Татьяна толстая биография личная жизнь. Биография татьяны толстой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Титулованный фигурист Алексей Ягудин стал чемпионом мира и Европы в 18 лет, а через четыре года завоевал олимпийское золото, подтверждая высокое звание победителя. В России сегодня он единственный 4-кратный чемпион мира по фигурному катанию. Он настоящий профи, и победы в специализированных турнирах - тому подтверждение. 18 марта, в день рождения Алексея Константиновича, остановимся на 15 интересных фактах из его биографии.

1. Алексей Ягудин родился 18 марта 1980 года в Ленинграде. Он рос болезненным ребенком, и чтобы оздоровиться и закалиться, родители отдали его, 4-летнего, в секцию фигурного катания. Отец почти не уделял внимания своему сыну, так что первыми спортивными достижениями Алексей обязан маме. Родители развелись, когда мальчику исполнилось 8. А теперь и вовсе сын и отец живут в разных странах - Алексей в России, а Константин - в Германии.

2. Самое интересное, что тяга к этому виду спорта у Алексея проявилась гораздо позже, примерно в подростковом возрасте, когда начал тренироваться у Алексея Мишина. В 13 лет Ягудин становится четвертым на своем первом чемпионате мира среди юниоров, а в 1996-м выигрывает этот чемпионат.

На чемпионате мира 1997-го Алексей взял бронзу, в этом же году побеждает на чемпионате Европы, занимает 5 место на Олимпийских играх в Нагано (1998), выигрывает чемпионат мира. К этому же времени относятся победы в Кубке Финляндии, Кубке России, в соревнованиях «Чемпионской серии».

3. Общеобразовательную школу Алексей Ягудин тоже окончил чемпионом, получив серебряную медаль (1997). В этом же году он стал студентом Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
4. 1998 - переломный год в спортивной биографии Ягудина, он ушел от тренера Мишина, который стал больше внимания уделять другому перспективному спортсмену- Е. Плющенко, к Т.А. Тарасовой и уезжает тренироваться в Штаты.
5. В сезоне 1998-1999 отмечен блестящими победами Ягудина в 11 турнирах из 13, в том числе в международных соревнованиях, организуемых Федерацией фигурного катания США, в Кубке наций (Германия), в Trophée Eric Bompard (Франция). Знаковыми стали победы на чемпионате мира среди профессионалов, куда впервые были допущены «любители», чемпионате Европы (1999), в финале Гран-при (1999) и на чемпионате мира (1999), где Ягудин получил не только за техническое исполнение максимальный балл, но и за артистизм и пластику удостоился высокой оценки - 5.9.

6. На чемпионате Европы-2000 Ягудин, выступая в гипсе, выигрывает короткую программу. Однако произвольную он катает хуже и в итоге становится серебряным призером. Рискованная смена произвольной программы незадолго до начала мирового первенства приносит Алексею Ягудину победу на этом турнире. Он становится первым в истории России фигуристом-одиночником, который завоевал мировой чемпионский титул три раза подряд!

7. Настоящим триумфом для Алексея стала победа на Олимпиаде-2002. Его номер «Человек в железной маске» стал эталоном одиночного катания.

На чемпионате мира-2002 Ягудин становится единственным на сегодняшний день в истории фигурного катания в России 4-кратным чемпионом мира и установив рекорд в короткой программе «Зима», получив максимальный балл.

8. В сезоне 2002-2003 Алексей Ягудин выигрывает ряд полупрофессиональных турниров, становится 2-кратным чемпионом мира среди профессионалов. Однако боль в бедре, с которой прежде можно было как-то справляться и кататься, становится нестерпимой, и Алексей принимает решение отказаться от дальнейшей борьбы. В короткой программе «Гонки» на Skate America (2002) он занимает первое место. Зрители провожают фигуриста овациями.

9. В ноябре 2003-го Ягудин заявил о завершении спортивной карьеры, однако продолжает занимать победные места в турнирах профессионалов, участвовал в мировых ледовых шоу.

10. По возвращении в Россию Алексей решил снова участвовать в ледовых баталиях, например выступил в проекте «Звезды на льду» (2006) в паре с телеведущей Оксаной Пушкиной, а «Ледниковый период» (2007) откатал с певицей Викторией Дайнеко, в 2008-2009 - с актрисой Валерией Ланской, в шоу «Лед и пламень» (2010) - с Марией Кожевниковой.

11. Попробовал себя Алексей в качестве сценариста, написав множество сюжетов для передачи «Хочу все знать с Михаилом Ширвиндтом». Проявил себя как певец, записав несколько клипов с Викторией Дайнеко. Участвовал в танцевальном шоу «Болеро».

12. Снимался Алексей Ягудин и в кино. Дебютировал в роли главного персонажа Романа Козырева из спортивного мелодраматического сериала «Жаркий лед» (2008).

В драматическом сериале «Сердце капитана Немова» (2009) Ягудин предстал в образе моряка Игоря Петелина.

В мелодраме «Маша и Медведь» (2012) Алексею принадлежит роль Ильи.

13. Алексею приписывают романы с Еленой Бережной, Киоко Иной, Анастасией Горшковой, певицей Александрой Савельевой, телеведущей Яной Батыршиной и гимнасткой Лейсан Утяшевой. Сегодня живет в гражданском браке с олимпийской фигуристкой в парном катании Татьяной Тотьмяниной. В 2009-м у пары родилась дочь Лиза, мечтающая, как мама и папа, красиво кататься на коньках.

14. Засветился Алексей и как нарушитель правил дорожного движения. В 2003-м в Штатах он был наказан за превышение скорости и езду в нетрезвом виде. По решению Высшего суда города Хартфорда ему пришлось пройти «специальную программу для впервые осужденных за вождение в нетрезвом виде».
15. В арсенале Алексея Ягудина 1 бронзовая и 9 золотых и медалей, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003). В 2003-м он признан лучшим спортсменом года, удостоившись премии «Слава».

Алексей Ягудин – один из самых прославленных российских спортсменов. Он – фигурист высшего эшелона, настоящий профессионал. Это спортсмен, на которого можно равняться и к достижениям которого нужно стремиться.

Алексей Ягудин родился в Ленинграде 18 марта 1980 года. Когда Леша был совсем маленьким, отец оставил семью.

Фигурным катанием он начал заниматься в 4,5 года. Леша был болезненным ребенком, и чтобы укрепить здоровье мама решила отдать его заниматься фигурным катанием. Первое время мальчик относился к занятиям без особого энтузиазма, воспринимая их только как способ оздоровления, а не серьезный спорт. В то время ему хотелось вырасти и стать шофером грузовика или автобуса.

Однако он подавал серьезные спортивные надежды, и преподаватели это заметили. С 12 лет с Лешей стал заниматься один из известнейших советских тренеров – Алексей Мишин. Он был первым тренером, с которым мальчик добился значимых побед в спорте. Более того, он выбился в число лучших российских фигуристов.

Буквально через год, выступая на Чемпионате мира среди юниоров, Алексей завоевал четвертое место, а еще через два года стал первым. Со всех других соревнований юный фигурист тоже уезжал с медалями.

В 98-м году Алексей ушел от своего прежнего тренера к Татьяне Тарасовой. Причин для ухода было несколько, одна из них заключалась в том, что Мишин в то время начал тренировать Евгения Плющенко – основного конкурента Ягудина на соревнованиях. В тот же год Алексей уехал жить и работать в США.

Он стал фаворитом среди представителей российской сборной по фигурному катанию. Его выступления не были похожи на номера соперников по команде, он был самобытен и необыкновенно артистичен. В его программах всегда присутствовали сложнейшие элементы, которые он выполнял очень технично.

За свою спортивную карьеру он выиграл четыре чемпионата мира, три чемпионата Европы, одну Олимпиаду, дважды выигрывал Гра-при по фигурному катанию. Алексей – заслуженный мастер спорта России.

Правда, есть один странный факт в его биографии – он ни разу не становился победителем чемпионата России, ему все время доставались то вторые, то третьи места.

Сезон 2002-2003 года стал для спортсмена последним в любительской карьере. Травма, полученная в 2001-м году, стала давать о себе знать с новой силой так, что однажды ему пришлось сойти с соревнований за несколько минут до выхода на лед.

Тем не менее, уйдя из любительского спорта, Алексей стал строить профессиональную карьеру и дважды завоевывал титул чемпиона мира среди профессионалов. Выступать ему приходилось, принимая сильные обезболивающие препараты. В 2007- м году ему пришлось перенести операцию по замене тазобедренного сустава.

В 2006-м на телевидении стартовал проект «Звезды на льду ». Алексей принял в нем участие, сразу же став любимцем телезрителей. Затем были проекты «Ледниковый период» , «Лед и пламень» , «Болеро» с его участием. В последующих проектах он принимал участие в качестве ведущего, что у него также блестяще удавалось.

Алексей, как талантливый человек, ярко проявлял себя в различных ипостасях: он снимался в кино и видеоклипах, он участвовал в театральных постановках, снимал сюжеты для программы «Хочу знать», судил игры КВН.

Личная жизнь Алексея Ягудина

Алексей обладает приятной внешностью, и у него было немало бурных романов, как с коллегами по цеху, так и с артистками и певицами. Но его женой стала фигуристка Татьяна Тотьмянина . Вместе они с 2008-го года. Хоть их брак и не зарегистрирован официально, но молодые люди считают себя настоящей семьей. В 2009-м у них родилась дочка Лиза.

А в ноябре 2015-го должна появиться на свет вторая дочка. Супруги с нетерпением ждут этого радостного события.

О многих других росийских спортсменах, их истории, биографии и тайны личной жизни читайте

03/05/2011

Писатель, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в литературной семье. Является внучкой по одной линии – писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской, по другой - известного литературного переводчика Михаила Лозинского.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (латинский и греческий), который окончила в 1974 г.

Вышла замуж и вслед за мужем, москвичом, переехала в Москву, где устроилась на работу корректором в "Главную редакцию восточной литературы" при издательстве "Наука".

В 1983 г. она написала свой первый рассказ, опубликованный в том же году в журнале "Аврора". Позднее она печаталась в "Новом мире" и других крупных журналах. В последующие годы ею были написаны рассказы "Свидание с птицей" (1983), "Соня" (1984), "Чистый лист" (1984), "Река Оккервиль" (1985), "Охота на мамонта" (1985), "Петерс" (1986), "Спи спокойно, сынок" (1986), "Огонь и пыль" (1986), "Самая любимая" (1986), "Поэт и муза" (1986), "Серафим" (1986), "Вышел месяц из тумана" (1987), "Любишь - не любишь" (1984), "Ночь" (1987), "Пламень небесный" (1987), "Сомнамбула в тумане" (1988), "Лимпопо" (1990), "Сюжет" (1991), "Йорик" (2000), "Окошко" (2007).

В 1987 г. в Москве вышел сборник ее рассказов "На золотом крыльце сидели...", в который вошли тринадцать рассказов Толстой, среди которых: "Милая Шура" (1985), "Факир" (1986), "Круг"(1987) и др. После издания сборника Татьяну Толстую приняли в члены Союза писателей СССР.

Затем у нее вышли сборники рассказов "Любишь - не любишь" (1997), "Сёстры" (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), "Река Оккервиль" (1999), "День. Личное" (2001), "Ночь" (2001), "Двое" (в соавторстве с Наталией Толстой) (2001), "Изюм" (2002), "Круг" (2003),"Белые стены" (2004), "Женский день" (2006), "Не Кысь" (2007), "Река" (2007), "Кысь. Зверотур. Рассказы" (2009).

В 2000 г. был опубликован первый роман Толстой "Кысь", вызвавший много откликов и ставший очень популярным. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 г. в эфире государственной радиостанции "Радио России" был осуществлен проект литературного сериала.

Татьяна Толстая известна не только как писатель, но и как журналист. Ее эссе, очерки, статьи, печатавшиеся в 1990-1998 гг. в газетах "Московские новости" и "Русский Телеграф", в 1998 г. были изданы в сборнике "Сестры".

Татьяна Никитична долгое время жила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (город Саратога Спрингз) и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New-Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х гг. на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2002 г. Толстая принимала участие в телепередаче "Основной инстинкт". С этого же года стала неизменной ведущей (совместно с Дуней Смирновой) телевизионного ток-шоу "Школа злословия" на канале "НТВ". В соавторстве со Смирновой написала книгу "Кухня "Школы злословия".

Татьяна Никитична была постоянным членом жюри шоу "Минута славы" (1-3 сезоны) на Первом канале.

Татьяна Толстая - лауреат премии "Триумф" за 2001 г.

В 2003 г. она была удостоена награды в области телевидения "ТЭФИ".

В 2010 г. стала обладателем приза в номинации "Новая культура новой Европы", который ей был вручен на ХХ Международном экономическом форуме в польском городе Крыница-Здруй (Малопольское воеводство).

У Татьяны Толстой два сына: Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева, и Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ. Живет в США.

Татьяна Никитична Толстая (род. 3 мая 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) - российская писательница, публицист, литературный критик и телеведущая. Лауреат литературной премии «Триумф» (2001) и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).

Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира. В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году вышла замуж за филолога-классика А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переехала в Москву, где поступила на работу в Главную редакцию восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.

1983-1989: Литературный успех

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был тепло встречен как читателями, так и критикой. При этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Не все советские критики однозначно высоко оценили первые литературные произведения Толстой. В частности, её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books (англ.)русск. , The New Yorker , TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000-2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза», а также литературную премию «Триумф». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

Творчество Татьяны Толстой

Татьяна Толстая часто рассказывает о том, как начала писать рассказы. В 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глазах, которую в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать.

Татьяна Толстая

Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков».

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…». Её называют одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“».

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма».

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом журнале, где публикует частично или полностью тексты, которые включаются в дальнейшем в её книги. С её блогом в «Фейсбуке» неоднократно возникали скандалы (Аркадий Бабченко, Божена Рынска) и эмоциональную редакцию интернет-сообщества о возможности либо невозможности предъявления счётов за оказанную ранее помощь.

Период рассказов

Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна.

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет.

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».

Семья

  • Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
  • Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
  • Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.
  • Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
  • Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
  • Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
  • Сестра - Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
  • Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
  • Брат - Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
  • Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале.
  • Младший сын - Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат.

Телевидение

  • 12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
  • С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия».
  • Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Библиография

Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами:

  • «На золотом крыльце сидели…»: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 198 с.
  • Любишь - не любишь: Рассказы. - М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. - 381 с.
  • Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы. - М.: Изд. дом «Подкова», 1998. - 392 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Река Оккервиль: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2005. - 462 с.
  • Двое. - М.: Подкова, 2001. - 476 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Кысь: Роман. - М.: Подкова, 2001. - 318 с.
  • Изюм. - М.: Подкова; Эксмо, 2002. - 381 с.
  • Круг: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2003. - 345 с.
  • Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 608 с.
  • Белые стены: Рассказы. - М.: Эксмо, 2004. - 586 с.
  • Кухня «Школы злословия». - М.: Кухня, 2004. - 360 с. (В соавторстве с А. Смирновой)
  • Женский день. - М.: Эксмо; Олимп, 2006. - 380 с.
  • День. Личное. - М.: Эксмо, 2007. - 461 с.
  • Ночь: Рассказы. - М.: Эксмо, 2007. - 413 с.
  • Река: Рассказы и новеллы. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
  • Кысь. Зверотур. Рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
  • Та самая Азбука Буратино. - М.: Розовый жираф, 2011. - 72 с. (В соавторстве с О. Прохоровой)
  • Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 480 с.
  • Девушка в цвету. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-17-086711-0.
  • Войлочный век. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 14 000 экз.

В переводе

  • On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
  • The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
  • White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды

  • Лауреат премии «Триумф» (2001)
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» (2003)
  • Лауреат премии «ТЭФИ», совместно с Авдотьей Смирновой (2003)
  • Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» ХХ Международного экономического форума в Польше (2010)
  • Лауреат «Премии Белкина» за повесть «Лёгкие миры» (2014)
  • Вошла в шорт-лист литературной «Премии Саши Чёрного» (повесть "Лёгкие миры")

Татьяна Толстая - фото

Татьяна Толстая - цитаты

Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства. Ты ведь «Муму» читал? Понял притчу? Как он всё молчал‑молчал, а собака‑то погибла.

Татьяна Никитична Толстая. Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Российская писательница, публицист, литературный критик, педагог, журналистка и телеведущая.

Происходит из древнего и известного в России рода Толстых.

Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.

Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.

"Мой предок Петр Андреевич Толстой был как бы первым начальником ФСБ - при Петре Первом. Он - душитель царевича Алексея. То есть он сам его не душил, он его просто выкрал и вывез из Италии. Дело в том, что царь Алексей Михайлович, как ты знаешь, был женат дважды. И Петр был его единственным ребенком от второй жены. А Толстой Петр Андреич был родственник царя по первой жене, они были в каком-то двоюродном родстве", - рассказывала она.

Кстати сказать, умирая, царевич Алексей проклял Петра Андреича Толстого и все его потомство до двадцатого колена. Хотя в чем именно заключается проклятие, неизвестно.

Знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой доводится ей "кем-то типа семиюродного дедушки". Далеко, но тоже родственник.

Отец был физик, оптик. Профессор Ленинградского университета. Сотрудник оптического института ГОИ, лауреат Сталинской премии.

Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.

Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.

Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).

Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр.

Сестра Наталия Никитична Толстая - писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ. Брат Иван Никитич Толстой - филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны, обозреватель Радио «Свобода». Брат Михаил Никитич Толстой - физик, политический и общественный деятель.

Татьяна Толстая в программе у Познера

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

Затем вышла замуж и переехала в Москву. Там устроилась работать корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами...».

По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. "Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов" , - рассказывала она.

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели...», опубликованный в журнале «Аврора». Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов.

Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах.

В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели...» .

После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Критика восприняла ее литературные произведения насторожённо. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону.

В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» - старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства и т.п.

С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books , The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах.

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф».

Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира.

В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт».

В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь» . Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала.

В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Она получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза».

В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия» , вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу». Программа выходила до 2014 года.

Школа злословия - Ксения Собчак

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

Рост Татьяны Толстой: 157 сантиметров

Личная жизнь Татьяны Толстой:

С мужем - Андреем Лебедевым - познакомилась во время учебы в Ленинградском университете. Он - сын известного генерала. По образованию также филолог.

Они поженились в 1974 году - после того, как Толстая окончила университет. Вскоре переехали из Ленинграда в Москву.

У них родились двое сыновей. Старший - и меньший - Алексей. Сейчас это довольно известные личности. Артемий стал известным веб-дизайнером и разработчиком макетов для многих сайтов, а также создал собственную студию дизайна.

Алексей - программист и фотограф, который живет и работает в Америке.

Библиография Татьяны Толстой:

1987 - «На золотом крыльце сидели...»: Рассказы
1997 - Любишь - не любишь: Рассказы
1998 - Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы
2005 - Река Оккервиль: Рассказы
2001 - Двое. (в соавторстве с Н. Толстой)
2001 - Кысь: Роман
2002 - Изюм
2003 - Круг: Рассказы
2004 - Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой
2004 - Белые стены: Рассказы
2004 - Кухня «Школы злословия». (в соавторстве с А. Смирновой)
2006 - Женский день
2007 - День. Личное
2007 - Ночь: Рассказы
2007 - Река: Рассказы и новеллы
2009 - Кысь. Зверотур. Рассказы
2011 - Та самая Азбука Буратино. (в соавторстве с О. Прохоровой)
2014 - Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе
2015 - Девушка в цвету
2015 - Войлочный век



Рассказать друзьям