповедь)

Занимается проституцией, чтобы помочь семье

3. «Бог есть любовь», «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Почитай отца и мать» (Ветхий Завет)

Соня любит отца-пропоицу, жестокую мачеху, прогнившего Лужина, убийцу Раскольникова.

4. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея)

Прощает всех, кто так или иначе причиняет ей боль.

5. История Иисуса Христа, который пошел на самопожертвование. Он, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (послание евреям от апостола Павла)

Страдает духовно и физически – это путь к искуплению вины и вечной жизни, это роднит Соню с Иисусом.

6. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей» (Евангелие)

Соня искренне и твердо верит в Бога, единственна книга, которую она читает – это Евангелие, сломить ее веру не может даже Раскольников, который выступает как змей-искуситель.

7. «Научай их законам Божьим, указывай им путь Его» (Ветхий Завет)

Соня ведет Раскольникова к вере к любви, к прощению через страдания.

4. Подводи итоги

Учитель:

- «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит», «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Евангелие от Луки)

Ребята, посмотрите, что у нас получилось: того, что делает Соню святой, гораздо больше, чем делает ее грешницей. Так что же мы выберем: Соня – святая или грешница?

Ученики:

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…



Рассказать друзьям